Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Феопемпта и Феоны Память 5 января Царь Диоклетиан в первый год воздвигнутого им на христиан гонения, однажды, во время своего путешествия прибыл в город Никомидию и здесь, поставив множество идольских изображений, поклонялся им. Чрез несколько дней, в городских окрестностях был захвачен епископ Никомидийский Феопемпт (он первый пострадал в гонении христиан Диоклетианом), который, будучи представлен на суд царю, сказал: – Эти боги, серебряные и золотые, деревянные и каменные, которым ты поклоняешься, – вовсе не боги, ибо они не могут ни дышать, ни говорить, ни сделать что-либо доброе или злое; Всемогущий же Небесный Бог сотворил небо, землю и море и все, что в них находится. Когда святой говорил это и многое другое о вере христианской, царь, в гневе, сказал ему: – Я призвал тебя не для того, чтобы рассуждать, а для того, чтобы ты без разговоров принес жертву богу Аполлону. Святой Феопемпт отвечал на это такими словами: – Таким богам я никогда не принесу жертву и никогда не испугаюсь мучений, какие ты можешь мне назначить, ибо написано: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ). А ты, имея власть над моим телом, делай, что тебе угодно! Тогда царь повелел растопить печь, чтобы потом бросить в нее святого епископа, и воины растопляли печь как можно жарче, с утра до полудня. В это время святой епископ сказал им: – Подождите немного, и я покажу вам силу Господа Бога моего, за святое имя Которого эта печь растопляется для меня. Сказав это, святой бросился в разгоравшуюся печь и сел в ней посредине, а воины, полагая, что он тотчас же сгорел, ушли. Но в полночь святой муж, выйдя из печи, вошел в царскую опочивальню, двери коей пред ним отворились сами собою, и, разбудив царя, сказал ему: – Я – Феопемпт епископ, служитель Иисуса Христа: я не умер, но жив, хотя ты и повелел меня умертвить. Сказав это, он снова вошел в печь. Царь, увидев святого и услышав его слова, пришел в ужас и как бы онемел от сильного страха. Наутро, призвав своих воинов, он сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ты же, муж достопочтеннейший, и поступай достойно себя, уповай на Бога, и пример наших несчастий да не препятствует тебе быть прекрасным и добрым; полезный же и праведный исход дел вручи Богу правосудному и действуй так, как направит тебя Божественная мудрость. И Иосиф, конечно, не огорчался завистью братьев, посему злоба его единокровных была для него путем к царству. 17. Пресвитерам Никомидийским «Отец щедрот и Бог всякия утехи» ( 2Кор. 1, 3 ), все премудро устрояющий на пользу, да управит вас своею благодатью, да привлечет к себе, творя в вас благоугодное себе, и да снидет на вас благодать Господа нашего Иисуса Христа и общение Его Святаго Духа для исцеления вас от всякой скорби и огорчения, для преуспеяния во всяком добре, для умиротворения Церкви и назидания душ ваших и в похвалу славы имени Его. Мы же в оправдание себя любовью вашею говорим, что не были нерадивыми в исполнении обязанностей (пастырского) надзора ни в предшествующее время, ни после кончины блаженного Патрикия; но много было смут среди церквей наших, велика же дряхлость тела, увеличивающаяся, как и следует, вместе с подвигающимися вперед годами, велико и небрежение ваше к нам, потому что никогда не было ни одного возбуждающего слова в письме и никакого отношения к нашей церкви, тогда как блаженный Евфрасий епископ любовью, как бы некоторыми узами, связал, благодаря своей высокой святости, меня с собою и вами. Но хотя бы прежде сего и не была исполнена обязанность любви ни нами чрез надзор, ни вашим благочестием чрез возбуждение нас к тому; но ныне мы, призывая на помощь нашему сильному желанию и вашу молитву к Богу, молим Бога, чтобы нам как можно скорее прийти к вам, вместе получить утешение и постараться, при руководстве Божием, найти средства и к исправлению уже совершившихся несчастий, и к ограждению себя от них на будущее время; так чтобы вы, разделяемые таким несогласием, что один стремится так, другой иначе отделиться от Церкви, уже не были предметом посмеяния для дьявола, желания и действия которого в противоположность Божественному изволению состоят в том, чтобы никто не спасся и не пришел к познанию истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Царю веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» ( 1Тим.1:17 ). Святых младенцев 14000, Христа ради избиенных Сии невинные младенцы Иудейские мужского пола пострадали ради безлетного Младенца Христа Сына Божия, по повелению Ирода, царя Иудейского. Услышав от волхвов о рождении Иисуса Христа – потомка Давидова, Ирод, происшедший не из царского рода, смутился и весь Иерусалим с ним; спрашивал первосвященников и книжников Иудейских: где должно родиться Христу; тайно выведывал от волхвов о времени явления звезды, приведшей их в Иерусалим, и сказал волхвам: пойдите и тщательно разведайте о Младенце, и, когда найдёте Его, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему». Поруганный от волхвов, кои, поклонившись Младенцу Христу, не возвратились к Ироду, а иным путём отправились в страну свою, Ирод разгневался и, опасаясь, чтобы новорождённый Царь Иудейский не отнял у него царства, послал через год по рождении Иисуса Христа, не зная, где Он находится, избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его, от двух лет и моложе, чтобы в числе их погубить и Младенца Христа, Которого напрасно боялся. Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком·, глас в Раме слышан бысть, плачь и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися. яко не суть ( Мф.2:7–18 ). Так злобный и суетный Ирод принёс в жертву своему необузданному властолюбию 14,000 младенцев, не ведая, что Иисус Христос родился устроить царство не земного владычества, а вечного спасения: не ведая, что все козни человеческие бессильны и напрасны для всемогущего Промысла Божия, властно и беспрепятственно устрояющего спасение мира, и что жизнь самого Ирода, самонадеянно заботившегося о себе, продлится не более года, а судьба детей его зависит от Бога! Суд Божий, по словам писателей Церкви, постиг Ирода страшными болезнями, прекратившими его жизнь за беззаконное избиение невинных. Младенцы-мученики вошли в Царство Небесное не дверью св. крещения, но мученической смертью за Иисуса Христа, которую Сам Он назвал крещением ( Мк.10:39 ). И сим крещением, в случае нужды, заменяется само таинство крещения водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Я с своей стороны, — отвечал царь, — рассуждаю, как сказал, одинаково с вами; но так как до меня дошло, что есть сомнение относительно почитания икон, то мне подобает это не замалчивать, но стараться узнать истину. Какая же причина тому, что вы не хотите беседовать с противниками вашими? Очевидно та, что вы невежды и не имеете тех свидетельств из Божественного Писания, которыми могли бы защищать ваше мудрование. Тогда святой Феофилакт, епископ никомидийский, сказал: — Христос, икону Которого ты имеешь сейчас пред глазами, свидетель, что мы имеем бесчисленные доказательства нашей православной веры, утверждающие благочестивое почитание святых икон; но никто не слушает нас, и трудно нам иметь какой-либо успех в борьбе с державною рукою, с силою налагающею на нас запрещение. Потом к царю обратился святой Петр, епископ никейский: — Как приглашаешь ты нас иметь прение с теми, кому помогаешь и с которыми вместе сам нападаешь на нас? Или неизвестно тебе, что если бы даже манихеев ты ввел сюда и захотел бы им помогать, то и они под твоей защитой легко одержали бы над нами верх. Еще более смелую речь произнес святой Евфимий, епископ сардийский. — Слушай, царь! Уже более восьмисот лет, как Христос Господь наш, сошедший на землю, всюду в церквах изображается иконописанием и почитается в Своем образе. Кто же настолько горделив, что дерзнет изменить или отменить предание, столько лет хранимое в церквах и чрез святых Апостолов, мучеников и боговдохновенных отцов дошедшее до нашего времени? Апостол говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес.2:15). И еще: «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Поэтому и был собран, в благочестивое царствование Ирины и Константина, вселенский собор против первых еретиков-иконоборцев, и Сам Сын Божий перстом Своим отметил тот собор; кто дерзнет что либо из постановлении того собора нарушить или уничтожить, да будет проклят.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Из перечисленных Филосторгием учеников святого Лукиана многие в той или иной степени поддерживали Ария. Среди них, конечно, наиболее выделяется Евсевий Никомидийский (ум. 341–342) – архиерей весьма влиятельный и изворотливый политик. Именно к нему, «большому интригану», по выражению Л. Дюшена 984 , которому удалось переместиться с Веритской (Бейрутской) кафедры на Никомидийскую (одну из главных на греческом Востоке), и обратился Арий, «обиженный» святителем Александром Александрийским , – и нашел здесь опору и поддержку. Согласно святому Епифанию, Евсевий, живший с Лукианом в Никомидии ( μα Λουκιαν ν Νικομηδε σνμβεβιωκς – это, скорее всего, неточность святого Епифания, хотя не исключено, что святой Лукиан бывал в Никомидии), оказал Арию гостеприимство на достаточно продолжительный срок ( χρν καν), ибо совокупно с Леонтием, будущим епископом Антиохийским, и другими принадлежал к «вредоносному братству» 985 . На Никейском Соборе Евсевий также защищал Ария, но потом все же подписал символ веры , правда нисколько не изменив своих богословских взглядов 986 . Св. Фотий на сей раз резюмирует Филосторгия следующим образом: «И он сознается, что в Никее все согласились с определением веры, кроме Секунда, епископа Птолемаидского, которому последовал и Феон, епископ Мармарикский. А все прочее сборище арианских вождей, как то: Евсевий Никомидийский, которого Филосторгий едва не обоготворяет, Феогнис Никейский, Марий Халкидонский и вся фаланга, присоединились к Собору; хотя единосущие, как он сам говорит, лукаво скрыли в слове “подобносущие” и приняли соборное определение только потому, что к этому предрасположены были убеждением сестры царя Константина, Констанции. Филосторгий еще говорит, что Секунд, отправляясь в ссылку, сказал Евсевию: “Евсевий! Ты подписался, чтобы не быть сосланным; но уверяю тебя Богом, что в течение года непременно будешь отведен в заточение”, и через три месяца после Собора, когда Евсевий открыто возвратился к своему нечестию, это предсказание Секунда о ссылке исполнилось над ним» 987 . Впрочем, из ссылки (он был отправлен в Галлию) Евсевий Никомидийский был возвращен вместе с Феогнисом в 328 году 988 . После этого Евсевий сразу же становится одним из главных инициаторов так называемой антиникейской реакции, поставив себе целью среди прочего и восстановление в церковное общение осужденного на Никейском Соборе Ария. Последнее ему уже почти удалось осуществить, но Арий накануне торжества еретичествующих внезапно и постыдно умер 989 . В конце царствования Константина и в начале правления Констанция Евсевий Никомидийский был одним из главных руководителей торжествующего догматического движения, получившего название «омийства» 990 . Им он остался до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Особую редакцию представляет собой Мученичество Никиты Никомидийского в Минее 1489 г. (НБУВ. Муз. собр. IV, 208; опубл.: Истрин. 1898. С. 88-96). Самое важное отличие этого списка от прочих состоит в том, что вначале здесь вставлен небольшой фрагмент из проложного Жития Н. Рукопись со смешением 2 мучеников отмечена также в каталоге Творогова (РНБ. Q.I.1187; инципит: «Во время оно бысть некыи муж мудръ именем Никита, готфин родом»); в каталоге рукописи, содержащем 2 разных Мученичества - Н. и Никиты Никомидийского,- они ошибочно даны под одним заголовком - «Никита великомученик». Др. случаи очевидного смешения Никиты Никомидийского и Н. в письменных памятниках не зафиксированы. Помимо Мученичества Никиты Никомидийского в рукописях встречаются также 2 молитвы, связанные с приписываемой этому святому способностью отгонять бесов ( Истрин. 1898. С. 35-36). Л. В. Прокопенко Ист.: BHG, N 1339-1340b, 1342y - 1346e; ActaSS. Sept. T. 5. P. 38-43; PG. 114. Р. 1451-1462; Истрин В. М. Апокрифическое Мучение Никиты. Од., 1898; Passio S. Nicetae/Éd. H. Delehaye//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 209-215; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 148-149; ЖСв. Сент. С. 300-305; Μακαρ. Σιμωνοπετρ. Νος Συναξ. Αθναι, 20092. Τ. 1. Σ. 193-194 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 209-210). Лит.: Bessel W. Ueber das Leben des Ulfilas und die Bekehrung der Gothen zum Christenthum. Gött., 1860. P. 80-87; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов. Вып. 2//СбОРЯС. 1880. Т. 21. 2. С. 12-19; Kaufmann G. Kritische Untersuchung der Quellen zur Geschichte Ulfilas//Zschr. f. deutsches Alterthum und deutsche Literatur. Stuttg., 1883. Bd. 27. S. 193-261; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 2. С. 283; Т. 3. С. 376; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 281-286, 292-294; Patinot J. Νικτας//ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 463; Janin R. Niceta//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 888-890; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 19952. Σ. 351; Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 231-233; Heather P., Matthews J. The Goths in the 4th Century. Liverpool, 20042; Ιερ Λεψανα Αγων τς καθ μς Αναντολς στ Βενετα. Αθνα, 2005. Σ. 259-268; Markovi M. St. Niketas the Goth and St. Niketas of Nikomedeia: Apropos Depictions of St. Niketas the Martyr on Medieval Crosses//ЗЛУ. 2008. T. 36. P. 19-42.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Всё произошло через Слово от Бога, всё — от Бога” 70 . Кроме того, святитель Афанасий сохранил ещё один маленький фрагмент из другого послания: «Евсевий же Никомидийский, превзойдя прочих, писал Арию: “Прекрасно мудрствуя, желай, чтобы все так мудрствовали. Ибо всякому явно, что сотворённого не было, пока [нечто] не [было] приведено в бытие” ( тХ оЩк Гп pr€n gensqai). Приведённое же в бытие ( тХ genTmenon) имеет начало бытия» 71 . Таковы догматические воззрения Евсевия Никомидийского. Они важны преимущественно в том плане, что он был душой антиникейской реакции (представленной преимущественно так называемыми “омиями”, то есть “подобносущниками”), вследствие чего сторонники этого движения стали именоваться “ев­севианами” ( per€ 72 . Иногда их характеризуют так: «Группу евсевиан нельзя было назвать ни арианской, в смысле Ария, ни православной в духе Афанасия; первое она открыто осуждала, второе же считала подозрительным и избегала его. В учении о Сыне Божием её характерной чертой было отсутствие определённости; своего терминологического отличия, которое выделяло бы её из других догматических партий, как, например, выделял никейцев термин “единосущный”, она не имела; она излагала свою веру в широких бесцветных терминах, большею частью заимствованных из традиционного доникейского богословского языка и допускавших различное толкование» 73 . Также иногда указывается, что Евсевия Никомидийского нельзя определять как “арианина”, ибо между позициями “строгих ариан” и “евсевиан” существовали серьёзные различия 74 . И в самом деле, определённые различия существовали: например, у Евсевия нет столь скандальных арианских формулировок, как та, что Сын произошёл из “не-сущего” ( ™x оЩк Фnmwn), или что “было [время], когда Его не было” ( Гп pote Уте оЩк Гп). Однако эти различия не носили принципиального характера, поскольку, как то верно констатировал Д. Лебедев, вся аргументация Евсевия Никомидийского «такова, что с нею вполне согласен был и Арий. Вся полемика Евсевия направлена против учения о Сыне Божием как “нерождённом” или рождённом из сущности Отца» 75 . Использование Притч 8:22–25 — места из Ветхого Завета, ключевого в арианских спорах 76 — у Евсевия Никомидийского и Ария было тождественным. Это ветхозаветное высказывание употребляли в своей триадологии и доникейские богословы, сближая творение (creare) и рождение (generare) Премудрости, то есть Слова и Сына Божия, но они понимали creare в смысле generare. Арий же и Евсевий Никомидийский, наоборот, интерпретировали generare в смысле creare 77 . Поэтому можно сделать вывод, что Евсевий Никомидийский достаточно ясно выражал именно арианские еретические взгляды и его близость к Арию объясняется не только (и даже не столько) дружественными личными отношениями, сколько общностью догматических воззрений (то есть заблуждений).

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

На Никейском соборе Евсевий также защищал Ария, но потом всё же подписал Символ веры, правда, нисколько не изменив своих богословских взглядов 63 . Фотий на сей счёт резюмирует Филосторгия следующим образом: «И он сознаётся, что в Никее все согласились с определением веры, кроме Секунда, епископа Птолемаидского, которому последовал и Феон, епископ Мармарикский. А всё прочее сборище арианских вождей, как-то: Евсевий Никомидийский, которого Филосторгий едва не обоготворяет, Феогнис Никейский, Марий Халкидонский и вся фаланга — присоединились к Собору; хотя единосущие, как он сам говорит, лукаво скрыли в слове “подобносущие” и приняли соборное определение только потому, что к этому предрасположены были убеждением сестры царя Константина, Констанции. Филосторгий ещё говорит, что Секунд, отправляясь в ссылку, сказал Евсевию: “Евсевий! Ты подписался, чтобы не быть сосланным; но уверяю тебя Богом, что в течение года непременно будешь отведён в заточение”. И через три месяца после Собора, когда Евсевий открыто возвратился к своему нечестию, это предсказание Секунда о ссылке исполнилось над ним» 64 . Впрочем, из ссылки (он был отправлен в Галлию) Евсевий Никомидийский был возвращён вместе с Феогнисом в 328 г. 65 . После этого Евсевий сразу же становится одним из главных инициаторов так называемой “антиникейской реакции”, поставив себе целью, среди прочего, и восстановление в церковное общение осуждённого на Никейском соборе Ария. Последнее ему уже почти удалось осуществить, но Арий накануне торжества еретичествующих внезапно и постыдно умер 66 . В конце царствования Константина и в начале правления Констанция Евсевий Никомидийский был одним из главных руководителей торжествующего догматического движения, получившего название “омийства” 67 . Им он остался до самой смерти. Если обратиться к богословским взглядам Евсевия Никомидийского, то они представлены главным образом в его послании к Павлину Тирскому, которое сохранилось в “Церковной ucmopuu”(I,6) блаженного Феодорита 68 . Основная часть послания представляет собой краткое изложение веры и гласит: «Мы никогда не слышали о двух Нерождённых ( оЬте dЪo никогда не учились и не веруем, что Единое ( ›n) разделяется на два или претерпело что-либо телесное.

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

—308— быть грандиознее сейчас указанного плана автора? В. Самуилов ставит под главенство Евсевия Кесарийского не какую-нибудь группу ариан (что допускалось историками до сих дней), но чуть не всех ариан «Востока и Запада» (Христ. Чт. 1891, I, 123), Европы, Азии и Африки, – ариан: и греков, и латинян (латинян чистой и пунической крови). Нет, до таких Геркулесовых столбов не доходил не только я, но и никто на свете. Пусть он и отвечает за «свое открытие». Приписывать это открытие кому-либо другому у автора не может быть оснований – и меньше всего – приписывать мне. Мы не можем взять на себя вины «открытия», сделанного автором, – пусть он сам отвечает за него. Нас безмерно удивило заявление автора, что он наш приверженец, лишь «мотивировавший наши же мысли». Для того, чтобы сделать нас компаньоном «открытия», автор со свойственным ему уменьем извратил действительные наши воззрения, раскрытые в нашей книге: «Вселенские соборы IV-ro и V-ro века». Он с торжеством выписывает из этой книги следующие выражения: «что эта 3415 группа (полуариан на Никейском соборе) таких именно воззрений держалась, – это видно из учения главы её Евсевия Кесарийского ». И еще: «нужно помнить, что партия Евсевия Кесарийского была значительна по своему влиянию и численности; из неё вышли впоследствии почти все дальнейшие полуарианские движения умеренного характера». («Отв.», стр. 408). Эти слова наши и нам принадлежат; но они нисколько не оправдывают автора. Ведь на Никейском соборе была не одна группа Евсевия Кесарийского , а еще Евсевия Никомидийского. Чтоб не входить в подробности, приведем лишь следующую краткую фразу из рассматриваемой автором книги: «на Никейском соборе были две партии: православных и арианствующих; последняя подразделялась на две группы: на приверженцев Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского » (стр. 10). 3416 Спрашивается: почему автор умолчал о группе Евсевия Никомидийского, которая была тоже деятельна на соборе —309— Никейском и после этого собора и которую я никогда не ставил под главенство Евсевия Кесарийского ? Да и говоря о группе полуарианской, предводимой Евсевием Кесарийским , я, как видно из цитируемых автором слов, – арианские движения после Никейского собора приписываю ей не в полной мере («почти все полуарианские движения умеренного характера»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

кизический, 8 авг.     Емилиан преп., исповедник, 8 янв.     Емилиан преп., римлянин, 7 марта.     Ениафа, мученца палестинская, 10 февр.     Епафрас (приятный, греч.), ап. из 70, 4 янв.     Епафродит (любезный, приятный, греч.), ап. из 70, 8 дек. и 30 июля.     Епиктет (приобретенный, греч.), муч. адмиридский, 7 июля.     Епимах (воинствующий, греч.), муч. пелусийский, 31 окт.     Епистима (ведущая, греч.), муч. едесская, 5 ноября. Епифаний (славный, объявленный, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября.     Епифаний, архиеписк. кипрский, 12 мая.     Епихария (радующаяся, греч.), муч. римская, 27 сент.     Еполлоний отром, муч. антиохиский, 4 сент.     Еразм (возлюбленный, греч.), еп. формийский муч., 4 мая.     Еразм муч., 10 мая.     Ераст (любящий, греч.), ап. из 70, 10 ноября.     Ермей (прибыльный, происходящий от Гермеса, греч.) пресв., ученик ап. Тита, 4 окт.     Ермил и Стратоник, 13 янв.     Ерминингелл (Герменегильд — германский герой) царевич, муч. готфский, 1 ноября.     Ермипп (конь Ермеса, греч.), муч. никомидийский, 26 июля.     Ермипп, муч. с Емилианом, еп. тревийским, 18 авг.     Ермий (Бог вестник Ερμσ греч.), ап. из 70., 8 апр.     Ермий (Ερμεασ, тоже, что Ερμσ) воин, муч. команский, 31 мая.     Ермий (Ερμεασ), муч. аполлониадский, 6 июля.     Ермиония (соединяющая, связывающая, ρω греч.) св. дщерь Филиппа диакона, 4 сент.     Ермоген (рода Ермеса бога, греч.), муч. никомидийский, 1 сент.     Ермоген, муч. александрийский, 10 дек.     Ермократ (удерживающий вестника, греч.), священномуч. никомидийский, 26 июля.     Ерм (бог вестник, греч. Ερμσ) ап. из 70, 30 мая и 5 ноября.     Ерм, муч. римский, 18 авг.     Ерос (любовь, вожделение, греч.), муч. с Орентием и др., 24 июня.     Еротиида (любезная, греч.), муч. каппадокийская, 27 окт.     Еспор (вечер, греч.), муч. атталийский, 2 мая.     Ефив (юноша 15—20 лет, греч.), муч. италийский, 30 июля.     Ефрем (плодовитый, евр. и сирр, еп. херсонский, 7 марта.     Ефрем сирин, преп. 28 янв.     Ефрем, патриарх антиохийский, 8 июня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010