Почитание А. в Византии скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике Патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь А. в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания А. было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греч. текста молитвы о сохранении эфиоп. правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений. Ист.: BHG, N 193; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1895. Τ. 5. Σ. 360-367; Eutychius. Annales/Ed. L. Cheikho. Beirut; P., 1906. P. 202-203; . / . , 1962. С. 56-70. Лит.: Am é lineau E. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 405-406; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-363; David J. Athanase (48) de Clysma//DHGE. T. 4. Col. 1378; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508; Esbroeck M. van. L " Ethiopie à l " époque de Justinien: St. Arethas de Nagran et St. Athanase de Clysma//IV Congr. Intern. di Studii Etiopici (Roma, 10-15.04.1972). R., 1974. Vol. 1. P. 117-139; idem. Athanasius of Clysma//CoptE. Vol. 1. P. 304-306; Raineri O. Passione di Athanasio di Clysma//OCP. 2001. Vol. 67. Fasc. 1. P. 143-156. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/76854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография святых ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) ИОАНН IV ПОСТНИК († 595) патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист, свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/296123_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ НОВЫЙ [эфиоп.    ] († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)). Пострадал за обращение из ислама в христианство. Его Житие известно в наст. время в эфиоп. переводе, изданном О. Райнери. Сохранился также араб. оригинал жития Г. Н. в единственной рукописи, к-рую готовит к изданию М. Свансон. Отец Г. Н. был мусульманином из Дервы в егип. обл. Дамира, а мать - христианкой. Первоначально Г. Н. носил имя аль-Музахим. Изумленный дивным вкусом причастия, к-рое его мать принесла из церкви, мальчик решил креститься и упорно стремился к этому. Он женился на христианке Савле, с к-рой жил, не имея брачных отношений, но его первая попытка принять крещение не увенчалась успехом. Г. Н. испытал гонения и мучения, 3 его попытки креститься потерпели неудачу, и только при 4-й, совершенной в день св. Георгия Лиддского, его окрестили с именем Георгий (затем он получил прозвание Новый). Оказавшись в темнице за отказ от ислама, Г. Н. удостоился явления Богоматери, а затем погиб от рук разъяренной толпы мусульман. Насколько можно судить по его Житию, Г. Н. принадлежал к егип. мелькитской (т. е. правосл.) Церкви. Краткая редакция его жития была включена в популярный копт. сб. «Жития мучеников» и оказалась в составе копт. Синаксаря, а Г. Н. стал почитаться в Коптской, а затем и в Эфиопской Церкви, где были приняты и переведены на эфиоп. язык копт. Синаксарь, «Жития мучеников» и пространное житие Г. Н. Биографически это Житие малодостоверно, но является историческим источником, сообщающим о положении правосл. общин в Египте в Х в. Ист.: Le Synazaire éthiopien: Mois de Sané/Ed. par I. Guidi. P., 1906. P. 633-636. (PO. T. 1 (5)) [Giyorgis Haddis]; Raineri O. Gli Atti etiopici del martire egziano Giorgio il Nuovo (978). Vat., 1999. (ST; 392). Лит.: Sauget J. -M. Giorgio e Basiela//BiblSS. Vol. 6. P. 545; Wadi Abuliff. Girgis (Giorgio) Al-Muzahim//Enciclopedia dei Santi: Le Chiese Orientali. R., 1999. (Bibliotheca Sanctorum Orientalium; Vol. 2. P. 21); Лурье В. М. Три крещения одного святого: случай св. Георгия Нового, египетского: К истории Православной (мелькитской) церкви в Египте//ХВ. 2002. T. 3 (9). C. 445-456. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/164409.html

eccl. univ. t. VI. pag. 458). Здесь неизлишне еще заметить, что некоторые писатели употребляли название целого предмета вместо частей его, именуя напр. ризою Богоматери (σϑς) какую-нибудь частицу одежды, или головное покрывало (κεφαλς πικλυμμα=скуфия, Стеф. Нов., повой, Ант.) с наплечьем (μοφριον). 87 Память св. Филиппа из лика 12-ти апостолов – 14 ноября, а Филиппа единого от 7-ми диаконов – 11 октября. Феодорит в своей истории (кн. V. гл. 24) пишет, что в 394 году апостолы Иоанн Богослов и Филипп, который из 12-ти, явились императору Феодосию пред сражением с войсками Евгения и обещали ему победу над врагом (сн. Г. Кедрина, Сокращ. ист. в Согр. Script. hist. Byz. ed. Bonnae. t. 1. 1838. p. 567). Вероятно, здесь говорится о мощах этого апостола. 88 Св. Епимах, родом Египтянин, сперва жил пустынником в горе Пилусийской; потом претерпел муки и обезглавлен в Александрии, около 250 года (Чет. Мин. 31 октября). – Перенесение мощей его 11 марта (Месяц. Вершин. стр. 173). 89 Св.Феодор Тирон пострадал в Понтийском городе Амасии, в 316 году (Чет. Мин. 17 февраля; сн. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. p. 150). 90 По усекновении главы Иоанна Крестителя, тело его было погребено в Севастии; евангелист Лука отделил от него правую руку и принес в Антиохию; в X веке диакон Иов принес ее в Халкидон, а отсюда патриарх Цареградский перенес ее в Царьград, где она торжественно встречена была императорами Константином и Романом со множеством народа, и положена «в царстей, сущей в палатах, церкви» (Чет. Мин. 7 января. Ассемани, ed. 1. р. 22). Здесь хранилась она до взятия Царьграда Турками. В 1484 году она случайно была найдена в султанской сокровищехранительнице; Баязет II, по дружбе с великим магистром Мальтийского ордена П. Добюссоном, послал ее в дар рыцарям этого ордена, которые положили ее в церкви св. Иоанна, на острове Родосе, а по взятии этого острова Солиманом, перенесли с собою на остров Мальту. Когда император Павел Петрович принял на себя звание великого магистра и покровителя Мальтийского ордена, тогда священная десница Крестителя с частию древа животворящего Креста и чудотворною иконою Богоматери, в октябре 1799 года, присланы были в Гатчину, а отсюда потом перенесены в Санктпетербург, в церковь Зимнего Дворца (Византия, . Κωνσταντινοπολις,τμ. α´. σελ. 360, 165; сн. патр. Константия, Κωνσταντινις παλαι τε κα νεωτρα. Βεντ. 1824. σελ. 104. Мурав. Пис. с Вост. ч. I. Сиб. 1851. стр. 40. Дебольс. Дни богослуж. кн. I. Спб. 1846. стр. 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В 216 г. жизнь горожан была снова омрачена жестокостями, учиненными в Александрии имп. Каракаллой ; впрочем, это не было гонением, направленным специально против христиан. Преследования имп. Максимина Фракийца , свирепствовавшего в вост. провинциях империи в 235-236 гг., обошли Египет стороной. II. Гонения при Филиппе Арабе (244-249) Имп. Филипп , о к-ром говорили даже, что он был христианином, благосклонно относился к Церкви. Но в 249 г., за неск. месяцев до его смерти, александрийские язычники, побуждаемые неким витией, подняли гонение против христиан. Они схватили старца Митру и после долгих мучений побили камнями в предместье Александрии; той же участи подверглась и благочестивая женщина по имени Квинта ; почтенная дева Аполлония после мучений была ввергнута в огонь; мч. Серапион был сброшен с обрыва. Христианам запретили появляться на улицах города; многие из них спасались бегством, бросая свое имущество, но мало кто отступал от веры. В конце концов в среде самих язычников начались раздоры, перешедшие в междоусобные распри. III. Гонения при Деции (249-251) Новый имп. Деций , придя к власти, издал эдикт о преследовании христиан (250), породивший многих мучеников за веру. Среди них - святые Кронион и Иулиан; воин Виса; Макарий Ливийский; Епимах и Александр; св. дева Аммонария , старица Меркурия и многочадная мать Дионисия; Ирон, Атир и Исидор, а с ними и юноша Диоскор; Немесий, доказавший свою невиновность по обвинению в разбое, но осужденный за веру; воины Аммон, Зинон, Птолемей и Ингений, а также старец Феофил, укрепившие ослабевшего от страданий христианина и принявшие вместе с ним мученический венец, и мн. др. В одном эфиоп. документе говорится, что число мучеников в Египте во время этих гонений достигло 16 тыс., что признается вполне возможной цифрой (De sedecim milibus martyrum in Aegypto sub Decio//ActaSS. Jun. T. 1. P. 32). В период этих преследований св. еп. Дионисий покинул Александрию и укрылся в Ливии, но следил за событиями в городе, посылая туда своих пресвитеров и диаконов. Преемник Деция Требониан Галл (251-253), хотя и не издавал эдиктов о гонениях, не прекратил преследований христиан, как об этом свидетельствует послание свт. Дионисия Ермаммону ( Евсевий. Церк. ист. VII 1). IV. Гонения Валериана (253-260)

http://pravenc.ru/text/82070.html

Как звезда он многим людям светил – Души таковые Господь возлюбил. О страдалец дивный, Епимах пречудный, Истинной веры узник досточудный, Защити от зла нас молитвами своими, Присно Церковь Божию сохраняя ими. 3. Св. мученик Николай Хиосский . Набожный юноша и большой ревнитель веры Христовой. Родился в селении Кириах на острове Хиос, где турки предали его мучениям и в 1754 году обезглавили. Так на родном острове предал он свою праведную душу Богу. 4. Препп. Спиридон и Никодим . Монахи-просфорники в Киево-Печерской обители. Неграмотный Спиридон знал всю Псалтирь наизусть и уже при жизни творил чудеса. Упокоился в 1148 году. Рассуждение Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). Святой преподобномученик Тимофей Есфигменский ([память] 29 октября) в был человеком женатым и имел двух дочерей. Впоследствии, когда, будучи монахом, решил он пострадать за Христа и уже собрался в дорогу на страдания, испросил он у игумена благословения зайти в свое село Кисани, чтобы увидеться и проститься с дочерьми. Игумен не разрешил ему этого, опасаясь, как бы встреча с чадами не угасила в нем решимость [пострадать] и не отвратила бы от мученичества за веру. Однако родное село Тимофея лежало на дороге к Пропонтиде, куда он направлялся. Проходя по деревне, встретил он своего соседа, перемолвился с ним словом и через него передал привет дочерям. Напрасно зазывал его сосед свернуть [к родному дому], увидеться с дочерьми и отдохнуть. Тимофей попрощался и, ускорив шаг, поспешил по дороге к своей цели. Когда дочери услышали от соседа о своем отце, то побежали следом за ним, чтобы его увидеть. И тогда предстала глазам редкая и величественная картина: дочери мчатся что есть сил, чтобы обнять своего отца, а отец убегает от своих дочерей, чтобы не погрешить против заповеди игумена своего. Быстро бегут дочери, а он еще быстрее. Спешат дочери в объятия своего отца, а Тимофей, убегая от них, спешит в объятья смерти. Утомились дочери от бега и вернулись [домой] в глубокой скорби, [потому что] так и не догнали своего родителя. Перед смертью Тимофей упросил своего духовника, старца Германа, посетить его родное село и известить дочерей о его мученической кончине. Герман выполнил это поручение. Турки отрубили Тимофею голову, а его тело бросили в реку. Герману удалось лишь забрать окровавленную одежду святого мученика, с которой на обратном пути зашел он в село Кисани, разыскал там Тимофеевых дочерей, поведал им о доблестной смерти их отца и показал им его одежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

T. 11. P. 334-346); анонимный канон 1-го гласа без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Τ ναδεξαντι μν ς κτνα φαεινν (Показавшему нам как луч светлый); канон 2-го гласа с акростихом Αμηλλιανν νθ μλπω πθ (Емилиана боговдохновенным воспеваю желанием), с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Αειθαλς βλστημα ν τ λειμνι σοφ (Неувядающая отрасль на лугу, мудрый) (Ταμεον. Σ. 248-249); кондаки: 2-го гласа Ανδρεα ψυχς (Мужество души), 2-го гласа с акростихом το στου (распутного), нач.: Κρατυνθες περττως (Укрепленный высочайше) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 128, 41 (отд. паг.)); 2 седальна (AHG. T. 11. P. 336-337). В афинском издании (1917) полиелейной службы Е. помещены тропарь 3-го гласа на подобен «Божия веры» Λθος τμιος τς Εκκλησας (Камень честный Церкви), кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Взбранной» Τ θλοφρ ο πιστο τ μνητρια (Страстотерпцу верные песнословия). Канон тот же, что и в Минее, 2 цикла стихир-подобнов из слав. и греч. Минеи распределены среди стихир вечерни, остальные стихиры (циклы подобнов и самогласны), а также большая часть седальнов (кроме седальна по 3-й песни, заимствованного из греч. Минеи) и светилен составлены заново. Служба включает ветхозаветные чтения на вечерне (Ис 43. 9-14; Прем 3. 1-9а; 5. 15 - 6. 3а); на утрене - прокимен из Пс 91 и Евангелие - Мф 10. 16-22; на литургии - праздничные антифоны (из избранных стихов разных псалмов) с пением тропаря Е. на 3-м антифоне, прокимен из Пс 63, Апостол - 1 Тим 5. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие - Мк 13. 9-13. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ОРЕСТ († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция)

http://pravenc.ru/text/189945.html

Мученик Епимах происходил из Египта. От благочестивых родителей он получил благочестивое воспитание и в летах молодости ушел в пустыню, на Пелусийскую гору. Жил в пустыне совершенно один, не имея советников, а уповая лишь на помощь Божию. Услышав, что воздвигнуто гонение на христиан в Александрии, и что одни из христиан с радостью принимают венец мученической, а другие, из страха мучений, убегают в горы или изменяют Христу, он оставил пустыню и отправился туда, чтобы ободрять христиан. В Александрии он вошел в капище, где язычники праздновали свой праздник, и ниспроверг жертвы и самых идолов. Язычники тотчас же схватили св. Епимаха и отвели к своему начальнику Апеллиану. Апеллиан приказал заключить святого в темницу. Здесь св. мученик нашел многих христиан и всех их укрепил в вере так, что они смело шли на мучения. Наконец, предали жесточайшим мучениям и его самого. Повесив, бросали в него камнями так сильно, что раздроблялись кости. Затем отсекли ему голову. Это было около 250 г. Преподобные Спиридон и Никодим были просфорниками в Киево-Печерской лавре, жили в XII веке. Оба они происходили из простого народа, не знали даже грамоты. Спиридон поступил в обитель в молодых летах. За высоконравственную жизнь игумен назначил его в просфорню для приготовления просфор. Послушание это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемые им просфоры шли для великого таинства св. причащения. Труд свой св. Спиридон всегда соединял с молитвой и чтением или пением псалмов из псалтири. Св. Никодим был сотрудником Спиридона и отличался таким же благочестием, как и Спиридон. Святые провели вместе 30 лет. Мощи их почивают в Антониевой пещере. У св. Спиридона персты правой руки сложены так, как складывают их при молитве: три первые перста соединены вместе, а средний и мизинец приложены к ладони. Это – урок для наших старообрядцев, которые обыкновенно так много ратуют за двуперстное перстосложение! Вместе со святыми Спиридоном и Никодимом подвизался препод. Анатолий. Строгой жизнью и непрестанной молитвой он заслужил от Бога дар чудотворения и нетления мощей. Мощи его почивают также в киевских пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Первым из них был старец Юлиан. Страдая подагрой, он не мог ни стоять, ни ходить. Его привели к судье вместе с двумя слугами, переносившими его с места на место. Из слуг один тотчас отрекся от Христа, а другой, по имении Кронион, а по прозванию Евний, вместе с Юлианом твердо исповедал веру во Христа. Их посадили на верблюдов и провезли по всей Александрии, подвергая беспрерывным бичеваниям. За городом мученики были сожжены на сильнейшем огне в присутствии всего народа. Раздражение язычников против христиан было так велико, что один из воинов, по имени Вис, защищавший Крониона и Юлиана от неистовства черни, когда их вели на костер, был схвачен, отведен на место казни и усечен мечом. Другой христианин, по происхождению ливиец, а по имени Макарий, оказался достойным своего имени и получил блаженство, обещанное Господом всем гонимым Его ради: судья не мог склонить его к отречению от Христа самыми настойчивыми увещаниями, и мученик был сожжен живым. Ту же участь потерпели свв. Епимах и Александр. Долгое время они томились в заключении, перенося тысячи различных пыток. Но ни бичевания, ни терзания тела железными когтями не могли поколебать их мужества, и утомленные палачи сожгли их живыми. Не пощажены были и женщины. Одна из пострадавших в это гонение мучениц, св. дева Аммонария потерпела от судьи самые изысканные мучения, так как наперед объявила, что не произнесет требуемых судьей слов. Несмотря на самые жестокие пытки, она оставалась непреклонной, за что и была отведена на место последнего наказания, род которого не обозначен у св. Дионисия. Три другие святые исповедницы, старица Меркурия, многочадная Дионисия, любившая детей своих не более Господа, как замечает о ней св. Дионисий, и другая Аммонария были усечены мечом, не приняв других мучений: пример первой исповедницы убедил проконсула в бесполезности новых мучений и заставил его опасаться постыдного поражения от христианских женщин. К правителю были приведены еще три египтянина, Ирон, Атир и Исидор, и с ними пятнадцатилетний мальчик по имени Диоскор.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Многая убо подвигоша гонения на церковь Христову, и многая святыя места, обители и церкви Божия по всей России ученицы Никона раззориша и разграбиша и за благочестие ревнителей и стоятелей различно умориша: священно-протопопа Ивана Петрова Казанскаго, священно-протопопа Даниила Костромскаго, священно-протопопа Логгина Муромскаго. Сии друзи Быша царева духовника благаго пастыря Стефана протопопа Благовещенскаго; купно с ним в заточения различна разславше и тамо различными муками, томлением и гладом без вести смерти предаша. Тако же тогда и иных многих о вере Христовой благочестиа поборников и теплых рачителей огню и раз(об.)личным мукам предаша и гладом замориша: священно-мученика Гавриила огнем сожгли, священно-мученика Михаила того без вести сказнили, священно-мученика Полиекта, с ним купно 14 человек верных огнем сожгли, честнаго старца Авраамия и друга его Исаию Солтыковых в заточении на Колмогорах огнем сожгли, Ивана уродиваго Христа ради в Боровску сожгли, Евдокима и Петра целомудренных страдальцов без вести сказниша. Старца Варлаама 1538 , инока Пахомия и прочих иноков: Филипа, Епифания, Иоасафа по многом томлении огнем сожгли. Томо же боголюбивых многих мужей – бельцов ревнителей по вере и за крест Христов: Феодора, Луку, Карпа, Логгина, Гавриила, Василия, два с ним Афанасия, многоразумнаго и словеснаго мужа Александра, с ним Димитрия, Ивана и Лаврентия огнем сожгли. Тако-ж да тама и иных многих затопиша и умориша. Тамо-ж казнены: Григорий, Иосиф, Епимах, Евфимий, Андрей, – глави им отсекли. Ларион 1539 , Трефилий, Самсон – сии много мук претерпеша за Христа и нужною смертию в темнице умроша 1540 . Тако-ж множество боголюбивых ревнителей за святую веру и церковь и за крест Христов старцов пустынных с ними и бельцов замучили и огнем сожгли: тамож опосле диакона Александра сожгли во Владимере шести человек сожгли; в Казани граде 30 человек сожгли, а по Волге, на Дону и до Астрахани безчисленное множество прижгли и многими муками различными умучиша, гладом и томлением, и огнем вожгоша и в темницах умориша. Много убо множество людей боголюбивых в Ярославле и на Костроме, в Романове и по иным странам мучили 1541 и огнем пожгли, гладом затомили и различным предавали, мнеся службу приносити Богу и веру свою утвержати. И нам правоверным, изгнанным за Христову веру и церковь и честный крест Христов и на непорочныя догматы церковныя гораздо любо, что русская наша земля освятилась кровию мучеников новых страдальцов и исповедников за правую благочестную святую веру и за честный крест Христов 1542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009