Вскоре после этого в К-поле произошло восстание: горожане требовали возвращения Македония в К-поль, низложения Севира и изгнания из города сирийских монахов-монофизитов. С этого времени началось постепенное укрепление позиций сторонников православия в столице, стремившихся к примирению Церквей на основе определений Халкидона. Их главной задачей являлось восстановление церковного общения между Римом и КПЦ. Против имп. Анастасия в 514 г. во Фракии поднял мятеж военачальник Виталиан, требовавший проведения Собора и восстановления православия. В 518 г., после смерти патриарха Тимофея, КПЦ возглавил Иоанн II Каппадокиец (518-520), сначала попытавшийся вступить в общение с Севиром Антиохийским, но общая церковно-политическая ситуация окончательно изменилась со смертью имп. Анастасия в 518 г. Вступивший на престол имп. Юстин I (518-527) был представителем правосл. партии и немедленно начал разворот церковной политики в сторону восстановления почитания Халкидонского Собора и налаживания отношений с Римской Церковью. Юстин предложил патриарху Иоанну восстановить в диптихах IV Вселенский Собор и отправить папе синодику с предложением о восстановлении общения. Севир Антиохийский был низложен. В 519 г. в К-поль прибыло посольство Римской Церкви и общение между Римом и К-полем восстановилось на невыгодных для КПЦ и всего Востока условиях. Папа Римский Гормизд (514-523), приславший послание в К-поль (libellus Hormisdae), добился отлучения всех епископов и патриархов Востока, которые не находились в общении с папством в десятилетия Акакианской схизмы. Позицию Гормизда удалось несколько смягчить совместными усилиями вост. иерархов, прежде всего патриарха КПЦ, и визант. властей. После смерти Гормизда папа Иоанн I (523-526) занял по отношению к КПЦ более примирительную позицию. V Вселенский Собор. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий V Вселенский Собор. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий В Патриаршество Епифания (520-535) начались правление имп.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Эразм выступал против обмирщения католической церкви, культа реликвий, монашества, бездуховной обрядности. В то же время он резко критиковал фанатизм, жесткий догматизм и антигуманизм лютеранства. Именно поэтому он не находил понимания ни у лувенских католиков, почему был вынужден бежать из Лувена в 1521 г., ни у базельских реформатов, по каковой причине спешно оставил Базель в 1528 г. Деятельность Эразма, прежде всего – предпринятые им критические издания греческого текста Нового завета с собственными комментариями на основе 8 рукописей (1517) и собственного его латинского перевода (1510), а также переводов сочинений отцов Церкви, – считается завершением эпохи схоластики. § 4. Папская супрематия 1. Идея папского примата в Церкви: начало эволюции Впервые, как считается, идея супрематии римского епископского престола над всеми христианскими церквами выдвинута была при папе Дамасе I. Соборы в Риме в 369 г. и в Антиохии в 378 г. установили, что все епископские поставления (хиротонии) приобретают законность только после признания их епископом Рима (как лапидарно обобщил это право Амвросий Медиоланский : «Где Петр, там и Церковь »), а собор 382 г., ссылаясь на слова Христа ( Мф. 16:18 ), постановил: «Святая Римская церковь имеет превосходство над всеми не в силу решений того или иного собора, а потому, что примат ее установлен переданными в Евангелии словами Господа и Спасителя нашего». Опираясь на это каноническое установление, Дамас отказывался признавать арианских епископов, чем немало способствовал снижению влияния арианства. В дальнейшем многие папы развивали идею первенства Рима в христианском мире. Еще в период акакианской схизмы папа Геласий I писал императору Анастасию I о взаимосвязанности власти папы (auctoritas sacra pontificum) и власти Империи (regalis potestas): понтифики и императоры правят миром в обоюдном согласии, хотя священники и имеют больший вес, ибо на Страшном суде будут держать ответ и за королей; светским же правителям принадлежит высшее достоинство (dignitas) среди людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь во второй половине V – начале VI века. Часть 2 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Часть 1 Папа Геласий I Незадолго до кончины императора Анастасия, в 518 году, на столичный престол был возведен патриарх Иоанн. Разделяя монофизитские воззрения и при этом придерживаясь формально «Энотикона», император Анастасий по политическим соображениям не раз пытался восстановить каноническое общение с Римом. Именно поэтому на Константинопольскую кафедру вместо низложенного святителя Евфимия был поставлен столь же твердый приверженец Халкидонского ороса Македоний. Но преемник папы Феликса III Геласий, занимавший Римскую кафедру с 492 по 496 год, и его преемники Анастасий, Симмах и Гормизд условием восстановления общения ставили анафематствование Акакия, на что император Анастасий пойти не хотел. В ходе противостояния папского престола монофизитству и беспринципному компромиссу, заклейменному в Риме под именем акакианской схизмы, обнаружилась не только неколебимая преданность Римской кафедры наследию святителя Льва Великого и Халкидонскому оросу, но и приверженность новой экклезиологии, которая в своем дальнейшем развитии вылилась в папизм, разорвавший церковное единство Ветхого Рима и Рима Нового. Притязания Римского престола на властную монополию во Вселенской Церкви с особой энергией и последовательностью выразились в деятельности папы Геласия. Характеризуя его позицию по отношению к Константинопольскому патриарху Акакию, В.В. Болотов писал: «Акакий, по нему, без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, прежде низложенного, так как Акакий только суффраган митрополита Ираклийского, а епископ Александрийский, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры – Римскому. В силу первенства Петрова епископ Римский утверждает приговоры соборов, многое решает и без соборов, принимает апелляции отвсюду, а от римского приговора никакая апелляция невозможна» .

http://pravoslavie.ru/55328.html

Между 482 г. (обнародованием «Декрета о единстве», или «Henotikòn», Зеноном) и готской войной, начатой в 535 г. Юстинианом, житийная легенда о крещении Константина Сильвестром приняла стабильные очертания, и начала хождение как элемент доктринального и политического противостояния. Образ Константина в тесной iunctura (связке) с Римом и Никейским Символом веры , находил свой естественный фон в обозначившемся разрыве между Западом и Востоком по причине Акакианской схизмы. Тем временем в Италии религиозная политика арианина Теодориха держалась в шатком равновесии также перед лицом борьбы внутри самой римской общины между двумя папами, Симмахом и Лаврентием 1328 . Этот ансамбль легенд, известный в широкой традиции и во многих редакциях 1329 , есть результат слияния трёх отдельных мотивных ядер, соотносимых с различными контекстами и обозначаемых как собственно «Actus Sylvestri» («Деяние Сильвестрово»), «Conversio Constantini» («Обращение Константиново») и, наконец, как «Altercatio» («Прение») Сильвестра с двенадцатью раввинами 1330 . В «Обращении» повторяются некоторые темы, соединяющиеся, чтобы создать «очищенный» образ Константина, тесно связанный с Римом через Петра (и Павла) и Сильвестра 1331 : – верховные жрецы Капитолия (Capitolii pontifices) призывают Константина, больного проказой в наказание за преследование христиан, принять омовение в крови трёх тысяч убитых детей, но он в ужасе отказывается; – ночью ему являются в видении Пётр и Павел и предлагают омыться в воде крещения, приготовленной Сильвестром; – Константин призывает Сильвестра, узнаёт в представленных ему иконах апостолов Петра и Павла и готовится к крещению; – после крещения в Латеранском дворце Константин выпускает несколько законов и среди них закон, признающий за епископом привилегию главенства над всем христианским миром: «Quarta die Privilegium ecclesiae Romanae pontifici contulit, ut in toto orbe Romano sacerdotes ita hunc caput habeant sicut omnes iudices regem» («На четвёртый день превосходство Церкви Римской понтифику придал, дабы во всём мире Римском священнослужители сего главой имели, как все судьи владыку») 1332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 494 или в 495 г. в Иерусалиме И. соединил большое число отдельных монашеских келлий в единый монастырь при Патриаршей резиденции. Тем самым было положено основание Святогробского братства . Известно также об основании в Иерусалиме большой базилики Богородицы (Новой базилики), строительство к-рой было завершено уже при имп. Юстиниане I (543). Хронист Евтихий Александрийский (X в.) сообщает, что И. построил мн. храмы, и среди них особо выделяет ц. св. Елены. Связи И. с монашеством обеспечили ему поддержку во время конфликта с имп. Анастасием I (491-518) по вопросу о признании Вселенского IV Халкидонского Собора (451). Стремясь сохранить хрупкий мир в Церкви и опираясь на «Энотикон» , изданный в 482 г., имп. Анастасий проводил политику компромисса между православными и монофизитами. Взойдя на Иерусалимскую кафедру, И. вступил в церковное общение с К-польским патриархом Евфимием, православным, но находившимся вне общения с Римом (вопреки утверждению Захарии Ритора - Zach. Rhet. Hist. eccl. VII 1) из-за акакианской схизмы . После низложения патриарха Евфимия (осень 495) И. без возражений вступил в общение с его преемником Македонием II, к-рый проводил церковную политику своего предшественника. Нек-рые разногласия И. с К-полем обнаружились только после низложения Македония (511). Избранный на его место К-польский патриарх Тимофей I (511-518) прислал И. извещение о своем избрании с приложением исповедания веры и документов о низложении Македония. И. принял исповедание нового патриарха и вступил с ним в общение, однако принять осуждение Македония отказался. В это же время имп. Анастасий испытывал давление со стороны монофизитской партии во главе с еп. Филоксеном Иерапольским и палестинским мон. Севиром из Созополя, к-рые требовали от Антиохийского патриарха Флавиана II (498-512) осудить Халкидонский Собор. Флавиан и И. принадлежали к одной партии, стремившейся к сохранению церковного мира, однако патриарх Флавиан был более склонен к компромиссу с монофизитами, хотя и отказывался открыто осуждать Халкидонский Собор.

http://pravenc.ru/text/389381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ [греч. Ιωννης Καππαδοκας] († 02. 520, К-поль), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы . По-видимому, происходил из Каппадокии. К 518 г. был пресвитером и синкеллом К-польской Церкви, был халкидонитом, но придерживался официальной на тот момент церковной позиции признания «Энотикона» 482 г. Находясь при смерти, патриарх Тимофей I указал на И. К. как на преемника, с чем согласился и визант. имп. Анастасий I . В первые месяцы Патриаршества И. К. избегал открытых суждений о Халкидонском Соборе, несмотря на оказываемое давление со стороны как монофизитской, так и правосл. партий. Во время поставления И. в К-поле прошла манифестация православных, требовавших от патриарха анафематствования лидера монофизитов патриарха Севира Антиохийского. Со смертью имп. Анастасия и восшествием на престол имп. Юстина I в июле 518 г. в церковной политике произошли значительные изменения. 15 июля в соборе Св. Софии в присутствии Юстина и И. К. состоялось очередное выступление под руководством монахов-акимитов народа, к-рый, славословя нового императора и патриарха, требовал немедленного осуждения Севира и восстановления халкидонского исповедания. И. К. заверил паству в том, что он всегда принимал Халкидонский Собор наряду с 3 первыми Вселенскими Соборами, но ответ не удовлетворил толпу, к-рая пригрозила запереть двери храма, пока не будет вынесено офиц. осуждение монофизитства и утверждено Православие, а также установлен особый день памяти отцов Халкидонского Собора. Юстину, вероятно, удалось покинуть храм, но патриарха народ продолжал удерживать, и тогда диак. Самуил торжественно провозгласил память отцам Халкидонского Собора. С этого момента празднество (воскресенье после 15 июля) вошло в литургическую практику Церкви. И. К. также вынужден был быстро созвать Собор из находившихся при нем 12 епископов, который вынес осуждение Севиру.

http://pravenc.ru/text/469580.html

Но мы сейчас не разбираем индивидуально каждый отдельный случай икономии. Нам важно установить общий принцип: икономия, в большинстве случаев торжествующая над акривией, касается исключительно канонической или, по нашей терминологии, нравственной сферы. Таков наш первый вывод. Переходим ко второму ряду фактов.  А не удались они, помимо всего прочего, прежде всего потому, что вопрос об унии с Римом для Византийской Церкви был вопросом par excellence догматическим. Характерна одна особенность в истории церковных отношений между Западом и Востоком. Известно, что притязания Рима на церковное владычество и над Восточной Церковью начались очень рано — чуть ли не со II века. В эпоху Вселенских Соборов эти притязания уже вполне очевидны. И вот, поразительно, до какой степени вся Восточная Церковь в течение многих веков остается нечувствительной к этому давлению, как будто не понимает его действительного смысла. Больше того: часто она сама дает Риму недостающие ему аргументы в пользу его всемирной юрисдикции. Достаточно вспомнить хотя бы «апелляции» к Риму Златоуста, Флавиана Константинопольского, Евсевия Дорилейского и многих других, возвеличивание пап греческими епископами на Вселенских Соборах, подписку, данную восточным епископатом папе в 519 году при ликвидации так называемой акакианской схизмы и т. д. Известно, какую пользу для себя извлекают из всех этих примеров католические историки — Hergenrother, Batiffol и другие. И вдруг — как будто неожиданно происходит резкий перелом, и Рим становится какой–то bete noire  Византийской Церкви, главным объектом всех ее обвинений и обличений. Чем объясняется этот резкий переход от нечувствия к активному антилатинству? Объяснение мы видим в следующем: до поздневизантийской эпохи, вернее до Патриарха Фотия, Рим и Запад остаются в полном догматическом единомыслии с Востоком. Рим все время твердит о своей potestas  , о своем каноническом примате. Но Византийская Церковь как бы не чувствует этого канонического давления, ибо ее церковная независимость от Рима, так сказать, автоматически гарантирована императором. Церковь административно вполне «следует» за империей. Так, только в силу этого церковно–государственного параллелизма Константинопольский епископ из скромных суффраганов Ираклийского митрополита становится первым иерархом Востока и перед ним меркнут древнейшие и славнейшие митрополии — Ефес, Кесария, Ираклия… Рим может требовать все, что ему угодно, и когда это оппортунистически нужно Востоку или просто императору — греческие отцы легкомысленно величают папу «отцом и учителем Вселенной», «архиереем всей Церкви» и так далее, ибо реально, жизненно это их никак не связывает. И, не признавая de jure никакого примата Рима, Восточная Церковь de facto и на все века — в противоречии с собою самой — много раз склоняется перед его решениями и подписывает его формулы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В 484 г. Календион был низложен и отправлен в ссылку в Большой оазис (ныне оазис Харга в В. Египте). В 485 г. П. Г. принял «Энотикон» и получил т. о. возможность вновь стать патриархом Антиохийским. По всей видимости, это произошло в 3-й, а не в 4-й раз, поскольку встречающаяся иногда в лит-ре еще одна дата его Патриаршества (478-479) не находит прямого подтверждения в источниках. Сразу после возвращения на кафедру П. Г. направил синодальную грамоту Петру Монгу, которая помогла установить с ним церковное общение. В том же году П. Г. рукоположил во епископа Иерапольского (Маббугского) западносирийского богослова Филоксена , или Аксенайю, учившегося в пронесторианской Эдесской школе, однако примкнувшего к антихалкидонской партии. Впосл. Филоксен станет одним из лидеров антихалкидонитов и будет способствовать переносу христологии Севира , патриарха Антиохийского (512-518), на сир. почву. В 488 г. обострился давний конфликт между Кипрской Православной Церковью , отстаивавшей свою автокефалию, и Антиохийским Патриархатом, считавшим, что о-в Кипр находится в его юрисдикции. Имп. Зинон решил спор в пользу архиепископа Кипрского. Примерно к этому времени относится и кончина П. Г. В VI в. в монастыре акимитов была подготовлена псевдоэпиграфическая переписка различных лиц с П. Г., касающаяся христологических взглядов почившего Антиохийского патриарха (CPG, N 6525; подробнее о неподлинном характере писем: Schwartz. 1934. S. 291-292). Одной из причин этого стало обострение теопасхитских споров (см. в ст. Теопасхизм ), особенно после прибытия в К-поль в кон. 518 г. скифских монахов во главе с архим. Иоанном Максенцием , выступавших за формулу «Един от Троицы пострадал плотию» (Unus ex Trinitate passus est carne). Эта и др. подобные формулы сыграли важную роль после прихода к власти прохалкидонски настроенного имп. Юстина I (518-527) и окончания акакианской схизмы. Племянник правителя, Юстиниан (буд. имп. св. Юстиниан I ), сыгравший решающую роль в восстановлении церковного общения с Римом, активно участвовал и в попытках примирения с антихалкидонитами. В качестве основы указанного примирения он рассматривал в т. ч. теопасхитские формулы (подробнее см.: Grillmeier. 1989. S. 333-359; Frend. 1972. P. 244-247; Заболотный. 2015. С. 50-53; Грацианский. 2016. С. 107-113), использование к-рых не могло не вызвать негативную реакцию со стороны строгих халкидонитов.

http://pravenc.ru/text/2580342.html

И в случае с почитанием св. Валентина может быть, что память более известного подвижника вобрала в себя память о других соименных ему святых. Почитание святых ведь бывает разным — оно бывает вселенским, а бывает местным. Мы же не знаем всех святых, которые почитаются в том или другом монастыре Грузии… Кроме того, если и в самом деле именно папа Геласий назначил память св. Валентина на 14 февраля, то это его деяние пришлось на пору разрыва в отношениях Римской Церкви и Церкви Константинопольской (с 484 по 519 годы). Это были годы так называемой «акакианской схизмы». Правда в этом расколе была на стороне Рима, что в конце концов признал и Константинополь . Так что решения, принимаемые в ту пору в Риме, просто не доходили до христианского Востока. Но от этого они не переставали быть решениями православными. В последние десятилетия в богослужебный календарь Русской Православной Церкви перешло немало памятей святых, которые жили в западном мире в первом христианском тысячелетии. Еще недавно ничего не знали наши календари о св. Турвоне Лангонийском — а сейчас его имя там стоит. Вот книги, рассказывающие нам о православных святых Запада: Прот. Александр Шабанов . Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии (Тверь, 2000); Прот. Александр Шабанов . Святой Брендан Мореплаватель (Тверь, 2001); Марк Омельницкий . Жития трех английских святых (Освальда, Эдмунда, Свизина) (М., 1997); Марк Омельницкий . Образ святого в англо-саксонской литературной и агиографической традиции. На материале «Жития святого Гутлака» (М., 1997); Владимир Мосс . Крушение православия в Англии (Тверь, 1999). Наконец, на интернет-сайте телеканала ТВС по адресу . «Патриарх Алексий, принимая дар, отметил, что «с большим волнением принимает частицу мощей священномученика Валентина — святого Неразделенной Церкви»» . «Я воспринимаю этот акт передачи частицы мощей священномученика Валентина как акт духовный, акт, который поможет россиянам, православным верующим в России молиться, не только вспоминая память святомученика Валентина, но молиться перед частицей его святых мощей» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

Собор при еп. Домне II , сместивший еп. Афанасия из Пены (на Евфрате), самоизбравшего себя, после того как был отстранен от управления епархией за присвоение церковного имущества ( Mansi. V 465-466; Simonetti. P. 49). 447 или 448 г. Собор, разбиравший дело еп. Эдесского Ивы , обвиненного в несторианстве и присвоении церковного имущества. Еп. Ива был оправдан, поскольку двое из 4 обвинявших его эдесских диаконов бежали в К-поль и поэтому были извергнуты из сана ( Mansi. V 495-496; VII 219, 271; Simonetti. P. 49). 477 или 478 г. Собор низложил Петра Гнафевса, ок. 475 г. вторично занявшего Антиохийский престол. На его место был избран еп. Апамеи Иоанн II , однако спустя 3 месяца он, как монофизит, также был низложен по приказу имп. Зинона, на кафедру был поставлен Стефан II ( Mansi. VII 1017-1018, 1176; Simonetti. P. 49). Ок. 482 г. Собор, проведенный еп. Календионом и правосл. частью епископата Антиохийской Церкви в противовес проходившему незадолго до этого в Антиохии Собору епископов-монофизитов. Собор признал права Календиона на престол. На Соборе монофизитской партии Патриархом был вновь избран Иоанн II, однако офиц. поддержка имп. Зинона и К-польского Патриарха Акакия была на стороне православных, и Иоанн II не был допущен на кафедру ( Mansi. VII 1023-1024; Simonetti. P. 49). 485 г. Собор монофизитской патрии во главе с Петром Гнафевсом. В связи с событиями Акакианской схизмы и изданием «Энотикона» (имп. эдикт на примирение православных и монофизитов, 384), когда К-польский Патриарх Акакий кардинально изменил свое отношение к церковной ситуации на Востоке в пользу монофизитов, Антиохийский престол уже в 4-й раз занял Петр Гнафевс. Под его председательством прошел Собор, к-рый подверг осуждению решения Всел. IV Собора (451), а также в пение Трисвятого на литургии была введена фраза «распныйся за ны» ( Mansi. VII 1165; Simonetti. P. 49). 508-509 гг. Собор, созванный для принятия Вост. Церковью «Энотикона». Под давлением светских властей Патриарх Флавиан II и епископат Антиохийской Церкви согласились подписать неск. измененный текст «Энотикона», в к-ром подтверждались определения первых 3 Всел. Соборов, но не упоминался Халкид. Собор. Собор осудил сочинения Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. Споры монашеских партий вокруг «Энотикона» вызвали уличные беспорядки в Антиохии ( Mansi. VIII 347; Simonetti. P. 49).

http://pravenc.ru/text/115774.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010