Третий период обильных и великих чудес, описание которых мы часто встречаем при чтении Евангелия и Деяний Апостольских, был при Христе и Апостолах. Эти чудеса были нужны для создания Новозаветной Церкви. И последний период обильных чудес будет при конце мира, когда во времена антихриста, ещё до прихода Христа, Божьи пророки Енох и Илия будут творить великие знамения и чудеса (см. Откр.11:3–6 ) в противовес чудесам, которые будет творить лжепророк (см. Откр.13:13–14; 19:20 ). Кроме того, Бог через Своих Ангелов будет карать землю необычными способами (см. Откр. 6 и 16 гл.), а затем Сам явится, поразит антихриста и его армию ( Откр.19:19–21 ) – т.е. явит множество великих чудес, как писал Ездра: «...времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами, и окончания, являемые действиями и знамениями» ( 3Езд.9:6 ). Необходимость обильных чудес во все указанные четыре периода истории человечества вполне понятна и обоснована, но наличие таких периодов интенсивных чудотворений вовсе не обозначает, что все остальное время Бог не совершает вообще никаких чудес. И мы знаем, что в промежутках между этими четырьмя периодами также происходили чудеса. От сотворения мира до Моисея (то есть между первым и вторым периодом обильных чудотворений) совершались чудеса: Бог «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ); восхитил Еноха живым на небо ( Быт.5:24 ); навел на землю потоп ( Быт.6:17 ); смешал языки на земле ( Быт.11:6–9 ); являлся Каину, Аврааму, Иакову и говорил с ними ( Быт.4:9–16; 12:7; 18:1–33; 35:9 ). От Моисея до Христа также происходили чудеса: Иисус Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ); стены Иерихона пали вопреки законам природы ( Нав.6:19 ), а однажды, когда Израиль воевал с Аморреями, «Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали» ( Нав.10:11 ). Много чудес происходило также от ковчега завета, о чём уже упоминалось. Много чудес совершалось и пророком Илией, который воскрешал мёртвых, закрывал небо, чтобы не было дождя, низводил огонь с неба, останавливал реку и творил много других чудес, равно как и его слуга, ученик и преемник пророк Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Попытка Болгар была неудачна, но она показывает уже силу их; побеждённые, они погибли или бежали в разные стороны; многие, спасшиеся на землю баварскую, тогда покорную Франкам, были приняты с притворным радушием и потом уничтожены вероломством Немцев 105 . Это восстание Болгар, о котором упоминают почти все историки, осталось до сих пор незамеченным исторической критикой, а между тем оно вполне разрешает спор, которому давно уже не следовало быть спором. Оно относится к началу VII века, следовательно, к такому скорому времени после первого переселения, что самому легковерному легковерию ещё нельзя предполагать перерождения народа; при этом оно представляет нам Болгар ещё не первенствующими в союзе и не грозными завоевателями, которых имя могло бы быть по ошибке перенесено на побеждённые или подчинённые народы. Итак, Болгары этого восстания суть и бесспорно Болгары, и бесспорно ещё не переродившиеся Болгары. Какая же была причина их гибели? «Баварцы, – говорят летописи, – принимая Болгар по языку, обычаям и наружности за Славян (а кажется, Баварцам трудно было не знать Славян, но тут подразумевается, за тех Славян, с которыми они издавна привыкли сражаться), представили королю франкскому опасность, которая могла последовать из поселения врагов на земле франкской, и испросили позволения их перерезать», что и было исполнено во вкусе сицилийском. Трудно поверить, чтобы критика, ещё сомневающаяся в славянстве Болгар, читала летописи; а ещё труднее поверить, чтобы при стольких доказательствах могла ещё так долго держаться упорная вера в слова, когда-то сказанные каким-то (положим и почётным) учёным. Должно ещё заметить, что при вторичном движении Болгар на юго-запад отделилось от них значительное ополчение под предводительством Азека (быть может слав. Язык) и двинулось в Италию, где оно мирно было принято, мирно поселилось и мирно исчезло, слившись в общей массе германо-романских туземцев. Похоже ли это на финно-турецкое племя? Где же следы этих Финно-Турков в северной Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Другая функция «тверди» – это защита земной поверхности от постоянной её бомбардировки метеоритами. Через атмосферу Земли пролетает ежедневно около 100 миллионов метеоритов, а в более глубокие слои атмосферы и на Землю попадает их ежедневно около 20 миллионов. Не трудно себе представить картину разрушительного действия такого каменно-металлического дождя, если бы упругость и иные свойства «тверди» – атмосферы – не служили надёжным щитом против этой губительной бомбардировки. В Сибири осколками крупного метеорита были повалены и сожжены сотни десятин вековой тайги. В Библии в Книге Иисуса Навина ( Нав.10:11 ) мы читаем: «Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом». Если бы не атмосфера – такие случаи были бы не исключением, а правилом. Наконец, «твердь» – именно та часть, которая лежит на высоте приблизительно 60–80 км над Землёй и состоит главным образом из озона, защищает органическую жизнь на Земле от губительного действия солнечных и, весьма возможно, звёздных и всяких других радиаций (преимущественно ультрафиолетовых). Второй день творения является, таким образом, одной из основных предпосылок дальнейшей эволюции поверхности земного шара и органической жизни на нём. Глава X. Третий день творения. Геологические периоды «И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог , что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое, приносящее породу своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и древо, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» ( Быт.1:9–13 ). В этом отделе, повествующем о третьем дне, мы сразу улавливаете два момента: момент геологический (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/6-dnej...

Падение царства Иудейского. Раздраженный возмущением Сирийских народов и Иудеи, Навуходоносор бросает жребий, дабы решить, на кого прежде идти войною, и жребий падает на Иудею 703 ... Иудейские города за городами падают перед силой Вавилонян; держатся только крепости Лахис и Азека 704 , Иерусалим же, как тучей, облагается неприятельскими войсками 705 . Седекия, расчитывая, что во время осады подойдет помощь из Египта, решился крепко держаться в своей столице, и, дабы воодушевить толпу, заключил торжественный завет с богатыми гражданами по случаю наступавшего юбилея, чтобы отпущены были на свободу все рабы 706 ... Между тем, Иеремия продолжает предсказывать взятие столицы и плен самого царя 707 , и более 800 переметчиков предаются Навуходоносору, который и отсылает их в Вавилон (четвертое переселение – в 590 г. до Р. X.) 708 . Надежды Иерусалимлян ожили, когда страшный царь Вавилонский на время снял осаду и удалился, чтобы идти навстречу войскам Египетским 709 . Клятва об отпущении рабов забыта, все думали торжествовать уже свободу. Но Иеремия возвысил грозный голос против клятвопреступников и предсказал, что войска Фараона, шедшие на помощь, возвратятся назад, а Халдеи снова обложат город. За таковые предсказания Иеремия терпит различные истязания и темничное заключение 710 ; но страшные события, им предсказанные, наступили. Иерусалим снова обложен. Иеремия покупает в это время землю в Иерусалиме, в знак того, что со временем (т. е. после плена) возвратится Иудеям право собственности 711 . Между тем, от голода и неприятельского оружия Иерусалим взят, с бесславным пленом самого царя, который думал было спастись бегством, но был пойман и в оковах отведен к Навуходоносору, где и был ослеплен, предварительно видев казнь своих детей 712 . Через месяц после взятия Иерусалима и ограбления храма, Навузардап, Вавилонский начальник телохранителей, по нарочитому указу своего повелителя, прибывает снова к столице Иудейской для довершения ее уничтожения. Храм Соломонов сожжен дотла 713 , город и стены его испепелены; народ переселен в Халдею – кроме бедных землепашцев и работников в виноградниках (пятое переселение в 589 г. до Р. X.), которые были оставлены, единственно, для того, чтобы из земли Иудейской, в виде дани, доставляемо было вино, масло и фрукты 714 . После выграбленного золота и серебра, оставшиеся медные сосуды и вещи варварским образом разбиты на куски и увезены в Вавилон. Знатнейшие же граждане и сановники, и в числе их – первосвященник Сераия, – представлены к самому Навуходоносору в Ривлу, и здесь по его приказанию казнены 715 . Пророку Иеремии Халдеи предоставили свободный выбор идти ли с пленниками в Вавилонские пределы или остаться на родине. Он выбрал последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но все эти мечты должны были скоро разлететься в прах пред суровою действительностью. Наконец пробил по-истине грозный час для иудейского народа и его столицы. Навуходоносор, замедливший на некоторое время, по указанным причинам, теперь выступил в поход с большим войском, чтобы наказать мятежные народы, как возмутившихся рабов. Он прибыл в области Ливана и Иордана и там порешил жребием определить, против какой страны прежде всего открыть ему военные действия: против Аммона ли, или против Иудеи; он выпустил из лука две стрелы с надписями названий этих стран, вопросил своих домашних богов и приказал произвести гадание по внутренностям жертвенных животных. Но ему не было надобности делать особенно больших приготовлений. Соседние народности, склонившиеся к отпадению под внешним влиянием, Аммон, Моав и Едем, уже при одном слухе о приближении Навуходоносора, потеряли всякое мужество и смирились пред ним. Едомитяне, ближе всего лежавшие к Иудее, для заглажения своей вины, даже стали прямо во враждебные отношения к своей прежней союзнице. Тир, сам находившийся в стесненных обстоятельствах, не мог оказать никакой помощи. Таким образом Иудее оставалось опираться только на помощь Египта. Но и этот последний медлил оказать какое-либо противодействие наступающему завоевателю. Поэтому Навуходоносору было не трудно разделаться с Иудеей, и он быстро взял множество укрепленных городов; только на юго-западе оказали ему значительное противодействие Лахис и Азека ( Иер. 34:7 ). Но вавилонское войско, на время оставив их в покое, прямо двинулось на Иерусалим, к которому и подступило в десятый день десятого месяца. Иудейская столица была сильно укреплена и снабжена всякими запасами и водой настолько, что могла выдерживать продолжительную осаду. Но окрестные поселяне, при приближении врага, бежали в город с своими детьми и стадами и явились непредвиденными потребителями. Равным образом рехавиты, с своим главой, по имени Иазанией, потомки того Ионадава, который ввел назорейский образ жизни в своем роде, также искали убежища в Иерусалиме ( Иер. 35:2 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

возмущал его злой дух. Ср. 3Цар. 22,21–23 . Древнееврейское слово, переведенное здесь как «злой», отнюдь не всегда предполагает абсолютное зло. Оно может означать также и нечто мешающее, досаждающее. 16 человека... воинственного. Букв.: «воина». и Господь с ним. Этим обстоятельством в большей мере, чем всеми личными качествами Давида, объясняется его уверенное продвижение к царской власти. 16 пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. Сам того не зная, Саул призывает к себе человека, которому предстоит сменить его на израильском престоле. В этих словах дается одно из многочисленных указаний на то, что восхождение Давида к власти направлялось провиденциально и ни в коем случае не было результатом политической борьбы. 16 очень понравился ему. Возможный перевод: «он (Давид) полюбил его (Саула) и сделался его оруженосцем». Глава 17 17 между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. Точнее не «Азеком», а «Азекой». Иудейское поселение Сокхоф располагалось к западу от Вифлеема, на границе с филистимскими землями. Азека находилась северо-западнее Сокхофа, а Ефес-Даммим, как можно заключить из данного стиха, где-то между этими двумя поселениями. 17 в долине дуба. Эта долина и в наши дни носит свое древнееврейское название. Она лежит несколько севернее Сокхофа и Азеки. 17 единоборец. В ВЗ практически не встречается упоминаний о таком способе разрешения противоречий между двумя враждующими народами, как смертельный поединок единоборцев, представляющих каждую из сторон (со значительными оговорками описанием такого поединка можно считать 2Цар. 2,14–16 ). Однако, согласно многочисленным сведениям, схватки единоборцев были распространены у соседей Израиля. По победе одного из них язычники судили о воле богов. ростом он шести локтей и пяди. Т.е. приблизительно 2,7 метра. В Септуагинте, Свитках Мертвого моря и у Иосифа Флавия («Иудейские древности», 6.9.1) говорится не о шести, а лишь о четырех локтях. В этом случае рост Голиафа равнялся двум метрам. По стандартам того времени его можно называть гигантом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1. ВАВИЛОНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ, Иеремии 34:7 (ср. 4Цар. 25:1–2 ) Основным пророком в Иудее в это время был Иеремия, священник из Анафофа ( Иер. 1:1 ), находившегося на краю пустыни, в 6 км на северо-восток от Иерусалима. У Иеремии была незавидная работа – сказать Иуде, что в наказание за нарушение завета с Яхве народ ожидало изгнание в Вавилон. Во дворах храма Иеремия сравнивал грядущее разрушение Иерусалима с разрушением Силома (см. текст Иер. 7:12  на карте). Он был послан к источнику (Парат) вблизи своего дома продемонстрировать народу, что гордость Иуды будет уничтожена ( Иер. 13:1–11 ). Когда Иеремия произнёс пророчество, записанное в 34-й главе, ситуация в Иудее становилась всё более и более гнетущей: Войско царя вавилонского воевало против Иерусалима и против всех городов иудейских, которые ещё оставались, – против Лахиса и Азеки; ибо из городов иудейских эти только оставались как города укреплённые ( Иер. 34:7 ; красные стрелки и знаки противостояния у Азеки и Лахиса). Драматическая параллель со словами Иеремии о Ла- хисе и Азеке запечатлена на глиняных черепках с надписями, найденных во время археологических раскопок в Лахисе. Один из 21 остракона, Лахисское письмо подтверждает слова пророка Иеремии, но идёт дальше: «Мы смотрим за сигнальными огнями Лахиса... но не видим сигнальных огней Азеки». К тому времени, когда было написано Лахисское письмо с заставы в Нагорной местности, где можно было разглядеть сигнальные огни из Лахиса и Азеки, возможно, стало очевидным, что Азека больше не оборонялась. Шефела пала. Следующим был Иерусалим. 2. ПОМОЩЬ ОТ ЕГИПТА? Иеремии 37:1–10 Египет, как и в дни Езекии (карта 7–7), попытался помочь Иудее в борьбе против вторгшейся армии из Месопотамии (оранжевая стрелка). Вавилоняне временно сняли осаду с Иерусалима, чтобы разобраться с Египтом. Это дало ложную надежду некоторым евреям в Иерусалиме. Однако пророк Иеремия ясно заявил, что «халдеи [вавилоняне] снова придут и будут воевать против города этого, и возьмут его, и сожгут его огнём» ( Иер. 37:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Навуходоносор, узнав о возмущении против него, выступил в поход с сильным войском, направился на Иерусалим и в десятый месяц девятого года царствования Седекии обложил город. Около того же времени он успел взять уже все города Иудеи, кроме двух крепостей Лахеса и Азека. Между тем, Седекия остался в Иерусалиме только при своих силах: те народцы, с которыми он сносился и от которых мог ожидать себе помощи, одни оставались совершенно равнодушными к участи Иерусалима, другие даже прямо присоединились к войскам Навуходоносора. Хотя фараон с сильным войском и двинулся было на защиту Седекии, но Навуходоносор, оставив временно Иерусалим, пошел навстречу фараону, заставил его возвратиться в свои владения, а сам опять подступил к Иерусалиму. Положение жителей этого города было очень серьезно; материальное положение их ухудшалось со дня на день: открылся страшный голод; городские стены были сильно повреждены; многие из жителей передались халдеям, другие ломали дома и дворцы и из обломков воздвигали новые стены. Наконец, в четвертый месяц 11-го года царствования Седекии вавилонскому войску удалось разрушить северную стену города и постепенно завладеть Иерусалимом. Седекия в отчаянии бежал по направлению к Иордану, а за ним двинулось и его войско. Посланный за ними вавилонский отряд догнал их вблизи Иерихона. Седекию с сановниками иудейскими отвели к Навуходоносору в Ревлаам (сирийский город), где умертвили всех тех, которые подавали повод к возмущению, а также и сыновей Седекии на глазах отца; самому же царю выкололи глаза, заковали в цепи и отвели в Вавилон. Спустя месяц после этого прибыл в Иудею Навузардан, один из вельмож Навуходоносора, и довершил разрушение столицы иудейской. Иерусалиму положен был конец: жители его отведены в плен, сокровища перевезены в Вавилон, из храма взяли золотые и серебряные вещи, а большие медные сосуды разбили на куски – и все это отправили туда же; частные богатства тоже забрали; дома и стены города, не исключая и храма, были разрушены до основания и преданы огню. Остались в Иерусалиме только бедные земледельцы. Это было в 586 году до Р. Хр., в девятнадцатый год царствования Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

От Гаваона он преследует разбитых им неприятелей по дороге вефоронской до раввины, так как Азека и Макед находятся на равнине ( Нав.10:10; 15:35,41 ). Другой факт, свидетельствующий о важном значении указанной нами пограничной линии, преимущественно восточной её половины. Одна из главных задач царствования Саула – освобождение Израиля от филистимского рабства. Очевидно, для более прочного удержания власти над израильтянами за собою филистимляне расставляют по стране охранные посты; 48 один из них находится в Гиве Вениаминовой, родном городе, а потом и столице Саула ( 1Цар.10:5,13,14,26 ). После утверждения на царстве в Галгале ( 1Цар.11:14,15 ), Саул избирает себе из израильтян три тысячи, распуская остальной народ по своим домам. Из них две тысячи он оставляет для себя и располагает их в Михмасе и на возвышенности вефильской, а одну тысячу поручает своему сыну Ионафану, который располагается с нею в Гиве Вениаминовой, столице Саула ( 1Цар.13:1,2 ). 49 Филистимский отряд, находящийся в Гиве, очищает ее и переходит в Геву, быть может на 1 1 / 4 часа к северо-востоку от Гивы ( 1Цар.13:3 ). 50 Расположение войска Саулова довольно замечательно при тогдашних обстоятельствах. Часть его и именно большая находится к северу от указанной нами пограничной линии и в пространстве двух главных путей из южного Ханаана в средний – при Вефиле и при Михмасе, укрепленном пункте на трудном проходе чрез михмасское ущелье в вади Сувеинит. Другая его часть – меньшая занимает Гиву к югу от указанной линии на пути к Вефилю. Нельзя думать, что, занимая Гиву и Михмас своими войсками, Саул имеет в виду занять эти важнейшие высоты и проходы именно против филистимлян и освободить свой народ от их ига: для этого трех тысяч очень недостаточно, и Саул не распустил бы, конечно, остальной народ, а удержал бы его при себе, если бы имел в виду теперь же начать войну. Но совсем отрицать этого намерения, хотя и в далеком будущем, нельзя. Пока его намерение клонится, быть может, к тому, чтобы его отряды, – при Михмасе и Вефиле один и при Гиве другой – были средоточными пунктами, около которых могли бы собраться, в случае войны, военные силы северных и южных колен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сути, к этому моменту Иерусалимское царство ограничивалось лишь Иерусалимом с прилегающими окрестностями. Хеврон находился в 31 км на юг от Иерусалима и, бесспорно, был от него независим. По всей видимости, у Хеврона была достаточная военная сила. Кроме того, Хеврон был в очень выгодном стратегическом положении, он находился на дороге, связывающей Иерусалим с Вирсавией, и далее, с Египтом; кроме того, именно через Хеврон осуществлялись связи обитателей Иудейского нагорья с долиной Сефела. Иармуф (=Хирбет-Иармук, 30 км на юго-восток от Иерусалима), Лахис (=телль эд-Дувейр, 6–7 км на юго-восток от бет-Губрина) и Еглон 352 (местоположение неясно, чаще всего локализуется в телль эс-Неси, в 11 км на юго-восток от Лахиша) примкнули к этому военному союзу. Только объединенными усилиями всех, полагали они, можно противостать столь грозному врагу, каким оказался Израиль. Когда коалиционные войска аморрейских 353 царей расположились станом подле Гаваона (10:6), гаваонитяне послали в Галгал и призвали на помощь Иисуса. Дальнейшее повествование вновь говорит о Божием вмешательстве в ход событий. Сам Господь готов даровать победу израильтянам. Она уже дарована. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим (10:8). Эти слова Небесного Предводителя воодушевили Израиль, вселили в него уверенность в победе. И хотя воины были мужи храбрые (10:7), хотя и напали они на неприятеля внезапно (10:9), без поддержки свыше не одолеть бы им грозного противника. Именно Господь, отмечает священный писатель, привел аморреев в смятение при виде Израильтян (10:10). В сильном смятении они обратились в бегство. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем (10:11). Из текста не ясно, идет ли речь о метеоритах или об огромном, словно камни, граде. Абель 354 полагает, что это был метеоритный дождь 355 вперемешку с большим градом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007