— Есть в темнице два христианских учителя, которые ранее были мучены Ардасабором, а потом приведены сюда, чтобы сами христиане побили их камнями. Так как они не могли ходить от ран, то посему мы не выводили их на казнь, но ждали, пока они выздоровеют, чтобы можно было заставить их склониться к единомыслию с нами. Услышав это, судья тотчас повелел привести их к нему и долго спорил с ними, ласками и угрозами принуждал их поклониться огню и вкусить их жертв. Когда же он нисколько не успел в этом, то сначала повелел повесить святого Иосифа обнаженным вниз головой и бить воловьими жилами. И когда сильно били его, то немного поджившие раны снова открылись, и кровь текла, как бы из источников, потоками. Некоторые из присутствовавших там волхвов приблизились к святому и потихоньку сказали: — Человек! если стыдишься народа войти пред всеми в храм нашего бога и принести вместе с нами жертву, то обещай сделать это тайно, и будешь свободен от мучения. Святой же громогласно воскликнул: — «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего» (Пс.6:9). Три часа били его, потом мучитель повелел, сняв его, нести в темницу, ибо он опять не мог идти по причине открывшихся ран. Когда сняли и отнесли в темницу святого Иосифа, на место его, был повешен святой Аифал и также без пощады был бит в течение долгого времени. Он же беспрестанно восклицал: — Я — христианин. Когда сняли и святого Аифала, то на место его повесили одного человека манихейского злочестия [ 15 ], которой также, исповедав пред всеми свою злочестивую веру, порицал Персов за их нечестие. Повесив его, начали бить. Первоначально он терпел причиняемые ему раны; когда же его стали бить с большею жестокостью, он начал кричать громким голосом, проклиная своего учителя, отказываясь от веры его и обещая поклониться Персидским богам. Присутствовавший там святой Аифал, услышав это, исполнился радости и смеялся над ним, говоря: — Ты только отведал мучение, и уже отрёкся от своего Манихея. Благословен Христос Бог наш, укрепляющий нас во всех жесточайших мучениях и подающий нам силу быть непобедимыми и непоколебимыми в нашей благочестивой вере!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Есть в темнице два христианских учителя, которые ранее были мучены Ардасабором, а потом приведены сюда, чтобы сами христиане побили их камнями. Так как они не могли ходить от ран, то посему мы не выводили их на казнь, но ждали, пока они выздоровеют, чтобы можно было заставить их склониться к единомыслию с нами. Услышав это, судья тотчас повелел привести их к нему и долго спорил с ними, ласками и угрозами принуждал их поклониться огню и вкусить их жертв. Когда же он нисколько не успел в этом, то сначала повелел повесить святого Иосифа обнаженным вниз головой и бить воловьими жилами. И когда сильно били его, то немного поджившие раны снова открылись, и кровь текла, как бы из источников, потоками. Некоторые из присутствовавших там волхвов приблизились к святому и потихоньку сказали: – Человек! если стыдишься народа войти пред всеми в храм нашего бога и принести вместе с нами жертву, то обещай сделать это тайно, и будешь свободен от мучения. Святой же громогласно воскликнул: Пс.6:9 – «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего». Три часа били его, потом мучитель повелел, сняв его, нести в темницу, ибо он опять не мог идти по причине открывшихся ран. Когда сняли и отнесли в темницу святого Иосифа, на место его был повешен святой Аифал и также без пощады был бит в течение долгого времени. Он же беспрестанно восклицал: – Я – христианин. Когда сняли и святого Аифала, то на место его повесили одного человека манихейского злочестия 7068 , которой также, исповедав пред всеми свою злочестивую веру, порицал Персов за их нечестие. Повесив его, начали бить. Первоначально он терпел причиняемые ему раны; когда же его стали бить с большею жестокостью, он начал кричать громким голосом, проклиная своего учителя, отказываясь от веры его и обещая поклониться Персидским богам. Присутствовавший там святой Аифал, услышав это, исполнился радости и смеялся над ним, говоря: – Ты только отведал мучение, и уже отрёкся от своего Манихея. Благословен Христос Бог наш, укрепляющий нас во всех жесточайших мучениях а подающий нам силу быть непобедимыми и непоколебимыми в нашей благочестивой вере!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прохор, из 70 апп. 28 июля. Игнатий Богоносец, священномуч. Римский. 20 дек. Никифор, муч. при Валериане. 9 февр. Трофим, муч. при Прове. 19 сент. Пелагия, св. дева. 8 окт. Вавила еп. и три отрока, мучч. при Нумериане. 4 сент. Роман, диакон Кесар., и Варул (отрок), мучч. ок. 303. 18 ноября. При Максимине пострадали: Вавила еп. и 84 детища. 4 сент. Феотекн воИн.10 окт. Лукиан преп., муч. Никомидийский. 15 окт. Фнлогоний еп., ум. ок. 324. 20 дек. Евстафий еп., ок. 360. 21 февр. При Иулиане. Артемий муч. 20 окт. Евсигний муч. 5 авг. Евгений и Макарий пресв, псповедники. 19 февр. Иувентин и Максим воины, мучч. 5 сент. Феодорит пресв., муч. 8 марта. Феодор муч. 23 ноября. Поплия диаконисса, исповедница, и сын ее св. Иоанн Пресв. 9 окт. Мелетий архиеп., ум. 381. 12 февр. Феодосий преп., ок. 412. 11 янв. Петр преп., от Галатии, ум. ок. 429. 1 февр. Ефрем патриарх, ум. позже 540. 8 июня. Исихий магистриан, муч. 10 мая. Серафима девица, муч. 29 июля. Феофил преп. 10 июня. Апамея Вифинская , при Риндаке, к западу от Никеи. Феодор преп., начертанный, ум. ок. 810. 27 дек. Апамея Сирийская. Аристарх, из 70, епископ, ск. в Риме. 15 апр. и 27 сент. Маврикий и 70 воинов, мучч. прп Максимине. 22 февр. Маркелл еп., муч. при Феодосии В. 11 авг. Аполлония, или Аполлониада , в Вифинии. Марк, из 70 апп., епископ. 30 окт. Фирс и Каллиник, мучч. при Декии. 11 дек. Никита архиеп., исповедник при Льве Арм. 20 марта. Аполлония Македонская . Исавр, диакон, Иннокентий, Феликс, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин, мучч. 4 в. 6 июля. Арвил, Arbelae , в Ассирии . Анания Персянин, муч. 1 дек. Акепсим еп., Иосиф пресв. и Аифал диакон, мучч. 380. 3 ноября. Акепсий и Аифал, мучч. 11 дек. Аврамий еп., муч. Персидский. 344. 4 февр. Аргос, в Пелопонесе . Петр преп., еп. 10 века. 3 мая. Арефуза, в Сирии , не вдалеке от Емесы. Марк еп., Кирилл диакон, и др., мучч. при Иулиане. 29 марта. Аримофея, в Иудее, между Иерусалимом и Ионнией. Иосиф Аримаф. 4 янв. и в нед. Мироносиц. Арион гора . Нард римлянин, отшельник. 15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Агафангел муч., с Климентом Анкирским ок. 312 года. 23 янв. Агафия, мученица Катанская при Декии в 251 году. 5 Февр. Агафия девица, мученица Никомидийская ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Агафодор, муч. Пергамский при Декии, с Карпом еп. и др. 13 окт. Агафодор, еписк. Херсонский, постр. в начале 4 века. 7 марта. Агафоклия мученица, постр. от госпожи своей, арианки. 17 сент. Агафоника, мученица Пергамская при Декии, с Карпом и др. 13 окт. Агафоник, Зотик. Феопрепий, Акиндин, Севериан и др. мучч. при Максимиане. 22 авг. Агафон, препод. Скитский 4 века. 2 марта. Агафон препод., папа Римский, ум. 682. 20 февр. Агафопод диакон и Феодул чтец, мучч. Солунские ок. 303 года. 5 апр. Агофопус и 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Аггей пророк. 10 дек. Аглаий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Агния, дева, мученица Римская ок. 304 года. 21 янв. Агн, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Агриппина, мученица Римская при Валериане. 23 июня. Агриппа, муч. при Ликинии. 18 февр. Адам праотец. В Нед. свв. Праотец. Адам преп., из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв. Адриан, муч. Коринфский ок. 251 года. 17 апр. Адриан, муч. Никомедийский при Максимиане, и Наталия. 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии Палест. от Фирмилиана ок. 309 года. 3 февр. Астий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Астий, из 42 мучч. Амморейских ок. 840 г. от СарацИн.6 марта. Аза, муч. Исаврийский при Диоклетиане. 19 ноября. Азадан диакон, муч. Персидский ок. 380, с Иаковом пресв. 10 апр. Азария иророк. 3 февр. Азария, из трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Азат, скопец, муч. Персидский 341 или 342 г. С 1000 мучч. 14 апр., с дщерью, еп. Симеоном и др. 17 апр. Азат, скопец, муч. Персидский 343 г., с Нирсой еп. и др. 20 ноября. Аифала, муч. Аравильский, с Акепсием. 11 дек. Аифал диакон, муч. Персидский в 380 году. 1 сент. С Акепсимом еп. и Иосифом пресв. 3 ноября. Акакий, муч. Птолемаидский (в Исаврии) ок. 273 г., с Павлом и Иулианией. 4 марта. Акакий, сотник, муч. Византийский ок. 303 года. 7 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Среди подписавших Декларацию был ряд епископов, расстрелянных потом властями, а также архиепископ Алексий (будущий Патриарх Алексий I) и другие церковные деятели. Все же было очевидно, что в Декларации нет ереси или догматических нарушений. Оптинцы это увидели, и, когда отца Никона спросили монахини, как им смотреть на «статью» митрополита Сергия, он ответил: «Обвинять митрополита не следует, так как в отношении догматов он ни в чем не погрешил. Может, кому не нравится его политически осторожное отношение, но здесь еще нет вины. Мы не знаем, какие обстоятельства его окружали» 616 . Эта оценка, конечно, согласована была с мнением отца архимандрита Исаакия. Старец Нектарий, когда ему в Холмищах, где он в это время жил, задали подобный вопрос, сказал: «Вот когда евреи были в плену вавилонском и не молились за царя Вавилонского, так как он был язычник, им было очень плохо. А когда стали молиться, их положение значительно улучшилось». Когда Успенский храм в Козельске был ограблен, его настоятель, уже тогда очень больной отец Сергий, не пережил этого и скончался. Община просила отца Никона занять его место, но он отказался в пользу второго священника – отца Григория. А вторым священником стал по рекомендации отца Никона отец Аифал (Александр Павлович Панаев). Когда-то отцы Никон и Аифал вместе постригались в рясофор. Отец Аифал, будучи уже иеромонахом, перед закрытием Оптиной пустыни был рабочим в музее... Он был очень смиренным. «Отец Аифал должен благодарить меня, – говорила шутя Л.В. Защук, – из-за меня он получит Царство Небесное. Я была заведующей, а он остался первое время при монастыре в артели в качестве рабочего... И вот я требовательно повелевала им, мучила его, а он молчаливо, со смирением и безропотно повиновался». Добавим, что отец Аифал родился в 1880 году в деревне Горки Боровичского уезда Новгородской губернии. В Оптину пустынь поступил в 1908 году. Нес послушание в монастырской иконно-книжной лавке. Пострижен в монашество 2 сентября 1912 года; 9 июля 1917-го рукоположен во иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святые Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист скончались в раскаленной печи. Акиндин молод, с остроконечною бородою, Пигасий стар, с круглою бородою, Аффоний и Елпидифор юные, с бородами едва показавшимися, Анемподист без бороды. 3. Святые Акепсим, Иосиф, Аифал, скончались в различных мучениях. Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою. 4. Святые Никандр и Ермий , старцы, скончались, быв пронзены гвоздями в головы и сердца и положены в гроб. 5. Святые Галактион и Епистимия были усечены мечом. Он молод, с бородою, едва показавшеюся. 6. Святой Павел Исповедник во время совершения литургии был удавлен арианами его же омофором. Он молод, с короткою раздвоенною бородою. 9. Святые Онисифор и Порфирий, юные, скончались, быв влекомы конями. 10. Святой Орест, с проседью, скончался, быв пронзен гвоздями в ноги и влеком конем, к которому его привязали цепями. 11. Святые Мина, Виктор и Викентий скончались в разных муках. Мина – старец с круглою бородою, Виктор и Викентий молоды. 13. Святые Антонин, Никифор, Зевина, Герман были усечены мечом, а Марафо был сожжен. Антоний стар, а прочие – молоды. 14. Святой апостол Филипп скончался, быв пронзен в лодыжки и повешен на дереве вниз головою. 15. Святые Гурий и Самон молодые, с едва показавшимися бородами, были обезглавлены, а Авив юный, без бороды, был сожжен. 16. Святой апостол Матфей, прикованный к земле за руки и ноги, был сожжен. 17. Святой Лазарь живописец, плешивый старец с длинною бородою, скончался после того, как сожгли ему руки раскаленным железом. 18. Святой Платон, юный, без бороды, был усечен мечом. 19. Святой Варлаам с остроконечною бородою, скончался, держа на ладони огонь с курившимся ладаном. 20. Святой Дасий юный, без бороды, был усечен мечом. 22. Святые Валериан, Тивуртий и Кикилия, юные, были усечены мечом. 23. Святой Сисиний, старец, скончался от того, что ему влили уксус в ноздри. 24. Святая Екатерина. 25. Святой Климент, старец с длинною бородою, был брошен в море с якорем на шее. 27. Святой Иаков, молодой, с раздвоенною бородою, скончался, когда ему отсекли пальцы, руки и ноги и отрубили голову. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Память святых мучеников Акепсия и Аифала Святые мученики Акепсий и Аифал происходили из Персии, где они и пострадали. Акепсий был сначала языческим жрецом в городе Арбеле [ 1 ], но потом, услышав о вере Христовой, решился обратиться к христианскому епископу, надеясь получить исцеление от постигшей его в то время болезни. Епископ преподал ему наставление в вере и жизни христианской и исцелил его своими молитвами от недуга. После сего Акепсий возвратился в Арбелу, явился среди своих сограждан проповедником и учителем благочестие, будучи посвящен в сан пресвитера. Об этом было донесено областеначальнику, который вызвал к себе сего нового благовестника Христова и приказал отрезать ему ухо и заключить в темницу. Святой же Аифал был диаконом Арбельской церкви. Схваченный за исповедание Христа, он жестоко был избит и старейшиною жрецов отправлен был к Акепсию в темницу. Потом оба святые снова приведены были к правителю страны и еще раз исповедали пред ним свою веру во Христа и за то приговорены были к отсечению глав. Память святого мученика Миракса Святой мученик Миракс был родом египтянин; родился он в городе Тенестии [ 1 ] от христианских родителей, был крещен и воспитан в истинном благочестии. Но, по своему юношескому легкомыслию, он поддался влиянию врага всего доброго (диавола) и, явившись к Амиру [ 2 ], отрёкся от Христа. Сняв с себя пояс [ 3 ] и поправ святой крест, он взял в руку воинский меч и отчаянно громким голосом воскликнул: — Я — агарянин, и отныне более уже не христианин. Чрез такое отступничество Миракс заслужил себе почёт и уважение у Амира и его приближенных. И много времени прошло с той поры, как легкомысленный юноша, увлекшись суетною славою, перестал и думать о своем спасении. Между тем родители, скорбя о падении сына, не отчаивались и усердно молили Бога о возвращении на путь благочестия совратившегося отступника. И молитва их не осталась бесплодною. Господь призрел на прилежные прошения родителей, внял их непрестанным молитвам: благодать Божия озарила сердце Миракса, и он раскаялся. Пришел он после того к своим родителям и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Во-вторых, в списке истории Феодорита, из которых извлек это послание автор, перепечатанный у Migne, (gr. s., t. 18, с. 573) этой прибавки нет; к сожалению Минь не присоединил никаких ни библографических, ни полеографических сведений; во всяком случае отсутствие у него этой прибавки не случайно. С принятием этого предположения все остально выясняется. Александр в первом послании точно обозначает всех осужденных: Арий, Ахилла, Аифал, Карпон, другой Арий и Сармат, бывшие некогда ( ο πτε) пресвитерами (6 пресвит.), Евдоксий, Лукий, Юлий, Мина, Елладий и Гай (6 диакон.) (Migne, gr. s., t. 18, с. 537). Тоже и у Созомена, пользовавшегося, вероятно, Сабином (Н. Е. 1, 15) Арий не считается: Аифал, Ахилла, Карпон, Сармат и Арий (5Арий­6 пресв.), диаконы: Евзой (далее в списке неправильность: « μακ…, нужно читать: » λουκ ( ιος κα Ιιος – см. Schwartz, ibid., s. 296), Юлий, Мина, Елладий. Наконец, точно те же имена и в том же достоинстве повторяются и у Епифания в подписях под письмом к Александру. Вопрос лишь в том, когда ( ο πτε) бывшие пресвитеры получили вновь каноническое пресвитерство. В ответ на это не нужно прибегать к каким-либо сложным и посторонним соображениям. КонечноЮ, ни сам Арий, ни защищавшие его епископы не признавали низложения, наложенного Александром, законным. Известие Созомена (1, 15) дает видеть, что соборно (в противоположность собору Александра) сан отлученных признан был за ними палестинским собором. Остается объяснить еще известие Епифания: 7 пресвитеров у него получилось правильно: 5 александрийских, не считая Ария, и 2 масоретских Харис и Пист, низложенных в Depositio Arii; что касается числа диаконов (12), то оно или ложно, или в перечне мареотских диаконов, отлученных в Depositio (4 диакона), два имени выпали (Ср. Schwartz, ibid., c/295). 609 Epiph. Haer., 69, 6. См. Migne, gr. s. t. 42, с. 313: Ариане и здесь не противоречили себе: по природе изменяемый Сын Божий стал неизменяемым по своей воле, утвердился в добре. 611 «Он (Отец) есть Бог прежде всего и существует прежде Христа, как мы научились от тебя, проповедывавшего это среди церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

О Боже вечный, Создатель наш, избравший нас ко спасению прежде сотворения нас, помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 ноября 1. Священномученик Акепсим, епископ Наессонский, Иосиф пресвитер и Аифал диакон . Восьмидесятилетний старец Акепсим, исполненный всякой христианской добродетелью, сидел однажды у себя дома с гостями. Вдруг некое дитя, осененное благодатью Святого Духа, подбежало к маститому епископу, поцеловало его в голову и сказало: «Блаженна сия глава, ибо за Христа примет она мучение!» Сие пророчество вскоре исполнилось. Царь Сапор воздвиг лютое гонение на христиан по всей Персии, так что и святой Акепсим был схвачен и выведен на суд некоего жреческого князя. К связанному епископу приступил кто-то из домочадцев и спросил, что завещает он в отношении дома. Святитель ответил ему: «Это больше не мой дом, я отхожу безвозвратно в дом вышний». После великих истязаний был он ввержен в темницу, куда на следующий день были приведены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. После трехлетнего заточения и многих мук Акепсиму отрубили голову, а Иосифа и Аифала жестокие палачи закопали по пояс в землю и приказали христианам побивать их камнями. Тело Иосифа в ту же ночь, по Божию Промыслу, исчезло, а над телом Аифала выросло миртовое дерево, исцелявшее всякую болезнь и всякую немощь в людях. Так это продолжалось в течение пяти лет, а затем злобные и завистливые язычники срубили то дерево. Сии Христовы воины пострадали в IV веке в Персии, в правление нечестивого царя Сапора. 2. Св. великомученик Георгий . В сей день празднуется перенесение мощей святого Георгия из Никомидии в Лидду Палестинскую, где пострадал он в правление царя Диоклетиана. Страдания сего дивного святого описаны под 23 апреля. Перед мученической кончиной святой Георгий упросил своего слугу взять по смерти его тело и перенести в Палестину, откуда родом была и его мать и где находилось у него много имущества, которое раздал он нищим. Слуга так и поступил. В правление царя Константина благочестивые христиане воздвигли прекрасный храм святого Георгия в Лидде. По случаю освящения этого храма в него были внесены мощи святого великомученика. От [этих] чудотворных мощей совершились бесчисленные чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Волхвы и жрецы питали особую ненависть к христианам и предавали их самым лютым пыткам. Святой старец отказался принести жертву языческим богам. Его начали жестоко избивать. Мучитель смеялся над епископом и спрашивал, почему Бог христианский не избавляет его от пыток. Святой отвечал: «Мой Бог может избавить меня от твоих мучений, но я Его молю не о том, а чтобы, претерпев их до конца, наследовать венец в обителях Отца Небесного». Потом его заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В языческое капище, находившееся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Волхв спросил святого Иосифа: «Какое же учение правильнее – то ли, которого держится царь и все лучшие и знатные люди, или ваше учение ничтожных, отверженных, бедных людей?» «Ты прав,– ответил святой Иосиф,– мы худые, бедные, но Господь наш не любит обитать там, где богатство, роскошь и связанные с ними пороки, зависть, злоба. Нет, мы избегаем богатства, раздаем ближним, что имеем. От трудов своих мы даем бедным. Мы знаем, что богатым труден путь в Царство Небесное». Стойкость исповедников раздражала мучителей, и они решили казнить их. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Среди мучений святой Иосиф воскликнул: Благодарю Тебя, Боже мой, что Ты благоволил омыться мне от грехов в крови моей». Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010