Анна Александровна Соколова-Исакова (в тайном постриге монахиня Анна), мать художника Льва Бруни, который рисовал в Оптиной, запечатлевая ее последние дни, с весны 1923 года до начала следующего вела в Оптиной дневник 597 . Из него видно, как сложен был этот год, последний уже не перед закрытием монастыря, а перед варварским его разрушением. Она пишет, что 23 марта прибыли «из московской комиссии в Оптину пустынь» представители Отдела музеев А.Н. Гриневский и Л.И. Гиринский, а 29 марта представитель Губмузея А.М. Покровский. Они заседали вместе с Исполкомом и 30-го уехали. Монахиня Анна пишет: «1 апреля. Арест Никона (Беляева) . Арест в 7 часов Л.В. Защук» 598 . 3 апреля: освобожден владыка Михей с келейниками. Около 2 часов дня арестован сотрудник музея Таубе. «5 апреля: освобождение из-под ареста М.М. Таубе и всех, кроме отца Нектария и Л.В. Защук... Около 6 часов предъявлено обвинение отцу Н. Тихонову 599 в сокрытии ценностей. Отъезд из Оптиной под конвоем в г. Козельск о. Нектария (в больницу) и Л.В. Защук (в арестный дом). “Ликвидационная комиссия” прервала работу до 11 апреля. Отъезд членов комиссии. Отъезд в Москву Н. Павлович 600 . 16 апреля. Освобождение Л.В. Защук из-под ареста. Снятие последнего караула. 17 апреля. Снятие караула с о. Нектария. 18 мая. Постановление о передаче имущества Товарищества в Полошковский пункт. 26 мая. С сегодняшнего дня обедня в 5 часов. Служба в Казанском, о. Никон и о. Аифал. После обедни молебен с водосвятием у о. Варнавы... Военком Абрамов смотрел себе помещение в скиту. Пока поселяется в Племхозе. Л.В. Защук в казначействе получила разные кредиты. На входе в скит вывешено объявление о запрещении входить посторонним без разрешения зав. музеем. 27 мая. Обедня – о. Никон и о. Серафим [иеродиакон] 601 . Проверка ризницы в Предтеченской церкви в скиту – о. Никон, стенинский Антонов и Таубе. В 5–7 часов “товарищи” Панков и Кузовков – раздача вещей из хибарки старца Нектария». Записи эти беглы, торопливы, но открывают много мелких фактов, в целом рисуя выразительную картину тех трагических дней. Называются фамилии разных людей – не все они ныне известны. Но продолжим цитирование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господь обещает взыскать даже со зверей за пролитую кровь человека: Он ли не взыщет за кровь человека, вопиющую об отмщении? «Вси бо приемшии нож, ножем погибнут»: как часто это сбывается! Только самые неразвитые народы или самые низкие и порочные люди не заботятся о погибающем, если эта гибель не причиняет им самим вреда. Шестая заповедь на ряду с отеческим отношением Бога к людям устанавливает братство человека. Главным образом она запрещает своевольное отнятие человеческой жизни. Царствия Божия не наследует убийца, если не покается истинным христианским покаянием. б) Излишне говорить о поединках : их бессмысленность и греховность ясны теперь каждому христианину. Полное непонимание духа христианской любви и извращенное понятие о чести и способах ее восстановить – вот печальная почва поединков. в) Что смысл шестой заповеди запрещает самоубийство – очевидно , и даже лучшие из язычников понимали, что закон вечного Господа был против самоубийства. Но это отчаяние безверия, это отречение от единственного и священного Божия дара, это дерзновенное вступление за рубеж земной жизни есть явление крайне печальное. Вера в Бога – живая и крепкая – и в загробную жизнь вот средства против самоубийства. Прежде самоубийство было явлением крайне редким. В течение четырех тысячелетий истории ветхого завета упоминается лишь о трех самоубийствах. г) Ненависть есть один из весьма распространенных видов убийства . Припомните только слова св. ап. Иоанна: «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» ( Иоан. 3, 15 ); или вспомните о словах Иисуса Христа: «вы слышали, что сказано древним: не убивай... А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата – подлежит суду» ( Матф. 5, 21–22 ). Самый даже язык является веским свидетелем распространенности этого преступления , так как существует чрезвычайное разнообразие слов, обозначающих дурные страсти, которые являются зачатками преступления и убийства. Злость, ярость, гнев, исступление, легкомыслие, месть, ссоры, сварливость, соперничество, упрямство, злорадство, враждебность, злопамятность, ненависть, недоброжелательность, неприязнь, зависть, ревность, крамола, досада, строптивость, нетерпимость, желчность, презрение, отвращение, омерзение, человеконенавистничество – все эти и подобные им обозначения, составляющия прискорбный перечень проявлений ненависти, указывают на то ужасное разнообразие видов, которые принимает на себя это огромное и многоголовое чудовище. Они все – виды раздраженного себялюбия. Как часто наблюдали мы их и как часто страдали от них!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Трубачев Алексей Вячеславович служил недолго, затем был священником при Вологодской Подстаницкой ц[еркви] Волог[одского] ц[езда], где и умер от чахотки. Шаров Сергей Евтихиевич . Участвовал в Германской войне и дов[ольно] долгое время находился в плену. По возвращении из плена был временно   Л. 408   демобилизован. Принятый снова на службу, Шаров был обвинен в контрреволюции и расстрелян. Озерков Леонид Николаевич служил до закрытия семинарии.   Старосты семинарской церкви:   Пестерев Владимир Варсонофьевич , верховажский купец, но проживавший в Вологде. Этот староста много содействовал благоукрашению церкви в смысле приобретения для нее разных церковных вещей. Внимательно и любовно относился он и к семинаристам, из которых многим оказывал существенную помощь. Остальную часть своей жизни он пробыл в Верховажье, где и скончался. После Пестерева недолгое время старостой семинарской церкви был преподаватель семинарии Скабовский Флавий Васильевич. Клишин Лев Адрианович, волог[одский] купец, был старостой дов[ольно] продолжительное время. Заболотский Конст[антин] Павлович, препод[аватель] семинарии, старостой был не более года.   Л. 408 об.   Занин Петр Петрович, волог[одский] купец, был старостой до 1902 г[ода], дня своей смерти . Занин Семен Петрович служил до 1907 г[ода]. Гусев Алексей Николаевич был старостой не менее трех лет. После Гусева обязанности церковного старосты исправлял помощн[ик] инспектора Е. Н. Спасский, а по выходе его со службы (в 1913 г[оду]) эта обязанность возложена была на автора настоящих воспоминаний.     Аифал Петрович Шляпин (06.11.1855–11.07.1922) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодское духовное училище (1872), четыре класса Вологодской духовной семинарии. С 1878 по 1883 г. жил в Америке. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1888). Работал в газете «Московские ведомости», куда устроился с помощью М.Н. Глубоковского. Преподаватель Вологодской семинарии с 24.06.1899. С 1903 г. преподаватель Архангельской гимназии. После революции преподавал в Шенкурской школе второй ступени. ВЕВ. 1900. 19. С. 230; ЦВ. 1899. 37. С. 303-304; Шляпин В. П. Мои ближайшие родные (Вступление и публикация Г. Н. Чебыкиной)//Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 153-179.

http://bogoslov.ru/article/6177625

– На литургии 1-го сент. Ап. и Ев. прежде икдикта, а потом преподобного; «дневный же Ап. и Ев. вычитаем напреди». Мр. Аще случится 1 сентября в неделю, оставляется служба святых жен и поется, егда екклисиарх рассудит; поется же воскресна служба с восследованием индикта и пр. Симеона. Собор Пресвятой Богородицы, иже в Miacuhx. Во время гонения имп. Льва Исаврянина на свв. иконы, чудотворный образ Богородицы, находившийся в Миасинской обители (в Армении, бл. гор. Мелитины), был ввержен в Азурово озеро. По прошествии более 100 лет, по восстановлении иконопочитания, сия св. икона явилась на поверхности воды нисколько не поврежденной, в 864 г. 1-го сент., что и воспоминается ныне. В службе настоящего дня нет песнопений в честь этого события, кроме тропаря, воспевающего Пресвятую Богородицу. Тропарь, гл. 1. Радуйся обрадованная Богородице Дево, пристанище и предстательство рода человеческаго, из Тебе бо воплотися Избавитель мира: едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и препрославленная, моли Христа Бога мир даровати всей вселенней. Св. муч. В службе муч. Аифал не упоминается. См. 3 нояб. Свв. мучениц 40 жен и св. Аммна диакона и учителя их. Воспоминаемые ныне, по Х.М., 40 «дев постниц», подвизавшиеся в посте и молитве в Македонии, во время гонения Ликиния за веру во Христа были преданы на мучения в Гераклее вместе с своим учителем. Из них 10 были сожжены, 8 со св. Аммуном усечены мечом, 6 изрезаны ножами, 10 поражены мечом в сердце и 6 скончались от раскаленного железа, вложенного в уста их. В службе положены свв. женам особые стихиры и канон. Св. Аммун, «начальник лика дев» упоминается только в 1-м тропаре 7-й и во 2-м тропаре 9-й песен канона (причем вслед за его именем в последнем тропаре стоит не находящееся в перечне памятей настоящего дня имя «Келсина»). Свв. мученик Еода и Ермогена самобратных. Св. Каллиста и два ее родные брата, все трое названные самобратными (в греч. месяц. αταδελφο, т.е., кровные, родные братья, с отданием грамматического преимущества мужескому роду), за веру во Христа были усечены мечом в Никомидии в начале IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Е., 1, 15), Арий не считается: Аифал, Ахилла, Карпон, Сармат и Арий (5+Арий=6 пресвит.)‚ диаконы: Евзой (далее в списке неправильность: «μακ...‚ нужно читать «λουκ (ιος και Γος) см. Schwartz, lb., s. 296), Юлий, Мина, Елладий. Наконец, точно те же имена и в том же достоинстве повторяются и у Епифания в подписях под письмом к Александру. Вопрос лишь в том, когда (ο πτε) бывшие пресвитеры, получившие вновь каноническое пресвитерство. В ответ на это не нужно прибегать к какими-либо сложным и посторонним соображениям. Конечно, ни сам Арий, ни защищавшие его епископы не признавали низложения, налаженного Александром, законным. Известие Созомена (1, 15) дает видеть, что соборно (в противоположность собору Александра) сан отлученных признан был за ними палестинским собором. Остается объяснить еще известие Епифания: 7 пресвитеров у него получилось правильно: 5 александрийских‚ не считая Ария, и 2 мареотских – Харист и Пист, низложенных в Depositio Arii; что касается числа диаконов (12), то оно или ложно или в перечне мареотских диаконов, отлученных в Depositio (4 диакона), два имени выпали (ср. Schwartz, ibid., с. 295). 48 Epiph. Haer., 69, 6. См. Migne, gr. s., t. 42, с. 313; Ариане и здесь не противоречили себе: по природе изменяемый Сын Божий стал неизменяемым по своей воле, утвердился в добре. 50 «Он (Отец) есть Бог прежде всего и существует прежде Христа, как мы научились от тебя, проповедовавшего это среди церкви». Догматические воззрения Александра слагались в борьбе с арианством, и нет ничего странного в том, если он и высказывал эту мысль. 51 Во всяком стуча этим ответом не было Depositio Агии, как думает Snellmann, так как в нем нет никакого намека на письмо Ария. 54 См. акты VII вселенского собора, где упоминается о многих письмах Евсевия к Александру (Mausi, Cons, coll., XIII, 317). 55 Как видно из опровергаемых обвинений, под этими грамотами разумеется второе послание Александра. 56 Т. е. письмо Ария к Александру с исповеданием веры, очевидно рассматривавшееся на палестинском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

  В результате следствия, которое длилось три месяца, обвинение было предъявлено тринадцати оптинцам, десятерым монахиням, двум козельским священникам и четырнадцати мирянам. В это время отношение властей к инакомыслящим стало намного жестче. Максимальные по тому времени сроки заключения – 10 лет концлагеря – получили игумен Пантелеимон (Аржаных) и архидиакон Рафаил (Шейченко), обвиненные в «руководстве контрреволюционной монашеско-монархической группировкой». На следствии эти отцы держались мужественно. Отвергли ложные обвинения иеромонахи Геронтий (Ермаков), Феодот (Мартемьянов), Аифал (Панаев), Макарий (Харьков), иеродиакон Варсонофий (Ванюшкин), монах Викентий (Никольский).   Известна судьба и других оптинцев. Так, иеромонах Гурий (Самойлов) служил с 1923 по 1930 год в селе Нижние Прыски под Козельском. За свои проповеди и милосердное отношение к людям он пользовался большим уважением сельчан. Когда в 1925 году его впервые арестовали, то по ходатайству прысковских крестьян через две недели отпустили. Впоследствии рядом с домом, где жил отец Гурий, власти устроили избу-читальню, где проходили занятия с молодежью, после которых молодые люди устраивали туалет на паперти храма и воровали дрова у священника. Понимая гибельное влияние такой молодежи и комсомольцев на детские души, отец Гурий проводил беседы с родителями, которые стали запрещать детям посещение избы-читальни и отправляли их в храм. Некоторые граждане сообщили в НКВД, что в одной из своих проповедей отец Гурий сказал: «Надо не бороться, не идти вперед, а жить по-Божьему» 29 января 1930 года иеромонах Гурий был арестован и обвинен в проведении антисоветской агитации «по срыву хозяйственно-политических мероприятий в деревне», а также в том, что «вел работу по разложению культурных очагов...». Виновным себя отец Гурий не признал, был осужден на 8 лет и этапом отправлен в Хабаровск   Недолгим, но верным Христу было священническое служение иеромонаха Евфимия (Любовичева),проходившее в селах Спас-Деменское и Боброво Думиничского района Западной области (теперь Калужская область). В июне 1930 года он был рукоположен во иеромонаха, а в начале 1931 года уже арестован. Ни тюремный подвал в Думиничах, ни Брянская тюрьма, ни допросы не сломили духа преподобномученика. «Я служил верой и правдой вере Христовой и всегда говорил, что все лишения происходят по воле Божией, и мы должны терпеть до смерти... соввласть существует в России как наказание от Бога народу русскому, который забыл веру Христову, забыл Царя Небесного и Его Помазанника на земле» – так ответил он следователю на вопрос о признании вины «в групповой антисоветской агитации». 19 июля 1931 года, во время следствия, отец Евфимий по официальным данным скончался в тюрьме от туберкулеза.

http://bogoslov.ru/event/6020574

Содержание    Возлюбленным и честнейшим сослужителям, епископам всей кафолической Церкви, Александр желает всякаго блага o Господе.    Так как кафолическая Церковь составляет единое тело и по заповеди божественнаго Писания должна блюсти «единение духа в союзе мира» (Ефес. 4:3), то нам надлежит посланиями извещать друг друга о событиях, случающихся у каждаго из нас, с тем, чтобы, страждет ли, или радуется один член, могли сострадать ему или сорадоваться и все прочие (1 Кор. 12:26). В нашей стране появияись люди, идущие против закона, христоборцы, которые учат такому отступлению, какое по справедливости может быть признано и названо предтечею антихриста. Я хотел было молчать об этом, думая, что зло ограничится только одними отступниками, и всячески стараясь, чтобы слух о нем, распространвшись по другим местам, не увлек в заблуждение людей простых. Но Евсевий, нынешний епископ никомидийский, вообразив, что на нем лежит все касающееся до Церкви (почему он и оставил Берит и устремил честолюбивые взоры свои на кафедру никомидийскую), и не встречая ни откуда противодействия себе, принял под свое покровительство сих отступников и разсылает повсюду в защиту их послания, чтобы простых и не искусных в вере увлечь в эту самую ужасную и христоборственную ересь; поэтому, помня написанное в законе, вижу необходимость прервать молчание и уведомить всех вас о случившемся у нас, чтобы вы знали и отступников и пагубное их еретическое учение, и не внимали тому, что будет писать Евсевий. Чрез сих отступников он хочет ныне осуществить давнее свое злоумышление, несколько времени им скрываемое: повидимому он пишет за них, но самое дело показываег, что так поступает он для своих честолюбивых целей.    Отступниками у нас оказались: Арий, Ахилл, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат, Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий, Гаий, также Секунд и Феон, некогда называвшиеся епископами. Изобретенное и проповедуемое ими, противное св. Писанию, учение следующее: «не всегда Бог был Отцом; было время, когда Он не был Отцом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Матушка казначея пришла навестить меня и посоветоваться — куда поместить м. Анисью? С кем она будет жить? А сама м. Анисья, лежавшая всегда в постели, в момент моего падения вдруг встает и говорит: «Я буду ухаживать за матушкой. Она всегда за мной ухаживала, теперь я должна». Сестра Мария со своей стороны стала предлагать, что она будет ухаживать, но м. Анисья стояла на своем. И очень заботливо делала для меня все, что нужно. Пришел навестить меня о. Викентий. Он вел жизнь весьма аскетическую, вполне монашескую, ни на кого не смотрел. Он был еще молодой (сын сенатора, с высшим образованием), смиренно нес крайнюю нищету. Видя около меня м. Анисью, он спросил: «Кто за вами ухаживает?» И когда я сказала: «Мать Анисья», он так удивился, потому что знал, что она у нас лежит много лет. Она часто приготавливала мусс из малины, которую давал о. Аифал; старалась сделать из еды что-нибудь полегче. Долго, месяца полтора, я была совершенно беспомощна. А сильная слабость была до глубокой осени. Отец Викентий пришел еще раз и принес мне собственноручную рукопись схиархимандрита Агапита, автора жизнеописания старца о. Амвросия. Эта рукопись заключала в себе яркие, хотя и краткие (иногда только в несколько строк), жития всех похороненных на скитском кладбище Оптиной пустыни братии, но в каждом житии были выражены несколькими словами главные черты подвижнической жизни и смерти этого инока. (Когда о. Варсонофий был начальником скита, он поручил архимандриту Агапиту сделать жизнеописания всех похороненных на скитском кладбище.) Нельзя было выбрать более подходящего чтения для меня, находящейся на пороге смерти. Как я была благодарна ему за эту рукопись! Благодарю Господа, что Он, Милосердный, вложил ему мысль! Ходил о. Викентий на хутор к б. Нектарию, когда тот был жив. И так как не вполне надеялся, что его там примут, то он написал несколько кратких вопросов, оставил место для ответов, передал б. Нектарию и получил собственноручные ответы. Эту записку приносил мне читать. Пока я была больна и еще не выходила, приходили к нам на некоторые батюшки и служили молебны. Помню, на день Владимирской Божией Матери я уже вставала с постели и могла сидеть в кресле. Тогда служил молебен о. Аифал. На Преображение я в первый раз могла выйти с палочкой и одна дойти до церкви, которая была очень близко от нас.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Александр увидел, что начинается большая междуцерковная интрига. Он созвал собор всех своих епископов. Собор решительно его поддержал. Своим большинством он отлучил всех вставших за Ария клириков, начиная с епископов. Так как Александрийский епископ формально обладал 1/5 частью гражданской власти в Александрии, то и отлученные подверглись действительной высылке из египетской столицы. Были низложены два епископа: Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский; шесть пресвитеров: Арий, Ахилл, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат; шесть диаконов: Евзоий, Лукий, Юлий, Мина, Элладий, Гаий. A когда оказались в Мареотиде новые приверженцы Ария, то епископ Александр и их, на основании решения бывшего собора, также низложил. Это были два пресвитера: Харис и Пист — и четыре диакона: Серапион, Парамон, Зосим и Ириней. Феодорит в своей истории приводит жалобы отвергнутых Александром, что их трактовали как безбожников и христоборцев. Прежние историки до конца XIX в. датировали эти события неточно: 318 г. Эд. Шварц, Зеек и Батиффол доказали, что эти факты надо относить к 323 г. K моменту, когда Константин готовился к решающей битве с Ликинием. Действительно, была бы необъяснимой медлительность Константина, если бы он с 318 до 323 г. бездействовал. Наоборот, Константин реагировал на поднятый спор крайне чувствительно и быстро. Евсевий Никомидийский действовал с уверенностью, как вождь обширной школы Лукиана. Арий в письме к Евсевию Никомидийскому называет своими единомышленниками Евсевия Кесарийского, епископов — Лидды, Тира, Вирита (Бейрута), Лаодикии, Аназарба и даже обобщает: все «восточные,» разумея диоцез «Востока» (со столицей в Антиохии). B письме к Евсевию Никомидийскому Арий свою доктрину с грубой и наивной уверенностью излагает так: «Так как мы говорим, что Сын не есть ни Нерожденный, ни часть Нерожденного (ни в каком случае), ни взять от Лица предсуществовавшего, но что Он начал быть прежде времен и веков , по воле и намерению Отца, как Бог Совершенный, как Единственный, Непреложный; что Он не существовал раньше того, как был рожден, или сотворен, или основан , ибо Он не был Нерожденным,— вот за что нас преследуют.» Так Арий понимал христианскую догму по столь основному вопросу и так он ощущал окружающую его богословскую среду.

http://sedmitza.ru/lib/text/434960/

При заботливом уходе Иосиф пришел в себя и начал говорить сердобольной женщине: «милосердие твое к нам благоприятно Богу и нам, страждущим за имя Его; но горькое рыдание по нас несогласно с истинною христианскою надеждою и верою нашею». На что она сказала: «плачу не о смерти вашей, а о теперешнем жалком состоянии вашем». Иосиф, утешая ее словами писания: Мф.7:14, 10:22 ; 2Кор.11:25 ; Евр.11:37, 38 , – заключил: «покажи себя верующею христианкою и радуйся, что за продолжительные страдания последует тем большее воздаяние и венец славнее». На рассвете исповедники возвращены в тюрьму, где и еще пробыли, в лишениях и скорбях, шесть месяцев, но уже поздоровели настолько, что могли стоять на ногах и немного ходить. В это время правитель Адиабены был смещен и на его место прислан царем другой, по имени Зарусциат, человек жестокий и суровый. Новый правитель пошел в храм солнца для молитвы и принесения жертвы; тут известился он, что есть два христианина, осужденные на побиение камнями, но доселе не преданные казни в ожидании выздоровления и, может быть, отречения от своей веры. Судья тотчас велел их представить себе и, когда ни льстивыми обещаниями, ни угрозами не смог преклонить, велел сперва Иосифа повесить за ноги и бить нещадно воловьими жилами. Когда начались истязания, некоторые из магов подступали и шептали страдальцу: «если стыдишься явно идти в храм бога нашего, то мы сведем тебя и сделаем это скрытно; обещай, и свободен будешь». Но он вслух всех отвечал: «отойдите от меня, поклонники огня; поддерживайте пожирающее вас пламя на собственную вашу погибель». Около двух часов продолжалось бичевание, во время которого судья не раз пытался и еще убедить его; наконец, он велел снова снести его в тюрьму, потому что от возобновившихся язв и потери крови Иосиф не мог идти. После сего Аифал был повешен и нещадно бит; но он громко кричал: «я христианин, христианин; слышите, я христианин!» Между тем представлен был для допроса и истязаний некто из манихейской секты, явно исповедавший свою веру и укорявший огнепоклонников в нечестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010