" Мне нечего каяться, я верую в единосущную Троицу " , - сказал Артемий. Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинял Артемия в том, что он в постные дни ел рыбу. " Я ел рыбу, - отвечал Артемий, - когда мне приходилось быть у христолюбцев, и у царя ел за столом рыбу " . " Это ты чинил не гораздо, - сказал митрополит от лица собора, - это тебе вина: значит, ты сам вопреки божественных уставов и священных правил разрешаешь себе пост, а на тебя смотря, и люди соблазняются " . " Артемий, - продолжал Нектарий, - ездил из Псково-Печер-ского монастыря в немецкий Новый Городок, говорил там с немецким князем и хвалил там немецкую веру " . " Я спрашивал, - отвечал Артемий, - не найдется ли у немцев человека, кто бы поговорил со мною книгами. Хотелось мне узнать: у них христианский закон такой ли, как у нас; но мне не указали тогда такого книжного человека " . " А зачем тебе его? - сказали на соборе. - Сам ведаешь, что наша вера греческого закона сущая православная вера, а латинская вера Св. отцами отречена и проклятию предана. Это ты чинил не гораздо, это тебе вина " . Нектарий обвинял Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на старцев Ниловой пустыни; но старцы, призванные на собор, не подтвердили доноса Нектария. Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия. " Артемий, - показывал он, - произносил такие слова: нет в том ничего, что не положишь на себя крестное знамение. Прежде клали на челе иное знамение, а нынче большие кресты кладут; на соборе о крестном знамении много толковали, да ни на чем не порешили " . Артемий отвечал: " Я только говорил о соборе, что на нем ничем не порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не говорил " . Собор дал такой приговор: " Ты сам сознаешься, что говорил о соборе; стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего; надобно верить Ионе. Это тебе вина " . Третий обвинитель, троицкий келарь Адриан Ангелов, доносил следующее:

http://sedmitza.ru/lib/text/435606/

А год спустя в истории обители произошло важное событие. В Москве на Троицком монастырском подворье[ 19 ] было завершено строительство храма, который был освящен Главой Русской Церкви. “Лета 7069-го (1557) при Троицком Сергиева монастыря игумене Иасафе и при келаре Андреяне Ангелове, почали делати на Москве церковь великого чудотворца Сергиа да трапезу и ворота и ограду камену; а совершили церковь в лето 7060 седмаго, месяца сентября в 20 день. А свящали церковь великаго чюдотворца Сергиа месяца октебря в 16 день, на память святаго мученика Логина сотника, иже при кресте Господни. А свящал церковь Макарей Митрополит всеа Руси сам, а с ним владыка Крутицкой Нифонт и архимандриты и игумены: а на освящение был царь и великий князь, и з своею царицою, и з своими детми: царевичом Иваном и царевичом Феодором, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичом, и со царем Александром Казанским и з боляры; и всеношного и обедни слушал, ел и пировал в новой трапезе и с Митрополитом”[ 20 ]. Этот храм просуществовал до 1808 г., поэтому ныне о его архитектуре можно судить только по сохранившимся изображениям[ 21 ]. Храм подворья сооружался  одновременно с памятником казанской  победы, храмом Покрова “на рву” на Красной площади, известным ныне  как  собор  Василия Блаженного. М. А. Ильин пишет, что “церковь Сергия на Троицком подворье в Московском Кремле органически вписывается в круг памятников башенно-шатрового типа середины XVI века Она, можно думать, была призвана прославить известного подвижника Русского государства, а потому была наделена необычайными декоративными свойствами. Само прославление Сергия в архитектуре храма, видимо, стояло в зависимости от посещения царем Иваном Грозным Троице-Сергиева монастыря на обратном пути из Казани в Москву. Ее архитектура должна была отражать, как и Василий Блаженный, торжество и славу единой Руси”[ 22 ]. “Этот храм преподобного Сергия явился выражением царской благодарности Преподобному за его незримое молитвенное предстательство при покорении Казани в 1552 году”[ 23 ]. Упомянутый в летописце келарь Троицкого монастыря Адриан Ангелов, несомненно, много потрудился при сооружении храма монастырского подворья.

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

1463-1464 гг. инок Мисаил (в миру боярин М. Ф. Сабуров, сын великокняжеского боярина Федора Ивановича Сабура Зернова) вложил в мон-рь сельцо Якольское, дер. Оганинскую (совр. с. Яковлевское и дер. Аганино Костромского р-на), двор на погосте Шунга и озера Борисово и Волоское (Волоцкое). Вклад был ценен тем, что И. м. стали принадлежать земли, расположенные непосредственно рядом с Вологодской дорогой (АСЭИ. Т. 3. 230. С. 251). В 1527/28 г. Федор Юрьев «сын Константинович» Сабуров (брат Соломонии Юрьевны Сабуровой, 1-й жены вел. кн. Василия III Иоанновича) пожаловал обители с. Кузьминское с деревнями, пустынями и мельницей в Андрониковом стане; 1 сент. 1558 г. кн. Давыд Федорович Палецкий завещал с. Михайловское с деревнями на р. Шаче и пустошами. Кроме того, кн. Палецкий дал 100 р. «в большую церковь Живоначальные Троицы» И. м. В 1560-1561 гг. окольничий Семен Дмитриевич Пешков-Сабуров завещал И. м. свою вотчину - сельцо Якольское с деревнями в Плёсском стане (совр. г. Приволжск Ивановской обл.) и сельцо Олешево с деревнями в Лещёвской трети Чёрной вол., в 1561-1562 гг.- дер. Мелехово в Чёрной вол.; в 1560-1561 гг. Петр Михайлович Пешков-Сабуров передал обители с. Палецкое с деревнями. Последний большой вклад Сабуровых был дан в 1563-1564 гг. (см. ст. Адриан (Ангелов) ). И. м. принадлежала Ипатьевская слобода (впервые упом. в 1560), в к-рой проживали в основном монастырские «служебники» - конюхи, кузнецы, плотники, «рыбные ловцы» и др. В слободе находились конюшня («двор конюшей»), коровник («двор коровей») и хозяйственные постройки. К кон. XVI в. собственностью И. м. стала Спасская слобода (ныне в черте г. Костромы). Во 2-й пол. XVI в. главными ктиторами И. м. стали представители младшей ветви рода - боярин Дмитрий Иванович Годунов († 1606) и его племянник, буд. царь Борис Феодорович Годунов. В 1567 г., когда Кострома была взята в опричнину, Годуновы-опричники стали видными фигурами в окружении царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Вероятно, благодаря протекции Годуновых игум.

http://pravenc.ru/text/673737.html

3. Два рассказа о походах царя Ивана Васильевича Грозного на Казань в 1550 и 1552 годах//ПДПИ. 1898, т. 130, с. 23–35). Сообщение о пребывании троицкого келаря под Казанью вполне соотносится с указанием автора Троицкого сочинения на свою причастность к событиям осады Казани, которые он видел «своима очима», и на его личное знакомство с царем, от которого он «слышать сподобился» о некоторых подробностях взятия Казани. Делают реальной гипотезу об авторстве Адриана Ангелова и те сведения о его личности, которые донесли до нас монастырские записи, сохранившиеся в некоторых троицких рукописях. Из них явствует, что Адриан Ангелов в период своего келарства (1550, 1552, 1555–1561 гг.) вел активную хозяйственную деятельность: его заботами в монастыре были построены больница и каменная келарская, выкопан большой пруд с наведенными через него мостами, позолочены купола главного монастырского храма, отлит большой 30-пудовый колокол, переданный Троице-Сергиевым монастырем в Никольский собор Свияжского Успено-Богородицкого монастыря. При нем на Троицком подворье в кремле была заложена церковь во имя преподобного Сергия. Иван Грозный с царицей и детьми неоднократно посещал монастырь во время келарства Адриана Ангелова (Краткий летописец Святотроицкие Сергиевы лавры. М., 1865, с. 4–5; Яблоков Я. Город Свияжск. Казань, 1907, с. 99). Организаторская деятельность Адриана Ангелова распространялась и на литературные работы. По его распоряжению в скриптории монастыря переписывались рукописи, некоторые из которых (например, Четьи Минеи за май и июль) сохранились до нашего времени. В составе Троицкого летописца сохранилась челобитная Адриана Ангелова Ивану Грозному, датированная 1561 г., в которой, келарь ходатайствует о возведении троицкого игумена в сан архимандрита, оформляя свое прошение в этикетно-риторическую форму. Он просит царя «прославить» Троицкую обитель, напоминая о покровительстве ей самой Богородицы и духовных подвигах ее основателя Сергия Радонежского. По своему стилю и идеям эта челобитная очень близка Троицкому сочинению о взятии Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Собор поручает Священному Синоду в шестимесячный срок утвердить герб Болгарской Православной Церкви — Болгарского Патриархата. 7. Собор принимает обращение к болгарскому православному клиру, монашеству и народу. 8. Собор призывает клир и духовных чад Болгарской Православной Церкви хранить нашу чистую православную веру, заботиться о воспитании детей, поддерживать домашний очаг, хранить семейную честь, церковно-народные традиции, сохранять в здоровье, чистоте и силе молодое поколение, охранять природу и окружающую среду как Божие творение, данное человеку для пользования и наслаждения его красотой. 9. С момента вхождения в силу Устава Болгарской Православной Церкви — Болгарского Патриархата теряет силу Постановление Синода о системе оплаты священнослужителей в диоцезе Болгарской Православной Церкви, принятое решением от 15.06.2005 г., протокол и вошедшее в силу с 01.07.2005 г. 10. Собор высказывает благодарность Его Святейшеству Болгарскому Патриарху Максиму за его Первосвятительское благословение и участие в заседаниях Шестого Церковно-народного собора. 11. Собор высказывает благодарность Его Высокопреосвященству Сливенскому митрополиту Иоанникию за его работу председателем Шестого Церковно-народного собора. 12. Собор высказывает благодарность Варненскому и Великопреславскому митрополиту Кириллу и членам Комиссии по внесению изменений и дополнений в Устав. 13. Собор высказывает сердечную благодарность игумену Рыльской святой обители епископу Адрианопольскому Евлогию и братии монастыря за хорошую организацию и проявленную заботу при проведении третьей сессии Шестого Церковно-народного собора. 14. Собор высказывает благодарность членам бюро Собора — Стобийскому епископу Науму, протоиерею Ангелу Ангелову, Ивану Миневу и Марии Кисьовой, а также техническим сотрудникам Собора. 15. Собор высказывает благодарность корректору газеты «Църковен вестник» Аннетте Пеневой за языковую и стилистическую редакцию принятых на трех сессиях текстов Устава Болгарской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/511718.htm...

АД (греч. Аид; лат. Locus infernos – лишенное света подземное место; в слав, языках «пекло», напр, польск. pieklo, букв, «смола») – в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. как об альтернативе раю имеют сравнительно позднее происхождение. В Новом Завете предупреждение об угрозе Страшного суда и А. занимают важное место, но чувственная детализация адских мучений отсутствует. В Н. 3. А. определяется как «мука вечная» ( Мф. 25:46 ), «тьма внешняя (кромешная)» ( Мф. 8:12 ). АДАМ КАДМОН (евр. adam qadmon – человек первоначальный) – в иудаистской мистической традиции имя абсолютного, духовного явления человеческой сущности до начала времен как первообраз духовного и материального мира, а также предвечный замысел Бога о человеке, несовершенным (вследствие падения) воплощением которого является земное человечество или Адам Перстный ( 1Кор. 15:47 ). Это имя входит в круг понятий каббалистической мистики XIII–XVIII вв. и как символ воспринято эклектической символикой масонства, где А.К. соотносился с эмблемой шестиконечной звезды (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»). АДОПЦИАНЕ – 1. Сторонники ереси монархиан динамического направления (II–III вв.), представлявшие Христа человеком обыкновенным, но наделенным особой силой (δυναμις), особым благочестием. После монархиан адопционистская христология прослеживается у Нестория и у некоторых других представителей антиохийской школы. 2. Ересь, произведшая волнение в испанских и франкских церквах в VIII в. Согласно А. Христос по своему человечеству не истинный Сын Божий, но усыновленный, приемный сын (adoptivus). Главные представители: Елипанд, епископ Толедский и Феликс Ургельский. Последний защищал взгляды А. на соборе в Регенсбурге (792), в присутствии Карла Великого. Был осужден, отправлен к папе Адриану I, где отказался от ереси. Вскоре вернулся к своим взглядам. А. вновь были осуждены на Франкфуртском соборе (при участии папы и Карла Великого) 794 г. В 798 г. Феликс изложил свои взгляды в книге и направил ее Алкуину. В 799 г. собор в Риме под председательством папы Льва III вновь осудил ересь. В 800 г. состоялся диспут Феликса и Алкуина, на котором Феликс признал себя побежденным и отказался от своего учения. Он написал окружное послание к своим сторонникам, увещевая их вернуться к правоверию. Это послание, 7 книг Алкуина «Против Феликса» и проповеди Лейдрада Лионского и Бенедикта Анианского окончательно подорвали авторитет еретиков и принесли мир.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Алексия Комнина, греч. царя, заповеди, 15, 205, 206. Алексий Аристин, толкователь Номоканона, 205, 206. Алексий, патр. константинопольский, 205, 206. Алексий, митр. киевский, 177, 765. См. Жития и Службы. Алексию Михайловичу, царю, благод.Слово Паисия Лигарида, 189. Алексий, игумен, биограф, 673. Алексий, протопоп новгородский, еретик, 187. Алексий Григорьев, поп, владелец, 362. Алексий, диакон, то же, 270. Аллилуиа. Сказание Максима грека , 200, 201. Димитрия грека, 730, см. 269. Алфавит, книга, Сборник, 660. Амартол см. Георгий. Амвросий, еп. медиоланский, 87, 299. Его житие см. Жития. Амвросия, епископа, Истор. рос. Иерархии, 327, 408, 411. Аммос, прор., 63, 89–91, 677. Аммон, авва, 165, 181, 185, 189, 701, 730, 751, 757, 758, 763, 766, 767, 775, 777, 784, 795, 806, 807. Аммону, монаху, послание Афанасия алекс., 205–207. Амфилохия, еп. иконийского, сочинения, 7, 126–128, 129–133, 160, 205–207, 673, 748, 783. Его житие см. Жития Святых. Анаграммы писцов, 151, 171, 191, 192, 201, 239, 508, 546, 603, 692, 730, 733. Ананий, борзоходец, 681. Анастасия, патр. антиохийского, отрывки, 207, 760. Анастасия Синаита слова и отрывки, 12, 15, 91, 133, 142, 167, 175, 186, 189, 202–204, 225, 314, 680, 681, 704, 744, 750, 751, 753, 754, 756, 758, 763, 765, 767, 775, 780, 788, 794, 804. Анастасии пишет Зосима, 61. Ангелы. Сказание о них, 142–144, 775, 784, 804. Ангелов Адриан, келарь Троиц. Серг. мон., 86, 177, 604, 606, 611, 614. Андрея, апостола, благословение гор киевских, 714, 720–722, 725, 727, 745. Андрея, архиеп. кесарийского, толкование Апокалипсиса, 6, 119–122, 692. Андрея, архиеп. иерусалимского, слова, 664, 665, 680, 681. Андрея, архиеп. критского, слова, 180, 466, 663–665, 681, 755, 760, 786, 792. Канон покаянный, 299, другой великопостный, 399. Житие его, 678. Андрей, биограф Антония римлянина, 673, 692. Андрей Кузмин, священник села Коровицына, 227. Андрея Иванова, слуги Троиц. Серг. мон., старичинина, книги, 123, 399, 465, 496, 505, 517. Андроник, строитель Киржачский, владелец, 640.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В жанровом отношении Троицкое сочинение соединяет в себе черты традиционной исторической повести и агиографического произведения. Создавая свою повесть в стенах знаменитой Троицкой обители, ее автор постоянно стремится подчеркнуть роль монастырских святынь в успешном ходе осады Казани. Все повествование здесь пронизано идеей Божественного покровительства Ивану Грозному и непосредственной связи его победы над Казанью с помощью высших сил и прославленных русских святых, среди которых первостепенная роль отведена основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому. Историческую фабулу автор Троицкого сочинения позаимствовал из «Летописца начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича», также созданного вскоре после взятия Казани, вероятно, весной 1553 г. Но если в «Летописце начала царства» Грозный изображается прежде всего как глава государства, а в военном походе – как военачальник, то в Троицком сочинении на первое место выдвигается царь-христианин, царь-праведник, исполнитель Божественных предначертаний. Троицкий автор последовательно устраняет из своего произведения все документальные подробности описываемых событий, абстрагируя повествование и тем самым перемещая внимание читателей с конкретных земных обстоятельств взятия Казани на вневременной высший смысл описываемых событий, на предначертанность их развития свыше и на роль Ивана Грозного – не столько талантливого военачальника, сколько смиренного и послушного «слуги Божьего», который слезами и молитвами снискал себе Божественное покровительство и помощь в победе над врагами. Некоторые особенности текста Троицкого сочинения позволяют сделать предположение о его авторе. Им, по наблюдениям А. Н. Насонова, мог быть келарь Троице-Сергиева монастыря Адриан Ангелов, о прибытии которого под Казань в лагерь Ивана Грозного накануне штурма города рассказано в троицкой «Повести», а также упоминается в некоторых летописных памятниках – «Отрывке русской летописи» (ПСРЛ, т. 6) и одном кратком летописном рассказе (Кунцевич Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важнейшим Собором середины XVI в. был Стоглавый Собор 1551 г., на заседаниях которого рассматривались многие вопросы церковной и общественной жизни. В 1555 г., следуя предписаниям “Соборного уложения”, то есть постановлениям Стоглава, игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (1555—1560), “поговоря с келарем с Андреяном и с соборными старцы”, строго запретил в “Присецкой волости”, принадлежащей обители, держать скоморохов, волхвов и лихих людей. Судя по содержанию грамоты, она писалась “в Присеках, а велел ее писати келарь Андреян, а у грамоты печать келарская”[ 14 ]. Таким образом, будучи в этом селении, принадлежащем монастырю, келарь сделал необходимое письменное распоряжение о порядке в нем, согласованном с соборными постановлениями. Монастыри на Руси были не только духовными лечебницами, но и телесными; эта традиция Московской Руси восходит к Радонежскому подвижнику. “Построенная еще при Сергии в XVI в. больница (в 71 км к северу от Москвы) впоследствии приобрела значение «образца» монастырского больничного уклада для всех монастырских больниц”[ 15 ]. Традиции врачевания, заложенные в обители еще ее основателем, продолжались и развивались в последующее время. В XVI в. больничное помещение было перестроено. “Лета 7069-го, при царстве благочестиваго царя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и преосвященном Макарие Митрополите всеа Русии и при Троицком Сергиева монастыря игумене Иларионе и при келаре Андреяне Ангелове поставили больницу в Сергиеве монастыре, да келарскую поставили камену, да пруд Болшей, что от Клементиевьского пруда, а на нем два мосту; а рядил ево келарь Андреян”[ 16 ]. С этой записи Троицкого летописца все последующие сообщения середины XVI в. упоминают имя старца Адриана. Никоновская летопись сообщает под 1556 годом о позолоте по царскому повелению купола Троицкого собора в обители преподобного Сергия, воздавая должное царской власти[ 17 ]. В Троицкой летописи названы при этом имена настоятеля обители, келаря и царского дьяка, который “у дела был”[ 18 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Изображаемый зверь представлен о семи главах. Что же за главы? По объяснению ангела Иоанну, «седмь глав горы суть седмь, идеже жена седит на них» ( Апок. 17:9 ). Рим, как известно, постепенно расширяясь, и занял седмь хол­мов, или гор, названия коих суть следующия: Капитолийская, Палатинс­кая, Квиринальская, Латеранская, Авентинская, Виминальская и Эскви­линская. А из сего еще точнее удостоверяемся, что апокалипсическое про­рочество под иносказательной формой зверя из моря именно указывало на блуждение, то есть идолопоклонство Рима, или Римской империи, про­являвшееся во всевозможных безобразных видах, изобретаемых искон­ным врагом рода человеческого змием-искусителем, который в противо­положность семи дарам Духа Святого, благодетельно изливающимся на души человеческие, имеет седмь глав, то есть седмь главнейших нечистых сил и свойств, коими сам дышит и старается вдыхать их и людям. «Зверь... име... рогов десять и на розех его венец десять, и на главах его имена хульна» ( Апок. 13:1 ). Рог на языке Священного Писания означает власть, силу и высокое какое-нибудь преимущество, а вместе с тем употребляется в речи как знак надменности, высокомерия или злоупотребления силы и власти. Так, пророк Давид говорит беззаконнующим: «Не беззаконнуйте, и согрешающим не возносите рога, не воздвигайте на высоту рога вашего» ( Пс.74:5–6 ). Венец есть царское украшение. Из сего открывается, что десять рогов, украшенных деся­тью венцами, означали, как ясно и объяснил ангел Иоанну в 17 гл., десять царей или императоров римских, которые с самого начала насаждения веры Христовой апостолами восставали один за другим и опутанные и пре­данные зверю, то есть идолопоклонству, этому отродью змия – царя тьмы, заблуждения, произвели десять ужасных преследований и мучений на хри­стиан, по слову ангелову же: «Даде ему», то есть зверю, или идолопоклонству, «змий силу свою и престол свой и область великую» ( Апок. 13:2, 17:13 ). Такими царями или императорами римскими, по указанию истории, были следующие: 1) Нерон, свирепый враг Церкви Христовой, по повелению которого рас­пят ап. Петр и обезглавлен ап. Павел; 2) Домициан, подвергавший истяза­ниям ап. Иоанна Богослова и потом сославший его на остров Патмос, где и написан им Апокалипсис; 3) Траян, издавший повеление наказывать хри­стиан, которые отрекутся приносить жертвы идолам. При нем распят св.Симеон, епископ Иерусалимский, и отдан на съедение львам св.Игнатий, епископ Антиохийский; 4) Адриан, умерщвлявший множество христиан; 5) Септимий Север, преследовавший христиан с неукротимой жестокос­тью; 6) Максимиан, кровожадный злодей, проливший множество крови исповедников Христовых; 7) Деций, как ненавистное животное, прика­зывавший беспощадно умерщвлять всех христиан; 8) Валериан с таким же бешенством вооружался против Церкви Христовой и много пролил праведной крови; 9) Аврелиан, заботливо также издававший указы про­тив христиан, и 10) Диоклитиан, которого гонение было жесточайшее из всех и продолжительнейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010