По указаниям на разложение монастырского общежития и на условия монастырской жизни в Поморском крае XVI века очень любопытно житие соловецкого пострижен-ника Дамиана Юрьегорского. Оно составлено не позже половины XVII века: в двух приложенных к нему чудесах ясно указано, что они записаны особо после жития, а первое из них относится к 1656 году 498 . Неизвестно, кем и где написано это житие. Впоследствии составлен был ряд повестей о соловецких пустынниках первой половины XVII века, из среды которых вышел Дамиан, и здесь находим известие, что эти повести писаны самовидцами, жившими на Соловках; одним из них был монах Иларион, живший около соловецкой пустыни Дамиана: по-видимому, это автор записок об Иринархе 499 Две из этих повестей – об Андрее и Дамиане – выписаны из указанного жития последнего. Чудеса Савватия и Зосимы продолжали записывать в Соловецком монастыре и после игумена Филиппа в рукописях XVI века встречается ряд их, идущий до половины XVII века В них есть любопытные историко-географические указания и рассеяно много ярких черт из жизни Поморья того времени. В 1679 году по поручению соловецкого архимандрита Макария службы соловецким основателям и записки о них Максима Грека и Досифея с позднейшими чудесами, исправленные, соединены были в один сборник, которому дали название Соловецкого патерика 500 . Две части, из которых состоит житие Адриана Пошехонского, повесть о жизни его и слово об открытии мощей в 1626 году с чудесами, затем следовавшими, писаны в разное время. В первой, подвергшейся позднейшим поправкам, уцелели указания на автора, писавшего в конце царствования Ивана Грозного: он молится о победе над поганым царем Девликерием 501 . Слово о мощах составлено в 1626– 1643 годах, когда совершились рассказанные в нем чудеса, которые автор описывает как очевидец или со слов исцеленных. Составители обеих частей жития плохие грамотеи: стараясь выражаться по-книжному, они постоянно впадают в тяжкие грамматические ошибки и сбиваются на разговорную речь. Зато безыскусственный рассказ обоих полон любопытных подробности об отношениях пустынников к крестьянам, о монастырском и сельском быте XVI и XVII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Моральный кодекс мя иконописцев брался, как правило, из 43-й главы Стоглава и подкреплялся ссылкой на Кормчую письменную, глава которой «Сказание о иконописцах каковым быти подобает» представляла собой выпись из Исидора Пелусийского. Их связь между собой несомненна, поскольку Кормчая, как известно, составлялась Макарием накануне Стоглавого собора. В 43-й главе «чистота моральная», перешедшая затем в иконописные подлинники, звучала так: «Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейну, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же храним чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущем же до конца тако пребыти по закону женимся и браком сочетатися, и приходим ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и бесчинства». Этот моральный кодекс сочетался не только с контролем над иконописцем (о чем мы будем еще говорить), но и с требованием его особого почитания, которое было обращено к простым людям-мирянам, к духовному начальству и «вельможам» (Стоглав, 985, с. 314–315). Адриана Пошехонского писали и на фоне основанного им монастыря (ср. с илл. 13). В ветвях дуба изображена иконы Богоматери. Примечательно, что, по тексту жития, предметы иконописного труда преподобного могли обнаружить убивших его разбойников: один из них украл ларец, думая, что в нем хранится золото; вместо этого он нашел в нем кисти и краски святого иконописца, ставшие основной уликой раскрытия преступления. 42. Адриан Пошехонский. 1725. Частное собрание, Москва. В отличие от этого текста, глава Кормчей вспоминала о святости иконного ремесла. По Исидору Пелусийскому, «подобает убо изуграфом, рекше иконописцем, чистым быти, житием духовным жити и благими нравы, смирением же и кротостию украшатися и во всем благое творити, а не сквернословцем, ни кощунником, ни блудником, не пияницам, не клеветником, не иным таковым, их же последуют обычаем скверным, понеже на таковое дело святое таковым не повелено есть».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

129.700 Всего за домом Архиерейским и монастырями 109.017 Платёж в экономию 3. Епархия Ростовская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 16.340 А) за мужскими монастырями: За Богоявленским Аврамиевым За Борисоглебским, что на Устье, с приписными За Спасским, что на Песках (по другим 599) За Троицким, что у варниц За Спасоярославским 13.981 За Ярославским Тольским За Ярославским Афанасиевским с приписными Христорождественским и Вознесенским, что на Обноре За Александровой пустынью (по другим 571) За Синодальной Воскресенской Карошевской пустынью За Пошехонской Выксинской пустынью За Николаевской Тропской пустынью За Воскресенским, что на Обноре, с приписным Рождественским, что в Носкове За Угличским Покровским За Угличским Воскресенским За Угличским Алексеевским За Никольским Улеменским За Учемской Кассияновой пустынью За Южской Дорофеевой пустынью За Богоявленским Острожским За Адриановым За Тихвинской пустынью За Исааковой пустынью За Ройской пустынью За Досифеевой пустынью Б) За девичьими монастырями За Богоявленским За Рябининой пустынью Итого за монастырями: 38.078 Всего за домом Архиерейским и монастырями 54.418 Платёж в экономию 4. Епархия Тверская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 11.980 А) За мужскими монастырями: За Отрочим За Желтиковым За Успенским Иваницким За Малицкой Николаевской пустынью За Кашинским Дмитровским За Клабуковым За Троицким Колязинским За Знаменским Капшиным За Благовещенским Ширинским За Троицким Рябовым За Старицким Успенским За Зоринской пустынью За Раковой пустынью За Никольской пустынью, что в красных горах За Крестовоздвиженским За Троицким Селижаровым За Ниловой пустынью Б) За девичьими монастырями: За Рождественским За Сретенским Итого за монастырями 19.697 Всего за Архиерейским домом и монастырями 31.677 Платёж в экономию 5. Епархия Крутицкая Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Вяземским Предтечевым За Белевским Спасским За Лихвинским Добрым За Гремячим За Мещовским Юрьевским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Крепкий был еси муж и мудрный, благочестием стяжавый Духа Святаго,/Александре чудне, Переславля Залесскаго порождение,/прославлен еси во всей земли нашей,/и почитаем тя яко христианина воистинну, воителя добляго и миротворца,/молися об отечествии твоем и народе,/да пребудут во свете Христове и славе пред всеми языки. Обращения ко Христу и возрождения в покаянии образ видим тя, отче Никито,/глубины греха отринув, был еси терпения столп и победил еси страсти./С Даниилом преподобным, мертва себе быти греху мира вменившим,/и Андреем, нищету стяжавшим ко спасению, молися о всех людех,/да, избегнувше греха, достойно поживут на земли. Богородичен: Дево Всесвятая, Пречистая Мати,/Рождшая на земли Превечнаго Бога, яко совершеннаго Человека,/велие дерзновение к Нему имущая,/о грешных людех молися, еже противостати им греху, еже пребыти в любви и вере,/еже ближним служити, а не себе угождати. Песнь 9 Ирмос: Сотвори державу мышцею Своею,/низложи бо сильныя со престол/и вознесе смиренныя Бог Израилев./В нихже посети нас Восток с высоты/и направил ны есть на путь мира. Исходатайствуйте всем, почитающим вас, спасение и вся потребная к жизни временней,/Геннадие преблаженне, Любимограду предстателю,/и Сильвестре преподобне, Обнорския брега освятивый подвигов твоих множеством,/молитвы бо ваша, яко фимиам кадильный, восходят к Престолу Агнца Христа. Мученики безкровныя именуем преподобныя отцы наша,/иже в борениих и подвизех многих победиша немощи плоти и грех,/возвысившеся же добродетельми, быша наставницы и учителие людем Божиим./Сего ради ублажаем вас, Игнатие Ломский и Адриане с Севастианом,/всельшихся в дебрех лесных Пошехонских,/дерзновение имуще, молитеся о всех нас. Память ваша священна есть нам, друзи Божии,/Духа Святаго сосуди, подвижницы веры и благочестия,/евангельский любве исполнителие, святителие, преподобнии и праведнии,/подвизавшиися в Ростове и Ярославле, и во всей области их,/прославленнии и непрославленнии, ведомии и неведомии,/вси вкупе, Спасу предстояще,/молитеся о почитающих вас любовию,/да подражателие вам явимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перед каноном в службе блаженному Симону Юрьевецкому (†1584; память 4 нояб.) указано краестрочие: Блаженному четверицу десятиц гимнов приношаю 27 . Вместе с троичными и богородичными последующий канон действительно состоит из сорока тропарей, первые буквы которых и дают данное чтение. По алфавитному принципу построен акростих канона службы обретения мощей (1625 г.) преподобного Адриана Пошехонского 28 . Восьмая песнь заканчивается тропарем на букву “щ”, а тропари девятой песни не дают окончания акростиха. Вместе с богородичными в каноне святителю Иннокентию Иркутскому (†1731; память 26 нояб.), составленном в XIX веке, читается акростих: Иннокентий, молитвенник о душах наших 29 . Составитель канона болгарскому святому преподобному Феодосию Тырновскому (†XIV в.; память 27 нояб.) активно использовал семантику имен, в связи с чем редакторы-составители Минеи в скобках вставили в надписание акростиха перед каноном перевод: Богоданному [Феодосию] воспевает Девий [Парфе­ний] похвалу 30 . Очевидно, в первом тропаре шестой песни следует убрать предлог “к” и тогда акростих будет безупречным. Служ­бы данного автора-гимнографа, нашего современника, встречаются и в последующих Минеях. Иерарх Болгарской Церкви, епископ Парфений Левкийский (†1982) “составил также службы святому равноапостольному Николаю Японскому (София, 1972), преподобному Герману Аляскинскому (София, 1982), преподобному Симеону Новому Богослову (София, 1972)”. В его некрологе, опубликованном в “Журнале Московской Патриархии”, отмечалось: “Службы, отредактированные и составленные Владыкой Парфением, включаются в издаваемые Московской Патриархией полный круг богослужебных Миней” 31 . Акростих службы святого царя и мученика Уроша (†1371; память 2 дек.) сообщает имя гимнографа службы, но текст в тропарях отличается от надписания: “Паисей недосто…н… пою те, бл..жене Урошу” 32 . Богородичны канона гимнографом не использованы, а набранное курсивом читается в светильне и хвалитных стихирах. Данный акростих должен читаться так: Паисеи недостоини пою те бла[же]не Уршу. Служба была составлена Сербским Патриархом Паисием в 1642 году 33 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Адриан Пошехонский, прмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Адриан Пошехонский, прмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Адриан Пошехонский, прмч. Священномученик Адриан Пошехонский, Ярославский (память 5 марта, 23 мая и 19 ноября по старому стилю) Был учеником преподобного Корнилия Комельского, вначале подвизался в Вологодском Комельском монастыре и был искусным иконописцем. По благословению игумена 13 сентября 1540 г., взяв икону Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Адриан вместе со своим учеником, ведомый таинственным старцем, ушел в безлюдные места для безмолвия. Придя в Пошехонский лес, на берег реки Вотхи, неизвестный старец указал им место для пустынножительства и стал невидим. Господь отметил это место, как место будущей славной обители колокольным звоном. Спустя некоторое время после уединенных иноческих подвигов святой основал обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, в которой стал игуменом. В монастыре был введен строгий устав, запрещавший доступ в обитель женского пола. Преподобный Адриан, будучи игуменом, продолжал проводить строгую подвижническую жизнь и был во всем примером для братии. Много скорбей пришлось претерпеть преподобному от окрестных поселян, которые по внушению диавола задумали разорить монастырь. В 1550 г., 5 марта, преподобный Адриан после жестоких пыток был злодейски задушен разбойниками, напавшими на обитель. Тело святого было брошено в лесу. Один благочестивый священник Исидор, взяв святое тело, тайно похоронил его, а на месте погребения посадил рябину, у которой совершилось много исцелений. 19 ноября 1625 г. были обретены святые мощи преподобного Адриана и положены в монастырском храме. У мощей святого совершилось много чудес и исцелений. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Адриан Пошехонский, прмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1662

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Адриан Пошехонский. Икона (Ярославль, 1752). Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, Москва. Адриан Пошехонский, Ярославский (+ 1550 ), игумен , преподобномученик Память 5 марта - в день преставления, 19 ноября - в день обретения мощей в 1625 году, а также в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеский постриг принял в обители святого Корнилия Комельского . Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увёл всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нём преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона , сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы . Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келью и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю - игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника - старца Леонида . Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем.

http://drevo-info.ru/articles/9478.html

Да на Москве, в Земляном городе, в Печатниках, за Белым городом у Сретенских ворот, двор монастырской, а на нем хором: горница новая на подклете, перед подклетом и перед горницею сени рубленыя, в сенях чулан рубленой, а на верху сеней вышка; да на двореж погреб копаной, а над погребом сушило, что запас держат, да конюшна». Вотчину Павлова монастыря в описываемое время составляли следующие восемь сёл с деревнями, ныне находящиеся, кроме одного, в разных уездах ярославской епархии: 1.Никольское на Пенье в Грязовецком уезде Вологодской епархии. 2.Покровское 36 , ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 3.Фроловское, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 4.Инжевар на речке Ухтоме, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 5.Зиновьево на речке Шильменге, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 6.Каргач на речке Каргаче, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 7.Скалино, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 8.Богданово на речке Соже. В Любимском уезде 37 . Кроме села Скалина, прочие семь сёл были с церквами. К этим сёлам причислялось 122 деревни, в которых было крестьянских и бобыльских 710 дворов, а в них крестьян и бобылей 1798 душ. Кроме сёл, к монастырю приписана была в Костромском уезде, в Шачебольском стану, на реке Писме, Макариева пустыня, в которой была церковь Преображения Господня с приделом преподобного Павла Обнорского и две братских келлии с нужными для сельского хозяйства принадлежностями. Во всех означенных сёлах и приписной Макариевской пустыне ржи высеваемо было до 500 четвертей; на лицо ржаного и ярового хлеба в 1687 году было 4462 четверти; роздано было взаймы монастырским крестьянам 3504 четверти; а всего имелось в остатке 7966 четвертей. IX.Yчpeждehue архимандрии; состояние монастыря при составлении штатов Когда монастырь достиг столь цветущего и прочного благосостояния, тогда граждане вологодские, вкладчики всяких чинов, монашествующие, слуги и крестьяне монастырские просили Святейшего Патриарха Адриана, для славы монастыря, «благословити в настоятеля архимандрита с шапкою». Патриарх, снисходя их прошению, с соизволения Царей Иоанна и Петра, в 1694 году, благословил быть впредь и именоваться настоятелям Павлова монастыря архимандритами. Первый в сей сан возведён был Сергий, игумен Сямского Богородице-Рождественского монастыря 38 . Архимандричье настоятельство продолжалось в нём до составления штатов, то есть до 1764 года. По штатам поставлен он в третьем классе, с настоятельством игуменским 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.- 5.03.1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. и в Соборе Ростово–Ярославских святых). Основатель пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский жен. мон-рь ). Основным источником сведений о святом является его житие, сохранившееся в большом числе списков XVI-XIX вв. Житие состоит из 2 разновременных частей. Древнейшая («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова») написана игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573) и представляет собой рассказ об основании преподобным мон-ря и о трагической гибели святого 10 лет спустя (самый ранний список - кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.) содержит только древнейшую часть жития). Во второй части («Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана»), возникшей вскоре после обретения мощей А. П. в 1626 г. (наиболее близок к первоначальному тексту список XVII в.- РГБ. Унд. 273), подробно изложено указанное событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ), лежавшей на аналое рядом с ракой святого. Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Согласно житию, А. П. родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском мон-ре . А. П. часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. А. П. уже в сане иеродиакона по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы».

http://pravenc.ru/text/63616.html

Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители. Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана. Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений. Иконописный подлинник Ярославль. 1752. Прмч. Адриан Пошехонский. Икона. Ярославль. 1752. Из собрания Николая и Сергия Воробьёвых. ЦМиАР. Москва. Ярославль. 1-я треть XVIII. Прмч. Адриан Пошехонский в молении перед образом Успения Богоматери. Икона. Ярославль. 1-я треть XVIII века. 31.9 х 27.6. Из имения Петровское Рыбинского уезда. С 1921 года в собрании Рыбинского музея. Россия. XIX. Прмч. Адриан Пошехонский. Икона. Россия. XIX в. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2)/фрагмент/. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собр. Москва. 1962-73. Собор Ярославских святых (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911249.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010