Ист.: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей//ПС. 1859. Ч. 2. С. 89-120; Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г.//СбОРЯС. 1890. Т. 51. С. 5-6; Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; Грамоты Кольского уезда//Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 437-442; Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки//Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 241. Лит.: ЖСв. Кн. 1 доп. С. 537-538; Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 156-159; Голубинский. Канонизация святых. С. 352; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 559, 564; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский мон-рь, основанный прп. Трифоном. СПб., 1908. С. 24, 44; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 141-143, 162, 224-243, 267, 288-289. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/168364.html

Скачать epub pdf Собор Валамских святых Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы – 28 июня/11 июля; перенесение мощей – 11/24 сентября. Прп. Антипа Валаамский (Афонский) – 10/23 января. Прп. Афанасий Сяндемский – 18/31 января. Прмч. Петр (Козлов) – 15/28 февраля. Прпмчч. Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Сергий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушникиАфанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн – Память 20 февраля/5 марта. Прп. Назарий игумен – 23 февраля/8 марта. Исп. Патрикий (Петров) – 11/24 марта. Прпмч. Евфросин Синозерский – 20 марта/2 апреля. Прп. Александр Свирский , обретение мощей –17/30 апреля и 30 августа/12 сентября. Свт. Игнатий, еп. Кавказский и Черноморский – 30 апреля/13 мая. Прп. Корнилий Палеостровский – 19 мая/1 июня. Прмч. Таврион (Толоконцев) – 25 мая/7 июня. Прп. Арефа Верхотурский – 10/23 июня. Прп. Арсений Коневский – 12/25 июня. Прп. Герман Аляскинский – 27 июля/9 августа, 15/28 ноября – день праведной кончины прп. Германа Аляскинского. Прмч. Афанасий (Егоров) – 7/20 августа. Прп. Савватий Соловецкий – перенесение мощей 8 21 августа, 27 сентября 10 октября. Прмч. Адриан Ондрусовский – 26 августа/8 сентября. Свт. Иоанн Новгородский – 7/20 сентября. Прп. Александр Свирский , обретение мощей –17/30 апреля 30 августа/12 сентября. Сщмч. Иувеналия – 11/24 сентября – день памяти Аляскинской епархии Американской Православной Церкви Прп. Лев Оптинский – 11/24 октября. Исп. Арефа (Митренин) – 24 октября/6 ноября. Прп. Авраамий Ростовский – 29 октября/11 ноября. Прп. Илия Верхотурский 30 ноября/13 декабря – память отмечают в Екатеринбургской епархии. Свт. Геннадий Новгородский – 4/17 декабря. Прмч. Андроник (Барсуков) – 7/20 декабря. Прмч.Сергий (Гальковский) –7/20 декабря. Сщмч. Феофан, еп. Соликамский – 11/24 декабря. Читать далее Источник: Валаамский патерик - пос. Валаам (Респ. Карелия): Изд. Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 2001. - 365, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. История церковнославянского языка в России... С. 268–269. 9 Подробнее о принципах работы святителя Афанасия см.: Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России... С. 246–256. 10 О литургическом проекте иеромонаха Германа см.: Кравецкий А.Г. Литургический самиздат XX в.: языковые особенности и проблемы рецепции//Latopisy Akademii Supraskiej. Vol. 3. Jzyk naszej modlitvy – dawnej I dzi. Pod redakcj Urszuli Pawluczuk. Biaystok, 2012. P. 85–94; Кравецкий A. Г. История русской гимнографии: осуществленные и неосуществленные проекты//Przegld Wschodnioeuropejski Vol. 2014. P. 189–198; Кравецкий А.Г. Неизвестный церковно-исторический проект иеромонаха Германа (Вейнберга), будущего епископа Алма-Атинского//Вестник ПСТГУ Серия II: История. История Русской Православной Церкви [в печати]. 11 Огромную помощь при подготовке комментариев оказали священник Максим Плякин, иеромонах Далмат (Юдин) и А.Е. Соболева. 12 Митрополит Амвросий (в миру Подобедов), сын священника, родился в 1742 г. Воспитанник Троицкой семинарии, 26-ти лет пострижен, и на 30-м году прославился своими проповедями. В 1778 г. хиротонисан во епископа, через семь лет – архиепископом Казанским, а еще через четырнадцать – Петербургским и возведен в чин митрополита через два года, т. е. в 1801 г. Скончался в 1818 г. 76-ти лет. Из его трудов известен труд «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Заветов». 14 Отделение Олонецкой страны и образование самостоятельной отдельной епархии произошло в 1828 г. с 22 мая. 15 К Олонецким святым относятся прп. Иона Клименецкий (6 июня), прп. Корнилий Палеостровский (19 мая), Авраамий Палеостровский (не канонизирован ), память ему чтят 19 мая, св. Александр Ошевенский (20 апреля), прп. Кирилл Челмогорский (8 декабря), прп. Александр Свирский (30 августа) и прп. Адриан Ондрусовский (26 августа). 16 а) Московского главного архива Министерства иностранных дел 325/705 XVII в., 333/713 XVII в.; б) Барсова Е. В. XVI в. 71; XVIII в. в) Болыпакова вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство. Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежду носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», – сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей. В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем на месте алтаря в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, – сказала Она, – но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители. Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский , как и завещала ему Матерь Божия. Это – преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского , имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI; память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский (8 января 1516 года; память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (26 августа 1549; память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский (1557; память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565; память 23 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Община иноков росла, но жили они в крайней скудности. Сам преподобный привык к такой жизни, но для некоторых из братий такая жизнь была тяжела. И тем ценнее была помощь мирян, так же ищущих духовного совета преподобного. Одним из таких мирян был уже упоминавшийся Андрей Завалишин. Он пришел к преподобному вместе со своими слугами – все они принесли хлеб и зерно: рожь и ячмень. Это стало большим подспорьем для братии, так что преподобный даже сказал: «Видите, братия, как Бог печется о нас, рабех Своих, сидящих в пустыни сей, и яко не забы нас нищих до конца, и никогдаже презрети имать места сего и живущих в нем, верно работающих Ему» . Впоследствии Завалишин неоднократно посещал преподобного и по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Некоторое время спустя он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. Тем не менее, преподобный не считал, что иноки, подвизающиеся в пустыни, могут лишь принимать помощь мира. Одновременно со строительством келий он начинает рубить деревья и расчищать пашню, дабы иноки сами могли сеять зерно и кормиться от трудов своих. В это время – зарождения Свирской обители – Господь послал преподобному Александру великое утешение – единомысленого брата – монаха Никифора (будущего преподобного Никифора Важеозерского). Этот Никифор был суровым подвижником – он носил тяжелые вериги. Услышав о преподобном Александре, Никифор пришел к нему за благословением. Преподобный побеседовал с ним и, поняв его духовное устроение, уговорил Никифора остаться в пустыни. Некоторое время Никифор действительно помогал преподобному созидать монашескую общину, но несколько лет спустя он, несмотря на уговоры преподобного Александра, ушел со Свири в Киево-Печерскую Лавру. Оставшись в духовном одиночестве, преподобный усилил свой подвиг, и у него начались искушения от бесовских страхований. Однажды, когда он направлялся в так называемую «отходную пустынь», – будущую Преображенскую часть монастыря, перед ним внезапно предстало множество бесов, которые кинулись на него, требуя, чтобы он покинул эти места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И Она стала невидима. Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: " Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами " . Братия отвечала: " Нет, отче, не можем сотворить этого " . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу. Мощи и почитание Рака с мощами прп. Александра Свирского Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему . Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский. Это - преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI), преподобный Геннадий Важеозерский (+ 1516), преподобный Макарий Оредежский (+ 1532), преподобный Адриан Ондрусовский (+ 1549), преподобный Никифор Важеозерский (+1557), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565) . В 1641 году были обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Обретение сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, над местом захоронения святого основателя монастыря. Затем 17 апреля , в субботу праведного Лазаря , во время Божественной литургии, рабочие копали ров для стен новой, каменной церкви Преображения Господня, и на престольном месте старой церкви обрели гроб святого, причём земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Когда к прогнившему гробу (хорошо сохранилась лишь нижняя доска) сошёлся весь монастырь, игумен Авраамий снял верхнюю доску, и вокруг разлилось сильное благоухание.

http://drevo-info.ru/articles/11321.html

До 1429 года «со всяцем смирением и многим терпением и кротостью зельною» подвизался на Валааме преподобный Савватий, постриженник Кирилло-Белоезерского монастыря. Он слышал, «что иноки Валаамского монастыря подвижное имут житие, днем и нощию в Богоугождении труждающеся, пищу же имут от труда рук своих», почему и оставил Кириллов 10 . В последствии, по званию Божию, он удалился с Валаама на Соловецкий остров и там, при содействии Валаамского же питомца, старца Германа, положил начало иноческому житию. В одно время с преподобным Савватием пребывали на Валааме преподобный Евфросим, происходивший из князей Тепринских, в последствии возвратившийся в Саввину пустынь 11 , и инок Геннадий 12 , ученик преподобного Савватия, в последствии св. архиепископ Новгородский, ревностно подвизавшийся вместе с преподобным Иосифом Волоколамским против распространявшейся тогда ереси жидовствующих. В 1474 году, узнав от Валаамских иноков, что на Валааме есть «общежительное пребывание и особное по двема и трием, единодушное и отходное уединенное молчание», явился сюда преподобный Александр Свирский . «О, чадо!» – говорил ему бывший тогда игумен Иоаким, – «видиши ли, яко место сие зело скорбно есть и пребывающие в нем тесное и нуждное житие проходят, ты же юн сый, мню, яко не можеши терпети скорбей на месте семь». Слезами, поклонами и новыми просьбами отвечал на эти слова игумен преподобный. Тогда презирая, что «он сосуд избран хощет быти Богу», наконец, сказал ему игумен: «отселе буди служай братии со всяким терпением и послушанием». Преподобный Александр пострижен здесь в монашество, сначала трудился в общежитии, потом отшел на безмолвие на «Святой» остров, откуда в последствии вызвал его Божественный глас на берега Свири, где он основал существующий по ныне Троицкий монастырь 13 . По отшествии преподобного Александра подвизались на Валааме преподобные: Афанасий Сяндемскнй, Адриан Ондрусовский и Евфросин Синозерский 14 , в последствии первый из них основал на восточном берегу Ладожского озера Сяндемскую пустынь, второй – в 20 верстах от Олонца – пустынь Ондрусовскую и третий – на берегу Синичьего озера, в 30 верстах от Устюжны – Синозерскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из них некоторые стали основателями монастырей. Григорий, родом из Могилева, в одежде нищего пришел в Москву, поклонился ее святыням и оттуда направился на Свирь к преподобному Александру, который прозорливо приветствовал его «пастырем словесных овец» и отправил его в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому. Там Григорий принял постриг с именем Геннадий, а потом ушел в пределы костромские, в окрестности города Любима, где и основал обитель. Преподобный Геннадий был иконописцем, но оставил после себя также труды – «Завещание» и «Наставление духовного старца новоначальному иноку». Скончался он в 1565 году. Память преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского – 23 января. Ученики преподобного Александра – преподобные Никифор и Геннадий – подвизались на Важеозере и основали Задне-Никифоровскую пустынь (в 54 верстах от Олонца), скончался преподобный Никифор в 1550 году, преподобный Геннадий – в 1516 году. Память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских 9 февраля. Кроме них в Задне-Никифоровской пустыни покоятся и другие ученики преподобного Александра – преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, о житии коих достоверных сведений не имеется. Недалеко от названной обители находится Сяндомская пустынь, где подвизался ученик преподобного Александра – преподобный Афанасий Сяндомский (память его 18 января). Из учеников преподобного Александра основали монастыри также преподобный Макарий Оредежский и упоминавшийся ранее преподобный Адриан Ондрусовский. Перед кончиной своей проявил преподобный несказанное смирение. Призвав братию, он повелел: «Свяжите тело мое грешное по ногу ужем и совлецыте его в дебрь блата и, покопавше во мху, потопчите ногама своима». Братия отвечала: «Ни, отче, не можем сотворити сего» 13 . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у деревянной церкви Преображения Господня. А жития преподобному было 85 лет, и в году 1533 отошел он ко Господу. В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных им.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Ист.: Описание о российских святых. С. 160; ГВНиП. 110, 129. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 629-637; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 79-82; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1898. Вып. 8. Апр. С. 118-120; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 102-105; Никодим (Кононов), архим. Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 5-12, 58; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 127-129; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 2. С. 228. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/116070.html

Никонова летопись подтверждает это событие. В ней сказано: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549 года Августа в 1–й день, в Субботу на неделю в нощи той, в начале 4–го часа родися Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дщи царевна Анна от Царицы и Великой Княгини Анастасии от дщери Романа Юрьевича; а крестил ее Благоверный Царь в новом монастыре девиче, в церкви Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее; приехал Царь и В. К. в Субботу в монастырь, во храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушав всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в день церковь свящал и дщерь свою Царевну Анну, а крестил ея старец Андриан Ондрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни Корнилев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов». На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученической смертью и стяжать венец страстотерпца. Некоторые из соседних Ондрусовой пустыни жителей (крестьяне сел. Обжи), сведав о милостивом приеме старцу от Царя, научаемые диаволом, умыслили овладеть царскими дарами. 15 Мая 1550 года, в дремучем лесу, за 30 верст от обители, близ селения Обжи, напали на святого мужа и жестокими побоями пресекли его земную жизнь. Злочестивые люди эти обманулись в своих ожиданиях: нестяжательный старец чужд был тленных сокровищ, царского дара не нес, и лишь странническая сума досталась в добычу убийцам. Сиротствующее братство, не зная случившегося, напрасно ожидало отца своего и наставника. Прошло два года в неизвестности. Напоследок, в одну ночь в сонном видении явился Преподобномученик нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, поведал им о страдальческой своей кончине, указал место, где злодеи скрыли святые мощи и велел похоронить его кости в обители. Это было 18 мая 1552 г. Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей: конь земледельца должен был привести к ней. В видении Св. Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, опрягли бы ее, пустили на волю и сами следовали за ней и где она остановится, там и искать кости его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010