Агафангел муч., с Климентом Анкирским ок. 312 года. 23 янв. Агафия, мученица Катанская при Декии в 251 году. 5 Февр. Агафия девица, мученица Никомидийская ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Агафодор, муч. Пергамский при Декии, с Карпом еп. и др. 13 окт. Агафодор, еписк. Херсонский, постр. в начале 4 века. 7 марта. Агафоклия мученица, постр. от госпожи своей, арианки. 17 сент. Агафоника, мученица Пергамская при Декии, с Карпом и др. 13 окт. Агафоник, Зотик. Феопрепий, Акиндин, Севериан и др. мучч. при Максимиане. 22 авг. Агафон, препод. Скитский 4 века. 2 марта. Агафон препод., папа Римский, ум. 682. 20 февр. Агафопод диакон и Феодул чтец, мучч. Солунские ок. 303 года. 5 апр. Агофопус и 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Аггей пророк. 10 дек. Аглаий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Агния, дева, мученица Римская ок. 304 года. 21 янв. Агн, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Агриппина, мученица Римская при Валериане. 23 июня. Агриппа, муч. при Ликинии. 18 февр. Адам праотец. В Нед. свв. Праотец. Адам преп., из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв. Адриан, муч. Коринфский ок. 251 года. 17 апр. Адриан, муч. Никомедийский при Максимиане, и Наталия. 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии Палест. от Фирмилиана ок. 309 года. 3 февр. Астий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Астий, из 42 мучч. Амморейских ок. 840 г. от СарацИн.6 марта. Аза, муч. Исаврийский при Диоклетиане. 19 ноября. Азадан диакон, муч. Персидский ок. 380, с Иаковом пресв. 10 апр. Азария иророк. 3 февр. Азария, из трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Азат, скопец, муч. Персидский 341 или 342 г. С 1000 мучч. 14 апр., с дщерью, еп. Симеоном и др. 17 апр. Азат, скопец, муч. Персидский 343 г., с Нирсой еп. и др. 20 ноября. Аифала, муч. Аравильский, с Акепсием. 11 дек. Аифал диакон, муч. Персидский в 380 году. 1 сент. С Акепсимом еп. и Иосифом пресв. 3 ноября. Акакий, муч. Птолемаидский (в Исаврии) ок. 273 г., с Павлом и Иулианией. 4 марта. Акакий, сотник, муч. Византийский ок. 303 года. 7 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Афон. XV.] Мчч. Адриан и Наталья. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3480.jpg:   Размер: 539x1156, 0.62 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (195) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3482.jpg:   Размер: 458x1200, 0.55 MPix, 93 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (197) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 августа (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3483.jpg:   Размер: 319x1200, 0.38 MPix, 61 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (167) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Мч. Адриан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3485.jpg:   Размер: 795x990, 0.79 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (160) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1065-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Наталия Никомидийская, мц. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Афон. XV.] Мчч. Адриан и Наталия. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 8577.jpg:   Размер: 539x1156, 0.62 MPix, 105 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (282) , (22) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 8578.jpg:   Размер: 458x1200, 0.55 MPix, 93 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (287) , (16) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 августа (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8579.jpg:   Размер: 395x1200, 0.47 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (272) , (12) . Описание: Святая Наталия и Ангел-Хранитель. Вероятно, на иконе изображена новомученица Наталия, о чем могут свидетельствовать надписание " преподобная " и монашеские одежды, не свойственные ни по чину, ни по хронологии мученице Наталии Никомидийской. Файл 14518.jpg:   Размер: 618x705, 0.44 MPix, 260 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (358) , (30) .

http://pravicon.com/icon-2495-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ [греч. Κλαδιος] († ок. 305 и не позже 311), мч. Никомидийский (пам. греч. 26 авг.). Один из 23 христиан, чей мученический подвиг описан в Житии мучеников Адриана и Наталии (см. подробнее в статьях Адриан и Наталия , мученики Никомидийские, Никомидийские мученики, 23 ). Стойкость этих мучеников стала причиной обращения в христианство начальника судебной палаты в Никомидии Адриана. Их имена перечислены в некоторых редакциях Жития Адриана и Наталии: Paris. gr. 1470, IX в.; Mess. Cod. 3, XII в. В большинстве визант. календарей память 23 мучеников приводится без указания их имен под 26, 27 или 28 авг. Первая из этих дат получила наибольшее распространение и вошла в визант. стишные Синаксари, славяно-рус. стишные Прологи, ВМЧ, греч. печатную Минею (Венеция, 1591), «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в совр. календари Греческих Церквей. В современный календарь РПЦ имена 23 Никомидийских мучеников не включены. Ист.: BHG, N 27a; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 437 (2-я паг.); SynCP. Col. 926, 927, 932; Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum monasterii S. Salvatoris nunc bibliothecae Universitatis Messanensis//AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 22; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 278; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 463. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 258; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 317. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК мч. Никомидийский (пам. греч. 26 авг.). Один из 23 мучеников, благодаря мужеству и стойкости к-рых во время пыток императорский чиновник Адриан уверовал во Христа (см. подробнее в статьях Адриан и Наталия , мученики Никомидийские; Никомидийские мученики, 23 ). Имена 23 мучеников, пострадавших в Никомидии, указываются в нек-рых редакциях Мученичества Адриана и Наталии: Paris. gr. 1470, IX в.; Mess. Cod. 3, XII в. Память 23 мучеников без перечисления имен вынесена в отдельную календарную статью под 27 авг. в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 109), под 28 авг.- в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (XI в., архетип Х в.), где ошибочно указаны 33 мученика (SynCP. Col. 932; Mateos. Typicon. T. 1. P. 384), под 26 авг.- в визант. стишных Синаксарях (напр.: Paris. Coislin. 223, 1301 г.), греч. печатной Минее (Венеция, 1591) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 278). При переводе визант. стишных Синаксарей память 23 мучеников (без уточнения имен) и посвященное им двустишие были внесены под 26 авг. в слав. стишные Прологи ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска литература в XIV-XV в. Пловдив, 2000. С. 463). Оттуда впосл. эти сведения были включены в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 437 (2-я паг.), однако в совр. календаре РПЦ имена мучеников, пострадавших вместе с Адрианом и Наталией, не указаны. Ист.: BHG, N 27a; SynCP. Col. 926, 927, 932; Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum monasterii S. Salvatoris nunc bibliothecae Universitatis Messanensis//AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 22. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 260; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 317. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1840187.html

В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега. В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся восвояси. В год 6423 (915). Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю. В те же времена пришел Симеон, попленяя Фракию; греки же послали за печенегами. Когда же печенеги пришли и собрались уже выступить на Симеона, греческие воеводы рассорились. Печенеги, увидев, что они сами между собою ссорятся, ушли восвояси, а болгары сразились с греками, и перебиты были греки. Симеон же захватил город Адрианов, который первоначально назывался городом Ореста – сына Агамемнона: ибо Орест когда-то купался в трех реках и избавился тут от своей болезни – оттого и назвал город своим именем. Впоследствии же его обновил цезарь Адриан и назвал в свое имя Адрианом, мы же зовем его Адрианом-градом. В год 6424 (916). В год 6425 (917). В год 6426 (918). В год 6427 (919). В год 6428 (920). У греков поставлен царь Роман. Игорь же воевал против печенегов. В год 6429 (921). В год 6430 (922). В год 6431 (923). В год 6432 (924). В год 6433 (925). В год 6434 (926). В год 6435 (927). В год 6436 (928). В год 6437 (929). Пришел Симеон на Царьград, и попленил Фракию и Македонию, и подошел к Царьграду в великой силе и гордости, и сотворил мир с Романом-царем, и возвратился восвояси. В год 6438 (930). В год 6439 (931). В год 6440 (932). В год 6441 (933). В год 6442 (934). Впервые пришли на Царьград угры и попленили всю Фракию, Роман заключил мир с уграми. В год 6444 (936). В год 6445 (937). В год 6446 (938). В год 6447 (939). В год 6448 (940). В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона и зять Романа. И затворились от Игоря древляне после смерти Олега. В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся восвояси. В год 6423 (915). Сначала пришли печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю. В те же времена пришел Симеон, попленяя Фракию; греки же послали за печенегами. Когда же печенеги пришли и собрались уже выступить на Симеона, греческие воеводы рассорились. Печенеги, увидев, что они сами между собою ссорятся, ушли восвояси, а болгары сразились с греками, и перебиты были греки. Симеон же захватил город Адрианов, который первоначально назывался городом Ореста – сына Агамемнона, ибо Орест когда-то купался в трех реках и избавился тут от своей болезни – оттого и назвал город своим именем. Впоследствии же его обновил кесарь Адриан и назвал в свое имя Адрианом, мы же зовем его Адрианом-градом. В год 6424 (916). В год 6425 (917). В год 6426 (918). В год 6427 (919). В год 6428 (920). У греков поставлен цесарем Роман. Игорь же воевал против печенегов. В год 6429 (921). В год 6430 (922). В год 6431 (923). В год 6432 (924). В год 6433 (925). В год 6434 (926). В год 6435 (927). В год 6436 (928). В год 6437 (929). Пришел Симеон на Царьград, и попленил Фракию и Македонию, и подошел к Царьграду в великой силе и гордости, и сотворил мир с Романом-цесарем, и возвратился восвояси. В год 6438 (930). В год 6439 (931). В год 6440 (932). В год 6441 (933). В год 6442 (934). Впервые пришли на Царьград угры и попленили всю Фракию. Роман заключил мир с уграми. В год 6443 (935). В год 6444 (936). В год 6445 (937). В год 6446 (938). В год 6447 (939). В год 6448 (940). В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: десять тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали разорять страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Святые иконы повелевалось почитать за идолов. 2) Все поклоняющиеся святым иконам — преданы были анафеме, при чем анафема провозглашена была на святого Германа, бывшего Константинопольским патриархом раньше еретика Анастасия (беззаконные еретики, сами будучи прокляты, прокляли святого и праведного человека, но Бог благословил его, так что сбылось Писание: Псалом 108:28 — «Они проклинают, а Ты благослови». 3) Повелевалось исповедывать, что не только святые, по смерти своей, не могут помочь нам своим ходатайством, но и Сама Матерь Божия. 4) Запрещалось нарицать святыми Апостолов, мучеников, исповедников, преподобных, и всех угодивших Богу. 5) Сей нечестивый собор, сделавший такие определения, причислялся к первым шести вселенским соборам и повелевалось называть его седьмым вселенским собором. Всякий же, непризнающий того собора, подвергался анафеме, подобно Арию, Несторию, Евтихию и Диоскору На соборе этом важнейшими епископами после патриарха были: Феодосий, епископ Ефесский, Константин — Никомидийский, Наколий — Наколийский, а также Сисиний и Василий. Совершив беззаконное дело, епископы подписали составленные определения, так что исполнились на них слова Писания: «беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом» (Дан. 13:5), и еще: «множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью» (Иер. 12:10). По окончании соборных совещаний епископы, участвовавшие на соборе, научили народ с веселием торжественно возглашать: «сегодня спасение миру, так как твоими заботами, царь, мы от идолов избавились». Между тем беззаконный царь, Константин Копроним, услыхал о преподобном Стефане, подвизавшемся на Авксентиевой горе. Царю сделались известными и его благочестие и добродетельная жизнь, и то, что он премудр в Священном Писании, и то, что слава о нем распространилась далеко, так что все ставят его на ряду с древними святыми отцами, — наконец, и то, что он ревностный иконопочитатель, поучающий и других поклоняться святым иконам. Узнав все это, Копроним задумал прельстить блаженного Стефана и привести к единомыслию с собою, надеясь, что если он привлечет его на свою сторону, то этим придаст особенную твердость и силу своему зловерию. И вот он призывает одного из своих приближенных патрициев, именем Каллиста, который был первым лицом в государственном совете. Каллист был искусным и красноречивым оратором, и нечестивый царь понадеялся на силу его искусства. Он повелел ему отправиться к преподобному Стефану и возвестить ему царский приказ о том, чтобы преподобный отвергся от иконопочитания и подписался бы под определениями, составленными на беззаконном иконоборческом соборе. При этом царь послал преподобному чрез Каллиста и различные дары, — однако не золото и не серебро (ибо знал, что преподобный в этом не нуждается), а различные овощи, которыми преподобный обычно питался: финики, мигдалы и смоквы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

25. Рождество Христово Прокимен, глас 8 Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе,/да поёт же имени Твоему, Всевышний. Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его, придайте славы хвале Его. Пс 65:4, 1б–2 Зачало 209. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Стих: День дню изливает речь, и ночь ночи возвещает знание. Пс 18:2, 3 26. Собор Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 306. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Суббота после Рождества Христова Прокимен, глас 4 Памятным сделаю имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18а, 11а Зачало 288. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Неделя после Рождества Христова Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 200. Аллилуия, глас 4 Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё. Пс 131:1, 11а 27. Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана Прокимен праздника и Апостолу, глас 8 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. Пс 18:5а Зачало рядовое и Апостолу, зачало 17. Аллилуия праздника и Апостолу, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а 28. 20 000 мучеников Никомидийских Прокимен праздника и мученикам, глас 5 Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. Пс 11:8 Зачало рядовое и мученикам, зачало 96б.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

31). И сбывались таким образом слова апостола: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так, чтобы мы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). д) Чудесным явлением Иисуса Христа. Иногда Сам Господь Иисус Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их так, что они без малейшего смущения, с невозмутимым миром душевным принимали казнь. Так, в книге Деяний апостольских о св. первомучен. архидиаконе Стефане повествуется, что он в то время, когда враги его «рвались сердцами и скрежетали на него зубами... воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:54–55 ), и, объятый радостью Божественного видения, он, побиваемый камнями, мирно перешел в вечно-блаженный мир, среди коленопреклонной молитвы ( Деян.7:60 ). – (Другие примеры явления И. Христа св. мученикам см. выше в тексте этой статьи). (Извл. в сокращении из ноябрьской кн. «Душеполезн. чт.» за 1873 г., стр. 317–321). 154 Св. великомученик Пантелеимон. Он родился в г. Никомидии от матери-христианки Еввулы и отца-язычника Евсторгия. Мать его умерла, когда еще он был в детстве, и воспитан он был в язычестве. По окончании учения в языческом училище, Пантолеон (первоначальное имя в.-мученика) стал обучаться врачебному искусству у знаменитого в то время придворного врача Евфросина и делал такие быстрые успехи, что на него уже было обращено внимание императора, который выразил даже желание приблизить к себе умного и отличавшегося успехами в науке молодого человека. В это время произошло событие, которое решило неожиданным образом судьбу Пантолеона. Это была встреча его с пресвитером Никомидийской церкви – Ермолаем. Ермолай жил в Никомидии, скрываясь с немногими христианами от язычников, когда при наступившем гонении здешний храм был разрушен и до 20,000 христиан сожжены, а епископ Аифим и многие пресвитеры погибли мученической смертью. Из окна уединенного домика, в котором Ермолай нашел себе убежище, он заметил благообразного юношу Пантолеона и прозорливо угадал в нем избранный сосуд благодати Божией...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010