«И не знаю, и не слыхал, что Феодор, бывший некогда епископом сего города, был провозглашаем в священных диптихах; но слышал, что святый Кирилл, бывший епископом великого города Александрии, помещен вместо Феодора в диптихах, в которых вписаны умершие святейшие епископы, и даже доселе он вписан и провозглашается с другими епископами. Ибо я не знаю и не слыхал, что в нашем городе был епископ по имени Кирилл. А тот Феодор, который теперь внесен, умер три года назад и был из Галатии» . Пожилые свидетели – пресвитеры Павлин, Стефан, Олимпий, Иоанн, Фома и другие, призванные на собор, – подтвердили показания Мартирия. На соборе зачитаны были самые старинные из имеющихся диптихов, и в них на том месте, где по хронологии полагалось быть имени Феодора, стояло имя Кирилла, так что собор пришел к заключению, что имя Феодора Мопсуестийского было из диптиха исключено, из чего вытекает вывод об имевшем место в прошлом его осуждении. Впрочем, В.В. Болотов полагает, что удаление имени Феодора относится ко времени действия Зенонова «Энотикона», и это «рука монофиситская имя Феодора Мопсуестийского вычеркнула и поставила имя Кирилла, не известного Мопсуестийской епархии, но очевидно епископа Александрийского» . Так это или нет и чья рука в действительности вычеркнула имя Феодора, с определенностью сказать нельзя; в любом случае, даже если удаление осуществила еретическая рука (которую было бы, однако, в этом случае более достоверным считать не прямо монофизитской, но акакианской, коли произошло это после издания злополучного «Энотикона»), очевидно то, что оно не было восстановлено в диптихе и после окончательного преодоления акакианской схизмы, а значит, и православные епископы и клирики Мопсуестии сомневались в чистоте православного исповедания своего епископа былых лет. Во всяком случае, в результате Мопсуестийского собора был обнаружен прецедент если не прямого осуждения Феодора, то, по меньшей мере, его дискредитации – обстоятельство, ценное в интересах дела, о котором ратовал Юстиниан.

http://pravoslavie.ru/65039.html

С этой целью по его указанию 17 июня 550 г. в Мопсуестии состоялся Собор 2 Киликийской провинции под председательством Аназарбского епископа Иоанна. Редкий случай – в Соборе помимо девяти епископов участвовали пресвитеры, диаконы и миряне. На Собор были специально приглашены лица преклонных лет, которые помнили о давних событиях. И вот пресвитер Мартирий восьмидесяти лет, из которых шестьдесят он прослужил в клире, сообщил: «И не знаю, и не слыхал, что Феодор, бывший некогда епископом сего города, был провозглашаем в священных диптихах; но слышал, что святый Кирилл, бывший епископом великого города Александрии, помещен вместо Феодора в диптихах, в которых вписаны умершие святейшие епископы, и даже доселе он вписан и провозглашается с другими епископами. Ибо я не знаю и не слыхал, что в нашем городе был епископ по имени Кирилл. А тот Феодор, который теперь внесен, умер три года назад и был из Галатии» 276 . Пожилые свидетели – пресвитеры Павлин, Стефан, Олимпий, Иоанн, Фома и другие, призванные на собор, – подтвердили показания Мартирия. На соборе были зачитаны самые старинные из имеющихся диптихов, и в них на том месте, где по хронологии полагалось быть имени Феодора, стояло имя Кирилла, так что собор пришел к заключению, что имя Феодора Мопсуестийского было из диптиха исключено, из чего вытекал вывод об имевшем место в прошлом его осуждении. Впрочем, В. В. Болотов полагает, что удаление имени Феодора относится ко времени действия Зенонова «Энотикона», и это «рука монофиситская имя Феодора Мопсуэстийского вычеркнула и поставила имя Кирилла, неизвестного мопсуэстийской епархии, но, очевидно, епископа Александрийского» 277 . Так это или нет и чья рука в действительности вычеркнула имя Феодора – с определенностью сказать нельзя, но в любом случае, даже если удаление осуществила еретическая рука, которую следовало бы считать не прямо монофизитской, но акакианской, коли произошло это после издания злополучного энотикона, но очевидно, что это имя не было восстановлено в диптихе и после окончательного преодоления акакианской схизмы, а значит и православные епископы, и клирики Мопсуестии сомневались в чистоте православного исповедания своего епископа былых лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИОСКОР РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Диоскор (лат. Dioscorus; греч. Δισκορος; + 530 ), папа Римский Был диаконом в Александрии , но из-за споров с монофизитской партией был вынужден переехать в Рим . Его приезд совпал с началом борьбы за папский престол. В 498 году римский пресв. Лаврентий , принадлежавший к т. н. византийской партии, заручился поддержкой влиятельного сенатора Феста и попытался оспорить законность избрания на папский престол Симмаха . В 499 году Лаврентий подчинился папе, однако в 501 году снова начал бороться за Римскую кафедру. Это привело к беспорядкам в городе. В 501 и 502 году в Риме были проведены два Собора, на которых Симмах был признан законным папой. Диоскор, выступавший на стороне папы Симмаха, в 506 году отправился в Равенну к остготскому королю Теодориху Великому и убедил его в необходимости поддержать Симмаха. Король приказал Фесту прекратить поддержку Лаврентия, восстановил права папы Симмаха и передал ему церкви, занятые его противниками (март 507 ). В начале 519 года Римский папа Гормизд направил в Константинополь ко двору имп. Юстина I посольство, которое фактически возглавлял диакон Диоскор (официально он был лишь переводчиком). После прибытия посольства в Константинополь (25 марта) патриарх Иоанн II Каппадокиец в присутствии имп. Юстина I обсуждал т. н. формулу Гормизда (libellus Hormisdae). Содержащееся в ней требование осудить всех Константинопольских предстоятелей, занимавших кафедру после начала Акакианской схизмы (484), вызвало протест. Диоскор, на которого формально не распространялся папский запрет легатам вступать в прения, сумел убедить патриарха, императора и епископов в необходимости вычеркнуть из церковных диптихов имена патриарха Акакия и императоров Зинона и Анастасия . Формула Гормизда была торжественно подписана 28 марта 519 года, что означало успешное уврачевание схизмы между Римом и Константинополем. В апреле Диоскор составил отчет о деятельности легатов . Папа высоко оценил дипломатические способности Диоскора. Папа Гормизд решил помочь его назначению на вдовствующую Александрийскую кафедру   . Однако имп. Юстин планировал возвести Диоскора на Антиохийскую кафедру вместо еретика Севира. Папа и император не смогли достичь соглашения.

http://drevo-info.ru/articles/13680856.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гормизд (Ормизд) (лат. Hormisdas; + 523 ), папа Римский (c 514), святитель Память 16 августа (Итал. ) Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне , обл. Лацио, Италия ), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впоследствии стал папой с именем Сильверий . При папе Симмахе служил диаконом , поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии . Являлся секретарем Собора , происходившего в римской базилике св. Петра (6 ноября 502 ), на котором рассматривались вопросы управления церковным имуществом. 20 июля 514 года был поставлен папой Римским . После избрания папой Гормизд стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Восточными Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 годы, относящихся к переписке между Гормиздом, императорами Восточной империи, Константинопольскими патриархами и другими сановниками . Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания IV Вселенского Собора и возвращения на Константинопольскую кафедру патриарха Македония II , в 514 году имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на котором были бы разрешены споры между православной и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Гормизду об организации Собора датировано 12 января 515 года; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Западной Церкви последовало лишь после второго письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская , июль 515 ). В августе 515 года Гормизд направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. Венанция, диак. Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Восточной Церквами. В отправленном вместе с легатами письме Гормизд подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки православных епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ имп. Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями другого Собора или императорскими декретами . Переписка между императором, Гормиздом и римским сенатом продолжалась в 516 году, но не привела к каким-либо результатам, т. к. после поражения Виталиана имп. Анастасий отказался от намерения проводить Собор.

http://drevo-info.ru/articles/13679438.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР [лат. Dioscorus; греч. ισκορος] († 14.10.530), папа Римский (или антипапа) с 22 сент. 530 г. Был диаконом в Александрии, но из-за споров с монофизитской партией был вынужден переехать в Рим. Его приезд совпал с началом борьбы за Папский престол. В 498 г. рим. пресв. Лаврентий, принадлежавший к т. н. визант. партии, заручился поддержкой влиятельного сенатора Феста и попытался оспорить законность избрания на Папский престол Симмаха . В 499 г. Лаврентий подчинился папе, однако в 501 г. снова начал бороться за Римскую кафедру. Это привело к беспорядкам в городе. В 501 и 502 гг. в Риме были проведены 2 Собора, на к-рых Симмах был признан законным папой. Д., выступавший на стороне папы Симмаха, в 506 г. отправился в Равенну к остгот. кор. Теодориху Великому и убедил его в необходимости поддержать Симмаха. Король приказал Фесту прекратить поддержку Лаврентия, восстановил права папы Симмаха и передал ему церкви, занятые его противниками (март 507). В нач. 519 г. Римский папа св. Гормизд направил к К-поль ко двору имп. Юстина I посольство, которое фактически возглавлял диак. Д. (официально он был лишь переводчиком). После прибытия посольства в К-поль (25 марта) патриарх св. Иоанн II Каппадокиец в присутствии имп. Юстина I обсуждал т. н. формулу Гормизда (libellus Hormisdae). Содержащееся в ней требование осудить всех К-польских предстоятелей, занимавших кафедру после начала Акакианской схизмы (484), вызвало протест. Д., на к-рого формально не распространялся папский запрет легатам вступать в прения, сумел убедить патриарха, императора и епископов в необходимости вычеркнуть из церковных диптихов имена патриарха Акакия и императоров Зинона и Анастасия. Формула Гормизда была торжественно подписана 28 марта 519 г., что означало успешное уврачевание схизмы между Римом и К-полем. В апр. Д. составил отчет о деятельности легатов (Collectio Avellana. 2. N 167). Папа высоко оценил дипломатические способности Д. Папа Гормизд решил помочь его назначению на вдовствующую Александрийскую кафедру (Ibid. N 173, 175). Однако имп. Юстин планировал возвести Д. на Антиохийскую кафедру вместо еретика Севира . Папа и император не смогли достичь соглашения.

http://pravenc.ru/text/178509.html

После смерти имп. Анастасия I (10 июля 518) и патриарха Илии полемика по вопросам вероисповедания стала неактуальной, новый имп. Юстин I был сторонником халкидонского православия. 20 июля 518 г. на Соборе в К-поле было восстановлено вероучение Халкидонского Собора и анафематствованы монофизиты во главе с Севиром. Вскоре К-польский патриарх Иоанн II Каппадокиец известил об этом И. Имп. Юстин распорядился также вернуть из ссылки изгнанных по религ. причинам при Анастасии. 6 авг. 518 г. И. созвал Собор палестинских епископов, на к-ром подтвердил принятые в К-поле решения ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 60). На Соборе присутствовали 33 епископа и мн. монахов и игуменов во главе с Саввой. Затем И. направил Савву в Кесарию и др. города Палестины, чтобы довести до сведения местного клира и народа распоряжения императора и решения К-польского и Иерусалимского Соборов. Акты Иерусалимского Собора известны из текста ответа И. патриарху К-польскому Иоанну II. По сути они полностью совпадают с решениями К-польского Собора, но содержат большое количество библейских цитат, призванных подтвердить принятые решения. В корпусе посланий Авита Вьеннского сохранилось недатированное послание, адресованное «Иерусалимскому епископу (папе)», в к-ром Авит, восхваляя кафолическую веру своего корреспондента, просит у него частицу Животворящего Древа ( Avitus Viennensis. Ep. 25//MGH. Epp. T. 3. P. 56-57). Отсутствие даты и имени не позволяет определить, направлено ли письмо И. или его предшественнику Илии. Первый вариант более вероятен, т. к. до преодоления акакианской схизмы в 519 г. Авит вряд ли вступал в переписку с вост. епископами, поскольку это могло вызвать недовольство в Риме. 519 годом датируется послание Авита патриарху К-польскому Иоанну II, где выражается радость по поводу окончания схизмы. Послание к «Иерусалимскому папе», вероятно, следует датировать тем же временем. В ряде визант. Синаксарей и Минологиев под 26 или 29 марта значится память Иоанна, патриарха (или архиеп.) Иерусалимского. По мнению болландистов, здесь имеется в виду именно И. Однако учитывая дату интронизации И. и срок его пребывания на кафедре, указанный Кириллом Скифопольским, он умер в кон. мая - нач. июня 524 г., а не в марте. По мнению Ж. Гаритта, дни памяти 19 апр., 9 июля и 26 нояб. некоего архиеп. Иоанна Иерусалимского, содержащиеся в груз. календарях, к-рые отражают древнюю традицию Иерусалимского богослужения ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 61, 77, 106, 203, 274, 395), относятся к И. Исследователи считают, что неоднократно упоминаемую в этих календарях ц. во имя св. Иоанна Предтечи, воздвигнутую неким патриархом Иоанном, построили по инициативе И. (Ibid. P. 203, 251-252, 258, 274, 315-316; Θορπουλος Ν. Κ. Ιωννου Προδρμου, Μον, ν Ιεροσολμοις//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 69).

http://pravenc.ru/text/469634.html

После смерти имп. Анастасия I (10 июля 518) и патриарха Илии полемика по вопросам вероисповедания стала неактуальной, новый имп. Юстин I был сторонником халкидонского православия. 20 июля 518 года на Соборе в Константинополе было восстановлено вероучение Халкидонского Собора и анафематствованы монофизиты во главе с Севиром. Вскоре Константинопольский патриарх Иоанн II Каппадокиец известил об этом Иоанна III. Имп. Юстин распорядился также вернуть из ссылки изгнанных по религиозным причинам при Анастасии. 6 августа 518 года патриарх Иоанн III созвал Собор палестинских епископов , на котором подтвердил принятые в Константинополе решения . На Соборе присутствовали 33 епископа и многих монахов и игуменов во главе с прп. Саввой. Затем Иоанн III направил Савву в Кесарию и другие города Палестины, чтобы довести до сведения местного клира и народа распоряжения императора и решения Константинопольского и Иерусалимского Соборов. Акты Иерусалимского Собора известны из текста ответа Иоанна III патриарху Константинопольскому Иоанну II. По сути они полностью совпадают с решениями Константинопольского Собора, но содержат большое количество библейских цитат, призванных подтвердить принятые решения. В корпусе посланий Авита Вьеннского сохранилось недатированное послание, адресованное " Иерусалимскому епископу (папе) " , в котором Авит, восхваляя кафолическую веру своего корреспондента, просит у него частицу Животворящего Древа . Отсутствие даты и имени не позволяет определить, направлено ли письмо Иоанну III или его предшественнику Илии. Первый вариант более вероятен, т. к. до преодоления акакианской схизмы в 519 году Авит вряд ли вступал в переписку с восточными епископами, поскольку это могло вызвать недовольство в Риме. 519 годом датируется послание Авита патриарху Константинопольскому Иоанну II, где выражается радость по поводу окончания схизмы. Послание к " Иерусалимскому папе " , вероятно, следует датировать тем же временем. Патриарх Иоанн III скончался в 524 году. Основным источником сведений о патриаршестве Иоанна III является Житие прп. Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифопольским в середине VI века. Согласно ему, Иоанн III занимал кафедру 7 лет и 9 месяцев . В хронике Константинопольского патриарха Никифора I (нач. IX в.) ошибочно указано, что Иоанн III был патриархом 11 лет .

http://drevo-info.ru/articles/13679650.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ II ( † 19.11.498, Рим), папа Римский (с 24 нояб. 496), римлянин по происхождению. До избрания папой А. был диаконом в Риме. Став понтификом, стремился к примирению Римского престола с К-польским Патриархатом во время Акакианской схизмы . Сразу после интронизации А. отправил епископов Крескония и Германа к К-польскому имп. Анастасию I с дружественным посланием, в к-ром извещал императора о своем избрании, а также выражал надежду на прекращение схизмы. А., полностью разделяя обвинения против К-польского патриарха Акакия и не внося его имени в диптихи, согласился, однако, признать крещения и посвящения в сан, проведенные Акакием. Хотя позиция А. по отношению к К-полю формально не отличалась от позиции его предшественников Феликса II и Геласия I , тон его послания, в к-ром он заявлял, что единство Церкви не должно нарушаться из-за одного справедливо осужденного человека, свидетельствовал о стремлении к восстановлению мира между Вост. и Зап. Церквами. Но переговоры оказались малоуспешными. Сближение А. с К-полем, общение с диак. Фотином, посланцем еп. Фессалоникийского Андрея, приверженца патриарха Акакия (Фотин был направлен папой в К-поль, чтобы присутствовать на диспутах с представителями Александрийской Церкви), вызвали недовольство у части рим. духовенства, расценившей сам факт принятия папой Фотина как предательство веры, и создали А. репутацию еретика. Имя А. не было включено в мартирологи, он стал вторым в списке неканонизированных пап. Данте поместил его в 6-м круге ада вместе с еретиками (Ад. IX 8-9). А. осудил ересь традуционизма и боролся с монофизитством . Из его сочинений сохранились послания 497 г. с изложением веры и послание 498 г. к епископам Галлии с осуждением традуционизма. Приписывавшееся А. поздравительное письмо к франк. кор. Хлодвигу I по случаю его крещения ( Jaff é. Vol. 1, N 745) оказалось подделкой франц. ученого-эрудита XVII в. Ж. Винье ( Havet J. Questiones mérovingiennes// idem. Œuvres. P., 1896. Vol. 1. P. 61-71). Ист.: PL. Vol. 62. Col. 49-80; LP. Vol. 1. Р. 258-259; Jaff é. RPR. Vol. 1, N 744-751; Thiel A. Epistolae Romanorum Pontificum genuinae. Braunsberg, 1868. Bd. 1. Р. 615-639; Задворный В. История римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 56-59. Лит.: Kirsch J.- P. Anastase II//DHGE. Vol. 2. P. 1473-1475; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. Р. 14-16; Rahner H. Die gefälschten Papstbriefe von J. Vignier. Münch., 1935. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРМИЗД [лат. Hormisdas] († 6.08.523, Рим), св. (пам. зап. 6 авг.), папа Римский (c 20 июля 514). Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне, обл. Лацио, Италия), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впосл. стал папой с именем Сильверий . При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии . Являлся секретарем Собора, происходившего в рим. базилике св. Петра (6 нояб. 502), на к-ром рассматривались вопросы управления церковным имуществом. После избрания папой Г. стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Вост. Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 гг., относящихся к переписке между Г., императорами Восточной империи, К-польскими патриархами и др. сановниками (Collectio Avellana. 2. N 105-243). Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания Вселенского IV Собора и возвращения на К-польскую кафедру патриарха свт. Македония II , в 514 г. имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на к-ром были бы разрешены споры между правосл. и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Г. об организации Собора датировано 12 янв. 515 г.; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Зап. Церкви последовало лишь после 2-го письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская, июль 515 - Collectio Avellana. 2. N 109). В авг. 515 г. Г. направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. Венанция, диак. Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Вост. Церквами. В отправленном вместе с легатами письме Г. подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ имп. Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями др. Собора или имп. декретами (Ibid. N 125). Переписка между императором, Г. и рим. сенатом продолжалась в 516 г., но не привела к к.-л. результатам, т. к. после поражения Виталиана имп. Анастасий отказался от намерения проводить Собор.

http://pravenc.ru/text/166221.html

А вот к какому деянию императора его племянник был действительно сопричастен, так это к восстановлению евхаристического общения с Римской Церковью , разорванного в связи с изданием пресловутого «Энотикона» в правление Зенона. Инициатива схизмы принадлежала патриарху Акакию, поэтому и самый разрыв, продолжавшийся в течение 35 лет, в Риме получил наименование «акакианской схизмы». На Пасху 519 г., после исключительно трудных переговоров, которые вели в Константинополе папские легаты, в столичном храме Святой Софии было совершено богослужение с участием патриарха Иоанна и папских легатов. Юстиниана подвигла к этому шагу не только одинаковая у него с дядей приверженность Халкидонскому оросу, но и забота о том, чтобы устранить препятствия, самым трудным из которых являлась церковная схизма. Уже тогда им был намечен грандиозный план восстановления целостности Римской империи. От исполнения этого плана правительство отвлекали разные обстоятельства, и среди них возобновившаяся война на восточной границе. Этой войне предшествовала редко случавшаяся в истории взаимоотношений между Ираном и Римом не только мирная, но и прямо дружественная фаза, установившаяся в первые годы правления Юстина. С конца 5 в. Иран сотрясало противостояние, вызванное учением Маздака, который проповедовал утопические социальные идеи, подобные хилиазму, выросшему на христианской почве: о всеобщем равенстве и упразднении частной собственности, включая введение общности жен, – и получил массовую поддержку со стороны простого народа и той части военной аристократии, которая тяготилась религиозной монополией зороастрийских магов. Среди энтузиастов маздакизма оказались и лица, принадлежавшие к шахской династии. Проповедь Маздака увлекла и самого шаха Кавада, но позже он разочаровался в утопии, усмотрев в ней прямую угрозу для государства, отвернулся от Маздака и начал преследовать и его самого, и его сторонников. Будучи уже стар, шах озаботился тем, чтобы после его смерти престол достался его младшему сыну Хосрову Ануширвану, тесно связанному с кругами ревностных приверженцев традиционного зороастризма, в обход старшего сына Каоса, воспитание которого Кавад в пору своего увлечения маздакизмом вручил ревнителям этого учения, и он, в отличие от переменившего свои взгляды отца, остался по своим убеждениям маздакитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010