Непосредственные итоги Никейского собора А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Масса «восточного» епископата под давлением императорской воли подписала Никейский орос без достаточного внутреннего понимания и убеждения. Смирились пред волей Константина и открытые противники «единосущия.» И Евсевий Кесарийский, столь заносчиво щеголявший своей рационалистической логикой перед Александром Александрийским, теперь, желая сохранить благоволение императора Константина, решил оппортунистически (а не умом и сердцем) подписать чуждое ему вероизложение. Он затем опубликовал перед своей паствой лукавое софистическое объяснение своего поступка. Св. Афанасий не без ядовитости рассказывает нам об этой изворотливости Евсевия. Другой оппортунист, придворный Евсевий Никомидийский, и местный Никейский епископ Феогнис решили подписать орос, но уперлись перед подписанием анафематизма. A вот провинциальные некарьеристы, от начала друзья Ария ливийцы Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский честно отказались от подписи. Все трое вместе с Арием немедленно были сняты с мест своей службы и высланы государственной властью в Иллирию. Прямой провинциал Секунд упрекал придворного Евсевия: «Ты, Евсевий, подписал, чтобы не попасть в ссылку. Но я верю Богу, не пройдет и года, как тебя тоже вышлют.» И действительно, уже в конце 325 г. и Евсевий и Феогнис были сосланы. Император не понимал этого идейного упорства и готов был видеть в них, как и в Арии, виновников «смуты.» A смута действительно разрасталась, и даже не сама по себе, a как бродильное начало для других движений. B Александрии вновь поднял голову только что подавленный Мелитианский раскол. И мелитиане, как пред тем западные донатисты, апеллировали теперь к императору. Евсевий Никомидийский и Феогнис, чтобы искупить свою вину в глазах императора, прикинулись усмирителями этого волнения. Императора это не обмануло. Он пока твердо пытался провести на деле программу Никеи. Евсевий Никомидийский защищался дружбой с сестрой императора Констанцией, женой разбитого и теперь уже убитого Ликиния. Но Константин сослал и его и Феогниса Никейского в далекую Галлию и на их кафедры приказал избрать новых епископов. Константин продолжал проводить программу вселенского собора, с которым он связал свой престиж, как первого императора-христианина. Услыхав, например, что Феодот Лаодикийский (отлученный еще в 325 г. Антиохийским собором) теперь вновь обнаруживал какую-то оппозицию, император написал ему, угрожая за непокорность сослать, как и Евсевия с Феогнисом. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/434975/

Феодорит (Церк. ист. I, 20), где епископ характеризуется как «поверенный в тиранской жестокости Евсевий, ибо можно видеть из многого, что он всегда был под защитою тирана» (подразумевается Ликиний). Далее император говорит «Он даже подсылал ко мне лазутчиков и подавал тирану чуть ли нс вооруженную помощь» – A. Сид. 97 См. суждение В. Самуилова. «Другой вождь омийства, по имени которого сначала называлась группа противников св. Афанасия, Евсевий Никомидийский, более отличался практической сообразительностью, чем догматическим знанием» Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890, с. 48. 98 См.: Лебедев Д. Евсевий Никомидийский и Лукиан, с.14–16. Примерно к таким же выводам приходит и один современный западный исследователь, констатирующий существенное различие между Арием и Евсевием, а соответственно, между «арианами» и «евсевианами», с богословской точки зрения заключающееся в том, что Никомидийский епископ не признавал тезиса о сотворении Сына «из ничего». См. Luibheid C. The Arianism of Eusebius of Nicomedia//The Irish Theological Quarterly, v. 43, 1976, p. 3–23. – A. Сид. 99 Сократ (Церк ист. I, 36) сообщает o нем следующее: «Некто Астерий в Каппадокии занимался софистикой и потом, оставив ее, объявил себя христианином и начал писать сочинения, которые доныне существуют и в которых содержится учение Ария, то есть что Христос есть сила Божия, подобно тому как у Моисся силою Божией называются саранча, гусеница и другие, подобные сим творения. Астерий часто беседовал и с епископами, особенно же с теми из них, которые не отвергали мнений арианских, даже бывал на соборах, стараясь получить епископство в каком-либо городе. Но священства он не достиг, потому что во время гонений принес жертву, а между тем, ходя по городам Сирии, читал везде написанные им сочинения». Даже приблизительные даты жизни Астерия нам неизвестны, последнее упоминание о нем встречается в связи с Антиохийским собором 341 г. Астерия иногда признают наиболее оригинальным мыслителем среди ариан первого поколения См.: Kopecek Th.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Выбор преемника Евстафию не разрешил спора партий в Антиохии, a только углубил и затянул его на полстолетия, породив целый формальный раскол , симпатичный Риму и чуждый Востоку. Нашлась партия, собравшая даже большинство голосов в пользу любимца императора, ученого епископа Кесарии Палестинской Евсевия. Но не в духе любившего кабинетное спокойствие Евсевия было сменить его на пекло борющихся страстей столицы Orientis. Евсевий сослался при отказе на букву канонов, в частности и Никейского собора, воспрещающих епископам покидать свои кафедры и переходить на новые. Эта мотивировка очень понравилась императору Константину, и он особо похвалил Евсевия за скромность и за законность. На выборах прошел Евфроний, пресвитер из Кесарии Каппадокийской, друживший с Евсевием на почве противоникейства. Издали этой победе противоникейцев всячески помогал интриговавший par correspondes Евсевий Никомидийский. Он обрабатывал своими письмами и сознание Константина. Тогда еще не додумались до нынешней демонической системы тоталитаризма. И Евсевий Никомидийский добился своего постепенными письменными внушениями. He прошло и трех лет, как император вернул его из ссылки, a по его ходатайству и Феогниса Никейского, с восстановлением того и другого на их кафедрах. A их канонически законных преемников приказал отставить от этих кафедр. Толкование этих распоряжений было таково, что и Евсевий Никомидийский, и Феогнис Никейский, как формально подписавшие Никейские определения, церковно были оправданы, a дело представлено так, что император ссылал их своей властью, чтобы обеспечить покой церкви. Теперь покой достигнут, и император, не нарушая церковных правил, возвращает бывших временно неудобными епископов. Епископат без возражений принимал такое вмешательство светской власти в церковные дела. Так начиналась долгая полуторатысячелетняя практика компромиссов в соотношениях двух властей, узаконенная в форме так называемой «икономии.» Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/434978/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛЕТЕР НИКОМИДИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Филетер Никомидийский (греч. Φιλταιρος; + 311 ), мученик Память 30 декабря Святой мученик Филетер дважды претерпел мучения за Христа: при Диоклетиане (284 - 305) и при Максимиане (305 - 311). Когда Диоклетиан прибыл в Никомидию , на суд привели святого Филетера, который был высокого роста с красивым лицом. Увидав его, император сравнил святого Филетера с языческим богом. На вопрос о звании и происхождении мученик сказал: " Я сын епарха, по вере - христианин и живу с христианами " . Император склонял его ласками к отречению и хулил Господа Иисуса Христа, но святой сказал: " Да заградятся уста всякого, будь он царь или кто иной, кто дерзает хулить Христа моего " . После этих слов мученик был брошен в раскаленную печь, но вышел оттуда невредим. Тогда Диоклетиан, под влиянием виденного чуда и, принимая во внимание знатность и красоту святого, отпустил его на свободу. Императору Максимиану также донесли, что Филетер христианин. Представ на суд императора, святой мученик опять исповедал веру во Христа. За это его подвергли пыткам. Затем он был брошен на растерзание зверям, но остался невредимым. Тогда его приговорили к усечению мечом, но двое слуг, которым была поручена казнь, так и не смогли его умертвить: как только они заносили меч над головой мученика, руки сразу переставали действовать. Убедившись в том, что Господь незримо охраняет святого, оба палача уверовали во Христа и сами пострадали за веру через усекновение мечом. Филетер был приговорен к ссылке на Проконнис , один из островов Мраморного моря. По дороге в ссылку он совершил много чудес и сокрушил капища идолов. Сопровождавшие святого в ссылку шесть воинов вместе с начальником (комитом) уверовали во Христа. На пути к ним вышел святой Еввиот , тоже перенесший много страданий за Христа. Святые с радостью встретились, и в келлии Еввиота в горах Сигрианы прожили семь дней вместе с воинами и их начальником. Там же святой Филетер скончался и был погребен Еввиотом. Было это в 311 году. Через 11 дней скончались воины и их начальник и были погребены около мученика Филетера.

http://drevo-info.ru/articles/4788.html

Крещение, принятое в Никомидии, объясняется желанием креститься в Иордане 1315 ; поэтому утверждается, что наследование престола тремя сыновьями соответствовало указаниям Константина; сразу же после этого подчёркнута воля императора вернуть Афанасия на Александрийскую кафедру, и дано объяснение, что только обман «присутствовавшего» 1316 Евсевия помешал тому, чтобы подобная точная воля превратилась в повеление 1317 . На то, что эта последняя тема – решение призвать обратно Афанасия, должна была рассматриваться как главенствующая, указывает способ, которым Феодорит показывает, как сам Константин уже давно заметил лживость Евсевия 1318 , и подчёркивает вышеупомянутый обман, сравнивая его с библейским эпизодом, где Давида обманывает раб 1319 . Проспер Тирон Аквитанский, уже будучи последователем Августина, и позже близким сотрудником Льва Великого , привёл известие о крещении от Евсевия Никомидийского. В «Летописи» («Хронике»), относящейся к 455 г., он соединил положения Иеронима, как для того, чтобы обойти молчанием семейные преступления, так и для того, чтобы ввести двусмысленный термин «rebaptizatus» («перекрещенный») в рассказ о крещении: «Constantinus extremo vitae suae tempore ab Eusebio, Nichomediae rebaptizatus in Arrianum dogma declinans moritur» («Константин при последних временах жизни своей, от Евсевия Никомидийского перекрещен, в Ариево учение склоняясь, умирает») 1320 . И всё же можно заключить, что историографические и доктринальные споры о Константине и в Риме ( Лев Великий ), и в Константинополе (Феодосий II и Маркиан), а также на патриарших кафедрах Антиохии и Александрии не дали никакой почвы для вымысла о крещении от Сильвестра. Однако вымысел этот, кажется, начинает вызревать в те же самые годы 1321 . Тогда же развивались основные повествовательные мотивы (настоящие мифемы) рассказа о жизни Константина со стремлением по-новому представить известие о его обращении и крещении, а также о его отношениях с городом Римом. В годы, близкие к Халкидонскому собору, даже наиболее решительные сторонники никейского православия Константина действительно хранили традицию Никомидийского крещения, не решаясь вычеркнуть его из исторической памяти и стараясь полностью оправдать Константина другим способом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исследователь Я. Спитерис сомневается в том, что Н. признавал рим. первенство так, как это представлено Ансельмом ( Spiteris. 1979. P. 106). Однако высказанная Н. критика полномочий рим. престола позволяет думать, что Ансельм стремился точнее передать позицию своего собеседника. Сочинение против Filioque Лат. полемист Гуго Этериан в соч. «О святом и бессмертном Боге» (1176) опровергает отдельные доводы визант. полемистов против Filioque. Среди этих полемистов автор упоминает и некоего «никомидийского предстоятеля», не называя его имени. Приводимые в сочинении высказывания никомидийца большей частью не соответствуют известным по «Антикейменам...» Ансельма рассуждениям Н. Так, согласно Этериану, из учения о Filioque никомидиец делает вывод о наличии у Сына 2 собственностей, страдательной и действующей, о превращении Св. Духа во «внука», а Сына - в «родителя» (PL. 202. Col. 246, 265, 270); эти доводы отсутствуют среди известных рассуждений Н. Поэтому можно предположить, что Этериан использовал неизвестное нам сочинение Н. или др. никомидийского митрополита. К трудам свт. Фотия I К-польского восходят аргументы «никомидийского предстоятеля», согласно к-рым учение о Filioque означает признание 2 начал в Св. Троице, а Св. Духа - собственной причиной (Ibid. Col. 236-237, 255). Также из работ Фотия происходят положения, согласно к-рым все, что говорится о Св. Троице, относится либо к одному Лицу, либо ко всем 3 Лицам сразу, Сын разделяется на причиненного и причину, Св. Дух оказывается двойным и меньше Сына, как происходящий от Отца посредством Него (Ibid. Col. 281, 287, 288, 295). Ист.: Anselmus Havelbergensis. Dialogus de processione Spiritus Sancti//PL. 188. Col. 1163-1210; idem. Dialogus de diverso eucharistiae ritu Graecorum et Latinorum et de auctoritate Romanae ecclesiae//Ibid. Col. 1209-1248; Hugo Etherianus. De sancto et immortali Deo//PL. 202. Col. 227-396. Лит.: Darrouz è s J. Les documents byzantins du XIIe s. sur la primauté romaine//REB. 1965. Vol. 23. P. 42-88; Georges et Dumumrios Tornikus. Lettres et discours/Ed. J. Darrouzès. P., 1970; Spiteris J. La critica bizantina del primato romano nel sec. XII. R., 1979; Avvakumov G. Die Entstehung des Unionsgedankens: Die lateinische Theologie des Hochmittelalters in der Auseinandersetzung mit dem Ritus der Ostkirche. B., 2002; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/2565390.html

Он желал исполнить волю своего отца, завещавшего ему, «что царствование не принесет ему пользы, если все не будут единодушно чтить Бога» 1089 . Само собой, что он это единство понимал в антиникейском смысле. Он вырос в то время, когда при дворе действовал Евсевий никомидийский, его друг и воспитатель. Этому же учению, наконец, следовало большинство епископов и богословов его половины империи. Между тем положение его было более благоприятно, чем Константина, которому приходилось разрушать дело рук своих. О великих днях никейского собора он не помнил и не имел никакого интереса к собору. Отсюда его стремление водворить арианство, которое ему было более по душе, чем никеизм. Как он проводил свою политику, на этом мы сейчас остановимся и это тем более, что это, как ничто другое, даст нам возможность, изучив положение императора Констанция в церкви, проследить дальнейшее развитие высшей церковно-правительственной власти в восточно-римской империи. IV. Борьба за рецепцию и церковная деятельность Констанция На конгрессе императоров в Виминации в 338 году по предложению Константина II было разрешено всем изгнанным при Константине Великом епископам вернуться в свои диэцезы 1090 . Из боязни перед братьями Констанций не воспротивился возвращению ссыльных епископов. Последующие обстоятельства показали ему однако вскоре всю необдуманность этого акта. Сосланные епископы явились, как победители, и излили свою ненависть на противников. Некоторые заходили так далеко, что разрушали алтари, посвященные арианскими епископами, или бросали собакам гостии 1091 . Смута, сопровождаемая убийствами и пожарами, водворилась в тех городах, где явились изгнанные 1092 . При таких обстоятельствах Констанций счел своим долгом вмешаться в дело. К этому побуждала его антиникейская коалиция, имевшая на своей стороне симпатии императора и располагавшая большинством голосов восточных епископов. Как и при покойном императоре, во главе ее стоял Евсевий никомидийский, пользовавшийся безграничным доверием молодого Констанция.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

407:412). Неужели это правда? Мы этого совсем не знали. По точному счету самого автора в его книге 760 примечаний («Отв.», 407), но ни в одном из этих бесчисленных примечаний не было дано знать читателю об этом приятном для нас обстоятельстве. Мало того: мы отнюдь не могли догадываться, что автор идет по нашим стопам – и лишь «посильно старается мотивировать» наши же мысли. Представим несколько примеров, из которых было бы видно, как далеки в самом деле мысли автора, от наших. Вот, наприм., приходится говорить автору об известном Евсевии Никомидийском, этом «великом» человеке по арианским суждениям (у Филосторгия, в его отрывках). Кто бы мог подумать, что автор сделает его последователем Евсевия Кесарийского ? Но автор делает – и поступает при этом очень хитроумно. Он анализирует послание Евсевия Никомидийского к Павлину Тирскому и, указывая результаты этого анализа, как будто случайно пропускает ясно выраженное здесь учение Евсевия о тварности Сына Божия (κτιστν εναι –дважды. Theodor. Hist. cap. V (VI)) – признак крайнего арианства. И вот в заключение выходит, что будто бы Никомидийский епископ был, по терминологии автора, «омием», т. е. человеком учившим о Сыне Божием схоже с Евсевием Кесарийским . (Самуилов. «Ист. ариан.», 48). Такими-то путями Евсевий Никомидийский превращается в последователя Евсевия Кесарийского . Но так еще никто не поступал: ни Баур, ни я и никто другой, сколько-нибудь уважающий науку. Урсакий и Валент – двое иллирийских епископов арианских – привлекаются автором в число приверженцев учения Евсевия Кесарийского другим, но тоже необыкновенным способом. Эти два «несомненно талантливые» человека (как аттестует их автор. ibid. 4) 3412 не имели —304— никакого отношения к Евсевию Кесарийскому ; но автору тем не менее очень захотелось включить их в число последователей названного ученого епископа. Для достижения цели, автор пускается в некоторые хронологические вычисления, сами по себе не убедительные (ibid. 11–12:52); да к тому же эти вычисления оказываются неправильными («Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   45 мучч. никопольских, 10 июня.    49 мучч. с Каллистратом, 27 сент.    70 воинов с Саввою стратилатом, 24 апр.    70 воинов в Сирии с Маврикием, 22 февр.    84 детища с Вавилою еп. антиох., 4 сент.    90 препп. сестр Анфисы игумении, 27 июля.    100 мучч. римских с Домниною, 20 мар.    120 мучч. персидских, 6 апр.    128 мучч. персидских с Садоком, 20 февр.    150 воинов с Азою и женою и дочерью епарха, 19 нояб.    156 мучч. тирских, 17 сент.    199 учеников пр. Никона, 23 мар.    200 воинов с Руфином диаконом, 7 апр.    200 воинов с муч. Екатериною, 24 нояб.    270 мучч. персидских с Дисаном, 9 апр.    300 мирян и 62 священника от ариан, 8 дек.    370 мучч. с Парамоном, 29 нояб.    377 мучч. болгарских с Мануилом, 22 янв.    440 мучч. италийских от Донгобардов, 2 мар.    546 мучч. египетских с ПаФнутием, 25 сент.    Около 1000 мучч. с Емидианом, еп. тревийским, 18 авг.    1000 мучч. персидских с Азатом скопцом, 14 апр.    1003 мучч. никомидийских, 7 февр.    1104 мучч. воина, 6 сент.    1218 воинов с женами и детьми, с Мелетием стратилатом, 24 мая. 2.000 мучч. с Никанором диаконом и Стефаном архидиаконом, 28 июля.   2,593 воина с Андреем стратилатом, 19 авг.    3,628 мучч. никомидийских, 2 сент.    4,252 с Арефою, 24 окт.    До 7000 мучч. с Акиндином, 2 нояб. 11.000 мучч. в Армении при Траяне, 6 сент. 14.000 младенцев вифлеемских, 29 дек. 20.000 мучч. никомидийских, 28 дек.   Мучч. римские с Татианою, 12 янв.    Мучч. никомидийские с Кодратом, 10 мар.    Мучч. севастийские с Аттиком, Агапием и др., 3 ноября.     Мучч. коринфские с Кодратом, 10 мар.    Мучч. римские с Хрисанфом и Дариею, 19 марта.    Мучч. римские с Марином, 6 июля.    Мучч. с Иулианиею никомид. 21 дек.    Мучч. (ок. 40), пострадавшие после Георгия великомуч., 24 апр.    Мучч. киринейскир с Феодором, 4 июля.    Мучч. никомидийские с Агафоником, 22 анг.    Мучч. ученики Алвиана, еп анейского, 4 мая.    Мучч. жецы и девы с Марком арефусийским, 29 мар.    Мучч. персидские с Симеоном, 17 апр.    Мучч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Κα ες το γιον πνεμα. Τος δ λγον τας , ν ποτε τε o х ν, х α πρν γεννηθναι οχ v, х α τι ξ οx ντων γνετο, ξ τρας ποστσεως οσας φσх οντας εναι, x τιστν τρεπτν λλοιωτν τν υν το θεο, ναθεματζειν х αθ ολιχ xx λησα. Догматическая деятельность первого вселенского собора достигла вожделенного конца. Возвышенная истина о совершенном Божестве Сына Божия была провозглашена на все века. Все епископы собственноручными подписями выразили свое согласие с символом Никейским. – Исключение составляли немногие. Двое египетских епископов отказались подписать Никейский символ 77 ; а Евсевий Никомидийский и Феогност Никейский, подписав символ, отказались скре- пить своей подписью анафематствование, приложенное к символу 78 . Почти все епископы собора Никейского подписались под символом, но с каким расположением? Приняли ли они его всей душей, всем сердцем? Что касается до партии епископов православных – это, несомненно, так. Но нельзя того же сказать о группах богословов арианствующих, бывших на том же соборе. Эти последние присоединили свои подписи к символу неискренне, лицемерно, лишь для того, чтобы покончить дело, которому они не сочувствовали. Церковный историк Руфин прямо замечает, что одни из епископов приняли символ с «полною искренностью» (veritate), другие же «лицемерно» (simulatione) 79 . То же самое подтверждает и Феодорит. По его словам, «на вселенском соборе Никейском вместе с православными подавали голос и приверженцы Ария и подписались под изложением веры апостольской, но потом продолжали нападать на истину так сильно, что тело церкви распалось» 80 . Какие же именно епископы, участвовавшие в соборе Никейском, отнеслись так недобросовестно к подписанию символа Никейского? Таких было много. Между ними первое место занимают епископы строго-арианской партии: Евсевий Никомидийский и его клевреты. Они подписались под символом только рукой, а не душею (manu solo, поп mente) 81 . Их сердца не расположены были к символу. Все они подписались, по свидетельству Федорита, „коварно, не искренне» ( πολως, οχ ελιχρινϖ ς), что и доказали своим последующим поведением и враждой к Никейскому символу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010