Этот поистине титанический и монументальный труд и по сей день остается бесценным кладезем информации, взятой из библиотеки Ватикана и других архивов, и профессиональные историки всегда будут обращаться к нему. При этом он написан сухим, отрывистым, неудобочитаемым языком, содержит много поддельных документов и всецело стоит на позициях, утверждающих абсолютный авторитет папы. Он был задуман как конкретное опровержение «Магдебургских центурий», хотя и не удостаивает последние прямого упоминания. Данный труд явился огромной поддержкой и утешением для дела Рима, и его часто издавали в переводах в сокращенном и общедоступном виде. Однако он также подвергся суровой критике и отчасти был опровергнут — не только протестантами, такими как Казобон, Шпангейм и Сэмюэл Баснаж, но и римско–католическими учеными, в особенности двумя францисканцами, Антуаном и Франсуа Паджи, которые внесли поправки в хронологию. Гораздо менее известна и гораздо реже используется «Церковная история» (Historia Ecclesiastica) Каспара Сачарелли, охватывающая период до 1185 г., которая была опубликована в Риме в 1771 — 1796 г. в 25 т. ин–кварто. Бесценный вклад в исторические коллекции и специальные исследования внесли и другие ученые–итальянцы: Муратори, Дзакканьи, Дзаккариа, Манси, Галланди (Холланди), Паоло Сарпи, Паллавичини (последние двое были участниками Трентского собора), трое Ассемани и Анджело Май. б) Католические французские историки Наталис (Ноэль) Александер, профессор и архиепископ ордена доминиканцев (ум. 1724), написал свою «Церковную историю Ветхого и Нового Заветов» до 1600 г. (Historia Ecclesiastica Vetens et Nova Testaments Paris, 1676; 2d ed. 1699 sqq.; 8 vols, fol.) в духе галликанства, с великой ученостью, но сухим схоластическим языком. Иннокентий XI включил ее в свой «Индекс» (1684). Это вызвало появление нескольких исправленных изданий. Аббат Клод Флёри (ум. 1723) написал свою «Церковную историю» (Histoire ecclesiastique, Paris, 1691 — 1720, 20 vols, quarto, до 1414 г.; продолжена до 1595 г. Клодом Фабром, очень ревностным галликанцем) — гораздо более общедоступную работу, отличающуюся спокойным тоном изложения и живостью языка и одинаково пригодную как для назидания, так и для обучения. Она описывает ход событий в хронологической последовательности — подробно и в целом точно, но это сочинение Флёри бессистемно и лишено философских обобщений, а потому скучно и утомительно. Когда Флёри спросили, почему он без необходимости омрачает страницы своего труда столькими позорными фактами, он дал замечательный ответ: то, что христианство выжило и продолжает развиваться, несмотря на пороки и преступления его приверженцев и проповедников, наилучшим образом доказывает его божественное происхождение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Еще один французский иезуит, Александр Флёри (1848–1933), активно работал в области изучения литургии, с тем чтобы привести мирян (лáиков) к более активному участию в литургическом богослужении. Он также предпринял издание Молитвенника (Paroissien) для мирян с объяснениями и комментариями, Миссала верных, более известного как Миссал Флёри, имеющего важное значение для возобновления участия прихожан в мессе, выдержавшего ряд переизданий между 1913 и 1933 гг. и изданного посмертно в 1949 г. под названием Missel vespéral с объяснениями и комментариями 1018 . Существенное содействие о. Флёри в осуществлении его проектов оказывали собратья – иезуиты Жак де Беллэн и Рене Компэн. Значительную роль в развитии литургического движения играют богословы. Óдо Казель, известный также как Иоганнес Казель (1886–1948), немецкий католический теолог, бенедиктинский монах из аббатства Мария Лаах, основатель Mysterienlehre – «тáинственного богословия» («богословия Таинств»), в течение ряда лет считался его негласным главой; с 1921 г. он был издателем журнала Liturgische Jahrbuch, ставшего трибуной для обсуждения литургических нововведений. Христианство для о. Казеля – таинство, мистерия (не некая истина, недоступная человеческому разуму, а Сам Бог , всегда недоступный и сокрытый), литургия же – способ, с помощью которого это таинство делается явным. Основнои идееи, которую развивал о. Казель, было коллективное открытие верующими тайны веры и культовых действий через динамизм – динамизм Христа, восходящего от смерти к жизни, от безбожного мира к Отцу. Этот динамизм открывается более всего именно в Евхаристии, которая актуализирует самораскрытие Церкви и каждого верующего в Пасхальной жертве, включая их в себя (концепция реактуализации искупительного действия, согласно которой в литургическом таинстве присутствует не только результат, но и само спасительное действие). Таким образом, некогда произошедшее спасительное событие (Тайна Креста, Мистерия Пасхи) становится активным спасающим деянием через действие Св. Духа (Тайна Церкви). Путь к постижению мистериального в литургической жизни – это путь смирения, чистоты сердца и открытости Христу; тем самым это постижение доступно не только небольшой «касте» посвященных эзотериков, но и всем членам Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББОН ИЗ [лат. Abbo Floriacensis] (940 или 945, Орлеан - 13.11.1004, мон-рь Ла-Реоль, Аквитания), мч. (пам. зап. 13 нояб.). Бенедиктинец, аббат мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар ( Флёри ), сторонник клюнийской реформы , ученый. После учебы в Париже и Реймсе А. из Ф. приобрел обширные и разносторонние знания, создал труды по математике, агиографии, грамматике, каноническому праву. Наряду со св. Гербертом Аврилакским он был первым на Западе, кто знал сочинения Боэция по логике и создал труд по искусству силлогизма. В 985-987 гг. А. из Ф. по приглашению св. Освальда , архиеп. Йоркского, преподавал в мон-ре Рамси (Англия). В 988 г. стал аббатом Флёри. При нем мон-рь, реформированный еще св. Одо Клюнийским, превратился в один из влиятельных центров реформы, что предопределило конфликты с местным епископом (еп-ство Орлеан) и стоявшим за ним франц. кор. Гуго Капетом. К теме противостояния реформированного монашества и епископата А. из Ф. обратился в своей «Апологетике» (Apologeticus ad Hugonem et Robertum reges Francorum, 994). Сборник канонов, адресованный франц. кор. Роберту II, отличает подчеркнутое уважение к прерогативам королевской власти, в к-рой А. из Ф. видел противовес епископским притязаниям. В 1004 г., стремясь распространить должную дисциплину в мон-ре Ла-Реоль, он переселил туда часть монахов из Флëри. Во время возникшей ссоры и драки между монахами из разных мон-рей А. из Ф. попытался остановить кровопролитие, но был убит. Соч.: PL. 139. Col. 419-570; Carmen acrostichum ad Ottonem imp.//MGH. Poetae. T. 5. P. 469-471; Commentarius in cyclum Victorii//Bull. di bibliografia e di storia di scienzo matematico e fisico. 1871. N 4. P. 443-445; Passio s. Edmundi//Memorials of St. Edmunds Abbey. 1890. P. 3-25; Syllogismorum categoricum et hypotheticorum enodatio/Ed. A. Van de Vyver// Van de Vyver A. Les oeuvres inédites d " Abbo de Fleury//Rome bénédictine. T. 47. P. 125-169; Abbonis Floriacensis Орега inedita. Brugge, 1966. T. 1. Ист.: Aimoin. Vita Abbonis//PL. 139. Col. 375-414. Лит.: Cousin P. Abbo de Fleury-sur-Loire. P., 1954; Mostert M. The political theology of Abbo of Fleury: A study of the ideas about society and law of the 10th century monastic reform movement//Middeleeuwse Studies en Bronnen. Hilversum, 1987. N 2. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62422.html

Корпус сочинений О. включает 7 проповедей, но в отношении подлинности некоторых высказывались сомнения ( Facciotto P. I Sermoni agiografici attribuiti a Oddone di Cluny: Diss. Firenze, 1997). Вероятно, в период между 909 и 942 гг. в день памяти св. Геральда (13 окт.) в Орийаке была произнесена проповедь «Sermo de festivitate sancti Geraldi» (1-е изд.: Bouange G.-M.-F. Histoire de l " abbaye d " Aurillac. P., 1899. Vol. 1. P. 520-528; совр. изд.: Facciotto P. Il «Sermo de festivitate S. Geraldi» di Oddone di Cluny//Hagiographica. Turnhout, 1996. Vol. 3. P. 113-136). В нек-рых рукописях текст проповеди разделен на 9 чтений (lectiones). Ж. Буанж и М. А. Бюльто-Ферлейзен считали, что эта проповедь - самый ранний памятник в составе агиографической традиции св. Геральда. П. Фаччотто, наоборот, полагал, что проповедь является сокращенным изложением пространного Жития Геральда. Проповедь «Sermo de sancto Benedicto abbate» (изд.: PL. 133. Col. 721-729) относится к числу наиболее известных сочинений О. Проповедь связана с праздником перенесения мощей св. Бенедикта (11 июля) или с октавой этого праздника (18 июля). Об авторстве О. говорится у Аймоина из Флёри (Miracula S. Benedicti. II 4//Miracles de S. Benoît/Éd. E. de Certain. P., 1858. P. 101) и у Гуго из Флёри (Liber modernorum regum Francorum//MGH. SS. T. 9. P. 382). Эта проповедь была очень популярна и вошла в состав не только клюнийского гомилиария, но и гомилиариев Флёри, Сито и др. конгрегаций, а также агиографических сборников, связанных со св. Бенедиктом и с клюнийскими святыми (Майолем и О.). Проповедь основана на сведениях из «Диалогов» свт. Григория Великого. Вклад О. сводится к сопоставлению св. Бенедикта с Моисеем, а его Устава - с дарованным свыше божественным Законом ( Long è re J. La prédication sur St. Benoît du Xe au XIIIe siècle//Sous la règle de St. Benoît: Structures monastiques et sociétés en France du Moyen Âge à l " époque moderne. Gen.; P., 1982. P. 433-460). Кроме того, в этой проповеди О. говорит о монахах как о земной армии «небесного императора» св. Бенедикта.

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Романа Сладкопевца; П. Кажен († 1923), исследовавший рим. Антифонарии и Сакраментарии, а также древние анафоры; его работа о молитве «Te Deum» считается образцом применения сравнительно-исторического метода в Л. ( Cagin P. L " Euchologie latine: étudiée dans la tradition latine de ses formules et de ses formulaires. Solesmes, 1906. Vol. 1: Te Deum ou Illatio?; P., 1912. Vol. 2: Eucharistia: canon primitif de la messe); изучавший историю Бревиария и рим. лекционарной системы П. Батиффоль († 1929); аббат Ф. Каброль и его многолетний помощник и продолжатель его дела А. Леклерк , издававшие одну из наиболее значимых для Л. энциклопедий - DACL и выпустившие собрание ранних литургических памятников, в т. ч. эпиграфических (Relliquiae liturgicae vetustissimae/Ed. F. Cabrol, H. Leclercq. P., 1902, 1913. 2 vol.); издатель книг испано-мосарабского обряда М. Феротен († 1914); автор неск. сот статей по Л., патрологии и церковной истории А. Вильмар († 1941) и др. (многие из этих ученых связаны с Солемом через англ. аббатство Фарнборо). В 1889 г. в Солеме была основана сер. «Paléographie musicale», в к-рой издавались памятники григорианского пения, а также др. древних певч. традиций (издание продолжается, в 2014 вышел 23-й т.). Выделяются труды архитектора и археолога Ш. Ро де Флёри († 1875), инициировавшего работу по систематическому изучению средневек. облачений, утвари и интерьера храмов с литургической т. зр., а также культовых мест святых, в частности упоминаемых в каноне мессы (работы вышли посмертно и были дополнены его сыном Жоржем Ро де Флёри († 1904): Fleury Ch. Rohault, de. La Messe: Études archéologiques sur ses monuments. P., 1883-1898. 8 vol.; Idem. Les Saints de la Messe et Leurs monuments. P., 1893-1900. 10 vol.). Серьезный вклад в изучение Л. внесли историки Ю. Шевалье († 1923), изучавший помимо прочего средневек. гимнографию и основавший сер. «Bibliothèque liturgique», в к-рой публиковались памятники позднесредневек. периода, а также Л. Дюшен († 1922), автор обобщающей работы о происхождении и эволюции раннехрист.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Перенесение мощей св. Бенедикта в Галлию между сер. VII и нач. VIII в. оказало существенное влияние на последующую историю М.-К. Это событие по-разному описывается в источниках, степень достоверности к-рых трудно определить. Вероятно, самое раннее упоминание о нем сохранилось в послании папы Римского Захарии (741-752) франк. епископам и всему духовенству с требованием вернуть похищенное франками «тело блаженного Бенедикта» (750 или 751 - MGH. Epp. T. 3. P. 467-468; см.: Hoffmann. 1967. S. 338-346; Hourlier J. La lettre de Zacharie//Le culte et les reliques. 1980. P. 241-252). Павел Диакон, повествуя о событиях 2-й пол. VII - нач. VIII в., сообщает о неких франках «из краев ценоманских и аврелианских» (т. е. из Ле-Мана и Орлеана), к-рые пришли на место заброшенного мон-ря и притворились, что желают провести ночь в молитве у мощей святого (следов., его гробница не была покинута людьми). Похитив останки св. Бенедикта и его сестры св. Схоластики, франки увезли их в Галлию, где построили мон-ри во имя обоих святых ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 2). О перенесении мощей сообщается также в неск. франк. сказаниях. Самое раннее анонимное сказание было составлено предположительно в VIII в.; рукописи, в которых сохранился текст, указывают на его баварское происхождение (BHL, N 1116; CPL, N 1853; изд.: Weber. 1952; PLS. Vol. 3. Col. 1438-1440). В сказании говорится об ученом франк. пресвитере, к-рый вместе с товарищами отправился в Италию на поиски могилы св. Бенедикта, находившейся «в небрежении» (inculta ab hominibus). В «пустыне», в 70 или 80 милях от Рима, некий свинопас показал им место, где некогда стоял Кассинский мон-рь. Ночью пресвитеру было видение, благодаря чему он нашел останки святых под мраморной плитой. Скрываясь от римлян, к-рые могли остановить их, франки беспрепятственно вернулись в Галлию и доставили реликвии в мон-рь Флориак (см. Флёри ). Более подробные сведения приведены в пространном «Сказании о перенесении св. Бенедикта», автором к-рого был мон. Адревальд из Флёри († ок.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

На конклаве, избравшем К., кард. Андре Эркюль де Флёри добился утверждения королевской декларации от 24 марта 1730 г., согласно к-рой булла папы Климента XI «Unigenitus» (1713) была объявлена обязательной к исполнению, а несогласных с нею надлежало лишать бенефициев. Это позволило франц. церковным властям усилить давление на янсенистов. Сторонники янсенизма были изгнаны из Сорбонны, что К. приветствовал особыми посланиями, направленными франц. кор. Людовику XV и кард. А. Э. де Флёри. 27 авг. 1731 г. К. одобрил решение капитула кафедрального собора Монпелье о принятии положений буллы «Unigenitus», против чего возражал епископ этого диоцеза Шарль Жоашен Кольбер де Круасси, сочувствовавший янсенизму. В 1735-1736 гг. от янсенизма отказались мн. монахи из франц. бенедиктинской конгрегации мавристов. В апр. 1738 г. при поддержке кор. Людовика XV К. назначил Парижского архиеп. Шарля Гаспара Гийома де Вентимиля дю Люка визитатором жен. бенедиктинской конгрегации дочерей Кальварии, что привело к отказу от янсенизма мон-рей этой конгрегации. Папское бреве «Apostolicae providentiae» от 2 окт. 1733 г. подтверждало запрет на противопоставление богословских систем блж. Августина и Фомы Аквинского, к-рое предпринималось в трудах нек-рых янсенистов. Климент XII, папа Римский. 1-я пол. XVIII в. Худож. А. Мазуччи (частное собрание) Климент XII, папа Римский. 1-я пол. XVIII в. Худож. А. Мазуччи (частное собрание) В борьбе с янсенизмом К. неоднократно вступал в конфликты с Парижским парламентом, к-рый защищал идеи галликанизма и использовал кризис янсенизма для вмешательства в церковную жизнь франц. католиков. По поручению К. в Индекс запрещенных книг были включены неск. постановлений Парижского парламента, запрещавших обнародование полемических изданий и посланий франц. епископов против янсенизма. К. поддержал Парижского архиеп. Ш. Г. Г. де Вентимиля дю Люка в борьбе с распространением среди парижских католиков почитания янсениста диак. Франсуа де Пари. Слухи о чудесах на могиле диакона, погребенного в 1727 г.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Отсюда Кантемир заключает, что необходимо пресечь эти виды благовременным предупреждением; удивляется при этом медленности морских держав, которые больше всех имеют причину опасаться следствия прусских успехов, нарушения всей европейской системы разделением областей австрийского дома. 3 мая Кантемир имел любопытный разговор с кардиналом Флёри. Кардинал упомянул, что в Швеции усматривается военное движение. Кантемир отвечал, что с русской стороны не пренебрежено ничем для сохранения северной тишины и если начнется война, то весь свет должен признать правду России. Кардинал сказал, что он сам не понимает, как шведский двор может отважиться на войну с Россией, ибо силы обеих держав вовсе не равны, и потом начал распространяться в обычных своих рассуждениях о недостатке доверия в Европе, о подозрительности, господствующей между державами, о распространяющемся повсюду духе несогласия, который должен произвесть страшное кровопролитие; кардинал высказывал свое миролюбие и сожаление, что все его труды для сохранения европейского спокойствия были напрасны. Кантемир заметил, что тяжкий ответ отдадут те, которые подали повод к наступающим бедам. Флёри продолжал в том же проповедническом тоне, что не только войною, но и другими язвами Бог людей наказывает: в один и тот же год видим и жестокую зиму, и неурожай, и болезни; что он не может понять, как эти язвы не остановили высокомыслия войнолюбивых людей, и, что всего хуже, при такой общей склонности к войне нельзя найти ни одного посредника, который бы привел всех к доброму согласию; напротив, всякий спешит принять участие в войне, которая до него, собственно, не касается. Кантемир заметил, что все дела можно было бы окончить полюбовно, если бы тому не помешало внезапное нападение пруссаков на Силезию, ибо другие державы по договорным обязательствам и для собственной безопасности не могут не принять участия в войне; что же касается посредничества, то Франции всего лучше принять его на себя по известной правоте и миролюбию его, кардинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Флёри отвечал на это, что он вовсе не оправдывает поступка короля Прусского, но есть известие, что Пруссия удовольствуется одною Нижнею Силезиею, если венгерская королева покажет склонность к примирению, и, быть может, королева и показала бы эту склонность, если б другие державы не ободряли ее надеждою помощи. Впрочем, как он, кардинал, ни склонен к умиротворению, его добрые услуги были бы совершенно бесплодны, ибо хотя Франция и находится со всеми другими державами в мире, однако многие смотрят на нее подозрительно, повторяя старинные бредни об ее стремлении ко всемирной монархии и на основании этих бредней заключая друг с другом союзы и принимая ненужные меры. Кантемир отвечал, что от кардинала зависит уничтожить такое предубеждение, удаляясь от войны, тем более что Франция очень сильна, и никакая держава напрасно раздражать ее не решится. «Хотя я не придаю никакого значения сладким словам кардинала, – писал Кантемир, – однако счел своею обязанностью донесть об этом разговоре, из которого видно, с каким искусством он производит свои внушения, клонящиеся к тому, чтоб отклонить союзников от подания помощи королеве Венгерской, ибо это будет препятствовать видам Франции, как, например, вооружение морских держав помешает приобретению Люксембурга или другой какой-нибудь части австрийских Нидерландов». Полученные Кантемиром известия о вооружении в Бресте эскадры, назначаемой в Балтийское море, побудили русского посланника иметь новое объяснение с кардиналом. Флёри отвечал, что эскадра не получила еще назначения и в Балтийское море отправлена не будет, если король датский обнадежит, что при начатии войны на севере сохранит нейтралитет Балтийского моря, и если англичане не отправят в то же море своей эскадры; впрочем, король не намерен принимать ни малейшего участия в войне между Россиею и Швециею; он, кардинал, особенно жалеет, видя такую горячность со стороны шведской, и по чистой совести может засвидетельствовать, что его советы шведскому министерству клонились к сохранению тишины.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Баварские претензии остались бы претензиями, если бы в Германии не было Фридриха II прусского. Когда другие еще думают и пишут, Фридрих начинает дело. Несмотря на то что Пруссия признала права Марии Терезии, или прагматическую санкцию, прусское войско в конце 1740 года вступило в Силезию под предлогом, чтоб другие претенденты на австрийское наследство не заняли этой провинции; в то же время Фридрих предложил Марии Терезии, что гарантирует прагматическую санкцию и поможет мужу ее, Францу Лотарингскому, получить императорскую корону, если она уступит Пруссии часть Нижней Силезии за 6 миллионов. Предложение было отвергнуто. Мария Терезия обратилась к державам, гарантировавшим прагматическую санкцию: помощи ниоткуда, а между тем пруссаки уже овладели большею частью Силезии. Удержит ли Фридрих свою добычу? Решение этого вопроса зависело от Франции и России. Во Франции Белиль настаивал на необходимости войны: правительство отдаст отчет потомству, если не воспользуется таким благоприятным случаем для окончательного сокрушения австрийского могущества; не нужно много войска, много денег для раздробления австрийских владений, и после этого раздробления в Германии не будет уже ни одного сильного государства, которое было бы опасно для Франции; надобно соединиться с Бавариею, давнею союзницею Франции, дать курфюрсту Карлу императорскую корону, Богемию, австрийскую Швабию, Тироль, Верхнюю Австрию; Милан отдать второму сыну испанского короля, женатому на дочери Людовика XV; Марии Терезии оставить Венгрию, Нижнюю Австрию и Бельгию (которая, принадлежа к такому слабому и отдаленному государству, может быть всегда легкою добычею Франции). Старик Флёри был против войны, но за войну была, любовница королевская, придворные; дочь короля, жена испанского принца, присылала отцу слезные письма, требуя надела своему мужу в Италии на счет Австрии, – и Людовик XV объявил себя за войну; Флёри уступил. Но что скажут на другом, противоположном, восточном краю Европы, в России? Фридрих II пред началом своей деятельности сделал смотр всем державам Европы, их средствам, чтоб уяснить себе, против кого можно успешно действовать и где искать помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010