М. Р. принадлежала к сенатской знати, была дочерью Валерия Публиколы, сына Мелании Старшей, и Альбины, связанной родством с покровительницей блж. Иеронима св. Павлой. М. Р. воспитывалась в роскоши, однако с детства стремилась к подвижничеству (избегала мыться в горячей бане, под шелковой одеждой носила власяницу и т. п.). Получила прекрасное образование, одинаково хорошо говорила на латыни и по-гречески (VMgr. 26). В возрасте 13 лет была выдана замуж за 17-летнего Валерия Пиниана, тоже принадлежавшего к сенатскому сословию. Согласно еп. Палладию, у них родились 2 сына (оба умерли). Пресв. Геронтий сообщает, что их старшим ребенком была дочь, умершая в младенчестве, 2-й ребенок, мальчик, умер сразу после крещения (VMgr. 1-5). Тогда М. Р. убедила мужа прекратить супружеские отношения и обратиться к подвижнической жизни, хотя они не расставались до конца дней. Ко времени принятия этого решения М. Р. было ок. 20 лет. Сначала она пожертвовала церквам свои дорогие одежды в качестве напрестольных покровов, затем они с Пинианом стали продавать имения, отпуская на волю рабов, и передавая через доверенных клириков вырученные деньги Церкви. Некоторые из рабов последовали примеру господ и обратились к подвижничеству, однако, по свидетельству пресв. Геронтия, были случаи восстания рабов, предпочитавших оставаться в прежнем статусе. Родственники (сначала отец М. Р., а после его смерти - брат Пиниана Север) препятствовали намерению супругов распродать имущество, поскольку Пиниан и М. Р. по возрасту еще не могли распоряжаться принадлежавшей им собственностью. Продать многочисленные имения, находившиеся в Италии, Галлии, Британии, Испании и Африке, им помогло заступничество Серены, жены полководца Стилихона, к-рая приходилась одновременно двоюродной сестрой и тещей имп. Гонорию (VMgr. 11). Пресв. Геронтий описывает состояние М. Р. и Пиниана в 120 тыс. номисм (546 кг золота) как колоссальное (VMgr. 15), однако, по подсчетам Кларк, оно не превышало среднего уровня. Рим. дворец М. Р. и Пиниана на Целии был найден при раскопках. Сохранились и надписи, свидетельствующие о крещении Пиниана.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

«Справедливо говорят: бедность не порок; она даже есть добрая школа самоусовершенствования. Но справедливо и то, что крайняя бедность нередко ведет к порокам. У многих ли достанет силы воли выдерживать великую нужду во всем с христианским терпением, и безропотно нести крест свой до могилы? Не встречаем ли мы людей, которые от бесприютности решаются на преступления, о каких в лучшем состоянии они никогда и не подумали бы? Не видим ли, что лишенные средств к жизни нередко впадают в отчаяние и решаются на ужасные злодеяния? Дайте им во время руку помощи, предоставьте занятия, которые доставили бы им способ к предотвращению лишений в существенных потребностях, развейте в них сознание нравственного долга, укажите им путь к честному труду, – и вы сделаете из них честных тружеников и полезных членов общества. Вы исполняете тем долг любви христианской, без которой все добродетели ваши ничтожны». (См. «Слова и речи» Леонтия, архиепис. варшавск. т. 1) в) Станем наконец, братие, подражать св. Мелании римляныни в ее ревности о спасении ближних. Наше время и в особенности наше отечество, в котором появилось столько отпавших от истинной церкви раскольников и сектантов, представляет для этого широкое поприще. Жатвы много, но делателей мало. Нельзя быть равнодушным истинному христианину, проникнутому св. евангельскою любовию, при виде вечной гибели его ближних. Он и жизнию своею, и словом своим, и пером своим должен содействовать обращению заблудших своих собратий на путь истины, помогая тем и пастырям церкви, которые не всегда и не везде могут сами поражать ложь и заблуждение, занятые часто неотложными делами своей пастырской деятельности в указанном им месте. Если бы все православные христиане помнили слово апостола: «созидайте кийждо ближняго своего»,т.е. заботьтесь каждый о спасении ближнего ( 1Кор. Х. 33 ) и слово св. И. Златоустаго, что если они «и вся исправят, а ближняго не пользуют, то не войдут в царство небесное» (на 1-е Кор. X. 33), и слово блаженного Феофилакта, что «хощет Бог, да всяк наставляет и созидает другого» то не было бы среди православных христиан стольких прельщенных ересями и разными их учениями. Мыслимо ли волнам моря не разбиться о гранитную скалу? И может ли не развеяться прах, гонимый ветром? А враги наши, в сравнении со всеми нами, и подлинно не более, как волны пред скалою и прах пред лицем ветра. Итак, не замедлим, а поспешим все мы на помощь церкви и выйдем в сретение нашим врагам. Призовем на помощь благодать Божию и мы несомненно победим их. А, победивши, соделаем великую радость на небесах, а сами получим ту награду, которую Господь обещает победителям. «Побеждающему», говорит Он, «дам сести со Мною на престоле Моем» ( Anok. III. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Редакция старообрядческая, в противодействие западному влиянию, не преминула охранить себя следующим правилом, внесенным в упомянутое уже выше наставление иконописцам, в Подлиннике Большакова с лицевыми Святцами: «От неверных и иностранных Римлян и Арменов иконного воображения Православным Христианам приимати не подобает; аще ли же по некому прилучаю от древних лет, где обрящется в наших странах, верных, рекше в греческих или в русских, а вообразуемо будет после расколу церковнаго, еже Греком с Римляны, и тогда, аще и зело иконное воображение есть по подобию и хитро, поклонения же им не творити, понеже от рук неверных воображени суть, но совесть их нечистоте подлежит». Редакция Клинцовская есть не что иное, как Подлинник Сборный, в котором за основу принята подробнейшая из прежних редакций, состоящая из описания разных переводов икон, хотя бы друг другу и противоречащих, и для удобства на практике систематически снабженная месяцесловными сведениями о святых и о праздниках при каждом числе месяца, с присовокуплением разных прибавочных статей технического, богословского и художественного содержания 41 . Подлинник, возникший на принципах школы Ушаковской, хотя и вносит в свой состав много новизны, но тем не менее в своих основах остается верен существу иконописных преданий. Желание одушевить изображаемые лица красотой и выражением придает его описаниям некоторую поэтичность. Для примера приводятся сюжеты, описание которых по древнейшим редакциям уже известно читателю. Благовещение. «Архангел Гавриил пришед стоит пред храминою, помышляя о чудеси, како повеленная ми от Бога совершати начну. Риза на нем киноварная, багряная светлая, испод лазорь. Главою поник долу умиленно. И вшедши в палату, стоит пред Пречистою с светлым и веселым лицом, и благопрятною беседою рек к Ней: Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. В руках держит скипетр. Пречистая сидит, а перед нею лежит книга разогнутая, а в ней написано: се Дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил. Верхняя одежда багор тмяной, испод лазорь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Редакция старообрядческая, в противодействие западному влиянию, не преминула охранить себя следующим правилом, внесенным в упомянутое уже выше наставление иконописцам, в Подлиннике Большакова с Лицевыми Святцами: «От неверных и иностранных Римлян и Арменов иконного воображения Православным Христианам приимати не подобает; аще ли же по некому прилучаю от древних лет где обрящется в наших странах, верных, рекше в греческих или в русских, а вообразуемо будет после расколу церковного, еже Греком с Римляны, и тогда, аще и зело иконное воображение есть по подобию и хитро, поклонения же им не творити, понеже от рук неверных воображени суть, но совесть их нечистоте подлежит». Редакция клинцовская есть не что иное, как Подлинник Сборный, в котором за основу принята подробнейшая из прежних редакций, состоящая из описания разных переводов икон, хотя бы друг другу и противоречащих, и для удобства на практике систематически снабженная месяцесловными сведениями о святых и о праздниках при каждом числе месяца, с присовокуплением разных прибавочных статей технического, богословского и художественного содержания 209 . Подлинник, возникший на принципах школы Ушаковской, хотя и вносит в свой состав много новизны, но тем не менее в своих основах остается верен существу иконописных преданий. Желание одушевить изображаемые лица красотою и выражением придает его описаниям некоторую поэтичность. Для примера приводятся сюжеты, описание которых по древнейшим редакциям уже известно читателю. Благовещение. «Архангел Гавриил пришед стоит пред храминою, помышляя о чудеси, како поведенная ми от Бога совершати начну. Риза на нем киноварная, багряная светлая, испод лазорь. Главою поник долу умиленно. И вшедши в палату, стоит перед Пречистою с светлым и веселым лицом, и благоприятною беседою рек к Ней: Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. В руках держит скипетр. Пречистая сидит, а перед нею лежит книга разогнутая, а в ней написано: «Се Дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

И почему бы г. Субботину, как специалисту, не взяться за научное, всестороннее историческое расследование этого вопроса, имеющего такое важное значение для полемики с расколом? Такое изучение спасло бы не только самого г. Субботина, но и других единомысленных с ним полемистов от того ложного положения, в какое они необходимо ставят себя, отправляясь в своей полемике с расколом от исторически неправильных представлений. Самая борьба с расколом была бы тогда и более согласна с достоинством православной церкви и науки и более плодотворна по своим практическим результатам. 14 Посольство в Дадианскую землю важно, между прочим, и в том еще отношении, что «Изложение о православной вере» со особой статьей «о знамении крестном», отправленное с послами, есть простое переложение известного сочинения Стефана Зизания «Изложение о православной вере», тоже с статьей в конце «о знамении крестном», напечатанного Лаврентием Зизанием в Вильне в 1596 году в приложении к Азбуке. А это показывает, что у нас уже при патриархе Иоасафе не стеснялись делать дословные заимствования из южнорусских сочинений. 15 Г. Субботин, по своему всегдашнему излюбленному обычаю, всячески усиливается обличить нас в неточности выражений. В данном случае он обличает нас за то, зачем мы те книги Иосифовского издания, в которые внесено учение о двуперстии, назвали «церковными», под которыми будто бы следует разуметь исключительно только книги «церковно-богослужебные». Ввиду этого г. Субботин книгу Кириллову и Книгу о вере называет «вероучительными и назидательными», название, очевидно, не только очень неопределенное, неточное, но и неверное. Точность, которую преследует г. Субботин, требует назвать эти две книги «полемическими». Если бы г. Субботин потрудился заглянуть на первую только страничку предисловия Кирилловой книги, то вычитал бы там, что эта книга написана для хотящих «с жиды и с теми еретики: и с римляны, и с лютеры, и с калвины о вере претися, чтобы им окаянным высокоумным не мнетись», т.е. Кириллова книга есть чисто полемическое произведение. Точно так же, если бы г. Субботин соблаговолил просмотреть хотя бы только оглавление Книги о вере, то он увидал бы, что и эта книга, как и Кириллова, тоже полемическая, направленная, главным образом, против латинства. Следовательно, г. Субботин, называя книги Кириллову и О вере «вероучительными и назидательными», допускает в определении их характера такую неточность, какую как-то странно встретить в труде специалиста, столь ревностного на обличения других за неточность выражений. Читать далее Источник: Впервые опубликовано: " Православное обозрение " . 1888. 8,9. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Редакция старообрядческая, в противодействие западному влиянию, не преминула охранить себя следующим правилом, внесенным в упомянутое уже выше наставление иконописцам, в Подлиннике Большакова с лицевыми Святцами: «От неверных и иностранных Римлян и Арменов иконного воображения Православным Христианам приимати не подобает; аще ли же по некому прилучаю от древних лет где обрящется в наших странах, верных, рекше в греческих или в русских, а вообразуемо будет после росколу церковного, еже Греком с Римляны, и тогда, аще и зело иконное воображение есть по подобию и хитро, поклонения же им не творити, понеже от рук неверных воображени суть, но совесть их нечистоте подлежит». Редакция Клинцовская есть не что иное, как Подлинник Сборный, в котором за основу принята подробнейшая из прежних редакций, состоящая из описания разных переводов икон, хотя бы друг другу и противоречащих, и для удобства на практике систематически снабженная месяцословными сведениями о святых и о праздниках при каждом числе месяца, с присовокуплением разных прибавочных статей технического, богословского и художественного содержания 46 . Подлинник, возникший на принципах школы Ушаковской, хотя и вносит в свой состав много новизны, но тем не менее в своих основах остается верен существу иконописных преданий. Желание одушевить изображаемые лица красотой и выражением придает его описаниям некоторую поэтичность. Для примера приводятся сюжеты, описание которых по древнейшим редакциям уже известно читателю. Благовещение. «Архангел Гавриил пришед стоит пред храминою, помышляя о чудеси, како повеленная ми от Бога совершати начну. Риза на нем киноварная, багряная светлая, испод лазорь. Главой поник долу умиленно. И вшедши в полату, стоит перед Пречистой с светлым и веселым лицом, и благоприятной беседой рек к Ней: Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. Вт» руках держит скипетр. Пречистая сидит, а перед нею лежит книга разогнутая, а в ней написано: с Дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

б)  Поревнуем, братия, далее, св. Мелании Римляныни в ее любви к христианской благотворительности. Дело благотворительности бедным, нищим, бесприютным высоко ценится Господом! Он вменяет в услугу Себе Самому то благодеяние, которое оказываем мы им. Он благоволит называть бесприютных бедных – меньшими братиями Своими, – и за временное благодеяние им не земле дарует благотворителям вечное Свое Царствие. Приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вами Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Иной может спросить: почему так дорого ценится Господом благотворение бедным, нищим, бесприютным? Потому что оно, с одной стороны, есть подражание беспредельной любви Божией, а с другой – оно необходимо для облегчения участи тех ближних наших, которые, по неисповедимым путям Промысла, несут тяжкое иго бедности. Бог любы есть (1 Ин. 4, 8). Все свойства и действия Божии суть выражения и, так сказать, облачения Его любви. Мы, можно сказать, погружены в благодеяния Божии; любовь Божия объемлет нас со всех сторон, как воздух, которым мы дышим. Если так, то кто же ближе к Богу, кто приятнее Ему, как не люди уподобляющиеся Ему своею любовью к тем, кои преимущественно нуждаются в ней для своего существования? Все люди имеют образ Божий, но действуют по образу Божию только уподобляющиеся Богу христианским состраданием к нуждающимся в помощи, оказывающие милосердие к бедным и бесприютным по мере своих сил. Когда обратим внимание на состояние бедных, нищих, бесприютных, – здесь откроется для нас другая светлая сторона благотворительности. Нуждаться в насущном пропитании, не иметь постоянного жилища, или, имея какое-либо пристанище, терпеть крайний недостаток в одежде и других житейских потребностях при невозможности собственным трудом удовлетворить им, – это великое горе. А в мире сколько людей, бедствующих от разных причин! Рядом с богатством, рядом с избытком во всем, вы встречаете горькую нужду, которая невольно потрясает ваше сердце. «Справедливо говорят: бедность не порок; она даже есть добрая школа самоусовершенствования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

При сем не зазрите ми в семь, еже о ном же наки нечто ради лучшего изъявления тех иноземцев неправствования воспоминаю. Яко всяк православный удобно может, рассудя, правду в семь познати. Царского величества посол, будучи в Цареграде, аще бы ему о ном от царского величества было и наказано, говорил бы Константинопольскому 190 патриарху, зане он есть первый, а не пришелец в той царствующий град; а Александрийскому и Антиохийскому патриархам, яко в той град пришельцем, никакоже бы о том мимо цареградского изъявил. А аще бы царскому величеству было то угодно и цареградский бы патриарх мог таких людей ученых, сыскав, к Москве послати, и к великим государем и к святейшему патриарху не писа, тако и в грамоте своей проезжей того всего, еже бы они Иоаникий и Софроний от них к Москве посланы, не изъяви. А написано в той его им данной проезжей грамоте, яко они сами о том его константинопольского патриарха просиша, во еже бы им по разным странам ходяще и созерцающе, идеже будет возможно, учением своим 191 пропитание обрести. А по тем тех иноземцев злоковарством о дабы хитрость некая турецкая не была скрыта. В той бо грамоте их не иная причина написана, точию сия, якобы они, возжелавше видети разные страны, тщатся, идеже возмогут себе учением своим хлеб обрести и аки бы того ради единого все бысть их промышление и по миру хождение, Но и в сем православным подобает прилежно от них опасным быти и рассмотрение крепкое и прилежное чинити. Первое еже бы они не были от турка ради созерцания и к нему вести препосылания подосланы. Второе ли дабы не такожде быша от папы они ныне к Москве на смущение нашей православные веры присланы, якоже древле промыслом папы римского из Царя же града со крепкими свидетельством, яко человек 192 добрый и православный учёный. Исидор митрополит к Москве бе подослан; и в начале, якобы крепкий м зело ревнивый защититель нашей православные веры, являшеся, а потом всякому известно, како яд свой, в нем крыющийся, на флоренском соборе отрыгну и с римляны сотвори согласие и руку в том подписа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

О преподобне отче Иове, иноков трудолюбнаго жития богомудрый наставниче, кротости и вездержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения от ранния юности до поздния старости неутомимый подвижниче, веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче, земли Волынския и Галицкия светило богосветлое и святыя Почаевския обители непобедимый защитниче! Призри оком благоутробия твоего на нас недостойных чад твоих, к тебе усердно по вся дни прибегающих, и на боголюбивыя люди сия, пред твоими духоносными и многоцелебными мощами собравшыяся и благоговейно к тебе припадающыя, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце им и нам вся, яже к животу и благочестию, полезная и благопотребная: болящыя исцели, малодушныя ободри, скорбящыя утеши, обидимыя заступи, немощныя подкрепи и поверженныя долу возстави, всем вся, благодатию тебе от Бога данною, даруй, по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Вознеси угодниче Божий, всемощную молитву твою и о благочестивейшем государе императоре нашем Николае Александровиче и о всем царствующем его доме, да будет в его державе всегда мир и тишина, благочестие и благоденствие, в судех правда и милость, в советех мудрость и благое преспеяние, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и болезнь, воеже престати им от зла и творити добрая, да тако в державе Российстей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во святых Своих: Емуже Единому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4 Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав, Крестителеву воздержанию уподобляяся, божественныя же ревности обою приобщаяся, тех имена достойно прияти сподобился еси, и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен: темже монахов множество ко Христу привел еси, и вся люди в православии утвердил еси. Иове преподобне отче наш, моли спастися душам нашым. Октовриа 29. Молитва преподобномученице Анастасии Римляныни. Из службы

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Чего ради посмотрим теперь на оные учения, которые элоквенция рождает, питает, украшает, производит, и которым она предводительница и сама с ними совокупно идет и за ними следует то есть которые все не что иное как сама царица элоквенция, на разных и разным образом престолах сидящая и лучами величества своего повсюду сияющая» 203 0. Далее перечисляются разные науки: история, археология, микология, филология и др. Красноречие весьма разнообразно (различно), так как существует у разных народов, на разнообразных языках. Всего более, конечно, надобно стараться об изучении красноречия отечественного. Никогда нельзя привыкнуть владеть чужим языком так свободно, как своим родным: «в природном языке все само собою течет и как бы на конце языка или пера слова раздаются». А главным образом, только на своем родном языке можно принести всего больше пользы своему отечеству и своему народу. «Наиблагорассуднейше жившие прежде народы делали, которые все, ничего святее сограждан своих пользы не почитая, сочинения свои, или наставлению, или повествованию, или увеселению служащия, природным языком и написали, и предали, и потомкам своим оставили. Кто из древних греков ... издал что-нибудь не по-гречески? кто ив прежних римлян?.... Никто, по истинне никто из них. Ибо все римляны что ни писали, то все по латине писали. Но для чего? Чтоб отечества и сограждан своих пользе действительнее услужить. А чего ж ради не лучше по-гречески, толь наипаче, что они все в греческом языке весьма искусны были? Чтобы, сверх пользы отечеству, собственные им важности честь сохранить, для того, что по мнению римского сатирика Ювенала, стыднее латинам не знать по латине. Всем ученым людям совершенно ведомо, что Тиберий цесарь римской и извинения прежде просил у сенаторов, что одно токмо чужестранное слово ему, пред ними говоря, употребить надлежало». Но, чтобы иметь время заниматься своим языком, прежде нужно перевести все лучшее с чужих языков на свой язык. «Итак да переводят, которые цветут из наших искусством языков, все что преизряднейшее, все что полезнейшее, все что достойнейшее в чужих языках на наш российской язык; да обогащают Россию выборнейшими книгами...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010