ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

http://pravoslavie.ru/41585.html

После завершения богослужения состоялся праздник, посвященный закладке храма. Перед собравшимися выступил детский состав ансамбля грузинского танца «Армази» под руководством Мевлуди Чумбуридзе и Ирины Миндиашвили. Дети исполнили аджарский танец и танец «Давлури», затем с песнями и танцами выступил взрослый состав «Армази». От имени грузинской диаспоры Зураб Кардава и Теймураз Нижарадзе преподнесли владыке Георгию образ святой Нины, который нижегородский архипастырь передал приходу строящегося храма. Митрополит Георгий отметил, что это первый в Нижнем Новгороде храм, который будет посвящен святой равноапостольной Нине. «Русская земля объединяла и объединяет разные народы и культуры. Мы стараемся поддерживать эту традицию», — сказал он. История грузинской диаспоры на нижегородской земле уходит в далекое прошлое и свидетельствует о давней исторической связи русского и грузинского народов. Название одной из улиц Нижнего Новгорода связано со старинным родом князей Грузинских: улица Грузинская, пересекающая главную улицу города — Большую Покровскую — получила название от находившейся здесь усадьбы князя Георгия Александровича Грузинского, потомка грузинского царя Бакара Вахтанговича. Князь Грузинский сыграл немалую роль в нижегородской истории: он был одним из инициаторов нижегородского ополчения 1812 года, много жертвовал на храмы. Грузинская община как общественная организация была создана в Нижнем Новгороде в 2000 году под руководством Мераба Буркадзе. Тогда же открылась грузинская воскресная школа и был создан ансамбль грузинских народных танцев «Армази» (руководитель — Рамаз Курдгелия). Более десяти лет коллектив участвует в городских праздниках и мероприятиях. Летом 2010 года была учреждена национально-культурная автономия грузин Нижнего Новгорода «Золотое руно». Основные цели автономии — содействие сохранению и изучению грузинского языка, самобытности, традиций и национальной культуры грузинского народа; развитие и укрепление экономических, культурных и гуманитарных связей между Российской Федерацией и Грузией; участие в просветительской и благотворительной деятельности, развитие сотрудничества и взаимопонимания с другими национальными объединениями. Главой грузинской диаспоры является Зураб Кардава. Сейчас в Нижнем Новгороде проживают около 300 грузинских семей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Миновав Имеретию и Гурию, мы въезжаем в Батуми, который просто не узнать! Украшенная пальмами набережная, европейский «старый город», силуэты небоскребов, новостройки причудливой архитектуры. У меня мелькает мысль: удивительно, вместе с возрождением православия в Аджарии началось и возрождение светской жизни в крае. Как это было в 2003 году , митрополит Димитрий тепло встречает нас и радушно показывает епархию. Мы ступаем по уже знакомым местам и диву даемся: детский дом не только достроен, но в нем во всю кипит жизнь, рядом возводится лавра всех Грузинских святых, над Батуми словно ангел-хранитель города парит новоотстроенный храм Святой Троицы. «Аджарское чудо, — считает владыка, — это воля Божия и заслуга Святейшего Патриарха Илии II». Аджария между атеизмом, исламом и православием — Владыка, когда Вас в 1986 году направили на служение в Батуми, сколько здесь было православных верующих аджарцев? — Тогдашняя епархия была большая. Сейчас из нее выделились три епархии: Верхней Аджарии, Гурии и Аджарии. Когда меня прислали на служение, еще был Советский Союз, и в Верхнюю Аджарию нас не пускали. Именно там жило местное население (аджарцы — это грузины, которые говорят на местном диалекте, близком к мегрельскому, и на тот момент исповедовавшие ислам — А.Н.) . В храме святителя Николая, единственном во всей епархии, была только одна верующая семья аджарцев (ее обратил наш Патриарх во время своего служения в Батуми). — А кто же были прихожане Свято-Никольской церкви? — Русские, грузины из Гурии и Имеретии. Местные не ходили. Для них действовала мечеть. Знаете, без преувеличения могу сказать: в настоящее время около 75% местных — православные (согласно переписи населения 2002 года). А тогда около 75% местных — это были мусульмане. — В это трудно поверить! Чем Вы объясняете такой «катехизаторский» успех?! — Это воля Божия. Это чудо Божие, не объяснимое одной лишь проповедью. Еще местные мусульмане очень уважают Грузинского Патриарха Илию II .Как-то я получил письмо от одного ходжи из Верхней Аджарии. Он в простоте сердца спрашивал: а нельзя ли, чтобы Патриарх Илия руководил и вами, православными, и нами, мусульманами? Представляете, какая детская душа?!

http://pravmir.ru/mitropolit-batumskij-i...

Виселицы и гильотины были возведены в деревнях Ачарисцкали, Кеда, Чакви, Хуло, Мачахела и Гонио. Сохранившиеся документы фонда рукописей Ахалцихского музея описывают нам еще более ужасающие подробности мучений самоотверженных христиан: " Язык человеческий бессилен описать мучения и казнь, каким придавали в те годы грузин, исповедующих христианство: живьем сдирали кожу, четвертовали, рубили мечом, вспарывали живот, жарили на костре, кого протыкали раскаленными железными прутьями, кого варили в кипятке, кому заливали в рот расплавленный свинец, кого бросали в горячую известь " . Все эти исповедники, защищавшие в Самцхе и Аджарии христианскую веру, были причислены к лику святых. Их память отмечает Грузинская Православная Церковь в день Пятидесятницы. Схалтская церковь " Три столетия османы правили страной. Постепенно они обратили население в ислам, уничтожили все храмы, кроме Схалтской церкви, - рассказывает Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Батумский и Схалтский, - Трижды пытался переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камня. Храм среди турок прослыл «местным шайтаном» и был оставлен в покое " . Основная масса населения стала мусульманской. Христианство сохранялось в Аджарии на уровне обычаев и обрядов. Так, на традиционных кукурузных лепешках " мчади " женщины при выпечке ставили крест, равно как и при изготовлении сливочного масла, красили яйца на Пасху, при погребении усопшего осеняли крестным знамением. В строительстве аджарских мечетей использовались орнаменты грузинских православных соборов – виноградная лоза и другие. " В 1878 году в результате русско-турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья, и была принята в состав Грузии. Стали открывать церквей, но это продолжилось совсем недолго. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу «Интурист», - продолжает свой рассказ архиепископ Батумский и Схалтский Димитрий.

http://pravoslavie.ru/40506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТ РУКОПИСЕЙ ИМЕНИ КОРНЕЛИЯ КЕКЕЛИДЗЕ АН Грузии [груз. ; ИР]. Основан в 1958 г., с 2007 г.- Национальный центр рукописей Грузии, находится в Тбилиси. В ИР хранится наибольшая часть известных рукописей, созданных на груз. языке (ок. 10 тыс.). Фонды ИР включают памятники как церковной, так и светской лит-ры 15 веков (V - нач. XX в.), созданные на папирусе, пергамене, бумаге и бомбицине и охватывающие все сферы средневек. науки (богословие, философию, агиографию, гимнографию, литургику, экзегетику, аскетику, гомилетику, художественную лит-ру, языкознание, историю, медицину, право, химию, астрономию, алгебру и геометрию, физику и др.). «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) Груз. манускриптами располагают также др. архивы, музеи и б-ки Грузии (Национальный архив Грузии, ГМИГ, Зугдидский историко-этнографический музей, Кутаисский гос. историко-этнографический музей , ЦГИАГ, ИЭМС, Национальная б-ка парламента Грузии, Историко-этнографический музей г. Гори, Исторический музей Самцхе-Джавахети, Аджарский гос. музей и др.), России (РГАДА, РГБ, РНБ, СПбФИВ РАН, РГВИА и др.), Польши (Музей Чарторыйских в Кракове), Греции (мон-рь св. ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Иверский мон-рь на Афоне), Египта ( Екатерины великомученицы мон-рь на Синае ), Израиля (архив Патриархии Иерусалимской Православной Церкви, Крестовый мон-рь в Иерусалиме), Франции (Национальная б-ка в Париже), Великобритании (б-ка Кембриджского ун-та, Бодлианская б-ка Оксфордского ун-та, Британский музей), Ватикана , Австрии (Австрийская национальная б-ка в Вене, б-ка Грацского ун-та, Гос. архив Австрии), США (б-ка Принстонского ун-та, б-ка Гарвардского ун-та), Армении (хранилища ин-та древних рукописей Матенадаран в Ереване, мон-рь Эчмиадзин ), Чехословакии, Германии (б-ка Лейпцигского ун-та), Болгарии (Народная б-ка им. равноап. Кирилла и Мефодия), Эстонии (Лит. музей им. Ф. Р. Крейцвальда в Тарту) и др. История

http://pravenc.ru/text/468825.html

– Спасибо большое, Ваше Святейшество. Хочется пожелать вам, всем членам патриаршей делегации, всем жителям Грузии мира и добра. И чтобы на древней земле Иверии молитвами равноапостольной Нины всегда также ярко светило солнце, а земля дарила свои щедрые дары. – Спасибо. Я желаю Украине мира и процветания. И вам здоровья и мира. Спасибо за встречу. Татьяна Терехова http://newsgeorgia.ru/point/20110727/214100439 27.07.2011 О чуде в Аджарии, мусульманах и патриархе Илии. Беседа с митрополитом Батумским и Лазским Димитрием (Шиолашвили) Двадцать лет – много это или мало? В истории Аджарии – целая эпоха. В конце 1980-х годов местное население здесь было мусульманским, в Батуми действовал единственный православный храм. Сегодня семьдесят пять процентов аджарцев исповедуют православие. Эта метаморфоза – переход целого региона из ислама в православие, а вернее, возвращение к истокам, к вере предков – произошла на глазах владыки Димитрия и при его горячем участии. Миновав Имеретию и Гурию, мы въезжаем в Батуми, который просто не узнать! Украшенная пальмами набережная, европейский «старый город», силуэты небоскребов, новостройки причудливой архитектуры. У меня мелькает мысль: удивительно, вместе с возрождением православия в Аджарии началось и возрождение светской жизни в крае. Впервые мы приезжали к митрополиту Димитрию в 2003 году. Как и в прошлый раз, он тепло встречает нас и радушно показывает епархию. Мы ступаем по уже знакомым местам и диву даемся: детский дом не только достроен, но и в нем вовсю кипит жизнь, рядом возводится лавра Всех Грузинских Святых, над Батуми, словно ангел-хранитель города, парит новоотстроенный храм Святой Троицы. «Аджарское чудо, – считает владыка, – это воля Божия и заслуга Святейшего патриарха Илии II». АДЖАРИЯ МЕЖДУ АТЕИЗМОМ, ИСЛАМОМ И ПРАВОСЛАВИЕМ – Владыка, когда вас в 1986 году направили на служение в Батуми, сколько здесь было православных верующих аджарцев? – Тогдашняя епархия была большая. Сейчас из нее выделились три епархии: Верхней Аджарии, Аджарии и Гурии. Когда меня прислали на служение, еще был Советский Союз, и в Верхнюю Аджарию нас не пускали. Именно там жило коренное население 94 . В храме Святителя Николая, единственном во всей епархии, была только одна верующая семья аджарцев, ее обратил наш патриарх во время своего служения в Батуми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аджарцы понимали, что они грузины, а значит, христиане, и обращались. Традиции они хранили всегда. Когда пекли мчади (традиционные грузинские лепешки из кукурузной муки. – А.Н.), то чертили на них крест. Ставили крест и при изготовлении сливочного масла. Еще в XIX веке некоторые тайно носили кресты, красили яйца на Пасху. В домах хранили иконы. Помню, я путешествовал по Верхней Аджарии и встретил семью, где мне показали спрятанный крест. Все-таки местное население очень бережно относилось к христианству. АДЖАРСКОЕ ЧУДО – Что из себя представляет епархия сегодня? – Сейчас мы заканчиваем строительство храма Иоанна Богослова прямо на самой турецкой границе. В епархии действуют четыре женских монастыря и два еще мы строим. Есть и мужские монастыри. Исторических не осталось, все новые, кроме Схалты. В ущелье Китриши оставались развалины храма Хину, бывшего кафедрального собора. Турки во время русско-турецкой войны этот храм взорвали. Мы открыли там монастырь, отстроили храм. В этом же ущелье в позапрошлом году открыли женский монастырь. И еще на границе построили очень красивый храм в честь Андрея Первозванного... Возле Батуми сейчас строим лавру Всех Грузинских Святых. Открыли церковный детский дом, действует дом милосердия для пожилых людей, слава Богу за все! – Да, Владыка, замечательно! – Это воля Божия! Это чудо Божие! И заслуга наших священников, нашего Патриарха, столь почитаемого местным населением. Ну, и я принял какое-то участие во славу Божию. СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ – Вот уже скоро, в декабре, исполнится тридцать пять лет патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, при котором Грузинская Церковь буквально расцвела дивным цветом. Вам выпало великое благословение – в жизни быть рядом с патриархом с самого детства. Расскажите, пожалуйста, об этом необыкновенном человеке, о вашей семье. – Я помню патриарха с детства. Я родился в 1961 году, и он крестил меня в Самтавро. Мы жили в одном доме во Мцхета. Где-то четыре года тому назад по благословению Святейшего наш дом мы передали Церкви, и там открылся мужской монастырь в честь Святого Георгия Победоносца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Батуми. Церковь Феодора Квелтельского (Аджарского). Церковь. Действует.   Год постройки:приблизительно 1801 - 1900. Адрес: Грузия, Автономная Республика Аджария, г. Батуми, ул. Константина Гамсахурдия, д. 35 Координаты: 41.648469, 41.64028 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Точная датировка здания неясна. Согласно публикации на сайте Агентства по охране культурного наследия Аджарии, церковь построена в 19 веке, при этом не уточняется, до или после присоединения Батуми к Российской империи. Здание, как сообщается, сохраняло церковную функцию до 1920-х годов, в советский период было приспособлено под спортзал, в наши дни вернулось в ведение Грузинской православной церкви, а в 2017 г. было отреставрировано. В пользу дореволюционной датировки церкви свидетельствует её свободное расположение на обособленном участке и выдержанная ориентация с алтарём на восток. Внутреннее убранство церкви новое. В наши дни на некоторых картах церковь подписана как армянско-католическая, однако это очевидная ошибка, обусловленная близостью к армянско-католическому собору, расположенному на той же улице Константина Гамсахурдия. Табличка на воротах церкви Феодора Аджарского однозначно свидетельствует о принадлежности к Грузинской православной церкви. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59435

Православный храм в аджарском селе Перия все же будет построен Тбилиси, 22 мая 2007 г. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и президент Михаил Саакашвили достигли соглашения о строительстве в Аджарии на горе близ села Перия православной церкви, а также фуникулера и Дома бракосочетаний, сообщил журналистам мэр Тбилиси Гиги Угулава. Вопрос о строительстве вблизи села Перия в течение последней недели активно обсуждался в грузинском обществе, сообщает ИНТЕРФАКС . Несколько дней назад неизвестные бульдозерами разрушили строящуюся на горе возле этого села церковь. Оппозиция обвинила в этом центральные власти Грузии и, в частности, президента М.Саакашвили. Представители оппозиции утверждали, что М.Саакашвили хочет построить на этой горе, откуда открывается вид на всю Аджарию, очередную свою резиденцию, чему якобы мешало строительство церкви. Католикос-Патриарх Илия II заявил по этому поводу журналистам, что разрушение православной церкви — «тягчайший грех, который переходит и на потомство разрушителей». Мэр Тбилиси, сообщивший об итогах встречи Первоиерарха Грузинской Церкви с президентом, почему-то так и не назвал тех, кто разрушил строящийся храм. 22 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22212.html

50 грузинских мусульман приняли крещение в Батуми 29 мая 2006 г. 12:10 Одновременно 50 грузинских мусульман приняли крещение в Батуми и стали православными христианами. По данным телекомпании «Рустави-2», самому младшему из крещенных было 4 года, а самому старшему — 70 лет. Крещение совершил архиерей Грузинской Православной Церкви епископ Батумский и Схалтский Димитрий . В период трехсотлетней оккупации Аджарии турками аджарские грузины почти полностью были исламизированы. Тенденция возвращения в христианство приняло явную форму в начале девяностых годов. О точной динамике этого процессе сведений нет, однако в начале XXI века количество проживающих в Аджарии мусульман и христиан оценивалась приблизительно как 50/50. В последние годы христианизация местных мусульман принимает все более активную форму. Отмечены случаи крещения грузинскими священниками жителей приграничных сел Турции — среди тамошних грузин и родственных грузинам лазов. ИА Regnum/Православие.ru/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/116362.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009