16. Иеромонах Геронтий (Ермаков). Умер в ссылке. 17. Иеромонах Иерофей. Выбыл из Козельска. 18. Иеромонах Серапион. (Далее знак вопроса, – Сост.). 19. Иеромонах Севастиан, впоследствии архимандрит. Бывший келейник старца Нектария. Умер и погребен в Караганде (место ссылки) в 1965 году. 20. Монах Питирим, бывший келейник старца Нектария. Умер в ссылке. 21. Архидиакон Лаврентий (Левченко), потом иеромонах. Умер в ссылке. (Другим почерком приписано: 1946 г. – Сост.) 22. Иеродиакон Игнатий. Умер в ссылке. 23. Иеродиакон Даниил, потом иеромонах. Умер в ссылке. 24. Монах Родион (Шейченко), потом иеромонах Рафаил. Два раза был в ссылке. Умер и погребен в Козельске в 195 (?) году. 25. Монах Василий (Белоградский), канонарх. Выбыл из Козельска. 26. Монах Иоанн (Левченко): отец архидиакона Лаврентия. Умер в Козельске. 27. Монах Акакий, певчий. Выбыл из Козельска. 28. Монах Кирилл (Зленко). После ссылки умер в г. Мичуринске в 1932 году. 29. Монах Карп. Умер в ссылке. 30. Монах Евтихий. Выбыл из Козельска. 31. Монах Евфимий. 32. Монах Клеопа. 33. Схимонах Тимон, звонарь (слепой). Умер и погребен в Козельске. 34. Монах Урван, сапожник. (Поставлен знак вопроса. – Сост.). 35. Монах Григорий. Выбыл из Козельска. 36. Схимонах Иаков. Умер и погребен в Козельске. (Другим почерком прибавлено “схи” к слову “монах” и в конце – дата: 1934 г. – Сост.) 37. Монах Иаков (Сивцов), – Георгий. Убит и погребен в Гомеле в 194 (?) году. 38. Монах Илия (Жирнов), потом иеромонах Иоанн. Умер в ссылке. 39. Монах Викентий (Никольский). Умер в ссылке. (Приписка: 1938 г. – Сост.). 40. Монах Авенир, певчий. (Знак вопроса. – Сост.) 41. Монах Иоанн (Шустов). Умер в ссылке. 42. Монах Агапит (Таубе). Умер, возвратясь из ссылки в 1930-х годах. Примечание: Монахи: Агапит Таубе, Иоанн Шустов, Иаков Сивцов, иеродиакон Игнатий и иеромонах Аифал Панаев до ареста и ссылки жили в Оптиной пустыни и работали в музее “Оптина пустынь”. М. Добр[омыслова]». Дополним эти скупые сведения в отношении некоторых оптинцев (об иных мы привели и еще приведем то, что известно нам, в нашем труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 3 Ноября, Канон мучеников Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса.  Припев: Святии священномученицы, молите Бога о нас. Троицы равночисленнии Пресвятыя, всебогатии,/Тоя явистеся честнии поклонницы и предстоите Престолу Троичному,/теплии заступницы притекающим к вам.  Припев: Святии священномученицы, молите Бога о нас. Троицы поклонницы трисолнечныя суще,/многобожия лесть, святии, разрушисте,/претерпевше муки многообразныя и смерть неправедную, Богоблаженнии.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Мучения пучину без волнения преидосте верою, блаженнии,/и пристасте к безпечальному животу,/к пристанищу Вышния светлости,/в славу неизреченную.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Радости нам Ходатаица,/яко приемши исполнение всего Божества, явилася еси, Пренепорочная./Тем вси Тебе радость Ангелову согласно зовем, Богорадованная.  Песнь 3 Ирмос: Не мудростию, и силою, и богатством хвалимся,/но Тобою, Отчею Ипостасною Мудростию, Христе:/несть бо свят, паче Тебе,/Человеколюбче.  Припев: Святии священномученицы, молите Бога о нас. Не в мудрости еллинскаго суетия, мудрии,/но разумом Божественным безбожие обличисте персское,/укоривше сих безумие.  Припев: Святии священномученицы, молите Бога о нас. Священноначалия просвещен Божественным помазанием, священный Акепсимо,/мучения же кровию себе украсил еси, Богоблаженне.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Сокрушение твоих удов, Иосифе приснопамятне,/прелестныя козни до конца, мучениче, сокруши,/тебе же исходатаи славу нетленную.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Тя Мудрость Божия чистейшее селение обретши,/от Твоих чистых кровей воплотися/и по Рождестве нетленну яви.  Седален, глас 8 Иосиф, доблий подвижник, Акепсима, прелести губитель/и Аифал славный, страдалец непобедимый,/светлыя звезды, верными в песнех достойно воистинну да восхвалятся днесь:/сии бо прелесть персов очерниша,/солнцу не пожерше, ни огня почетше;/к нимже любовию возопием:/молите Христа Бога грехов оставление даровати/празднующим любовию святую память вашу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjas...

Матушка казначея пришла навестить меня и посоветоваться — куда поместить м. Анисью? С кем она будет жить? А сама м. Анисья, лежавшая всегда в постели, в момент моего падения вдруг встает и говорит: «Я буду ухаживать за матушкой. Она всегда за мной ухаживала, теперь я должна». Сестра Мария со своей стороны стала предлагать, что она будет ухаживать, но м. Анисья стояла на своем. И очень заботливо делала для меня все, что нужно. Пришел навестить меня о. Викентий. Он вел жизнь весьма аскетическую, вполне монашескую, ни на кого не смотрел. Он был еще молодой (сын сенатора, с высшим образованием), смиренно нес крайнюю нищету. Видя около меня м. Анисью, он спросил: «Кто за вами ухаживает?» И когда я сказала: «Мать Анисья», он так удивился, потому что знал, что она у нас лежит много лет. Она часто приготавливала мусс из малины, которую давал о. Аифал; старалась сделать из еды что-нибудь полегче. Долго, месяца полтора, я была совершенно беспомощна. А сильная слабость была до глубокой осени. Отец Викентий пришел еще раз и принес мне собственноручную рукопись схиархимандрита Агапита, автора жизнеописания старца о. Амвросия. Эта рукопись заключала в себе яркие, хотя и краткие (иногда только в несколько строк), жития всех похороненных на скитском кладбище Оптиной пустыни братии, но в каждом житии были выражены несколькими словами главные черты подвижнической жизни и смерти этого инока. (Когда о. Варсонофий был начальником скита, он поручил архимандриту Агапиту сделать жизнеописания всех похороненных на скитском кладбище.) Нельзя было выбрать более подходящего чтения для меня, находящейся на пороге смерти. Как я была благодарна ему за эту рукопись! Благодарю Господа, что Он, Милосердный, вложил ему мысль! Ходил о. Викентий на хутор к б. Нектарию, когда тот был жив. И так как не вполне надеялся, что его там примут, то он написал несколько кратких вопросов, оставил место для ответов, передал б. Нектарию и получил собственноручные ответы. Эту записку приносил мне читать. Пока я была больна и еще не выходила, приходили к нам на некоторые батюшки и служили молебны. Помню, на день Владимирской Божией Матери я уже вставала с постели и могла сидеть в кресле. Тогда служил молебен о. Аифал. На Преображение я в первый раз могла выйти с палочкой и одна дойти до церкви, которая была очень близко от нас.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Дав Ему наследие во всем, Отец не лишил себя свойства нерожденности, в нем заключающегося. Ибо Он есть источник всего. Гл. 8. Таким образом существуют три ипостаси, Отец, Сын и Святой Дух. И Бог, как виновник всего, один безначален. А Сын не во времени рожденный от Отца и прежде веков сотворенный и основанный, не существовал прежде рождения, но довременно прежде всего рожденный един произошел от единого Отца. Он не вечен, и не совечен и не есть нерожденный наравне со Отцом, и не имеет бытия вместе с Отцом, как говорят некоторые, вводя два нерожденные начала, но как единый и начало всего, Он есть Бог прежде всего, посему он и существует прежде Христа, как мы научились от тебя, проповедавшего это среди церкви. И так поскольку Он имел от Бога бытие и жизнь и славу и все ему дарованное, то Бог есть Его начало. Ибо начальствует над Ним, как Бог Его и потому что существовал прежде Его и потому что Сын из него. Если слова: из чрева ( Пс.109:3 ) и еще: от Отца изыдох и иду ( Ин.16: 28 ), разумеются некоторыми так, будто Он есть часть единосущного и как бы испущение, в таком случае Отец будет сложным и разделяемым и изменяемым и телом и поэтому бестелесный Бог будет терпеть то, что свойственно телу. Желаю тебе, блаженный Папа, укрепляться о Господе. Арий, Ефал (по Феодориту Аифал) Ахилл, Карпон, Сармат, Арий пресвитеры; диаконы: Евзоий, Лукий, Юлий, Мина, Елладий, Гаий; епископы: Секунд пентапольский, Феона ливийский, Пист, которого поставили Ариане в Александрию. Гл. 9. Когда дела были в таком колебании Александр пишет царю Константину. 310 А блаженный царь, созвав Ария и некоторых епископов, сделал допрос. Арий, имевший при себе единомышленников, сперва заперся перед лицом царя, между тем в душе устроял козни против церкви. И так призвав его, блаженный Константин, как бы вдохновенный Святым Духом, сказал ему следующие слова: я верю Богу в том, что если ты коварно что-либо скрываешь и запираешься, Владыка всяческих, Которым ты поклялся, скоро изобличит тебя. Тут и оказался он имевшим те же мысли и изобличен был перед лицом царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Так как относительно они были довольно многочисленны, то Александр счел нужным подкрепить авторитет своего решения голосом всего египетского епископата. В последнем, впрочем, замечалось уже брожение: Арий имел среди него сторонников. Таким образом дело касалось не исключительно одной только Александрии; в нем была заинтересована вся область александрийской митрополии. Около ста епископов собрались вокруг Александра. Двое из них, – Секунд птолемаидский в Киринанке и Феона мармарикский, – отпали от него и перешли на сторону Ария. Они были низложены и вместе с ними шесть александрийских пресвитеров и шесть диаконов: пресвитеры – Арий, Ахиллей, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат и диаконы – Евзоий, Лука, Юлий, Мина, Елладий, Гаий. Мареот, сельский округ, расположенный по берегам Мареотского озера, также имел своих представителей в списке осужденных. На соборе или вскоре после него два пресвитера этой области, – Харий и Пист, – и четыре диакона, – Сарапион, Параммон, Зосима и Ириней, – заявили себя сторонниками Ария и были, подобно ему, низложены 221 . Среди египетского епископата было немного отпадений, но александрийский клир был очень серьезно затронут. Арий и его сторонники, как некогда Ориген , решились покинуть Египет, перешли в Палестину и остановились в Кесарии. Опять-таки, как и Ориген , они встретили здесь хороший прием. Уже несколько лет во главе этой церкви находился ученый Евсевий, у него была громадная известность: его История церкви и апологии успели уже проложить себе дорогу. В области богословия его оригенизм не был непреклонным. Он поступился главным образом вечностью творения, а вместе с этим для него утратили силу основания, заставлявшие Оригена признать вечность Слова. В сущности, он держался арианского образа мыслей, но насколько Арий был откровенен и ясен в речах, настолько кесарийский епископ обладал искусством облекать свои мысли в изменчивый и расплывающийся стиль, говорить много, чтобы не сказать ничего. Можно составить себе понятие об этом по его рассуждениям о рождении Слова, помещенным в начале его Церковной истории 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  В результате следствия, которое длилось три месяца, обвинение было предъявлено тринадцати оптинцам, десятерым монахиням, двум козельским священникам и четырнадцати мирянам. В это время отношение властей к инакомыслящим стало намного жестче. Максимальные по тому времени сроки заключения – 10 лет концлагеря – получили игумен Пантелеимон (Аржаных) и архидиакон Рафаил (Шейченко), обвиненные в «руководстве контрреволюционной монашеско-монархической группировкой». На следствии эти отцы держались мужественно. Отвергли ложные обвинения иеромонахи Геронтий (Ермаков), Феодот (Мартемьянов), Аифал (Панаев), Макарий (Харьков), иеродиакон Варсонофий (Ванюшкин), монах Викентий (Никольский).   Известна судьба и других оптинцев. Так, иеромонах Гурий (Самойлов) служил с 1923 по 1930 год в селе Нижние Прыски под Козельском. За свои проповеди и милосердное отношение к людям он пользовался большим уважением сельчан. Когда в 1925 году его впервые арестовали, то по ходатайству прысковских крестьян через две недели отпустили. Впоследствии рядом с домом, где жил отец Гурий, власти устроили избу-читальню, где проходили занятия с молодежью, после которых молодые люди устраивали туалет на паперти храма и воровали дрова у священника. Понимая гибельное влияние такой молодежи и комсомольцев на детские души, отец Гурий проводил беседы с родителями, которые стали запрещать детям посещение избы-читальни и отправляли их в храм. Некоторые граждане сообщили в НКВД, что в одной из своих проповедей отец Гурий сказал: «Надо не бороться, не идти вперед, а жить по-Божьему» 29 января 1930 года иеромонах Гурий был арестован и обвинен в проведении антисоветской агитации «по срыву хозяйственно-политических мероприятий в деревне», а также в том, что «вел работу по разложению культурных очагов...». Виновным себя отец Гурий не признал, был осужден на 8 лет и этапом отправлен в Хабаровск   Недолгим, но верным Христу было священническое служение иеромонаха Евфимия (Любовичева),проходившее в селах Спас-Деменское и Боброво Думиничского района Западной области (теперь Калужская область). В июне 1930 года он был рукоположен во иеромонаха, а в начале 1931 года уже арестован. Ни тюремный подвал в Думиничах, ни Брянская тюрьма, ни допросы не сломили духа преподобномученика. «Я служил верой и правдой вере Христовой и всегда говорил, что все лишения происходят по воле Божией, и мы должны терпеть до смерти... соввласть существует в России как наказание от Бога народу русскому, который забыл веру Христову, забыл Царя Небесного и Его Помазанника на земле» – так ответил он следователю на вопрос о признании вины «в групповой антисоветской агитации». 19 июля 1931 года, во время следствия, отец Евфимий по официальным данным скончался в тюрьме от туберкулеза.

http://bogoslov.ru/event/6020574

1:8—9); и еще: «аще кто инако учит и не приступает к здравым словесам Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию, тот разгордеся, ничтоже ведый», и т. д. (1 Тим. 6:3—4). Этих то, от всей братии преданных анафеме, людей никто из вас да не принимает к себе, равно как и того, что они будут говорить или писать; ибо они обманщики, все лгут и истины нет у них. Они ходят по городам, с тем только намерением, чтобы под видом дружества и под именем мира лицемерно и льстиво раздавать и получать письма, и этими письмами утвердить в заблуждении обманутых ими некоторых женщин, утопающих во грехах, и т. д. (2 Тим. 3:6).    Итак, возлюбленные единодушные братия! отвращайтесь людей, которые обнаруживают такую великую дерзость против Христа, — которые всенародно осмеивают Христианство, поносят его в судебных местах, среди мира преследуют нас гонением, сколько у них есть силы на это, — которые стараются отнять силу у неизреченнаго таинства рождения Христова. Удаляйтесь от них и изъявите нам свое согласие к подавлению неистовой их дерзости, подобно тому, как многие сослужители наши изъявили нам свое негодование на этих отсупников от веры, и подписав наше послание, отправляемое теперь к вам с сыном моим, диаконом Апионом, подтвердили это своими собственными письмами к нам. А подписали его все епископы египетские, также фиваидские, ливийские, пентапольские, сирийские, ликийские и памфилийские, азийские, каппадокийские и епископы других сопредельных областей. Надеюсь, что, по примеру их, и вы удостоверите меня своими посланиями. Между многими средствами, принятыми мною для исцеления заразившихся, вероятно спасительным окажется и то, что обольщенные уверятся в согласии с нами сослужителей наших, и таким образом поспешат раскаяться. Приветствуйте друг друга, со всею находящеюся при вас братиею. Желаю вам укрепляться о Господе, возлюбленные! Дай Бог и мне получить плод от вашей христолюбивой души!    Вот преданные анафеме еретики: из пресвитеров Арий, из диаконов — Ахилл, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина, другой Арий и Елладий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2609...

Трубачев Алексей Вячеславович служил недолго, затем был священником при Вологодской Подстаницкой ц[еркви] Волог[одского] ц[езда], где и умер от чахотки. Шаров Сергей Евтихиевич . Участвовал в Германской войне и дов[ольно] долгое время находился в плену. По возвращении из плена был временно   Л. 408   демобилизован. Принятый снова на службу, Шаров был обвинен в контрреволюции и расстрелян. Озерков Леонид Николаевич служил до закрытия семинарии.   Старосты семинарской церкви:   Пестерев Владимир Варсонофьевич , верховажский купец, но проживавший в Вологде. Этот староста много содействовал благоукрашению церкви в смысле приобретения для нее разных церковных вещей. Внимательно и любовно относился он и к семинаристам, из которых многим оказывал существенную помощь. Остальную часть своей жизни он пробыл в Верховажье, где и скончался. После Пестерева недолгое время старостой семинарской церкви был преподаватель семинарии Скабовский Флавий Васильевич. Клишин Лев Адрианович, волог[одский] купец, был старостой дов[ольно] продолжительное время. Заболотский Конст[антин] Павлович, препод[аватель] семинарии, старостой был не более года.   Л. 408 об.   Занин Петр Петрович, волог[одский] купец, был старостой до 1902 г[ода], дня своей смерти . Занин Семен Петрович служил до 1907 г[ода]. Гусев Алексей Николаевич был старостой не менее трех лет. После Гусева обязанности церковного старосты исправлял помощн[ик] инспектора Е. Н. Спасский, а по выходе его со службы (в 1913 г[оду]) эта обязанность возложена была на автора настоящих воспоминаний.     Аифал Петрович Шляпин (06.11.1855–11.07.1922) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодское духовное училище (1872), четыре класса Вологодской духовной семинарии. С 1878 по 1883 г. жил в Америке. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1888). Работал в газете «Московские ведомости», куда устроился с помощью М.Н. Глубоковского. Преподаватель Вологодской семинарии с 24.06.1899. С 1903 г. преподаватель Архангельской гимназии. После революции преподавал в Шенкурской школе второй ступени. ВЕВ. 1900. 19. С. 230; ЦВ. 1899. 37. С. 303-304; Шляпин В. П. Мои ближайшие родные (Вступление и публикация Г. Н. Чебыкиной)//Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 153-179.

http://bogoslov.ru/article/6177625

Анна Александровна Соколова-Исакова (в тайном постриге монахиня Анна), мать художника Льва Бруни, который рисовал в Оптиной, запечатлевая ее последние дни, с весны 1923 года до начала следующего вела в Оптиной дневник 597 . Из него видно, как сложен был этот год, последний уже не перед закрытием монастыря, а перед варварским его разрушением. Она пишет, что 23 марта прибыли «из московской комиссии в Оптину пустынь» представители Отдела музеев А.Н. Гриневский и Л.И. Гиринский, а 29 марта представитель Губмузея А.М. Покровский. Они заседали вместе с Исполкомом и 30-го уехали. Монахиня Анна пишет: «1 апреля. Арест Никона (Беляева) . Арест в 7 часов Л.В. Защук» 598 . 3 апреля: освобожден владыка Михей с келейниками. Около 2 часов дня арестован сотрудник музея Таубе. «5 апреля: освобождение из-под ареста М.М. Таубе и всех, кроме отца Нектария и Л.В. Защук... Около 6 часов предъявлено обвинение отцу Н. Тихонову 599 в сокрытии ценностей. Отъезд из Оптиной под конвоем в г. Козельск о. Нектария (в больницу) и Л.В. Защук (в арестный дом). “Ликвидационная комиссия” прервала работу до 11 апреля. Отъезд членов комиссии. Отъезд в Москву Н. Павлович 600 . 16 апреля. Освобождение Л.В. Защук из-под ареста. Снятие последнего караула. 17 апреля. Снятие караула с о. Нектария. 18 мая. Постановление о передаче имущества Товарищества в Полошковский пункт. 26 мая. С сегодняшнего дня обедня в 5 часов. Служба в Казанском, о. Никон и о. Аифал. После обедни молебен с водосвятием у о. Варнавы... Военком Абрамов смотрел себе помещение в скиту. Пока поселяется в Племхозе. Л.В. Защук в казначействе получила разные кредиты. На входе в скит вывешено объявление о запрещении входить посторонним без разрешения зав. музеем. 27 мая. Обедня – о. Никон и о. Серафим [иеродиакон] 601 . Проверка ризницы в Предтеченской церкви в скиту – о. Никон, стенинский Антонов и Таубе. В 5–7 часов “товарищи” Панков и Кузовков – раздача вещей из хибарки старца Нектария». Записи эти беглы, торопливы, но открывают много мелких фактов, в целом рисуя выразительную картину тех трагических дней. Называются фамилии разных людей – не все они ныне известны. Но продолжим цитирование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Александр увидел, что начинается большая междуцерковная интрига. Он созвал собор всех своих епископов. Собор решительно его поддержал. Своим большинством он отлучил всех вставших за Ария клириков, начиная с епископов. Так как Александрийский епископ формально обладал 1/5 частью гражданской власти в Александрии, то и отлученные подверглись действительной высылке из египетской столицы. Были низложены два епископа: Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский; шесть пресвитеров: Арий, Ахилл, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат; шесть диаконов: Евзоий, Лукий, Юлий, Мина, Элладий, Гаий. A когда оказались в Мареотиде новые приверженцы Ария, то епископ Александр и их, на основании решения бывшего собора, также низложил. Это были два пресвитера: Харис и Пист — и четыре диакона: Серапион, Парамон, Зосим и Ириней. Феодорит в своей истории приводит жалобы отвергнутых Александром, что их трактовали как безбожников и христоборцев. Прежние историки до конца XIX в. датировали эти события неточно: 318 г. Эд. Шварц, Зеек и Батиффол доказали, что эти факты надо относить к 323 г. K моменту, когда Константин готовился к решающей битве с Ликинием. Действительно, была бы необъяснимой медлительность Константина, если бы он с 318 до 323 г. бездействовал. Наоборот, Константин реагировал на поднятый спор крайне чувствительно и быстро. Евсевий Никомидийский действовал с уверенностью, как вождь обширной школы Лукиана. Арий в письме к Евсевию Никомидийскому называет своими единомышленниками Евсевия Кесарийского, епископов — Лидды, Тира, Вирита (Бейрута), Лаодикии, Аназарба и даже обобщает: все «восточные,» разумея диоцез «Востока» (со столицей в Антиохии). B письме к Евсевию Никомидийскому Арий свою доктрину с грубой и наивной уверенностью излагает так: «Так как мы говорим, что Сын не есть ни Нерожденный, ни часть Нерожденного (ни в каком случае), ни взять от Лица предсуществовавшего, но что Он начал быть прежде времен и веков , по воле и намерению Отца, как Бог Совершенный, как Единственный, Непреложный; что Он не существовал раньше того, как был рожден, или сотворен, или основан , ибо Он не был Нерожденным,— вот за что нас преследуют.» Так Арий понимал христианскую догму по столь основному вопросу и так он ощущал окружающую его богословскую среду.

http://sedmitza.ru/lib/text/434960/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010