Святительское служение св. Кирилла было исполнено тревог и бедствий. Первоначальным виновником бедствий св. Кирилла сделался Акакий, митрополит Кесарии Палестинской, рукополагавший его во епископа. Акакий начал враждебно относиться к архиепископу Иерусалимскому. В качестве митрополита Палестинской области, он стал унижать честь и достоинство кафедры Иерусалимской, не смотря на то, что первый вселенский собор своими определениями поставил ее выше кафедры Кесарийской. Св. Кирилл защищал права Иерусалимской кафедры против притязаний Акакия и тем возбуждал еще большую неприязнь со стороны последнего. К тому же Акакий был жаркий арианин и старался всячески вредить св. Кириллу, не разделявшему его догматических воззрений. Под влиянием своих разногласий с св. Кириллом, он искал предлога, чтобы подвергнуть церковному наказанию Иерусалимского святителя. Такой предлог и действительно скоро представился ему. В Иерусалиме обнаружился страшный голод. Бедствие удручало жителей, которые целыми толпами обращались к своему архипастырю за помощию. Сердобольный Кирилл роздал бедствующим все церковныя деньги, а так как этих денег все же не хватило на удовлетворение нуждающихся, то св. Кирилл решился распродать все драгоценные церковные сосуды и занавесы и вырученныя от продажи деньги роздать тем же голодающим. Действия Иерусалимского святителя заслуживали похвалы, но не так отнесся к ним Акакий, воспользовавшись при этом, во вред св. Кириллу, следующим обстоятельством: какой-то гражданин увидал на актрисе одну из тех вещей, которыя он пожертвовал в Иерусалимскую церковь , узнал от нея, что она приобрела вещь от купца, а купец сообщил ему, что вещ продана ему св. Кириллом. Это обстоятельство дало Акакию возможность обвинять св. Кирилла в растрате церковной собственности. В качестве местного митрополита, Акакий собрал собор из подвластных ему епископов и заставил их объявить св. Кирилла низложенным с кафедры. Это было в 357 году. Иерусалимский святитель принужден был покинуть и кафедру и свой родной город.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Что касается действий Геласия против Петра, то корни их лежат в политике папы Феликса III (см. прим. 184), кото-рый принял в Риме бежавшего Иоанна Талайю и отлучил Акакия Константинопольского и Петра Монга. Геласий же, став папой, составил послания, в которых утверждал, что Акакий без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, ранее (в 477 г.) низложенного, так как Акакий – всего лишь подчиненный (суффраган) митрополита гераклейского, а епископ Александрии, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры, т.е. папе римскому. 580 Акакий (ум. в 489 г.), патриарх Константинополя с 472 г. Он был пресвитером в Константинополе и поддерживал сношения с монофизитами. В начале своего понтификата Акакий демонстрировал свою лояльность Риму, отвергнув энциклику императора Василиска (476 г.), который осуждал учение Халкидонского собора. Однако когда Зенон восстановил свою власть, Акакий вернулся к некоторым своим взглядам: его считают автором «генотикона», изданного в 482 г. Тогда же он прилагает много усилий для усиления прерогатив Константинопольского патриархата. В частности, ярким примером такого усиления были события в Александрии – борьба Петра Монга и Иоанна Талайи за место патриарха (см. прим. 200). См. также прим. 184 об Акакиевой схизме. 581 Гонорат Антонин, жил во время правления короля вандалов Гизериха (429–477 гг.). Ок. 437 г. он написал Epistola cohortatoria испанцу Аркадию (причиной ссылки православного Аркадия можно назвать то, что вандалы были арианами, см. об этом у Виктора Витенского). Константина (бывш. Цирта), столица Нумидии, расположенная на берегу реки Ампсагас. 582 Цереалий, епископ Castellum Ripense в Африке. Он присутствовал на семинаре католиков и ариан, который состоялся в 484 г. по приказу короля вандалов Гунериха. Цереалий написал «Книгу против Максимина арианина». Максимин был епископом Наррагары в Проконсульской Африке. 583 Король вандалов Гунерих в 480/481 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Акакий, епископ верейский, живший в конце 4-го и первой половине 5-го века, был великий подвижник и славный деятель на поприще служения христианской Церкви. 12 Подвижничеству учился Акакий у преп. Астерия в лавре Гиндарской, в которую поступил еще в молодости. На первых уже порах он столько преуспел в подвигах воздержания, молитвы, терпения, что сравнился с самыми строгими подвижниками лавры, давно уже несшими благое иго Христово. Посещая нередко, вместе с Астерием, месопотамского подвижника Иулиана, Акакий от этого подвижника усвоил себе многие прекрасные качества: ревность о благе Св. Церкви, снисходительность к немощам ближних, простоту в обращении, благоразумие и рассудительность в делах. Природный здравый ум его, просвященный чтением и изучением слова Божия, еще более был возвышен и укреплен благодатию Христовою. Акакий владел даром слова и необыкновенною силою убедительности. Неудивительно поэтому, если он сделался скоро известен и за пределами своей обители, и на него уже в это время православные обращали взоры, особенно в бедственные для Церкви дни. Так в жестокое гонение преданного арианской ереси императора Валента, в Антиохии господствовали еретики и всеми силами склоняли на свою сторону православных, отнимали у них храмы и не позволяли им собираться в городе для богослужения; был тогда изгнан и сослан в заточение и предстоятель Антиохийской Церкви Мелетий и враги распространили в народе слух, что и великий отшельник Иулиан с ними единомыслен. В это бедственное время пресвитеры Антиохийской Церкви Флавиан и Диодор, единственные защитники православных, обратились в Гиндар к преп. Акакию и убедили его идти вместе с учителем его Астерием к Иулиану, этому общему светилу Церкви, защитнику евангельского учения, просить его оставить жизнь пустынную и прийти на помощь к тысячам православных, погибающих от обольщения, и росою своего пришествия потушить арианское пламя. Поспешил в отдаленную пустыню Акакий, сопровождаемый Астерием, и силою своего слова убедил великого отшельника прибыть в Антиохию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в) Когда на константинопольскую кафедру взошел Акакий, то невозможно было ожидать, чтобы он был приверженцем Халкидонского собора – чистой крови. Прошлое Акакия сомнительно. Он, еще будучи пресвитером, поддерживал сношения с монофиситами, и дело доходило до того, что грозили даже сломать скамью, на которой он сидел при богослужении, если он не прекратит своих сношений с еретиками. Возведение его было благоприятно для врагов церкви, и они были правы. Акакий был не прочь пойти на мировую. Недаром монофиситы считали его своим. Однако, когда Василиск в 476 или 477 г. издал на имя Тимофея Элура свое εγκκλιον: «πσους μεν υπερ ορθς», которым отменял «решительно все, сделанное в Халкидоне» (παν το γενμενον), предавал анафеме и под страшными угрозами запрещал учить согласно с томосом Льва и халкидонским вероопределением или даже только упоминать об этих двух памятниках, из-за которых произошла такая смута и нестроения во святых Божиих церквах, – то патриарх константинопольский Акакий не только не принял этого окружного предписания, но в союзе с Даниилом столпником и другим ревнителями стал на защиту Халкидонского собора, одел черными тканями престолы в церквах, и произвел такое впечатление на умы, что в Константинополе поднялось волнение, стоившее Василиску престола. Напрасно этот узурпатор думал поправить свой ложный шаг изданием ντεγκκλιον’а: «Τν νωθεν κα εξ ρχς». Было уже поздно. Тем не менее содержание этого «противоокружного предписания» весьма характеристично: значение томоса Льва и халкидонского вероопределения восстановляется несколько глухо (император объявляет, что древняя апостольская православная вера имеет оставаться нерушимо и во всей силе, все распоряжения императора относительно веры в εγκκλιον или других документах отменяются), авторитет Халкидонского собора – яснее (Несторию и Евтихию – анафема, и другому собору по вопросу об этих ересях не бывать), а значение 28 правила – уже совсем explicite («благоговейнейшему и святейшему патриарху и архиепископу Акакию возвращаются епархии, в которых престол царствующего града имеет право хиротонии»). Это показывает, какой стороной рассчитывал Василиск подействовать на Акакия. В свою очередь Акакий едва ли сам не был составителем «соединительного послания» (ενωτικον) Зинона (482 г.) к епископам египетским: «ρχν κα σστασιν», которое о Халкидонском соборе только умалчивало, но отнюдь его не отменяло. И Акакий, поддерживая «энотикон», зорко следил, чтобы и Петр Монг александрийский ничего не затевал против Халкидонского собора. Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Акакий Новый Акакий Новый     Преп. Акакий Новый               Преподобный Акакий Новый родился в селении Голица, в Эпире. Он происходил от простых, но благочестивых родителей и во святом крещении назван был Анастасием. Едва только Анастасий достиг юношеского возраста, как должен был заняться домашним хозяйством, по случаю смерти его отца, который оставил его с малолетним братом и матерью сиротами. Прискорбно было добронравному юноше Анастасию в тот период жизни, когда ему желательно было заняться учением грамоте, лишиться родителя и вместо него заправлять домашним хозяйством, вследствие чего он остался неграмотным. Но Творец Небесный за лишение грамотности умудрил его премудростью свыше и оградил его страхом Своим. Анастасий с особенной ревностью любил ходить в церковь Божию, где, со вниманием слушая чтение Священного Евангелия и также поучительные беседы о совершенной евангельской жизни и о последователях оной, которые доблественно кончили свои подвиги и после многотрудной постнической жизни отошли в вечный покой. Все это воссеменяло юное его сердце: он хотя млад был телом, а ум имел взрослого и вместо обычных детских игр старался ревновать о той высокой жизни, которую указал Господь наш Иисус Христос в священном Своем Евангелии. Когда Анастасий пришел в совершенный возраст, тогда его мать предложила ему сочетаться законным браком, но целомудренный юноша и слышать не хотел о женитьбе, ибо сердце его, горевшее любовью к Иисусу Христу, влекло его подобно жаждущему еленю на источники водныя, т.е. не к семейной, а уединенной жизни, вследствие чего он в свободное от хозяйственных трудов время уединялся от всех и где-либо в тишине воссылал молитвы к Богу. Начало такой жизни юному подвижнику весьма нравилось, и он со всей ревностью начал усердно проходить добродетельную жизнь, которая со временем сделалась для него как бы необходимой потребностью, так что иногда случалось, что он из своего уединения от сладости молитвы и Божественного утешения забывал возвращаться домой. Подобный образ жизни смущал его мать, у которой было одно лишь желание - видеть Анастасия поддержкой ее в старости, а потому неоднократно увещевала его жениться. Но ни просьбы, ни угрозы матери не могли поколебать его, ибо он положил твердое намерение сохранить себя целомудренным. Его душа желала иноческой жизни и работать Господу в удалении от мира. Вследствие этого он на 23-м году своего возраста удалился в пределы Загоры и там поступил в монастырь, называемый Суровия, основанный святым Дионисием Олимпийским во имя Св. Троицы, близ селения Макриницы, где, после обычного искуса в монастырских послушаниях, был пострижен в монашество с именем Акакия.

http://isihazm.ru/?id=579

Что же касается заявления патриарха, что будто бы ранее он совсем не знал ничего об Арсении, то это опровергается показанием Арсения во время производства следствия над ним, что он обо всем рассказал ранее патриарху Паисию, который его простил, благословил и дал ему от себя разрешительную грамоту, которая теперь и находится у него, Арсения. Против этого показания Арсения ничего не возразили. Очевидно, что разрешительная грамота Паисия действительно была у Арсения. 511 Этот Акакий в письме к племяннику Досифея Хрисанфу называет себя его двоюродным братом, заклинает его именем Бога Вышнего и душою общего великого их дяди и госпожи тетки, чтобы не был против него в Москве, куда он едет, причем замечает: «От дяди же своего (Досифея) никакого добра не видали, как сам он (Хрисанф) знает». Со своей стороны, Хрисанф показывал в Посольском приказе, что Акакий, родом из Пелопоннеса, пришел в Иерусалим, где сделался диаконом и служил брату Досифея Каллисту, но потом обокрал его и бежал в Кипр, причем захватил у старца часть Животворящего Древа и другую святыню. Затем Акакий появляется в Морее, где обманом сделался епископом, а потом пробрался в Венецию, а теперь едет в Москву. Хрисанф просил арестовать Акакия и отобрать у него украденную им часть Животворящего Древа. Когда 18 марта 1693 года епископ Акакий приехал в Москву, то спрошенный о честном древе, показал, что при нем есть часть оного, ради святыни и исцеления болящих, что он приобрел эту часть древа в Иерусалиме, живши восемь лет у патриаршего брата, который был ему двоюродный дядя и любил его, как сына, и благословил его сам крестом, от которого многие получили исцеление. Бывши в венецианском лазарете и увидав здесь одного беснующегося солдата, осенил его трижды этим крестом, и тот исцелился. И у него самого дорогою опухло лицо, он попросил ехавшего с ним архимандрита осенить его честным древом, и болезнь миновалась. Попросили епископа дать список находящихся у него мощей, но он отказался исполнить эту просьбу, заявив, что держит мощи у себя как неоцененное сокровище, ставленную же свою грамоту объявил, которая, однако, по рассмотрении показалась очень сомнительною, почему Акакий и заключен был пока в Новоспасский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Однажды, стоя на молитве, он пришел в восторженное состояние и увидел стоящего возле него преподобномученика Романа в белой одежде, у которого лицо сияло, как солнце. Старец было обрадовался, что видит страдальца Христова в такой славе, но Роман стал отворачиваться от него и показывать вид неудовольствия. Старец понял, за что негодует на него святой мученик, т.е. за то, что он оставил прежнюю пещеру, в которой они долгое время провели вместе в постнических трудах и где он приготовлялся к мученическому подвигу. А потому преподобный Акакий, сознавая свою вину, пал к ногам св. преподобномученика Романа и стал просить у него прощения. Когда же старец встал на ноги, то преподобномученик стал невидим. Вследствие этого видения Акакий возвратился обратно в прежнюю свою пещеру, где удостаивался несколько раз видеть преподобномученика Романа, который, как видно и после страдальческой своей кончины, духом не разлучался от старца. Впоследствии преподобный Акакий возле этой пещеры устроил собственными трудами небольшую келью, в которой неисходно пребывал до самой своей кончины, а если когда и выходил, то ради таких посетителей, которые близки были к нему в отношении духовной жизни. Между тем, слава о его созерцательной жизни разнеслась на далекое пространство, и несмотря на его совершенное удаление, все-таки к нему приходили многие за советами, а другие, получив от него наставление, не желали возвращаться обратно, но строили при его пещере для себя кельи и оставались его учениками, предав себя его руководству. Преподобный Акакий имел благоговение ко всем святым, а наипаче к преподобному Максиму Кавсокаливиту, который, говорил он, многократно удостаивал его своего явления. А когда враг наводил на него уныние, он призывал сего святого в помощь и чувствовал благодатное его предстательство. Преподобный Максим являлся ему обыкновенно в священническом облачении, осияваемый небесной славой и сопутствуемый безмерным множеством монахов, озаренных райским светом. Кроме тех Божественных утешений, которые Господь посылал чрез откровения Своему угоднику, он удостоился получить от сладчайшего Иисуса Христа дар прозорливости: многим предсказывал то, что должно было с ними случиться, и открывал сердечные их тайны. Самый вид преподобного производил дивное действие на страдавших от помыслов. Стоило только посмотреть на его лицо, чтобы умиротворить сердце и чувства! Имя Иисусово он постоянно носил в своем сердце; когда же случалось ему произносить оное устами, то всегда из уст его исходил пламень, что неоднократно удостоился видеть один благочестивый духовник иеромонах Сильвестр.

http://isihazm.ru/?id=579

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Акакия Память 7 мая Святой Акакий пострадал за исповедание имени Христова в царствование Максимиана 3002 и именно в третье гонение на христиан, воздвигнутое этим императором по наущению диавола. Происходил святой Акакий из Каппадокии 3003 , был саном воин в звании сотника и служил в полке мартисийском 3004 под начальством полковника Фирма. В то время царем Максимианом было приказано отыскивать христиан не только в городах, но и в рядах воинов; и если находился в числе воинов кто-либо веровавший во Христа, такого повелено было предавать суду и мучениям; в том случае, если христианин не оказывал повиновения указу царскому, его должно было предавать смерти. Вследствие такого распоряжения, полковник Фирм призывал к себе каждого воина поодиночке и расспрашивал всякого, какова его вера: и если оказывалось, что кто-либо из его воинов веровал во Христа, то Фирм всячески, и ласками и угрозами, принуждал его к идолопоклонству. Действуя так, Фирм многих, нетвердых в вере и боязливых, христиан совратил в язычество. Когда Фирм призвал к себе сотника Акакия, то сей последний во всеуслышание сказал: – Среди христиан рожден я, христианином я и останусь; свидетелем в этом да будет мне Сам Господь Иисус Христос; не только отец и мать моя, но и мои деды и прадеды были христианами: потому христианином останусь и я. После этих слов святого, Фирм начал склонять его к идолопоклонству и ласками, и угрозами; он три раза призывал его к себе и увещевал его исполнить приказание царское. Однако видя, что Акакий остается непреклонным, Фирм приказал заключить его в оковы и отослать к военачальнику Вивиану. В то время, как военачальник Вивиан восседал на судилище и допрашивал других исповедников Христовых, к нему подошел комментарисий 3005 Антонин и сказал: – Вчера полковник мартисийского полка Фирм заключил в оковы своего сотника Акакия; ныне он присылает его к тебе, потому что Акакий не повинуется указу царскому и исповедует веру христианскую. Тотчас Акакий был представлен на допрос к военачальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сначала Акакий ревностно подвизался в постах, бдениях и молитвах, но потом поддался искушениям дьявольским и, никому не сказавшись, в глубокую и мрачную ночь вышел из скита Предтечи, сам не зная куда. После семичасового блуждания он пришел в обитель Котломушскую, а из нее в монастырь Симопетрский. Тут он стал просить у игумена позволения остаться в Симопетре. Позволение дано, но Акакий через несколько дней произвел соблазн в обители и за это его выслали оттуда. Господь вразумлял Акакия: ему явился однажды во сне некоторый из старцев Афонских, уже отошедший в мир горний, и повелевал возвратиться к духовнику Никифору, но Акакий оказался непослушным и при этом, и пошел в монастырь Хилендарский; но и тут опять не ужился. Что оставалось ему делать? В одном месте не уживается, из другого высылают. К счастью тут Акакий понял, что должно искать счастья не в селе, а в самом себе; возвратился к духовнику, стал беспрекословно принимать и исполнять все назначаемое ему, а чрез это и нашел мир своему сердцу и достиг такого нравственного совершенства, что от духовного умиления глаза его сделались приснотекущими источниками, изливающими обильные слезы (Аф. Пат. Ч. 2, стр. 265–267). Теперь смотрите: нашел ли себе счастье и покой Акакий, когда ушел из скита Предтечи, в котором указал ему жить Бог ? Увы, напротив видим, что переходя с места на место он пришел в нравственное расстройство и близок был к падению. И только тогда, когда возвратился в свой скит, опять стал на путь спасительный. Так бывает почти и со всяким из иноков, которые без нужды бегут из одного монастыря в другой. Частое перехождение указывает ясно, что в таких людях нет настоящего сознания того, в чем состоит истинное монашество, а есть только малодушие и нерассудительность. А при таком положении, понятно, человек нигде не найдет себе покоя и все далее и далее будет от собственного спасения. В виду же этого и живите, будущие иноки, если Господу угодно будет исполнить ваше желание быть таковыми, там, где Бог велел и будьте терпеливы и великодушны.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Поселившись на Малее, преподобный Фома подвизался в посте и молитве, ведя непрестанную брань со злыми духами. Там святой Фома удостоился Божественных видений и откровений и получил благодатные дары чудотворений и исцелений. О жизни подвижника стало известно людям, многие стали приходить к нему и получали исцеления от различных недугов. По молитве святого также изгонялись бесы из душевнобольных. После кончины преподобного Фомы его святые мощи прославились многочисленными чудесами. Литература: 1 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского , кн. 11. М., 1910, с. 138–140. 2 . Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви. Под ред. Е. Поселянина. Июль. СПб., б/г, с. 70–71. Преподобный Акакий жил в VI веке и был послушником в одном из монастырей. Он получил благодать от Господа и наследовал вечное блаженство в обителях Отца Небесного за свое великое терпение и послушание. О жизни преподобного Акакия рассказывает преподобный Иоанн Лествичник (†649; память 30 марта) в своей «Лествице». Преподобный Акакий был послушником некоего старца, отличавшегося грубостью и жестокостью нрава. Старец изнурял святого Акакия непосильным трудом, жестоко его бил, морил голодом. Но преподобный Акакий со смирением и незлобием переносил такое обращение, за все благодарил Бога и всегда оставался послушным своему старцу. Однако тяжелый труд изнурил его тело, и преподобный Акакий через девять лет преставился к Богу, будучи еще молодым (†ок. 550). Когда старец поведал о его кончине одному великому подвижнику, тот не поверил и через пять дней после погребения пришел к могиле и спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?». Из могилы послышался ответ: «Нет, отче, не умер, послушливому невозможно умереть». Присутствовавший при этом старец святого Акакия раскаялся в своей жестокости и, поселившись близ могилы преподобного, в молитве и покаянии окончил свою жизнь. Литература: 1 . Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010