Отдельные голоса против VII вселенского собора в галльской церкви слышались до конца IX и даже до X в. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН   Курсивом обозначены страницы предыдущего III тома лекций, прямым шрифтом — страницы настоящего IV тома.   Абу Юсуф 191. Августин бл. 47. 81–3. 94. 95. 97. 102. 108. 130. 132. 141. 163. 174. 188. 203. 204. 269. 271. 272–3. 277-8. 199. 215. 269. 294. 393. 398. Август имп. 214. 256. Авдишо (Ebedjesu) 177. Авит имп. 185. Авксентий медиол. 74. 75. 76. 260. Авраамий диакон 165–6. Авраам католикос 446. Аврелиан арльский 425. Аврелиан имп. 46. Аврелий карфаг. 108. 270-1. Аврелит Симмах 53. 93. Агапит. I папа 140. 167. 309. 382. 383. Агапий еп. 226. Агафон папа 309. 291. 490. 493. 495. 199. Агафон чтец 159. Агобард 585. Адриан I папа 311. 518. 544–7. 530. 581. 582. 585. Адриан II папа 499–500. Азелл пресв. римск. 270. Аймерих антиох. 501. Акакий верийский 149. 169. 193. 194. 196. 199. 222. 223. 224. 225. Акакий кесар. 243. 64. 73. 74. 78. 80. 81. 85. 557. Акакий конст. 159. 184. 203. 300–2. 304. 311–2. 322 —331. 359. 363. 373. Акакий мелитинский 214. 227-8. 232. 322. Акепсим нодвижник 173. Акилан вивлский 237. Аларих 92. Александр авильский 427. Александр алекс. 22. 158. 188. 233. 2. 7. 8-10. 11. 13. 16–22. 25. 27. 29. 32. 45. 59. Александр антиох. 149. 212. 274. 280. 330. 119. 174. Александр архим. мон. Марона 503 Александр иерапольский 176. 225. 226. Александр иерус. 243. Александр команский 180. Александр конст. 19. 24. Александр Север 177. Александр фессал. 262. 20. 22. 47. Александр (имя русских импер.) 564. Алексий Мосиле 575–6. 579. Алкуин 313. Алипий тагастский 201. Али бну-Ахмад Муджибу-д-даулат 190. 192. Амантий 360. Амвросий медиол. 30. 73. 74-80. 91. 93. 97. 124. 125. 138. 141 148. 174. 187. 216. 225. 260. 276. 277. 110. 117. 224. 235. 269. Amélineau 281. Amelli 259. 264. Аммиан Маркеллин 109. 181. Аммоний 161–2. Аммон 239–240 . Амфилохий икон. 104. 526. Амфилохий сидский 238. 285. 299. 317. 327. Анастасий алекс. 449. Анастасий антиох. 310. 434. 551.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В это время прибыл в Рим Иоанн Талайя и подал папе формальную жалобу на Акакия. Новый папа Феликс III реагировал чисто в римском духе. Он послал в Константинополь двух епископов и одного юриста (дефенсора Тутуса) с письмом к императору и Акакию. Посольству даны были инструкции держать связь с акимитами, как твердыми защитниками Халкидона. Легатов сразу по прибытии в Константинополь взяли под почетный арест. Письма у них отобрали, убедив отдать их добровольно. Te сдались и согласились сослужить с Акакием. В их присутствии Акакий внес имя Петра Монга в диптихи. Это значило, что римская церковь публично признает положение, созданное Энотиконом. Но акимиты возмутились этой дипломатией и донесли в Рим. Возвратившиеся легаты нашли папу уже осведомленным и разгневанным. 28 июля 484 г. Римский собор из 77 епископов низложил легатов и отлучил их, а также низложил и дерзкого патриарха Акакия. В вину Акакию вменялось то, что он позволил императорской власти распоряжаться судьбой Халкидонского собора, не известив папу, который был одним из создателей этого собора. Сверх этого Акакий виноват в том, что не откликнулся на запрос папы и злоупотребил доверчивостью папских послов. «Multarum transgressionum reperivis obnoxius», — писал папа в отлучительном письме. «Ты лишен священства, отлучен от кафолического общения и от числа верных. Ты не имеешь больше права ни на имя иерарха, ни на священные действия. Таково осуждение, которое налагается на тебя судом Духа Святого и властию апостольскою, носителями каковой мы являемся». Но на Востоке трудно было провести в жизнь этот строгий приговор. Это был разрыв не с Акакием, а co всей Восточной церковью. Но, конечно, не папа Феликс его создал. Он его лишь выявил. Скрытно его создал Акакий. Он соединился с монофизитами, презрел Халкидонский собор и так же скрытно презрел Рим. Ничего не сообщил Риму и даже не ответил на прямой запрос его. а неприятности, вытекавшие из этого разрыва, переложил на папу. Акакий, конечно, мыслил себя главой всей имперской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Тем не менее, в том же 1960 г., архимандрит Акакий (Паппас-старший) склонил иерархов РПЦЗ архиепископа Чикагского Серафима (Иванова) 345  и епископа Детроитского Феофила (Ионеску) 346 к самочинному посвящению его в архиерейский сан. Рукоположение архимандрита Акакия во епископа Талантийского, состоявшееся 9/22 декабря 1960 г. в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Детройта (штат Мичиган), носило конспиративный характер и было скрыто от оглашения в церковной среде. Примечательным в этой истории является тот факт, что в хиротонии старостильнического епископа принял участие румынский епископ юрисдикции РПЦЗ Феофил (Ионеску), совершавший богослужения по новому календарному стилю. Впоследствии данное обстоятельство неоднократно служило поводом для критики «флоринитской» иерархии со стороны «матфеевской» юрисдикции 347 . Епископ Акакий (Паппас-старший) при посвящении получил ставленническую грамоту следующего содержания: «Серафим, архиепископ Чикагский и Детроитский. Справка. Через настоящую подтверждаю, что я, вместе с еще одним каноническим епископом нашей Русской Зарубежной Церкви, совершил акт хиротонии почтеннейшего Архимандрита Акакия во епископа Талантийского. Хиротония была совершена 9/22 декабря 1960 г. в городе Детройт, в пределах моей епархии и я полагаю, что законно, несмотря на то, что это произошло без ведома нашего Архиерейского Синода. В заверение этого я поставил свою подпись и епархиальную печать. Серафим, архиепископ Чикагский и Детроитский» 348 . По возвращении в Грецию епископ Талантийский Акакий возглавил управление «флоринитским» Синодом Церкви ИПХ в должности председателя Церковного Совета. Генеральным секретарем Совета был избран архимандрит Хризостом (Киюсис) 349 . Вскоре после хиротонии официальный орган «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции «Голос Православия» опубликовал сообщение о том, что архимандрит Акакий каноническим образом хиротонисан во епископа Талантийского иерархами, чьи имена сознательно умалчиваются. Несмотря на засекреченность означенного архиерейского посвящения, о хиротонии старостильнического епископа иерархами Русской Зарубежной Церкви стало известно из публикаций в религиозной газете «Типос-Орфодоксос-Христианикос» 350 . Относительно данного происшествия Синоде РПЦЗ имел особое разбирательство и осудил деяние архиепископа Серафима, объявив ему выговор 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об отношениях Златоуста к другому епископу, Акакию Веррийскому, один из обвинителей говорил на соборе, что будто первый оскорбительно держал себя относительно второго. Говорилось, что Златоуст высокомерно относился к Акакию и не хотел ни слова говорить с ним. Разумеется, ничего такого не было. А было вот что: Акакий по некоторым делам пребывал в Константинополе. Златоуст, как обычно, пригласил его остановиться на епископском константинопольском подворье. Акакий принял предложение, но остался недоволен приемом Златоуста. Престарелый и уважаемый Акакий ожидал, что архиепископ Константинопольский устроит его жизнь со всевозможным комфортом. Но ничего такого не последовало. Ведя жизнь чрезвычайно простую, Златоуст не считал нужным делать какие-либо приготовления для приема гостя: он принял его совершенно запросто. Акакий вообразил, что Златоуст поступил так из каких-то задних целей, прогневался на хозяина и, уезжая от Иоанна, сказал константинопольским клирикам: " Хорошо же, я заварю ему кашу " (ollam condio). Вот та историческая почва, на которой выросло обвинение, что будто Златоуст плохо обходился с уважаемым епископом Акакием. Златоуста обвиняли еще за то, что будто он коварно держал себя в отношении к епископу Гавальскому Севериану, - говорили, что будто он строил интриги против этого епископа и возбуждал против него константинопольских архимандритов. Клевета, по всей вероятности, пущена в ход самим Северианом, человеком тщеславным и пустоватым. Севериан долгое время оставался в Константинополе во времена Златоуста. Но сами побуждения, по которым он это сделал, не заставляют уважать Севериана. Один финикийский епископ, по имени Антиох (Птолемаидский), приезжал в Константинополь, говорил здесь проповеди, но не даром. За свои проповеди он брал деньги - неизвестно, в виде ли подарка, или в виде заранее условленной платы со стороны слушателей. Само собой понятно, что это могло быть только при условии, что проповеди Антиоха нравились византийцам. Духовное красноречие принесло Антиоху большие денежные барыши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Мы привели эти послания для того, чтобы каждый из любознательных, взыскующих истины веры, видел, что мы не без основания ведем речь против некоторых, но стараемся основываться на действительных доказательствах. Впрочем, полуариане и сами снова разошлись со своими единомышленниками, вследствие свойственной людям ненависти и зависти, насмехаясь одни над другими и желая первенствовать друг перед другом. Тогда взяла силу часть тех полуариан, которые были на стороне Василия, Георгия, Силуана и прочих, имея с собою, как бы правую руку, царя Констанция. Потом взяли верх Евдоксий, Георгий александрийский и Евзой Антиохийский; а Василий в Георгий Лаодикийский с своими приверженцами стали иметь меньше значения, хотя прежде были очень сильны. Из них некоторые опять отделились от этой ереси и собора и таким образом секта Ариан распалась на три части. Акакий, епископ Кесарии палестинской, вместе с Мелетием и с Уранием тирским и Евтихием елевферопольским, по зависти и ненависти к Кириллу иерусалимскому , стали против Василия, Георгия лаодикийского, Силуана тарсийского, Елевзия кизического, Македония константинопольского, Евстафия севастийского и Аниана антиохийского. Восстав против них, Акакий ополчился на них и произвел большую смуту. Таким образом случилось, что имевшие одинаковое мнение стали потом держаться различного исповедания, разноглася между собою, и наконец, отделившись, распались на три толка. Акакий и его приверженцы не признавали Сына единосущным, не признавали и тварью, как одну из тварей, и хотя оставались теми же, но по обстоятельствам времени скрывали свои мысли и умалчивали о наименовании Сына тварью, а в сущности были вполне тоже, что и Ариане. Но в то время они притаились и ничего другого не мыслили, как то, чтобы как-нибудь устоять, и это ради тех, которые к ним пристали и были по происхождению православными, а потом стали лицемерами, подчинились воле царя и его боялись и имели вражду друг на друга: Евтихий елевферопольский, от блаженного Максима иерусалимского, епископа – исповедника, принявший чистую веру в православие, пристал к Акакию из-за вражды к Кириллу. Бывши некоторое время православным, он лицемерил, чтобы удержать за собою престол, как и другие многие епископы палестинские. Ради их Акакий и его приверженцы, имея ту же лютость и неистовое зловерие, на время вовсе не пускали в ход своего учения, ни утверждали, ни отрицали. Но когда, по приказанию царя Констанция, епископы собрались в Селевкии, называемой дикою, в Исаврии, они предлагают иное исповедание веры, а не то православное и прекрасно составленное, которое было установлено отцами в городе Никее, и высказали оное притворно, как будто по простоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Итак, видя, что он ежедневно до крайности бедствует, как купленный раб, при встрече с ним неоднократно спрашивал я его: “Что, брат Акакий, каково сегодня?” – и он немедленно показывал мне то посиневший глаз, то шею, то голову избитую. Я же, зная, что он труженик, говорил ему: “Хорошо, хорошо, терпи, и получишь пользу”. Так прожив у немилостивого сего старца девять лет, Акакий отошел ко Господу. Через пять дней по его погребении в усыпальнице отцов наставник Акакиев пошел к одному бывшему там великому старцу и говорит ему: “Брат Акакий умер”. Как скоро услышал сие старец, говорит сказавшему: “Поверь мне, старец, не верю этому”. Тот отвечает: “Поди и посмотри”. Старец немедленно встает, вместе с наставником блаженного страдальца приходит в усыпальницу, как к живому, взывает к сему действительно живому и по успении своем и говорит: “Умер ты, брат Акакий?” И этот благопокорный делатель послушания, оказывая послушание свое и по смерти, отвечал великому старцу: “Как возможно, отец, умереть человеку – делателю послушания?” Тогда старец, бывший Акакиевым наставником, пришедши в страх, со слезами пал лицом на землю; потом, у игумена лавры испросив келью близ гроба, жил уже в оной целомудренно, говоря всегда отцам: “Я сделал убийство”. И мне кажется, отец Иоанн, что разговаривавший с мертвым был сам великий Иоанн. Ибо и другую повесть, как будто о ком другом, пересказывала мне блаженная душа его; был же это действительно он сам, как мог я впоследствии узнать достоверно и узнал. «–      Другой некто», – говорил Иоанн, – в той же обители в Азии жил у одного монаха, кроткого, скромного и безмолвного. И видя, что старец обходится с ним почтительно и как бы небрежет о нем, прекрасно рассуждает, что это для многих опасно, и умоляет старца отпустить его от себя. Старец же имел у себя другого ученика, и для него было сие не очень прискорбно. Итак, отходит он и по письму своего наставника помещается в одном общежительном монастыре в Понте. И в первую ночь, как вступил в сей монастырь, видит во сне, что какие-то люди ведут с ним счет, и по окончании сего страшного счета остается он должником, и долг его простирается до ста лир золота.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скажи мне, отче, говорил Акакий, приветствовав св. старца, скажи мне, для чего ты с таким удовольствием принимаешь на себя весь этот труд подвижничества? И когда тот отвечал: служение Богу драгоценнее для меня тела, и души, и жизни, и всего, необходимого в жизни, и я стараюсь по возможности чистосердечно служить Господу и беспрестанно во всем угождать Ему, Акакий сказал: я покажу тебе способ послужить Богу более, нежели сколько ты служишь теперь, и говорю это не по одному только своему соображению, но по наставлению самого слова Божия. Господь, спросивший некогда Петра, любит ли он Его больше других, и узнав, о чем знал прежде ответа Петрова: ты знаешь, что я люблю Тебя, 13 сказал ему, каким подвигом он угодил Ему больше. Если любишь Меня, говорит, паси овец Моих, паси агнцев Моих. Так, отче, нужно поступить и тебе: стаду угрожает опасность погибнуть от волков, а его крепко любит Тот, Кто горячо любим тобою; любящим же свойственно делать приятное любимым. Иначе не малая угрожает опасность и вред твоим великим и многим подвигам, если ты равнодушно будешь смотреть, что истина так угнетается, а поклонники её обольщаются, приманкой же к обольщению их служить самое твое имя. Предводители Ариева богохульства бесстыдно разглашают, будто ты участвуешь в их нечестивом учении. Иулиан, никогда до сих пор не оставлявший любимой пустыни и давно не ходивший по городским площадям, к неописанной радости православных, явился вместе с Астерием и Акакием в Антиохию, православные ободрились и воодушевились на защиту истинной веры. Около времени второго Вселенского собора, преп. Акакий был вызван из уединенной келлии и поставлен на кафедру Верейской епископии. Теперь для его высоких способностей открылось обширное поприще деятельности, и деятельности самой плодотворной. Около шестидесяти лет управлял Акакий верейскою церковью, служа для своей паствы правилом истинной веры, образом кротости, учителем воздержания, охраняя её от лжеучений. В тоже время его деятельность была направлена и на служение Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После того, как прочитано было нечестивое послание Нестория, еп. Кирилл высказал на соборе предложение спросить кого следует о беседах Нестория устных, чтобы таким образом еще проверить мысли Нестория, изложенные в его послании к св. Кириллу; собор определил спросить некоторых епископов, коим пришлось иметь разговор с Несторием в Ефесе; Феодот, епископ Анкирский, на соборе объяснил, что Несторий как в послании упорно отвергал, что Богу Слову, т. е. Единородному, можно приписывать что-либо человеческое, считая это унизительным для Него, так и в разговоре повторял то же самое. Как там, т. е. в послании, утверждал, что о Боге нельзя говорить, что Он питался млеком, или родился от Девы, так и здесь, т. е. в разговорах устных, неоднократно говорил, что о Боге нельзя сказать, что Он двух или трех месяцев. И это слышали от него не мы одни, замечает Феодот, но и многие другие. Тоже свидетельство об устных беседах Нестория дал на соборе Акакий, епископ Мелитинский. «Нелепыми своими вопросами, – объяснял Акакий собору, -Несторий старался принудить собеседников или совершенно отвергнуть, что Божество Единородного воплотилось, или допустить, что вместе с Богом Словом воплотилось Божество и Бога Отца и Св. Духа. Потом, продолжал Акакий, при другой беседе вступил в разговор один из бывших с ним епископов, который утверждал, что иной есть Сын, претерпевший страдания, и иной – Бог Слово. Я не мог вынести такого богохульства, заключил Акакий, простился со всеми и ушел». Бее это не оставляло никакого сомнения в том, что Несторий нечестиво мыслил о Божественном достоинстве лица Искупителя. Чтобы лжеучение Нестория выставить еще более в ясном свете и, вместе, чтобы представить наивозможно полное опровержение на него, собор определил прочитать извлечения из блаженных отцов, епископов и мучеников, имевшие отношение к главному предмету исследования: прочитали извлечения из книги св. Петра, епископа Александрийского, св. Афанасия Великого , Юлия, папы Римского, св. Феликса, папы Римского, Феофила епископа Александрийского, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

69 На соборе 1554 года против ереси Матвея Башкина и его единомышленников, Кассиан, к удивлению всего освященного собора. Неожиданно принял сторону одного из еретиков, старца Исаака Белобавева, а также стал хулить книгу преподобного Иосифа Волоцкого , написанную им против жидовствующих, – и оба еретика подверглись небесной каре: Исаак Белобаев вскоре умер, а у Кассиана отнялись рука, нога и язык; расслабленный, он оставил епископию и удалился в монастырь, но и тут продолжал еще придерживаться еретического образа мыслей. 70 Кассиан, без сомнения, был осужден собором 1554 года, но ввиду постигшей его небесной кары, земного наказания ему, вероятно, не было назначено. Он оставался на соборе до самого конца его, 71 и только 11-го марта того же 1554 года на место Кассиана поставлен в Рязань Гурий, игумен Троицкий. 72 Конец епископа Кассиана был очень печален. Уже после своего осуждения Кассиан однажды отправился на богомолье в Вологодскую епархию, поклониться преп. Дмитрию Вологодскому, и тут затеял ссору с епископом Вологодским Киприаном, за то, что последний не встретил и не чествовал его. В сильном гневе пошел Кассиан на поклонение преподобному, не помирившись с Киприаном, – и в этом случае, как и прежде, небесная кара постигла гордеца: у него поворотилась голова назад, в таком состоянии он и умер. – Любопытные сведения о епископе Кассиане мы заимствуем из одного исторического документа XVI века, под заглавием: «Сказание вкратце о соборе на Матвея на Башкина на еретика, и о епископе Касьяне Резанском» 73 . С именем епископа Кассиана нам придется еще встретиться при дальнейшем изложении истории Стоглавого собора. Акакий, епископ Тверской и Кашинский, постриженник Иосифова Волоколамского монастыря, с 30-го марта 1522 года епископ Тверской. 74 Прежде его считал родным братом знаменитого Иосифа Волоцкого , но в настоящее время доказано, что Акакий Тверской и Акакий Санин – два различных лица. 75 После продолжительного управления Тверской епархией, Акакий, достигнув глубокой старости, 76 оставил епископию года за 3 – 4 до смерти и умер в 1567 году в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем Акакий подал государям челобитную, в которой между прочим заявлял: «По древней лести диавольской позавидовал архимандрит Хрисанф, что привез он (Акакий) ради царского здравия некую часть честного древа и иные святые мощи и присылал к нему своего человека, чтобы никому о том не объявлял, если хочет себе добра. Он же не хотел изменить своего намерения и потому оболгал его, Хрисанфа, в Посольском приказе, будто все, что он привез, краденое». Акакий умоляет царей освободить его из заточения и запретить Хрисанфу писать об нем к патриарху Досифею, что будто бы он на него клевещет, «ибо тогда патриарх (Досифей) грамотою своею его, конечно, погубит». Эта челобитная Акакия, подкрепленная, вероятно, ходатайством за него Лихудов, имела успех. Акакию велено было давать обычное для архиереев-просителей содержание и сверх того ему дано было 10 руб. на милостыню, «так как святыню свою он не повез к польскому королю или венецианскому князю, но к ним, великим государям». Тогда Досифей прислал в Москву новую грамоту, в которой заявляет, что Акакий «был хиротонисан от беззаконников некиих, или образом беззаконным, того ради епископом называться не достоин, посему и низвержен от Цареградского великого Собора и от нас самих». Затем Досифей описывает соблазнительные похождения низверженного Акакия в разных странах, где он выдавал себя за действительного епископа и называл себя то архиепископом Иоппии, то епископом андрусским, то уполномоченным от Святого Гроба на сбор пожертвований. Досифей просит заточить лжеепископа в какой-нибудь дальний монастырь. Так как в это время пришла в Москву грамота Константинопольского патриарха и Собора, вполне подтверждавшая донос Досифея на Акакия, то этот лжеепископ-авантюрист был сослан нашим правительством в город Казань, где, вероятно, он и умер (7201 г. 33). 514 Хотя и при таких условиях едва ли возможно было ожидать, чтобы у нас мог действительно выработаться и прочно водвориться какой-либо особый тип греческой именно школы, уже просто потому, что такой школы не выработалось и у самих греков. Досифей, настаивая на обучении в московской школе только греческому языку и безусловно изгоняя латинский, требовал от Лихудов и их преемников почти невозможного, тем более что он ради господства у нас греческого языка готов был сузить московскую школу, этот первый рассадник образования на Руси, до пределов только специально церковной школы, в которой бы не забавлялись около физики и философии, как это было при ненавистных ему Лихудах. Читать далее Источник: Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях/Н.Ф. Каптерев. - Изд. 2-е. - Сергиев Посад : Изд. кн. магазина М.С. Елова, 1914 (Тип. Вильде). - 567, IX, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010