10:3. Еглон. По всей вероятности, Еглон – это Телль-Айтун (Aitun), расположенный в 7 милях к юго-востоку от Лахиса. Небиблейские источники не содержат сведений об этом городе, и раскопки здесь не проводились. 10:5. Аморреи. См. коммент. к 5:1. 10:6. Галгал. Местонахождение не установлено; см. коммент. к 4:19. 10:9. Переход из Галгала в Гаваон. Поскольку местонахождение Галгала неизвестно, оценить пройденное израильтянами расстояние затруднительно. От Иерихона до Галгала примерно 15 миль, следовательно, они прошли не более 20 и не менее 5 миль. 10:10. Вефорон, Азек, Макед. Беф-Оронский проход охраняется двумя городами: Верхним Беф-Ороном, Beit Urel-Foqa, в 2 милях к северо-западу от Гаваона, и Нижним Беф-Ороном, Beit Uret-Tahta, еще в полутора милях к северо-западу и примерно на 1000 футов ниже. Предполагают, что этот город фигурирует в амарнских письмах под названием Бит-Нинурта (Bit Ninurta). Проход ведет в долину Аиалона (названную в амарнских текстах Айалуной) – главному пути из горной местности в прибрежные равнины. В Аиалонской долине аморреи повернули на юг, пересекли долину Сорек и прошли примерно 12 миль на юго-восток, в Азек (близ Иармуфа). Оттуда они продолжили путь на юг, в Макед (примерно 14 миль). Этот путь проходит вдоль границы между горной местностью и Шфелой. Макед отождествляют с Хирбет-эль-Ком (el-Qom), на полпути от Лахиса до Хеврона, в 3 милях к северо-востоку от Еглона. Здесь проводились ограниченные раскопки, не обнаружившие следов поселения позднего бронзового века. Азек – Телль-Закарийа (Zakariya), где найдены следы хананейского поселения, но результаты археологических исследований этого слоя очень незначительны. 10:11. Град. В рассказах о завоеваниях град как божественное возмездие встречается довольно часто. В послании своему богу (Ашшуру) ассирийский царь Саргон II сообщает, что во время войны с Урарту (714 г. до н. э.) бог Адад уничтожил его врагов, забросав их «камнями с неба». В рассказе об этой битве фигурируют несколько объединившихся в союз царей, которые бегут, преследуемые Саргоном, и, наконец, прячутся в расщелинах скал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Номера 2–5 на этой карте представляют фазы ассирийской кампании. Ассирийские тексты, археология и Библия вполне совпадают в описании этой кампании. 2. Финикия и Прибрежная равнина возле Иоппии Чтобы изолировать Иудею от Египта и средиземно- морских портов, Сеннахирим захватил Международный прибрежный путь. Он укрепил несколько городов на Прибрежной равнине возле Иоппии, включая Беф-Дагон, Бене-Верак и Азор. Аммон, Моав и Едом на востоке подчинились раньше. Ассирийское кольцо сжималось. 3. Шефела, 4 Царств 18:13–19:8 Сеннахирим обратил внимание на Шефелу Иудеи, последнюю буферную зону, защищающую Нагорную местность. Он взял Екрон и Фимну в долине Сорек. В долине Эла он отметил, что Азек был хорошо укреплён, но, используя стенобитные орудия, он взял и его, и унёс его трофеи (Сеннахирим, «Письмо Богу»). Следующим был Лахис ( 4Цар. 18:13–14 ). Сеннахирим украсил в своём дворце в Ниневии зал 20-метровым рельефом, изображающим взятие Лахиса. Сейчас рельеф находится в Британском музее. На нём Сеннахирим изображён сидящим на престоле с надписью над ним: Сеннахирим, царь мира, царь Ассирии, восседает на престоле, когда перед ним проходят трофеи Лахиса. 4. Угроза Иерусалиму с севера, Исаии 10:28–32 Этой ассирийской угрозой, скорее всего, была большая армия, посланная из Шефелы, во главе с Рабсаком, пришедшим требовать от Езекии полной капитуляции ( 4Цар. 18:17 ). Приход ассирийцев описан Исаией с географическими подробностями. Пройдя Аиаф и Мигрон, В Михмасе он складывает своё снаряжение. Проходят теснину, говоря: «Заночуем в Геве». Рама трясётся! Гива Саулова разбежалась! Вой голосом твоим, дочь Галима. Слушай, Лаис. Бедный Ана- фоф! Мадмена убежала. Жители Гевима ищут убежище. Однако сегодня он остановится в Нове, погрозит кулаком горе храма Сиона, холму Иерусалима ( Ис. 10:28–32 , перевод автора). То, что Исаия так подробно описал приход ассирийцев, упоминая теснину через вади Сувенит из Михмаса в Геву, предполагает, что он знал эту местность и был современником события (фото к карте 6–2; ср. 1Цар. 13:23–14:5 ; карта 5–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 17 Победа Давида над Голиафом. 1Цар.17:1 .  филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. Возможно предположить, что, нападая на евреев, филистимляне рассчитывали на предполагаемую неспособность больного Саула ( 1Цар.16:14–21 ) оказать им умелое сопротивление. Но на этот раз филистимляне ошиблись в своих ожиданиях. Сокхоф и Азек – города к юго-западу от Иерусалима. 1Цар.17:3 .  И стали филистимляне на горе с одной стороны, и израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина. Войска находились в таком положении, что нападающая сторона неизбежно рисковала потерпеть полное поражение. А так как никто себе не враг, то обе стороны стояли в бездействии, но в напряженном выжидательном положении. Неизвестно, сколько времени они простояли бы таким образом, если бы филистимлянам не пришла мысль решить дело военным поединком двух богатырей – из того и из другого лагеря. Богатырем со стороны филистимлян явился великан из города Гефа – Голиаф. 1Цар.17:4 .  И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди. Локоть – длина руки от локтевого сустава до конца среднего пальца. Пядь – ширина в три ладони. Ладонь – ширина четырех пальцев. 1Цар.17:5 .  Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; Сикль как мера веса равнялся 3 золотникам, 34,40 долям (соответствует примерно 15 г. – Прим. ред.). 1Цар.17:8 .  И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; «Не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы», т.е. какое может быть сравнение между мной, могучим, свободным филистимлянином, и вами, жалкими рабами больного маньяка Саула? 1Цар.17:11 .  И услышали Саул и все израильтяне эти слова филистимлянина, и очень испугались и ужаснулись. «Очень испугались и ужаснулись», не надеясь подыскать со своей стороны равносильного Голиафу соперника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вскоре войска Навуходоносора двинулись на Иудею. Они без труда заняли страну. Оборону держали лишь три крепости: Азек, Лахис и Иерусалим. Переписка этого времени, найденная в 30-х годах нашего века в Лахисе, освещает подробности войны. Она содержит депеши, которые слали еврейские военачальники, ожидая помощи от фараона. Крепости, отрезанные друг от друга вражескими частями, обменивались сигнальными огнями. В текстах упомянут некий пророк, который «ослабляет руки народа» (т. е. волю к сопротивлению). Начало его имени не сохранилось. Судя по конечным буквам, речь идет об Иеремии. Встревоженный царь Седекия послал к Иеремии вопросить о будущем. Ответ пророка был неизменным. Помощи ждать неоткуда, необходимо прекратить войну. Зимой халдеи уже осадили Иерусалим. Седекия решил умилостивить Бога, отпустив рабов на свободу, как предписывал Закон Моисеев (Исх 21). Иеремия, разумеется, одобрил этот шаг: «Вы поступили справедливо». Но едва только фараон Хофра вынудил халдеев снять осаду, как все невольники были возвращены своим хозяевам. Пророк гневно протестовал: «Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и отдам вас на озлобление во все царства земли» (34,17). Иеремия в это время решил вернуться в Анатот. Родные предложили ему выкупить часть земли, на которую он имел право. В условиях войны это казалось безумием. Но пророк хотел засвидетельствовать, что он чужд отчаяния и верит в будущее. Поэтому он отправился в Анатот, однако в воротах был схвачен как перебежчик. Его объявили предателем, жестоко избили и бросили в подвал дома царского писца Ионатана (гл. 32). Тем временем армия фараона была разбита, и халдеи снова осадили Иерусалим. Начались тяжкие дни блокады, голода, уныния. Для заключенного в темнице пророка горше всех этих бедствий было сознание, что его считают изменником. Он изливал свою скорбь в молитвах и сетованиях:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

С своей стороны, Давид с любовью и восторженным увлечением исполнял свою обязанность, хотя обязанность эту ему приходилось исполнять еще так редко, что он имел возможность надолго уходить в свой родной город и продолжал заниматься своим пастушеским делом. Один случай однако же больше сблизил его с царем. Беспокойные филистимляне в это время опять начали делать нашествия на землю израильтян, с целью подчинить их своему игу. Неизвестно, какие собственно обстоятельства заставили их предпринять это новое нападение, но во всяком случае они выступили с большим войском и, наученные горьким опытом, уже не полагались только на свою силу, а прибегали и к стратегическому искусству. Вторгшись во владения колена Иудина, они сосредоточили свои силы между Сокхофом и Азеком, в Ефес-Даммиме. Эти местности теперь определены с достаточною удовлетворительностью. Сокхоф, теперешний Шувейке, лежит как бы на естественной террасе, верстах в двух выше долины Эла, то есть теревинфа или дуба, в холмистой местности, верстах в 24 к юго-западу от Иерусалима. Азек, тепершний Деир-Эл-Аспек, находится в более открытой местности, ниже вади Сурар, в верстах и2 к северу от Сокхоеа, на главной дороге из долины Эла. Верстах в двух к югу находится Веит-Фазед, то есть, «дом кровопролития», указывающий на самое место филистимского стана, на то место с зловещим названием Ефес-Дам-мим, то есть, «предел крови», которое называлось так вследствие того, что оно было сценой частых и кровопролитных столкновений. Саул выступил с своим войском для противодействия неприятелю и остановился станом у долины Эла, в вади Сунд, на одном из низких скалистых холмов, покрытых мелким мастиковым кустарником, которым эти холмы изобилуют и теперь. Между двумя враждебными войсками лежала широкая, открытая долина, богатая и плодородная, но по всей своей длине разделенная по средине значительным оврагом, присутствием которого с достаточностью объясняется, почему противоположные войска, находясь близко друг к другу, не могли вступить в правильную битву. Новейший исследователь, Кондер 44 , говорит, что эта рытвина представляет собою как бы глубокую траншею, образованную горным потоком, бурно протекающим здесь зимою, хотя и высыхающим летом. Это ложе, имеющее в некоторых местах до 20 футов ширины, с крутыми вертикальными сторонами до 10 или 12 футов глубиною, было совершенно непереходимым в известных местах. Оба берега этого оврага усеяны круглыми голышами, весьма пригодными для пращи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

2. УКРЕПЛЕНИЯ РОВОАМА, 2 Паралипоменон 10:17–11:17 Хотя Ровоам и Иеровоам впоследствии воевали, первоначальный раскол произошёл мирно. Вопреки прежней вражде между домом Саула и домом Давида, Вениамин неожиданно последовал за Иудой ( 2Пар. 11:1 ). Хотя там имели место и политические причины (ведь Иерусалим был в земле Вениамина), можно предположить, что Вениамин понял: Яхве избрал для Своих целей дом Давидов и город Иерусалим ( Втор. 12:5,11 ; 3Цар. 9:3; 14:21 ). Укрепления Ровоама (подчёркнутые голубым) были сосредоточены в двух регионах: 1) маршруты хребта в Нагорной местности, подходящие к Иерусалиму с юга: Вифлеем, Етам, Фекоя, Беф-Цур, Хеврон, Адораим и Зиф, и 2) Шефела, юго-западный фланг Иудеи: Аиалон, Цора, Сохо, Одоллам, Азек, Геф, Мареша и Лахис. Ровоам в основном защищался от атак с юго-запада, то есть из Египта. Укрепления вдоль новой северной границы Иуды с Израилем не упоминаются. Он не оставлял надежду на воссоединение Израиля и Иуды и поэтому ; не хотел укреплять границы, строя крепости. Первые три года правления Ровоама прошли спокойно. Верные священники приносили в Иерусалиме жертвы Господу, Богу своих отцов. 2-я книга Паралипоменон обобщает сведения о строительных проектах Ровоама, говоря, что «оставались за ним Иуда и Вениамин». Но добрые времена продолжались недолго. 3. ФАРАОН СУСАКИМ, 925 год до Р.Х., 2 Паралипоменон 12 «Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль • с ним» ( 2Пар. 12:1 ). Укрепление царства, произведённое Ровоамом, не помогло ему, когда он оставил Господа. Он построил высоты для чужих богов и учредил в Иудее культ мужской проституции ( 3Цар. 14:23–24 ). Орудием I суда за его неверность стало войско фараона Сусакима, вторгшееся в Иудею. 1 Список завоеваний Сусакима, сохранившийся в храме j Амона в Карнаке (Египет), совпадает с повествованием » Библии. Сусаким воспользовался слабостью разделившейся израильской монархии. У него было три основных цели (Aharoni 323–330; чёрно-жёлтые стрелки и места, • подчёркнутые красным). Он пришёл по филистимскому t побережью и сначала захватил Газер, ранее укреплённый 1 Соломоном. Из Газера он поднялся по двум главным ! маршрутам к Иерусалиму – маршрутам хребта через Be- I форой и Кириаф-Иарим. Ровоам вынужден был отку- питься от Сусакима золотом из храма и царского дворца. Но фараон не забрал ковчег завета в Египет, и ковчег ( оставался в Иудее при правлении царя Иосии более чем 300 лет спустя ( 2Пар. 35:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2. Обычно полагают, что образы херувимов навеяны пророку вавилоно-ассирийскими крылатыми быками «шеду» и «карибу». Это вполне возможно, но тем не менее следует помнить, что образ крылатого существа известен издавна в религиозном искусстве многих народов (египтян, финикийцев, хеттов, урартов, греков, жителей Мари и Миттани). У израильтян херувимы были единственным сакральным изображением, допущенным со времен Моисея. Таким образом, когда видение преломилось в сознании пророка и его художественном воображении, оно и вне связи с месопотамской культурой могло принять форму крылатых существ (см.: М. Скабалланович. Первая глава Книги пророка Иезекииля, 1904; Walmer Eihordt. Ргорнет Ezechiel, р. 57). Богословы подчеркивают, что эти необычайные формы видения пророка означали безмерность Божественной Славы. «Никогда еще, — говорит Ж. Даниелу, — опыт трансцендентности Бога не был выражен с такой интенсивностью. Здесь как бы последовательное уплотнение, как бы сферы углубления. Но если даже проявление Славы в херувимах уже непереносимо для человека, если он падает уже под тяжестью ангела, как говорит Рильке в своей Дуинской элегии, то как можно предположить, что же такое Бог Сам по Себе?» ( J. Danielou. Le Dieu d " Ezechiel. — " Bulletin st. Jean Baptiste " , 1964, t. v-2, dec., р. 61). 3. В синодальном переводе здесь стоит: «некоторым святилищем», но славянский («в освящение мало») более точен. Буквально слово «меат» означает «малое», «немногое». Это выражение, по-видимому, означает, что в изгнании Царство Божие раскрывается лишь отчасти, а полностью только в последнем и окончательном Богоявлении (см.: М. Скабалланович Книга пророка Иезекииля. ТБ, т. VI, с. 290). Глава тринадцатая КРУШЕНИЕ Иерусалим, 588-587 гг. Праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его. Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою. Плач 1, 18     В тридцатых годах нашего века при раскопках Лахиша была найдена переписка иудейских военачальников [ 1 ]. Она непосредственно вводит нас в ту тревожную атмосферу, которая царила во время восстания. Военачальник Иерусалима Осия сообщает, что Азек перестал подавать световые сигналы. Очевидно, враги уже в городе. Но Лахиш и Иерусалим еще стоят. Они постоянно обмениваются депешами, напряженно ждут подкрепления из Египта. Командование особенно озабочено действиями противников войны. «Будь осторожен с этими князьями, — пишет один из военачальников, — они ослабляют наши руки и обессиливают людей. А теперь, господин мой, не напишешь ли ты им, говоря: зачем вы делаете это даже в Иерусалиме? Ведь вы делаете это даже у царя в его доме! Клянусь Ягве, Богом Живым, с того времени, как слуга твой прочел эти письма, он потерял покой…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В слое III (ранняя фаза железного века) с отложениями ок. 1 м обнаружена характерная филистимская керамика (что объяснимо, учитывая, что В. стоит на границе с прибрежной равниной). Это слой второго расцвета города, когда там строили новые цистерны, частные дома и водопроводы, плавили бронзу. Расцвет продолжался до сер. XI в. до Р. Х., до очередного вражеского нашествия (возможно, филистимского). Неясно, был ли город того времени укреплен (последний ремонт стен мог относиться как к слою III, так и к слою IV). Позднейшее поселение (слой II) было укреплено только в первой фазе (II A). На зап. краю телля дома стояли по старой линии укреплений, разделенные улицами; были сделаны попытки восстановить стены, применив казематные конструкции. Фаза II A оборвалась очень быстро, при пожаре нач. Х в. Фазы II B и II C, охватывающие время до 587 г. (вавилонское нашествие на Иудею), показывают уже безусловно неукрепленное поселение. Окончательное разрушение Макензи и Й. Ахарони датируют ассирийским вторжением 701 г., однако такой дате противоречит находка ряда керамических форм VII в. до Р. Х. В слое II найдены ручки кувшинов с личными штампами с надписями на древнеевр. языке, типичные для эпохи конца Иудейского царства. Там же найдены царские печати с крылатым скарабеем или крылатым свитком, типичные для VIII в. То, что фазы II B и II C не имеют укреплений, подтверждается отсутствием В. в списке крепостей, возведенных Ровоамом по всей Иудее (включая соседнюю Цору - 2 Пар 11. 5-10). B. не упомянут и в списке городов Иудеи, где есть его соседи, такие как Цора и Азек (Нав 15. 33-36). К слою II относят значительные группы гробниц за пределами города, к-рые в основном датируют концом железного века. Возможно, что в IX в. до Р. Х. город нек-рое время оставался незаселенным. Верхний слой (I) представлен небольшим количеством нумизматических материалов эпохи эллинизма, керамикой рим. времени и мон-рем визант. эпохи (на юго-вост. стороне телля), к-рый стал последним поселением на телле. 2. Расположение В., упомянутого в уделе колена Иссахара (Нав 19. 22), неясно: Ахарони предположил, что его можно отождествить с Хирбет-Шейхом к юго-западу от Геннисаретского оз., находящимся в пределах границ Иссахара (Нав 19. 17-23) (The Land. P. 432). Др. В., полученный коленом Неффалима (Нав 19. 38), был укреплен, причем ханаанеи из него не были изгнаны (Суд 1. 33). Этот В., видимо, упомянут в егип. Текстах проклятий и в списке ханаанских городов Тутмоса III ( Aharoni. The Land. Р. 162). Ахарони полагает, что этот В. можно отождествить с Хирбет-Телль-эр-Рувейсех на севере Галилеи: именно в В. Галилее ханаанеи нек-рое время сохраняли влияние после захвата Ханаана евр. племенами (Ibid. P. 162, 432). Наконец, Иер 43. 13 называет еще один В., или Гелиополь, как город в Египте (Иер 50. 13).

http://pravenc.ru/text/158300.html

Навуходоносор не заставил себя ждать и вскоре появился во главе армии на иудейских границах. Прочие мелкие государства – клиенты не посмели примкнуть к восстанию и по требованию Навуходоносора выставили свои вспомогательные отряды. С особым усердием поддерживал вавилонян Эдом, южный сосед и извечный недруг Иудеи. Иудея осталась в одиночестве. Вавилоняне опустошили ее территорию и осадили Иерусалим, а также города Лахиш и Азек, где засели иудейские гарнизоны. Осада Иерусалима началась 15 января 588 г., а через 25 дней 8 февраля 588 г., вскоре после возвращения из похода в Нубию, умер фараон Псамметих II. На египетский престол вступил его сын Априй, который, выполняя обещание отца иудеям, двинул в Азию свои армию и флот. Навуходоносор, узнав о наступлении египтян, отступил от Иерусалима. На суше египтяне потерпели неудачу, но на море одержали победу над флотом финикийского города Тира, досланным в бой Навуходоносором. Финикийские моряки не хотели по – настоящему драться с египтянами за интересы Вавилона. Вавилон был для финикиян угнетателем, а с Египтом их связывали давние и прочные экономические, политические, религиозные и культурные отношения. В египетском флоте служило много финикийских наемников. После побед на море египтяне заняли Финикию. Они намеревались обосноваться здесь всерьез и надолго. В Гебале, например, они построили свои казармы и храм местной богини. Египетское проникновение в Финикию серьезно поколебало вавилонское господство в Заречье. Восстал Дамаск. Попытки мятежа имели место в Хамате и Арпаде. К тому же в Сирию с севера неоднократно вторгались «Гог и Магог» – так в Библии именуются лидийцы, союзники Египта, которые вели войну с Мидией, союзницей Вавилона. Навуходоносору пришлось потратить немало сил и времени, чтобы восстановить вавилонское господство в Заречье. Между тем в Иерусалиме ликовали. Иудейские верхи, затеявшие восстание, уверовали в победу и по этому случаю немедленно нарушили завет, заключенный в начале войны. Богатеи и ростовщики, «раздумав, стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю, и принудили их быть рабами и рабынями». Пророк Иеремия сурово осуждал как само восстание, так и поведение иудейской верхушки. Он не сомневался, что дело кончится катастрофой. Когда царь Седекия, не разделявший воинственных настроений своего окружения, обратился через верных людей к Иеремии за советом, тот ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все понимали, что Навуходоносор, опасаясь потерять Сирию, не станет медлить. И действительно, очень скоро его огромная армия, наполовину состоявшая из наемников, выступила на запад. Свой лагерь Навуходоносор разбил в Рибле, там, где двадцать лет назад была ставка Нехо. Первым делом он предпринял военные действия против финикийских городов. Сидон капитулировал, но Тирский царь заперся на своем полуострове и приготовился выдержать долгую блокаду. Пользуясь этим вынужденным промедлением, Навуходоносор решил двинуть часть своих войск на юг, чтобы расправиться с амонитами и иудеями. Говорят, оракул внушил ему мысль в первую очередь напасть на Иерусалим. Кроме того, он мог предполагать, что фараон сдержит слово и пришлет Седекии подкрепление; нужно было опередить его и покарать вероломного вассала. У Седекии после переселения 597 года было слишком мало людей, чтобы попытаться дать бой халдеям. Хофра медлил с обещанной поддержкой. Оставалось укрыться за стенами и ждать египтян. Халдеи без особого труда заняли иудейскую территорию. Оборону держали только три крепости: Азек, Лахиш и Иерусалим. ПРИМЕЧАНИЯ Глава двенадцатая НЕБЕСНАЯ КОЛЕСНИЦА. ИЕЗЕКИИЛЬ 1. Невзирая на попытки Кречмера, Гёльшера, Форера и др. поставить под сомнение подлинность Книги Иезекииля и расчленить ее, в настоящее время она в целом признается библеистами хорошо сохранившейся и не утратившей первоначального плана. Усматривают, правда, некоторую спутанность в расположении первых глав. Их принято располагать следующим образом: 1-3, 15, 17-27; 14-15; 5-7; 8, 3-18; 9; 11, 24-25; 8, 1-2; 10, 20-22, 14-15, 9-17, 1-8, 18-19; 11, 22-25. План книги принадлежит, очевидно, самому пророку. Датировка книги также не представляет значительных трудностей. Первая часть ее (гл. 1-24), в основном касающаяся участи Иерусалима, написана в период между 592 и 587 годами. Вторая часть, содержащая пророчества о народах (гл. 25-32), написана в период окончательной гибели Иудейского царства (587-582). Третья часть относится к тому же времени и содержит (гл. 33-39) пророчества о грядущем возрождении Израиля. Четвертая часть (гл. 40-48) написана в 572 г. Она касается устроения Общины после ее возвращения. См.: А. Gelin. — RFIB, р. 541-542.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001   002     003    004    005    006    007