Святых мученик Акепсимы епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона и обновление храма святаго великомученика Георгия, иже в Лиде, идеже положено есть честное тело его На Господи, воззвах: стихиры мучеников, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: О, преславнаго чудесе!/Акепсима красный, мучеником служитель,/песней увязением венчается днесь,/Богоязвенная страдания предлагает/и острупляет 42 врага безплотнаго./О, каковыя получи многодарныя благодати!/Егоже молитвами спаси души наша, Христе,/яко Милосерд. О, преславнаго чудесе!/От Персиды звезда, Иосиф возсия,/волшебную мерзость разрушая Духом,/кровными струями погаси огни служение безбожия./О, крепости, еюже низложи демоны!/Того молитвами спаси души наша, Христе,/яко Милосерд. О, преславнаго чудесе!/Аифал твердый страдания поборник тезоименит является,/сад присноцветущий,/и, режемь, цветет ранами,/и, уже умерщвляемь, жити начинает./О, крепости естества,/юже претерпе!/Того молитвами спаси души наша, Христе,/яко Милосерд. Ины стихиры святаго Георгия, глас 4. Подобен: Яко добля: Страстотерпче Георгие, Ангелов собеседниче/и мучеников ссельниче 43 ,/прибежище скорбящих всегда,/пристанище утишения плавающему и мне в житии буди/и управи, молю тя, жизнь мою:/яко да верою несомненною ублажаю/паче естества подвиги твоя. В мори мя плавающа,/на пути шествующа,/в нощи спяща, соблюди,/бдящу просвети ум мой, Георгие,/и настави творити волю Господню,/яко да обрящу в день Судный/в житии содеянных ми разрешение,/прибегая в кров твой, славне. Веры бронями, и щитом благодати,/и Креста копием оградився,/сопротивным непобедимь был еси, Георгие,/и, яко Божественный храборник 44 , демонския полки победив,/со Ангелы ликуеши,/верныя же, сохраняя, освящаеши/и спасаеши, призываемь. Слава, глас 6: Достойно имене жительствовал еси, воине Георгие:/крест бо Христов на рамена взем,/от диавольския лести оляденевшую землю добре возделал еси/и, терновное служение искоренив идольское,/Православныя веры лозу насадил еси./Темже точиши врачевания во всей вселенней верным/и Троицы делатель праведен показался еси./Моли, молимся, о мире мира/и спасении душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великомученица Евфимия (16 сентября, с. 310). Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября, с. 364). Мученик болярин Феодор, сподвижник Князя Михаила Тверского (20 сентября, с. 394). Мученик Каллистрат (27 сентября, с. 599). Апостол Анания (1 октября с. 20). Мученики Карп, Папила, Агафодор, Агафоника (13 октября, с. 316). Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Аффоний (2 ноября, с. 24). Мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон (3 ноября, сс. 38, 39). Преподобномученики Галактион и Епистима (5 ноября, с. 83). Мученик Иерон и дружина его (7 ноября, с. 139). Мученик Орест (10 ноября, с. 195). Мученики Евстафий, Феспий и Анатолий (20 ноября, с. 573). Мученики Иоанн, Саверий, Исаакий, Ипатий и другие с ними (20 ноября, сс. 581, 582). Великомученица Варвара (4 декабря, с. 76–77). Мученик Мина (10 декабря, с. 274). Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (13 декабря, с. 357). Священномученик Елевферий (15 декабря, с. 419). Священномученик Игнатий Богоносец (20 декабря, с. 553). Мученица Иулиания дева (21 декабря, с. 581). Мученики Феопемпт и Феона (5 января, с. 183). Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп (16 января, с. 35). Преподобномученик Анастасий (22 января, с. 275). Священномученик Климент Анкирский, мученик Агафангел и прочие с ними (23 января, с. 291). Священномученик Аврамий, епископ Арвильский (4 февраля, с. 64). Мученик Никифор (9 февраля, с. 184). Великомученик Феодор Тирон (17 февраля, с. 308). Священномученик Садок (20 февраля, с. 361). Священномученик Феодот, епископ Киринийский (2 марта, с. 44). Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (3 марта, с. 74). Мученик Павел (4 марта, с. 90). Мученик Конон Исаврийский (5 марта, с. 120). Мученица Савина (11 марта, с. 245). Мученики Трофим и Евкарпий (18 марта, с. 377). Мученик Хрисанф (19 марта, с. 388). Мученица Фотина (20 марта, с. 412). Священномученик Никон (23 марта, с. 441). Мученица Фервуфа (4 апреля, с. 70) Мученик Феодул (5 апреля, с. 83). Мученик Каллиопий (7 апреля, с. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Дай нам Бог терпения... А жить и терпеть оставалось ему совсем немного. Через два дня после этого печального происшествия отец Сергий скоропостижно скончался. Смерть скосила его буквально в три минуты. После смерти отца Сергия на общем собрании церковного совета и прихожан все единогласно просили отца Никона занять должность настоятеля, но он уклонился от этого предложения и со своей стороны выдвинул кандидатуру второго соборного священника, отца Григория Никольского, а на его место временно был назначен оптинский иеромонах Аифал (в миру Александр Панаев). Это был прекрасный инок, истинный исполнитель заповедей Христовых и раб Христов, по глубочайшему смирению своему один из немногих. Впоследствии он, в числе других, был сослан. Отбыв срок ссылки своей, возвращаясь в родные края, он в пути был до полусмерти избит грабителями, напавшими на него, и скончался от побоев в местной больнице, восприяв таким образом мученический венец. Вечная тебе память, приснопамятный и достоблаженный святый отче, образец смирения, терпения, кротости и незлобия!.. Глава XII Искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжигается сребро, ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем, возвел еси человеки на главы наша. Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой. ( Пс.65:10–12 ) День за днем, неделя за неделей бежало время, и так незаметно протек и канул в вечность 1926 год. Наступил год 1927-й, и так же незаметно бежало время, внешне как будто спокойно, внутренне – полное тревожного ожидания грядущих неминуемых бедствий. В первых числах июня этого года совершилось то, чего боялись и чего со страхом ожидали все. В одно ясное, погожее июньское утро отец Никон, вместе с отцом Кириллом, был арестован и заключен в тюрьму. В первое время после его ареста все были настолько ошеломлены и потрясены случившимся, сердца и мысли всех были до такой степени наполнены общим чувством скорби, что не оставалось ни времени, ни сил размыслить о происшедшем. Только впоследствии, когда время наложило свой целительный пластырь и смягчило боль, сделалось ясным, поскольку это было возможно, создавшееся в дни, предшествовавшие аресту отца Никона, положение, ускорившее, возможно, его арест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

д. ( 1Тим. 6, 3. 4 ). Этих-то, от всей братии преданных анафеме, людей никто из вас да не принимает к себе, равно как и того, что они будут говорить или писать; ибо они обманщики, все лгут и истины нет у них. Они ходят по городам с тем только намерением, чтобы под видом дружества и под именем мира лицемерно и льстиво раздавать и получать письма, и этими письмами утвердить в заблуждении обманутых ими некоторых женщин, утопающих во грехах, и т. д. ( 2Тим. 3, 6 ). Итак, возлюбленные единодушные братия! отвращайтесь людей, которые обнаруживают такую великую дерзость против Христа, – которые всенародно осмеивают Христианство , поносят его в судебных местах, среди мира преследуют нас гонением, сколько у них есть силы на это, – которые стараются отнять силу у неизреченного таинства рождения Христова. Удаляйтесь от них и изъявите нам свое согласие к подавлению неистовой их дерзости, подобно тому, как многие сослужители наши изъявили нам свое негодование на этих отступников от веры, и подписав наше послание, отправляемое теперь к вам с сыном моим, диаконом Апионом, подтвердили это своими собственными письмами к нам. А подписали его все епископы египетские, также фиваидские, ливийские, пентапольские, сирийские, ликийские и памфилийские, азийские, каппадокийские и епикопы других сопределеных областей. Надеюсь, что, по примеру их, и вы удостоверите меня своими посланиями. Между многими средствами, принятыми мною для исцеления заразившихся, вероятно спасительным окажется и то, что обольщенные уверятся в согласии с нами сослужителей наших, и таким образом поспешат раскаяться. Приветствуйте друг друга, со всею находящеюся при вас братиею. Желаю вам укрепляться о Господе, возлюбленные! Дай Бог и мне получить плод от вашей христолюбивой души! Вот преданные анафеме еретики: из пресвитеров – Арий, из диаконов – Ахилл, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина, другой Арий и Елладий. III. Послание Императора Константина к епископу Александру и пресвитеру Арию 13 Победитель Константин, Великий Август, Александру и Арию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Дав Ему наследие во всем, Отец не лишил себя свойства нерожденности, в нем заключающегося. Ибо Он есть источник всего. Гл. 8. Таким образом существуют три ипостаси, Отец, Сын и Святой Дух. И Бог, как виновник всего, один безначален. А Сын не во времени рожденный от Отца и прежде веков сотворенный и основанный, не существовал прежде рождения, но довременно прежде всего рожденный един произошел от единого Отца. Он не вечен, и не совечен и не есть нерожденный наравне со Отцом, и не имеет бытия вместе с Отцом, как говорят некоторые, вводя два нерожденные начала, но как единый и начало всего, Он есть Бог прежде всего, посему он и существует прежде Христа, как мы научились от тебя, проповедавшего это среди церкви. И так поскольку Он имел от Бога бытие и жизнь и славу и все ему дарованное, то Бог есть Его начало. Ибо начальствует над Ним, как Бог Его и потому что существовал прежде Его и потому что Сын из него. Если слова: из чрева ( Пс.109:3 ) и еще: от Отца изыдох и иду ( Ин.16: 28 ), разумеются некоторыми так, будто Он есть часть единосущного и как бы испущение, в таком случае Отец будет сложным и разделяемым и изменяемым и телом и поэтому бестелесный Бог будет терпеть то, что свойственно телу. Желаю тебе, блаженный Папа, укрепляться о Господе. Арий, Ефал (по Феодориту Аифал) Ахилл, Карпон, Сармат, Арий пресвитеры; диаконы: Евзоий, Лукий, Юлий, Мина, Елладий, Гаий; епископы: Секунд пентапольский, Феона ливийский, Пист, которого поставили Ариане в Александрию. Гл. 9. Когда дела были в таком колебании Александр пишет царю Константину. 310 А блаженный царь, созвав Ария и некоторых епископов, сделал допрос. Арий, имевший при себе единомышленников, сперва заперся перед лицом царя, между тем в душе устроял козни против церкви. И так призвав его, блаженный Константин, как бы вдохновенный Святым Духом, сказал ему следующие слова: я верю Богу в том, что если ты коварно что-либо скрываешь и запираешься, Владыка всяческих, Которым ты поклялся, скоро изобличит тебя. Тут и оказался он имевшим те же мысли и изобличен был перед лицом царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

В письме от 6 февраля 1996 г. Патриарх Алексий II разъяснил Патриарху Варфоломею, что запрещение в служении было наложено на нескольких клириков Эстонской Церкви не за общение с Константинопольской Церковью, как это следовало из письма Константинопольского Патриархата, но за «организацию общества, отдельного от епископа, и учинение таким образом раскола в Церкви». Выдвижение же Патриархом Константинопольским требования снять с данных клириков запрещение по сути является вмешательством во внутренние дела братской поместной Церкви вопреки православным канонам, «предполагающим единственно возможным условием снятия правящим архиереем наложенного им канонического прещения с провинившегося против святых канонов клирика его раскаяние и примирение с епископом». 6 сентября 1993 г. за раскольническую деятельность каноническим прощениям подверглись протоиерей Эммануил Кирсс, диакон Аифал Сарапик и мирянин X. Тоссо. 16 февраля 1994 г. был запрещен в служении прот. Симеон Кружков, позднее запрещение было снято по просьбе протоиерея Симеона после его письменных заверении, что он «по-прежнему в ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, канонической связи с которым никогда не мыслил прерывать». 30 марта 1995 г. за учинение раскола и множество других нарушений канонического и нравственного характера был запрещен в служении священник Владимир фон Беренс. 15 января 1996 г. после неоднократных увещеваний архиепископ Корнилий запретил в священнослужении за регистрацию в юрисдикции стокгольмского «Синода» протоиереев Ермила Аллика, Симеона Кружкова, Иннокентия Хиета, священников Иоанна Кесккюла, Рафаила Хиприкуса и Андреаса Пыльда. К февралю 1996 г. девять священнослужителей находились под запретом в служении и одни мирянин был отлучен от церковного общения. Взывая к архипастырской ответственности Патриарха Варфоломея, Предстоятель Русской Церкви предупреждал; «Если в условиях, когда русские православные в Эстонии систематически притесняются и фактически лишаются элементарных прав на существование, Константинопольский Патриархат предпримет какие-либо односторонние действия, противоречащие достигнутой договоренности, это будет означать, что Константинополь поддерживает дискриминационную по отношению к русскоязычным гражданам политику эстонского правительства». Патриарх Алексий II выразил надежду, что Патриарх Варфоломей «осознает всю меру ответственности в этот судьбоносный для Православия момент и... согласится на продолжение двусторонних переговоров в Москве, как это было ранее согласовано, без выдвижения каких-либо препятствующих условий» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—231— Вашему Преосвященству были близки не только наши материальные нужды, но и нужды духовные. Вы, Ваше Преосвященство, всегда высоко стоите на своем ответственном и многотрудном посту, Святителя церкви Христовой. Во время всеобщего развала русской общественной жизни, в дни так называемых «красных» свобод, Вы твердою и властною рукою сохранили от крушения наши духовно-учебные заведения, когда в семинариях других Епархий взрывались бомбы и происходили всякие безумные буйства. И теперь Вы, Владыко, бдительно следите за жизнью учебных заведений, где обучаются и растут наши дети. В отдаленной Карелии появились враги и повели борьбу против православия и нашей русской Государственности. Это движение на отдаленной окраине нашей обширной епархии не ускользнуло от бдительного Архипастырского внимания Вашего Преосвященства. Вы, Ваше Преосвященство, открываете Православное Беломорское Карельское Братство, для защиты православия в Карелии. Открыть это братство Вам было нелегко, но Вы мужественно и энергично преодолели все затруднения и сделали то, что наша Карелия не одинока в борьбе с врагами православия и родины. Вы открыли братство, которое широко и смело устремило религиозно-нравственные и миссионерские свои заботы на Карелию, в чем лично убедились на собрании 6-го сентября из отчета этого братства. Вот те сыновния слова, какие мы хотели сказать Вам. Владыко, примите их милостиво и благосклонно. Примите от нас и глубоко-признательную благодарность за отеческое внимание к нашему съезду. Простите нас, Владыко; и благословите нас святительским благословением мира Христова и любви евангельской. ες πολλ τη, δσποτα! Вашего Преосвященства всегдашние богомольцы и соработники на ниве Христовой, депутаты общеепархиального съезда духовенства 1908 года, августа 16 дня – сентября 12. Председатель, свящ. Михаил Павловский, товарищ его, свящ. Михаил Легатов, делопроизводитель свящ. Влад —232— Купленский, помощник его свящ. Александр Студентов, свящ. Иоанн Козмин, свящ. Димит. Козмин, прот. Николай Шангин, свящ. Алек. Образцов, свящ. Николай Попов , свящ. Виктор Кузьмин, свящ. Аркадий Родимов, свящ. Алексей Кононов, свящ. Иоанн Казанский, свящ. Константин Макаров, свящ. Михаил Верюжский, свящ. Ник. Зуев, свящ. Ник. Корелин, свящ. Ник. Конорский, свящ. Алек. Меньшиков, прот. Александр Шилов, свящ. Вас. Перовский, свящ. Алек. Петровский, свящ. Аифал Суровцев, свящ. Никанор Раевский, свящ. Василий Новиков и протоиерей Феодор Петровский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

65. Какая награда будет тем, которые или помогают находящимся в темницах, или посещают их (Из жизни Акемпсима епископа и иже с ним. Чет. Мин. ноябр. 3) Известно, что одно из дел милости телесной состоит в том, чтобы или помочь находящемуся в темнице, или посетить его. Как вы думаете, братие, за это дело милосердия будет прилежащим к нему награда от Бога или нет? Знайте, что будет, и будет награда великая; ибо помогающих находящимся в темницах или посещающих их, ожидают: благоволение Божие, на небесах венцы и, наконец, там же, такие блага и такие радости, о которых мы теперь и помыслить не можем. Из чего видно, что помогающие находящимся в темницах приобретают благоволение Божие? Из жития святых Иосифа пресвитера и Аифала дьякона. Что же там написано? Написано там следующее: в том городе, где жили упомянутые святые, жила некоторая святая женщина, по имени Снандулия, которая угождала Богу тем, что посещала страждущих в темнице. И вот, когда она узнала, что после мук Иосиф и Аифал брошены в оную; то пришла в неё и, нашедши святых истерзанными и еле дышавшими, дала сторожам темничным много золота и упросила, чтобы они отпустили их на малое время в дом её. И когда мученики были принесены к ней, Снандулия, положивши их на постели, омыла их язвы, чистым полотном отёрла с них кровь, многоценным миром помазала тела их, лобызала раздробленные их руки и ноги и горько плакала над ними. Тогда Иосиф сказал ей: «О святая женщина! Знай, что благодеяние, тобой оказанное нам, благоприятно Богу, и ты за оное получишь Его благоволение». Из этого ясно, что помогающие находящимся в темницах подлинно Божие благоволение получают. Из чего видно, что посещающие находящихся в темницах получают венцы? Из жития святой великомученицы Екатерины, в котором читаем: когда святая была в темнице, её пришли навестить: супруга мучителя-царя, Порфирий – воевода его и с ними двести воинов. Царица пала к ногам Екатерины и со слезами сказала: «Сегодня я считаю себя счастливой и благополучной, потому что сподобилась увидеть тебя, и веселюсь сердцем и душою, взирая на тебя. Блаженна ты тем, что всецело вручила себя Христу, от Которого получаешь столько дарований». Великомученица отвечала ей: «Блаженна и ты, царица, ибо я вижу венец, предназначенный тебе, Ангельскими руками восхищенный на высоту, и ты через три дня примешь его». Отсюда ясно, что и венцы посещающие находящихся в темницах получают.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Когда вы шли и вели с собою обвинителя, – прилично вам было привести с собою и Макария пресвитера, ибо по Святым Писаниям так устрояются суды, что обвинитель поставляется вместе с обвиняемым. Поскольку же ни Макария вы не привели, ни досточестнейший наш епископ Афанасий не прибыл с вами, то мы, по крайней мере, изъявляли желание быть на суде, чтобы, в нашем присутствии, следствие произведено было непогрешительно, и мы сами убедились в деле. Но как и сего не дозволили вы нам, напротив же того – одни с египетским епархом и с обвинителем захотели делать, что вам угодно, признаемся, что о деле сем имеем недоброе подозрение и в вашем сюда прибытии усматриваем только заговор и навет. Посему и передаем сообща вам это послание, которое на истинном Соборе послужит свидетельством, чтобы всем сделалось известным, что вели вы дело односторонним образом, как хотели, и не иное что имели в намерении, как – составить против нас заговор. Списки с этого сообщили мы и Палладию, присмотрщику Августову, чтобы не было это утаено вами. Ибо сделанное вами заставляет уже подозревать и делать о вас такие заключения. Сообщили сие: Дионисий пресвитер, Александр пресвитер. Ниларас пресвитер, Лонг пресвитер, Аффоний пресвитер, Афанасий пресвитер, Аминтий пресвитер, Пист пресвитер, Плутион пресвитер, Диоскор пресвитер, Аполлоний пресвитер, Сарапион пресвитер, Аммоний пресвитер, Гаий пресвитер, Рин пресвитер, Аифал пресвитер; диаконы: Маркеллин диакон, Аппиан диакон, Феон диакон, Тимофей диакон, и Тимофей другой диакон. 74) Вот послание и имена градских клириков. А писанное клириками мареотскими, которые знали нрав обвинителя и были при мне во время посещения мною церквей, состоит в следующем: Святому Собору блаженных епископов Вселенской Церкви все мареотские пресвитеры и диаконы желают о Господе радоваться! Зная написанное: «яже видеста очи твои, глаголи» ( Притч. 25, 8 ), и: «свидетель лжив не будет без муки» ( Притч. 19, 5 ), что видели, то и свидетельствуем, тем паче, что свидетельство наше сделал необходимым заговор, составившийся против епископа нашего Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Сентябрь месяц 1-е число Начало Нового года (индикта). Читать о тон под 1 января. Преподобный Симеон называется Столпником, потому что подвизался на особо устроенном столпе. Будучи еще отроком, он любил посещать храм Божий, где внимательно слушал чтение и пение. Однажды он остановил свое внимание на словах Евангелия, в которых назывались блаженными нищие, плачущие, кроткие и чистые сердцем, и попросил одного старца объяснить ему эти слова. Старец объяснил, и юноша решился оставить все и удалиться в монастырь. Так и сделал, 18-ти лет был пострижен. В обители он превзошел всех постом, так что по нескольку дней не принимал пищи. Слава о его подвигах быстро распространилась, и начало стекаться к нему множество народа, кто для исцелений, кто для благословения и утешения. Чтобы удалиться от молвы человеческой, он придумал устроить столп и на нем тесную хижину, взошел туда и там проводил время в посте и молитве. Св. Симеон первый изобрел такой способ подвижничества; впоследствии времени явились подражатели ему. Святой стоял на столпе под открытым небом, перенося дождь, жар и мороз. Большую часть дня и всю ночь проводил в молитве, затем поучал посетителей, исцелял молитвой больных и мирил ссорившихся. Дьявол погубил было и такого подвижника, каким был Симеон. Явившись ему в виде ангела на огненной колеснице, сказал, что Господь прислал к нему, чтобы взять его на небо, подобно Илии. Святой поверил было и уже начал садиться на колесницу, как сделал крестное знамение, и диавол исчез. Св. Симеон сотворил много чудес и дал много предсказаний. Он обратил многих к вере, боролся с иудейскими и еретическими заблуждениями, чрез свои послания учил царей и князей страху Божию, милосердию и любви. Умер св. Симеон, имея более 100 лет. Стоял на столпе 80 лет. Скончался в 459 г. При столпе св. Симеона скончалась в 428 г. и погребена мать его, св. Марфа. Мученик Аифал был диаконом и пострадал в Персии от царя Сапора в 380 году. После разных истязаний его убили. Мученик Аммун диакон и с ним 40 учениц его девственниц пострадали в начале ΙV века, при Ликинии. Замучил их начальник Вавда в Ираклии. Десять из них были сожжены, восемь с диаконом Аммуном усечены мечом, шесть изрезаны ножами, десять поражены мечом в сердце и шесть скончались от раскаленного железа, вложенного в уста их. В числе сих сорока мучениц, полагают, находилась св. Маргарита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010