Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Елена Московская, прп. - житие Елена Московская (Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина; † 18 ноября 1547) — первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, схимница. Почитается в Русской православной церкви в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых. Происходила из рода Девочкиных — землевладельцев Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. Предполагаемые, на основе записи в синодике Новодевичьего монастыря, имена её родителей — инок Сергий и инокиня Таисия. Возможное мирское имя Елены — Агрипина (во вкладной книге Новодевичьего монастыря память Елены приведена под 23 июня, когда совершается память мученицы Агриппины Римляныни; но возможно Агриппина это её имя в монашеском постриге, а Елена имя взятое при постриге в схиму). Приняла монашеский постриг в суздальском Покровском монастыре. Весной 1525 года вместе с 18 инокинями Покровского монастыря Елена по указанию великого князя Василия III перешла в основанный им по обету московский Новодевичий монастырь. В своей духовной грамоте Елена сообщает об этом: взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане. По причине отсутствия ранних монастырских документов (уничтожены во время московского пожара в мае 1571 года) невозможно установить сколько времени Елена управляла монастырём. Перед смертью Елена с благословения митрополита Макария составила духовную грамоту, которая содержит как краткие биографические сведения о ней, так и является своеобразным уставом, оставленным ею монастырю. Из духовной грамоты следует что к концу жизни Елена болела (сообщается о «всяких немощах», включая глухоту и слепоту) и не управляла монастырём (игуменьей в тот период была Евникея), но продолжала пользоваться авторитетом среди сестёр. Духовная грамота Елены содержит важные данные о первых годах существования аристократического Новодевичьего монастыря, где постриг принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая их, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы). Елена, выступая против этого, в своей духовной запрещает жить в монастыре мирянкам, а для монахинь устанавливает запрет на прислугу и еду в кельях.

http://pravicon.com/info-2297

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Агриппина Римляныня, мц. Описания иконы Агриппина Римляныня, мц. - житие Святая мученица Агриппина, родом римлянка, не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу. Во время гонения на христиан при императоре Валериане (253 - 259) святая предстала перед судом и мужественно исповедала свою веру во Христа, за что была предана на мучения. Святую деву били палками так, что кости ломались. Затем святую Агриппину заковали в цепи, но Ангел освободил ее от уз. От перенесенных мучений святая исповедница скончалась. Христианки Васса, Павла и Агафоника тайно взяли тело святой мученицы и увезли в Сицилию, где от ее гроба совершались многочисленные исцеления. Около XI века мощи святой мученицы Агриппины были перенесены в Константинополь. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Мц. Агрипина. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3463.jpg:   Размер: 367x1200, 0.44 MPix, 76 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (158) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 23 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3465.jpg:   Размер: 392x1200, 0.47 MPix, 94 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (151) , (0) . Описание: [Москва. 1970-е.] Мч. Агрипина. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 28.6 х 20.6. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 3466.jpg:   Размер: 847x1200, 1.02 MPix, 174 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (171) , (2) . Описание: Святая Мученица Агрипина. XIX в. Афон (Благословение Св. Афонской Горы Русского Пантелеимонова Монастыря). Дерево, левкас, темпера. 27х22 см. Частное собрание. Файл 29784.jpg:   Размер: 706x898, 0.63 MPix, 175 Kb. Дата: 2017-09-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (118) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1059

Агафодор Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Агафон Печерский , прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 февраля/5 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Агафоник Никомидийский , Силиврийский, мч. (22 августа/4 сентября) Агафоника Пергамская , мц. (13/26 октября) Агафопус Критский , мч. (23 декабря/5 января) Аггей , пророк, из 12-ти малых пророков (16/29 декабря) Агриппина Римляныня , мц. (23 июня/6 июля) Агриппина Ржевская , блгв. кн. (14/27 июля) Адриан Никомидийский , мч. (26 августа/8 сентября) Адриан Пошехонский , Ярославский, игумен, сщмч. (5/18 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 ноября/2 декабря) Азария Вавилонский , отрок (17/30 декабря) Аифал Персидский , диакон, сщмч. (1/14 сентября; 3/16 ноября) Акакий Афонский , прмч. (1/14 мая) Акакий Синайский , прп. (7/20 июля; 29 ноября/12 декабря) Акепсим Наессонский (Анисский), Арбельский, Персидский, еп., сщмч. (3/16 ноября) Акила , ап. от 70-ти, еп. Гераклейский, сщмч,, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 14/27 июля) Акилина Старшая , Библская (Финикийская), мц. (13/26 июня) Акиндин Персидский , мч. (2/15 ноября) Александр (в схиме Алексий) Невский , блгв. вел. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 августа/12 сентября; 23 ноября/6 декабря) Александр (Хотовицкий), протопресвитер, сщмч. (21 ноября/4 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Александр Африканский , воин, мч. (10/23 апреля) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Александр Константинопольский , патр. (30 августа/12 сентября) Александр Куштский , прп., игумен (9/22 июня) Александр Ошевенский , прп., игумен (20 апреля/3 мая) Александр Свирский , прп. (17/30 апреля; 30 августа/12 сентября) Александра Римская , Никомидийская, императрица, мц., супруга имп. Диоклетиана (23 апреля/6 мая) Алексий Московский и всея России, митр., чудотворец (12/25 февраля; 20 мая/2 июня; 5/18 октября свт.]) Алексий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А совсем недавно ко мне в руки попала семейная икона, которая недавно была обретена в нашем городе. Мне как иконописцу очень хочется рассказать про этот необычный с точки зрения иконографии образ. История его неизвестна, как впрочем, и истории многих других икон Гродненщины. По древесине и поперечным клиньям, которые были частично утеряны и позже вставлены, можно считать, что икона может относиться к началу XVIII века. Икону мне принесли в плачевном состоянии, с многочисленными утратами частей композиции. Сложно было разобраться, кто на ней изображён. Найден образ был на пыльном чердаке одного из деревенских домов. Можно лишь представить, что когда-то он принадлежал какой-то благочестивой верующей семье со своей историей и традициями. Композиция этого образа построена несколько необычно для семейной иконы. Его доминантой является крест, символизирующий крестные страдания Спасителя и разграничивающий икону на четыре композиционные части. В верхнем левом углу изображена Казанская икона Божией Матери, особо почитаемая данной семьей. В правом верхнем углу находятся святые Александр Невский и апостол Иоанн Богослов, покровители мужской части этой семьи. В нижнем левом –святые Матрона Константинопольская и святая Агриппина Римляныня. В правом нижнем углу – святая Дарья Римская и святая Евлампия. Эти угодницы Божии почитались как покровители женской частью семьи. Примечательно, что в данном сюжете собраны святые из разных эпох, никак не связанных друг с другом. Это говорит о том, что икона относится к семейному типу. В данный момент икона отреставрирована и вновь радует глаз, напоминая нам о семейных традициях, почитании предков и высокой духовности тех времен. Она явилась к нам через века для того, чтобы мы на минуту остановились и заглянули в свои семьи, в свои души. Дарья Калиберда Приход.ру Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 41  чел. Всего просмотров 2.1 млн. Всего записей 582 ©2024 Азбука супружества к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/semya/semejnaja-ikona/

Добавлено на опознание: 2014-02-04 12:52:59 Владелец: Gena Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона девы в красной накидке в правой руке держит крест и ветку, в левой руке держит короткий кинжал лезвием вниз. Ответов: 3. Последний ответ: Может быть и св. вмц. Варвара. Чаще ее изображают с кубком в руке, но такое изображение тоже встречается. Поэтому исключать такой вариант нельзя. А внешне святые Екатерина и Варвара очень похожи. Там, если мне не кажется, в правом верхнем углу о [...] Добавлено на опознание: 2014-02-02 22:45:42 Владелец: Boris Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 5. Последний ответ: Вот на этом форуме и по школе и по возрасту подскажут наверняка: http://www.icon-art.info/phpBB2/index.php Раздел " Атрибуция и обсуждение икон, а также произведений религиозной живописи " . Добавлено на опознание: 2014-02-02 21:38:21 Владелец: mvadim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 4. Последний ответ: спасибо большое Добавлено на опознание: 2014-02-02 00:07:22 Владелец: elona Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Ценная икона или нет? Подскажите пожалуйста Ответов: 1. Последний ответ: Пришлите покрупнее надпись (тропарь?) внизу Добавлено на опознание: 2014-02-02 00:06:06 Владелец: elona Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Ценная эта икона или нет? Подскажите пожалуйста Ответов: 2. Последний ответ: В названии иконы и в тропаре внизу явно ошибка в написании имени. Сказано, что " праздник св. мучен. ...... 23 июня " . 23 июня (по новому стилю 6 июля)отмечается память святой мученицы АгриППины Римляныни. Тут пропущена одна буква п Добавлено на опознание: 2014-01-27 21:43:28 Владелец: nf Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2014-01-28 00:03:30]: Дополнительной информации нет Ответов: 4. Последний ответ: Большое спасибо Добавлено на опознание: 2014-01-27 14:53:32 Владелец: feniks1974 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/59

В монастырской разнице хранились три Евангелия в сребропозлащенных окладах, чеканные напрестольные кресты, потиры, дискосы. По изяществу и художественности исполнения заслуживают внимания две дарохранительницы, пожертвованные Н. А. Журавлевым и И. Д. Бокастовым, плащаница с изображением Божией Матери, лежащей во гробе, шитая по бархату золотом. Одежда на Богородице вся сплошь вышита золотом. Вокруг изображения Богородицы крупными буквами полууставом вышит тропарь. Вся работа по вышиванию и отделке плащаницы выполнена сестрами обители – золотошвейками по послушанию. Была в монастыре и библиотека. Поскольку обитель возникла недавно, то в ней ценные старинные рукописи или книги не хранились, но было множество книг, изданных различными учеными обществами и учеными людьми, почти все, что выходило в то время. Под Иверским соборным храмом при его постройке выведен был довольно значительных размеров склеп. В 1891 году усердием благотворителей его переделали в трехпрестольный подземный храм. В 1892 году 12 июля по благословению преосвященного Владимира, епископа Нижегородского и Арзамасского, средний алтарь его был освящен в честь Собора честных бесплотных сил. Алтарь правого придела 13 июля освятили в честь апостола Петра и мученицы Агриппины; левый придел – 14 июля в честь преподобного Герасима Иорданского и преподобномученицы Анастасии Римляныни. Соборный Иверский храм возводился усердием и на средства благотворителей: мещанина Сергиева Посада В. Т. Рыбакова, петербургского купца Г. Ф. Шустрова, купцов из города Богородска И. С. Кулаева и Г. Д. Куприянова, а также некоторых других жертвователей. Почитатели старца – устроителя обители – принесли в дар монастырю частицу мощей апостола Варнавы , небесного покровителя батюшки. 20 июня 1901 года священник Георгий Раевский в письме иеромонаху Варнаве сообщал, что мощи святого апостола Варнавы в серебряном крестообразном ковчеге, полученные от Марии Сергеевны Кошелевой – вдовы потомственного дворянина, передаются в Выксунский женский монастырь, «где бы облагодетельствованные Вами сестры имели более напоминательных побуждений молиться о Вас, достойного носителя святого имени, пред небесным Вашим покровителем святым апостолом Варнавою».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Феодосия св. Кикилия св. Агриппина св. Иулитта св. Христина св. Наталия св. Анфуса св. Каллиста св. Минодора св. Евфимия св. Иустина св. Евлампия св. Харитина св. Каллиопа св. Ермиоиа св, Миропа св. Агния св. Киприлла Преподобномученицы Святая Анастасия Римляныня св. Епистимия св. Евгения св. Феврония св. Евдокия св. Параскева Преподобные жены Святая Евпраксия св. Феодора св. Ефросиния св. Пелагия св. Матрона св. Мелания св. Феодора Александрийская св. Макрина св. Мария Египетская св. Феоктиста Лесвийская св. Ксения св. Феофания царица XIX. Воздвижение Креста В храме на амвоне св. Мефодий, патриарх иерусалимский, держит честный крест Христов. У амвона стоят св. Елена царица, многие сановники и христиане и взирают на крест, подняв руки. XX. Святые Вселенские Соборы Первый Святой Вселенский Собор. в Никее, бывший при Константине Великом в 325 году и состоявший из 318 богоносных отцов, против Ария изображается так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Константин на престоле и по обе стороны его святители в архиерейском облачении – Александр патриарх Александрийский, Евстафий Антиохийский , Макарий Иерусалимский, святой Пафнутий Исповедник, св. Иаков Низибийский , св. Павел Неокесарийский и другие святители и отцы. Пред ними стоят изумленный философ и св. Спиридон Тримифунтский, одну руку простерший к нему, а другою сжимающий черепицу, из которой выходят огонь и вода; и первый стремится вверх, а вторая по перстам святого стекает на пол. Тут же стоят Арий, в священническом облачении и пред ним святитель Николай, грозный и встревоженный. Единомышленники Ария сидят ниже всех. В стороне сидит св. Афанасий диакон, молодой, безбородый и пишет: Верую во единаго Бога, до слов: и в Духа Святаго. Второй Святой Вселенский Собор,. бывший в Константинополе при Феодосии Великом, в 381 году, и состоявший из 150 отцов (против Македония) пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Феодосий Великий на престоле и по обе стороны его святые – Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский , Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов , патриарх Константинопольский, который пишет: и в Духа Святаго (до конца), и другие святители и отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Чет. Минеи. (Act SS. iann. II. р. 1102). Март. Р. 31 янв. 22 Св. священномуч. Евсевия, еп. Самосатского. В 301 году присутствовал на Антиохийском соборе и способствовал избранию св. Мелетия в патриархи. При Валенте был заточен в Фракию; при Грациане возвратился к своей пастве. В Долихине, куда прибыл для рукоположения городу епископа, арианка бросила на него с кровли дома горшок; от сего удара исповедник скончался. Чет. Минея из Феодорита (II. 32. IV 14. V. 5) и Никифора (XI. 21. XII. 3). (Or. Chr. II col. 934. Act SS. iun. IV. р . 235). Март. Р. 25 июня. Мес. В. Свв. мучч. Галактиона и Иулиа н ии. Мес. всех свв. (Act SS. iun. t. IV. р. 116). Свв. мучч. З ин она и Зины, с л уг и его. От Филадельфии Аравитской; усекнуты при Максимиане. Пролог. (Act SS. iun IV. р. 474). Мес. В. 23 июня. Март. Р. 23 Св. мученицы Агриппины . Римляныня; в муках предала дух свой Господу в царствование Валериана. Чет. Минея. (Act SS. iunii IV. р. 453). Март. Р. Есть служба. Свв. мучч. Евстохия, Гайа, племянника его, и чад его: Провия, Лолия и Урвана, и прочих с ними. Евстохий из идольских жрецов сделался христианским пресвитером, получив рукоположение от Антиохийского еп. Евдоксия; в Литре обратил к вере и крестил Гайа, своего племянника, со всем его родством. Все они обезглавлены при Максимиане, в Анкире. Пролог. (Act SS. iunii IV. р. 471). Март. Р. Празднуется сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, избавления ради Москвы от Ахмата, Ордынского царя. Празднество установлено в 1480 году, при Великом Князе Иоанне III Васильевиче, в память внезапного удаления татар с берегов Оки, и осообождения России от ига Моголов. Чет. Минея по Прологу. (Ист. Г. Р. VI. 3). Служба та же, что 21 мая и 26 авг. Преставление праведного Артемия Веркольского. Месяц. всех свв. См. 20 окт. 24 Рождество честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Лк.1 . (Act SS. 24 iunii p. 687–806). Мес. В. Март. Р. В службе один канон Иоанна монаха, другой – Андрея. Прочие праздники св. Предтечи исчислены под 7 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Тем же и откры ему Бог видение видети страшно и ужаса исполнено. Сему же поручена бе стража морская. Стрегущу же ему нощью обою пути и виде силу ратных и шед, хотя поведати великому князю Александру, идеже стояше блаженыи. И прииде близ моря, уже въсходящу солнцу, и слыша шум страшен по морю и виде насад един гребущъся, и посреди насада стояща Христова мученика Бориса и Глеба во одежах черъвленых, и беста руки держаще на раме. Гребци же седяху, аки мглою одеяни. И рече Борис: «Брате Глебе, вели грести скоро, да поможем сроднику нашему великому князю Александру на безбожныя Римляны». Страж же тои Филип, видев же таковое видение и слышав таковый глас от мученику, стояше трепетен, дóндеже насад отиде от очию его, и шед поведа великому князю Александру, еже слыша. Александр и рад бысть и прослави Бога и пречистую Богородицю и святую мученику Бориса и Глеба, и не повеле блаженныи стражу тому поведати никому, еже виде и слыша при мори в насаде глас. И тако пришедшу святому князю на безбожныя Немцы в 6 час дни и Бога в помощ призвав, рече: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися, да постыдятся и посрамятся сии безбожнии Латынове, творящеи рабом Твоим злая и хотящеи достояние Твое разорити и под смех подложити». И абие в том часе соступишася обои полки и бысть сеча велия над безбожными Римляны, помощью Божиею и пречистыя Богородици и пособием святых великомученик Бориса и Глеба и избиено бысть их много множество, и самого безбожнаго краля блаженыи сам уязви в лице мечем своим, якоже рече божественый пророк: «Приидоша сии погании без Бога, овы на колесницех и инии на конех, а овы в кораблех многих и хотящеи достояние Христово разорити, но сами ти спяти быша и падоша, а ми же въстахом и исправихомся; Господи, спаси царя и услыши ны вонже день, аще призовем Тя». И се явишася в полце святаго шесть муж храбрых и силных зело и сии многу победу показанше на поганых с блаженным князем Александром за православную веру Христову. И избиено бысть много множество безсчислено безбожных Римлян в том месте, а оставшии же побегоша восвояси, гоними гневом Божиим, посрамлени от блаженнаго князя Александра; трупия же мертвых своих воевод складше во многи корабля и потопиша в море, и инех же вь ямы иззасыпаша, а иже язвеных, без числа бяше, и тое нощи и останок безбожных побегоша, страхом одержими бяху.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И ясно закон Божий помянутые вины ради запрещевает Израильтянам творити браки с Хананеями. Совратяся, рече, дщери твоя в след богов их ( Исх. 34 ; Втор. 7 ; Нав. 23 ). Если же не просто запрещается брак верных с неверными и не того ради, аки бы таковые браки сами собою скверные были, но ради вышереченного опасства; то когда будет сильное и довольное оберегательство, дабы верное лицо не совратилося к неверию или иноверию своего подружия, тогда без всякого сумнительства может верное лицо с неверным или иноверным сочетатися. Когда бо отлагается вина бедства, тогда бедства не боимся. Видим сего образы в Священных Писаниях. Ибо на томжде месте, где брак Израилю с Хананеем запрещён есть вины ради вышеименованной, запрещён есть и всякий завет или мирный союз тоея же ради вины. Исхода глава 34 и Исхода глава 23 ( Исх. 23; 34 ). Однако ж когда совращения себе от союзничества с неверными Иудеи не опасалися, делали мирные союзы с неверными безгрешно, яков союз был Давида царя с Хирамом, царём Тирским ( 2Цар. 5 ), и с тымжде Хирамом Соломона царя ( 3Цар. 5 ), и благочестивого царя Асы с царём Сирским ( 3Цар. 51 ), и Иуды Маккавея с Римляны ( 1Мак. 8 ), и Ионафана архиерея с Римляны же и с Спартиаты ( 1Мак. 12 ). Подобный образ показует нам Апостол в запрещении идоложертвенных брашен, ибо запрещает ясти идоложертвенная, где есть опасение, да не соблазнятся немощные братия, а где такового опасения нет, не запрещает, ведая и сказуя, что брашна таковые не суть скверна ( 1Кор. 8; 10 ). Таковое рассуждение имеет Церковь Божия и в деле бракотворения с иноверными или и неверными. Запрещает браки таковые, опасаяся совращения лица верного; но когда нет опасения, не запрещает, якоже известно от прикладов Иосифа патриарха, Моисея, Есфири и прочих. Таковое ж рассуждение о помянутых браках предлагая правоверным, Правительствующий Духовный Синод, и, видя великую на некиих в России местах брачного иноверных с верными сочетания нужду, яковая является в доношении из Берг-Коллегии, не попускает просто православным с инославными сочетаватися, но такое уставляет оберегательство, при котором отнюдь не опасатися совращения лица верного; а именно: прежде сочетания брака у тех пленников, который с согласия изберёт себе из Русских в жену, или и свободных иноверцев, которые Царскому Величеству записалися на вечную службу, взять сказку за рукою под штрафом жестокого истязания, что ему по сочетании брака жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, ни угрозами и никакими виды в веру своего исповедания не приводить и за содержание веры её православной поношения и укоризны не чинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008