17:2. Стан израильтян. Долина Эйла («долина дуба») – широкая, протянувшаяся с севера на юг низменность, вход в которую находится там, где вади es-Sant начинает подниматься в Иудейские горы, примерно в 2 милях к востоку от Сокхофа. 17:4. Геф. В порядке рабочей гипотезы Геф отождествляют с Tell es-Safi, в 5 милях к югу от Экрона (Tell Miqne). По сравнению с другими филистимскими городами Геф находился довольно близко от Иудеи. Ограниченные раскопки на этом месте подтвердили наличие остатков железного века. Город находился в 5 милях к западу от Азека у вади es-Sant, выходящего в долину Эйла. 17:4. Рост Голиафа. Судя по приведенным в тексте данным, рост Голиафа составлял около 9,5 фута. Полагают, что он принадлежал к роду енакимов – высокорослых обитателей Ханаана, которых израильтянам удалось победить в ходе завоевания. Очевидно, противники необычайно высокого роста – это не плод воображения израильтян, и не персонажи приукрашенных легенд. В египетском письме на папирусе Анастаси I (XIII в. до н. э.) описаны могучие воины из Ханаана ростом от 7 до 9 футов. Кроме того, в Tell es-Sáideyeh, в Трансиордании, найдены два женских скелета ростом около 7 футов, датируемые XII в. до н. э. 17:5–7. Вооружение Голиафа. Вероятно, у Голиафа был типичный украшенный перьями головной убор, известный в финикийском и египетском изобразительном искусстве. Медные доспехи («чешуйчатая броня»), вес которых составлял более 125 фунтов, были выполнены в египетском стиле и покрывали все тело. Одно из лучших описаний чешуйчатых доспехов содержится в текстах из Нузи, где сказано, что на изготовление кольчуги шло от семисот до тысячи металлических пластинок различного размера. Эти пластинки пришивались к кожаной безрукавке или куртке. Кольчуга надевалась через голову и доходила до колен. Защищавшие голени медные наколенники, подбитые изнутри кожей, вероятно, относились к тому же типу, что и известные микенские образцы. Сабля (NIV – bronze javelin; в русском переводе – «древко копья») Голиафа представляла собой тяжелый, изогнутый, плоский меч, острый край которого находился на внешней стороне лезвия (см. коммент. к Нав. 8:18 ). Копье, напоминавшее дротик, имело заостренный железный наконечник и весило более 15 фунтов. Возможно, оно было снабжено кольцом для метания – тип, известный в Греции и Египте того времени. Щит Голиафа был, по всей вероятности, «стоячим» и превосходил размерами обычный круглый щит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Нав.10:6 .  Жители Гаваона послали к Иисусу в стан [Израильский], в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. Нав.10:7 .  Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. Нав.10:8 .  И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. Нав.10:9 .  И пришел на них Иисус внезапно, [потому что] всю ночь шел он из Галгала. Сил Гаваона и трех союзных с ним городов было недостаточно для успешной борьбы с царями южного Ханаана, владевшими укрепленными городами и имевшими войско, приученное к войне, что выразили гаваонитяне, посылая сказать Иисусу Навину, что против них «собрались все цари Аморрейские, живущие на горах». Защита союзных городов требовала от израильтян полного напряжения их сил; в первый раз приходилось им вступать в сражение с соединенными силами ханаанских царей, от исхода которого зависело решение вопроса об их положении в Ханаанской земле. Иисус Навин вполне понял важное значение предстоящей битвы, которая справедливо причисляется к величайшим битвам в истории человечества 84 , и потому он двинул против врагов все свои силы, «весь народ, способный к войне», и всех мужей храбрых. Господь через особое откровение ободрил израильского вождя обещанием всесильной Своей помощи, в надежде на которую Иисус Навин быстро, в течение одной ночи (ср. Нав.9:17 ) совершил во главе своего войска трудный переход из Галгала к Гаваону (около 17 верст 85 пути) с подъемом на горы, указанием на что служит употребленный об этом пути «всю ночь шел») в еврейском тексте глагол «ала», значащий, собственно, «восходил». Благодаря этому быстрому переходу израильское войско напало на врага внезапно. Нав.10:10 .  Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

34:7. Лахисские письма. Письма из Лахиса, представленные на двадцати одном черепке (остраконе; только двенадцать из них являются собственно письмами), найдены в кургане Tell ed-Duweir в процессе раскопок, проведенных в 1932–1938 гг. британским ученым Дж. Л. Старки. Письма написаны курсивом на древнееврейском языке заостренной тростниковой палочкой с использованием черных чернил, изготовленных на основе сажи. Они обнаружены в помещении городской стражи и, вероятно, являются копиями писем, посланных в Иерусалим командиром гарнизона во время вторжения в Иудею Навуходоносора в 589–587 гг. до н. э. В письмах говорится о падении военной дисциплины в условиях чрезвычайного положения, о переговорах с Египтом, который должен был поддержать Иудею, а также об отчаянии, которое охватило защитников города, когда они увидели угасающие сигнальные огни из соседней крепости Азека. 34:8–11. Провозглашение свободы. Чрезвычайно важное заявление Седекии о необходимости освобождения всех евреев из долгового рабства прозвучало в период между началом осады Иерусалима вавилонянами (январь 588 г. до н. э.) и вторжением египтян в Палестину, которое на время приостановило эту осаду (лето 588 г. до н. э.). Неясно, с чем было связано это заявление: с необходимостью увеличить число защитников города или с постановлениями об освобождении рабов, записанными в Исх. 21:2–6 , Лев. 25:39–55 и Втор. 15:2,3 . На древнем Ближнем Востоке освобождение узников из долговой тюрьмы было актом справедливости, обычно совершавшимся новым царем в первый или второй год правления (а затем периодически повторявшимся). Так, например, вавилонский царь Аммисадуга (XVII в. до н. э.) аннулировал экономические долги в пользу бога Шамаша. Таким образом, «юбилей» в данном случае был в пользу должников и тех, кто попал в долговое рабство. В отличие от Израиля, вавилонский указ был прихотью монарха и не имел никакого отношения к божественному установлению. 34:14. Освобождение в субботний год. См. коммент. к Исх. 21:2–6 ; Лев. 25:39–55 и Втор. 15:2,3 . Во всех этих отрывках говорится об освобождении рабов в седьмой год или во время юбилейного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Седекия Седекия (правда Божия) – имя шести лиц, упоминаемых в Библии: а) ( 4Цap. XXIV, 17, 18 и др.) – сын Иосии и последний царь иудейский. Собственное имя его было Матфания, но Навуходоносор изменил его на имя Седекии. Он начал свое царствование на 21 году и царствовал 11 лет ( II Nap. XXXVI, 11 ). В Свящ. Писании он изображается царем злым и нечестивым, и народ в его царствование особенно отличался нечестием. Вследствие сего пр. Иеремия по повелению Божию грозил Седекии строгим судом Божиим, что и действительно оправдалось ужасным образом. Седекия присоединился к общему союзу соседних царств и заключил особенный союз с ц. египетским. Вследствие чего вавилонский царь немедленно двинул свое войско в Иудею и взял все укрепленные места ее, кроме Фарсиса и Азека. В одиннадцатый год его царствования в девятый день четвертого месяца (июля) Иерусалим был взят после шестнадцатимесячной осады, соединенной со всеми ужасными последствиями голода. Царь и его народ старались спастись во время ночи бегством, но халдейские войска преследовали их и настигли в равнине Иерихонской. Седекия был схвачен и приведен к Навуходоносору, находившемуся тогда в Ривле Сирийской. Навуходоносор укорил его в вероломстве и затем велел казнить пред его лицом всех его детей, а у самого выколоть глаза, надеть на него оковы и в таком виде отослать его в качестве пленника в Вавилон ( 4Цap. XXV:1–13 ; IINap. XXXVI:12–20 ). Достойно особенного замечания, что над Седекией почти буквально осуществились два пророчества. Пр. Иеремия ( Uep.XXXII, 4 ) объявил ему, что он увидит ц. вавилонского и будет говорить с ним устами к устам и что Навуходоносор отведет его в Вавилон; Иезекииль ( Ueз.XII, 13 ) говорит о нем от лица Божия следующее: И раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои, и отведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, но он не увидит ее, и там умрет. Оба предсказания оказались совершенно верными: Седекия видел ц. вавилонского после взятия в плен, но царьдеспот приказал выколоть ему глаза, и, хотя он был отведен пленником в Вавилон и умер там, впрочем лишенный зрения, он уже не мог никогда видеть оного;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава 34 1–7. Жребий Седекии. 8–22. Наказание, ожидающее иудеев за то, что они снова взяли рабов, которых сами же отпустили на свободу. Иер.34:1–7 . Пророк возвещает, что Седекия будет взят в плен царем Вавилонским, но умрет своею смертью и удостоится почетного погребения. Иер.34:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да, когда Навуходоносор, царь Вавилонский, и все войско его и все царства земли, подвласт­ные руке его, и все народы воевали про­тив Иерусалима и про­тив всех городов его: В какое время сказано это пророчество – решить трудно. Во всяком случае Иеремия в это время был на свободе (ст. 2-й). Это могло иметь место во время первой осады Иерусалима Навуходоносором. Иер.34:5 .  ты умрешь в мире, и как для отцов тво­их, пре­жних царей, которые были пре­жде тебя, сожигали при по­гребе­нии благо­вония, так сожгут и для тебя и оплачут тебя: «увы, государь!», ибо Я изрек это слово, говорит Го­с­по­дь. Не сказано, где умрет Седекия. Но из того, что здесь не приведено обычного выражения: «погребен с отцами своими» можно заключать, что пророк предсказывает Седекии смерть в плену. – О сожжении массы благовонных веществ при погребениях царей – см. 2Пар. 16:14, 21:19 . Иер.34:7 .  Между тем войско царя Вавилонского воевало про­тив Иерусалима и про­тив всех городов Иудейских, которые еще оставались, про­тив Лахиса и Азеки; ибо из городов Иудейских сии только оставались, как города укреплен­ные. Лахис и Азека – два города, находившиеся к юго-западу от Иерусалима на иудейской низменности. Они только и выдерживали еще осаду вавилонян – прочие города уже были взяты. Иер.34:8–22 . По предложению Седекии, князья и жители Иерусалима отпустили было на волю своих рабов из евреев и евреек, но потом раздумали и опять взяли их себе. За это Господь возвещает им разные бедствия и полное опустошение их страны. Иер.34:8 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да по­сле того, как царь Седекия заключил завет со всем народом, быв­шим в Иерусалиме, чтобы объявить свободу, Седекия взял с своих подданных обещание – отпустить на свободу всех рабов из евреев. Это не стояло ни в каком отношении ни к субботнему, ни к юбилейному году, а просто делом благочестия. Из 21-го стиха видно, что это было сделано в то время, когда вавилонские войска осадили Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГЛОН хананейский царский г., упомянутый в ВЗ. Один из 5 членов коалиции аморрейских городов во главе с Адониседеком, царем Иерусалимским, к-рая выступила против заключившего мир с Израилем г. Гаваона (Нав 10. 1). Иисус Навин в сражении с царем Е. и его союзниками избавил Гаваон от власти аморрейских царей благодаря чудесному вмешательству. «Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом [на сражении]» (Нав 10. 11). По молитве Иисуса Навина, чтобы наступление ночи не помешало победе, «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (Нав 10. 13). 5 аморрейских царей, в т. ч. Девир, царь Еглонский, пытались укрыться в пещере в Македе, но были обнаружены и поражены Иисусом Навином. После казни царей израильтяне захватили их города (Нав 10. 28, 12. 7), в т. ч. и Е.: «И взяли его в тот же день и поразили его мечом, и все дышащее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию» (Нав 10. 35). После разгрома хананеев Е. становится частью удела колена Иуды на юж. границе его территории (Нав 15. 39). Точная идентификация Е. до наст. времени остается спорной. Согласно библейскому повествованию о военных походах Иисуса Навина, Е. следует искать в зап. части Иудеи, неподалеку от Лахиша. Евсевий Кесарийский помещал Е. на дороге, ведущей из Элевтерополя в Газу ( Euseb. Onomast. 48. 18). Этим свидетельствам соответствует расположение городища Телль-Этон (к востоку от Бет-Гуврина (Элевтерополя)), на отождествлении к-рого с Е. настаивают, учитывая результаты исследований последних лет, мн. ученые (М. Нот, Э. Рейни, И. Даган и др.). Долго господствовавшая гипотеза, что Е.- это расположенный вне равнины Шефела Телль-эль-Хеси, поддерживается отдельными исследователями (см., напр.: Kaswalder. 2002). В наст. время гипотетические отождествления Э. Робинсона с Хирбет-Аджлан (в 12 км к западу от Лахиша), К. Эллигера с Телль-Бейт-Мирсим в предгорье Хеврона (явно ошибочное) и У. Питри с Телль-Наджила не рассматриваются.

http://pravenc.ru/text/189523.html

Керамическое блюдо с меловым граффити   102 Фрагмент сосуда с надписью «Eliab» 103 Глиняный кувшин с «алфавитом»   103 Фрагменты кувшинов из винной кладовой Лахиша   105 Фрагмент кувшина — надпись XXV    105 Фрагмент кувшина — надпись XXIX    108 Фрагмент кувшина — надпись XXX    108 Сфрагистические артефакты Лахиша   110 Глиняный кувшин с буллами   110 Печать Ханы   116 Печать Ахимелеха   116 Печать Годолии (Гедальягу)   117 Фрагмент глиняного кувшина из ханаанского храма, обнаруженного в 2014 году   117   Раздел 4. Остраконы из библейского Лахиша (VI в. до Р. Х.): прерванная переписка …121 Научные исследования остраконов из Лахиша: достижения и погрешности   123 Структура исследования эпиграфических памятников «Остраконы из Лахиша»   126 Гипотезы и мотивы написания Лахишских посланий   127 О транскрипции и транслитерации   129 Палеографический, текстологический и лингвосемантический анализы эпиграфических памятников из Лахиша   130 Остракон из Лахиша I   130 Остракон из Лахиша II   133 Остракон из Лахиша III   144 Пророческая оценка исторических событий   174 Остракон из Лахиша IV   177 Крепость Азека — потухший очаг еврейского сопротивления   191 Остракон из Лахиша V   194 Остракон из Лахиша VI   202 Остракон из Лахиша VII   218 Остракон из Лахиша VIII   219 Остракон из Лахиша IX   224 Остракон из Лахиша X   236 Остракон из Лахиша XI    236 Остракон из Лахиша XII   239 Остракон из Лахиша XIII    244 Остракон из Лахиша XIV   249 Остракон из Лахиша XV   249 Остракон из Лахиша XVI   250 Остракон из Лахиша XVII   259 Остракон из Лахиша XVIII    262 1938 год — свертывание археологических работ Британской экспедиции. Обнаружение новых эпиграфических памятников  265 Остракон из Лахиша XIX   267 Эволюция обозначения числительных на письме на территории Израиля и стран Плодородного полумесяца   268 Остракон из Лахиша XX  281 Остракон из Лахиша XXI  285 Остракон из Лахиша XXII   296   Заключение. Археология эпохи пророка Иеремии в свете внебиблейских письменных памятников Лахиша  304

http://bogoslov.ru/book/5385421

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Общий вид поселения (Хирбет-Кейяфа), небольшой телль в западном предгорье Иудейских гор (в Шефеле), в 2,5 км к юго-западу от Тель-Ярмут (Хирбет-эль-Ярмук), в 2,5 км к северо-западу от Тель-Сохо (Хирбет-Шувайка) и в 2 км к востоку от Тель-Азека. Обнаруженное здесь укрепленное поселение начала эпохи железа II (в библейской терминологии - эпоха Единого царства) остается на сегодняшний день одним из наиболее перспективных памятников археологии библейской , результаты исследования которого вызвали ожесточенные дискуссии о характере древнего Израильского царства. Раскопки К. проводятся экспедицией Иерусалимского ун-та (руководители Й. Гарфинкель, С. Ганор) с участием множества зарубежных специалистов. На западной границе Иудейского царства, напротив филистимского г. Геф , исследователями обнаружено однослойное укрепленное городское поселение общей площадью 2,3 га, существовавшее с кон. XI по нач. X в. до Р. Х., Пограничная «долина дуба», где расположен памятник, упоминается в Свящ. Писании как место сражений с филистимлянами (1 Цар 17. 1; 2 Цар 21. 20; 1 Пар 11. 13). С 2007 по 2012 г. проведено 6 археологических сезонов и раскрыто ок. 20% территории поселения. Исследователи предлагают отождествлять К. с библейским г. Шаараим, располагавшимся в уделе колена Иуды, в долине Эла («долине дуба», 1 Цар 17. 19), неподалеку от Азека и Сокхофа (Нав 15. 36; 1 Цар 17. 52). Казематная стена Казематная стена Небольшое городское поселение было построено на новом, прежде не заселенном месте и включало мощные фортификационные сооружения, расположенные прямо на материковой скале. Видимо, ранее на этом холме было небольшое поселение эпохи средней бронзы IIA (кон. II тыс.- сер. XVIII в. до Р. Х.), но от него сохранилась лишь немногочисленная керамика, в т. ч. периода позднего халколита. Архитектурных деталей, относящихся к этим периодам, найти не удалось. Десять образцов радиоуглеродного анализа позволяют датировать памятник периодом 1020-980 гг. до Р. Х. По периметру стен обнаружена плотная городская застройка, при этом центральная часть холма, похоже, осталась неосвоенной: здесь почти не было зданий. Вероятно, это объясняется небольшим сроком существования поселения. В 2012 г. на вершине холма был обнаружен фрагмент массивной стены, возможно части верхней цитадели города.

http://pravenc.ru/text/1684107.html

    В книге Иисуса Навина, в битве, когда Иисус Навин поднимает свой меч против жителей Гаваона и при поражении этих врагов происходит чудесное явление, которое мы называем солнцестоянием.   «Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои, никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефоронской, и поражали аж до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю…, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слушал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля. Потом возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Македе. Когда донесено было Иисусу и сказа но: «нашлись пять царей, они скрываются в пещере в Македе». Иисус сказал: «привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их; А вы не останавливайтесь, но преследуйте врагов ваших, и истребляйте заднюю часть войска их, и не давайте им уйти в города их, ибо Господь Бог ваш предал их в руки ваши» (Нав 10:7–19).     Если мы сейчас этот отрывок сообразуем с явлениями природы, то выражение «солнце остановилось» не будет говорить о том, что согласно Библии, солнце вращается вокруг Земли, такого не может быть. В данном случае это нужно для того, чтобы удлинить день. Выражение «солнце остановилось» говорило, что день был более длинный. Автор этого текста хочет сказать, что Иисус и его войско видели солнце как бы неподвижным и проходящим чрезвычайно медленно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

9 И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала. 10 Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. 11 Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом. 12 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! 13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день " ? 14 И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля. 15 Потом возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. 16 А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Македе. 17 Когда донесено было Иисусу и сказано: «нашлись пять царей, они скрываются в пещере в Македе " , 18 Иисус сказал: «привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их; 19 а вы не останавливайтесь, но преследуйте врагов ваших и истребляйте заднюю часть войска их и не давайте им уйти в города их, ибо Господь Бог ваш предал их в руки ваши». 10.12–14. Здесь приводится цитата из сборника эпических поэм — Книги Праведного, или Доблестного (евр. сефер хайашар), или, по другим переводам, Книги Песен. По мнению одних толкователей, песнь Иисуса Навина означала призыв к светилам «остановиться», взирая на подвиги воинов Ягве (ср. Авв 3.11). По мнению других экзегетов, здесь налицо поэтическая гипербола, образ, родственный словам из Песни Деворы («С неба сражались звезды», Суд 5.20). Могло ли быть здесь какое–то чудо? Естественно, что все силы природы в руках Божиих, но в данном случае израильтяне, начавшие бой в предрассветном сумраке, едва ли нуждались в продлении дня. 9. Последние годы Иисуса Навина (Ис Нав 23—24)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

   001    002    003    004    005   006     007