X. с надписью кругом: ЧЕСПЕИ20;У ХЕРУВИМИЫ СЛАВИШ , на другой же Св. Троицы в виде трех Ангелов, сидящих за трапезой с длинными посохами, и тоже с надписью кругом: ПРСТА26; ТРОИЦЕ ПОМИЛУИ ПАСЪ ГДИ ОУЫСТИ ГРЕХПИША ВЛДКО ПРОСТАСАТПСИЦА . Редкость эта тогда же была приобретена мною и имеется при мне. Как-будто она предназначалась для ношения на поясе. Величина ее один вершок в диаметре, толщина 2 миллиметра. У самого города на месте древнего Керамика, мы осмотрели вновь разрываемый древний некрополь Афинский с несколькими превосходными надгробными изваяниями из белого мрамора языческой эпохи, смысл которых, несмотря на разнообраизе типов и приемов, везде один и тот же: прощание отходящего из мира с остающимися в нем. К немалому моему удовольствию, тут же найдено было и несколько христианских надгробных надписей, высеченных также на мраморных плитах и большею частию предшествуемых знамением креста. Прочитаны мною собственные имена: Агапи (Любви), Павла Трохадария (?), Инофила (винолюбца!), Кириака, Феодора... 388 К сожалению, нельзя быть уверенным, что обломки плит с этими эпитафиями найдены именно тут, на древнейшем кладбище Афинском. Сторож нам сказал, что тут есть немало приносных мраморов. И в самом деле, там же мы прочли красиво высеченную, но крепко окорнанную, латинскую надпись с именами: Twedell и Nortumbria... 389 Продолжая путь, осмотрели со всем тщанием Фисион (храм Тезея), обращенный все еще в музей, как и прежде, в котором я не нашел ничего нового, кроме его стража, именитого Зиси Сотириу, прославившегося изданием патриотических брошюрок об Эллинской Македонии или Македонской Элладе, под именем: Деда Олимпа. За эти литературные подвиги дали ему место Археофилака с небольшим жалованьем, обогативши музей еще одной живой „антикой“. Другой музей под открытым небом в Адриановой Стое также не представил мне ничего нового. Еще менее я мог ожидать от храма ветров, тоже служащего хранилищем древностей. Когда это поспеет проектированный по Патисийской дороге, настоящий музей-замок, который бы заменил собою все эти частные собрания древностей, и очистил от памятников смерти кипящей жизнию город?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В кон. 1553 г. А. вместе с учеником Порфирием Малым «и иные старцы» был вызван из пустыни в Москву для дачи на Соборе показаний по делу еретика М. Башкина . На одном из допросов в ответ на настойчивые требования выдать единомышленников Башкин обвинил А. в вольнодумстве, показал на него «многия богохулныя вины, о иконном поклонении и о Причастии Тела Христова, и [будто бы А. утверждал], чего… в Евангелье и во Апостоле не писа[но] и того… держати не нужно» (ААЭ. Т. 1. С. 251). Достоверность показаний Башкина вызывает сомнения. А. самовольно оставил московский Андроников мон-рь и вернулся в Порфириеву пуст. Его поступок был расценен как бегство преступника. По приказу царя закованного в кандалы А. и заволжского старца Савву Шаха доставили в Москву и предали суду по обвинению в ереси. Запись суда над А. не сохранилась, частично обстоятельства суда изложены в соборной грамоте от 24 янв. 1554 г. в Соловецкий мон-рь, к-рую дополняет рассказ «Истории о великом князе Московском» Курбского, знавшего о том, как проходил процесс, от самого А. (РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 334-338). Главным обвинителем А. стал бывш. игум. Ферапонтова мон-ря Нектарий, устные и письменные показания против А. также дали дворцовый дьяк Шестак Воронин, свидетели из Троице-Сергиева мон-ря: бывш. игум. Иона, келарь Адриан (Ангелов) , старец Игнатий (Курачов), кирилло-белозерские монахи: игум. Симеон и старец Никодим (Брудков). А. был обвинен в латинофильстве (поставлена в вину поездка в Нейгаузен) и склонности к протестантству, в несоблюдении постов и осуждении внешней обрядности, в «хуле о крестном знамении», в отрицании действенности панихид и обеден по умершим закоренелым грешникам и др. Среди предъявленных А. обвинений были такие, по к-рым существовали коренные разногласия между иосифлянами и нестяжателями: А. были поставлены в вину критика «Просветителя» прп. Иосифа Волоцкого, выступление против казней еретиков, в частности против сожжения «жидовствующих» Федора Курицына и Некраса Рукавова, снисходительное отношение к вольнодумцам, даже к показавшему на него Башкину, о к-ром А.

http://pravenc.ru/text/76378.html

Довольно необычно фамильное прозвище троицкого келаря. У С. Б. Веселовского имеются интересные сведения, возможно, проливающие свет на происхождение старца Адриана: «Ангеловы Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Россию в свите кн. Софьи Палеолог. Ср. селение Ангелово под Москвой» 1381 . Очевидно, до своего пострига он был женат и у него был сын Димитрий 1382 . Можно предположить, что монашество он принял в Троицкой обители, где в 1550–1560-е гг. был келарем 1383 . Источники того времени свидетельствуют о его трудах на благо монастыря преподобного Сергия, встречается его имя и в описании церковных событий середины XVI в. В 1553 г., как сообщает летопись, на Руси «прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве» 1384 . После соборных разбирательств в Москве еретики были осуждены. Среди осужденных находился также Артемий, бывший Троицкий игумен (1551 г.), сосланный после Собора в Соловецкий монастырь. В соборной грамоте, посланной на Соловки, подробно описываются лжемудрования еретиков XVI в. Келарь Адриан Ангелов, несомненно знавший Артемия, свидетельствовал на Соборе о некоторых его заблуждениях. О его возражениях келарю на Соборе было сказано: «да и сам Артемий на Соборе против Андрияновых речей отвечал негораздо» 1385 . Важнейшим Собором середины XVI в. был Стоглавый Собор 1551 г., на заседаниях которого рассматривались многие вопросы церковной и общественной жизни. В 1555 г., следуя предписаниям «Соборного уложения», то есть постановлениям Стоглава, игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (1555–1560), «поговоря с келарем с Андреяном и с соборными старцы», строго запретил в «Присецкой волости», принадлежащей обители, держать скоморохов, волхвов и лихих людей. Судя по содержанию грамоты, она писалась «в Присеках, а велел ее писати келарь Андреян, а у грамоты печать келарская» 1386 . Таким образом, будучи в этом селении, принадлежащем монастырю, келарь сделал необходимое письменное распоряжение о порядке в нем, согласованном с соборными постановлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Посмотрим, сколь неугоден Господу всякий, кто не борется со страстями тела своего, не побеждает, а любит их, кто не угашает в себе огня похоти, но еще более возжигает его, влекомый сластолюбием, как говорится в Писании: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак. 1:14 ). Желающий же упорно сопротивляться своим страстям ради любви Христовой чем может побеждать их? Умерщвлением самого себя. " Умертвите, – говорит святой Павел, – земные члены ваши» ( Кол. 3:5 ). Таков был этот святой подвижник, говоривший себе: «Усмиряю и порабощаю тело мое» ( 1Кор. 9:27 ). И никто не может иначе победить обуреваемую страстями свою плоть, как только ее умерщвлением. Однако не буду продолжать ныне слова об умерщвлении плоти по причине краткости времени. Всякий сам может достаточно видеть в житиях святых, как многие истомляли себя различными умерщвлениями, угашая в себе пламя плотского вожделения. Достаточно сказать, что умертвивший свои страсти – это добрый подвижник и мученик без крови. Более же потребно уведать увенчание этого бескровного мученичества. Сколь светлый венец ожидает сопротивляющегося страстям, побеждающего плоть и угашающего умерщвлением огонь похоти, то можно уразуметь из кратких слов святого Киприана, который говорит о девстве так: «Девство – сестра Ангелов, одоление страстей, царица добродетелей, наследие всех благ», и в другом месте: «Чистота – это украшение благородных, вознесение смиренных, благородство худородных, утешение печальных, умножение всякой корысти, красота людей убогих, честность благочестия, умаление прегрешений, умножение мзды, подруга Создателя всех Бога». О сколь преславный и пресветлый венец похвал ожидает побеждающего плоть и чистоту соблюдающего! Таковой не только прославится в будущем веке, но и в жизни этой почитается людьми и Богом. Ветхозаветный Иосиф, который, будучи склоняем ко греху преступной женой, избежал его, прославлен был царем Египта. Но так говорится не только о чистоте девствующих, но и о чистоте находящихся в супружестве и вдовствующих. Именно такую чистоту сохранила святая мученица Наталия, которая и в супружестве своем соблюла целомудрие, и во вдовстве пожила чисто до самой своей кончины. Еще же говорится так и о той чистоте, которая приобретается покаянием, ибо и такую чистоту преподобный Ефрем ублажает высокими похвалами. Святой же Златоуст приписывает этой чистоте, приобретаемой через покаяние, честь девства, когда говорит о грешной жене, у ног Христовых плакавшей: «Сначала она была женой блудницей, ныне же она дева, сестра Христова, невеста Слову». Угашающего огонь похоти и побеждающего свою плоть ожидает такая же почесть и венец, как и мученика, угли огненные поправшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Признавая одного неведомого Бога, почитали они мир созданием Ангелов, и Иегову, бога Еврейского, одним из них, Христа же бесплотным и врагом Иеговы; осуждали брак, не осуждая дел плоти. Египетское мнение Пифагора о переселении душ, со всею его таинственностию, присоединилось к этим мечтаниям. Ученики их величали себя громким именем гностиков, т.е. знающих; как будто им одним открыто было истинное знание, хотя грубость понятий духовных явно обличалась чувственностью, в которой утопали, потому что не веровали воскресению тела и почитали добро или зло, существующими только во мнении человеческом. Однако же они старались подражать во внешности христианам, собираясь так же на вечерние молитвы, но трапеза любви превращалась в гнусные дела сластолюбия, бросая невыгодную тень и нарекание на христиан. Явился и новой еретик Валентин, родом из Египта, отвергший христианство в Кипре за то, что ему предпочли другого на кафедру епископскую; напитанный учением Платона, вымыслил он систему религиозную еще сложнее гностиков; смешав Евангелие Иоанна с родословием богов Гезиода и гармонией чисел мудрецов языческих, тридцатью олицетворенными зонами или веками, хотел он изобразить исхождение Слова из лона Отчего и Промысл Его о искуплении мира; но нелепое учение Валентиан обличилось также их искаженной нравственностью; поскольку они, как говорит Павел, не прославили Бога, но осуетились умствованиями и, называя себя мудрыми, обезумели, то Бог предал их похотям сердец в осквернение собственного их тела. А между тем жрецы и философы языческого мира пользовались их беспорядками, чтобы в удовлетворение своей злобы возводить жесточайшие клеветы на христиан, которые своей многочисленностью уже становились страшными религии идолов и сектам эллинским. Говорили, будто они, собираясь на вечерю, закалают младенца и питаются его кровью, а потом, угашая светильники, предаются грубым страстям. Цельс, Эпикурейский философ времен Адриана, покусился даже опровергать Иудейство и Христианство , смешивая оба в одно, и написал против них целую книгу насмешливых возражений; хотя она исполнена была грубых ошибок, однако же, в примере новейшим софистам, много из нее заимствовавшим, Цельс хвалился глубоким знанием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сергиевский храм сооружался одновременно с благодарственным храмом Покрова на Рву, возводимым в честь покорения Казани и тоже в шатровом стиле. По мнению М.А. Ильина, Сергиевский храм тоже был благодарственным, призванным прославить великого подвижника России за его молитвенную помощь во время взятия Казанского ханства. К тому же в 1552 году келарь Троицкого монастыря Адриан Ангелов, потом участвовавший в сооружении кремлевского Сергиевского храма, привез царю под Казань святыни Троицкой обители в благословение «от Живоначальной Троицы и преподобного Сергия». Считается, что Сергиевский храм подворья был выстроен в память посещения Иваном Грозным Троице-Сергиева монастыря на обратном пути из Казани в Москву. Идея благодарственности преподобному Сергию и его прославления выразилась в архитектуре кремлевского храма с богатым необычным декором и русской шатровой формы, символизируя «торжество и славу единой Руси». Шатровой была и Богоявленская церковь подворья. По мнению Забелина, ее архитектура была схожа с храмом Рождества Богородицы в Путинках на Малой Дмитровке, на манер средневековых деревянных русских церквей. После пожара 1565 года она, вероятно, осталась одноглавой, но в том же стиле. Кремлевский храм преподобного Сергия Радонежского близ митрополичьих (позднее патриарших) покоев и государева дворца был необходим для царского моления и для архиерейских служений на праздники святого. В Сергиевские дни патриархи и митрополиты всегда служили в этом храме, а государь приходил в том случае, если дела задерживали его в Москве и он не мог присутствовать на торжественном богослужении в Троицкой обители. Кремлевское подворье соединялось с царским дворцом крытыми галереями-переходами, что показывает, насколько часто государь посещал его храмы. В 1535 году в Москве появилось второе подворье Троицкой обители – в Китай-городе на Ильинке. Эту землю подарил обители московский купец Иван Михайлович Антонов (по некоторым предположениям, потомок купца Симеона Антонова, который родился по пророчеству преподобного Сергия), хотя и прежде владельцы местных дворов дарили их обители на помин души своих родителей. Здесь поселились стряпчие Сергиевой обители, занимавшиеся ее хозяйственными и судебными делами, отчего это подворье было прозвано «Стряпческим»; грамотою царя Ивана Васильевича от 1540 года оно освобождалось от всех тягл и пошлин. Третье подворье Троицкого монастыря в Москве появилось в 1609 году за Сретенскими воротами – будущее Сухаревское. Его подарил обители царь Василий Шуйский за ту помощь, которую она оказывала государству Российскому в Смутное время.

http://pravoslavie.ru/28971.html

Но в сотворение материального мира вмешивается плерома, и в результате созданный Иалдабаофом Первочеловек (Адам Кадмон) получает частицу подлинного бытия, которая чрез цепь рождений передается его потомкам, так что всякий человек ощущает себя чужеземцем в этом материальном мире и страдает от своего пребывания в нем, потому что подлинная родина человека – плерома. Но высшие эоны Ум и Истина рождают Христа и Святого Духа – Пневму, которой усваивается женское начало; они успокаивают Софию. Затем Христос разъяснил всем эонам их истинную природу, а Святой Дух водворил между эонами блаженное равенство, после чего каждый из эонов и вся плерома производят совершенные создания в честь и славу Источной Глубины (Вифоса). Эманацией плеромы становится Иисус, Который по имени Своего Отца именуется также Христом и Словом (Логосом), а по призванию Своему должен спасти погибшее. В конце времен Он должен создать сизигию с отверженным порождением Софии Ахамот Энфимисис. В изложении святителя Иринея Лионского система другого гностика – Василида, уроженца Сирии, переселившегося в Александрию, где он давал уроки при императоре Адриане, а в конце жизни побывавшего в Иране, не многим отличается от учения Валентина. В этой системе нерожденный и неименуемый Отец путем эманации из себя самого порождает светоносную гебдомаду – седмерицу эонов: Ум (Нус), Слово (Логос), Разум (Фронисис), Мудрость (София), Силу (Динамис), Справедливость (Дикэосини) и Мир (Ирини), в своей совокупности составляющих высшее небо. Эти семь эонов производят внешний духовный мир, который включает начала, власти, ангелов. Это – небесная сфера, онтологически стоящая ниже высшего неба. Развитие не останавливается на этом, и путем эманации одна небесная сфера производит другую, так что общее число сфер – 365. Это число, написанное греческими буквами, образует таинственное слово «абраксас». В результате такой ступенчатой эманации гебдомада во главе со своим архонтом, находящаяся на периферии светоносного мира, приблизилась к пределу материи и хаоса, враждебного свету, который, нападая на царство света, отторгает от него светоносные частицы, погружая их во мрак материи.

http://pravoslavie.ru/35592.html

Нестеров далек и от декадентского упадничества, безверия, и от эстетизации этой бессмыслицы и хаоса в искусстве. Впрочем, в равной мере он тяготится мелководьем многих передвижнических тем — все уныло-обывательское или «на злобу дня» его не влекло: «Я не любил и не люблю тем “сегодняшнего дня” — тем общественных, особенно касающихся “политики”. Искусство имеет свою сферу влияния на человека. Оно как бы призвано оберегать эту “душу”, не допускать, чтобы она засорялась скверной житейской. Искусство сродни молитве». По взглядам он скорее близок славянофилам, высоко ценил книгу Н. Данилевского «Россия и Запад», среди художников был долгое время дружен с В. Васнецовым, с которым вместе расписывал Владимирский собор в Киеве, приятельствовал с профессором Адрианом Праховым, с Суриковым, Левитаном, к последнему относился с большой теплотой. Позднее сблизился с Сергеем Дурылиным, Павлом Кориным, а многие ранние дружбы растерял. Момент чуда Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» на XVIII передвижной выставке (1890 год) стала событием, обсуждали ее все, причем критично настроенных было немало. Нестеров взялся за задачу далеко не простую — изобразить на полотне момент чуда, когда Небо так близко, так ясно входит в жизнь человека, показать это земным, реальным и в то же время явить иной план бытия. Здесь самый малый неверный сдвиг — и велик риск сорваться в «прелестность», в художественную бестактность, которая вызывает неловкость и режет глаз. Сюжет картины взят Нестеровым из древнего «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником, Епифанием Премудрым, который был рядом с преподобным Сергием в его последние годы жизни. Как свидетельствует Епифаний, отроку Варфоломею, будущему преподобному Сергию, несмотря на любовь к чтению, плохо давалась грамота, и он «втайне часто со слезами молящеся Богу: Господи! Ты дай же ми разум грамоты сия, ты научи мя и вразуми!» Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят; и вот на поле, под дубом, отрок неожиданно встречает старца «светолепного и ангеловидного». Старец стоял и «молитву прилежно со слезами творяща». Монах сам заговорил с отроком, спросив «чего тот ищет, чего хочет». Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Помолившись, старец достал из «сокровищницы» частицу просфоры и подал ее отроку со словами «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати Божия и разума Святого Писания». А когда отрок съел просфору, старец обещал ему: «О грамоте, чадо, не скорби: от сего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре». Так и случилось.

http://foma.ru/zhit-budu-ne-ya-zhit-bude...

Помню, как у нас в лавре духовники отец Афанасий (Алафинов) и отец Лаврентий (Постников) соревновались: – Мы боремся за первенство: кто из нас по проповеди первое место займет! – Это как? – спрашиваю. – Как же вы узн а ете? – А просто: кого первого вызовут в КГБ. Мы все можем бесов если не изгонять, то отгонять – это точно! Схиархимандрит Илий (Ноздрин) : – Дай Бог, конечно, каждому так Богу послужить и столько прожить, как отец Адриан. В Псково-Печерском монастыре я застал отца Адриана только в самом начале его перевода туда из лавры, года два мы так с ним пообщались, а потом меня самого в 1976-м году на Афон отправили. Я у отца Адриана, бывало, и исповедовался. И на «отчитках» у него присутствовал. Бесы ему потом люто мстили за то, что он их изгонял. В этом-то и заключается тяжесть подвига: по любви к людям всю эту злобу сатанинскую потерпеть. В этом и заключается тяжесть подвига: всю эту злобу сатанинскую потерпеть Бесы действительно возвращаются в тех, кто по-настоящему не кается. Почитайте, есть такая книга игумена Марка «Злые духи и их влияние на людей». Но как демоны да бесы ни стараются навредить людям, ничего они без попущения Божия сделать не могут. Иначе бы они всех поработили. А то, что отец Адриан с ангелами собеседовал, – так в этом тоже ничего удивительного нет. Ангел-Хранитель рядом с каждым из нас. Вот ты пишешь статьи, кто тебе подсказывает? Ангел! Смирение надо иметь, в молитве быть, чтобы ангелов слышать и видеть. Вот все мы дышим воздухом, но мы же его не видим? Так же и ангелы – невидимы и необходимы. Схиархимандрит Илий (Ноздрин) Как старцами становятся? Стариком стал – вот и старец. Раньше в большинстве случаев так и было, а как безбожие стали насаждать, много бесноватых стало: и стар, и млад. Надо изо всех сил стараться быть с Богом, исполнять волю Божию. Хоть немножко, но утром и вечером, перед едой да каждым делом, а помолиться, чтобы все с благословением Божиим было! В церковь ходить, венчаться, детей крестить да в вере воспитывать, – так и старцы будут появляться.

http://pravoslavie.ru/113520.html

Однако ты входи не до дверей, то есть человеческих, Христа, но входи во внутреннейшее за завесу 19 , во святая святых 20 Его Божества, и познай, что Он – хотя и ограниченный во чреве как человек, но и хранитель младенцев во чреве как Бог; и Он, рожденный по плоти маленьким, взращивает всех как Бог; и Он, спеленатый плотски в яслях 21 , бездну мглою спеленал 22 как Бог; и Он, сосущий Материнскую грудь, как подобает младенцу, животворит людей, как подобает Богу; и Он, спящий плотски в лодке 23 , пробуждает мертвых Божественной властью 24 ; и Он, утруждающийся как человек 25 , призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас 26 как Бог»; и Он, взывающий: «Жажду» 27 , есть Бог , говорящий: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей 28 , ибо Я есмь источник жизни» 29 ; и Он, добровольно алчущий как человек, есть хлеб, с небес сшедший 30 и давший [...] 31 Ему – Христу, преклонившему колена и трижды молившемуся во время страстей 32 , как подобает человеку, преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних 33 как Богу; Он, добровольно претерпевающий побиения как человек 34 , бьет и трясет землю и мечет молнии как Бог всемогущий; Ему, обнаженному на Кресте как подобает человеку, 35 все мы предстоим обнаженные и открытые 36 как Богу; Он – Иисус, испытуемый Пилатом 37 , испытует сердца и утробы 38 на суде, будучи Богом – грозным Судией; Его, Которого иудеи поносили как человека, славословят все воинства ангелов как Бога человеколюбивого; ноги и руки Иисуса, которые были прободены гвоздями 39 , с помощью ангелов связывают руки и ноги иудеев и предают тьме внешней 40 ; Его лицо, которое на кресте не имело ни вида, ни красоты 41 , сверкнет, как молния, с неба и поколеблются все силы небесные 42 ; святое тело, которое жаждало по-человечески на кресте 43 , говорит так, что возмущаются, ужасаются, помрачаются и колеблются все основания земли 44 . Ибо это были уста Бога, руки Бога, ноги Бога, ребро Бога, плоть Бога и все, что относится к плоти, Бога. Но пусть еретик не порицает эти слова, ведь я не сказал «тело Божества», но – «тело Бога Слова» и также – «кровь Бога», а не «кровь Божества»; «речь Бога», а не «речь Божества»; «уста Бога», а не «уста Божества»; «ноги Бога», а не «ноги Божества», ибо Слово стало плотию, и обитало с нами 45 , то есть по ипостаси соединилось с собственной, святой, честной одушевленной и разумной человеческой плотью. Глава, в которой нами благочестиво разъясняются антитезисы противников

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010