Равным образом когда епископы собрались в Селевкию, то и Кирилл также в их собрании занимал свое место, имея общение с Василием, Евстафием, Сильваном и прочими. Но Акакий, прибыв на собор, составившийся из ста пятидесяти епископов, объявил, что он тогда только примет участие в соборных совещаниях, когда удален будет из собора Кирилл, как лишенный сана архиерейского. Некоторые, заботясь о сохранении мира, просили Кирилла удалиться, обещая после рассуждения о догматах рассмотреть и его дело, но он не послушал этого. Тогда Акакий, отделившись от собора, соединился с Евдоксием, успокоил его от страха, в котором он находился, ободрил, обещался быть его защитником и помощником и, не дав ему ехать на собор, отправился вместе с ним в Константинополь. Глава 27. О том, что случилось с православными епископами в Константинополе Возвратившись с Запада, Констанций был в Константинополе. Во многом обвиняя перед царем Селевкийский собор, называя его сборищем негодных людей, соединившихся на погибель и поругание церкви, Акакий возбудил гнев в царе и не менее раздражил его также своею клеветою на Кирилла. Он клеветал, будто Кирилл продал ту священную златотканую ризу, которую всехвальный царь Константин, желая почтить иерусалимскую церковь, подарил архиерею того города Макарию, чтобы он облачался в нее для совершения службы в день таинственного крещения, и будто ту ризу купил какой-то театральный плясун и надел ее, но, прыгая в ней на театре, упал, расшибся и умер. Имея общение с такими-то людьми, берутся они (говорил Акакий о селевкийских епископах) рядить и судить других. При этом случае царедворцы убедили царя призвать к себе не целый собор, потому что боялись общего его голоса, а только десять главнейших епископов. В числе призванных были Евстафий армянский, Василий галатийский, Сильван тарский, Элевсий кизикский. Прибыв в Константинополь, они просили царя обличить богохульство и преступления Евдоксия, но он, действуя под влиянием противников их, сказал, что сперва надобно рассудить дела касательно веры, а потом уже исследовать и обвинения против Евдоксия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/988/...

Старец было обрадовался, что видит страдальца Христова в такой славе, но Роман стал отворачиваться от него и показывать вид неудовольствия. Старец понял, за что негодует на него святой мученик, т.е. за то, что он оставил прежнюю пещеру, в которой они долгое время провели вместе в постнических трудах и где он приготовлялся к мученическому подвигу. А потому преподобный Акакий, сознавая свою вину, пал к ногам св. преподобномученика Романа и стал просить у него прощения. Когда же старец встал на ноги, то преподобномученик стал невидим. Вследствие этого видения Акакий возвратился обратно в прежнюю свою пещеру, где удостаивался несколько раз видеть преподобномученика Романа, который, как видно и после страдальческой своей кончины, духом не разлучался от старца. Впоследствии преподобный Акакий возле этой пещеры устроил собственными трудами небольшую келью, в которой неисходно пребывал до самой своей кончины, а если когда и выходил, то ради таких посетителей, которые близки были к нему в отношении духовной жизни. Между тем, слава о его созерцательной жизни разнеслась на далекое пространство, и несмотря на его совершенное удаление, все-таки к нему приходили многие за советами, а другие, получив от него наставление, не желали возвращаться обратно, но строили при его пещере для себя кельи и оставались его учениками, предав себя его руководству. Однажды преподобный Акакий, совершая свое правило, пришел в исступление: он увидел светоносного мужа, который, взяв его за руку, привел на обширное поле, на котором было множество прекрасных зданий, но без обитателей в них. Удивляясь этому, преподобный спросил оного мужа: «Почему все те столь прекрасные здания пусты и для кого они приготовлены? – Эти чудные здания, отвечал светоносный муж, приготовлены для тех христиан, которые платят туркам подати и другие повинности, при том терпят свое рабство с благодарностью Христу Богу, устрояющему все во благое». Когда кончилось видение, преподобный призвал своих учеников и сказал им: «Если есть у вас деньги, то идите и заплатите туркам дань, дабы и нам иметь участие с теми рабами Божиими, которые платят им повинности», – при сем рассказал им свое видение.

http://isihazm.ru/?id=1825

На этот раз Акакий, незаконно осудивший св. Кирилла, усомнился в своей правоте, и, во избежание неприятности, удалился из собора. После неоднократных приглашений собор приступил к разбору дела в отсутствии обвинителя. За столь дерзкие и незаконные поступки, какие били проявлены по отношению к епископу Иерусалимскому, Акакий был осужден и низложен, а Кирилл получил право возвратиться на свою кафедру. Однако опасность Святителя не миновала. Акакий, возвратившись в Константинополь, ложными доказательствами обвинил св. Кирилла перед императором, и последний стал на сторону клеветника. В 360 г. в Константинополе они созвали собор. Последний, стараниями Акакия, отверг постановления Селевкийского собора и осудил св. Кирилла и его сторонников. После соборного еретического суда все они были низложены и сосланы в заточение 20 . Иерусалимская кафедра опять перешла в руки еретиков. Акакий торжествовал, но торжество его было кратковременным. В 331 г. умер его покровитель император Констанций и царский престол занял Юлиан. Последний, по своим соображениям, возвратил всех прежде сосланных за веру епископов. Вернулся на свою кафедру и св. Кирилл, оставаясь таким же верным и непоколебимым хранителем апостольских преданий. Юлиан был ярым врагом всех вероисповеданий и в особенности – Православия. С коварным умыслом он предоставил свободу всем вероисповеданиям, надеясь, что все религии в борьбе между собой уничтожат одна другую. Слабым он даже помогал. С этой целью император намеревался поднять иудейскую религию и решил было восстановить иерусалимский храм 21 . Но Богооткровенные слова, сказанные некогда Даниилом и подтвержденные Спасителем, бесследно пройти не могли. Когда началась работа, св. Кирилл обличал противящихся истине, указывая, что иудеи не в состоянии будут сложить камня на камне. Так и случилось. Когда все было оборудовано и приготовлено для кладки стен, произошло сильное землетрясение и все сохранившееся старое основание, со всеми приготовлениями, рассылалось до последнего камня. Новые попытки приняться за работу были невозможны, ибо неоднократно выходил из земли огонь и попалял работников. Народ трепетал от необычайных явлений. Многие из иудеев и язычников принимали христианскую веру и просили св. Кирилла принять их в лоно Православной Церкви 22 . Узнав об этом, император сильно обозлился на христиан. Он приказал сделать в Иерусалиме амфитеатр, чтобы, вернувшись с персидского похода, всех палестинских христиан, вместе с их пастырями и наставниками, предать на съедение зверям. Такая же участь ожидала и архипастыря Иерусалимского. Но Господь разорил намерения императора и последний в одном из боев погиб 23 . Его престол занял Иовиан, сторонник Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Происходил святой Акакий из Каппадокии [ 2 ], был саном воин в звании сотника и служил в полке мартисийском [ 3 ] под начальством полковника Фирма. В то время царем Максимианом было приказано отыскивать христиан не только в городах, но и в рядах воинов; и если находился в числе воинов кто-либо веровавший во Христа, такого повелено было предавать суду и мучениям; в том случае, если христианин не оказывал повиновения указу царскому, его должно было предавать смерти. Вследствие такого распоряжения, полковник Фирм призывал к себе каждого воина поодиночке и расспрашивал всякого, какова его вера: и если оказывалось, что кто-либо из его воинов веровал во Христа, то Фирм всячески, и ласками и угрозами, принуждал его к идолопоклонству. Действуя так, Фирм многих, нетвердых в вере и боязливых, христиан совратил в язычество. Когда Фирм призвал к себе сотника Акакия, то сей последний во всеуслышание сказал: — Среди христиан рожден я, христианином я и останусь; свидетелем в этом да будет мне Сам Господь Иисус Христос; не только отец и мать моя, но и мои деды и прадеды были христианами: потому христианином останусь и я. После этих слов святого, Фирм начал склонять его к идолопоклонству и ласками, и угрозами; он три раза призывал его к себе и увещевал его исполнить приказание царское. Однако видя, что Акакий остается непреклонным, Фирм приказал заключить его в оковы и отослать к военачальнику Вивиану. В то время, как военачальник Вивиан восседал на судилище и допрашивал других исповедников Христовых, к нему подошел комментарисий [ 4 ] Антонин и сказал: — Вчера полковник мартисийского полка Фирм заключил в оковы своего сотника Акакия; ныне он присылает его к тебе, потому что Акакий не повинуется указу царскому и исповедует веру христианскую. Тотчас Акакий был представлен на допрос к военачальнику. Посмотрев на него, военачальник спросил: — Какое имя твое? Отвечал святой: — Вожделенное для меня и для всех родственников моих есть то имя, которое происходит от достославного имени Христова, — я называюсь христианином, но по-человечески я именуюсь Акакием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Отсюда ясно, что хотя римские епископы не усвояли себе, как говорит св. Григорий В., титула кафолического или вселенского, предложенного им Халкидонским собором, тем не менее, спустя немного времени после этого собора, уже стремились присвоить своему престолу не один лишь титул почетный, но и вселенскую власть, что было столько же противно намерениям собора, как и преданию всей церкви. Римский епископ оказался тем более расположенным к преувеличению своих преимуществ, что Акакий был более влиятельным при направлении церковных дел на Востоке; он являлся тем более страстным, чем более константинопольский епископ был ревнив в отношении к нему. Акакий с презрением отверг решение римского епископа и отказался даже принять его. Когда несколько епископов высказались против него, то он их низложил; Рим, со своей стороны, отлучил его приверженцев. После смерти Акакия, случившейся в 489 г., разногласие продолжалось по этому поводу. Кто стал бы сомневаться, что соперничество Рима не имело большего значения в его сопротивлении Акакию, тому достаточно прочитать то, что писал папа Геласий в 495 году. Когда этот папа получил от Дарданских епископов письмо, в котором ему говорили, что приверженцы Акакия преимущественно оправдываются неправильностью решения, постановленного против него на соборе итальянском: то Геласий, в ответ им, ссылался на Халкидонский собор, который наперед осудил всех отвергающих собор. 195 Но вопрос именно и состоял в том, чтобы знать – нарушил ли Акакий уважение к Халкидонскому собору, стараясь прекратить смуты, которые возникли на Востоке по поводу этого собора. Факт достоверный, что Акакий, усиливаясь прекратить эти смуты и оказываясь терпимым в отношении к людям, ничуть не жертвовал кафолическим учением, определенным в Халкидоне. Не менее неоспоримо, что люди, осужденные сначала в Константинополе, а потом в Риме, никогда не видели своих обвинителей противоречащими друг другу; что они имели очень многочисленных приверженцев; что они были осуждаемы, изгоняемы, преследуемы императорской властью, строгости которой римские епископы постоянно требовали, как в этом уверяют их письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Иоанн Лествичник: на злобу дня Слово о послушании и рассуждении. Память 30 марта/12 апреля 11.04.2019 930 Время на чтение 6 минут «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Апостол Павел (Рим.5:19) Преподобный Иоанн, игумен Синайский, для многих из нас вошёл в сознание темой «О блаженном и приснопамятном послушании» и, ещё более конкретно, историей о послушнике Акакии, который проходил послушание под руководством старца нерадивого и грубого. Наставник этот нещадно наказывал и бил Акакия по любому поводу. Великий Иоанн Савваит, который и поведал Иоанну Синайскому эту историю, видя на лице Акакия следы «воспитания», только спрашивал его: «Как сегодня у тебя дела, Акакий?» Но тот, хоть и показывал на синяки и ссадины, терпеливо переносил свои бедствия. Иоанн Савваит не стал препятствовать трудному послушанию Акакия, ибо видел, «что он делатель» и что «терпение послушника было не безрассудное». Через 9 лет такой непростой монастырской жизни Акакий заболел и умер. Суровый наставник Акакия пришёл к старцу Иоанну в замешательстве: «Отче, брат Акакий умер...». Иоанн же, выразив сомнение в смерти Акакия, предложил убедиться в его безсмертии. «Брат Акакий, умер ли ты?» - вопросил Иоанн в братской усыпальнице. На что послушник Божий не замедлил ответить: - Отче, как можно умереть делателю послушания?.. Идея послушания в церковной жизни прошедших лет прошла некоторые трансформации и переосмысления: от восторженного восприятия, без разбора, характерного для неофитского периода, когда из послушания делали идола, но самого послушания почти не обнаруживалось, до критического отторжения в среде тех, кто сломал на послушании зубы. Но больше всего рефлексии - в либеральном крыле Церкви, откуда стало доноситься, что, мол, аввы писали свои поучения для строгой аскетической жизни и они не годятся для современного христианина. Так ли это? Сама история Акакия говорит нам о великой пользе искреннего послушания даже в случае с недостойным старцем. Святитель Игнатий уже скорбел об отсутствии наставников (сам таковым достойно являясь), но послушанию уделял не меньшее значение, чем древние отцы.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/02/...

В Селевкии собор открылся 27 сентября 359 года. Императора на соборе представлял комит Леон. В соборе участвовало более 150 епископов. Среди них был и находившийся в ссылке на Востоке приверженец Никейского символа Иларий Пиктавийский. К числу никейцев принадлежал и приехавший из Египта епископ Имерий. Омиусиане составляли на соборе большинство. Епископы Василий Анкирский и Македоний Константинопольский прибыли на собор с опозданием, но в нем с самого начала участвовали такие видные иерархи из этой группы, как святой Кирилл Иерусалимский, Элевсий Кизикский, Евстафий Севастийский и Георгий Лаодикийский. Присутствовали на соборе старые предводители арианской партии Георгий из Александрии, а также склонявшиеся к аномейству Евдоксий и Акакий Кесарийский. В самый день открытия собора Акакий предложил отменить Никейский символ и отвергнуть учение о единосущии, подобосущии и даже подобии Сына Отцу, ибо ничто не может быть подобно Божественной сущности Отца. Подобное богословие вызвало возмущение большинства участников собора, которые поддержали предложение подтвердить Антиохийский символ 341 года. Но затем до участников собора довели категорическое требование императора подписать согласованную с «западными» четвертую сирмийскую формулу с включением в нее анафемы аномеям. В ответ на этот ультиматум Акакий, днем раньше отстаивавший «неподобие», провозглашает анафему аномеям и предлагает новый вариант символа, по поводу которого «епископ Помпеополиса Пафлагонского Софроний, – как пишет Сократ, – громко сказал… “Если ежедневное изложение собственных помыслов будем принимать за изложение веры, то истины точной у нас не останется”» . Но Акакий настаивал на собственном варианте, в основу которого было положено учение о «подобии», и после Севастийского собора он даже стал предводителем партии так называемых «омиев», объединившей старых ариан с оказавшимися способными к компромиссам аномеями. Когда омиусиане на продолжившихся заседаниях «спросили акакиан, в каком отношении признали они Сына подобным Отцу», те ответили: «В отношении только к воле, а не к существу» . Началась бурная дискуссия, в ходе которой выявилось, что большинство соборян отвергает не только аномейство, но и формулу о «подобии», и комит Леон, явным образом сочувствовавший арианам, покинул собор. Когда «посланные к нему встретили в его доме сообщников Акакия и… стали… звать его в собрание, он отказался под тем предлогом, что собор разделился на партии, между тем как царь приказал ему присутствовать на соборе согласном и полном» .

http://pravoslavie.ru/46235.html

1205 На место низложенного Евдоксия василиане избрали антиохийского пресвитера Аниана. Однако акакиане передали его комиту Леоне, представлявшему императора на соборе, и Лаврикию, командующему войсками в Исаврии, а они отправили Аниана в ссылку. 1206 В декабре 359 г. в Константинополе, после всех соборов, состоялись прения между василианами и акакианами перед лицом императора. 1207 Кроме Василия и Евстафия среди членов делегации Селевкийкого собора известны Сильван Тарский и Элевсий Кизикский. Вообще же делегация василиан состояла из 10 епископов (Theodoret., II, 27). 1209 На диспуте (формально это собрание не являлось собором) сторонники Акакия под давлением императора произнесли анафему на аномиев, сторонников доктрины Аэция. Фактически аномийская доктрина впервые была признана ересью. После диспута ариминским делегатам на Запад было направлено послание, в котором они извещались о появлении ереси аномиев. 1211 Василиане изначально поддерживали Кирилла, а Сильван Тарсский, у которого Кирилл жил после низложения, даже разрешил ему служить в церкви. Поэтому Кирилл присутствовал также и на Селевкийском соборе вместе с василианами. Прибывший Акакий потребовал удаления Кирилла, как лишенного архиерейского сана, однако Кирилл этого не сделал. 1212 О Кирилле подробнее см. комментарии к Иерониму, прим. 340. Кирилл стал епископом Иерусалима в 351 г. Его рукоположил Акакий Кесарийский. Кафедра Кесарии Палестинской считалась митрополичьей, и Акакий был митрополитом Палестины. Однако Кирилл вскоре после рукоположения, видимо, отказался подчиняться Акакию, и Акакий, воспользовавшись каким-то незначительным предлогом, низложил Кирилла. Кирилл уехал в Тарс к Сильвану, где и находился до 359 г. (см. Theodoret., II, 26). Но он не сидел в бездействии: Кирилл направил апелляцию низложившим его и первым в церковной истории потребовал высшего суда по своему делу (т.е. на Вселенском соборе), по аналогии со светским судопроизводством. Это его требование поддержал император Констанций, и в Селевкии Кирилл главным образом ожидал суда (Socr., II, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память св. Прокла Церковь празднует 20 ноября. По отшествии его ко Господу, избирается блаженный 446 г. 39) Флавиан, – патриаршествовавший три года. Хранятся два послания его, исполненные ревности по благочестию. За мужественное исповедание православной Веры и обличение еретиков монофизитов, равно как и беззаконного их собора, он претерпел тяжкие побои, от коих и скончался. Память его Церковь празднует 16 февраля. Преемником его был 449 г. 40) Анатолий, из пресвитеров александрийских. При нем скончался император Феодосий Малый и воцарился Маркиан (450 г.). Во второй год патриаршества Анатолия собрался в Халкидоне Четвертый Вселенский Собор (451 г.), на котором осуждены и извержены Евтихий архимандрит и Диоскур, епископ александрийский, – монофизиты. Полагают, что сладчайшие песнопения, надписываемые: восточны, также – воскресные тропари в Октоих св. Дамаскина, поемые по гласу в субботу вечера, принадлежат сему святому Анатолию. Он венчал на царство самодержца Льва Фракианина Великого, вступившего на престол по смерти Маркиана (457 г. янв. 26). скончался после девятилетнего боголюбезного правления паствою. Память его Церковь празднует июля 3 дня. Ему наследовал 458 г. 41) Геннадий I. Его справедливо называет Никифор Каллист мужественным и благородным. Есть его окружное послание против симониян (святокуцев), каковыми приличились тогда некоторые в Галатии. Сие послание издал святой Геннадий от лица собора, который под его председательством собрался по сему случаю в Константинополе (459 г.) 5 . Правив Церковью 13 лет и 3 месяца, он преставился ко Господу. Память его Церковь празднует 31 августа. На престол патриарший восходит 471 г. 42) Акакий, муж досточтимый и человеколюбивейший. При нем помер самодержец Лев (474 г. января 10), а на престол вступил Лев Второй, младший сын Зенонов; и потом, в том же году, отец его, Зенон Исаврянин (ноября 20), зять Льва Первого, человек низкий и недостойный. Впрочем, брат тещи его Василиск Тиранн изгнал его; но после двадцати месячного изгнания, Зенон опять возобладал престолом, изгнав Василиска. Когда сей злодейственный Василиск, недугуя ересью евтихиан, издал окружное послание против Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора и некоторых из изверженных за ереси епископов опять возвел на их престолы; то мужественно противостал ему константинопольский Акакий вместе со св. Даниилом столпником, так что Василиск принужден был издать другое окружное послание для уничтожения первого. Впрочем, сей хищник власти, сделавшись предметом народной ненависти, был изгнан. Сам же Акакий, быв введен в заблуждение, сделался покровителем сообщников еретика Монга, по неведению имея общение с ними, будучи, впрочем, сам православным и благочестивейшим. Патриаршествовав 20 лет, Акакий скончался. На его место избран 491 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим Эльбасанский (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой и не убоялся принять смерть за Христа. Прп. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русину (память 7/21 мая). Этот святой был учеником прп. Акакия. В миру Прокопий, он родился на Украине и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия) в Анатолии. В рабстве он прожил 17 лет, а получив свободу удалился на Святую Гору Афон, где принял постриг с именем Пахомий и со временем перешел в Кавсокаливский скит, где жил под руководством старца Акакия. Придя в Константинополь, он открыто исповедал себя христианином, за что был заточен в тюрьму, где от него потребовали принять ислам. Отказавшись на суде отречься от веры, он был осужден и обезглавлен в городе Усаки в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года. Святые мощи его почивают в монастыре на острове Патмос, в обители святого апостола Иоанна Богослова. Помимо прпмч. Романа († 5 янв. 1694) и прпмч. Пахомия Русина († 21 мая 1730), за исповедание христианской веры пострадал и другой ученик прп. Акакия – прпмч. Никодим Албанский († 11 июля 1722). Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Великой Лавры Неофита, который и назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником), вручив ему жезл. Святой Акакий по своему смирению подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту. О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чём и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита святой Анны посетить его.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010