Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Акакий Каппадокиянин, Сотник, Византийский, мч. - житие Святой мученик Акакий, живший в III столетии, родился в Каппадокии и был сотником Мартисийского полка при военачальнике Фирме. Когда по приказу императора Максимиана Галерия (305–311) началось гонение на христиан, Фирм начал поочередно допрашивать своих воинов о вере. Тогда святой Акакий твердо и открыто исповедал себя христианином. Видя непреклонность святого Акакия, Фирм послал его к высшему военачальнику Вивиану. Вивиан предал святого жестоким мукам. После пыток его заключили в тяжкие оковы и посадили в темницу. Немного спустя мученика вместе с другими узниками повели в Византию к правителю. Сопровождавшие их воины шли быстро, не оказывая узникам милосердия, и святой Акакий изнемогал на пути от ран, тяжких оков, голода и жажды. Когда же наконец остановились на ночлег, святой Акакий вознес Богу благодарение за то, что сподобился страдать за Его Святое Имя. Во время молитвы святой услышал голос с неба: «Мужайся, Акакий, и крепись!» Этот голос слышали и другие узники, многие из которых уверовали во Христа и просили святого наставить их и утвердить в христианской вере. В Византии святого мученика поместили в тяжкое заключение, другим же узникам предоставили более легкие условия. Ночью узники увидели, как к святому Акакию явились светлые юноши и служили ему, омывая его раны и принося пищу. Через семь дней Вивиан вновь призвал святого Акакия и был поражен его цветущим видом. Заподозрив, что темничный страж за деньги давал узнику послабление и пищу, он призвал стража для строгого допроса. Не поверив его ответам, Вивиан подверг сторожа избиению. Тогда святой Акакий сам ответил Вивиану: «Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны». Вивиан в бешеном гневе велел бить мученика по лицу и сокрушить ему зубы за непрошеные речи. Стремясь еще более увеличить и продолжить мучения святого Акакия, Вивиан отослал его к правителю Флаккину с письмом. Но, прочитав письмо, Флаккин возмутился, что Вивиан так долго и жестоко мучил воина, имевшего почетное звание центуриона, и приказал без промедления обезглавить мученика. На месте казни святой Акакий возвел очи к небесам, воздав Богу благодарение за то, что сподобился принять за Него мученическую кончину, потом со спокойной радостью преклонил голову под меч. Это произошло в 303 году. При Константине Великом мощи святого мученика Акакия покоились в Константинополе в храме, построенном в его честь, впоследствии они были перенесены в Калабрию, в город Сцилляцию. Святой мученик Акакий особенно помогает обращающимся к нему с молитвой в борьбе с плотью, что испытал на себе святой Епифаний, ученик святого Андрея юродивого. |
А послушание с терпением отворят вам двери и в самое Царствие Небесное. Преподобный Иоанн Савваит о монахе Акакии рассказывал следующее: «Был, – передавал он, – некоторый старец, весьма ленивый и с неуживчивым характером. Он имел юного ученика по имени Акакий, доброго нравом и целомудренного умом. Акакий много терпел от старца, который не только каждый день оскорблял его словами, но и каждый день наносил ему и побои. Акакий же все оскорбления и побои переносил не только с терпением, но и с радостью, хорошо понимая, что безропотным перенесением обид он приобретал себе благодать Божию, которая в своё время освободит его от вечных мучений. Я, – продолжает Савваит, – видя, что Акакий каждый день жестоко страдает, как купленный раб и пленник, нарочно постоянно выходил к нему навстречу и спрашивал: «Ну как, брат Акакий? Как ты нынешний день провёл?» – «Ничего, – большей частью отвечал он мне, – провёл очень хорошо», при этом обыкновенно указывал или на посинелый от удара глаз, или на покрытую синяками же шею, или на пораненную голову. Я же на это обыкновенно говорил ему: «Хорошо, хорошо, брат Акакий, терпи, и спасён будешь». И пребыл Акакий у немилостивого старца девять лет, до самой своей смерти. Когда же он скончался и был погребён, старец его пошёл к одному из великих подвижников и сказал: «Отче, брат Акакий, мой ученик, умер». – «Неправда, – отвечал подвижник, – Акакий не умер». – «Пойди, в таком случае, посмотри сам», – сказал старец. Тогда великий подвижник, быстро поднявшись, тотчас пошёл к могиле Акакия и тут громким голосом воскликнул: «Брат Акакий, умер ли ты?» Умерший же, сказано, и по смерти послушание показуя, великому старцу отвечал: «Нет, отче, не умер, ибо делателю послушания умереть невозможно». Ужаснулся старец-учитель такому ответу своего умершего ученика и после сего, вскоре, устроил при могиле его келью, затворился в ней «и поживе в ней», заключает сказание, «добре, творя попечение о спасении души своея и много подвизався, отъиде к Господу Богу " ». Итак, подлинно, молодые иноки, наказание, возлагаемое на вас настоятелем или старцами, должно развивать в вас терпение и послушание; а послушание с терпением, как сейчас слышали, и дверь в райские обители инокам отворяют. |
Тогда разъяренный князь послал своих слуг, чтобы они умертвили Парамона. Слуги догнали святого мученика, схватили его и сначала острым шипом прокололи ему язык, а затем, обнажив его, искололи ему [такими же шипами] всё тело. Святой Парамон с молитвой в сердце предал свою душу Богу. Потом и те 370 мучеников, великих, как сыны Божии, и невинных, как агнцы, были зарублены мечами и перешли в бессмертное Царство Владыки Христа. Пострадали они в 250 году. 2. Преп. Акакий Синайский . В своей славной книге «Лествица» преподобный Иоанн Лествичник описывает житие сего святого. Юный Акакий был послушником у некоего злого старца в Синайском монастыре. Гневливый старец ежедневно укорял и ругал Акакия, а нередко и бил, всячески издеваясь над ним и мучая его. Однако Акакий не жаловался, но всё это переносил терпеливо, будучи уверен, что сие полезно для его спасения. Если когда-либо кто-то спрашивал его, как он живет, Акакий отвечал: «Как перед Господом Богом – [так мне] хорошо!» После девяти лет послушания и мучений Акакий скончался. Старец похоронил его и пошел и пожаловался некоему другому (святому) старцу: «Акакий, ученик мой, умер». Тогда оба они отправились на могилу усопшего, и тот святой старец прокричал: «Брат Акакий, умер ли ты?» И послушливый Акакий, послушный и по смерти, ответил: «Не умер я, отче, ибо невозможно умереть тому, кто обязался творить послушание [букв.: невозможно умереть послушному. – Ред.]». Тогда сей [первый] злой старец раскаялся [в содеянном] и затворился в келье близ могилы Акакия, где провел остаток своей жизни в покаянии и молитве. [Первый] старец послушнику громко прокричал: «Акакий брат, ответь нам, где ты сейчас?» Ответа не дождавшись, паки возгласил: «Акакий, мертв ты или жив еси?» – «Живя, как и прежде, когда жил в бренном! – Монах из могилы ответствовал смиренно. Нет смерти для того, кто верен послушанью». Старец [второй], поражен необычайно, От изумления и страха прослезился! И горько зарыдал, и страшно устыдился, И покаянье в злых делах своих принес И, наложивши на себя сугубый пост, В пустыню тотчас удалиться поспешил, Чтоб вымолить спасенье для своей души. |
22 марта (9 марта по ст.стилю) мы вспоминаем другого Акакия, Севастийского. Он был одним из сорока севастийских мучеников, пострадавших в 320 году от рук императора Ликиния. 25 апреля (12 апреля по ст.стилю) день памяти Акакия Кавсокаливита (Нового), подвизавшегося на горе Афон в пещере Максима Кавсокалива. Скончался в 1730 году в возрасте ста лет. 30 апреля (17 апреля) церковь чтит Акакия Мелитинского, епископа. Он происходил из армянского Мелитина. Был отдан родителями в монастырь по обету (они долго молились Богу о рождении детей). Акакий не только прошел путь от чтеца до священника, но стал епископом. Участвовал в 431 году в третьем Вселенском соборе, где боролся с несторианской ересью. Прославился даром чудотворения. На иконах изображается старцем в епископском одеянии.2 8 сентября (15 сентября по ст.стилю) церковь отмечает обретение мощей святителя Акакия, еп. Мелитинского. 14 мая (1 Мая по ст.стилю) преподобномученик Акакий Новый. В девятилетнем возрасте был отдан башмачнику в ученики. Бежал от побоев. Был принят женщинами мусульманками. Жил в роскоши и отрется от Христа. Но в 18 лет, когда жена хозяина «воспылала к нему любовью», бежал на родину. Отказался от мусульманской веры. Обрадованная мать, приняла сына и отправила его на Афон, где он принял монашество, а потом и благословение идти на мученический подвиг. Акакий дерзновенно отправился к туркам, чтобы исповедовать перед ними Христа. Там он был обезглавлен. Его мощи хранятся на Афоне в монастыре св. Пантелеимона. 12 сентября (30 августа по ст.стилю) Акакий новый чтится также в соборе Сербских святых. 20 мая (7 мая по ст.стилю) Акакий, сотник. Его еще называют Каппадокинянин, так как он родился и жил в Каппадокии. Или Акакий Византийский, так как его мощи находились в построенном в его честь храме в Константинополе. Акакий пострадал во время гонений на христиан при императоре Максимиане Галерии. Его многожды истязали за веру. И обезглавили из милости, так он занимал почетную должность центуриона мартисийского полка. |
Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта. |
Приняв в свое руководство Афанасия, старец Акакий поместил его в отдельной келье и назначил ему подвиги больше первых, каковые Афанасий проходил с любовью, и от сердечного умиления Бог даровал ему слезы, так что глаза его сделались как бы неиссякаемым источником, постоянно точащим слезы. Достигнув такого состояния, он стал просить духовника удостоить его ангельского образа. Духовник, видя его преуспеяние в добродетели и твердость в мыслях против искушений, постриг его в монашество с именем Акакия, и чрез несколько времени видя, что Акакий уже созрел в добродетелях и достиг совершенства, благословил его отправиться в мученический подвиг, при этом дав ему в спутники старца Григория, который в свое время был спутником преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Вскоре после этого был нанят корабль, и они, простившись со св. старцами, 1 апреля оставили Св. Гору и отплыли в Константинополь. Во время плавания Григорий рассказал начальнику корабля и матросам, кои все были православные христиане, о намерении Акакия, просил их содействовать в этом деле, на что они согласились с полной охотой. 22 апреля прибыли они в Галату Константинопольскую, а на другой день Григорий и Акакий в сопровождении начальника корабля отправились к одному знакомому христианину – Григорию – и остановились у сего доброго мужа. В тот день, когда Акакий должен был выдать себя турецким властям, они приобщились св. Христовых Таин и прямо из церкви отправились на привезший их корабль. Здесь Акакий переоделся в турецкие одежды, которые заблаговременно приготовил ему начальник корабля, и, сокрушаясь о разлуке со старцем Григорием, со слезами припал он к ногам его и просил благословения. Старец, проливая слезы, облобызал Акакия и благословил идти на священный и великий подвиг. Затем Акакий, простившись со всеми и дав всем о Христе целование, пошел в оттоманскую Порту в сопровождении брата начальника корабля, который добровольно вызвался проводить Акакия, ибо Акакий не знал туда дороги. Достигнув Порты, Акакий расстался со своим путеводителем и вошел на крыльцо судилища; здесь его остановил преддверник, который спросил его, кто он и зачем пришел сюда. |
Акакий описывается так: «подобием сед, борода аки Богословля, ризы святительския и в омофоре» (Филимонов, стр. 43). На иконе «Тверских Святых» святитель Акакий изображён согласно подлиннику: в левой руке держит на персях Евангелие, а правой рукой благословляет. Изображения св. Акакия находятся в Апостольской церкви в городском архиерейском доме, в церкви св. Николая, что в Капустниках, в церкви на колокольне кафедрального собора... Несмотря на продолжительное святительство Акакия, немногое сохранилось в Тверской епархии об его деятельности, и то благодаря сочинениям Максима Грека , который из Волоколамского монастыря, и вероятно, по ходатайству его (Акакия), был перемещён в Тверской Отроч монастырь (в коем пробыл 20 лет). Несмотря на преследование Максима сильными мира сего (Великим князем Василием) владыка Акакий нередко приглашал его к себе для бесед и на трапезу, утешал невинного страдальца. – Из сочинений его видно, что епископ Акакий много заботился о благоукрашении Тверского кафедрального собора. Так, им обложены были местные иконы серебром и золотом и украшены драгоценными камнями. Акакий устроил в соборе величественный амвон, для которого Максим Грек составил похвальные надписи. К сожалению, страшный пожар (22 июля 1537 г.), истребил почти весь город, и кафедральный собор сделался жертвой огня; не могли спасти церковной утвари; иконы, сосуды, книги, облачения – всё сгорело, и самого епископа едва спасли, умчали из пылавшего города, «промеж двух коней». (Карамзин, т. VIII, прим. 66). Впоследствии святитель Акакий возобновил кафедральный собор. – Видно святитель в беседе с Максимом нередко выказывал свою печаль об истреблении огнём великолепных дорогих украшений в соборе; а это подало повод Максиму написать сочинение: «Какие речи рекл бы к Содетелю всех епископ тверской Акакий», наполненное укоризнами не только к жителям Твери за их наружное благочестие, но и в отношении к самому святителю, что охладило доброе расположение его к узнику. – Епископ Акакий принимал участие в церковном управлении того времени, потому часто проживал в Москве; так он был при избрании и поставлении Московского митрополита Иоасафа (Скрыпицына) в 1539 г. |
Преподобный Акакий Кавсокаливит Святой Акакий родился в 1630 году в деревне Голица неподалеку от города Аграфы Фессалийские. Его семья была бедной, и он еще в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Акакий бежал из родительского дома, чтобы избежать женитьбы, которую готовила для него мать, и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный святым Дионисием Олимпийским (память 23 января). Вечером того дня, когда святой принес монашеские обеты, ему было видение, будто он держит в руках светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий. Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому он оставил монастырь и отправился на Афон. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками. Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался в краю великих подвижников – на юге Афонского полуострова. Там, в Преображенской келье, он прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. Отложив всякое житейское попечение, преподобный Акакий всем сердцем обращался ко Господу, с силой противостоя искушениям, которыми бесы пытались отвратить его от непрестанной молитвы. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в свое время подвизался святой Максим Кавсокалив (память 13 января). Он вел превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего. |
Сия же яз, нпотребный чернец, святого владыкы Акакиа духовник Васиян написал себъ на прочитание памяти для, что Богъ сподобил мя от такаваго святого благословение прияти и чесным мощем его коснутися. 636 Акакий – родился в семье священника, принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре. С 1517 г. Акакий был архимандритом Возмицкого Рождества Богородицы монастыря в Волоколамске, а с марта 1522 г. до своей смерти 14 января 1567 г. занимал кафедру епископа Тверского и Кашинского. Акакий был участником многих церковных соборов: поставления русских митрополитов Иоасафа (1539 г.) иМакария (1542 г.), канонизации русских святых (1547 г.), Стоглавого собора (1551 г.), собора, осудившего как еретика бывшего Троицкого игумена Артемия (1554 г.), поставления казанского архиепископа Гурия (1555г.). На соборах 1564 и 1566 гг. Акакий уже не присутствовал из-за «великой старости и болезни». Будучи сторонником иосифлян, Акакий отличался от них своими умеренными взглядами. Когда под его надзор в Тверской Отрочь монастырь был отправлен из Иосифо-Волоколамского монастыря осужденный Максим Грек (жил в заточении в Тверском Отроче монастыре в 1531–1553 гг.), Акакий отнесся к нему доброжелательно. Сказание о Максиме Греке отмечает, что Максим «во граде Твери во епископии неизглаголанными судьбами человеколюбца Христа Бога ослабу улучи от епископа Тверскаго Акакия» (РНБ, Соловецкое собр., 495, л. 718). Максим Грек посвятил Акакию сочинение, названное «Сложение вкратце о бывшем пожаре Тферском, тако ж и похвала о обновлении церковнаго украшения, бывшаго боголюбивым епископом Тферскым Акакием». Речь идет о большом пожаре в Твери в 1537 г. («...и весь град выгоре... а владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша». – ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 303). При епископе Акакии в Твери был построен Троицкий храм; в тверских пределах на острове Столбном на озере Селигер монах Нил основал свой монастырь. Акакий занимался переписыванием книг – сохранилось Евангелие от Иоанна, переписанное его рукой (ТИМ, Епархиальное собр., 39). |
Все это легко могло быть; между тем в Корнилии произошло на Голгофе, как увидим, совершенно противное: из воина он становится здесь евангелистом. У Креста, на котором Сам Сын Божий доходит до последней степени истощания, Корнилий возвышается до исповедания верховного из Апостолов, и в слух всех восклицает: воистинну... Сей Сын бе Божий! Что возвело его на сию высоту богословия? Признаем с благоговением необыкновенность событий голгофских и чудесных знамений, последовавших за распятием; но эти события и знамения совершились пред лицом целого народа иудейского. Между тем один сотник только римский произнес это торжественное исповедание Иисуса Сыном Божиим. Можно ли после этого не спросить: почему благодать Креста Христова отразилась в нем с такой силой? Явно, что в душе Корнилия было нечто особенное, почему он взирал на происходившее на Голгофе иначе, нежели другие; потому и ощутил в себе то, чего не ощутили другие. Что это такое? - Неуклонное последование своей совести; благочестивое расположение мыслей и чувств; иначе - страх Божий и внимание к путям Промысла, соединенное с желанием видеть во всем происходящем не случай слепой или произвол человеческий, а перст Божий. Не зная предшествующей жизни Корнилия, мы не можем сказать, как образовались в его душе эти драгоценные качества; но что они были в ней, за то ручаются все действия его на Голгофе, и после - до конца жизни. Ибо посмотрите, как он поступает на Голгофе! Не без причины евангелист Марк замечает, что сотник во время страданий Господа на Кресте стоял прямо (Мк. 15; 39) лицу Иисусову. Это было самое лучшее место для благоговейного созерцания! И сотник предался ему всей силой души, расположенной к наблюдению в судьбе человеческой путей Божиих. Немало длилось это наблюдение. Воины, совлекшие ризы с Иисуса, вознесли Его и пригвоздили ко Кресту; сотник стоял, видел и молчал. Один из разбойников хулил Иисуса, другой Его же молил о своем спасении; сотник стоял, слышал и молчал. Иисус преподал с Креста последнее прощальное завещание Матери и возлюбленному ученику; сотник, стоя прямо Креста, не мог не заметить того и безмолвствовал. |
| |