IV Paris, 1883) на сирском языке с латинским переводом (196–200; 430–431). Отрывок содержит кроме заголовка одно начало символа и заканчивается указанием на подписи. Греческий перевод его см. E. Schwartz, Zur Geschichte Athanasius. Nachr. d. konig. Gesellsch. d. Wiss. zu Göttingen Philologisch. – Hist. Klasse, 1905, 3, ss. 265–285. 3332 См. послание Алекс. у Феодорита (Н.Е., 1, 3). Оно надписано «Александру, епископу Константинопольскому», но Константинополя тогда ещё не существовало; но для историка V века или того сборника документов, каким он пользовался, такая ошибка извинительна. Считаем нужным сказать несколько слов в защиту принятого нами распорядка событий. Второе послание написано, несомненно, после вифинского собора: «некоторые подписались, – говорит он здесь, – под изложениями веры их и приняли их самих в церковь ». Здесь трудно разуметь что-либо иное, кроме постановлений собора в Вифинии. 3333 «Воспротивившиеся (апостольским догматам) Арий, Ахилла и другие изгнаны из церкви», – значится в конце второго послания. О чём говорит здесь Александр? О томли изгнании, которое последовало после собора или о новом? Вероятнее, – о первом, потому что вопрос об обратном принятии Ария и его сторонников в Александрии составил собой предмет дальнейших движений. 3334 Sozom., Н.Е., 1, 15. На нём присутствовали Павлин тирский, Патрофнл скифопольский и многие палестинские епископы. 3335 Snellmann (Der Anfang d. arianischen Stretes. Helsingfors, s. 115) считает собор в Палестине состоявшимся ранее второго послания Александра, отправленного на имя византийского епископа, и потому утверждает, что Арий и его сторонники ко времени составления этого послания возвратились в Александрию. Но Александр ясно отмечает, что Арий, Ахилла и др. были тогда «изгнаны из церкви» (Theodor., Н.Е., 1, 3). 3336 Epiph. haer., 69, 7. В современной науке обращается большое внимание на противоречивое указание источников относительно числа и сана осуждённых Александром пресвитеров и диаконов. Здесь важную роль играет показание, приложенное ко второму окружному письму в истории Феодорита (1, 3): «вот преданные анафеме еретики из пресвитеров: Арий, из диаконов: Ахилла, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина и другой Арий и Елладий».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1:8—9); и еще: «аще кто инако учит и не приступает к здравым словесам Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию, тот разгордеся, ничтоже ведый», и т. д. (1 Тим. 6:3—4). Этих то, от всей братии преданных анафеме, людей никто из вас да не принимает к себе, равно как и того, что они будут говорить или писать; ибо они обманщики, все лгут и истины нет у них. Они ходят по городам, с тем только намерением, чтобы под видом дружества и под именем мира лицемерно и льстиво раздавать и получать письма, и этими письмами утвердить в заблуждении обманутых ими некоторых женщин, утопающих во грехах, и т. д. (2 Тим. 3:6).    Итак, возлюбленные единодушные братия! отвращайтесь людей, которые обнаруживают такую великую дерзость против Христа, — которые всенародно осмеивают Христианство, поносят его в судебных местах, среди мира преследуют нас гонением, сколько у них есть силы на это, — которые стараются отнять силу у неизреченнаго таинства рождения Христова. Удаляйтесь от них и изъявите нам свое согласие к подавлению неистовой их дерзости, подобно тому, как многие сослужители наши изъявили нам свое негодование на этих отсупников от веры, и подписав наше послание, отправляемое теперь к вам с сыном моим, диаконом Апионом, подтвердили это своими собственными письмами к нам. А подписали его все епископы египетские, также фиваидские, ливийские, пентапольские, сирийские, ликийские и памфилийские, азийские, каппадокийские и епископы других сопредельных областей. Надеюсь, что, по примеру их, и вы удостоверите меня своими посланиями. Между многими средствами, принятыми мною для исцеления заразившихся, вероятно спасительным окажется и то, что обольщенные уверятся в согласии с нами сослужителей наших, и таким образом поспешат раскаяться. Приветствуйте друг друга, со всею находящеюся при вас братиею. Желаю вам укрепляться о Господе, возлюбленные! Дай Бог и мне получить плод от вашей христолюбивой души!    Вот преданные анафеме еретики: из пресвитеров Арий, из диаконов — Ахилл, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина, другой Арий и Елладий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2609...

Возлюбленным и честнейшим сослужителям, епископам всей кафолической Церкви, Александр желает всякаго блага o Господе. Так как кафолическая Церковь составляет единое тело и по заповеди божественнаго Писания должна блюсти «единение духа в союзе мира» ( Ефес. 4:3 ), то нам надлежит посланиями извещать друг друга о событиях, случающихся у каждаго из нас, с тем, чтобы, страждет ли, или радуется один член, могли сострадать ему или сорадоваться и все прочие ( 1Кор. 12:26 ). В нашей стране появияись люди, идущие против закона, христоборцы, которые учат такому отступлению, какое по справедливости может быть признано и названо предтечею антихриста. Я хотел было молчать об этом, думая, что зло ограничится только одними отступниками, и всячески стараясь, чтобы слух о нем, распространившись по другим местам, не увлек в заблуждение людей простых. Но Евсевий, нынешний епископ никомидийский, вообразив, что на нем лежит все касающееся до Церкви (почему он и оставил Берит и устремил честолюбивые взоры свои на кафедру никомидийскую), и не встречая ни откуда противодействия себе, принял под свое покровительство сих отступников и разсылает повсюду в защиту их послания, чтобы простых и не искусных в вере увлечь в эту самую ужасную и христоборственную ересь; поэтому, помня написанное в законе, вижу необходимость прервать молчание и уведомить всех вас о случившемся у нас, чтобы вы знали и отступников и пагубное их еретическое учение, и не внимали тому, что будет писать Евсевий. Чрез сих отступников он хочет ныне осуществить давнее свое злоумышление, несколько времени им скрываемое: повидимому он пишет за них, но самое дело показываег, что так поступает он для своих честолюбивых целей. Отступниками у нас оказались: Арий, Ахилл, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат, Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий, Гаий, также Секунд и Феон, некогда называвшиеся епископами. Изобретенное и проповедуемое ими, противное св. Писанию, учение следующее: «не всегда Бог был Отцом; было время, когда Он не был Отцом. He всегда было Слово Божие, но получило бытие из ничего; потому что Бог , всегда существующий, сотворил Его несущаго из не сущаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

вмчц. Евфимия: «Повелению царскому или твоему, проконсул, - если оно не будет противно Небесному Богу, - без сомнения, нужно повиноваться; если же оно противно Богу, то не только должно не повиноваться, но даже и СОПРОТИВЛЯТСЯ», св. Мина: «Почитать царей – дело святое, ради их власти и начальствования; но когда цари неправильно и неблагочестно почитают Бога, Который есть начало всего, и не воздают Ему надлежащей чести, тогда чтить царей несправедливо», св. муч. Акепсим, пресвит. Иосиф и диакон Аифал (376 г.): «Всякий, исполняющий волю беззаконного вашего царя, противится Богу», св. мученик Феодул (300 г.): «Что же повелевают временные цари ваши, то из их повелений должно исполнять лишь те, которые окажутся справедливыми и не противными Творцу небесному, повеления же несправедливые ни в каком случае не следует исполнять». Так можно поклониться и зверю (Антихристу), «которому дана будет власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем и которому поклонятся все живущие на земле, кроме тех, имена коих написаны в книги жизни у Агнца»(Откр.13,7-8). 22.07.2016 - 11:10 Дорогая Ольга! : Дорогая Ольга! « И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: 15. знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! « 1. (Откровение Иоанна Богослова 3:14,15)- в таком виде цитата становится уже не вырванной из контекста и видно, что она имеет не расширительный характер, а вполне конкретного адресата и этот адресат – не мы. Для нас – НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ: » Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 2. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: " рака " , подлежит синедриону; а кто скажет: " безумный " , подлежит геенне огненной. 3. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 4. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

http://radonezh.ru/analytics/iz-vystuple...

Так как относительно они были довольно многочисленны, то Александр счел нужным подкрепить авторитет своего решения голосом всего египетского епископата. В последнем, впрочем, замечалось уже брожение: Арий имел среди него сторонников. Таким образом дело касалось не исключительно одной только Александрии; в нем была заинтересована вся область александрийской митрополии. Около ста епископов собрались вокруг Александра. Двое из них, – Секунд птолемаидский в Киринанке и Феона мармарикский, – отпали от него и перешли на сторону Ария. Они были низложены и вместе с ними шесть александрийских пресвитеров и шесть диаконов: пресвитеры – Арий, Ахиллей, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат и диаконы – Евзоий, Лука, Юлий, Мина, Елладий, Гаий. Мареот, сельский округ, расположенный по берегам Мареотского озера, также имел своих представителей в списке осужденных. На соборе или вскоре после него два пресвитера этой области, – Харий и Пист, – и четыре диакона, – Сарапион, Параммон, Зосима и Ириней, – заявили себя сторонниками Ария и были, подобно ему, низложены 221 . Среди египетского епископата было немного отпадений, но александрийский клир был очень серьезно затронут. Арий и его сторонники, как некогда Ориген , решились покинуть Египет, перешли в Палестину и остановились в Кесарии. Опять-таки, как и Ориген , они встретили здесь хороший прием. Уже несколько лет во главе этой церкви находился ученый Евсевий, у него была громадная известность: его История церкви и апологии успели уже проложить себе дорогу. В области богословия его оригенизм не был непреклонным. Он поступился главным образом вечностью творения, а вместе с этим для него утратили силу основания, заставлявшие Оригена признать вечность Слова. В сущности, он держался арианского образа мыслей, но насколько Арий был откровенен и ясен в речах, настолько кесарийский епископ обладал искусством облекать свои мысли в изменчивый и расплывающийся стиль, говорить много, чтобы не сказать ничего. Можно составить себе понятие об этом по его рассуждениям о рождении Слова, помещенным в начале его Церковной истории 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. Иеромонах Геронтий (Ермаков). Умер в ссылке. 17. Иеромонах Иерофей. Выбыл из Козельска. 18. Иеромонах Серапион. (Далее знак вопроса, – Сост.). 19. Иеромонах Севастиан, впоследствии архимандрит. Бывший келейник старца Нектария. Умер и погребен в Караганде (место ссылки) в 1965 году. 20. Монах Питирим, бывший келейник старца Нектария. Умер в ссылке. 21. Архидиакон Лаврентий (Левченко), потом иеромонах. Умер в ссылке. (Другим почерком приписано: 1946 г. – Сост.) 22. Иеродиакон Игнатий. Умер в ссылке. 23. Иеродиакон Даниил, потом иеромонах. Умер в ссылке. 24. Монах Родион (Шейченко), потом иеромонах Рафаил. Два раза был в ссылке. Умер и погребен в Козельске в 195 (?) году. 25. Монах Василий (Белоградский), канонарх. Выбыл из Козельска. 26. Монах Иоанн (Левченко): отец архидиакона Лаврентия. Умер в Козельске. 27. Монах Акакий, певчий. Выбыл из Козельска. 28. Монах Кирилл (Зленко). После ссылки умер в г. Мичуринске в 1932 году. 29. Монах Карп. Умер в ссылке. 30. Монах Евтихий. Выбыл из Козельска. 31. Монах Евфимий. 32. Монах Клеопа. 33. Схимонах Тимон, звонарь (слепой). Умер и погребен в Козельске. 34. Монах Урван, сапожник. (Поставлен знак вопроса. – Сост.). 35. Монах Григорий. Выбыл из Козельска. 36. Схимонах Иаков. Умер и погребен в Козельске. (Другим почерком прибавлено “схи” к слову “монах” и в конце – дата: 1934 г. – Сост.) 37. Монах Иаков (Сивцов), – Георгий. Убит и погребен в Гомеле в 194 (?) году. 38. Монах Илия (Жирнов), потом иеромонах Иоанн. Умер в ссылке. 39. Монах Викентий (Никольский). Умер в ссылке. (Приписка: 1938 г. – Сост.). 40. Монах Авенир, певчий. (Знак вопроса. – Сост.) 41. Монах Иоанн (Шустов). Умер в ссылке. 42. Монах Агапит (Таубе). Умер, возвратясь из ссылки в 1930-х годах. Примечание: Монахи: Агапит Таубе, Иоанн Шустов, Иаков Сивцов, иеродиакон Игнатий и иеромонах Аифал Панаев до ареста и ссылки жили в Оптиной пустыни и работали в музее “Оптина пустынь”. М. Добр[омыслова]». Дополним эти скупые сведения в отношении некоторых оптинцев (об иных мы привели и еще приведем то, что известно нам, в нашем труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня. Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами. Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу. Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня. Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною. Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим. Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верую, что любящим Тебя все содействует ко благу. Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь. Алфавитный указатель оптинских насельников, о которых повествуется в патерике 1. Авраамий, игумен 2. Агапит (Беловидов), схиархимандрит 3. Агапит (Таубе), монах 4. Аифал (Панаев), иеромонах 5. Александр (Лихарев), монах 6. Алексей Гуляев, послушник 7. Алексий (Виноградов), иеромонах 8. Алексий (Лебедев), монах 9. Алексий, монах 10. Амвросий (Гренков), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 11. Амвросий Балабановский (Иванов), схиархимандрит 12. Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 13. Анатолий (Потапов), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 14. Андрей (Петровский), монах 15. Андрей (Свешников), инок 16. Андрей (Сланский), инок 17. Андрей (Фесюк), иеромонах 18. Антоний (Путилов), схиигумен, преподобный старец Оптинский 19. Арсений (Леонов), монах 20. Астион (Голосов), монах

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Жена профессора пришла к нам перед самым обедом. Мы пригласили ее сесть за стол. Она была тронута, особенно ее поразила наша скудость. По приезде домой она со слезами рассказала мужу, что у нас за обедом была только кормовая свекла и капуста. Муж ее был еще и литератором. По ее возвращении домой написал о жизни здешних монашествующих. Рассказ вышел удачный, трогательный, заинтересовал его друзей. Ему приходилось не читать его среди близких сотоварищей. Жена его очень любила своего старца и удивительно хорошо умела передавать все его слова, даже его тоном. Рассказывали они, как однажды на хутор приехало много батюшкиных духовных детей из Москвы, и в этот же день из Козельска приехал иеромонах Аифал — смиренный и истинный монах. Слабый вообще, к тому же прошедший эдакий дальний путь (от Козельска верст 60), да еще со свертками каких-то поручений. Когда он вошел к батюшке, то стал на колени в ожидании благословения. А батюшка, зная его, как идеального послушника, как бы не обращая внимания на коленопреклоненного о. Аифала, оставил его в таком смиренном положении (вероятно, для примера окружающим) и стал обходить ряд других пришедших. Только когда окончил со всеми, — благословил его и принял от него поручения. Отец Аифал все это время так и был в таком коленопреклоненном положении, как встал при входе перед батюшкой. Да, о. Аифал был образцом истинного монаха. Смирение его было поразительное. Про него говорила Лидия Защук (впоследствии схимонахиня Августа ): «Отец Аифал должен благодарить меня, из-за меня он получил Царство Небесное. Я была заведующей Оптинским музеем, а он остался первое время в монастыре, в артели, в качестве рабочего. Надо было в скиту устраивать «Дом отдыха». И вот, я так требовательно повелевала им, мучила его, а он молчаливо, со смирением, повиновался безропотно». Мне приходилось с ней видеться, потому что она сломала себе руку, а потом ногу, и я долгое время ходила к ней. (Впоследствии о. Аифал был сослан в Сибирь. Отбыв свой срок, не решался возвратиться в мир при своем строго монашеском устроении. Он оставался еще год или более на месте ссылки, где ему пришлось поступить на место ночного сторожа, отбивать часы на колокольне. Он писал, что его даже страшит освобождение. Но после уговоров благочестивых людей, которые приготовили для него комнату, он, наконец, решился. Поговел, написал письмо о. архимандриту о своем решении, просил прощения и благословения. Как он боялся попасть в «мир», так и не пришлось. Дорогой (не доезжая до того места, куда он ехал, только верст двадцать) грабители в пустом вагоне отняли у него деньги, — а их было только девять рублей — и вытолкнули из поезда. Железнодорожники подняли его. Через несколько часов о. Аифал скончался, удостоившись мученической кончины. Погребение было монашеское, о нем чудесным образом узнали близкие.)

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Но Александр ясно отмечает, что Арий, Ахилла и др. были тогда «изгнаны из церкви» (Theodor., Н. E., 1, 3). 47 Epiph. Haer., 69, 7. В современной науке обращается большое внимание на противоречивое указание источников относительно числа и сана осужденных Александром пресвитеров и диаконов. Здесь важную роль играет показание, приложенное ко второму окружному письму в истории Феодорита (1, 3): «вот преданные анафеме еретики из пресвитеров: Арий, из диаконов: Ахилла, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина и другой Арий и Елладий». Но из других более достоверных источников известно‚ что четыре из значащихся здесь диаконами – Ахилла, Аифал, Сармат и другой Арий были пресвитерами. Что бы это могло значить? Если допустить, что Александр низвел этих четырех пресвитеров в сан диакона в качестве наказания, – для чего едва ли можно найти аналогию в других церковных памятниках‚ – то почему прочие диаконы остаются в своей степени, а не понижены? Далее, заслуживает внимания, что в этом списке не хватает двух имен, – пресвитера Карпова и диакона Гая: куда они исчезли? Все это возбуждает подозрение в принадлежности этой прибавки самому Александру. Оно не требуется содержанием послания и совершенно случайно приставлено к нему. Послание имеет свое ясное окончание: «Дай Бог мне получить» и пр., а затем бессвязная приставка: «вот преданные анафеме» и т. д. Во-вторых, в списке истории Феодорита, из которого извлек это послание автор, перепечатанный у Migne (gr. s., t. 18, c. 573), этой прибавки нет; к сожалению Migne ие присоединил никаких ни библиографических ни палеографических сведений: во всяком случае, отсутствие у него этой прибавки не случайно. С принятием этого предположения все остальное выясняется. Александр в первом послании точно обозначает всех осужденных: Арий, Ахилла, Аифал, Карпон, другой Арий и Сармат, бывшие некогда (ο πτε) пресвитерами (6 пресвит.), Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий и Гай (6 диакон.). Migne dr. s., t. 18, c. 537). Тоже и у Созомена , пользовавшегося, вероятно, Сабином (Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Но из других более достоверных источников известно, что четыре из значащихся здесь диаконами – Ахилла, Аифал, Сармат и другой Арий были пресвитерами. Что бы это могло значить? Если допустить, что Александр низвёл этих четырёх пресвитеров в сан диакона в качестве наказания, – для чего едва ли можно найти аналогию в других церковных памятниках, – то почему прочие диаконы остаются в своей степени, а не понижены? Далее, заслуживает внимания, что в этом списке не хватает двух имён, – пресвитера Карпона и диакона Гая; куда они исчезли? Всё это возбуждает подозрение в принадлежности этой прибавки самому Александру. Оно не требуется содержанием послания и совершенно случайно приставлена к нему. Послание имеет своё ясное окончание: «Дай Бог мне получить» и пр., а затем бессвязная приставка: «вот преданные анафеме» и т. д. Во-вторых, и списке истории Феодорита, из которого извлёк это послание автор, перепечатанный у Migne (gr. s., t. 18, с. 573), этой прибавки нет; к сожалению Migne не присоединил никаких ни библиографических, ни палеографических сведений; во всяком случае отсутствие у него этой прибавки не случайно. С принятием этого предположения всё остальное выясняется. Александр в первом посланий точно обозначает всех осуждённых: Арий, Ахилла, Аифал, Карпон, другой Арий в Сармат, бывшие некогда (ο πτε) пресвитерами (6 пресвит.), Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий и Гай (6 диакон.). Migne dr. s., t. 18, c. 537). Тоже и у Созомена, пользовавшегося, вероятно, Сабином (Н.Е., 1, 15), Арий не считается: Аифал, Ахилла, Карпов, Сармат и Арий (5+Арий – 6 пресвит.), диаконы: Евзой (далее в списке неправильность: «μαχ.., нужно читать λουχ (ος κα Γος) см. Schwartz», ib., s. 296), Юлий, Мина, Елладий. Наконец, точно те же имена и в том же достоинстве повторяются и у Епифания в подписях под письмом к Александру. Вопрос лишь в том, когда (ο πτε) бывшие пресвитеры, получившие вновь каноническое пресвитерство. В ответ на это не нужно прибегать к каким-либо сложным и посторонним соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010