– Прибежище мое и Защитник мой, не отступай от меня, так как душа моя изнемогает в болезни и кости мои сокрушены. После этой молитвы колесо вдруг остановилось, и святая мученица, отвязанная невидимою силою, оказалась совершенно невредимою и здоровою. Все бывшие здесь были страшно изумлены при виде такового чуда. Военачальник же не только не образумился, так как злоба ослепила его, но с большею свирепостью снова стал мучить святую иными муками: он приказал, повесивши, строгать ребра и терзать тело ее. Она же претерпевала все сие мужественно и к одному только Богу возводила свои очи, говоря: – Жених мой, взгляни на мою болезнь, которую я переношу ради Тебя и благоволи ко мне, непотребной Твоей рабе, чтобы сделалось для Тебя приятным пролитие моей крови, и чтобы я не была отвержена от лика святых мучениц. После сего она была снята с дерева, и военачальник спросил ее: – Анастасия! хорошо ли тебе ныне? – Весьма хорошо, – отвечала святая, – потому что, какое мучение за Того, Кого я люблю больше всей жизни моей, не стало бы для меня хорошим и приятным? Военачальник продолжал: – Если тебе мучения за Распятого доставляют удовольствие, то я увеличу их. Он приказал бритвой отрезать сосцы ее. Истекая кровью, святая стала сильно изнемогать и попросила напиться воды. Один из стоящих там близко, по имени Кирилл, принес и подал ей воду. Она же, выпивши немного, сказала подавшему: – Да не лишишься ты воздаяния от Господа, потому что Он сказал: «кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мк.9:41 ). Военачальник сказал ей: – Довольно ли для тебя мучений, или желаешь еще подвергнуться мучениям? – Делай, что хочешь, – отвечала святая, – мой Бог силен и укрепит мою изнемогающую силу на большие мучения, и низложит твою гордыню. Мучитель приказал вырвать у нее с пальцев ногти, потом отсечь ее руки и ноги, а также выбить все ее зубы. Святая стала снова изнемогать и попросила воды, а из уст ее изливалась река крови. Кирилл снова немного напоил ее. Мучитель, заметив Кирилла, напоившего водою мученицу и подумав, что он христианин (что и было в действительности), приказал немедленно убить его мечом. Будучи усечен, блаженный Кирилл отошел ко Господу получить свою награду за чашу холодной воды, которую он, во имя Христа, напоил Христову мученицу. Освежившись водою, святая немного отдохнула и молилась, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иностранная коллегия, как и следовало ожидать, взяла их под свою защиту, и в донесении Св. Синоду писала, что она «в тех делах доныне слабых их поступков ни малейше не усматривает, и весьма нечаятельно, чтоб они, по причине разности в законе с греко-российским исповеданием, указы е. и. в. пренебрегали и прямого радения и прилежания в том не имели; а особливо о графе Кейзерлинге, яко о лютеранине, никакого сомнения быть не может, понеже лютеране с римляны или папежцами, как известно, никакого согласия в вере и законе не имеют, но наипаче между ними в том, временем, и распри не малые случаются. А хотя Голембовский и римского исповедания, однако ж чрез сорок лет его службы никакого пристрастия не усмотрено и коллегия не имела еще причины быть им недовольной... Прежде них при польском дворе послами были из знатных русских фамилий, яко князья Долгоруковы и другие, но в тех обидных делах не более сих успеха имели». 589 Защищая министров, коллегия завиняла, напротив, зарубежное духовенство, особенно игуменов монастырей, в непорядочных и непотребных поступках и что они сами нередко служат причиной опустошения монастырей и иных самовольств, не имея над собой духовного правления и никаких надзирателей, которые бы крепко смотрели жития и поступков их. Коллегия собственно повторяла то, что нашла в одном из приложенных Голембовским документов, именно в письме пинского униатского епископа Булгака к Голембовскому от 9-го марта 1743 года; «уже при моем времени – писал Булгак – несколько игуменов пинских, забрав церковное серебро, деньги на починку церкви, как в здешних краях собранные, так из России присланные, ушли в путь свой, о которых и поныне не слышно. Откуда же сие все происходит, откуда соблазны такие являются и такие непристойности, ежели не оттуду, что не униатского закона духовные никакого в здешних краях не имеют над собой духовного правительства, не имеют визитаторов, которые бы накрепко смотрели жития и поступков, приходов и расходов; отчего то происходит, что почтенные игумены не знают, что пртемлют; воспоследовавшие же по них не ведают, что им оставлено». 590

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Причастен: Хвалите Господа с небес: Другий: Радуйтеся: На трапезе же ядим варение с елеем, а не рыбы. Аще же прилучится, пием вино уставленое в славу Божию, по две чаши: такожде и в вечер по две. В туюжде неделю вечера. На Господи воззвах, ставим стихов 10: и поем октоиха покаянны 4: писаны в неделю вечера, на стиховне два, и в понедельник на утрени на стиховне два, и триоди подобны 3: и минеи святаго 3. Слава, и ныне, Богородичен. Вход. Прокимен, глас 8: Дал еси достояние боящимся тебе Господи. Стих 1: От конец земли к тебе воззвах. Стих 2: Покрыюся в крове крил твоих. Стих 3: Тако воспою имени Твоему во веки. И паки: Дал еси достояние: [Смотри] Подобает ведати, яко сия два великия прокимены, еже есть: Не отврати лица твоего: и Дал еси достояние: со стихи их, един по единому поется чрез весь святый пост. Начинаем от недели сырныя до недели ваий. От Сподоби Господи начинаются поклоны. Ектениа: Исполним вечернюю молитву нашу: И посем сошедшеся оба лика, поем на стиховне триоди самогласен дне, дважды, со обычными припевы, и мученичен. Слава, и ныне, Богородичен. Ныне отпущаеши: Трисвятое, и метания три. По Отче наш, иерей возглас: Яко твое есть царство: И абие тропарь: Богородице Дево радуйся, благодатная: И поклон един. Слава, Крестителю Христов: Поклон. И ныне, Молите о нас: Поклон. Таже, Под твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40. Слава, и ныне, Честнейшую: и прочее все, якоже предписася в неделю сыропустную вечера. [Смотри] В сию же 1-ю неделю на повечерии поем канон святых пророков, глас 5, творение Феофана. [Смотри] Подобает ведати: якоже указася служба прешедшия недели, на вечерни: сице должно есть бывати и в прочих неделях святыя четыредесятницы на вечернях. В понедельник 2-я седмицы постов. Совершается последование все, якоже предъявленно в понедельник 1-я седмицы поста. На утрени, по обычных кафисмах, и на часех чтение обычное. [Нецыи же чтут сказание о чудесех Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже пречистою и честною иконою ея содеяшася, яже и римляныни нарицатися обыкши. Еже и лепотственно читатися в соборных и приходских храмех.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Грузин. – Св . священномуч. Неофита, епископа Урбнисского. До своего обращение ко Христу он был персидским военачальником. Во время похода в Грузию он был послан своим султаном Ахметом в обитель св. Шио (см. Грузин. еп.) с дарами для иноков с просьбой помолиться о нем Богу. Приближаясь к обители св. Шио, Омар (таково было первоначальное имя Неофита) увидел бесчисленное множество небесных сил, парящих в воздухе, и среди них маститого старца с длинной седой бородой (пр. Шио). Как видение, так и ближайшее ознакомление с жизнью иноков, расположило Омара чрез нисколько времени тайно прийти в обитель с двумя верными слугами и принять крещение с именем Неофита (а его слуги были названы в христианстве Христодулом и Христофором и впоследствии прославились великими подвигами и даром чудотворений). Неофит вскоре быль пострижен в монашество. Девственной жизнью, постом и молитвой он так прославился, что сделался украшением обители и был сделан ее настоятелем. Впоследствии за святую жизнь он был поставлен во епископа на кафедру Урбнисскую, обуреваемую огнепоклонниками. Достигнув неутомимой ревностной проповедью быстрого уничтожения огнепоклонства, св. Неофит этим возбудил против себя магов языческих, и они схватили св. епископа, подвергли его жестокими побоям за оскорбление своего огнища и побили камнями в первой половине VII в. (в 642 г.). Мощи его (часть их) были перенесены в обитель св. Шио и положена под престолом главного храма. Ему есть особая полиелейная служба. 29 . Св. преподобномуч. Анастасіи Римляныни, пострадавшей за Христа при Валериане. По смерти родителей, она 3-летней сиротой была взята одною настоятельницей женской обители и ею воспитана в страхе Божьем. На 21 году от роду св. Анастасия пострадала за имя Христово, претерпев биение палками, опаление огнем, колесование, строгание тела, вырывание ногтей, отсечение рук и ног, выбитие всех зубов, вытягивание клещами языка и его урезание. Наконец, после этих жестоких истязаний св. страстотерпица была усечена. Глава ее почивает в храме ее имени, устроенном под полом кафедрального собора в г. Житомире. 200

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Немного спустя после молитвы, которою предотвратил он совершение греха, предстал ему в видении ангел в одежде воина епархова, и взяв его, повел будто в судилище, и бросил в темницу, обложив шею железными узами и связав руки железными цепями. Приходившие к нему не говорили ему о причине заключения, но сам он, мучимый совестию, думал, что подвергся сему за то дело, и полагал, что муж той женщины донес судье об этом деле. Ктому же ему представлялось, что тут же производился суд над другими, за подобное же преступление. От этого находился он в крайнем смущении и страхе. Тогда Ангел принял образ одного искренняго друга его и пришел будто навестить его. Он вошел, будто чрезвычайно пораженный и опечаленный тем, что друг его терпит поносныя узы и сидит в заключении между сорока преступниками, и сказал ему: — отче диаконе! За что так безчестно держат тебя с преступниками? Он отвечал сму: по истине не знаю; но подозреваю, что на меня донес такой–то епарх по безумной ревности, и я опасаюсь, не подкуплен ли им градоначальник, и не подвергнули бы меня тяжкому наказанию. Представший в виде друга сказал ему: если хочешь послушать друга своего, то я советовал бы тебе удалиться из этого города, потому что, как вижу, не полезно тебе жить в нем. Евагрий сказал ему: если Бог освободит меня от этой беды, и ты потом увидишь меня в Константинополе, пусть подвергнусь еще большему наказанию. Друг сказал ему: если так, я принесу Евангелие, поклянись мне на нем, что удалишься из сего города и сделаешься иноком, и я избавлю тебя от этой беды. Евагрий сказал: клянусь как ты хочешь, — только избавь меня от этой мрачной тучи. После этого тот принес Евангелие и потребовал клятвы. Евагрий поклялся ему на Евангелии, что не останется в городе, кроме одного дня, и это для того только, чтоб перенести на корабль свои вещи. Этим кончилось видение. Вставши, в тревоге, он разсуждал: пусть клятва дана в изступлении, но все же я поклялся. Потому ни мало не медля, перенес все, что имел на корабль, и отплыл в Иерусалим. Здесь он облекся в иноческое одеяние и был принят блаженною Меланиею Римлянынею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2) Отношение Братств ставропигиальных между собою Ставропигиальные Братства были по преимуществу хранителями и защитниками Веры православной в юго-западной России, и потому в каждой области ее была непременно какая-либо ставропигия с несколькими подчиненными ей Братствами городов и предместий той области. – В Галиции, оплотом православия было Братство Львовское, в Литве – Виленское, в Белоруссии – Могилевское, на Волыни – Луцкое, и, наконец, в Малороссии – Киевское. Ставропигиальные Братства более всего заботились о взаимном всем согласии и единодушии, находились в непрестанных между собою сношениях по делам Церкви и наконец оказывали друг другу деятельную помощь. 1) В самом устройстве Братств, – устройстве, как мы уже видели, одинаковом, положено было прочное основание для согласия и единодушия ставропигий. Но чтобы какие-либо разности, удобно вкрадывающиеся с течением времени не произвели между ними несогласия, они наделяли друг друга печатными своими уставами. В 1588 году Виленское Братство послало Львовскому тридцать экземпляров своего чина и умоляло, чтобы один из них был прочтен пред всею братиею Львовскою 255 . Самая отдаленность Братств одного от другого по пространству не могла уменьшить взаимной между ними любви и послужить препятствием к их взаимному согласию и миру. «Расстояние бо место», писало Виленское Братство к Львовским братиям в 1619 году, «единогласно, благочестия подвигом, миру и любви расстояния, не речем разъятия, принести не возмогает. Аще бо и места великими поприщами разстоим, любим обаче вас честну Братию нашу, возлюбившего ради нас туне; мир имамы к вам, мир свой оставившего дела» 256 . 2) Братское согласие и единодушие еще более укреплялось и возрастало от непрестанных между Братствам сношений. Во взаимной переписке, дышащей высокою любовию учеников Христовых, они – то выражали самые искренние благожелания друг другу 257 ; 3) То утешали друг друга в бедствиях и несчастиях «не смущайтесь о том»……, утешало Львовское Братство Виленских братий по случаю запечатания их церкви приверженцами Ипатия Потея. «Не новина в Церкви Божией бывати сему. Запечатали архиерее с римляны гроб Христов, аще силы Его не удержали; и Ирод убивал младенцев Христа ради, аще взял конец свой, яко и иншие Божии противницы, которые властью панства своего Церкви Божией противилися» 258 ;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

«Сказание об иконе Богоматери Римляныни» и «Повесть о неседальном» в русских рукописях XV в. § 3. Новые символические мотивы в иконографии клейм τ и φ на иконе Успенского собора § 4. Русская историческая «Повесть о Темир-Аксаке» и ее источники § 5. «Повесть о Темир-Аксаке» и последовательность клейм Акафиста первого верхнего ряда на иконе Успенского собора 5.1. Клеймо φ. Мария – свеча «сущим во тьме» – обращение к Богоматери с мольбой о заступничестве 5.2. Клеймо μ. Сретение – принесение иконы Владимирской в Москву 5.3. Клеймо τ. Покров – спасение города от вражеского нашествия 5.4. Клеймо ψ. Поклонение изображению Богоматери на храме – Прославление совершившегося чуда 5.5. Клеймо χ «Сошествие во Ад» – похвала божественной милости § 6. Прием симметричного композиционного уподобления сюжетов § 7. Время создания иконы Успенского собора Глава 5. Похвала Богоматери – Премудрости Божия Приятелищу § 1. Особенности иконографии пророков и гимнографов на иконе Успенского собора § 2. Образ Богоматери и тема Софии-Премудрости § 3. Появление новой системы символических уподоблений понятия «София» в палеологовском искусстве § 4. Толкование патриарха Филофея Коккина на текст Притчи «Премудрость созда себе дом...» и изобразительная символика XIV в § 5. Иконографическая схема средника иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» в свете толкования Филофея Коккина § 6. Проявления сходной иконографической традиции изображения понятия «София» в древнерусском искусстве § 7. Развитие темы «Премудрость созда себе дом...» в клеймах иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» 7.1. Акцентирование догматических понятий в клеймах σ и ν 7.2. Актуализация реалий сюжетов в клеймах ξ и υ § 8. Интерпретация основных догматических понятий Символа Веры в изображениях клейм ο и ρ § 9. Особенности иконографической редакции клейм исторической части Акафиста Заключение. Продолжение константинопольской традиции изображения акафиста в московском искусстве рубежа XIV–XV вв. Особое место иконы «Похвала Богоматери с Акафитом» I.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Святая Анастасия, подняв опущенные вниз свои глаза и взглянув на военачальника, на сии слова отвечала: – Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – есть Господь мой Иисус Христос, от Которого ты не отвратишь меня твоими соблазнительными словами, не обольстишь меня, как Еву змий, не усладишь для меня горькой вашей погибели и страхом мучений не отлучишь меня от моего Господа, за Которого, если бы было возможно, я готова претерпеть мучение сто раз. Военачальник приказал предстоявшим бить ее в лицо, приговаривая: так ли ты должна отвечать светлейшему властелину? Затем, желая посрамить ее, он приказал разодрать на ней одежду и нагою выставить ее пред всеми и спросил ее: – Приятно ли тебе, девица, обнаженной стоять перед глазами всех? – Безумный, бесстыдный и исполненный всяческой нечистоты, – отвечала святая. – Это не мой стыд, но твой, так как Господь мой знает, что солнце никогда не видело моей наготы, а ты меня выставил нагою на глаза столь многих людей; знай, что ты посрамил себя больше, нежели меня. Ведь меня, ради сего стыда, Жених мой покроет одеждою славы, а тебя на веки покроет стыд лица твоего и всякий разумный человек теперь скажет: если бы военачальник не был бесстыжим и исполненным нечистой похоти, он не обнажал бы для зрелища всех девического тела. И, обратившись к обнажившим ее, она произнесла: – Если вы обнажили мое тело, если приготовили для меня и орудия различных мучений, то зачем же вы медлите? Бейте, рубите, терзайте, покрывайте ранами обнаженное тело, покрывайте кровью открытый стыд; вот, вы видите меня приготовленную к мукам и не надейтесь что-либо другое услыхать от меня, как только то, что я желаю умереть за моего Христа. Тогда, по повелению военачальника, она была растянута и привязана к четырем столбам вниз лицом; под нее подложили огонь с серой и смолой и мучили ее снизу огнем и зловонным дымом, а по спине, без милости, били палками. Святая же Анастасия, страдая от ударов, задыхаясь в дыму и опаляемая огнем, терпела и, вместо стона, произносила до конца Давидов псалом: «Помилуй мя, Боже...» Она была до тех пор бита, пока не изнемогли палачи. После сего, отвязав ее от столбов и сняв с костра, привязали ее к колесам и, вращая колесо, переломали все ее кости и изорвали жилы. Она же молилась ко Господу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Е. Г.) и день обретения Вторник... Царица же не имяше еже что и будут, помышляющи великое чюдо и неизреченное божие смотрение еже благоволи тою; от преславного того чюдеси веру приимаше таиньства возрадовася зело, взыграша же и вси сущие полатние плещуще победное». Прервав здесь цитату, необходимо сделать первое сопоставление с изображением: все люди, протягивающие руки к иконе, представлены не в молитвенных позах, а в ликующем рукоплескании («сущие полатние плещуще победное»), о чем свидетельствуют высоко поднятые руки, запрокинутые головы, не симметрично расположенные кисти рук, отставленные пальцы и согнутые ладони. Далее: «Протичет же и в весь гради преславное слышание. Стечеся множество. Патриарх веселия исполнен бысть, взем пречистую икону на руку своею, и вжегоша множество свещь, и проливаются мира, и благовонное каждение въспосылается горящим благоуханием многом. Предидуще людие светлы, и величайши иже от синглитского совета, и церковный причет, все хваляще, вспевающе, поюще, и тако в тезоименитый ея храм Богородица в Халкопратии донесше поставляют». 128 Описание толпы поклоняющихся в тексте: величайшие от синклита (в высоких цветных шапках), церковный причт (архиереи в полиставрионах, иерей в желтоватой ризе с омофором, диаконы в алых стихарях и белых скуфьях) – находит множество аналогий в изображении. Образ патриарха Мефодия с кацеей также можно считать откликом на слова, описывающие торжественное настроение патриарха, отмечающего чудесное явление иконы возжиганием свечей, излиянием мира и благовонным каждением во время перенесения образа Богоматери в храм: да и установление иконы в специальной подставке, то есть в храме, не противоречит цели торжественного богослужения – принесению иконы в Халкопратийский храм, указанный в «Сказании». В этом же тексте найдем мы смысловую связку для объяснения последней сцены Акафиста (строфа ω) на иконе Успенского собора – вторничной церемонии в монастыре Одигон (см. главу 2), которая с композицией строфы «Взбранной воеводе...» образует симметричную пару, обрамляющую сюжеты богородичного гимна, представляя соответственно моменты начала (строфа «Взбранной воеводе...») и современного состояния (строфа ω) почитания иконы Богоматери Римляныни, то есть возвращение чудотворной иконы в Константинополь, где она творит «бесов отгнание, и недугов неисцельных уврачевание, страстей мучащих освобождение», 129 и сохранение ее божественной силы до дней написания иконы Успенского собора, о чем свидетельствуют исцеления во время вторничных процессий, ради которых приходят больные, описанные паломниками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Различие между двумя способами передачи одного сюжета состоит в том, что клеймо иконы Успенского собора трактует его более жанрово и повествовательно, как городское празднество, и зависит такая трактовка прежде всего от соединения темы с гимнографическим циклом, по природе своей тесно связанным с литературным текстом. Однако в отличие от палеологовских Акафистов греческой и балканской редакции, на иконе музеев Кремля связь с текстом значительно усложняется: если в циклах XIV в. в качестве источников художественных образов использовались прежде всего строфы гимна и комбинации символических образов – цитат из разработанной ранее иконографии, то на иконе Успенского собора, как видно уже на примере двух рассмотренных клейм, с изображениями вступает во взаимодействие второй текстовой ряд – исторические повествования, определяющие предназначение гимна и смысл связанных с ним торжеств, которые, как уже отмечалось выше, лишь опосредованно отражаются в греческой редакции Акафиста и почти исчезают в балканской. Для того чтобы представить такую связь наглядно, необходимо сравнить повествование и изображение на иконе Успенского собора в клейме, не имеющем аналогий в сохранившихся Акафистах и трактующем тему «Торжество Православия», то есть в изображении строфы «Взбранной воеводе...». Сцена из истории восстановления в Константинополе почитания святых икон должна, если предшествующие рассуждения верны, иметь своим источником «Сказание об иконе Богоматери Римляныни»; это длинное сказание начинается с момента написания образа Богоматери св. Лукой и далее описывает различные чудеса, творимые образом, большей частью относящиеся ко времени гонения на иконы, центральное место среди которых занимает путешествие иконы Богоматери по морю в Рим, где ее сохраняли от уничтожения иконоборцами, и обратно в Константинополь, когда последний гонитель – император Феофил раскаялся в содеянном и после его смерти опять восторжествовало православие. Вот как описывается сцена обретения императрицей Феодорой иконы Богоматери Одигитрии, чудесно перенесшейся из Рима: «уведоша же (от римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010