Нашествие вавилонского царя Навуходоносора археологически фиксируется во мн. городах Иудеи, часть к-рых (Телль-Бейт-Мирсим, Вефсамис) уже не восстанавливалась. Подтверждается и разрушительность вавилонской политики для экономики страны: она не могла более поддерживать густонаселенные города евр. царств. Дважды был разгромлен и сожжен Лахиш (в 597 и 588 до Р. X.). III слой города перекрыт прокаленными строительными остатками, дворец-форт полностью разрушен, за городом найдено огромное скопление человеческих скелетов (свыше 2 тыс.), помещенных в древнюю пещерную гробницу. После разгрома 598 г. до Р. X. Лахиш частично восстановили, но в 588 г. до Р. X. он был сожжен вторично, о чем говорят т. н. «лахишские письма» - скопление 18 остраконов в слое пожарища, в комнате охраны между внешними и внутренними воротами города. Часть писем - это военные донесения Хошаяху, командира передового укрепления, Яушу, правителю Лахиша, в т. ч. о прекращении связи с Азеком (ср. роль Азека в Иер 34. 7). Считается, что «лахишские письма» отразили конфронтацию между приверженцами и противниками (пророки Иеремия и Урия) сопротивления врагу. Об осаде и падении Иерусалима в 588-587 гг. до Р. Х. говорит состояние стен города. Укрепления долгие месяцы выдерживали вавилонские штурмы, их участки даже реконструировали и усиливали (напр., вост. стена над долиной Кедрона). Но в ходе финальных штурмов обрушились нижние стены, опиравшийся на них внешний край системы террас и стоявшие на этих террасах сооружения (камни старой стены частично использовал Неемия при строительстве новой стены по возвращении из вавилонского пленения). После вавилонского разгрома крупные города Иудеи фактически превращаются в деревни, многосотлетняя традиция развития материальной культуры Палестины пресекается навсегда, памятники позднейших времен (напр., обводная стена Неемии в Иерусалиме) принадлежат уже иной традиции, сформированной в многоплеменной державе Ахеменидов, при безраздельном доминировании арам. влияния в Сиро-Палестинском регионе. А. б. и археология Сиро-Палестинского региона: проблемы методики и интерпретации

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Большую часть этих текстов составляют письма, написанные неким Ошаией Яошу, командиру иудейского войска в Лахисе. Ошаия, судя по всему, командовал отрядом, стоявшим к северу от Лахиса, откуда можно было увидеть сигналы, подающиеся из Азеки, города, охранявшего долину Эла в Шефела. В Письме IV он пишет: «Так пусть же (мой господин) знает, что мы ждем сигналов из Лахиса, согласно разъяснениям, данным моим господином, ибо мы не можем увидеть Азеку». В Иер. 34говорится о том, что Лахис и Азека оставались единственными укрепленными городами Иудеи, которые не были взяты неприятелем. Слова Ошайи о том, что его люди не могут увидеть Азеку, возможно, свидетельствуют о том, что город был уже взят и потому не подавал сигналов. Судя по буквам, письмо могло быть написано осенью 589 (или 588) года до Р.Х. В Письме XX имеются слова «в девятый год» (правления царя Седекии). Именно в этом году Навуходоносор приступил к захвату Иудеи ( 4Цар. 25:1 ). Одной из причин того, что Иудея решилась выступить против Навуходоносора, стала обещанная ей Египтом поддержка. Возможно, об этой египетской помощи и говорит Ошаия в Письме IIÏ «И твоему слуге было доложено следующее: «Командир войска Кониа, сын Элнафана, прибыл с тем, чтобы отправиться в Египет; он послал Одавии, сыну Ахиджы, дабы он получил от него… " ». Ошаия продолжает: «Что касается письма Товии, слуги царя, который явился к Шаллуму, сыну Яддуи, через пророка со словами «Берегись!», то твой слуга послал его моему господину». Разумеется, мы ничего не знаем о пророке, выступавшем в роли носителя письма, однако из документов явствует, что важные послания имели достаточно широкое хождение, и в этом смысле представляется особенно интересным детальное объяснение Ошаией того, как он получил письмо, которое намеревался переслать дальше. В Письме XVI вновь говорится о «пророке», однако сохранилось лишь окончание его имени ahu (AV iah). Его принято отождествлять с Урией ( Иер. 26:20 ) или с Иеремиеей, однако следует помнить о том, что подобное же окончание наверняка имели и имена многих других пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Нав.15:33 .  На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна, Нав.15:34 .  Заноах, Ен-Ганним, Таппуах и Гаенам, Нав.15:35 .  Иармуф, Одоллам, [Немра,] Сохо и Азека, Нав.15:36 .  Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами. Под «низменными местами» разумеется определенная местность в уделе Иудина колена, лежащая между горной возвышенностью и морским берегом. В еврейском тексте она носит название Шефела («низменность»), принимаемая и греческими переводчиками за собственное имя в других местах, например, Иер.32:44 , по-гречески Σεφηλα, в славянской Библии «во градех польных»; в русском переводе в значении собственного имени это название передано в 1Мак.12:38 : «в Сефиле». Обширная равнина Шефела, продолжавшая носить это название во времена Евсевия, простирается от Газы к северу до Лидды и отличается и в настоящее время замечательным плодородием. Перечисление находившихся в ней городов библейский писатель начинает с северной ее части. Из названных им городов известны по своему географическому положению «Ештаол... и Цора», которые называются обыкновенно вместе ( Нав.19:41 , Суд.13:25 и др.) и находились недалеко один от другого на запад от Иерусалима. Местом Цоры признается нынешняя деревня Цара; местом Ештаола – деревня Ашуа, верстах в 4-х к северо-востоку от Цары. Между Царой и Ашуа указывается Кабр Шамшун – «гробница Самсона», согласно со сказанным в Суд.16:31 , что Самсона похоронили братья его между Царою и Естаолом. Заноах, в настоящее время Зануа, в небольшом расстоянии на юго-восток от Цары. Иармуф см. Нав.10:3 ; Одоллам см. Нав.12:15 . Название Немра привнесено из славянской Библии, следующей спискам перевода Семидесяти, из которых в древнем Ватиканском и других списках читается после Одоллама Μεμβρα, в Александрийском и других Νεμρα. Положение Немры неизвестно; сходные с нею по имени Нимра ( Чис.32:3 ) и Нимрим ( Ис.15:6 ) находились: первый в уделе Гадова колена, второй – в Моавитской земле. Сохо, как назывались два города этого имени при спуске с Иудейских гор в равнину, находился, согласно с указанием Евсевия, на месте нынешних развалин Еш-Шувейка в 3 1/2 часах пути на юго-запад от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и сказал пред израильтянами: Стой солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Ту древнюю молитву-песнь Иисуса, вождя Израилева, воспроизвел в пес­не своей Аввакум: Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Для победы над аморреями это было не нужно. Они уже были поражены ме­чом Израиля и камнепадом Господа от возвышенности Вефорона до Азека и Македа. Зачем надо было останавливать еще солнце и луну почти на целый день? Зачем пред светом недвижимого солнца летали стрелы Его? Зачем пред сияни­ем замершей на месте своем луны сверкали копья Его? Стрелы и копья Израиля были стрелами и копьями Ягве-Бога. Все это было затем, чтобы народ мстил вра­гам своим. Израильтянам нужно было для этого дополнительное время. Настал час расплаты и правды Божией. Отдававшие детей своих ненасытному чреву Молоха, а члены свои развратной Астарте не должны были пасть в бою смертью храбрых, но должны были испить вино ярости Божией и правды Его за грехи и нечестие свое, должны были облечься в одежду позора своего и ощутить мерзость греха своего. То была божественная теодицея. То было, чтобы оправдан был Бог в путях Своих. То был ответ на вопли и воззвания ищущих правды Божией. Тогда ответ был такой. Прошли века, и ответ пришел иной. Луна остановилась на месте своем. В Гефсиманском саду молился Сын Человеческий. От лика другого Иисуса, не Навина, а Назарянина падал на землю пот, как капли крови. Над Ним, при сиянии лунном, нависла чаша вина ярости и правды Божией. Он страшился ее, но согласился испить ее. Не на аморреев, не на грешников просил опрокинуть ее – согласился испить ее Сам. Сам и до дна всю. То была божественная теодицея. То было, чтобы оправдан был Бог в путях Своих. То был ответ на гефсиманский вопль страданья. При сиянии полный луны засверкали копья Божии в руках воинов и толпы, ведомой предателем Иудой. Солнце... остановилось на месте своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда коалиционные войска аморрейских (в LXX “иевусей­ских”, по племени, населявшему Иерусалим и, очевидно, родственному хананеям) царей расположились станом подле Гаваона (10:5), гаваонитяне послали в Галгал и призвали на помощь Иисуса. Дальнейшее повествование вновь говорит о Божием вмешательстве; Сам Господь готов даровать победу израильтянам, — она уже дарована. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим (10:8). Именно Господь привел аморреев в смятение при виде Израильтян (10:10), и они обратились в бегство. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни града до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевымечом (10:11). Неясно, идет ли речь о метеоритах или об огромных градинах; возможно, что это был метеоритный дождь вперемешку с градом. Самая большая зарегистрированная градина весила 1 кг; известно, что в 1980 г. градом убило женщину в Мюнхене, а в Трансваале от града нередко погибает скот. 12–14 стихи описывают невероятное чудо, совершенное Богом: Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Бог Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “сто­я­ло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день”? (10:12–13). Это место подвергается постоянным нападкам атеистов, однако оснований для того, чтобы отвергать историчность описанного, нет. Г. И. Ясницкий приводит некоторые астрономические доказательства и исторические подтверждения подлинности события. Он пишет об американском астрономе, который вычислил, что есть основания говорить о дополнительных сутках, включенных в историю мира. Согласно Ясницкому, “дол­гий день Иисуса Навина” мог быть результатом либо замедления вращения земли, либо рефракции солнечного света 131 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои, никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефоронской, и поражали аж до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю…, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слушал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля. Потом возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Ма-кеде. Когда донесено было Иисусу и сказано: «нашлись пять царей, они скрываются в пещере в Македе». Иисус сказал: «привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их; А вы не останавливайтесь, но преследуйте врагов ваших, и истребляйте заднюю часть войска их, и не давайте им уйти в города их, ибо Господь Бог ваш; предал их в руки ваши.» ( Нав. 10:7–19 ) Если мы сейчас этот отрывок сообразуем с явлениями природы, то выражение «солнце остановилось» не будет говорить о том, что согласно Библии, солнце вращается вокруг Земли, такого не может быть. В данном случае это нужно для того, чтобы удлинить день. Выражение «солнце остановилось» говорило, что день был более длинный. Автор этого текста хочет сказать, что Иисус и его войско видели солнце как бы неподвижным и проходящим чрезвычайно медленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Следуя указанию суеверных гаданий, Навуходоносор, в 9-м году Седекии, с многочисленным войском вторгнулся в Иудею. Небольшие крепости без труда были завоеваны; сельские жители не оказывали ни малейшего сопротивления и охотно становились в, ряды Халдеев, шедших к Иерусалиму; только Лахис и Азека держались некоторое время, силы неприятелей увеличились присоединением Едомитян и Филистимлян, горевших давней ненавистью к Иудеям. Иеремия в это время говорил Седекии в Иерусалиме: «так говорит Иегова: вот Я отдаю город сей в руку царя вавилонского; и он сожжет его огнем. И ты не спасешься от руки его; но будешь взят и предан в руки его, и глаза твои увидят глаза царя вавилонского, – и уста твои будут говорить с его устами, и пойдешь в Вавилон. Впрочем, ты не от меча умрешь; умрешь спокойно; и как для отцов твоих, прежних царей, которые были прежде тебя, сжигали благовония (при погребении), так сожгут и для тебя, и оплачут тебя: увы государь!» (34:2–5.). В десятом месяце того же года Навуходоносор сделал насыпь вокруг Иерусалима и начал осаду. Несмотря на все угрозы и увещания Пророка, жители Иерусалима решились сопротивляться до последней крайности. Все схватились за оружие и, чтобы склонить Бога на милость, по повелению царя, объявлена была в год юбилейный свобода всем рабам еврейского происхождения, и таким образом исполнен был еврейский закон о юбилее, остававшийся столь долго в небрежении ( Исх.21:2 ; Втор.15:12 .). Завет касательно отпущения рабов, заключен был в храме пред лицом Иеговы: князья иудейские и князья иерусалимские, евнухи и священники и весь народ земли прошли между рассеченными частями тельца. Иеремия одобрил это благое дело: «вы сделали справедливое пред очами Моими, говорил он от имени Бога, объявив свободу друг другу». Увеличение войска и счастливые вылазки возвысили дух осажденных, и когда приближение египетского войска заставило Халдеев снять осаду Иерусалима, все народонаселение исполнилось радостными надеждами и предалось такой беспечной самоуверенности, что отпущенные на волю рабы возвращены были в прежнее рабство. Это было поводом Пророку обратить к нарушителям завета слово обличения и угрозы: «вы обесславили имя Иеговы, не послушались его в том, чтобы объявить свободу брат брату и друг другу; за то вот он объявляет вам свободу, отпуская вас к мечу, мору и голоду, И сделает вас предметом ужаса для всех царств земли; предаст вас в руку врагов ваших, и будет труп ваш пищей птицам небесным и зверям земным. И Седекию царя Иудейского и князей его отдаст в руку врагов его, в руки войска царя вавилонского, который теперь отошел от вас. Вот он возвратится к сему городу, и приступят к нему и возьмут его, и сожгут его огнем, и города Иудеи оставит пустыней без жителей» (34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Глава 25 Падение царства Иудейского. 1–3. Осада Иерусалима и голод в городе 4–7. Взятие города, бегство Седекии, умерщвление его сыновей и пленение его в Вавилон. 8–17. Нашествие Навузардана, сожжение Иерусалима, ограбление храма и пленение народной массы в Вавилон. 18–21. Казнь иудейских сановников в Ривле. 22–26. Оставшееся в Иудее население; убийство Годолии и массовое бегство иудеев в Египет. 27–30. Замечание об освобождении Иехонии в 37-й год его переселения, при Евильмеродахе. 4Цар.25:1 .  В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал. 4Цар.25:2 .  И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии. 4Цар.25:3 .  В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. Возмущенный клятвопреступлением Седекии, как и восстанием других народов, Навуходоносор (по Иез.21:18 и далее, бросив предварительно жребий, который и пал на Иерусалим) вторично вторгся в пределы Иудеи и осадил Иерусалим («по всем правилам искусства», по замечанию И. Флавия) в 9-й год царствования (не Навуходоносора, как по русскому синодальному переводу «своего», а Седекии, у LXX-mu: ατο, слав.: «его») в 10-й месяц, в 10-й день месяца. Такая точность даты начала осады Иерусалима, как и других выдающихся моментов этого печального для национально-иудейского чувства события (ср. ст. 3, 8) объясняется из того, что иудеи в плену в воспоминание об этом и других печальной памяти днях установили и совершали нарочитые посты ( Зах.8:19 ; ср. 4Цар.7:3 ). 10-й месяц, соответственно получившей в плену начало вавилонской таблице названий месяцев у евреев, назывался Тебет ( Есф.2:16 ). Из ст. 6 видно, что осаду Иерусалима Навуходоносор вел не самолично, так как главную квартиру свою и местопребывание он имел в г. Ривле, а через посредство кого-либо из своих военачальников. Из стиха ( 4Цар.34:7 ) видно, что вавилоняне осаждали и другие иудейские города, как Лахис и Азека. Осада в целом продолжалась около полутора лет (за исключением короткого перерыва, когда, услышав о приближении египтян на помощь иудеям, халдеи на малое время снимали осаду с Иерусалима, ( Иер.37:5–8,34:21–22 ) ), именно 1 год, 5 месяцев, 27 дней; крайнее усиление голода в городе и первый пролом городской стены произошли в 9-й день четвертого (как прямо оказано в Иер.39:2,52:6 ) месяца («Таммуза», соответствующего большей части нашего июля) 11-го года царствования Седекии (ст. 2–3). Как велики были бедствия голода и иные, которые претерпевали осажденные, видно из ( Иер.2:11–12,19,4:3–10 ), ср. ( Иез.4 ) и другие места.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Град нередко сопровождается бурным ветром. Крупный град с бурею причиняет значительный вред; и действительно, на бедствия от града и бури мы находим указания, между прочим, у ветхозаветных пророков. Так, прор. Иезекиль 13 , обличая ложных пророков и указывая на горестные последствия их деятельности, для наглядного изображения этих последствий, берет образы от разрушительного действия крупного града, соединенного с бурею, и от лица Иеговы говорит: когда он (народ) строит стену, они (ложные пророки) обмазывают ее грязью; скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменные градины, падете, и бурный ветер разорвет ее. И вот падет стена; тогда не скажут ли вам: где та обмазка, которою вы обмазывали? Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну ее на землю, и откроется основание ее, и падет, и вы вместе с нею погибнете и узнаете, что Я Господь. Во времена Иисуса Навина необыкновенно крупный град окончательно решил исход сражения между царями Амморейскими, жившими на горах, и Израильтянами в пользу последних. Об этом событии священный повествователь говорит следующее: «Когда они (цари Амморейские с их ополчением) бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни (града), до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы, мечом» 14 . Зимнее время не освобождает сельских обитателей Святой Земли от трудов земледелия. Напротив, там в это время производятся наиболее важные земледельческие работы. Как скоро выпадут первые зимние дожди и размягчат сухую почву, в Палестине начинается распашка полей, которые потом засеваются пшеницею и ячменем. В то же время происходить уборка созревших во время лета растений. В конце зимы, в марте, опять возделываются еще невозделанные поля и на них сеют табак, дурру, бобы и хлопчатник, которые поспевают к жатве в конце лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

1 . Колено Иудино (76500 ч.) получило южную часть земли Ханаанской, от Кадес-Варни и потока Египетского до Иерусалима, и от Мертвого моря до Средиземного моря ( Чис.26:22 ; Нав.15 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Иудину: Кавцеил, Едер, Иагур, Кина, Димона, Адада, Кедес, Асор, Ифнан, Зиф, Телем, Валоф, Гацор-Хадафа, Кириаф-Хецрон, иначе Гацор, Амам, Шема, Молада, Хацар-Гадда, Хешмон, Веф-Палет, Хацар-Шуал, Вирсавия, Визиофея, Ваала, Иим, Ацем, Елфолад, Кесил, Хорма, Циклаг, Мадмана, Сансана, Леваоф, Шелихим, Аин, Риммон, Ештаол, Цора, Ашна, Заноах, Ен-Ганним, Таппуах, Гафнам, Иармуф, Одоллам, Сохо, Азека, Шаараим, Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, Цигор, Маон, Кармил, Зиф, Юта, Изреель, Иокдам, Заноах, Каин, Гива, Фимна, Халхул, Адифаим, Гедера или Гедерофаим, Ценан, Хадаша, Мигдал-Гад, Дилеан, Мицфе, Иокфеил, Лахис, Воцкаф, Еглон, Хаббон, Лахмас, Хифлис, Гедероф, Беф-Дагон, Наема, Макед, Ливна, Ефер, Ашан, Иффах, Ашна, Нецив, Кеила, Ахзив, Мареша, Екрон, Азот, Газа, Шамир, Иаттир, Сохо, Дамна, Кириаф-Санна, иначе Давир, Анаф, Ештемо, Аним, Гошен, Холон, Гило, Арав, Дума, Ешан, Ианум, Беф-Таппуах, Афека, Хумта, Беф-Цур, Г едор, Маараф, Беф-Аноф, Елтекон, Кариаф-Ваал, иначе Кириаф-Иарим, Аравва, Беф-Арава, Миддин, Секаха, Нившан, Ир-Мелах, Ен-Геди ( Нав.15:21–63 ). Примеч. Многие из этих городов были отчислены от удела колена Иудина и переданы колену Симеонову. 2 . Колено Симеоново (22200 ч.) не получило отдельного участка. «От участка сынов Иудиных выделен удел колену сынов Симеоновых. Так как участок сынов Иудиных был слишком велик для них, то сыны Симеоновы и получили удел среди их удела» ( Чис.26:14 ; Нав.19:9 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Симеонову: Вирсавия или Шева, Молада, Хацар-Шуал, Вала, Ацем, Елтолад, Вефул или Кесил, Хорма, Циклаг, Беф-Маркавоф, Хацар-Суса, Беф-Леваоф, Шарухен, Аин, Риммон. Ефер, Ашан, Ваалаф-Беер ( Нав.19:2–8 ). 3 . Колено Вениаминово (45600 ч.) получило удел на северо-востоке колена Иудина. На востоке оно граничило Иорданом, а на западе, простираясь до Кириаф-Иарима, – коленом Дановым; на севере оно захватывало Вефиль ( Чис.26:41 ; Нав.18:11–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007