Храм св. Троицы в Батуми Храм пресвятой Троицы возведён во второй половине 19-го века. На протяжении многих лет он находился на попечении кладбищенского хозяйства. В 30-х годах 20-го века и здесь прекратились службы. Эго использовали как склад хозяйственного инвентаря. После окончания второй мировой войны многонациональные православные прихожане, во главе сГригорием Пухно и Лукой шевчуком, собрали подписи и обратились с просьбой к патриарху Калистрату (Цинцадзе) об восстановлении служб в данной церкви. В 1947 году храм Святой Троицы был открыт. Настоятелем стал Лука Шевчук. У церкви была группа певших из 30 член. После ресставрации храма, прихожане пожертвовали книги, иконы и другие церковные утвари. В храме всегда было много прихожан, что может быть обусловлено тем, что в то время в городе было всего 2 православного храма, один св. Николая и другой здесь, на кладбище. В 1976 году пожар полностью уничтожил церковь. Вскоре Святейший синод православной церкви обязал Батум-Шемокмедского епископа Давида (Чкадуа) построить новый храм на основе старого.Храм был построен, перекрыт и началось богослужение в 1979г, но его окончотельная реставрация велась на продолжении многих лет. Церковь Св. Варвары в Батуми Церковь Св. Варвары была основана ещё в 1888 году, при военном госпитале. Помощь окозал император Российской империи Александр . В 1905 году церковь Св. Варвары была передана патриархии. В 1906 году храм празднично освятили, но службу на грузинском языке не вели ещё долго. Вскоре Батумским губернатором Дрягиным, наместником Воронцовым-Дашковым и известным священником Восторговым церковь была передана в ведомство военных. В 1996 году, по личной инициативе лидера Аджарской А.Р. г. А. Абашидзе и при его помощи, при сносе госпиталя было построено новое здание церкви. 7 апреля 1997 года, в праздник благовещения, в торжественной обстановке открылась церковь Св. Великомученицы Варвары. Храм освятил Батумский и Схалтский епископ Димитрий. Церковь Св. Нино в Батуми Церковь Св. Нино открылась в. 1994 в здании духовной гимназии им. Андрея Первозванного. Инициатор её строительства руководитель и первый настоятель был священник Давид Шиолашвили (в настоящее время епископ Батумский и Схалтский Димитрий).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В 1878 году в результате Русско-турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья и была присоединена к Российской империи. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу «Интурист». Зачем та дорога, что не ведет к храму? И вот, когда я приехал сюда в 1989 году, то потихоньку с благословения нашего Патриарха, мы начали. Святейший часто приезжал в Батуми сам. Мы с ним поднимались в горы, в древний Схалтский храм, который открыли в 1989 году. Тогда же мы крестили около тысячи местных аджарцев-мусульман. В этом же году по милости Божией в Батуми был открыт кафедральный собор Рождества Богородицы. Это тот самый храм, в котором снимали фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». И потом пошли массовые крещения по всей Аджарии. 13 мая 1991 года мы крестили в Батуми 5 тысяч мусульман и атеистов. Святейший Патриарх, вспоминая грузинскую историю, говорил тогда: «Не Грузия должна обратить в христианство Аджарию, но Аджария нас». Схалтская церковь   — Как Вы вели проповедь среди аджарцев-мусульман? — Рушился Советский Союз, и по всей Грузии были сильны патриотические настроения. Аджарцы понимали, что ислам их заставили принять силой. Нашей главной задачей было — обратить интеллигенцию. Ведь интеллигенция здесь и везде — это пример для других слоев населения. Когда мы обратили интеллигенцию, она нам потом и помогла в проповеди. Люди, видя, что культурная и научная элита стала на сторону христианства, тоже принимали православие, слава Богу! Аджарцы понимали, что они грузины, а значит, христиане, и обращались. Традиции они хранили всегда. Когда пекли мчади (традиционные грузинские лепешки — А.Н.), то ставили на них крест. Ставили крест и при изготовлении сливочного масла. B XIX веке еще некоторые тайно носили кресты, красили яйца на Пасху. В домах хранили иконы. Помню, я путешествовал по Верхней Аджарии и встретил семью, где мне показали спрятанный крест. Все-таки местное население очень бережно относилось к христианству. Аджарское чудо

http://pravmir.ru/mitropolit-batumskij-i...

  На грузинско-турецкой границе воздвигнут монастырь в память о мучениках-лазах 6 февраля 2007 года состоялось освящение фундамента мужского монастыря на горе Сарпис-мта, на самой границе Грузии с Турцией. Обитель будет посвящена мученикам из народа лазов, погибших здесь от турок в XVI–XVII веках. Монастырь будет виден с территории Турции, где и сейчас на территории исторической Лазики проживают этнические лазы, исповедующие ислам. Что касается аджарских лазов, то они, как сообщил заместитель руководителя пресс-центра Грузинской Патриархии Зураб Цховребадзе, почти все приняли крещение, и их крестным отцом стал Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. В современной Турции лазы учитываются как турки, так как в настоящее время исповедуют ислам, поэтому точная их численность неизвестна (по разным оценкам от 50 до 500 тысяч человек). В древности они исповедовали Православие . Как кажется, замечательный символ – живущие в Турции лазы-мусульмане будут видеть обитель, свидетельствующую о той религии, которую исповедовали их предки, и посвященную подвигу тех из них, кто сохранили верность Христу до смерти. Уже сейчас известно о случаях крещения грузинскими священниками лазов, живущих в Турции. Можно надеяться, что возведение монастыря послужит укреплению этой тенденции.   В горах Дагестана освящена часовня Александра Невского В высокогорном Ахтынском районе Дагестана в расположении пограничного отряда 6 февраля 2007 года в торжественной обстановке состоялось освящение часовни, возведенной во имя святого благоверного князя Александра Невского. Как сообщили в пресс-службе Каспийского пограничного управления ФСБ РФ по Дагестану, часовня возведена на пожертвования военнослужащих, а также местных жителей, в том числе тех из них, кто исповедует ислам .   В православном храме Антарктиды впервые совершено венчание В Антарктиде на российской станции Беллинсгаузен в храме Святой Троицы впервые совершено венчание. Венчались гражданка России Ангелина Игоревна Жулдыбина и гражданин Чили Эдуардо Алиага Илабака, проходящий военную службу на чилийской антарктической базе. На таинстве венчания присутствовали сотрудники станции Беллинсгаузен, чилийской базы Фрей и аэродрома Марч. Храм в честь Святой Живоначальной Троицы – единственная православная церковь, возведенная на самом южном континенте и освященная в феврале 2004 года. В настоящее время храм приписан к Троице-Сергиевой лавре. Купол церкви с золоченым православным крестом на высоком холме – первое, что увидишь с теплохода, который доставляет в Антарктиду туристов с Огненной Земли .

http://pravoslavie.ru/5000.html

Параллельно Украина заявила о предстоящем размещении в ПМР своих миротворцев за счет снижения численности российской группировки. Именно так прописано в принятых Игорем Смирновым украинских планах. Как сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, «снижение уровня военного присутствия России в Приднестровье приведет к необходимости вывести крупнейшие в Европе склады оружия и уничтожить часть устаревших боеприпасов». «Впоследствии речь может идти и о полном выводе российских войск», – отметил г-н Собянин. Договоренность о постепенной замене российских миротворцев на украинских во всех конфликтных точках СНГ была достигнута между Грузией и Украиной в ходе последней встречи Ющенко и президента Грузии Михаила Саакашвили, где они договорились вместе работать над вытеснением России с постсоветского пространства. По замыслу президентов, такой же сценарий должен быть разыгран в Абхазии и Южной Осетии. Украина становится как бы альтернативной России, «главной» страной СНГ и вытесняет Москву из «оранжевого мира». Причем, как сказала RBC daily политолог Яна Амелина, речь вовсе не идет только о «заговоре Запада и «оранжевых» республик с целью изгнать Россию из стран бывшего СССР». «Судя по всему, многие процессы, в том числе и внутри ПМР, просто инициируются из Москвы и идут в полном согласовании действий с Украиной, Грузией, европейскими и американскими структурами. Аджарские параллели здесь просто очевидны. Игорь Смирнов очень внимательно всегда относился к мнению Москвы, и принять руку дружбы Ющенко ему, возможно, посоветовали в российском МИДе. Поражает согласованность действий. Представитель российского внешнеполитического ведомства Александр Яковенко поспешил заявить о признании украинского плана и заявил о российских поправках, которые касаются сроков выведения баз. Это абсолютно сознательная пораженческая позиция, сходная с той, что была в Аджарии, когда именно Москва заставила Аслана Абашидзе отдать власть», – говорит г-жа Амелина. Предав Аджарию, которая излишне доверилась российскому руководству, Россия делает то же самое в отношении Приднестровья.

http://moral.ru/news/05_0721_pridnestrov...

В монографии «Григорий Цамблак и бълг. лит. традиции в Източна Европа XV-XVII в.» (Вел. Търново, 2004) на материале большого количества источников (32 древнерус. летописи, хроники и документы различного происхождения, авторские произведения, многие из к-рых Д.-П. датировала и ввела в научный оборот) впервые был исследован литовско-рус. период жизни и деятельности митр. Григория Цамблака (1406-1420), приведены археографические данные, касающиеся 10 сборников под названием «Книга Григория Цамблака», представлены новые доказательства влияния сочинений митрополита на произведения рус. рукописной традиции. Так, впервые были опубликованы «Похвальное слово на поклонение честным веригам апостола Петра», к-рое является, по мнению Д.-П., лит. адаптацией «Похвального слова апостолам Петру и Павлу» митр. Григория, ранее неизвестные произведения «Похвальное слово вмч. Георгию», «Толкование на Апостол» и «Поучение о прощении грехов». Издание иллюстрировано миниатюрами из Лицевого летописного свода царя Иоанна IV Грозного. Важным вкладом в развитие палеославистики стала кн. Д.-П. «Аджарски книжовници - илюстратори от XVII в.» (Вел. Търново, 1998) -1-й комплексный опыт исследования книжных и иллюстративных традиций книжников с. Аджар (совр. Свежен близ г. Карлово, Болгария), среди к-рых наиболее известны поп Йовко, даскал Недялко и его сын даскал Филипп. В публикации изложены палеографические, историко-лит. и искусствоведческие аспекты их творчества, введена в научный оборот открытая Д.-П. Праздничная Минея даскала Филиппа из б-ки Великотырновской митрополии, опубликованы цветные и черно-белые репродукции орнаментов и миниатюр аджарских рукописей - Аджарского Четвероевангелия 1652 г., Аджарского дамаскина 1685 г., Псалтири 1692 г., Праздничной Минеи, Рильского и Костенецкого дамаскинов и др. Археографическими сведениями о новооткрытых и малоизвестных рукописях и средневек. произведениях Д.-П. сопровождала все свои публикации, в т. ч. и в ст. о собрании рукописей Великотырновской митрополии, в к-рой были напечатаны ранее неизвестные Похвальное слово и канон митр. Киприана, посвященные его предшественнику митр. Петру, неизвестные произведения Григория Цамблака и др. авторов.

http://pravenc.ru/text/178965.html

Ферийский жен. мон-рь во имя св. Георгия основан в 1995 г. Настоятельница - игум. Матрона (Турдзиладзе). Священник - прот. Иаков Бенидзе. В мон-ре подвизаются 2 монахини и 3 послушницы. Хино, муж. мон-рь (в наст. время восстанавливается), расположен на месте кафедрального собора Хиноцминда, на пересечении караванных путей. Он являлся центром Хиноцминдской епархии Мцхетского Католикосата. В 1873 г. здесь побывал груз. историк Д. З. Бакрадзе , описавший практически разрушенный во времена тур. господства и землетрясениями храм. Церкви епархии Архангельская ц. в с. Чакви возобновлена по инициативе местного жителя Х. Беридзе (ныне диак. Севериан) на фундаменте разрушенного храма XIX в., построенного Поповым для работников чайных плантаций, о чем стало известно из надписи, сохранившейся на колоколе. Освящена 26 мая 1995 г. еп. Батумским и Схалтским Иовом. Через нек-рое время возле церкви была возведена колокольня. Ц. во имя св. Георгия в с. Чакви построена в 1880 г. местными греками. В 30-х гг. XX в. закрыта, в 60-х гг. здесь проходили тайные богослужения, в 80-х гг. под рук. А. Адриати начались реставрационные работы, в 1996 г. пристроена колокольня. Ц. во имя св. Феодора в с. Чакви возведена в 90-х гг. XX в. на фундаменте древней церкви. Ц. во имя св. апостолов Петра и Павла в с. Чакви построена в нач. XX в. греками. Разрушена в 1937 г., открыта в 90-х гг. ХХ в. Ц. во имя святых равноап. Константина и Елены в с. В. Квирике построена проживавшими здесь греками в 1889 г. В 30-х гг. XX в. она использовалась как склад минеральных удобрений, в 70-х гг. стала музеем, посвященным дружбе грузин и греков. Возвращена Церкви в 1990 г. Ц. св. Георгия в с. Н. Квирике возведена в 80-х гг. XX в. меценатом Х. Иосифиди на месте разрушенной церкви XII в. Открыта с 1990 г. В с. Дагва храм в честь Успения Пресв. Богородицы возведен греками в 1908 г. на месте деревянной церкви 1901-1903 гг. В 1937 г. взорван, в 1989-1992 гг. восстановлен. Действует с 90-х гг. Воскресенский храм строился с 1996 г. неподалеку от греч. кладбища, освящен на Пасху 2001 г. Ц. в честь Введения во Храм Пресв. Богородицы в г. Кобулети открыта в 1998 г. Расписана аджарским иконописцем И. Бабилодзе. Храм Всех святых в пос. Махинджаури действует с 9 июля 2000 г. Преображенский храм в Ахалшени построен в нач. XX в. греками. Освящен в 1912 г. еп. Мингрельским и Гурийским Леонидом (впосл. Католикос-Патриарх Грузии). В 1937 г. закрыт, с 80-х гг. ведутся реставрационные работы, 19 авг. 1997 г. возобновлено богослужение.

http://pravenc.ru/text/77678.html

Изменено содержание «политкорректного» учебника по истории Греции . Еще два года назад в Греции разразился скандал по поводу содержания нового школьного учебника по истории страны для 6-го класса. Учебник критиковали не только консервативные круги Греции, но и Элладская Православная Церковь. Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул заявил, что в книге игнорируется вклад Церкви в историю Греции, а исторические факты искажаются ради хороших отношений с Турцией. К учебнику негативно отнеслись и на Кипре, указав на тенденциозные «политкорректные» искажения при рассказе о турецком вторжении и оккупации севера острова в 1974 году. Обеспокоенность содержанием нового учебника выражал и митрополит Пафский Георгий, представляющий Священный Синод Кипрской Православной Церкви по вопросам образования. И вот наконец стало известно, что правительство Греции вняло голосу Церкви: содержание спорного учебника было совершенно изменено. Грузинская Православная Церковь Грузинские археологи предполагают, что обнаружили захоронение мучеников . В селении Болниси во дворе частного дома обнаружено захоронение около 30 черепов молодых мужчин со следами усекновения. Характер захоронения явно указывает на насильственную смерть. По предположению археологов, это казненные три или четыре века назад мученики за христианскую веру. В Восточной Грузии обнаружен ранее неизвестный монастырь . В селе Вачнадзиани (регион Кахети) обнаружен ранее неизвестный уникальный монастырский комплекс. Комплекс, который был обнаружен в лесу на расстоянии 4 км от поселения, состоит из крепости, большого храма-базилики и украшенной трапезной. По предварительной информации, комплекс построен в IX веке и связан с деятельностью святого Илариона Картвели. На грузинско-турецкой границе воздвигнут монастырь в память о мучениках-лазах . 6 февраля 2007 года состоялось освящение фундамента мужского монастыря на горе Сарпис-мта, на самой границе Грузии с Турцией. Обитель будет посвящена мученикам из народа лазов, погибших здесь от турок в XVI–XVII веках. Монастырь будет виден с территории Турции, где и сейчас на территории исторической Лазики проживают этнические лазы, исповедующие ислам. Что касается аджарских лазов, то они, как сообщил заместитель руководителя пресс-центра Грузинской Патриархии Зураб Цховребадзе, почти все приняли крещение, и их крестным отцом стал Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. В современной Турции лазы учитываются как турки, так как в настоящее время исповедуют ислам, поэтому точная их численность неизвестна (по разным оценкам от 50 до 500 тысяч человек). В древности они исповедовали Православие.

http://pravoslavie.ru/5066.html

национальной идеи (И. Булулашвили, Г. Джанашвили, М. Кулошвили, К. Тархнишвили, М. Джанашвили и др.). Последнее побудило власти ограничить деятельность ОВПХК, миссионеры-грузины были отозваны. В 90-х гг., видя ответную активность мусульман, власти Г. Э. возобновили не только миссионерскую деятельность, но и попытки русифицировать население. Местные жители сопротивлялись русификации, и эта цель была осуществлена лишь частично ( Тартарашвили. 1982. С. 34). Собор мон-ря Шатберди. X–XI вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. 13 июля 1878 г. по решению Берлинского конгресса Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани (Ардаган) и Олтиси (Ольты) вошли в состав Российской империи как Артвинский, Батумский и Ольтинский округа. В церковно-адм. аспекте эти территории вошли в состав сначала Гурийской епархии (еп. Гавриил (Туския; 1859-1881), а потом Гурийско-Мингрельской епархии, к-рую возглавил Григорий (Дадиани; 1886-1898), после него - свт. Александр (Окропиридзе; 1898-1903). Правосл. духовенство приложило все усилия, чтобы просветить аджарских грузин-мусульман, к-рые с большой радостью приветствовали «воссоединение с матерью-Грузией», но «не понимали, что означает национальность». Пресса того времени констатировала, что «по своим склонностям, характеру, обычаям, уму и сердцу аджарские грузины настоящие мусульмане, более того - фанатики веры» (Дроеба. 1878. 171). Тур. эмиссары, тайно действовавшие на территории Аджарии, создавали террористические орг-ции, нападали на воинские отряды, занимались поджогами домов и магазинов, проводя антироссийскую агитацию. Им удалось поднять мятежи в неск. селах, а также спровоцировать выселение части грузин-мусульман в Турцию. C призывом к грузинам обратился крупнейший груз. писатель, св. прав. Илия (Чавчавадзе) : «Ну-ка, грузины, теперь только от вас зависит, какими вы предстанете перед новообретенными братьями! Как выполните завет предков - «Брат для брата и для черного дня!» Пришло время доказать, что для вас это не пустые, а исполненные смысла слова!» ( Чавчавадзе.

http://pravenc.ru/text/168201.html

590 Тяжко ранен и на поле брани посвящен в иноки. Затем следует подробный перечень имен убитых Калужан, Мещерян, Дмитровцев, Муромцев, Стародубцев, Нижегородцев, Галичан и т. д. 591 Судьба это церкви такова. В 1748 г. помещик Волковисский перенес ее в дер. Головенчицы, где теперь выстроена каменная церковь , а Петровская предназначена к разборке, а может быть, при нашем равнодушии к историческим памятникам, уже разобрана. 592 Екимов (Якимов) Василий Петрович (1758–1837) – литейный мастер Академии Художеств. Турок по происхождению. В возрасте 12 лет был взят в плен и привезен в Россию, где был отдан для обучения в академию Художеств. Известен отливками многих бюстов и статуй, в том числе, конной статуи монумента Петру I в Петербурге. 593 Имеется в виду – монументами создал аналог опорной геодезической сети, с помощью которой происходит определение местоположения, координат. Т. е. создал опору для исторического самоопределения России. – сост. 595 Шубин – отставной коллежский асессор, командовал частью ополчения Смоленского края. Был взят в плен французами и расстрелян 24 октября 1812 г. 596 г. Ахалцых – с XVII века – главный невольничий рынок Закавказья, в том числе, центр продажи русских рабов. В 1810 г. была предпринята неудачная попытка взятия его войсками генерала Тормасова, понесшими большие военные потери и ставшими жертвами эпидемии чумы. В августе 1828 г. войска под командованием графа Паскевича разбили на подступах к городу турецкие войска и после нескольких дней осады, взяли город штурмом. 20 февраля 1829 г. турецкие войска под командованием Ахмат-бека Аджарского предприняли ответный штурм Ахалцыха, перешедший в тяжелую осаду. Малочисленный русский гарнизон под началом князя Бебутова, казалось, был обречен, но 4 марта к городу на выручку подошел небольшой отряд генерала Бурцова, ошибочно принятый турками за крупную военную помощь и Ахмат-бек принял решение отступить. 597 Кульм – в Чехии. 17 августа 1813 г. союзники разбили здесь французскую армию маршала Вандамма, пленив его самого. В честь этой победы, 18 августа 1814 г. Александром I был создан комитет «для вспомоществования неимущим раненым и успокоения их».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Бангкок – столица Таиланда. Торговый центр, крупный речной и морской порт, транспортный узел. Барановичи – город в Брестской области Республики Белоруссия. Бардия – город в Ливии. Баренцево море – окраинное море Северного Ледовитого океана, между северным берегом Европы и островами Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Барта – река в западной части Латвии. Батуми, Батум – город и столица Аджарской автономной республики. Ж.д. станция и порт на Черном море. Бауск (Бауска) – город в Латвии у слияния рек Муша и Мемеле. Бахмач – город и ж.д. узел в Черниговской области, Украина. Бебрза (Бебжа) – река, правый приток реки Нарев, Польша. Белая Церковь – город, ж.д. станция в Киевской области, Украина. Белгорай (Билгорай) – город в Польше, Замойское воеводство. Белград – город и столица Югославии, промышленный центр и транспортный узел. Белжец – см. Бельжец . Белз – город и ж.д. станция во Львовской обл. на р. Солокия, на Украине. Белое море – внутреннее море Северного Ледовитого океана у северного побережья Российской Федерации. Беломорский канал (Беломорско-Балтийский канал) – соединяет Белое море (у города Беломорск) с Онежским озером (у поселка Повенец). Белоруссия, Республика Беларусь (19221991 гг.) – БССР, Белорусская Советская Социалистическая Республика), государство, расположенное в Восточной Европе. Граничит с Российской Федерацией, Польшей, Литвой, Украиной. Белосток – административный центр Белостокского воеводства в Польше. Расположен на р. Бяла. Белостокская область – адм. территориальная единица БССР в 19391945 гг. Белые Карпаты – горный массив в Западных Карпатах. Бельгийское Конго – ныне Республика Заир, государство в Центральной Африке. Бельгия – государство в Западной Европе, омывается Северным морем. Бельжица – город в Восточной Польше. Бельск-Подляски – город в Польше, Белостокское воеводство. Бельско-Бяла – город на юге Польши. Промышленный центр и транспортный узел. Центр Бельского воеводства. Бельты – Датские проливы. Большой и Малый Бельты соединяют Балтийское и Северное моря.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009