235 . Внушение подьячим Приказа Церковных Дел не брать с раскольников взяток. 236 . Присылка в Св. Синод денег, собираемых с раскольников, и ведомостей об них. 240 . Покупка на собираемые с них деньги дров, свечей и канцелярских припасов для Приказа Церковных Дел. 241 . Посылка в Москву монаха Иосифа Решилова для увещания их. 252 . Предостережение посылаемым для розыска раскольников лицам не брать взяток и не чинить насилия. 269 . Священники их по обращении в православие отрешаются от священства и определяются церковниками. 295 . Присылка собираемого с раскольников двойного оклада в Св. Синод (п. 12 стр. 366); меры для поимки раскольнических учителей (п. 13 стр. 566); как поступать, когда при выборе кого-либо в должность духовное начальство предъявит, что выбираемый есть раскольник (п. 15 стр. 367). 312 . Понуждение комиссара и бурмистров г. Ржева к выдаче старорусских раскольников. 317 . Оказание содействия в губерниях и провинциях лицам, посылаемым от Св. Синода по раскольническим делам. 332 . Инквизиторам наблюдать за действиями против раскольников (п. 9–10 стр. 404). 348 . Проект послания Св. Синода к лицам, встречающим сомнения в новонапечатанных книгах. 349 . РАТИФИКАЦИЯ МИРНОГО ДОГОВОРА СО ШВЕЦИЕЮ. Напечатание оной в большем противу назначенного количестве и прочтение оной всенародно в церквах. 260 . РАЦИОНЫ . Сбор их за Январь, Февраль и Март 1719 г. с вотчин духовного ведомства в провинциях Московской губернии. 259 . РЕВИЗИЯ . Наказание, положенное за прописку в ревизских сказках душ. 49 . Всенародное опубликование чрез чтение во всех соборных и приходских церквах и монастырях в воскресные и праздничные дни указа об освидетельствовании прописных и утаенных при ревизии душ; свидетельствование прописных и утаенных душ в вотчинах духовного ведомства. 105 . Исключение из числа ревизских душ протопопов, священников, диаконов, дворян и отставных солдат и драгун при расположении полков по наличным душам в Новгородской губернии. 138 . Оказание послушания и содействия лицам, посланным от светских властей в Новгородскую епархию для переписки и освидетельствования прописных душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2–5); причина учреждения Духовного Коллегиума, или Св. Синода, вместо единоличного самовластного правителя (стр. 3–4); на обязанности Св. Синода лежит: рассмотрение вновь сложенных и слагаемых акафистов, молебнов и иных служеб и определение, согласны ли они с Священным Писанием и какое должны иметь значение в общецерковном богослужении (п. 1–2 стр. 7); рассмотрение житий святых для определения, нет ли между ними вымышленных; исследование вредных поверий и обрядов; рассмотрение о мощах и иконах (п. 3–6 стр. 7–8); наблюдение за тем, чтобы архиереи не дозволяли для вспомоществования убогим церквам приискивать явленные иконы и выдавать их за чудотворные (п. 8 стр. 8); пресечение двоегласного и многогласного отправления церковных служб (п. 9 стр.8); пресечение посылки молитв к отсутствующим в шапках их посланных (п. 10 стр. 8); наблюдение главным образом за тем, чтобы все вообще христиане православного исповедания и служители церкви исполняли лежащие на них обязанности, а погрешающие были наставляемы и наказываемы (п. 1 стр. 28); опубликование, что каждый христианин может писать в Св. Синод о предположениях к лучшему управлению церкви (п. 2 стр. 28–29); без разрешения Св. Синода не печатать богословские книги (п. 3 стр. 29); Св. Синод должен: в случае появления нетленных телес произвести исследование (п. 4 стр. 29); судить оговоренных раскольников или изобретателей новых учений (п. 3 стр. 29); производить суд в делах совести (п. 6 стр. 29); расследовать качества лиц, возводимых в архиерейский сан (п. 7 стр. 29); производить суд по прошениям лиц, недовольных судом епископов (п. 8 стр. 29); чинить суд по делам брачным и бракоразводным, по обидам клиру и монастырям от епископов, епископам от епископов же, а также по всем делам, подлежащим суду патриарха (п. 8 стр. 29); наблюдать за правильным пользованием церковными землями и доправлять следуемое с лиц, которые неправильно воспользовались церковным имуществом (п. 9 стр. 29); защищать епископа и прочих священнослужителей от обид знатных и сильных людей (п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовная, или Коллегиум Духовный . См. Святейший Правительствующий Синод . Иностранных Дел . Доставляет сведения о числе находящихся в России церквей и духовенства иностранных христианских исповеданий. 107 . Требование присылки из неё в Св. Синод копий с грамот Восточных патриархов о разрешении патриарха Никона . 146 . Передача во оную копии с письма гетмана Запорожских войск Скоропадского с жалобою на сотника Лисовского, у которого производится в Св. Синоде дело. 160 . Передаёт провинившихся за границею духовных лиц православного исповедания в Св. Синод к суду и наказанию. 161 . Доставляет по требованию Св. Синода сведение о числе иноземцев римско-католического исповедания, состоящих на службе и торгующих. 176 . Выдача ею прогонов, содержания и паспорта иеромонаху, определённому к герцогине Мекленбургской. 282 . Камер-Коллегия . Из неё переводятся в Св. Синод служители и подьячие Монастырского и патриарших Дворцового и Казённого приказов, состоявшие при делах упомянутых Приказов. 13 . Ей подсудно духовенство по внутренним торгам, промыслам, откупам и проч. (п. 3 стр. 105). 76 . Требование скорейшего доставления ею книг и ведомостей о сборах и недоимках по вотчинам бывшим патриаршим, архиерейским и монастырским. 147 . Извещается об отсылке сборов с вотчин духовного ведомства в Штатс-Контор Коллегию. 273 . Ведение в ней сборов с мельниц, пошлин и прочих промыслов. 313 . Коммерц-Коллегия . Ей подсудно духовенство по иностранным торгам (п. 3 стр. 105). 76 . Требование от неё сведений, сколько и где живёт в России купцов римско-католического исповедания. 204 . Штатс-Контор Коллегия . В неё отсылаются сборы с вотчин духовного ведомства при перечневой ведомости с счётчиками. 273 . Производить ружную дачу Нило-Сорской пустыни. 338 . Юстиц-Коллегия . В ней духовные лица ищут удовлетворения по обидам, нанесённым им светскими лицами; сомнения в завещаниях знатных лиц заявляются в Св. Синоде и Юстиц-Коллегии для совокупного рассуждения и определения (п. 10–11 стр. 29). 1 . Требование присылки ею копий с состоявшихся после Уложения указов и статей по исковым и вотчинным делам. 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Федор Михайлович Достоевский: афоризмы 8 мин., 27.02.2014 Журнал «Фома» продолжает рублику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Один из самых известных патериков назывался «алфавитным» или «азбучным», поскольку содержал афоризмы и назидательные истории из жизни подвижников, сгруппированные в алфавитном порядке. Предлагаем нашим читателям подборку изречений Федора Михайловича Достоевского . Вера: ...сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, всё мне казалось, что и говорят они и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то... сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления и ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить. Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества. ... человек ищет не столько Бога, сколько чудес. Человек: Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег. Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь. Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека. Ко всему-то подлец человек привыкает! Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище. Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

http://foma.ru/fedor-mixajlovich-dostoev...

Обзор кирилло-мефодиевских источников, различных по времени и месту возникновения, приведен в статьях о изданиях и рукописных памятниках, напр.: «Пространные жития Кирилла и Мефодия», «Азбучная молитва», «Похвальное слово Кириллу», «Службы Кириллу и Мефодию», «Киевские листки», «Зографское Евангелие», «Македонский кирилический листок», «Beatus Cyrillos», «Зальцбургский меморандум», «Итальянская легенда». Лингвистические статьи посвящены различным аспектам зарождения и бытования старослав. языка, истории языковедческих исследований слав. медиевистики. Статьи о каждой букве глаголического и кириллического алфавитов отражают совр. достижения графологической семиотики. Статьи терминологического характера показывают развитие и достижения славянской медиевистики до посл. десятилетия XX в. (напр.: «Гимнография», «Поэзия древнеболгарская»). Обзорные статьи об исторических, культурных или политических явлениях и событиях («Византия», «Христианство», «Охридская епископия» и др.) дополняют общую картину периода и общественных условий, в которых формировалось и развивалось наследие святых Кирилла и Мефодия. Все статьи сопровождены подробными библиографиями и отражают различные мнения исследователей. В наст. время К.-М. э. является единственным изданием энциклопедического характера, наиболее полно отражающим совр. состояние кирилло-мефодиевской проблематики. Лит.: Янакиева Т. Кирило-Методиевска енциклопедия//Проблеми на културата. София, 1985. Год. 8. 5. С. 123-125, 128; Baumann W. Kirilo-Metodievska enciklopedija: T. 1 (A-Z)//Südost-Forschungen. Münch., 1986. Bd. 45. S. 273-274; Вечерка Р. Кирило-Методиевска енциклопедия (в 3 т.): Т. 1 (А-З)//Съпоставително езикознание. София, 1987. Год. 12. 4. С. 72-75; Стойкова А. Кирило-Методиевска енциклопедия//Литературна история. София, 1987. Год. 15. С. 92-94; Начева М. Чешката и словашката проблематика в бълг. академично издание «Кирило-Методиевска енциклопедия»: Т. 1//Език и литература. София, 1988. Год. 43. 1. С. 125-128; Kostov K. Кирило-Методиевска енциклопедия//ZfS. 1988. Bd. 33. H. 3. S. 449-450; Мещерский Н. А. Кирило-Методиевска енциклопедия: Т. 1. А-З//ССл. 1989. 1. С. 101-102; Думитреску М. Кирило-Методиевска енциклопедия//Romanoslavica. Bucur., 1990. T. 27. P. 353-354; Bl á hov á E. Кирило-Методиевска енциклопедия: Т. 1-2//Bsl. 1997. Т. 58. P. 200-203; она же. Кирило-Методиевска енциклопедия: Т. 3-4//Ibid. 2005. T. 63. P. 286-293; Димитрова М. Кирило-Методиевска енциклопедия в 4 т.: Т. 3. П-С//Исторически преглед. София, 2005. Год. 61. 3/4. С. 239-243; Грашева Л. Кирило-Методиевска енциклопедия в 4 т.//60 години Институт за литература: Юбилеен сб. София, 2009. С. 103-106.

http://pravenc.ru/text/1840471.html

— А в сигнале-то что: «цвет настроения — синий»? — В масскульте «цвет настроения» всегда безоблачно синий, голубой, розовый и какие там еще существуют цвета для обозначения той общей благоустроенности, про которую, как в рекламе супермаркета «Глобус», можно сказать: «где мир еще в порядке». Недаром же именно масскульту (американскому прежде всего) мировая культура обязана таким важным для стабилизации даже самой нестабильной реальности понятием, как хеппи-энд. И совсем не обязательно, чтобы хеппи-энд был предъявлен в виде классического «поцелуя в диафрагму». Какими бы катаклизмами и кошмарными артефактами ни завораживал нас масскульт: планетарные катастрофы, инопланетные нашествия, вампиры, зомби, восставшие мертвецы и прочее, «война престолов» в массовом искусстве скорее утверждает, чем ставит под сомнение существование самих этих престолов. «Масскульт — это всемирный культурный супермаркет, торгующий стабильностью» — Исследователи даже пишут сегодня о том, что в качестве «великого утешителя» массовая культура может померяться силами с Церковью. К примеру, известный культуролог Кирилл Разлогов прямо указывает на то, что масскульт принимает на себя функции религии и «в первую очередь, определяющую функцию гармонизации психической деятельности». Вы тоже считаете, что масскульт и религия в деле такой гармонизации заодно? — Мне кажется, ошибочно приписывать религии, а лучше сказать, вере, тот прагматизм и утилитарность, которые органически свойственны массовой культуре. Ведь вера не выдает, как масскульт, гармонию вместе с билетом в кино. Прискорбный эпизод с индульгенциями можно считать полностью разоблаченным. Вера — это прежде всего путь к гармонии, значительно осложненный тем, что он целиком и полностью проходит через то самое «третье измерение», в котором нет предметно, флажками обозначенных ориентиров движения и сущее предстает в той божественной эфемерности, которая абсолютно непригодна для тиража, матричного использования. Печатный станок масскульта может лишь позаимствовать у веры то нравственное знание, которое она так или иначе кристаллизует и формализует на пути к гармонии. И то — чтобы воспользоваться этим знанием, масскульт должен лишить его живого духовного содержания, превратив в сжатый, как в цифре, и усредненный сигнал, который хорошо поддается глобальной транспортировке. В этом азбучно настойчивом нравственном сигнале мало что напоминает о внутреннем опыте, о пути, вообще о «третьем измерении». Но есть и хорошая новость: глобальная адресность по определению противится локализации, подчинению, скажем, конкретной политической установке или, не дай Бог, тоталитарной идеологии. Если говорить о кино, то естественные приоритеты масскульта лежат в сфере общезначимого — таких фильмов, как «Миллионер из трущоб» Дэни Бойла или «Жизнь Пи» Энга Ли, а не изначально политически ангажированных блокбастеров вроде американского «К-19» или нашего «Т-34».

http://foma.ru/masskult-iskusstvo-ili-na...

Полаш=Палаш. Полка Полка 1) поле у шляпы и науруза. У одного из наурузов Бориса Федоровича были «полки шиты по отласу по червчатому травы золотом, обнизаны жемчугом»; у другого «полки шиты по отласу по-черному золотом да серебром»; у третьего «полки чешуйчаты шиты серебром по тафте по алой» 624 . – У шляп царицы Евдокии Лукиановны полки – у одной «по атласу по червчатому низаны жемчугом с канителью; у другой подложены отлас серебром; у третьей подложены отласом золотным; у четвертой «по отласу по червчатому деланы трунцалом травы» 625 . – 2) козырек у шела. См. Шлем. Полог Полог – занавес вокруг постели в роде шатра. «Полог Китайской с дву сторон бархат червчетой рытой, а с дву сторон камки Китайския, травы золотныя по вишневой земле, а подложены Китайскою камкою по красной земле; а в верху полога камка Китайская ж по вишневой земле травы, шелк красной. Цена пологу 20 руб. – Полог шитой по холстине; цена рубль 16 алт. 4 денги» 626 . Полотенце Полотенце – применительно к употреблению называлось еще утиральником, ручником, рукотерником. Кроме утирания лица, рук и проч., полотенца имели и другое употребление, напр. при столах вместо салфеток (по одному полотенцу на несколько человек, сидящих рядом). – Пред причащением царя Алексея Михайловича, в день венчания его на царство, «дядька государев и ближний боярин, Б. И. Морозов, приняв у стряпчего ручник платен чист, и опоясуя царя по его царской порфире по персем, под пазухи» 627 . Полсть Полсть 1) войлок; употреблялся и на стельки в чеботы: «торговому человеку за полсть белую рубль 12 алт. 4 денги; полсть взята в государские чеботы на колотки и на стельки» 628 . – 2) санное одеяло: «полсть санная сукно коришное, на ней нашито 12 кругов. шиты по сукну красному золотом. круг ее бахрама шолк рудожелтой, опушена тафтою жолтою, подложена кумачом красным; цена 12 руб. – Полсть санная Кызылбашская; цена рубль 16 алт. 4 д. – Полость бурматная, подложена кумачом красным, круг ее бахрама шолк осиновой; цена рубль 16 алт. 4 д. – Две полсти валеных арзамаских; цена 3 алт. 2 денги» 629 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Плетник или Плетовище – рукоятка у плети. См. Столбец. Повойник Повойник – женский головной убор, делаемый из холста или других тканей, с тульей несколько вверху расширенной. – Русский головной бабий убор, повязка, полотенце, обвитое сверх волосника. Повязка. См. Перевязка. Подголовок, Подголовашник Подголовок или Подголовашник – невысокий сундук или ларец с наклонной крышкой, окованный железом, с внутренним замком и с выдвижными внутри ящичками, в которых хранились драгоценности; он ставился в головах под подушками. Изготовлением таких ларцов славились особенно Холмогоры и Устюг. «Великаго государя подголовашник, что бывает под зголовьем, обит багрецом червчатым» 615 . «Подголовок Колмогорской, писан золотом, обит железом белым прорезным; цена рубль» 616 . – «У горниц и у подклетов, и у сундуков, и у подголовашников замки перепортили» 617 . Подзатыльник Подзатыльник – задок в виде широкой оборки, привязываемый к кике или кокошнику и покрывающий затылок; делался преимущественно из тафты или какой-либо другой легкой ткани. 1627 г. февраля 13 «царице к белой кике скроен подзатыльник да завязки, на подзатыльник пошло аршин 2 вершка тафты виницейки червчатой» 618 . – «Четыре подзатыльника тафты белой» 619 . Подзор Подзор 1) тоже, что Поднизь. 2) край подола у кольчуги, край бармицы и т. п. См. Кольчуга, Луки, Панцырь. Подлатник Подлатник – полукафтанье, или зипун, надевавшийся под латы, панцири, кольчуги, бахтерцы, куяки, юмшаны, зерцала. Эта поддевка шита была из разных тканей, преимущественно бумажных, или из сукна, и подбивалась ватою. «Подлатник шит по червчатому отласу золотом пряденым с канителью грановитою, тафта лазорева; подпушка отлас жолт» 620 . Подоплека. См. Сорочки. Подрясник. См. Ряса, в прим. Подток. См. Копье, Рогатина. Подубрусник Подубрусник – женский головной убор в роде шапочки или повойника, надеваемого под убрус. «Кормилице на подубрусник 6 вершков дорогов червчатых гилянских» 621 . – «Подубрусник тафта рудожолтая» 622 . Подушка Подушка. См. Зголовье. – Подушка кружевная, т. е. на которой плетут кружева. При плетении кружев она полагалась (как и ныне полагается) на лукошко или ящик, куда клались коклюшки, нитяные клубки и кружевные узоры. «Подушка кружевная, оклеена сверху бархатом зеленым, с двема ящики, а в ящиках коклюшки костяныя» 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

К сожалению, за 20 лет церковная журналистика никак не усвоит азбучный принцип текстовой рекламы: надо объяснять «почему?» и «зачем?», а не просто свысока декларировать «истину в последней инстанции». Если люди понимают смысл происходящего, если разделяют цель, то не только с терпением отнесутся к временным трудностям или чьим-то ошибкам, но и станут помощниками и защитниками – Апологетами Церкви. Я думаю, естественным противовесом разного рода слухам и клевете могла бы стать реальная живая православная блогосфера, о потенциале которой я как-то писал. Понятно, что блоггеры могут быть и критиками, но если они православные христиане, то всегда будут на стороне Церкви. Я говорю не о показных или заказных оправдательных статьях, а о живом отклике участников и очевидцев. Но, к сожалению, по ряду причин такая блогосфера всерьез не сложилась. Никто не отнесся с доверием и пониманием к активистам Интернет-пространства. В-четвертых, я думаю, что очень пагубно на имидж Церкви влияет внутренняя глубокая разделенность православных, часто по вторичным вопросам. «Внешние» по отношению к Православию люди не могут этого не знать и не видеть. К примеру, очень яркое вышедшее в крупные СМИ разделение православных породило скандал с «наркоборческой» деятельностью в Екатеринбургской области. Камнем преткновения стала тема отношения к зависимым людям – наркоманам, алкоголикам: относиться ли к ним как к личностям, или они не более чем «опасность». Вера во Христа оказалась столь малозначима для самих христиан, что даже ради нее многие не согласились прийти к примирению. Разве это не антимиссия? Второй пример. Известный авторитетный православный блоггер в своем живом журнале стравливает людей, «сливает» доносы и компроматы, причем даже на епископов. По сути, он создал площадку по травле братьев христиан и, не стесняясь никого и ничего, лишь набирает обороты и входит во все больший задор. Дошло до того, что руководителю одной из Синодальных структур пришлось публично через известное информационное агентство осадить зарвавшегося блоггера. Не заметить столь скандального, яркого и статусного Интернет-сайта невозможно. Вполне логично услышать вопрос: как можно доверять православным, если среди них, не стесняясь, орудуют «черные пиарщики» и провокаторы?

http://pravmir.ru/yurij-belanovskij-poch...

Юрий Белановский: Почему в обществе нарастают антицерковные настроения? Когда речь заходит об антицерковных настроениях в обществе, — а в последнее время эта тема поднимается очень часто, — мне всегда недостает ясного различения причин и мотивов возрастающего или, во всяком случае, все более ярко проявляющегося негативного отношения к Русской Православной Церкви. 16 августа, 2011 Когда речь заходит об антицерковных настроениях в обществе, — а в последнее время эта тема поднимается очень часто, — мне всегда недостает ясного различения причин и мотивов возрастающего или, во всяком случае, все более ярко проявляющегося негативного отношения к Русской Православной Церкви. Когда речь заходит об антицерковных настроениях в обществе, — а в последнее время эта тема поднимается очень часто, — мне всегда недостает ясного различения причин и мотивов возрастающего или, во всяком случае, все более ярко проявляющегося негативного отношения к Русской Православной Церкви Я со своей стороны различаю причины «внешние» по отношению к русскому Православию и «внутренние» причины, обусловленные современными особенностями церковной жизни. Думаю, такое различение важно и полезно для начавшейся дискуссии. О «внешних» причинах Первая и главная причина общественного неприятия православного христианства в том, что все люди в той или иной мере имеют тягу ко злу. Заповеди Христа и Имя Его для многих неприемлемы в принципе. Для христиан – это азбучная истина, определяющая снисходительное и терпеливое отношение к критике, но со стороны общества было бы полезно помнить, что многие люди готовы беспричинно ругать, хулить и даже гнать христиан, только за имя Христа. Во-вторых, необходимо упомянуть и доставшуюся нам в наследство от советского прошлого секулярную, производственно-ориентированную, безбожную, достаточно неглубокую в гуманитарном плане массовую культуру, которая не дает возможности понять христианство в его глубине и осмыслить церковную жизнь по сути. Царствует прагматический подход, при котором Православие воспринимается враждебно, как «черный ящик», а иногда и как угроза «личной жизни» и свободе.

http://pravmir.ru/yurij-belanovskij-poch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010