Память святых мучеников Акепсия и Аифала Святые мученики Акепсий и Аифал происходили из Персии, где они и пострадали. Акепсий был сначала языческим жрецом в городе Арбеле но потом, услышав о вере Христовой, решился обратиться к христианскому епископу, надеясь получить исцеление от постигшей его в то время болезни. Епископ преподал ему наставление в вере и жизни христианской и исцелил его своими молитвами от недуга. После сего Акепсий возвратился в Арбелу, явился среди своих сограждан проповедником и учителем благочестие, будучи посвящен в сан пресвитера. Об этом было донесено областеначальнику, который вызвал к себе сего нового благовестника Христова и приказал отрезать ему ухо и заключить в темницу. Святой же Аифал был диаконом Арбельской церкви. Схваченный за исповедание Христа, он жестоко был избит и старейшиною жрецов отправлен был к Акепсию в темницу. Потом оба святые снова приведены были к правителю страны и еще раз исповедали пред ним свою веру во Христа и за то приговорены были к отсечению глав. Память святого мученика Миракса Святой мученик Миракс был родом египтянин; родился он в городе Тенестии от христианских родителей, был крещен и воспитан в истинном благочестии. Но, по своему юношескому легкомыслию, он поддался влиянию врага всего доброго (диавола) и, явившись к Амиру отрёкся от Христа. Сняв с себя пояс и поправ святой крест, он взял в руку воинский меч и отчаянно громким голосом воскликнул: — Я — агарянин, и отныне более уже не христианин. Чрез такое отступничество Миракс заслужил себе почёт и уважение у Амира и его приближенных. И много времени прошло с той поры, как легкомысленный юноша, увлекшись суетною славою, перестал и думать о своем спасении. Между тем родители, скорбя о падении сына, не отчаивались и усердно молили Бога о возвращении на путь благочестия совратившегося отступника. И молитва их не осталась бесплодною. Господь призрел на прилежные прошения родителей, внял их непрестанным молитвам: благодать Божия озарила сердце Миракса, и он раскаялся. Пришел он после того к своим родителям и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

О Боже вечный, Создатель наш, избравший нас ко спасению прежде сотворения нас, помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 ноября 1. Священномученик Акепсим, епископ Наессонский, Иосиф пресвитер и Аифал диакон . Восьмидесятилетний старец Акепсим, исполненный всякой христианской добродетелью, сидел однажды у себя дома с гостями. Вдруг некое дитя, осененное благодатью Святого Духа, подбежало к маститому епископу, поцеловало его в голову и сказало: «Блаженна сия глава, ибо за Христа примет она мучение!» Сие пророчество вскоре исполнилось. Царь Сапор воздвиг лютое гонение на христиан по всей Персии, так что и святой Акепсим был схвачен и выведен на суд некоего жреческого князя. К связанному епископу приступил кто-то из домочадцев и спросил, что завещает он в отношении дома. Святитель ответил ему: «Это больше не мой дом, я отхожу безвозвратно в дом вышний». После великих истязаний был он ввержен в темницу, куда на следующий день были приведены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. После трехлетнего заточения и многих мук Акепсиму отрубили голову, а Иосифа и Аифала жестокие палачи закопали по пояс в землю и приказали христианам побивать их камнями. Тело Иосифа в ту же ночь, по Божию Промыслу, исчезло, а над телом Аифала выросло миртовое дерево, исцелявшее всякую болезнь и всякую немощь в людях. Так это продолжалось в течение пяти лет, а затем злобные и завистливые язычники срубили то дерево. Сии Христовы воины пострадали в IV веке в Персии, в правление нечестивого царя Сапора. 2. Св. великомученик Георгий . В сей день празднуется перенесение мощей святого Георгия из Никомидии в Лидду Палестинскую, где пострадал он в правление царя Диоклетиана. Страдания сего дивного святого описаны под 23 апреля. Перед мученической кончиной святой Георгий упросил своего слугу взять по смерти его тело и перенести в Палестину, откуда родом была и его мать и где находилось у него много имущества, которое раздал он нищим. Слуга так и поступил. В правление царя Константина благочестивые христиане воздвигли прекрасный храм святого Георгия в Лидде. По случаю освящения этого храма в него были внесены мощи святого великомученика. От [этих] чудотворных мощей совершились бесчисленные чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Во-вторых, в списке истории Феодорита, из которых извлек это послание автор, перепечатанный у Migne, (gr. s., t. 18, с. 573) этой прибавки нет; к сожалению Минь не присоединил никаких ни библографических, ни полеографических сведений; во всяком случае отсутствие у него этой прибавки не случайно. С принятием этого предположения все остально выясняется. Александр в первом послании точно обозначает всех осужденных: Арий, Ахилла, Аифал, Карпон, другой Арий и Сармат, бывшие некогда ( ο πτε) пресвитерами (6 пресвит.), Евдоксий, Лукий, Юлий, Мина, Елладий и Гай (6 диакон.) (Migne, gr. s., t. 18, с. 537). Тоже и у Созомена, пользовавшегося, вероятно, Сабином (Н. Е. 1, 15) Арий не считается: Аифал, Ахилла, Карпон, Сармат и Арий (5Арий­6 пресв.), диаконы: Евзой (далее в списке неправильность: « μακ…, нужно читать: » λουκ ( ιος κα Ιιος – см. Schwartz, ibid., s. 296), Юлий, Мина, Елладий. Наконец, точно те же имена и в том же достоинстве повторяются и у Епифания в подписях под письмом к Александру. Вопрос лишь в том, когда ( ο πτε) бывшие пресвитеры получили вновь каноническое пресвитерство. В ответ на это не нужно прибегать к каким-либо сложным и посторонним соображениям. КонечноЮ, ни сам Арий, ни защищавшие его епископы не признавали низложения, наложенного Александром, законным. Известие Созомена (1, 15) дает видеть, что соборно (в противоположность собору Александра) сан отлученных признан был за ними палестинским собором. Остается объяснить еще известие Епифания: 7 пресвитеров у него получилось правильно: 5 александрийских, не считая Ария, и 2 масоретских Харис и Пист, низложенных в Depositio Arii; что касается числа диаконов (12), то оно или ложно, или в перечне мареотских диаконов, отлученных в Depositio (4 диакона), два имени выпали (Ср. Schwartz, ibid., c/295). 609 Epiph. Haer., 69, 6. См. Migne, gr. s. t. 42, с. 313: Ариане и здесь не противоречили себе: по природе изменяемый Сын Божий стал неизменяемым по своей воле, утвердился в добре. 611 «Он (Отец) есть Бог прежде всего и существует прежде Христа, как мы научились от тебя, проповедывавшего это среди церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Волхвы и жрецы питали особую ненависть к христианам и предавали их самым лютым пыткам. Святой старец отказался принести жертву языческим богам. Его начали жестоко избивать. Мучитель смеялся над епископом и спрашивал, почему Бог христианский не избавляет его от пыток. Святой отвечал: «Мой Бог может избавить меня от твоих мучений, но я Его молю не о том, а чтобы, претерпев их до конца, наследовать венец в обителях Отца Небесного». Потом его заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В языческое капище, находившееся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Волхв спросил святого Иосифа: «Какое же учение правильнее – то ли, которого держится царь и все лучшие и знатные люди, или ваше учение ничтожных, отверженных, бедных людей?» «Ты прав,– ответил святой Иосиф,– мы худые, бедные, но Господь наш не любит обитать там, где богатство, роскошь и связанные с ними пороки, зависть, злоба. Нет, мы избегаем богатства, раздаем ближним, что имеем. От трудов своих мы даем бедным. Мы знаем, что богатым труден путь в Царство Небесное». Стойкость исповедников раздражала мучителей, и они решили казнить их. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Среди мучений святой Иосиф воскликнул: Благодарю Тебя, Боже мой, что Ты благоволил омыться мне от грехов в крови моей». Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святые Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист скончались в раскаленной печи. Акиндин молод, с остроконечною бородою, Пигасий стар, с круглою бородою, Аффоний и Елпидифор юные, с бородами едва показавшимися, Анемподист без бороды. 3. Святые Акепсим, Иосиф, Аифал, скончались в различных мучениях. Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою. 4. Святые Никандр и Ермий , старцы, скончались, быв пронзены гвоздями в головы и сердца и положены в гроб. 5. Святые Галактион и Епистимия были усечены мечом. Он молод, с бородою, едва показавшеюся. 6. Святой Павел Исповедник во время совершения литургии был удавлен арианами его же омофором. Он молод, с короткою раздвоенною бородою. 9. Святые Онисифор и Порфирий, юные, скончались, быв влекомы конями. 10. Святой Орест, с проседью, скончался, быв пронзен гвоздями в ноги и влеком конем, к которому его привязали цепями. 11. Святые Мина, Виктор и Викентий скончались в разных муках. Мина – старец с круглою бородою, Виктор и Викентий молоды. 13. Святые Антонин, Никифор, Зевина, Герман были усечены мечом, а Марафо был сожжен. Антоний стар, а прочие – молоды. 14. Святой апостол Филипп скончался, быв пронзен в лодыжки и повешен на дереве вниз головою. 15. Святые Гурий и Самон молодые, с едва показавшимися бородами, были обезглавлены, а Авив юный, без бороды, был сожжен. 16. Святой апостол Матфей, прикованный к земле за руки и ноги, был сожжен. 17. Святой Лазарь живописец, плешивый старец с длинною бородою, скончался после того, как сожгли ему руки раскаленным железом. 18. Святой Платон, юный, без бороды, был усечен мечом. 19. Святой Варлаам с остроконечною бородою, скончался, держа на ладони огонь с курившимся ладаном. 20. Святой Дасий юный, без бороды, был усечен мечом. 22. Святые Валериан, Тивуртий и Кикилия, юные, были усечены мечом. 23. Святой Сисиний, старец, скончался от того, что ему влили уксус в ноздри. 24. Святая Екатерина. 25. Святой Климент, старец с длинною бородою, был брошен в море с якорем на шее. 27. Святой Иаков, молодой, с раздвоенною бородою, скончался, когда ему отсекли пальцы, руки и ноги и отрубили голову. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

д. ( 1Тим. 6, 3. 4 ). Этих-то, от всей братии преданных анафеме, людей никто из вас да не принимает к себе, равно как и того, что они будут говорить или писать; ибо они обманщики, все лгут и истины нет у них. Они ходят по городам с тем только намерением, чтобы под видом дружества и под именем мира лицемерно и льстиво раздавать и получать письма, и этими письмами утвердить в заблуждении обманутых ими некоторых женщин, утопающих во грехах, и т. д. ( 2Тим. 3, 6 ). Итак, возлюбленные единодушные братия! отвращайтесь людей, которые обнаруживают такую великую дерзость против Христа, – которые всенародно осмеивают Христианство , поносят его в судебных местах, среди мира преследуют нас гонением, сколько у них есть силы на это, – которые стараются отнять силу у неизреченного таинства рождения Христова. Удаляйтесь от них и изъявите нам свое согласие к подавлению неистовой их дерзости, подобно тому, как многие сослужители наши изъявили нам свое негодование на этих отступников от веры, и подписав наше послание, отправляемое теперь к вам с сыном моим, диаконом Апионом, подтвердили это своими собственными письмами к нам. А подписали его все епископы египетские, также фиваидские, ливийские, пентапольские, сирийские, ликийские и памфилийские, азийские, каппадокийские и епикопы других сопределеных областей. Надеюсь, что, по примеру их, и вы удостоверите меня своими посланиями. Между многими средствами, принятыми мною для исцеления заразившихся, вероятно спасительным окажется и то, что обольщенные уверятся в согласии с нами сослужителей наших, и таким образом поспешат раскаяться. Приветствуйте друг друга, со всею находящеюся при вас братиею. Желаю вам укрепляться о Господе, возлюбленные! Дай Бог и мне получить плод от вашей христолюбивой души! Вот преданные анафеме еретики: из пресвитеров – Арий, из диаконов – Ахилл, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина, другой Арий и Елладий. III. Послание Императора Константина к епископу Александру и пресвитеру Арию 13 Победитель Константин, Великий Август, Александру и Арию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

65. Какая награда будет тем, которые или помогают находящимся в темницах, или посещают их (Из жизни Акемпсима епископа и иже с ним. Чет. Мин. ноябр. 3) Известно, что одно из дел милости телесной состоит в том, чтобы или помочь находящемуся в темнице, или посетить его. Как вы думаете, братие, за это дело милосердия будет прилежащим к нему награда от Бога или нет? Знайте, что будет, и будет награда великая; ибо помогающих находящимся в темницах или посещающих их, ожидают: благоволение Божие, на небесах венцы и, наконец, там же, такие блага и такие радости, о которых мы теперь и помыслить не можем. Из чего видно, что помогающие находящимся в темницах приобретают благоволение Божие? Из жития святых Иосифа пресвитера и Аифала дьякона. Что же там написано? Написано там следующее: в том городе, где жили упомянутые святые, жила некоторая святая женщина, по имени Снандулия, которая угождала Богу тем, что посещала страждущих в темнице. И вот, когда она узнала, что после мук Иосиф и Аифал брошены в оную; то пришла в неё и, нашедши святых истерзанными и еле дышавшими, дала сторожам темничным много золота и упросила, чтобы они отпустили их на малое время в дом её. И когда мученики были принесены к ней, Снандулия, положивши их на постели, омыла их язвы, чистым полотном отёрла с них кровь, многоценным миром помазала тела их, лобызала раздробленные их руки и ноги и горько плакала над ними. Тогда Иосиф сказал ей: «О святая женщина! Знай, что благодеяние, тобой оказанное нам, благоприятно Богу, и ты за оное получишь Его благоволение». Из этого ясно, что помогающие находящимся в темницах подлинно Божие благоволение получают. Из чего видно, что посещающие находящихся в темницах получают венцы? Из жития святой великомученицы Екатерины, в котором читаем: когда святая была в темнице, её пришли навестить: супруга мучителя-царя, Порфирий – воевода его и с ними двести воинов. Царица пала к ногам Екатерины и со слезами сказала: «Сегодня я считаю себя счастливой и благополучной, потому что сподобилась увидеть тебя, и веселюсь сердцем и душою, взирая на тебя. Блаженна ты тем, что всецело вручила себя Христу, от Которого получаешь столько дарований». Великомученица отвечала ей: «Блаженна и ты, царица, ибо я вижу венец, предназначенный тебе, Ангельскими руками восхищенный на высоту, и ты через три дня примешь его». Отсюда ясно, что и венцы посещающие находящихся в темницах получают.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В письме от 6 февраля 1996 г. Патриарх Алексий II разъяснил Патриарху Варфоломею, что запрещение в служении было наложено на нескольких клириков Эстонской Церкви не за общение с Константинопольской Церковью, как это следовало из письма Константинопольского Патриархата, но за «организацию общества, отдельного от епископа, и учинение таким образом раскола в Церкви». Выдвижение же Патриархом Константинопольским требования снять с данных клириков запрещение по сути является вмешательством во внутренние дела братской поместной Церкви вопреки православным канонам, «предполагающим единственно возможным условием снятия правящим архиереем наложенного им канонического прещения с провинившегося против святых канонов клирика его раскаяние и примирение с епископом». 6 сентября 1993 г. за раскольническую деятельность каноническим прощениям подверглись протоиерей Эммануил Кирсс, диакон Аифал Сарапик и мирянин X. Тоссо. 16 февраля 1994 г. был запрещен в служении прот. Симеон Кружков, позднее запрещение было снято по просьбе протоиерея Симеона после его письменных заверении, что он «по-прежнему в ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, канонической связи с которым никогда не мыслил прерывать». 30 марта 1995 г. за учинение раскола и множество других нарушений канонического и нравственного характера был запрещен в служении священник Владимир фон Беренс. 15 января 1996 г. после неоднократных увещеваний архиепископ Корнилий запретил в священнослужении за регистрацию в юрисдикции стокгольмского «Синода» протоиереев Ермила Аллика, Симеона Кружкова, Иннокентия Хиета, священников Иоанна Кесккюла, Рафаила Хиприкуса и Андреаса Пыльда. К февралю 1996 г. девять священнослужителей находились под запретом в служении и одни мирянин был отлучен от церковного общения. Взывая к архипастырской ответственности Патриарха Варфоломея, Предстоятель Русской Церкви предупреждал; «Если в условиях, когда русские православные в Эстонии систематически притесняются и фактически лишаются элементарных прав на существование, Константинопольский Патриархат предпримет какие-либо односторонние действия, противоречащие достигнутой договоренности, это будет означать, что Константинополь поддерживает дискриминационную по отношению к русскоязычным гражданам политику эстонского правительства». Патриарх Алексий II выразил надежду, что Патриарх Варфоломей «осознает всю меру ответственности в этот судьбоносный для Православия момент и... согласится на продолжение двусторонних переговоров в Москве, как это было ранее согласовано, без выдвижения каких-либо препятствующих условий» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– На литургии 1-го сент. Ап. и Ев. прежде икдикта, а потом преподобного; «дневный же Ап. и Ев. вычитаем напреди». Мр. Аще случится 1 сентября в неделю, оставляется служба святых жен и поется, егда екклисиарх рассудит; поется же воскресна служба с восследованием индикта и пр. Симеона. Собор Пресвятой Богородицы, иже в Miacuhx. Во время гонения имп. Льва Исаврянина на свв. иконы, чудотворный образ Богородицы, находившийся в Миасинской обители (в Армении, бл. гор. Мелитины), был ввержен в Азурово озеро. По прошествии более 100 лет, по восстановлении иконопочитания, сия св. икона явилась на поверхности воды нисколько не поврежденной, в 864 г. 1-го сент., что и воспоминается ныне. В службе настоящего дня нет песнопений в честь этого события, кроме тропаря, воспевающего Пресвятую Богородицу. Тропарь, гл. 1. Радуйся обрадованная Богородице Дево, пристанище и предстательство рода человеческаго, из Тебе бо воплотися Избавитель мира: едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и препрославленная, моли Христа Бога мир даровати всей вселенней. Св. муч. В службе муч. Аифал не упоминается. См. 3 нояб. Свв. мучениц 40 жен и св. Аммна диакона и учителя их. Воспоминаемые ныне, по Х.М., 40 «дев постниц», подвизавшиеся в посте и молитве в Македонии, во время гонения Ликиния за веру во Христа были преданы на мучения в Гераклее вместе с своим учителем. Из них 10 были сожжены, 8 со св. Аммуном усечены мечом, 6 изрезаны ножами, 10 поражены мечом в сердце и 6 скончались от раскаленного железа, вложенного в уста их. В службе положены свв. женам особые стихиры и канон. Св. Аммун, «начальник лика дев» упоминается только в 1-м тропаре 7-й и во 2-м тропаре 9-й песен канона (причем вслед за его именем в последнем тропаре стоит не находящееся в перечне памятей настоящего дня имя «Келсина»). Свв. мученик Еода и Ермогена самобратных. Св. Каллиста и два ее родные брата, все трое названные самобратными (в греч. месяц. αταδελφο, т.е., кровные, родные братья, с отданием грамматического преимущества мужескому роду), за веру во Христа были усечены мечом в Никомидии в начале IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

При заботливом уходе Иосиф пришел в себя и начал говорить сердобольной женщине: «милосердие твое к нам благоприятно Богу и нам, страждущим за имя Его; но горькое рыдание по нас несогласно с истинною христианскою надеждою и верою нашею». На что она сказала: «плачу не о смерти вашей, а о теперешнем жалком состоянии вашем». Иосиф, утешая ее словами писания: Мф.7:14, 10:22 ; 2Кор.11:25 ; Евр.11:37, 38 , – заключил: «покажи себя верующею христианкою и радуйся, что за продолжительные страдания последует тем большее воздаяние и венец славнее». На рассвете исповедники возвращены в тюрьму, где и еще пробыли, в лишениях и скорбях, шесть месяцев, но уже поздоровели настолько, что могли стоять на ногах и немного ходить. В это время правитель Адиабены был смещен и на его место прислан царем другой, по имени Зарусциат, человек жестокий и суровый. Новый правитель пошел в храм солнца для молитвы и принесения жертвы; тут известился он, что есть два христианина, осужденные на побиение камнями, но доселе не преданные казни в ожидании выздоровления и, может быть, отречения от своей веры. Судья тотчас велел их представить себе и, когда ни льстивыми обещаниями, ни угрозами не смог преклонить, велел сперва Иосифа повесить за ноги и бить нещадно воловьими жилами. Когда начались истязания, некоторые из магов подступали и шептали страдальцу: «если стыдишься явно идти в храм бога нашего, то мы сведем тебя и сделаем это скрытно; обещай, и свободен будешь». Но он вслух всех отвечал: «отойдите от меня, поклонники огня; поддерживайте пожирающее вас пламя на собственную вашу погибель». Около двух часов продолжалось бичевание, во время которого судья не раз пытался и еще убедить его; наконец, он велел снова снести его в тюрьму, потому что от возобновившихся язв и потери крови Иосиф не мог идти. После сего Аифал был повешен и нещадно бит; но он громко кричал: «я христианин, христианин; слышите, я христианин!» Между тем представлен был для допроса и истязаний некто из манихейской секты, явно исповедавший свою веру и укорявший огнепоклонников в нечестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010