МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов

http://pravenc.ru/text/Макарий .html

Параскева, преподобномученица. 25 июля. 162.       Поликарп, священномуч. Смирнский, при М. Аврелии Антонине (161–180). 23 февр. 163.       Иустин Философ, Харитон, Харита жена, Евелпист, Иеракс, Пеон и Валериан, мучч. Римские. 1 июня. Ок. 164. Филицата и 7 сынов ее, мучч. Римские. 25 янв. Ок. 166. Ермий воин, муч. Команский. 31 мая. Ок. 175 Конкордий пресв. муч. Сполетский. 4 июня. 161–180. Аверкий, еп. Иерапольский. 22 окт. Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп с дружиной, мучч. 16 янв. 180–192. Левкий исповедник, еп. Врунтисиопольский, при Коммоде. 20 июня. 3 век Ок. 203.       Онисий и Конон, мучч. Исаврийские. 5 марта. Пофин и преемник его Ириней, священномучч. Лионские. 23 авг. Перпетуя, Сатир, Ревокат и др., и св. Филицитата, мучч. Африк. 1 февр. 202–211.       Харлампий, еп. Магнисийский, Порфирий и Ваптос, воины и другие, мучч. Антиохии Писидийской. 10 Февр. Разумник, муч. Римский. 12 дек. Серапиоп муч. 13 июля. Ок. 225.       Татиана дева, диаконисса, муч. Римская, и друг., при Александре Севере (222–235). 12 янв. Ок. 228.       Пасикрат и Валентин, мучч. Доростольские. 24 апр. Ок. 230.       Кикилия, и с нею Валериан, Тивуртий и Максим, мучч. Римские. 22 ноября. Феодотия, мученица Никейская. 17 сент. 236.             Анфир, папа Римский, при Юл. Вере (Максимине). 5 авг. 238–244.       Еликонида Селунская, мученица Коринфская, при Гордиане и Филиппе. 28 мая. 249–251.              Мучч. Александрийские , при Декии: Кириак, Фавст пресв., Авив диакон и 13 других. 6 сент. Пансофий. 15 янв. Евтропия. 30 окт. Епимах. 31 окт. Максим, муч. Асийский. 14 мая. Терентий, Африкан, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор и друг., мучч. от Фортунатиана в Африке. 10 апр. Полихроний, еп. и муч. Вавилонский. 30 июля. Фирс, Левкий и Каллиник, мучч. Вифинские. 14 дек. Кирилл, еп. и муч. Гортинский. 9 июля. Философ, муч. Египетский. 31 мая. Галактион и Епистима, мучч. Едесские. 5 ноября. Семь отроков Ефесских: Максимилиан, Ексакустодиан и другие. 4 авг. Александр, еп. и муч. Иерусалимский. 12 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАКАРИЙ Федорович Квиткин (1882 - 1931), прот., сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_59.html

1) Пролог Петров более самостоятелен и потому предисловие более идет к нему, а в Илиином все сказания взяты из месяцеслова Василия, а новые памяти без сказаний. Сравнив расположение памятей в месяцеслове Василия с расположением их в 1 редакции славянской, мы нашли, что из 800 памятей месяцеслова Василия со сказаниями около ста в 1 редакции находятся под другими числами; впрочем многие из них повторяются так, что занимают тоже место, какое имели в месяцеслове Василия, и кроме того еще значатся и в другой день, некоторые же находятся под 3 и даже 4 днями, напр. Флавиана, патриарха константинопольского, 16 и 17 февр. и 12 ноября, апп. Архиппа и Филимона 19 февр., 20, 22 и 23 нояб., Фомы, патриарха константинопольского, 22 февр., 19 марта и 15 ноября, Кириака, архиепископа константинопольского, 28 и 30 октября и 13 апреля, муч. Агапия19 ноября, 19 декабря и 19 августа. 2) Пролог Петров гораздо ближе к уставу, чем пролог Илии, судя по первым памятям, а что в прологах памяти с празднованием святым ставились на первом месте, это видно как из Петрова пролога, так и из стишного пролога; в стишном прологе празднуемым святым, стоящим на первом месте, положено по три стиха, а прочим по два. В 1-й редакции месяцеслова Василия много на первом месте памятей святых, которым и служб не найдено. Некоторые памяти месяцеслова Василия в Илиином прологе переставлены на другие дни согласно с уставом, например, пр. Ксения с 18 на 24 янв., священномуч. Ипполит с 29 на 30 янв., Мелетий антиохийский с 23 августа на 12 февраля, Херсонские священномученики с 8 на 7 марта, Хрисанф и Дария с 17 окт. на 19 марта, Иаков Зеведеев с 15 ноября на 30 апреля, но многие, и между ними не мало не имеющих службы, оставлены на первом месте согласно с месяцесловом Василия, например, 18 сент. Симеон сродник Господень, 21 сент. Феодор Пергийский, 28 октября Кириак, патриарх Иерусалимский, 30 окт. Епимах, 31 окт. Зиновий и Зиновия, 29 ноября Иоанн Дамаскин, 18 дек. по Лобков. и Румянц. Флор, 4 янв. Феоген, 5 янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛИД [Археллит; сир.  ,  , араб.  ,  , копт. aryelliths , эфиоп.  ], св. подвижник (пам. сир. 13 тишри I, копт. 14 тобе, эфиоп. 14 тера), герой широко распространенного на средневек. христ. Востоке житийного предания. По мнению А. Венсинка, предание возникло в К-поле, но никаких следов греч. прототипа не сохранилось. Древнейшая письменная фиксация предания об А. представлена сир. текстом, сохранившимся в рукописи IX в. С сир. был сделан араб. перевод. Отдельно, но позднее сир. появились копт. и эфиоп. версии. Копт. версия дошла в 2 вариантах - прозаическом и стихотворном. Стихотворная версия разработана как песенная драма: каждая реплика пелась на определенный мотив, а диалоги перемежались хорами. События предания происходят в кон. IV в.: А., единственный сын Галена, советника имп. Грациана , после смерти отца был отправлен матерью учиться в дальние страны. Во время плавания юноша увидел тело погибшего в кораблекрушении купца и, пораженный мыслью о бренности жизни, решил покинуть мир и подвизаться в егип. мон-ре Мар-Менас (св. Мины). Здесь он стал вести жизнь строгого затворника, дав обет никогда не видеть жен. лица. Мать долго разыскивала его и наконец, узнав от проезжих торговых людей о старце из мон-ря Мар-Менас по имени А., изгонявшем бесов и исцелявшем людей, приехала в Египет. Но А. отказался встречаться с матерью, передавая ей послания к воротам обители через послушника; когда же она стала настаивать на свидании, он позволил допустить ее, но просил Бога немедленно забрать его из юдоли скорби, дабы не нарушить обета, чему и сподобил его Господь. Тогда мать, допущенная к телу сына, также попросила немедленной кончины и удостоилась ее. Иноки погребли их с подобающими почестями. Лит.: Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources/Ed. A. J. Wensink. Leiden, 1911. Vol. 1: The Story of Archelides; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archellites, the Seven Sleepers//Annales du service de l " antiquitéd " Égypte. Cairo, 1947. Т. 4. Suppl. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/76460.html

В 1722 г. при разборке ветхих деревянных часовень были обретены останки В. К., о чем причетники Керетской вол.- вотчины Соловецкого мон-ря - сообщили Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому) . 15 янв. 1723 г. указом Святейшего Синода из Соловецкого мон-ря в Кереть был направлен иеродиак. Иосиф для сбора сведений о житии и чудесах В. К. Вскоре последовал указ Синода Холмогорскому архиерею об освидетельствовании мощей подвижника. С этой целью в Кереть в янв. 1725 г. приехали соловецкий иером. Иона и свящ. Епимах Кононов. По их свидетельствам, нетленные мощи В. К. почивали «в часовне, в земле... не во гробе», но в «поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада - все цело». Когда мощи преподобного внесли в алтарь ц. вмч. Георгия, «тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым». Однако иером. Иона отказался засвидетельствовать это чудо (говорил: «Исходит от печи дым, а не благоухание»), вслед. чего архиеп. Варнава постановил до указа Синода положить мощи преподобного в кирпичный склеп под полом храма, совершать по В. К. «панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать». Синод не запретил почитать В. К., но признал сказания о чудесах недостоверными, а «кто хощет онаго поминать, тем не возбраняется». В 1769 г. сгорели обе церкви села, во время пожара мощи В. К. извлекли из склепа и отнесли за четверть версты от села (в наст. время здесь стоит памятный крест). По преданию, от этого места в сторону пожара заструился ручей (след от него сохранился до наст. времени), его вода помогла остановить распространение огня. В 1773 г., когда в Керети было закончено строительство двухэтажной ц. вмч. Георгия, мощи В. К. были перенесены в новый храм, в придел свт. Николая Чудотворца. Во время Крымской войны (1853-1856) при угрозе нападения англ. флота на поморские селения свящ. Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи В. К. в безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 г. мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 г. построили новый храм во имя вмч. Георгия, мощи В. К. поместили в сев. приделе, посвященном преподобному. 22 мая 1949 г. Георгиевская ц. в Керети вновь сгорела, мощи В. К., часть уцелевшей утвари и икон перенесли в избу-молельню, в 1959 г. участники археографической экспедиции описали останки В. К.: «Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом». В 1960 г. последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами В. К. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/154249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗКИР [эфиоп.  , происхождение и этимология имени неизвестны] (V в.), мч., свящ., пострадавший от южноарав. иудеев. Его житие существует наряду с синаксарной в более полной версии, очевидно переведенной на геэз с араб. языка в XIV-XV вв. Оригинал его был скорее всего написан по-сир. не ранее 2-й четв. VI в. Согласно житию, А. проповедовал христианство в Награне при царе Химьяра Сарабхиле (Сарабхеле) Данкэфе (Шарахбиил Яккуф, 2-я пол. V в.), был схвачен по приказу 2 наместников этого поселения - За-Сээлбана и За-Кефана (т. е. представителей знатных сабейских родов зу Сулубан и зу Кайфан) - и брошен в темницу, но и там продолжал проповедовать и крестить новообращенных. Доставленный по повелению царя в Зафар, А. защищал веру Христову в диспуте с находившимися при дворе иудеями. По наущению одного из раввинов царь осудил его на распятие и сожжение живьем в Награне, дабы устрашить новообращенных, но святой вышел невредимым из огня. После неудачной попытки побить мученика камнями иудеи отсекли ему голову мечом. Вместе с А. мученического венца удостоились 38 награнских христиан, клириков и мирян. Их память отмечается в Эфиопии 24 хэдара (20 или 21 нояб.). Насыщенное южноарав. реалиями житие А. свидетельствует о том, что политика преследования христиан стала проводиться проиудейски настроенными царями Химьяра задолго до убиения в кон. 523 г. награнских мучеников . Лит.: Conti Rossini C. Un documento sul cristianesimo nello Iemen al tempi del re Šar  bl Yakkuf//Rendiconti della Reale Accad. dei Lincei, Cl. di scr. morali, stor. e filolog. 1910. Vol. 19. Ser. 5. P. 705-750 [изд., пер., исслед. жития]; Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//Atti del Convegno intern. sul tema: L " Oriente cristiano nella storia della civiltà (Roma, 31 marzo - 3 aprile 1963; Firenze, 4 aprile 1963). R., 1964. P. 421-422, 435, 442-443; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985. С. 159, 162. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/63696.html

15; иснов., декб. 26; муч., сен. 3 и дек. 28. Едессий (радость или стыдливый), муч., апр. 2. Екдикий или Екдит (совлекшийся одежд), муч., мар. 9. Ексакустодиан (судья полковой, аудитор), муч., авг. 4, окт. 22. Елеазар (Божия помощь), анзер, янв. 13; муч., авг. 1. Елевсипп (гонящий коня, всадник), муч., янв. 16. Елевферий (свободный), муч., авг. 4 и 8, окт. 3; свящ.-мч., дек. 15. Елезвой, блаж, окт. 24. Елима (молчание), муч., июля 30. Елиссей (коего спасение Бог), прор., июня 14. Елладий (греческий, из Еллады), муч., янв. 8; свящ.-муч., мая 28. Еллий, преп., июля 14. Елпидифор (надеждоносный), муч., апр. 3, нояб. 2. Елпидий (надежный), херс. еп., мар. 7; муч., нояб. 15. Емелиан (от слова Емилий, – приятный в слове), испов., янв. 8 и авг. 8; преп., мар. 7; муч., июля 18; свящ.-муч., авг. 18. Епафрас (приятный), апост., янв. 4. Епафродит (любезный, приятный), ап., янв. 4, мар. 30 и дек. 8. Епенет, ап., янв. 4 и июля 30. Епиктет (приобретенный), муч., июня 7. Епимах (воинствующий), муч., мар. 11, окт. 31. Епифаний (славный, объявленный), еп. кипрск., мая 12, нояб. 7. Епполоний, муч., сен. 4. Еразм (возлюбленный), преп., фев. 24; муч., мая 4 и 10. Ераст (любящий), ап., янв. 4 и нояб. 10. Ермей (прибыльной), муч., нояб. 4. Ермил, муч., янв. 18. Ерминингельд (германский герой), муч., нояб. 1. Ермипп (конь Ермеса), свящ. муч., июля 26; муч., авг. 18. Ермий (бог вестник), ап., янв. 4; муч., мая 31, июля 6. Ермоген (род Ермеса – бога), муч., сент. 1, дек 10. Ермократ (удерживающий вестника), свящ.-муч., июля 26. Ермолай, свящ.-муч., июля 26. Ерм или Ерма (бог вестник), ап., янв. 4, мар. 8, апр. 8, мая 31, авг. 18, нояб. 5. Ерос (любовь, вожделение), муч., июня 24. Еспер (вечер), муч., мая 2. Ефив (юноша 15–20 лет), муч., июля 30. Ефрем (плодовитый), преп., сир, печер., новотор., епис. переяслав., янв. 28; херс. еп., мар. 7; преп., мая 16; патр. антиохийс., июня 8; преком., сент. 26. Еферий (воздушный), еп. херс., мар. 7. Закхей (справедливый, правдивый), муч., нояб. 18. Захария (память Господня), прор., фев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Когда же бывшие после Маркиана и Пульхерии императоры возобновляли и украшали эти храмы: то как риза и пояс Богоматери, так и другия святыни были торжественно переносимы из одного храма в другой; а отсюда произошло то, что перенесение и положение разных святынь в том или другом храме Византийские писатели приписывали разным лицам и относили к разным временам.Это заметил еще Ассемани: has enim aedes, говорит он, quum snbsequuti post Marcianum et Pulcheriam imperatores aut instauraverint aut exornaverint, ideo factum est, ut sacrarum Reliquiarum translatio aut depositio modo ad unum, modo ad alium imperatorem a scriptoribus Byzantinis referatur (Kalend. eccl. univ. t. VI. pag. 458). Здесь неизлишне еще заметить, что некоторые писатели употребили название целаго предмета вместо частей его, именуя напр. ризою Богоматери какую нибудь частицу одежды, или головное покрывало ­­скуфия, Стеф. Новг.; повой, Ант.)с наплечьем 68 Память св. Филиппа из лика 12-ти апостолов – 14 ноября, а Филиппа единаго от 7-ми диаконов – 11 октября. Феодорит в своей истории (кн. V. гл. 24) пишет, что в 394 году апостолы Иоанн Богослов и Филипп, который из 12-ти, явились императору Феодосию пред сражением с войсками Евгения и обещали ему победу над врагом (сн. Г. Кедрина, Сокращ. ист. в Corp. script. hist. Byz. ed. Bonnae. 1.1. 1838. p. 567). Вероятно, здесь говорится о мощах этого апостола. 69 Св. Епимах, родомь Египтянин, сперва жил пустынником в горе Пилусийской; потом претерпел муки и обезглавлен в Александрии, около 250 года (Чет. Мин. 31 октября). – Перенесение мощей его 11 марта (Месяц. Вершин. стр. 173). 70 Св. Феодор Тирон пострадал в Понтийском городе Амасии, в 316 году (Чет. Мин. 17февраля; сн. Ассемат, Kalend. eccl. univ. t. VI. р. 150). 71 По усекновении главы Иоанна Крестителя, тело его было погребено в Севастии; евангелист Лука отделил от него правую руку и принес в Антиохию; в X веке диакон Иов принес ее в Халкидон, а отсюда патриарх Цареградский перенес ее в Царьград, где она торжественно встречена была императорами Константином и Романом со множеством народа, и положена “в царстей, сущей в палатах, церкви” (Чет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЯ [греч. Ετροπα] († ок. 250), мц. Александрийская (пам. 30 окт.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержатся сведения, согласно к-рым Е. жила в Александрии и посещала темницы, ухаживая за узниками-христианами. Узнав об этом, наместник Апеллиан повелел схватить ее и бросить в тюрьму. На суде мученица смело исповедовала Христа. Тогда ее подвесили и жгли тело факелами, но Е. не чувствовала огня, а говорила: «Как холодна льющаяся на меня вода!» Воскликнув, что видит грозного мужа, подобного Сыну Божию, Е. предала дух Господу. Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) В Житии мч. Епимаха Нового (BHG, N 593) содержится рассказ о страданиях Е., весьма схожий с синаксарным. Епимах, присутствовавший при казни Е., слышал, как она смело порицала Апеллиана. В гневе наместник приказал палачам увеличить жар, решив, что они льют на Е. воду. Однако собравшиеся видели, что не мучители, а предстоящий деве ангел Божий охлаждает огонь. Это чудо многих повергло в изумление, и они прославили Господа. Кончина Е. еще больше укрепила Епимаха в его намерении пострадать за Христа. Прп. Никодим Святогорец писал, что за насмешки над Апеллианом и идолами Е. был отрезан язык. В нек-рых греч. календарях сообщается, что Е. была усечена мечом, память мученицы отмечена в них 25 мая. ВМЧ, составленные митр. Макарием, включают сказания о Е. из стишного и нестишного прологов с некоторыми расхождениями: по одной версии, воины также видели некоего грозного мужа, предстоящего Е., по др.- нет (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 2042, 2045). Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 26; Oct. T. 13. P. 712-715; MartRom. Comment. P. 485; PG. 117. Col. 136 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 179; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 452-453; ЖСв. Окт. С. 633. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Ετροπα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Eutropia//BiblSS. Vol. 5. Col. 342-343; Van Doren R. Eutropia (2)//DHGE. T. 16. Col. 86; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187616.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009