6. Сношения между Римом и Константинополем до латинского завоевания. – Несмотря однако на эту пропасть народной вражды между греками и латинянами, сношения между императорами и папами продолжались. Политические обстоятельства и расчеты заставляли тех и других искать союза и единения. Вскоре после первого крестового похода (1096), именно около 1112 г. Алексей Комнен, услышав, что папа Пасхалий II потерпел страшное унижение от императора Генриха V, отправил в Рим своих послов с предложением папе своих услуг и с изъявлением готовности отправиться в Рим или послать своего сына, для принятия из рук папы западной императорской короны и засвидетельствования своего подчинения апостольскому престолу. В ответ на это и папа также отправлял посольство к императору, состоявшее из 600 человек. Но переговоры кончались, конечно, ничем. Ко времени Алексея Комнена относится также публичный диспут или «прение», об исхождении Св. Духа, между Евстратием, архиепископом Никейским, и Хризоланом (Гроссоланом), архиеп. Миланским (между 1110 и 1113 гг.) 1146 . Прение происходило в Константинополе в присутствии самого императора. Второй подобный же диспут состоялся в эпоху второго крестового похода, при Иоанне Комнене, в 1146 г., между послом Лотаря II, Анзельмом, еп. Гавельбергским (теперь Брауншвейг), и Никитой, митрополитом Никомидийским, главой учрежденной Комненами ученой коллегии из 12 учителей 1147 . Диспут (состоявший из двух заседаний) происходил также в Константинополе в базилике, при церкви св. Софии. Около 1155 г. папа Адриан IV при посредстве Василия Ахридского, митрополита Фессалоникского, пытался было привлечь императора Мануила Комнена на свою сторону, но Мануил отправил посольство в Рим только чрез 11 лет (в 1166 г.), к папе Александру III, на которого шел в то время войной Фридрих I Барбаросса. Также, как и Алексей он предлагал папе свою помощь, изъявляя готовность «соединить свою церковь , как было в древности, с матерью всех церквей – римской» и взамен получить императорскую (западную) корону, которая и «по праву принадлежит ему, а не Фридриху немецкому».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Гонения эти начались с войска. В 298 году вышел указ, предписывающий всем войскам совершить жертвоприношения. В результате начался массовый уход христиан с военной службы. В Тингисе (Африка) воин Марцел , когда до него дошла очередь принести жертвоприношение, сбросил с себя оружие и отказался служить императору. Он был казнен. Соправитель Диоклетиана Максимиан приказал истребить целый легион воинов, отказавшихся принести жертвы. Это так называемый Фиваидский (Фиванский) легион, возглавляемый св. Марцием 271 . (По другим источникам, среди военачальников этого легиона на первом месте назван св. Маврикий ). См. Приложение к теме 3. В 303–304 гг. издается ряд эдиктов, лишающих христиан всяких гражданских прав, предписывающих заключать в тюрьму всех представителей клира и требовать от них отказа от христианства через принесение жертв. Последний эдикт 304 г. предписывал всех вообще христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, добиваясь этого любыми пытками. Мученичество в эти годы было массовым, но в разных провинциях преследования производились с различной интенсивностью. Наиболее жестокими гонения были на востоке империи 272 . Так, в Никомидии (Малая Азия) в праздник Рожества Христова 303 г. Максимиан велел сжечь до 20 тыс. христиан (память Никомидийских мучеников 28 декабря). Исключение составляли Британия, Галлия и Испания, которыми управлял благоволивший к христианам кесарь Констанций Хлор, отец Константина Великого 273 . К периоду гонений Максимиана относится подвиг святых мучеников Адриана и Наталии . Адриан был замучен в Никомидии Вифинской на глазах у супруги. После казни мужа Наталья скончалась, изнуренная душевными страданиями. Гонения со стороны римских властей прекращаются после издания в 311 г. эдикта, в котором христианство признается дозволенной религией, и в полной мере после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость 274 . Мученики периода правления Юлиана Отступника и императоров-ариан Но история мученичества на этом не закончилась. Слова св. ап. Павла о том, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ) продолжали подтверждаться и в последующие века. Христиане претерпевали гонения от самых разных преследователей: еретиков, язычников, атеистов, вероотступников. Большей частью гонения были обусловлены религиозными причинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Находясь в Одрисах, где царь Адриан построил город и дал этому месту свое имя, Констанций узнал от одного епископа, что мощи апостолов Христовых Андрея и Луки погребены в Ахаии, что мощи Андрея почивают в Патрах, а Луки в Фивах виотийских. Услышав об этом, царь Констанций живо тронут был известием, громко воскликнул и сказал присутствующим: «Позовите ко мне Артемия». 25 Артемий тотчас же пришел. «Поздравляю тебя, боголюбезнейший из всех людей»,-воззвал к нему Констанций. Тот отвечал: «О если бы, государь, ты был ко мне всегда благоприятен и никогда не овладевало бы тобою никакое неудовольствие»! Потом царь: «Находишь ли ты, наилучший друг, что-нибудь благоприятнее обретения мощей апостолов Христовых»? Великий Артемий: «Кто теперь и откуда, владыка, откроет нам это сокровище»? На это Констанций: «Откроет епископ Ахаии, предстоятельствующий ныне в Патрах. Так ступай, наилучший из мужей, и скорее перенеси их в Константинополь». Выслушав это от царя, великий Артемий отправился в путь к апостолам с тем, чтобы всесвятые останки их перенести в Константинополь. Писатель истории о Констанции и мученике говорит при этом следующее: «Рассказывают, что Констанций, несмотря на свою наклонность к арианству, развитую в нем нечестивым и безбожнейшим епископом никомидийским Евсевием, был не только набожен и боголюбив, но и вообще умерен, особенно заботился о благоприличии и взошел на высоту воздержания как в пище, так и в прочих вещах, имел также величайшее попечение о церквах и в отношении к ним старался щедростью далеко превзойти своего отца; в городе родителя, близь сената, воздвиг он, начав дело с самого основания, огромнейший храм и, чтя гробницу отеческую, построил там величайший молитвенный дом, в котором положил и перенесенные из Ахаии, как выше сказано, останки апостола Андрея; там поместил он и евангелиста Луку, обретенного равным образом в Ахаии, и Тимофея, почивавшего в Ефесе иконийском.» 26 V. Никиты Пафлагонского (IX в.) 27 Всем друзьям и ученикам Бога Слова, а преимущественно начальнейшим и старейшим из них, должно воздавать словесную хвалу, как и подражать делами, по силам, не только потому, что похвала, воздаваемая божественным мужам, сама по себе есть дело, в очах Божиих похвальное и самим восхваляемым любезное, но и потому, что она и умеющим благоприятно воздавать её спасительна, и воздающим её вместе с ними благоплодна, и для всех, слушающих её разумно, бывает причиною совершеннейшего назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Петр и Феврония. Рисунок Александра Простева Как изображают на иконах святых супругов? 1 мин., 06.07.2019 Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Святые супруги, как правило, прославлены в одном лике. Ранне­христианских мучеников, таких как Адриан и Наталия Никомидийские, пишут с крестами в руках, преподобных, как Кирилл и Мария Радонежские, — в монашеских одеждах, со свитками. Иногда святых изображают с поворотом друг к другу, часто — в молении образу Спасителя или Богородицы в верхней центральной части иконы. Новое дыхание обрела иконография благоверных князей Петра и Февронии. Под влиянием современного живописного цикла появились, к примеру, образы, где святые держат в руках голубя. Опираясь на житие, изографы мастерской «Царьград» включили в изображение «Небесной двоицы» важные символы: у Петра это меч, убивающий змея, а у Февронии — ковчежец с лекарством, которым она уврачевала князя. Петра и Февронию пишут как в княжеском облачении, так и в монашес­ких ризах. Последнее характерно для старинных образов муромского письма. Особенно интересны житийные иконы, где подробно, клеймо за клеймом, изложены все значительные события совместной жизни святых. Когда я работал над образом других благоверных князей — Михаила Тверского и Анны Кашинской, то встал вопрос, как правильнее изображать княгиню, принявшую монашество после мученической кончины князя. Родилось такое решение: обоих святых написали в княжеской одежде, но в руках Анна Кашинская держит куколь. Не все святые супруги имеют единый день почитания. Четыре года назад была установлена дата совместного церковного празднования памяти Димитрия Донского и Евфросинии Московской — 1 июня. На стенах тульского храма, посвященного супружеской чете, изографы «Царьграда» написали и венчание юных Димитрия и Евдокии, и крещение их детей, и блаженную кончину князя. Для приходящих в храм — это напоминание о ценности и святости богоустановленного христианского брака, совместного пути к Богу. Сегодня иконы святых супругов пользуются особой любовью, можно сказать, популярностью. Православные христиане стремятся к тому, чтобы в домашнем иконостасе был такой образ Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 19.06.2022 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kak-izobrazhayut-na-ikona...

Афиноген, еп. Пидахвои и 10 учеников его, мучч. Севастийские. 10 июля. Киндей пресв., муч. Сидский. 11 июля. Афинодор монах, муч. Сирийский. 7 дек. Ириней, священномуч. Сирмийский. 26 марта. Анисия девица, муч. Солунская. 30 дек. Иулиан, муч. в Тарсе. 21 июня. Авудим, муч. Тенедосский. 15 июля. 156 мучч. Тирских: Пелий и Нил епп., Зинон пресв., Патермуфий, Илия и прочие. 17 сент. Орест врач, муч. Тианский. 10 ноября. Валериан, Кандид, Акила и др., мучч. Трапезунтские. 21 янв. Емилиан еп. и проч., мучч. Тревийские. 18 авг. Анания пресв., Петр темничный ключарь и 7 воинов, мучч. Финикийские. 26 янв. Евфимия, великомуч. Халкидонская с двумя воинами. 16 сент. Леонид, муч. Фиваидский. 20 мая. Мертий муч. 12 янв. Онисифор и Порфирий, мучч. 9 ноября. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, воины, мучч. 21 июня. Пафнутий и с ним 547 мучч. 25 сент. Трофим и Феофил, и с ними 13 мучч. 23 июля. Харитина муч. 5 окт. Ок. 306.       Феодор Тирон, великомуч. Амасийский. 17 февр. Платон, муч. Анкирский. 18 ноября. Гурий и Самон, мучч. Едесские. 15 ноября. Мучч. Кесарийские в Палестине: Амфиан. 2 апр. Агафий. 19 авг. Кирисна и Иулиания, мучч. Киликийские. 1 ноября. Артемия царевна, Кириак, Смарагд, Ларгий и Крискентиан, мучч. Римские. 7 июня. Антиох врач, муч. Севастийский. 16 июля. Мучч. Солунские: Димитрий и Лупп. 26 окт. Нестор. 27 окт. Ок. 307.       Едесий, муч. Александрийский. 2 апр. Димитрий, муч. Даодский. 15 ноября. Вонифатий, муч. Киликийский. 19 дек. Феодосия дева, Тирская муч. 29 мая. 308.             Евтропий, Клеоник и Василиск, мучч. Амасийские. 3 марта. Манефа, мученица Палестинская. 13 ноября. 309.             Петр-Авесаламит, муч. Авлонский. 12 янв. Мученики Кесарийские в Палестине: Адриан и Еввул. 3 февр. Антонин, Никифор и Герман. 13 ноября. Илия, Пров и Арис, Египтяне. 19 дек. Еннафа, Валентина и Павла, девы. 10 февр. Памфил пресв., Валент диакон, Павел и др. 16 февр. Василисса, муч. Никомидийская. 3 сент. 310.             Фенгон и Евкарпий, мучч. Амидские. 23 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Собор Константинополь Халкидон Константинополь Константинополь Император св. Константин Вел. Феодосий Вел. Феодосий Младший Маркиан св. Юстиниан Константин Погонат Константин и Ирина Патриарх св. Митрофаний свт. Григорий; Нектарий св. Анатолий св. Евтихий св. Георгий св. Тарасий Председатель Евстафий Антиох. Мелетий Ант; патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля Сильвестр Целестин Вигилий Агафон Адриан Членов собора Православные участники Мемнон Ефесский, епископы Александрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика Аполинарий Александрийский, Домн Антиохийский Макарий Антиох., пресв. Петр и Феодор, представители Александрийского и Иерусалимского патриархатов Против кого Македония, Аполинария Нестория Евтихия и Диоскора “Трех глав” Монофелитов Иконоборцев Корни ереси Непримиримость иудео-гностического сознания с тайной Боговоплощения Арианство Сочинения Феодора Мопсуэтского и Диодора Тарсийского Некоторые места у свт. Кирилла, свт. Афанасия Александрийских Стремление имп. Ираклия посредством монофелитства достичь унии с монофизитами Иконоборческие и павликианские взгляды имп. Льва Исаврянина (717–741) “Сын Божий – произведение и тварь; было время, когда Сына не было; Сын изменяем по существу” Аполинарий: “Место человеческого духа во Христе заменил Божественный Логос” Македоний: “Св. Дух – творение” “Дева Мария – Христородица”. Вопрос соединения естеств во Христе Слияние во Христе Божественной и человеческой природ с поглощением последней первою; Евтих: “После Воплощения поклоняюсь одному естеству Бога вочеловечившегося” Во Христе одна воля и одно действие Божеское Иконопочитание – идолослужение. Неописуемость Христа. Сторонники ересиарха Евсевий Никомидийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский пресв. Лампон, Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидиан министр Хрисафий при дворе безвольного имп. Феодосия Факунд Гермианский (Африка) – “В защиту трех глав”; западные и африканские епископы и пресвитеры

http://azbyka.ru/shemy/vselenskie_sobory...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - Июнь 2019 (194) Вознесение: коротко о празднике Парадоксально, но, вознесшись на небо, Христос стал гораздо ближе к каждому из нас. Когда Он ходил по земле, то мог общаться лишь с теми, кто был с Ним рядом. Но с момента Вознесения Он — опять же, как человек, а не только как Бог! — пребывает в вечности и в любой точке пространства мы можем Его ощутить. 24.05.2023 Как изображают на иконах святых супругов? Святые супруги, как правило, прославлены в одном лике. Ранне­христианских мучеников, таких как Адриан и Наталия Никомидийские, пишут с крестами в руках, преподобных, как Кирилл и Мария Радонежские, — в монашеских одеждах, со свитками. 06.07.2019 Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой «Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой» — удачная попытка воплотить такой замысел в жизнь. Тимка и Тинка — это два мышонка, которые уже успели побывать в Москве, заглянуть в Древний мир и Средние века, так что серия не ограничивается только детскими путеводителями. 28.06.2019 Йо-хо-хо, это не книга, а просто сокровище! В детстве «Остров сокровищ» читается как боевик, без рассуждений о нравственности, о правых или виноватых. Но когда возвращаешься к книге через много лет, то находишь немало интересных моментов. 26.06.2019 Добрый день, Господи! Новая книга известного греческого проповедника, архимандрита Андрея Конаноса,— книга о радости. Той, которой в нашей жизни почему-то все меньше, несмотря на кучу развлечений, комфорта, котиков и печенек. Эта книга возвращает радостный взгляд на мир. Она учит любви ко всем людям — учит ненатужно и легко 21.06.2019 Как правильно ухаживать за иконой, написанной красками? Первым делом определите место для домашнего иконостаса. Важно проследить, чтобы в «красном углу» не было сквозняков или жара от батареи или обогревателя. Доска, на которой написаны лики, чувствительна к резким перепадам температуры и сухому воздуху. Может случиться, что после морозной зимы, когда мы время от времени проветриваем жаркую от центрального отопления комнату, доска треснет или выгнется дугой — так ведет себя дерево, которое пострадало от воздействия внешней среды.

http://foma.ru/journal/ijun-2019-194-6

предупреждает, что это не буквальное переложение житий, а попытка художественно реконструировать описанные в них события. Дмитрий и Евдокия (глава «XIV век. Москва, северо-восточная окраина Древней Руси »). – С.35-37;   Феодот и Руфина (глава «Ш век. Малая Азия, провинция Римской империи»). – С.37;   Иулиания и Симеон Вяземские (глава «XV век. Граница Великого княжества Литовского»). – С.37-38; Адриан и Наталия Никомидийские (глава «IV век. Никомидия, столица Восточной Римской империи»). – С.38-39; Тихон и Хиония Архангельские (глава «XX век. Средняя полоса России»). – С.39-40. Реклама : С.41. Толковый словарь : Как не потерять совесть? [Совесть - древнегреч. – от глагола «сознавать», «знать вместе с кем-либо»]/Автор – Юрий Пущаев , Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Ю. Коровин, 1952//Фома. - – июль 2016. – С.42. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.43. Школа «Фомы». Именины: Ольга. [Иллюстрированная информация: Значение имени ; Дата ; Святая равноапостольная великая княгиня Ольга. О ней; Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской ; Другие известные святые с именем Ольга ; Интересные факты ]. Ил.: Святая равноапостальная великая княгиня Ольга. Икона; Псковский кремль; Святая царственная страстотерпица великая княжна Ольга (Романова); Новомученица Ольга Евдокимова; Преподобномученица Ольга (Жильцова) и другие иллюстрации//Фома. - – июль 2016. – С.44-45. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Сергий ( Кротков ) . 1876 – 1.07.1938 . Документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – июль 2016. – С.46-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

Изображение иконы Адриан Никомидийский, мч. #11412 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Адриан Никомидийский, мч. #11412 Эта страничка относится к разделу   Адриан Никомидийский, мч. Скачать или распечатать изображение 11412.jpg 434x640, 0.28 MPix, 63 Kb. 3.7x5.4cm @ 300DPI (5.5x8.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (249) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2010-08-04) Происхождение изображения: Загружено 2010-08-04, анонимно. Описание: [Грузия, современная икона] Свв. Адриан и Наталия Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Адриан Никомидийский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-11412

Изображение иконы Наталия Никомидийская, мц. #8576 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Наталия Никомидийская, мц. #8576 Эта страничка относится к разделу   Наталия Никомидийская, мц. Скачать или распечатать изображение 8576.jpg 882x1130, 1 MPix, 164 Kb. 7.5x9.6cm @ 300DPI (11.2x14.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 6 (653) , (52) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Москва. 1916 - 17.] Мученики Адриан и Наталья. Икона. Москва. 1916 - 17 годы. Храм святых мучеников Адриана и Натальи. Москва. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Наталия Никомидийская, мц. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-8576

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010