Разум, без страха божия держимый, меч есть, от мужа безумна носимый. (РСП 148) Вообще интерес к мудрости, философии, наукам, учению резко возрастает в России того времени, и не только среди латинствующих, но и среди наиболее просвещенных грекофилов. В вышедшем из их среды и приписываемом иноку Евфимию Чудовскому «Разсуждении» о том, «учитися ли нам полезнее грамматики, риторики, философии и теологии и стихотворному художеству и оттуду познавати божественная писания или, и не учася сим хитростем, в простоте Богу угождати», автор в противовес консерваторам и ригористам веры однозначно высказывается в пользу всех перечисленных наук. Понятие «простота» в его понимании относится к нравственному уровню, указывает на комплекс душевных качеств, включающих доброту, терпение, кротость, незлобие, немщение и т. п., а не является синонимом «невежества» и «неучения». Учение, утверждает он, есть «свет путеводящий к богопознанию», а «неучение тма, ослепляющая умныя очи… Учение же ясная луча есть, ею же невежества тма разрушается и естественныя человеческаго разума очеса просвещаются, и есть велие благо» 483 . Борьба с невежеством становится главной задачей основных партий, борющихся за интеллектуальное господство в России. При этом полемизирующие стороны не утрачивают в пылу полемики ни трезвости суждений, ни широты общекультурного кругозора. Занимающее, например, более традиционалистскую позицию лидеры грекофилов не отрицают огульно всю латинскую культуру. Такие отцы западной церкви, как Иероним и Августин, однозначно признаются ими как важнейшие авторитеты в духовной жизни, ибо в их времена «не было разгласия у греков с римляны» 484 . А что «Кронима и Августина имен в России в писаниях не обретахуся дотуду, и то недивно, -полагает ученый автор «Разсуждения», -мало ли чего в Росии дотуду не бывало? Какие у нас дотуду книги бывали? И Библии не бывало и едва о ней слышали в Росии». Всего 40 лет, как Никон завел ее у нас 485 . В пылу борьбы с невежеством подобные перехлесты в обвинении Древней Руси были типичным явлением в предпетровской России. Для нас в данном случае важна не сама в целом неадекватная оценка средневековой культуры мыслителями XVII в., а ее направленность, сам пафос борьбы за более высокий уровень просвещения, образования в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Сейчас приведенное свидетельство находится в 6м знамении мнимой Кирилловой. Характер изложения его и всей книги дает мысль не об уничтожении Церкви, жертвенников и Жертвы, a о твердом и непоколебимом существовании Церкви со всеми ее Божественными учреждениями. Во всем 6м знамении Стефан Зизаний вооружается против опресночного хлеба, употребляемого западными еретиками в Тайне Евхаристии. Он доказывает, что не опресноки, а квасный хлеб должен быть употребляем в Тайне Причащения, мерзостью же запустения называет, вопервых, не уничтожение Жертвы Тела и Крови Христа, не неимение ее, как хочется нашим раскольникам, а отсутствие у еретиков в алтарях жертвенников 82 , вовторых, неприношение еретиками в алтарях «хлеба незлобиваго агньца пречистаго тела, и вина честныя крове Христовы» под видами квасного хлеба и вина, а вместо сего «токмо во олтари на месте священия мерзость запустения подобну трупу поставляют» 83 , «а опреснок знаменует мерзость запустения...» 84 . Папежников, западных еретиков называет жестоковыйными и уподобляет их жидам, потому что они, как жиды, «опресноки, мерзости египетския работы, и до сего дне жрут, ничего на жертву не закалают», чрез такие неправильные противозаконные действия в Евхаристии «строятся совершеную Христову жертву везде помрачити» и «антихристу предотечи суть и помощники» 85 . Стефан Зизаний считает невозможным спастись никому из православных христиан без Тела и Крови Христа. Он так об этом говорит: «Аще кто кровию Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его перьвородная в нем жива быти не может, якоже Сам Христос рече: аще кто не пиет крови Моея, живота не имать в себе» 86 . Взгляда о неотложном вкушении Тела и Крови Христа в деле спасения у Стефана Зизания не могло бы быть, если бы он проповедовал возможность падения Христовой Церкви и под мерзостью запустения разумел вселенское уничтожение Тела и Крови Христа. Составители мнимой Кирилловой имели в виду составить книгу не для показания возможного падения Христовой Церкви и вселенского запустения и уничтожения Жертвы Тела и Крови Христа, что хочется в ней усматривать нашим раскольникам, а книгу «богодухновеннаго учения любителем, хотящым с жиды и с теми еретики, и с римляны, и с люторы и с калвины о вере претися, что бы им окаянным высокоумным не мнетися, и нашея бы православныя христианския веры не охуждати» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Если справедлив предложенный параллелизм между «Сказанием об иконе Богоматери Римляныни» – редакцией Б, то отсутствие библейской аллюзии обусловлено уподоблением жанру сказания, в котором отсылок к Ветхому Завету, сколь-нибудь значимых для содержания текста, нет. И проведено оно столь последовательно, что даже 10 строка 113 псалма, которая в редакции А читается в молитве князя «низложи его заступниче нашъ, Господь, да не речет «Где есть Бог ихъ», Ты бо еси Богь нашъ, иже гордым противляяся», 157 в редакции Б заменена индифферентным выражением «зело же хваляся на христианы, на овца христовы паствы, паче же и на самое Христово имя». 158 Редакция А в равной мере последовательно уподобляется жанровым особенностям «Повести о неседальном»: библейская история Исхода Израилева, к которой постоянно обращается автор «Повести о неседальном», имеет с византийскими событиями ту общность, что избавление в обоих случаях происходит посредством морской стихии (описание морской бури у стен Константинополя имеет сходство с описанием потопления фараонова войска), но в «Повести о Темир-Аксаке» такое сопоставление было бы неуместно, и оно заменяется другой библейской историей, с давних времен в толкованиях Ветхого Завета составляющей параллель Исходу 159 , – спасением Иерусалима от многочисленных войск Сеннахирима из Книги пророка Исайи (36, 37:38), хотя сохраняются и некоторые заимствования, связанные с темой Исхода, такие как 10 стих 113 псалма или слова «нападе на нъ страх и трепетъ» 160 (строка песни Мариам из следованной Псалтири ( Исх. 15:16 ), которая есть и в «Повести о неседальном») и др. Аналогия редакции А с историей из книги пророка Исайи имеет еще и особый смысл, возвращающий нас к теме донаторскойком позиции, к изменениям княжеских регалий, созвучным политической идее возвеличивания Москвы, идее преемственности власти от Константина Мономаха – византийского императора, идее богоизбранности русского города, которая выражается в виде новой библейской параллели. По пророчеству Исайи, Иерусалим во времена царя Езекии был спасен ради царя Давида: «Говорит Господь, Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» ( Ис.37:35 ); упомянув об этом в тексте, автор русского повествования дальше последовательно проводит уподобление событий: «яко же тогда при Сеннахириме было тако и ныне при Темирь Аксакы един той же Бог и тогда и ныне», «яко избавил ны есть Господь из рук врагъ наших Татаръ...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Ащели кто ложная писания книжная полагает в церкви, и почитает яко святыя на соблазн людем, аще будет причетник, да извержется, а книгы да сожгутся». Кроме того, во многих списках статья носит название преп. отца Никона: «Сказание преподобнаго отца нашего Никона о отреченных книгах; от посланиа преп. отца нашего Никона о глаголемых тайных книгах показания, яко еретичьскаа суть писаниа». 343 Под именем Никона разумеется преп. Никон Черногорец, инок Раифской пустыни в Палестине, живший во второй половине XI в. и составивший два сборника церковных постановлений и нравственных правил: Пандекты и Тактикон. 344 В 13-й главе Тактикона говорится о еретиках, которые писали ложные книги, и указываются самые книги которых должно остерегаться. «Потребно же есть нам ведети, сказано здесь, о глаголемых скровенных книгах, яко великый Афанасье глаголет, яко глаголемыя скровныя (сокровенные) книгы еретическыя суть, да с таковеми, яко с древними прелщают Римляны яже суть сия (Исидор). Адам и Енох, Ламех, Завети патриарстеи, молитва Иосифова, Асенеф, Ельдад и Модад, Завет Моисеов, Възнесенье Моисеево, алми Соломонови, Илиино откровенье, Илиино виденье, Сифоньино откровенье, Захарьино откровенье, Ездры откровенье. Дозде Ветхаго писаниа суть. Обретаютжеся и другая многа в различьных съписаних, яже достоит съматрети в сущих и приятных книгах и кроме онех не подобает нам отнудь другая приимати. Новаго же суть сия: Ияковле повесть, Петрово отъкровениие, объхожения и оучения апостольская, Варнавино посланиие, Павлово деяние, Павлово откровениие оучительство Климентово, Игнатьиево оучениие, Поликарпово оучениие, иеоуа м лие от Варнавы, иеоуа м лиие от Матфия. Сия Новаго с ветхым оучитаиется от Сидора, в другыих же обретаиется предънаписаниа (преднаписанная т.е. прежде упомянутая) Ияковля повесть, яко Иакова иесть некоиего иевриина, а не апостола, и пакы обхожениие Иоаново, глаголемоие Богословово в сих сокровеных причитают и обаче иелма неприятна суть иегова хотять да суть, и ины суть и не причитаются в скровных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

На странице 35, во утверждение того, что будто восточного исповедания люди благосклонны к исповеданию римскому, пишет следующее: «мудрии Греки не гнушаются латинами, но еще и священнослужения их почитают; яко-же когда и сам я отправлял святую литургию в великом монастыре троицком, тогда тамо благоговейнейше предстоял архимандрит сомногими, о чем тысячнократно свидетельствовать буду». Не сомневаемся, что Рибейра какъ сие, так и сего больше по народам трубить похощет, понеже то таковым мотам обычно и свойственно; только же и то нам неусумнительно, что у благоразсудных мужей лживец сей нигде себе вероятия неполучит. Кто бы толь безстыдных врак не поплюет? И с чего бы троицкому архимандриту, (который и церемоний папежской церкви никогда прежде невидал, нетолько силы их отнюдь незнает; а одно то знает, что римляны отступники), – и с чего бы ему родилось при шептании мшы их умиление и благоговейнство? Стоит попик Рибейра в необычном платье, в некой избе, у стола простого, и неведомо что тихо пошептуя, с угла стола к углу передаваяся, пошатываяся, на одно колено приламываяся и неоднократно к предстоящим незапно– будто спутать хощет, обращаясь. A сие действие привело-бы архимандрита к теплейшему набоженству? Не паче ли в недоумение приходил архимандрит, удивляясь, что делается, комедия ли какая или волшебство? А когда ему сказано, что то латинская обедня, не мог он воистину несоблазниться, видя как их священнослужение неблагообразно, без пения, в частых шатостях, в тихих пошептах, в тайных и противных с одним мужиком переговорках, ни от кого неслышимо, только зримо, а наипаче, что в простой избе, и на простом столе, где обычно едятъ и пьют; и воистину, кто исперва таковое их мшевание увидит, хотя бы хотел притворить вид благоговейный, да не может либо для соблазна, либо для смеха. Но и почему Рибейра об архимандричем благоговеинстве уведал? Сам ли то усмотрел? да он спиною к зрителям стоял. Разве нарочно оглядывался, как в школьных диспутациях? и если так, то он не о том мыслил, что делал: набожный священник! А если ему кто сказал о том, то как он о том тысящекратно свидетельствовать смеет? Подлинно се нерядовое вранье, да то так знающии и разсуждающии осудят. А если бы о сем в слух простолюдинам пришло, нелегкую смуту враль сей сделает,– вложит в сердца грубым человекам мнительства, зазрения, неразумныя ревности, возбудит междоусобныя в народе нашем, вражды, распри и мятежи, и преклонит ко уверению своего лживого чванства, что премногия духовныя русския власти просили его о сочинении книги сей, о чем слово было в первом пункте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.5 из  5) Изограф В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком и опасном Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами. Банька освещалась тремя маслеными коптилками, а роды принимала повивальная бабка Авдотьюшка, да еще тут была замужняя золовка Дашка, которая грела воду и раскладывала на лавке чистые тряпки и пеленки. Хотя роды были и третьи, но подвигались туго, и бабка уже применяла и мыльце, и выманивала ребеночка на сахарок, и даже послала девку к батюшке Василию открыть в храме Царские Врата и сотворить молебен с водосвятием преподобной Мелании Римляныне, которая благопоспешествует в родах. То ли мыльце, то ли отверзание Царских Врат, но что-то помогло, и банька вскоре огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль Авдотьюшки. Золовка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала. Ребенок родился без рук и без ног. Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка. Сродники, сидевшие за столом, все повернулись к ней с вопросом: — Ну что там? Дашка всплеснула руками и заголосила. Все всполошились. — Что, Манька померла?! Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. В избу из церкви пришел отец дьякон за получением требных денег. Узнав такое дело, он раскрыл от удивления рот и стоял так минуты две, крестясь на образа. А потом сам побежал к баньке, подобрав края рясы. — Пропустите отца дьякона, пропустите, — расталкивая локтями сродников кричала Дашка. Дьякон завернул полу рясы, достал черепаховый очешник, степенно одел очки и тщательно оглядел ребенка. М-да, — произнес он, — комиссия. Действительно, конечности отсутствуют, даже культяпок нет. Срамной уд в наличии и мужеского пола. Значит это мальчик. Эфедрон — сиречь задний проход — имеется. Вона, и орет-то во всю мочь, пузцо надувает, губами плямкает, значит к трапезе приступать желает.

http://azbyka.ru/fiction/poslednyaya-nad...

Евагрий сказал: клянусь, как ты хочешь, только избавь меня от этой мрачной тучи. После этого тот принес Евангелие и потребовал клятвы. Евагрий поклялся ему на Евангелии, что не останется в городе, кроме одного дня, и это для того только, чтоб перенести на корабль свои вещи. Этим кончилось видение. Вставши, в тревоге, он рассуждал: пусть клятва дана в исступлении, но все же я поклялся. Потому нимало не медля, перенес все, что имел, на корабль, и отплыл в Иерусалим. Здесь он облекся в иноческое одеяние и был принят блаженною Меланией Римляныней. Но дьявол опять омрачил его сердце и поколебал его до того, что он переменил уже опять одежду, и ум его обуяло ораторское тщеславие. Бог же, Который удерживает всех нас от погибели, поверг его и здесь в другую беду, послав на него горячку, и тяжкой болезнью в продолжение шести месяцев измождив плоть его, которая препятствовала ему идти начатым уже путем. Когда врачи оставили его, не находя способа вылечить его, блаженная Мелания сказала ему: думается мне, что болезнь твоя не простая, сын мой, скажи мне, нет ли у тебя чего на душе? Он признался ей во всем, что случилось с ним в Константинополе. Блаженная сказала ему: дай мне пред Богом слово, что решишься вести монашескую жизнь, и я хоть грешница, помолюсь Господу, да дарует Он тебе продолжение жизни на покаяние и исправление сердца. Когда он дал слово, она помолилась, и Евагрий выздоровел в несколько дней. По выздоровлении она сама доставила ему иноческое одеяние, и он, облекшись в него, отправился в Египет, где два года прожив на горе Нитрийской, на третий удалился в пустыню. Четырнадцать лет прожил он в так называемых Келлиях, питаясь только хлебом и водою с малым иногда количеством елея и не позволяя себе в этом отношении никакого утешения. Не ел он ни зелени, ни плодов, ни винограда, не пил вина и не омывал тела. Так томил себя человек, живший прежде в довольстве, но искушения и здесь не оставляли его. Иногда восставал на него сильно демон блуда, как сам он говорил о том: и тогда он целую ночь сиживал нагой в колодце во время зимы, так что тело его цепенело.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Без победы над собой победы над дьяволом достичь невозможно Таким образом, терпение, чистота, кротость юной девы Анастасии должны вдохновлять и нас. Это не чрезвычайное явление необычных обстоятельств, но сила христианской жизни. Ее смысл определяется целью. Все зависит именно от этого – насколько Христос, Его Благовестие войдут в нашу жизнь как первая и самая главная цель. Вот в чем заключается победа христианина над миром, над его неблагоприятными обстоятельствами, а самое главное – над угнетающей обыденностью. Именно здесь совершается самая главная борьба за сердце человека. И если душа христианина сможет в однообразии будней сохранить стремление жить по Евангелию, если в этих обстоятельствах она образует в себе единый центр сознания, укорененный во Христе, тогда сила Спасителя, побеждающая злобу мучителей, откроется сердцу христианина. Без этой первой победы, победы над собой в самых привычных обстоятельствах будней, второй победы – над дьяволом – достичь невозможно. Таков закон духовной жизни: здесь есть Христос и ноль, и чем больше что-то другое, помимо Христа, приобретает для нас значение, тем меньше места в нашей жизни остается для самого важного – для Евангелия. Христианин не борется за блага завтрашнего дня. Его победа над собой совершается здесь и сейчас. Для него не уверенность в будущем имеет значение, но искренность стремления быть со Христом в конкретный момент настоящего. Остальное – политические обстоятельства, гражданские преобразования, судьба истинных ценностей в обществе – все это для христиан определяется мерой их участия в победе над собой, над своими греховными устремлениями, мерой их приближения ко Христу. Вот где начинается сила, дающая мужество юным, вдохновляющая труды целеустремленных, укрепляющая в терпении страждущих, дарующая надежду немощным. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 11 ноября 2016, 16:58 Агница Божия Анастасие! Все претерпевшая и такой благодатный образ кротости, смирения и абсолютной любви к Господу нам подающая, моли о нас, грешных, лишенных и толикой части твоих дарований. Моли Господа послать каждому из нас в свой назначенный час мужества и твердого исповедания веры. Моли, святая Анастасия о непраздной р.Б Анастасии, в данный час готовящейся родить. Пошли благословение ей и ее чаду.

http://pravoslavie.ru/75034.html

6. Св. Благоверный князь Александр Невский. – Настоящее чтение как и о св. кн. Михаиле Тверском, составлено по древнейшему его житию, написанному современником св. Александра (XIII в.), передававшим о некоторых событиях со слов самого князя и лиц, находившихся при нем, и сохранилось в рукописи XV в. (Моск. дух. Акад., – изд. архим. Леонидом в «Памяти. древ. письменности» 1882 г.). Позднейшие жития его (XVI–XVII в.) известны в четырех редакциях, из которых последняя (по времени) самая обширная риторически-витиеватая (см. в биб. Петер. дух. Акад. 273, – список XVIII в., присланный из Владимира в Петербург в 1772 г.), написанная, по поручению патр. Иова, вологодским архиепископом Ионою Думиным, – все эти редакции жития св. Александра Нев. составлены после собора 1547 г., на котором он был канонизирован. Указанное древнейшее «сказание современника, о подвигах и жизни Вел. кн. Александра Ярославича, по словам арх. Леонида, издавшего это сказание, живо рисует нам поэтический образ сего излюбленного русского князя, представляя его таким, каким он отразился в умах его современников по своей деятельности и душевным свойствам» (в указан. изд., стр. 3). Действительно, «Сказание» об Александре Невском, по языку, по содержанию и характеру изложения напоминает поэтически–былевые времена «Слова о Полку Игореву» в принадлежит, на ряду с ним, к лучшим произведениям нашей древнейшей литературы. Вот напр. какими былинно-поэтическими чертами описывает автор жития «храбрых мужей» – богатырей, отличившихся в битве Александра Невского со шведами... «И бысть сеча велика над Римляны. И изби множество безчисленное от них. И самому королеви возложи печать на лицы, острым своим копием. Зде же в полку Александрове явилось 6 мужей храбрых в сильных и мужествовав сими крепко. Гаврило един, именем Алексич: сей наехавше на шняку, видев королевичь мчащше под руце, вьзъехав по досце до самаго короля, по ней же досце восхождаху, и востекоша пред ним. И паки обращшеся, и свергоша его з доски и с конем в море. Божиею благодатию оттуду изыде неврежен. И паки наехав бися с самим воеводою, крепко среди полку. Другий же Новгородец именем Збыслав Якунович. Сей наехав многожды бьяшеся единым топорком, не имеяша страха в сердци своем. И паде неколико от топорка его. Подивишася князь Александр Ярославич силе его и храбрости его. Третии же Яков, родом Полочанин, ловчей бысть у князя. Сей наехав на полк с мечем и мужествовал и похвали его князь. Четвертый же Новгородец, именем Миша. Сей пеш с дружиною своею погуби три корабли Римлян. Пятый от молодых его именем Сава: Сей наехав шатер королев великии Златоверхни и подсече столб шатерный. Полци ж великаго князя Александра Ярославича, видеша падениа шатра, возрадовашась о падении шатра того. Шестый же от слуг его именем Ротмир, сей бысть пеш. И оступиша его мнози, и от многих ран паде и скончась. Сии же вся слышав от господина своего Александра Ярославича и от иных, иже в то время обретошась в той сечи» (указ. изд., стр. 7)...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

впросфомисании, инесть освящения, но осквернение. паче имут олтарь и несть святыни. отслужащих две просфиры отложили, на 5 Служат; А господь первым чудом 7-ю хлебы 4 народа прекормил. А брады иус не брел, А нынешнии усы подстригают и брады бреют, табак пьют, и щепетью крестятца; безскуфейники, наемники чрезсребро поставляющихся Господь изгна, и пенязи опроверже во иерусалиме; недостойне содержащих престолы, яко каияфа со июдою предателем, намедницы и сребреницы меняющи и купующи; возлюбивши воскрылия широкая, инасонмищах первоседание и наторжищах зватися учителю учителю; сего ради Сына невозлюбиша на кресте распяша. Тако нынешнии отступницы Сына Божия отвергли измолитвы исусовы. И искрестнаго двоеперстнаго сложения и крест обругали господень осмиконечной Да испрестола сбогородицей свергнули волтари инацерквах инапросфирах; ивозлюбили крыжи латынские измию на жезлах архиерейских ипокланяютца жезлу со змием; а чрезтого змия самому диаволу покланяютца; воображенном змие. Якоже адама израя изгнал диавол вселившись тою змиею; и вавилон град погубил диавол змиею же. Тако инынешний народ диявол прелстил змиею во адово дно погубил влекущи яко ужищем. Верующих ему в неразумети. Нынешнии священницы папины послушницы, яко Июда скаиафою, ипапы сжиды согласившись едино действуют, а митрополиты со архиереи отпап ереси приемше действуют единогласно. Того ради Кирилл Философ Владимиру князю неповелел от пап иот латынь веры примать егда просветил святым крещением всю святорусскую землю. Тако и панагиот философ Цареградский препрел и обличил азимита Ереси их латынские, Священников нарек свиниями; Егда же изцаряграда был послом, послан в Москву скрыжом, при царе Иоане васильевиче, инедопустили ниблиз москвы, чтоб непочтена была чужа Вера Християнами. писано есть Кто похвалит чужую веру, той заругателя вменится своей вере. Егда иангел старцу рек скем погребут, икако хощет коея веры быть, Соегиптяны, или римляны ислатыни, исоармяны, или соевреи, или со июдеи, или сохристияны Съеросалимляны.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010