Не удалось извлечь искомое из базы (((

Новая рака В третьей редакции жития Игумена земли Русской, созданной иеромонахом Пахомием Сербом, были добавлены описания чудес, совершившихся в 1440-х годах по молитвам Преподобного у его святых мощей. Эта редакция была дополнена Похвалой святому Сергию, взятой из жития преподобного Афанасия Афонского, а также в ней подробно описывается обретение мощей в 1422 году и рассказывается о посмертных чудесах святого. В XVI веке произошло возвышение обители преподобного Сергия. Троицкий келарь старец Адриан (Ангелов) написал челобитную царю Иоанну Грозному, в которой просил порадеть о монастыре, который посетила Сама Пречистая Дева 7 . Царь Иоанн Васильевич не оставил прошение без внимания, и в 1559 году им был заложен Успенский собор. В 1561 году в монастыре учредили архимандрию, первым архимандритом стал старец Елевферий 8 .  Сын царя Иоанна Грозного царь Феодор Иоаннович продолжил благое начинание отца. В годы его правления были изготовлены раки для многих почитаемых русских святых: «Повелением благочестиваго царя… Феодора Ивановича… и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и трепетом» 9 . Таким образом, для мощей преподобного Сергия была изготовлена новая серебряная рака 10 .  В 1585 году митрополит Дионисий освятил Успенский собор и совершил переложение святых мощей Преподобного в Троицком соборе. В надписи на раке говорится о начале ее создания при царе Иоанне Васильевиче: «…и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея России самодержца, и его царицы великия княгини Ирины, во второе лето царства его» 11 . В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена особая служба, приуроченная к этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась в Троицком соборе в этот день 12 .

http://e-vestnik.ru/church/600_letiye_ob...

Новая рака В третьей редакции жития Игумена земли Русской, созданной иеромонахом Пахомием Сербом, были добавлены описания чудес, совершившихся в 1440-х годах по молитвам Преподобного у его святых мощей. Эта редакция была дополнена Похвалой святому Сергию, взятой из жития преподобного Афанасия Афонского, а также в ней подробно описывается обретение мощей в 1422 году и рассказывается о посмертных чудесах святого. В XVI веке произошло возвышение обители преподобного Сергия. Троицкий келарь старец Адриан (Ангелов) написал челобитную царю Иоанну Грозному, в которой просил порадеть о монастыре, который посетила Сама Пречистая Царь Иоанн Васильевич не оставил прошение без внимания, и в 1559 году им был заложен Успенский собор. В 1561 году в монастыре учредили архимандрию, первым архимандритом стал старец Сын царя Иоанна Грозного царь Феодор Иоаннович продолжил благое начинание отца. В годы его правления были изготовлены раки для многих почитаемых русских святых: «Повелением благочестиваго царя… Феодора Ивановича… и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и Таким образом, для мощей преподобного Сергия была изготовлена новая серебряная В 1585 году митрополит Дионисий освятил Успенский собор и совершил переложение святых мощей Преподобного в Троицком соборе. В надписи на раке говорится о начале ее создания при царе Иоанне Васильевиче: «…и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея России самодержца, и его царицы великия княгини Ирины, во второе лето царства В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена особая служба, приуроченная к этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась в Троицком соборе в этот

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933935...

Обо всем этом Александр Свирский рассказал боярину Андрею Завалишину, который набрел на жилище отшельника во время охоты. Боярин не раз видел свет на месте, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Александр. Александр просил боярина никому не рассказывать о нем. Завалишин стал навещать отшельника и впоследствии принял постриг с именем Адриан. Постепенно к Александру Свирскому стали приходить люди, которые искали уединения. Они стали учениками преподобного. После двадцати пяти лет затворничества во время ночной молитвы Александр Свирский удостоился явления Пресвятой Троицы. Во время видения ему было велено воздвигнуть храм во имя Троицы. Считается, что ранее Святая Троица являлась только Ветхозаветному праведнику Аврааму. Впоследствии Ангел указал Александру место для постройки храма. В том же году Александр Свирский построил деревянную церковь Живоначальной Троицы. В 1526 году ее перестроили в каменную. Около 1508-го года преподобный Александр Свирский принял священнический чин и стал игуменом Троицкого (впоследствии Александро-Свирского) монастыря. Став игуменом, преподобный продолжал вести скромную монашескую жизнь. Он выполнял самую черную работу в монастыре. В конце жизни преподобный решил построить Покровский храм в честь Пресвятой Богородицы. Во время строительства Александру Свирскому явилась Богоматерь с Богомладенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала, что обитель будет всегда находиться под Ее благотворным Покровом и показала преподобному множество будущих подвижников его обители. Ученик Александра Свирского Афанасий присутствовал при чудесном явлении Богородицы. 30 августа 1533 года на 85-ом году жизни преподобный отошел ко Господу. Перед кончиной он сам выбрал четырех достойных кандидатом на игуменство, предоставив право выбора святителю Макарию. Тело преподобного Александра Свирского погребли возле обители. 17 апреля 1641 года при перестройке Преображенского храма открыли могилу преподобного, и людям явились нетленные мощи Святого. Люди прикладывались к мощам, после чего получали помощь и исцеление. С началом гонений на Церковь Святые мощи увезли из монастыря. После того, как монастыри возвратили Церкви, мощи преподобного Александра обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской академии. С 1998 года нетленные мощи вернули в Александро-Свирский монастырь. Дни памяти преподобного совершаются дважды в год:

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

Осените нас миром, любовью и страхом Божьим, умолите милосердного Господа, да покроет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдёт Церковь Свою Святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание. Всех же нас да покроет Своей всесильной десницей, и да избавит от глада, губительства, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани, и неожиданной смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих ангелов, чтобы избавиться нам по исходе нашем из жизни этой от козней лукавого и тайных воздушных мытарств его, и неосуждёнными предстать Престолу Господа Славы, где лица святых Ангел со всеми святыми всегда славят пресвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Святым мученикам Адриану и Наталии 2 Аудио: О, священная двоице, святии мученицы Христови, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите нас, молящихся вам со слезами (имена) , и низпослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших. Ей, святии мученицы, приимите глас моления нашего и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от напрасныя смерти и от всех бед, печалей и болезней, да выну, вашими молитвами и предстательством укрепляемии, прославим Господа Иисуса Христа, Емуже подобает всякая Слава, честь и поклонение, со Безначальным его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь. Перевод: О, освящённая пара, святые мученики Христа, Адриан и Наталья, блаженные супруги и храбрые страдальцы! Услышьте нас, молящихся вам со слезами (имена), и низпослите на нас всё благопотребное душам и телам нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сделает с нами по милости Своей, да не погибнем в грехах наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-v-s...

Позже, в середине ХХ-го века храмы были переосвящены: верхний храм был освящён во имя преподобного Сергия, а нижний - в честь Казанской иконы Божией Матери. Заполняющий по ширине всю алтарную преграду, высотой около 20 метров, весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящности и богатства. Иконостас по горизонтали разделён на три яруса пышным сильно вынесенным карнизом над первым ярусом и более плоским карнизом над вторым ярусом. По обе стороны от центральной плоскости с царскими вратами находятся выдвинутые ризалиты с сильно орнаментированными колоннами " бутылкообразной " формы. Завершается иконостас фигурами трубящих ангелов, и увенчивается пышными картушами, являющимися рамками для изображений. Особое богатство и изысканность орнаментовки достигнуто в резьбе царских врат и первого яруса ризалитов. Это сплошная глубокообъёмная, почти " круглая " резьба из цветов роз, гирлянд, головок херувимов. В соборе сохранились старинные предметы утвари, в том числе напрестольное Евангелие в серебряном, вызолоченном, чеканной работы окладе. Оно отпечатано при императоре Петре Великом и патриархе Адриане. Его размеры: высота - 60 см, ширина - 40 см, а весит это Евангелие пуд. Материал из брошюры: " Сергиево-Казанский собор " , Курск, 2016 г. В одном из дореволюционных путеводителей по Курску так рассказывается о Сергиево-Казанском соборе: " Местность от собора к Московской улице в старину была покрыта озёрами, около них были капустные огроды, и поэтому потомки этих огородников и до сего времени сохранили уличное название капустников. Любопытно отметить, что и теперь по всей Сергиевской улице грунтовая вода находится на глубине одного аршина. Собор устроен в 1762 году старанием купца Первышева, по имени которого и называется улица от Сергиевской к Московской. На этой улице находится принадлежавший Первышеву дом, занимаемый в настоящее время конторою Курского водопровода " . Сам Сергиево-Казанский собор в Курске построен, как и вообще большинство каменных храмов, на месте деревянной приходской церквушки.

http://sobory.ru/article/?object=01683

После кончины родителей А. С. вернулся в новгородские пределы и поселился в 35 верстах от Олонца, недалеко от р. Свирь, построив здесь келью. Когда боярин Андрей Завалишин (см. Адриан Ондрусовский ) во время охоты обнаружил келью подвижника, тот признался ему, что уже 7 лет не видел человеческого лица, пища его была «былие, иже от земля самовъзрасъшее, с перстию смесив, ядох, а иногда же, чадо, неколико время доволно едину персть ядох токмо». На вопрос боярина, как он мог это перенести, А. С. ответил, что сначала он сильно страдал «сердечною болезнью» и «утробою», но потом посланный Богом муж исцелил его. Понемногу к А. С. стала собираться братия, в 1506 (1508) г. был основан мон-рь, а на нек-ром расстоянии А. С. устроил «отходную пустынь» (см. Александров Свирский мон-рь ). Подобно ветхозаветному праотцу Аврааму , А. С. сподобился явления Св. Троицы в виде 3 ангелов, что нашло широкое отражение в рус. иконографии. Главный храм обители А. С. освятил в честь Св. Троицы. А. С. явилась также Богоматерь, в честь Которой он также устроил храм в своей обители. Новгородский свт. Серапион (Курцов) возвел А. С. в сан игумена. Житие сообщает, что, несмотря на игуменский сан, А. С. отличался большим смирением, носил старые и рваные одежды, так что не знавшие святого в лицо не могли и подумать, что перед ними игумен. «Чудо о рыболове» рассказывает, что однажды А. С. недалеко от мон-ря встретился некий рыбак, к-рый направлялся в мон-рь. Рыбак, не зная, что говорит с А. С., сказал, что ищет игумена. А. С. стал убеждать его, что игумен - «блудник и винопийца», на что рыбак возразил: того не знаю, «но токмо се вем, яко многи избави от печали и напасти». Оказалось, что рыбака уже 3 года жестоко притесняет судья тех земель за то, что он, поймав большого осетра, продал его купцу без ведома судьи. А. С. повелел рыбаку вновь закинуть невод в реку и пойманного осетра отнести судье. Рыбак ответил, что это невозможно, т. к. такого осетра он не может поймать уже 3 года, но исполнил повеленное, поймал большого осетра, отнес судье и был избавлен от напасти.

http://pravenc.ru/text/64396.html

После перенесения первосвятительской кафедры митрополитом Максимом из Киева во Владимир на Клязьме главной обителью в Русской Церкви становится монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире . При святителе Московском Макарии впервые появились указания о старшинстве настоятелей монастырей, что было важно при совершении соборных богослужений. Первой обителью стал Чудов монастырь в Кремле, основанный митрополитом Алексием ; второй – Троице-Сергиева, основанная преподобным Сергием , и т. д. Распоряжение, сделанное в связи с царским венчанием в 1547 году, касалось семи монастырей, «а преже того те игумены в местех не бывали» . Хронологически следующий документ, имеющий название «Лествица властем», был составлен при патриархе Иове в 1599 году . В нем названы иерархи Русской Церкви и настоятели монастырей: четыре митрополита, шесть архиепископов и три епископа, последний – «Селивестр, епископ Корелскии и Орешки» . Затем названы сорок семь настоятелей монастырей из разных епархий, после которых следует перечень старцев из различных монастырей. Однако между серединой и концом XVI века имело место еще одно распоряжение священноначалия. Связано оно было с Троице-Сергиевой обителью, ставшей первым монастырем Русской Церкви. Об этом сохранились некоторые сведения в источниках. Необходимо отметить, что в Троицком монастыре до этого могли нести послушание настоятели в сане архимандрита, переведенные из других обителей. Так, Лужецкий архимандрит Гурий был переведен из Можайска в Троицкий монастырь. Затем он стал епископом на Рязанской кафедре . Уже будучи епископом, он прибыл в 1559 году в Троице-Сергиев монастырь по случаю основания Успенского собора. В «Летописце» о нем сказано: «…преж был игумен у Живоначалныя Троицы» . Таким образом, статус троицкого настоятеля не изменялся и в подобных случаях, но, очевидно, это могло иметь отношение к последующему возвышению троицкого настоятеля . В середине XVI века келарем в Троицком монастыре был известный старец Адриан (Ангелов) .

http://bogoslov.ru/article/6193342

Рассказ, вводящий в обстановку жизни царского двора накануне опричнины, требует некоторых пояснений. Иногда, вслед за Курбским и официальной летописью, говорят о необыкновенно строгом, благочестивом, чуждом всяких развлечений образе жизни царя в те годы, когда он находился под духовной опекой Сильвестра. Однако это явное преувеличение. Пиры со своим окружением составляли по традиции важную часть образа жизни государя; они способствовали укреплению отношений между правителем и его верными слугами, и духовные люди (а в их числе, конечно, и Сильвестр) не могли возражать против этой освященной обычаем традиции. Старец Адриан Ангелов в своей повести о взятии Казани без всякого осуждения, а напротив, с одобрением писал отом, как в военном лагере царь, «похваляя» отличившихся при осаде воевод, с ними «на многих пирах веселяшася». Совсем иначе относилась церковь к присутствию на пирах скоморохов, в которых видела служителей бесовских сил. Уже в XI веке записан был рассказ о печерском монахе Исаакии, которому явились бесы, игравшие «в сопели, и в гусли, и в бубны». В том же столетии митрополит Иоанн, разрешая священникам посещать «мирские пиры», строго предписывал тотчас «встать из-за стола», как только начнется «играние и плясанье и гуденье». И позднее отношение церкви к «играм» скоморохов было последовательно отрицательным. Благочестивый человек не мог иметь ничего общего со скоморохами и их играми. Автор «Казанской истории», близкий к царю по своим политическим взглядам, но мало осведомленный о жизни царского двора, восхваляя благочестие государя, подчеркивал, что тот «от юны версты не любляше ни гуселнаго звяцания, ни прегудниц скрыпения... ни скомрах видимых бесов скакания и плясания». Появление скоморохов на царском пиру, действительно, могло огорчить благочестивого человека, а предложение принять участие в их играх — вызвать его возмущение. Насколько можно отнестись с доверием к рассказу Курбского? Определенное подтверждение отыскивается в сочинениях самого Грозного. Отвергая обвинения князя, царь все же сквозь зубы признавал, что занимался «играми» — «сходя к немощи» своих подданных, «дабы нас, своих государей, познали, а не вас, изменников». Призвав ко двору скоморохов, некогда изгнанных Сильвестром, царь ясно давал понять, что более не намерен подчиняться каким-либо ограничениям и будет устраивать свою жизнь только так, как он сам считает нужным. Возможно, также сыграло свою роль пристрастие царя к пению и музыке, о чем речь пойдет впереди.

http://sedmitza.ru/lib/text/438938/

[Сетования по поводу злого демона, посеявшего разногласия между болгарами и ромеями, оправдание вторжений на болгарскую территорию желанием защитится и ответить на вторжения на территорию Диррахия и Фессалоники]. (Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X веках по P. Хр. II Памятники христианского Херсонеса. – M., 1908. – Вып. 3. – С. 58–59). 1158 Издание с переводом на английский язык см.: Nicholas I, Patriarch of Constantinople: Letters/Greek Text and English Translation by R.J.H Jenkins, L.G. Westerink. – Washington, D.C., 1973 – P. 52–69, 9; p.314–315, 68; p.388–391, 106; p.553–555, 569. Всего известно 163 письма Николая к разным лицам. 1159 Причислен Церковью к лику святых (память 16 мая) ( Николай Мистик //Христианство. – М., 1995. – Т. 2. – С. 209). Библиографию см.: Любарский Я. Н. Замечания о Николае Мистике в связи с изданием его сочинений//ВВ. – 1986. – Т. 47; Kazdan А. Nicholas I Mystikos//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1466–1467; Николай Мистик. Письма//Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М., 2004. – С. 394–396. 1160 Подр. см.: Ангелов Д. Методы византийской дипломатии в отношении с Болгарией по данным писем константинопольского патриарха Николая Мистика //Вопросы истории славян. – Воронеж, 1963. – Вып. 1. – С. 60–68; Златарски В. Н. История за българската държава през средните векове. – София, 1971. – Т. 1. – Ч. 2. – С. 822–830; Божилов И. Цар Симеон Велики (893–927). Златният век на середновековна България. – София, 1983. 1161 Nicolai Constantinopolitani patriarchae epistolae//PG. – 1863. – T.lll. – Epist. 9, col. 72 D; Nicholas I... – P. 58–63, (to auto, то есть Symeon archonti Boulgarias). Перевод прилагаемых ниже отрывков, взятых из середины письма, приведен по изданию С. П. Шестакова и сверен с греческим текстом и его английским переводом Р. Дженкинса и Л. Вестеринка, выполненном в Вашингтонском центре византийских исследований в 1973 г. 1162 Фракия и Македония (главный город – Адрианополь) были крупнейшими и наиболее значительными из «западных» (европейских) военно-административных областей Империи, непосредственно граничившими с болгарскими землями (о времени создания этих фем см.: Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. – München, 1975. – S. 162–163).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010