В Византийской империи почитание Е. Н. распространилось после перенесения части его мощей (вероятно, при имп. Константине I) в К-поль: главы - в Большой дворец и крови - в храм мучеников Сергия и Вакха. О мощах Е. Н. имеется упоминание у св. Антония , архиеп. Новгородского (после 1200; Книга Паломник. С. 19; Janin. Églises et monastères. P. 53). Празднование перенесения мощей Е. Н. впервые встречается под 11 марта в Синаксаре К-польской ц., откуда оно было заимствовано греч. и слав. Минеями. В К-поле память Е. Н. совершалась также в храме св. Апостолов близ мон-ря Сергия и Вакха (SynCP. Col. 179-180). Церковь во имя Е. Н., где, вероятно, хранилась часть мощей мученика, была в Риме. Впосл. там был погребен мч. Гордиан (BHL, N 3612-3613). В дальнейшем совместное почитание этих мучеников выделилось в самостоятельный культ Епимаха и Гордиана Римских с общей памятью 6, 9, 10 мая и 31 окт. Согласно синаксарному сказанию (SynCP. Col. 670; PG. 117. Col. 444-445 [Минологий Василия II]), оба мученика пострадали в Риме при имп. Юлиане Отступнике (361-363) (подробнее см.: Buck. Col. 706-708; Tock B.-M. Gordien et Epimaque//DHGE. T. 21. Col. 737-741). Их память отмечалась в к-польской ц. мч. Стратоника ( Janin. Églises et monastères. P. 478-479). В Коптской Церкви они стали почитаться 4 хатура (31 окт.) под именами Азириан и Епимах (SynAlex. Vol. 2. P. 251-252; SynAlex. (Forget). T. 1: [Versio]. P. 98-99). Е. Н. назван «Новым» по отношению к мч. Епимаху Александрийскому (см. в ст. Епимах и Александр ), с к-рым, однако, иногда отождествляется. Имеется свидетельство паломника Антония из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха, однако неизвестно, о каком из 2 мучеников идет речь ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: BHG, N 593-595; BHO, N 274; Eutych. Annales. T. 6. P. 16; ActaSS. Oct. T. 13. Col. 712-718 [BHG, N 593]; Col. 720-723 [BHG, N 594]; Col. 724-725 [BHG, N 595]; Rossi F. I martirii di Geoore, Heraei, Epimaco e Ptolomeo con altri frammenti//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Ser. 2. Torino, 1888. T. 38. P. 271-275 [BHO, N 274]; PG. 117. Col. 133-135 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 181-182, 529-530; Lemm O., von. Koptische Miszellen, N 91//ИИАН. Сер. 4. 1910. Т. 2. C. 1461-1464; SynAlex. Vol. 4. P. 382-384; Delehaye H. Le Calendrier d " Oxyrhynque pour l " année 535-536//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 84 sq.; SynAlex. (Forget). T. 2: [Versio]. P. 119-120, 291; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 46 1- 463, 467; ЖСв. Окт. С. 634-636.

http://pravenc.ru/text/190029.html

Источники и литература: Софроний Врачанский. Избрани творения. Под редакциета на П. Динеков. София, 1946. Академик Н. С. Державин. Софроний Врачанский. Его жизнь и литературная деятельность (1739–1813) – «Сборник статей и исследований в области славянской филологии». М.Л., 1941, с. 125–169; А. Н. Робинсон, Н. М, Дылевский. Софроний Врачанский и его жизнеописание. – В кн.: «Житие и страдания грешного Софрония». Л., изд. Наука, 1976, с. 69–146; Архимандрит Кирилл (Христов). Памяти святителя Софрония Врачанского. – Журнал Московской Патриархии, 1983, с. 61–63 Святаго мученика Епимаха (службу зри 31 октября) Тропарь, глас 4: Мученик Твой, Господи, Епимах/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами/спаси души наша. Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Многообразныя раны претерпел еси/и венец прием от Христа Бога,/Емуже о нас молися, блаженне Епимаше,/верно совершающих память твою,/да спасет души наша. Святой мученик Епимах Святой мученик Епимах (греч. – воинствующий) был родом из Египта. Вступив на иноческий путь, он несколько лет подвизался отшельником на горе Пелусийской (до наших дней сохранились руины древнего поселения Пелузиум на севере Синайского полуострова). Во время гонений, воздвигнутых в Египте на христиан около 250 года, святой Епимах явился в Александрию. Разрушив языческих идолов, он обличил распространившиеся в то время ложные учения и с пламенной ревностью исповедал истинную веру Христову. За это святой Епимах был схвачен и предан мучительным пыткам, которые перенес мужественно и твердо. Среди свидетелей его казни стояла женщина с больным глазом. Капля крови мученика, упавшая на болящую, исцелила ее. После жестоких истязаний святой Епимах был усечен мечом (по другим сведениям, сожжен) около 250 года. Память его мученической кончины совершается Церковью 31 октября. 11 марта празднуется перенесение святых мощей мученика Епимаха в Константинополь. Преподобнаго Софрония Затворника, в Дальних пещерах почивающаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О перенесении мощей из Мирикийских в Бар град см. статью в Трудах Киев. академии 1870 г. май. О времени установления сего празднива в России русские церковные историки несколько расходятся. Преосв. Филарет относит установление его в 1091 году при митрополите Ефреме (См. русские святые о митроп. Ефреме 28 янв.). Преосв. Макарий признает это положение не довольно твердо доказанным и говорит, что только одна летопись Никонова упоминает об имени митрополита, при котором совершилось принесение мощей св. Николая и называет этого митрополита Иоанном (Ист. Русск. Ц. Т. II. стр. 240 изд. 2). Без сомнения здесь разумеется Иоанн II, бывший в 1077–1088 годах. Из сохранившегося русского слова конца XI или начала XII века на сей праздник видно, что он установлен в России вскоре по принесение мощей св. Николая в Бар, – вскоре после 1087 года. Епимах и Гордиан . Мартиролог римский говорит, что Гордиан был усечен, после долгого истязания свинцовыми прутьями, в Риме при Иулиапе в 362 году, а Епимах пострадал в Александрии в 250 году, но мощи его незадолго до смерти Гордиана перенесены из Александрии в Рим и с ними в одном месте положены были и мощи Гордиана в катакомбах их имени. По восточным синаксарям, наприм. месяцеслову Василия и стишному прологу, оба мученика из Рима вместе страдали и усечены, и в стишном прологе ныне Епимах называется новым, без сомнения, в отличие от Епимаха египетского, а 31 октября снова полагается память Епимаха римского кроме египетского, равно и Гордиана. По сличении сказания месяцеслова Василия с актами Епимаха египетского, что у нас 31 октября, оказывается, что автор месяцеслова Василия или оригинала его, – раньшего синаксаря, приписал мучения Епимаха: повешение на древе и строгание когтями и Гордиану, а смерть Гордиана от меча еще в актах Епимаха, из Рима же, вероятно, в Царьград перешедших, приписана Епимаху, на самом деле огнем сожженному. Составитель же стишного пролога из Епимаха египетского сделал 9 мая и 31 октября Епимаха нового и римского. Епимах и Гордиан, очевидно, ныне внесены в греческие синаксари из западных источников и, вероятно, из календарных памятников православных греко-италийских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2. Св. мученик Епимах . [Был] родом из Египта, в Египте [же и] подвизался; [там же] в Египте и скончал мученически свою земную жизнь. Подражая святому Иоанну Крестителю, еще юношей удалился в пустыню. За его горячую любовь к Богу Дух Божий наставил его на всякую истину и без всякого другого учителя дал ему научение, как подобает подвизаться. Однако узнал Епимах, что язычники, не терпя имени Христова, мучают и убивают христиан в Александрии. Весь возгоревшись ревностью по вере, святой Епимах пришел в этот город и сокрушил идолов. Когда язычники стали его за это истязать, он воскликнул: «Бейте меня, плюйте на меня, возложите мне на голову терновый венец, дайте мне трость в руки, напойте меня желчью, распните меня на кресте и пронзите меня копьем – что претерпел Господь мой, то и я хочу претерпеть». В толпе народа, наблюдавшего за мучениями святого Епимаха, была и некая женщина, слепая на один глаз. Горько плакала она от сострадания, взирая на бесчеловечные пытки, которым подвергался сей Божий угодник. И когда палачи строгали тело святого Христова мученика, из него брызнула кровь, причем одна ее капля попала на слепой глаз сей женщины. Внезапно женщина прозрела – так что ее слепой глаз стал здоровым, как и второе [ее око] – и громко возгласила: «Велик Бог, в Коего верует сей страдалец!» Затем святому Епимаху отсекли голову, и душа его отошла в вечную радость Господа. [Произошло это] около 250 года. У Божиего мученика святого Епимаха Не было в сердце никакого страха: Не боялся демонов он и людей неверных, А тем паче – мертвых истуканов скверных. На мученьях радовался он непрестанно И улыбкой чистой бичевал судью-тирана. Хоть покрыто ранами тело честное, Ум вперяет мученик в Царство неземное. Пострадать решил он по подобию Христа, Потому и совесть у него чиста. Что желал – то Бог ему и назначил И чудесной силой наделил в придачу: Тяжкие недуги в людях исцелять, Подавать сердцам их мир и благодать. Воин сей Христов с крестным знамением Крепким адамантом был средь драгих камений;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИМАХ НОВЫЙ [греч. Επμαχος; копт. epimayos ] († ок. 250), мч. Александрийский (Пелусийский) (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)), пострадал при имп. Деции (249-251). Источники Сведения о Е. Н. сохранились в многочисленных греч., араб., копт. и груз. источниках. Самой ранней версией Мученичества (V-VI вв.) является коптская (BHO, N 274), состоящая из фрагментов на 4 сильно поврежденных папирусных листах, хранящихся в Турине (изд.: Rossi. 1888; исправления: Lemm. 1910). Днем памяти Е. Н. в этом тексте названо 14 пашонса, а его кончина отнесена к 3 хатора. Также существует 3 греч. версии Мученичества: ранняя анонимная, в к-рой днем кончины Е. Н. названо 7 мая (BHG, N 593; араб. перевод см.: Esbroeck. 1966), переложение прп. Симеона Метафраста (BHG, N 594) и независимое от него краткое Мученичество (BHG, N 595). Сказание о Е. Н. имеется в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.), а также в арабо-яковитском Александрийском синаксаре XIII-XIV вв. и его эфиоп. переводе. Кроме того, существуют араб. повествование о перенесении мощей Е. Н. ( Esbroeck. 1967) и груз. перевод Жития Е. Н. (в Метафрастовой редакции) и канона святому, по содержанию близкого к изложению Александрийского синаксаря. Мученичество В соответствии с большинством источников родиной Е. Н. был г. Пелусий (араб. Эль-Фарама, ныне Телль-эль-Фарама, близ Порт-Саида). Согласно греч. источникам, Е. Н. был пустынником, согласно копт. и араб. версиям - ткачом, к-рому ко времени мученичества исполнилось 27 лет. Услышав о гонениях на христиан со стороны нового правителя Александрии Апеллиана (в копт. и араб. версиях - Полемий), Е. Н. отправился к нему и, придя в город, разрушил языческий алтарь, на к-ром Апеллиан заставлял арестованных христиан приносить жертвы. За это Е. Н. был посажен в темницу, где наставлял и укреплял в вере др. пленников. Узнав о проповедях Е. Н., Апеллиан, чтобы испугать святого, приказал вырвать языки находившимся в темнице вместе с Е. Н. христианам, отсечь им головы и бросить их тела на растерзание собакам.

http://pravenc.ru/text/190029.html

Е. Н. отказался назвать Апеллиану свое имя и даже под пытками продолжал проповедь, к-рая привлекла многих жителей города. В числе прочих была некая слепая на один глаз девушка; капля крови святого, попавшая ей на лицо, исцелила ее. После мн. мучений Е. Н. по приказанию Апеллиана был усечен мечом. Согласно греч. источникам, мученичество произошло в Александрии, по копт. версии - в мест. Миамирис на берегу высохшей реки по дороге из Пелусия в Навкратис, по араб. версии - на полпути между этими городами, около места под названием Дамира. В версиях Мученичества BHG, N 593 и 595 после пролога помещается рассказ о мц. Евтропии Александрийской (пам. 30 окт.), согласно к-рому именно ее кончина заставила Е. Н. оставить пустыню и идти в Александрию. Согласно араб. сказанию, у Е. Н. были товарищи Каллиник и Феодор. В копт. фрагментах эти имена (2-е в форме Дорофей) принадлежат братьям Е. Н., которым он принес 5 хлебов и 2 рыбы (возможно, символ Евхаристии) и золотые ключи (возможно, от церкви). Вероятно, речь идет об одноименных епископах, занимавших кафедру Пелусия в правление имп. равноап. Константина I Великого (306-337), при к-ром мощи Е. Н. были перенесены в Пелусий и была выстроена для них большая церковь. Почитание Е. Н. в Египте засвидетельствовано и в более позднее время. В Оксиринхском календаре (535-536; на греч. языке) 3-го числа месяца хатор указано совершение памяти Е. Н. в церкви, основанной в его честь мч. Фойбаммоном. В VIII в. копт. еп. Епимах Арватский (в монашестве Моисей), заняв кафедру Эль-Фарамы, взял имя особо почитаемого в этой епархии мученика. В Нубии обнаружена стела VIII в. с копт. надписью о совершении памяти Е. Н. в 3-й день месяца паоне (араб. бауна, 28 мая). В 1-й пол. X в. Е. Н. упоминается Евтихием , патриархом Александрийским, в числе наиболее известных мучеников, пострадавших в гонение имп. Диоклетиана (нач. IV в.), что, однако, не находит подтверждения в др. источниках. К северу от известного егип. храма Абу-Симбел сохранилась фреска XI-XII вв., на к-рой Е. Н. изображен на коне ( Leclant J. Fouilles et travaux en Égypte et au Soudan, 1963-1964//Orientalia. R., 1965. N 2 . T. 34. Р. 203).

http://pravenc.ru/text/190029.html

В темнице тогда находилось множество верных, заключенных за исповедание великого имени Христова; всех их укреплял Епимах на мученический подвиг; его увещание ободрило и одушевило верующих, так что ни один из них не устрашился, не отпал от веры, но все с радостью пролили кровь свою за истинного Бога и все они после различных жестоких мук предали Господу свои души. Наконец и святого Епимаха предали лютым мукам за то, что он не только верует во Христа, нарушает их праздник, но даже поднял руку на самого игемона, намереваясь убить его. Сначала святого повесили и стали строгать железными ногтями, затем стали метать в него камнями, раздробляя кости его, а он в муках возглашал: — Если Господь мой Иисус Христос ради меня был распят, прободен копием и напоен оцтом, то не должен ли и я быть причастником Его страданий. Я хочу, чтобы вы подвергли меня еще большим мучениям, чем сии: заушайте меня, плюйте на меня, возложите мне на голову терновый венец дайте мне трость в руки, напойте желчию все тело мое, покройте язвами, распните меня на кресте и пронзите меня копьем. Что претерпел Господь мой, то и я хочу претерпеть. Много народа стояло кругом и смотрело на мучения святого Епимаха. В толпе находилась тогда одна женщина, которая могла только видеть одним глазом, ибо на другом у ней было бельмо. Видя страдания святого, она плакала. В сие время капля крови святого мученика брызнула и попала ей на больной глаз. Тотчас око ее исцелело, так что она могла им видеть, как другим. При таком чудном исцелении женщина вскричала: — Велик Бог, Коего исповедует сей страдалец. Затем мучители усекли главу Христова мученика, Так святой Епимах предал душу Господу, за Которого пострадал столь мужественно [ 2 ]. Память святых апостолов Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула Святой Стахий был поставлен епископом в Византии святым апостолом Андреем; вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе [ 1 ] церковь; собрав здесь много верных, он поучал их заповедям Христовым. Так трудился он целых шестнадцать лет и после таких подвигов предал Господу свою душу. Тот же апостол Андрей рукоположил в сан епископа Амплия и Урвана — Амплия в Диосполе [ 2 ], Урвана в Македонии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святая молитва ко святому освобождает из плена . Девицы христианские, бывши у варваров в плену, по приказанию царя вышивали образ св. мученика Димитрия, и с молитвами к нему в слезах – заснули над иконою; ночью св. Димитрий перенес их на родину. Св. великомучен. Пераскева Дух Святой сообщает особенную красоту Когда шла св. великомученица Параскева на судилище, Дух Святой осенил ее, и было лицо ее светло к удивлению всех. День пятницы древние чтили постом, молитвами и милостынями Родители мои, говорила св. великомученица игемону, день шестой, в память страданий Христовых, почитали постом, молитвами и милостынями». Крест и орудия Христовы укрепляют в страданиях Когда св. великомученица Параскева была замучена и брошена в темницу; в полночь явился ей ангел Господень, крестообразно по персям препоясанный, держа в руках крест, терновый венец, копие, трость и губу. Показывая это, он стал утешать ее и объяснять значение тех орудий и уврачевал ее. Преп. Авраамий затворник Приближающиеся к Богу побеждают диавола, а удаляющиеся от Него побеждаются Диавол, когда вкушал пищу преп. Авраамий, хотел опрокинуть его сосуд, но преподобный поставил свечу на стол и стал петь псалом: «блаженны непорочнии ходящии в путь» – до конца. Потом святый сказал диаволу: «нет, ты никого из боящихся Бога не соблазнишь; только соблазнишь отступивших от Бога, – ибо в них нет Бога; а от боящихся Бога одна молитва со слезами гонит тебя, как ветер – прах». Мясо и вино вкушал монах ради спасения ближнего Племянница преп. Авраамия, подвизавшаяся при нем вне келии, по имени Мария, была соблазнена и вдалась в распутство; преп. Авраамий, в виде воина, пришел в распутный двор, где была Мария, ел мясо и вино; потом обличил ее жизнь распутную, и привел к покаянию. 31. Св. муч. Епимах Любовь к Богу всему доброму научает Св. муч. Епимах говорил: «любовь к Богу была ему учительницею, поучая его добродетельному житию: ибо кто, как не любовь Божия, говорит мученик, может научить человека благотворению? Она апостолов побудила оставить все и идти за Христом; она святых побудила жить в пустыне, в нищете и из татей и разбойников творила мучеников». Капля крови мучеников отверзла очи

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Он не имел какого-либо руководителя из святых отцов, но наставником ему в сем суровом, пустынном житии, был Сам Дух Святой; любовь к Богу поддерживала и укрепляла его в сем трудном подвиге. Ибо только одна любовь к Богу всего более может научить человека добродетели; она побудила святых апостолов оставить все и идти вслед за Господом, Который не имел земных богатств; она же воодушевила преподобных отцов, которые «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38); движимые сей любовию мученики и мученицы мужественно страдали за Христа, взывая: «Тебя, Жених мой, люблю и тебя стражду». Сия любовь научила и святого Епимаха переносить пустынные подвиги и труды, претерпевать всякие напасти от невидимых врагов, жить свято в Боге, быть готовым на смерть за Него. Прожив в своем пустынном уединении уже много лет, святой Епимах узнал, что христиане в Александрии претерпевают сильные притеснения, причем одни из последователей Христа, боясь лютых мук, скрываются в горах и пустынях, другие же отпадают от веры. Распаляемый ревностью к Богу, святой отшельник оставил свою пустыню и отправился в Александрию, желая своей кровью запечатлеть исповедание Христово, пострадать за Господа и укрепить таким образом слабых. Придя в Александрию, он увидел, каким жестоким мучениям подвергают нечестивые идолопоклонники верующих; с сердечной горестью он заметил, что злочестие бесовское сильно возросло, и многие из христиан колебались; язычники даже осквернили храм Господень. При виде сего святой смело вошел в идольское капище. Там по случаю языческого праздника тогда было много народа, Блаженный Епимах, в присутствии всех, смело поверг на землю идолов и сокрушил их. Язычники тотчас же схватили его и отвели к игемону Апеллиану. Увидев, что игемон сидит на судилище и обрекает христиан на мучения, святой мужественно устремился на него, чтобы поразить безбожника, и Апеллиан не избег бы руки святого Епимаха, если бы стоявшие вокруг не удержали святого: такую ревность о Господе Боге проявил подвижник. Игемон удивился такой дерзости человека, бедно одетого в рубище. Он повелел отвести его в темницу и держать там, пока не решит, какому мучению предать его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Яко клас многоплоден, мудре, явился еси,/словом знания, гладом тающия веры питая, Стахие Богоблаженне,/и пищи лучшия причастники благодатию соделав/силою Духа. Мрежею языка, благоестественно взем, уловил еси из глубины лести, апостоле,/и принесл еси Божественно пищу пришедшему, Наркиссе,/спасти заблуждшаго, Царю и Владыце твари. Потекл еси, якоже звезда от востока, устремився и Вретанийския грады постигл еси,/Христово проповедуя Евангелие и просвещая благодатию, блаженне Аристовуле,/верно приемлющия слово твое. Богородичен: Чертог светоносен Христов и престол высочайший, Богородительнице,/явилася еси, Всенепорочная:/в Тебе бо Един почив, наша отъят труды/и будущую достойным уготова ослабу. Ин Ирмос: Лук сильных изнеможе/и немощствующии препоясашася силою:/сего ради утвердися в Господе сердце мое. Суровство нечестивых омрачил есть,/всехвальным Крестом хваляся,/непобедимый венценосец Христов, мученик Епимах. Славу презрев привременную и к подвигом совлекся,/радовашеся Богомудрый и наследник Христов,/мученик Епимах. Богородичен: Радуйся, Мати Приснодево,/Бога Слова во чреве Твоем вместившая и рождшая воплощеннаго/яко Бога купно и Человека. Кондак мученику, глас 4. Подобен: Явился еси: Многообразныя раны претерпел еси/и венец прием от Христа Бога,/Емуже о нас молися, блаженне Епимаше,/верно совершающих память твою, да спасет души наша. Седален апостолов, глас 1. Подобен: Гроб Твой, Спасе: Протече землю честное ваше вещание, просвещающее души неверных человек, апостоли славнии,/священными ходатайствы вашими./Тем днесь радостно совершаем всечестную и светозарную вашу память,/верно веселящеся. Слава мученика, глас 3. Подобен: Божественныя веры: Столп одушевлен, Истины свидетель был еси во страдании,/невидимыя враги победив видимыми мучители, всеизрядне,/от Христа венец прием./Темже зовем ти:/не престай моляся, славне,/даровати нам велию милость. И ныне, Богородичен: Божественнаго естества не отлучився, плоть быв во чреве Твоем,/но Бог вочеловечився и пребысть,/Иже по рождестве Матерь Тя, Деву, яко прежде рождества, сохранив Всенепорочную,/един Господь./Того прилежно моли даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007