XIII. Антонин по прозванию благочестивый с сыновьями своими Аврелием и Луцием (царствовал 22 года, 3 месяца) Антонин получает имя Отца Отечества. В эти времена славился врач Гален. VII епископ римской церкви Гигин; управлял 4 года. При Гигине римском епископе прибыли в Рим Валентин ересиарх и Кердон учитель Маркиона. Иустин философ подал Антонину книгу, написанную в защиту нашей религии. V епископом антиохийской церкви поставляется Ерос. Марк, VΙΙ епископ александрийской церкви, управлял 10 лет. В Риме IX епископ Пий; управлял 15 лет. Получает известность еретик Валентин и живет до времени Аникиты. Пием постановлено, чтобы воскресенье Господне праздновалось в день воскресный, что потом подтверждено многими епископами. Получает известность Месомед Критский, композитор музыкальных пьес для арфы. Славится Тавр Беритский платонический философ. Получают известность Адриан философ Никомидийский и Максим Тирский. Славятся философы: Аполлоний стоик родом из Халцидики и Василид Скифопольский, бывшие наставниками и Кесаря Вера. ……….. ……….. Получает известность циник Крескент, который против Иустина философа нашей веры за то, что он обличал его в чревоугодии и неисполнении правил философии, возбудил преследование, в которое Иустин славно пролил кровь за Христа. ………….. ………….. Келадион VIII, епископ александрийской церкви; правил 14 лет. ............. После Марка, Кассиан XVII епископ иерусалимской церкви; после него XIII Публий, XIX Максим, XX Юлиан, XXI Гаий, XXII Симмах, ХХШ Гаий, XXIV Юлиан, XXV Капитон. …………… …………… X епископ римской церкви Аникита управлял 10 лет, при нем Поликарп, прибывши в Рим, многих отвратил от еретического заблуждения. Антонин Благочестивый, весьма богатый своими наследственными имениями, друзьям своим весьма щедро раздавал свои собственные средства, а государственную казну сделал весьма богатою. Антонин был так справедлив, что очень многие народы, сложив оружие, подчинялись только одному его приказанию. Антонин Благочестивый умирает на 77 году своей жизни в вилле своей Лориуме, в 12 милях от города (Рима).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:57:26]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 5. Последний ответ: Да, согласна с Lena. Конечно же, это Архангел Михаил. Первый раз невнимательно посмотрела. Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:52:44 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:57:40]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 2. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская " нач19в, ковчежная. Подробнее http://pravicon.com/icon-317 Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:52:26 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:58:35]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Икона Господа " Спас Вседержитель (Господь Вседержитель, С Державой И Скипетром) " конец 19в Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:52:11 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: обложка какой то книги [Добавлено 2012-05-23 05:58:45]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Икона " Воскресение Христово " . Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:51:40 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:58:56]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 2. Последний ответ: как мне кажется,это икона " Мученики Адриан и Наталья Никомидийские " , икона 19 века. Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:51:18 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:59:10]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 4. Последний ответ: НА ИКОНЕ ИЗОБРАЖЕНЫ Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИКОНА -«Воскресение Господне — Сошествие во ад»

http://pravicon.com/unknown/80

Федор Тирон Галерий принял власть после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником, цезарем Максимином Дазой, он продолжили гонения. Среди пострадавших: великомученик Димитрий Солунский, Адриан и Наталия Никомидийские, бессребреники Кир и Иоанн, великомученик Феодор Тирон. В конце жизни именно император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи эдикт, который сделал христианство «дозволенной религией». Случилось это в 311 году, когда его поразило неизлечимое заболевание. При императоре Максимине Дазе (305–313) Епископ Мефодий Патарский Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа. Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан. При императоре Лицинии (308–324) 40 Севастийских мучеников Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы. Святой император Константин I Великий (306-337) Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.

http://foma.ru/ot-nerona-konstantina-poc...

(† ок. 305 и не позже 311), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта). А. и Наталия пострадали при имп. Максимиане Галерии . А. был начальником судебной палаты в Никомидии , где находилась имп. резиденция. Император поручил ему оформить протоколы допросов 23 христиан, арестованных по доносу язычников в пещерах, где они тайно молились. Мученики были жестоко избиты, но не отреклись от Христа. Свидетель истязаний, А., будучи язычником, захотел узнать, ради чего христиане столь терпеливо и мужественно переносят тягчайшие страдания. Те поведали А. о вечной жизни и воздаянии, к-рое они надеются получить от Бога. Услышав об этом, А. пожелал последовать за исповедниками и умереть за Христа. Он попросил вписать свое имя вместе с христианами в судебные книги. Максимиан приказал заковать А. и заключить в темницу вместе с др. христианами. За 13 месяцев перед этим А. женился на Наталии. Узнав о причине ареста мужа, Наталия обрадовалась, т. к. была тайной христианкой. Она отправилась в тюрьму и стала умолять А. мужественно принять мученический венец ради Христа. Она ухаживала за христианами, искалеченными пытками, облегчая их страдания. Через 7 дней А. вместе с христианами предстал перед императором, и истязания были продолжены. Затем арестованных снова отправили в тюрьму, где Наталия вместе с благочестивыми женами заботливо ухаживала за ними и убеждала не отрекаться от веры и стойко претерпевать страдания. Испугавшись, что А. может поколебаться при виде страданий и кончины др. мучеников, Наталия попросила палачей начать казнь с ее мужа и сама положила его ноги на наковальню. Когда А. перебили ноги, Наталия подставила под удар молота его руку. Палач сильным ударом отсек ее, после чего А. предал душу Господу (ему было 28 лет). Наталия тайно взяла руку мужа и спрятала ее, а Максимиан, казнив всех христиан в темнице, повелел сжечь тела мучеников. Но по воле Божией началась сильная гроза, и многие из мучителей были убиты молнией. Дождь погасил горящую печь, и христиане смогли вынуть из печи не поврежденные огнем тела святых. Благочестивый христианин по имени Евсевий собрал останки святых и привез в г. Аргирополь близ Византия. Спустя нек-рое время Наталия была вынуждена бежать из Никомидии, т. к. император хотел отдать ее в жены знатному языческому военачальнику. Она взяла руку А. и отправилась на корабле в Аргирополь. Военачальник, узнав о побеге Наталии, преследовал ее на корабле, но попал в бурю и повернул корабль назад, при этом многие из плывших на нем утонули, а корабль с христианами буря обошла стороной. Их спас А., явившись им в сиянии света. По прибытии в Аргирополь Наталия пришла в храм с телами мучеников и соединила руку А. с его телом. В тот же день она умерла и была похоронена около мартирия святых мучеников. Блж. Наталия не подвергалась пыткам, но за сострадание мученикам получила от Бога мученический венец.

http://pravenc.ru/text/63606.html

Агафия, мученица Катанская. 5 февр. Меркурий, великомуч. Кесарийский в Капп. 24 ноября. Саторин, Руфин и проч., мучч. в Кесарии Вифинской. 10 марта. Мирон пресв., муч. Кизический. 17 авг. 249–251.       Пармений, Елима и Хрисотель, пресвитеры, Лука и Муко, диаконы, Олимпий и Максим, ученики еп. Полихрония, мучч. Кордувские. 30 июля. Коринфские мученики : Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и др. 10 марта. Адриан. 17 апр. Леонид, и с ним Хариесса, Ника и другие. 16 апр. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий. 31 янв. Феодул, Саторнин и другие, десять мучч. Критских. 23 дек. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина, мучч. Лампсакийские. 18 мая. Мучч. Ливийские : Диоскорид и Фемистоклей. 21 дек. Христофор. 9 мая. Конон градарь, муч. Памфилийский. 5 марта. Полиевкт воин, муч. в Мелитине Арм. 9 явв. Троадий юноша, муч. Неокесар. 2 марта. Мучч. Никейские: Трифон. 1 февр. Парамон, с 370. 29 ноября. Кодрат, муч. Никомидийский. 10 марта. Коронат, муч. Палестинский. 17 авг. Менигн, белильник, муч. Парийский. 22 ноября. Мучч. Пергские, в Памфлии ; Нестор и Тривимий. 1 марта. Папий, Диодор и Клавдиан. 3 февр. Нестор, еп. Сидский. 28 февр. Карп, еп. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоник, мучч. Пергамские. 13 окт. Мучч. Римские: Фавий, папа. 5 авг. Авдон и Сеннис, Персиане. 30 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий и другие, воины, мучч. Севастийские. 3 ноября. Никон преп., муч. Сицил. с 199 учен. 23 марта. Пионий, Асклипиад, Македоний и Лин пресвитеры и Сабина, мучч. Смирнские. 11 марта. Хиосские мученики: Исидор воИн.14 мая. Миропия. 2 дек. Анастасия Римляныня и Кирилл воин, мучч. от Прова. 29 окт. 252.             Мирон, еп. Критский и чудотворец. 8 авг. 257.                    Мучч. Римские: Стефан папа. 2 авг. 257.             Понтий. 5 авг. Евгения девица, Прот, Иакинф и Василла. 24 дек. 258.            Киприан, священномуч. карфагенский. 31 авг. 259.                    Мучч. Римские: Лаврентий архидиакон, Сикст папа, Филикиссим и Агапит, диаконы, и Ромин воИн.10 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Так как вопросу о схизме приписывалось большое политическое значение и так как рядом со сношениями с Римской Церковью разрабатывался план союза с папами против Гогенштауфенов, то переговоры с Римом занимали весьма важное место в церковной политике Комнинов. Достаточно сказать, что при царе Иоанне два раза посещал Константинополь архиепископ Ансельм из Гавельберга. В первый раз, в 1135 г., он вел беседы по главному вопросу, разделяющему Церкви, с греческим богословом, архиепископом Никомидийским Никитой. В 1154 г. он снова прибыл в Константинополь в качестве посла императора Фридриха Барбаруссы, вступил в личные сношения с архиепископом Солунским Василием (Охридским). Следствием имевших тогда место переговоров папа Адриан IV в своем послании на Восток выдвинул вопрос о соединении Церквей. В 1170 г. Мануил созвал церковный Собор с целью изыскать способы к постановке вопроса о соединении Церквей 229 . Но при несколько более глубоком обсуждении подробностей выяснилась диаметральная противоположность взглядов между восточными богословами и притязаниями Римской Церкви. Между прочим, греческие епископы находили совершенно недопустимым применение к Восточной Церкви притчи о заблудившейся овце и еще менее – приравнение ее к «четверодневному» Лазарю, уже начавшему смердить. Фактически не оказалось точек соприкосновения между безграничными притязаниями на абсолютное господство Церкви со стороны Рима и желанием патриарха сохранить независимость Восточной Церкви. Это положение вопроса прекрасно иллюстрирует «Диалог» между патриархом Михаилом III и царем. Ввиду готовности Мануила идти на уступку латинянам патриарх говорил: «Пусть господствует надо мной агарянин – это действие внешнее. Но я не допущу себя согласиться с итальянцем, ибо это будет относиться к области моего ума. Первому я не сочувствую, хотя и покоряюсь; соглашаясь же со вторым в вере, я разрываю связь с Господом моим». Подобное категорически выраженное мнение патриарха остановило царя Мануила от дальнейших попыток прийти к соглашению с Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Часто брак как бы подготавливает известных нам святых к пути полного отречения от мира, дает им созреть – как это было в жизни преподобномученицы Елисаветы или праведного отца Алексия Мечева. Известны случаи, и немало, когда супруги по обоюдному согласию расходились по монастырям, как родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария, как князь Петр и княгиня Феврония. А некоторым из таких пар Господь судил встретиться снова в конце жизни, как преподобному Серафиму Вырицкому и его жене, принявшей великую схиму. Другие святые супруги прошли по жизни бок о бок и встретили смерть вместе, как, например, священномученик Владимир Джуринский и его жена Евфросиния, расстрелянные в 1920-м году, или царственные страстотерпцы Николай и Александра. Эти судьбы убеждают, насколько промыслительно Господь посылает людей навстречу друг другу и дает им пройти отрезок жизни вместе – в супружестве. Супруги-мученики Апостол Акила и его жена Прискилла Древние времена изобилуют примерами мученичества христиан, поэтому неудивительно, что одни из первых прославленных супругов были мучениками. Это апостол Акила – епископ Гераклейский, ученик апостола Павла – и его жена Прискилла, вместе проповедовавшие в Азии, Ахайе, Ираклии и убитые язычниками. Это мученики Зоя и Еспер, бывшие рабами и замученные за свою веру вместе с сыновьями Кириаком и Феодулом во времена гонения императора Адриана во II веке. Это святые мученики Терентий и Неонилла Сирийские и их семеро детей: они жили в III веке и были истязаемы и в конце концов обезглавлены за безбоязненное исповедание Христа. Это мученик Хрисанф и его жена Дария, вступившая в брак языческой жрицей, но принявшая веру мужа. По обоюдному согласию они решились на фактически монашеский образ жизни и, будучи в браке, жили как брат и сестра – и были замучены и живыми зарыты в землю язычниками. Это супруги Адриан и Наталия Никомидийские – в их семье, наоборот, муж уверовал следом за женой. Будучи чиновником, он собственноручно вписал себя в список христиан, приговоренных за веру в Христа к смерти, и был подвергнут мучительной казни. Но и Наталия, хоть ее не тронули, почитается мученицей. На ее глазах истязали Адриана, и жена укрепляла его, а после его смерти отказалась повторно выйти замуж и вскоре после этого скончалась на гробе супруга. Обоим было не более 30 лет.

http://pravoslavie.ru/95128.html

Когда германский император Лотарь II отправил (1135г.) в Константинополь своего легата, Гавельбергского епископа Ансельма, для переговоров об унии, то византийский император Иоанн Комнин устроил богословский с ним диспут о разностях между Восточной и Латинской церквами, происходивший публично в храме Св. Софии; со стороны византийских богословов тогда выступил именно Никита Никомидийский; его полемическая против латинян речь была потом записана. Она сохранилась, между прочим, и в сочинении Ансельма, посвящённом этому диспуту. Нил Доксопатр, архимандрит Великой церкви, нотарий патриарха, протопроэдр синкеллов и номофилакс, процветал около 1140г., некоторое время провёл в Сицилии при короле Роджере и, по совету последнего, написал сочинение « Σνταγμα περ τν πντε πατριαρχικν θρνων», направленное и против латинян. Писатель не признаёт правильным учение латинян о первенстве папы, которое он получил будто бы от апостола Петра. Приведя 28 правило Халкидонского собора, Нил говорит: «Видишь ли, что настоящим правилом ясно обличаются в легкомыслии те, которые утверждают, будто Рим был предпочтён ради апостола Петра? Ведь канон определённо говорит, что Рим имеет предпочтение потому, что был столицей. Но после, в течение многих лет, царь посылался в Рим императором из Константинополя. Когда же Рим перестал быть столицей вследствие захвата его иноплеменниками, под властью которых он и теперь находится, то ясно, что город, лишившись значения столицы, потерял и первенство, которое он раньше имел как столица, и первым остался престол истинной столицы – Константинополя, так как прежний престол потерял своё царственное значение, – тем более что он отделился и от остальных престолов». 269 Василий Ахридский первоначально состоял первым секретарём патриарха Константинопольского, потом был хиротонисан в сан архиепископа Фессалоникийского. Это был иерарх мудрый и добродетельный. В 1154г. римский папа Адриан IV послал к византийскому императору Мануилу Комнину двух послов для переговоров об унии и написал письмо о соединении Церквей и Фессалоникийскому архиепископу Василию, который своей учёностью был известен и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Маркелл папа, муч. Римский. 7 июня. Руфин диакон, Акилина и 200 воинов, мучч. Синопские. 7 апр. 311.            Петр, священномуч. Александрийский. 25 ноября. Силван еп. и с ним 40 христиан, мучч. Газские. 4 мая. Пир и Иоанн, врачи безмездные, Афанасия и три дочери ее, мучч. Канопские. 31 янв. 312.            Климент еп., Агафангел, Христофор и Харитон, мучч. Анкирские. 23 янв. Евстафий, Феспесий и Анатолий, мучч. Ник. 20 ноября. Лукиан, пресв. Антиохийский, муч. Никомидийский. 15 окт. 313.                   Мучч. Александрийские : Мина, Ермоген и Евграф. 10 дек. Александр воин и Антонина девица. 10 июня. 305–313.       Екатерина великомуч., Августа царица, Порфирий стратилат и 200 воинов. 24 ноября. Поликарп. 2 апр. Александра, Клавдия и другие, семь жен, мучч. Амидские. 20 марта. Алвиан еп. и ученики его, мучч. Анейские. 4 мая. Евстахий, Гаий, Провий, Лолий и Урван, мучч. Анкирские. 23 июня. Антиохийские мученики: Вавила еп. с 81 детищами. 4 сент. Феотекн, воИн.10 окт. Елевферий, муч. Византийский. 4 авг. Миродора, Митродора и Нимфодора, мучч. Вифинские. 10 сент. Кирилл еп., муч. Гортинский. 6 сент. Дасий еп., муч. Доростольский. 20 ноября. Александр Римлянин, муч. Дризиперский. 13 мая. Мучч. Египетские: Калуф. 19 мая. Маркиан, Никифор, Иперехий, Аполлон, Леонид, Арий, Горгий, Селиний, Ириний и Памвон, воины. 5 июня. Уар и семь учителей христианских. 19 окт. Васса, муч. Геллеспонтская, и дети ее Феогний, Агапий и Пист, мучч. Едесские. 21 авг. Феодор, Миан, Иулиан и Кион, мучч. из Капдавальской веси. 4 сент. Павел, Алевтина и Хиония Египт., мучч. Кесарийские в Палестине. 16 июля. Варвара великомуч. и Иулиания муч., Илиопольские. 4 дек. Андрей стратилат и дружина его (2593), мучч. Киликийские. 19 авг. Аристоклей пресв., Димитриан диакон и Афанасий чтец, мучч. Кипрские. 20 июня. Папий, муч. Ликаонский. 16 марта. Давикт, муч. Мелитинский. 4 окт. Мучч. Никомидийские : Адриан с 23 христианами. 26 авг. Кириакия. 7 июля. Александр, муч. Пиднский. 13 марта. Зотик, Феопрепий и Акиндин, мучч. в Потаме Фрак. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Примечания 1. Память прп. Феофилакта-исповедника, епископа Никомидийского, 8/21 марта. Письмо написано в 816 году. Послание 27(86). К Тимофею, сыну Какова душа твоя, возлюбленный сын мой, таково и письмо, смелое, бодрое, решительное, исполненное любви к Богу и мученичеству. Ибо слова - выражение души и от избытка сердца (см. Мф.12:34) каждый произносит их. Так что и мы, выслушав твои слова, укрепились и еще более ободрились и приготовились к ратоборству. И брат Адриан очень удивил меня, рассказав о твоей смелости, твердости и дерзновении, а также об искусстве словопрения с противниками. Откуда у тебя это? Не от прежнего ли благого произволения и богоугождения, при помощи которого ты перенес предшествовавшее и устоял в надежде славы Божией, готовый подвизаться до смерти? Радуйся и веселись: ты сможешь при помощи Божией перенести все и облечешься в победный венец. Но молись и обо мне, брат, чтобы я последовал как тебе, так и другим, подобным тебе. Их же, благодатью Христовой, довольно много. Подлинно, это поприще блистательно и знаменито, много явилось здесь мучеников. Ибо не думай, будто настоящее - это что-нибудь иное, как не отречение от Христа со стороны гонителей и мученичество за Христа со стороны совершающих подвиги. Это очевидно. Ибо как в изображении Креста Животворящий Крест и исповедуется, и отвергается, так и в иконе Христа неизменно происходит то же самое. Если же мир ослеп и, отрицаясь от Христа, шутит этим оскорблением, то только по долготерпению Оскорбляемого. И удивительно ли, что Он терпит, желая обращения неистовствующих? Не возлагали ли воины на голову Его венца из терния? Не одевали ли Его в пурпурную одежду? Не говорили ли они: Радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам (Ин.19:3). А Он переносил все: насмешки, поругания и прочие страдания на Кресте. То же Он терпит и ныне через Свою икону и в Своей иконе, ибо в образе представляется первообраз, как сказано святыми. Да будет Он милостив к Церкви Своей, укрепляя исповедников! Я слышу, что ты продолжаешь пост, и радуюсь, но советую тебе вкушать пищу каждый день вечером. Ибо это царский путь и похвальное воздержание при мученичестве. Послание 28(87). К Василию, игумену

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010