Василию и Константину Ярославским, блгвв. кнн., глас 2 Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших,/Церковь же Божия радуется,/приемши телеса ваша,/людие, песненный лик составльше,/духовною цевницею вопиют:/ликуй, Василие, радуйся, Константине,//Ярославлю славо и всей России радосте. Перевод: Ваше Отечество гордится тем, что вы пролили за него кровь, Церковь же Божия радуется, приняв тела ваши; люди, составившие молитвенное песнопение, духовной лирой взывают: «Ликуй, Василий, радуйся, Константин, Ярославлю слава и всей России радость». Величание Величаем вас,/страстотерпцы Христовы, благовернии князи Василие и Константине,/и чтим честная страдания ваша,/вы бо молите за нас//Христа Бога нашего. Владимиру Ярославичу Новгородскому, чдтв., блгв. кн., глас 4 Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/Божественный сосуд избран Богови,/благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/и, храм пречуден Премудрости Божия/в Великом Новеграде сем устроив,/тело Твое в Нем предложил еси,/и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,//молися низпослати и нам велию и богатую милость. Перевод: С молодости ты стал, Богомудрый князь Владимир, Божественным сосудом избранным Богом, воспитанный в благочестии, ты сохранил безупречную веру и, устроив удивительный храм Премудрости Божией в Великом Новгороде, тело твое в нем упокоил, и сейчас, на Небесах предстоя Престолу Святой Троицы, молись ниспослать и нам великую и богатую милость. Владимиру и Агриппине Ржевским, блгвв. кнн., глас 8 Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/добре во благочестии пожив, блаженне Владимире,/тако и с супружницею твоею, прехвальною Агриппиною,/в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся./С нимиже молитеся Господеви/сохранити без вреда отечество ваше,//да вас непрестанно почитаем. Величание Ублажаем вас,/святии чудотворцы Владимире и Агриппино,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за ны//Христа Бога нашего.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. – 100 р. – к. – 100 р. – к. Карякин, Мих. Иван., Моск. купец. 100 р. – к. – – – Клириков, Ал-др Вас., свящ. Моск. – 100 р. – к. – – – Кольев, Ник. Ал-др., прот. Моск. – 100 р. – к. – – – Кротков, Феофил. Ив., прот. Моск. – 100 р. – к. – – – Лебедев, Ал-ей Петров., проф. Моск. Университ. – 100 р. – к. – – – —11— Лебедев, Дим. Ал., преп. Единецкого Д. Училища – 100 р. – к. – – – Лепешкина, Агриппина Ник., вдова Статск. Сов. – 100 р. – к. – – – Мальцев, Алекс. Петр., протоиерей, настоятель посольской в Берлине церкви – 100 р. – к. – – – Машкина, Екат. Мих., вдова Коллеж. Сов. – 500 р. – к. – – – Металлов, Вас. Мих., свящ. Моск. – 100 р. – к. – – – Модестов, Мих. Васильевич, Москов. протоиерей – 100 р. – к. – 100 р. – к. Модест, архимандрит – 200 р. – к. – – – Монина, Анна Александров., вдова пот. почет. гражд. – 270 р. – к. – – – Морковин, Иоан. Михайл., свящ., инсп. Ржевск. Епарх. женск. училища – 100 р. – к. – – – Мошкин, Афан. Александра Московский купец – 100 р. – к. – – – Некрасова, Александра Николаевна – 100 р. – к. – – – Нечаев, Дим. Степ., Кол. Ассес. – 100 р. – к. – – – Никольская, Екат. Гаврилов., вдова прот. в г. Симб-ке – 200 р. – к. – 200 р. – к. Орлов, Ник. Алексеевич, священник Московский 100 р. – к. – – – Орлов, Сергий Никол., священник Московский 100 р. – к. – – – Павлов, Иван Иванович, преподаватель Архангельского Епархиал. женск. училища – 100 р. – к. – – – Пашкевич, Мих. Павлович, инспект. Тверск. дух. сем. – 100 р. – к.– – – Растеряева, Варв. Гав., жена Московского купца – 100 р. – к. – – – Ржаницын, Алексей Руфов., Статский Советник – 600 р. – к. – – – Романовский, Пётр Васильевич 100 р. – к. – – – Репин, Иоанн Иоаким., потом. почётный гражданин – – – 100 р. – к. Самарин, Дим. Феодорович, потомств. дворянин – – – 500 р. – к. —12— Сахаров, Пётр Николаевич, прот. Московский – 100 р. – к. – – – Световидов, Сергей Ник., преподаватель Моск. Дух. Семинарии – 200 р. – к. – – – Скворцов, Павел Арсен., регент Московского хора – 100 р. – к. – – –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кондак, глас тойже Благочестно на земли пожисте,/евангельския истины на Афоне напоившеся,/крепостию Духа Святаго просияете/и ныне на Небесех веселитеся,/темже молим вас мы, недостойнии:/молитвами вашими святыми/избавите нас от всех бед и печали. Величание Величаем вас,/святителие Христовы,/и чтим всечестный собор ваш,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. 14/27 Апостола от 70-ти Акилы (I). Преподобного Стефана Махрищского (1406). Благоверного князя Владимира и благоверной княгини Агриппины, Ржевских чудотворцев (XVI) 28 . Тропарь апостолу Акиле, глас 3 Апостоле святый Акило,/моли Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Кондак, глас 4 Яко велие солнце Церковь тя стяжавши, славне Акило,/светлостьми учения твоего просвещает верно/чтущия тя,/Господень апостоле. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Акило,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь преподобному Стефану Махрищскому, глас 8 Православия ревнителю,/благочестия наставниче и чистоты,/ищущим спасения путеводительный светильниче,/монашествующих богодухновенное удобрение,/преподобнаго Сергия духовный собеседниче,/Стефане премудре,/ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/и пустыни населил еси./Моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Чистотою душевною Божественно вооружився,/блаженную жизнь совершил еси,/в пустыню, яко во град, вселився,/благодать приял еси от Бога/исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце,/и всех возвышати к Божественней высоте./Темже имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти:/радуйся, преподобне Стефане, постников удобрение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Стефане,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь благоверному князю Владимиру и благоверной княгине Агриппине, Ржевским чудотворцам, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА кнг. ржевская, св. (пам. 15 июля, 23 июня) - см. Владимир и Агриппина, святые благоверные кн. и кнг. ржевские АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВОЛЬНЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ прославилась в ц. во имя Св. Троицы дер. Вольно Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу «ВРАЗУМИВШАЯ ЭККЛИСИАРХА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 янв.), одна из чудотворных икон Хиландарского мон-ря, находящаяся в кафоликоне в честь Введения Пресв. Богородицы во храм ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ВЫСОЦКИЙ ЧИН 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/123174_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВЛАДЫШЕВСКАЯ Татьяна Феодосьевна (род. 3.06.1944, Москва), музыковед, исследователь древнерус. певч. искусства и старообрядческой певч. культуры ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция) ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы ВОЛЬНЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ прославилась в ц. во имя Св. Троицы дер. Вольно Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу

http://pravenc.ru/rubrics/123062_18.html

Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, нареченнаго во святом Крещении Василия В тойже день память святых мученик Кирика и Иулитты, и святых благоверных князя Владимира и княгини Агриппины, Ржевских. Службы их зри 14 июля. НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: поставим стихов 4 и поем стахиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Десницею Всевышняго укреплен,/великий княже Владимире,/идольскую прелесть отринул еси, славне,/и, святым Крещением просветився,/светом познания Христова/землю Русскую озарил еси. Начальника нашего во благочестии христианстем,/приидите, восхвалим, людие российстии,/приснославнаго великаго князя Владимира,/идолы поправшаго/и святым Крещением/землю Русскую просветившаго. Светоносная твоя память,/равноапостоле,/ днесь возсия нам всерадостно,/веселящи души и сердца/твоего Богоразумия добротою,/великий княже Владимире. Слава, глас 6. Самогласен: Днесь страна Российская,/яко новаго царя Константина, тя стяжавши,/светло ликовствует,/великий княже Владимире,/радостно память твою торжествующи,/мы же, чада твоя, молебно вопием ти:/молися, равноапостоле, ко Господу/спасти и просветити души наша. И ныне, Богородичен, глас тойже: Никтоже, притекаяй к Тебе,/посрамлен от Тебе исходит,/Пречистая Богородице Дево,/но просит благодати/и приемлет дарование к полезному прошению. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: От земных к Небесным пришел еси, радуяся,/великий княже Владимире,/и, почесть восприем от Христа Бога,/Тому молися/спастися душам нашим. Стих: Вознесох избраннаго/от людей Моих. Лучами Богоразумия просветився,/идолы попрал еси,/равноапостоле,/Христову же веру/во отечествии твоем насадил еси. Стих: Елеем святым Моим/помазах его. Стадо твое соблюди,/егоже ко Христову познанию привел еси,/великий княже Владимире,/и державу Российскую/в мире сохраняй присно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. Римский-Корсаков служил с 1803 г. (в кавалергардах). 26 августа 1812 г. в бою под Бородином он был вместе с братом Григорием, который позднее получил за этот день орден Владимира 4й ст. Павел же, обладавший богатырским ростом и силой, участник Аустерлицкого боя, «занесенный своей лошадью в гущу врагов, долго отбивался один и уложил палашом несколько человек, пока наконец, как рассказывали позже французские офицеры, выстрел из карабина не скосил его; тело его не было найдено» (Гершензон, с. 16; см. также: Панчулидзев С. Сборник биографий кавалергардов. 1801–1826. СПб., 1906, с. 129). Как лист осенний, запоздалый… Он жив, чтоб помнить и грустить! — Вероятнее всего, эта стихотворная строка принадлежит самому Д. Д. Благово. В его поэтическом архиве есть очень близкие (и тематически и стилистически) стихотворения (см., напр., «Желтый лист», «Засохший цветок» — ГБЛ, ф. 548, карт. 8, ед. хр. 78). Ср., напр., такие строфы: Листок засохший; пожелтевший, Кем ты на память сохранен; Один из тысяч уцелевший, Зачем ты в книге затаен? И вот он цел, листок заветный, Он в книге бережно лежит, Давно сухой, давно бесцветный Все про былое говорит. ( ИРЛИ, ф. 119, оп. 7, No 3) … дом в Поварской… — «Это дом No 30, на углу Ржевского пер. и Поварской» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 204). … Спаситель вогнал бесов в свиное стадо… — Имеется в виду евангельская притча об исцелении человека, «одержимого бесами»: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» (Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 32–33). … Анреп Роман Романович (ум. 1830), офицер лейб-гвардейского Гусарского полка; в 1812 г. — корнет, с 1826 г. — полковник Оренбургского уланского полка, позднее — генерал-майор, знакомый Пушкина. Аматеры — любители (от франц. amateur). … князь Шаховской… комедию «Липецкие воды»… карикатуры. — Речь идет о комедии в стихах поэта-сатирика и драматурга А.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Любостяжатели исключены из Царства Божия: «Ни воры, ни лихоимцы... ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Любостяжание будет господствовать в последние дни: «Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы» ( 2Тим.3:1–2 ). – «Будут у вас лжеучители, которые... из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» ( 2Пет.2:1, 3 ). 2. Церковно-исторические примеры отречения от богатства и мирской славы ради Бога и для спасения души В числе св. подвижников русской земли, променявших и славу, и богатство жизни мирской на тесную келью, мы видим князей, именитых бояр, купцов и людей простого звания. I. В XV веке князь вологодский Андрей Дмитриевич оставил княжение на двадцатом году своей жизни. Он пришел в Спасов монастырь, что на Каменном острове, и просил у игумена Кассиана пострижения. Удивился игумен, услышав такую просьбу из уст юноши-князя. «Напрасно смущаешься, – говорил на это князь, – я имею твердое намерение не принимать услуги от других, а служить другим и нести крест по следам моего Господа». Игумен наконец решился принять молодого подвижника в монастырь и под именем Иосафа (10 сентября) постриг в монашество, сделав увещание не возвращаться помыслами к раз покинутому земному величию. Бывший князь стал примерным иноком; до конца жизни соблюдал строжайший пост, и мысль о богатстве и славе никогда не нарушала его душевного мира. Однажды дядя его, ржевский князь Борис, посетив Иосафа, предложил ему основать свой монастырь и давал для этого деньги; молодой подвижник сказал ему: «Серебро и золото не нужно тому, кто искренно желает жить в пустыне; раздай бедным то, что ты определил для меня, и получишь награду от Бога». Так и скончался бывший князь бедным монахом. II. Таким же образом оставил княжение и скончался строгим подвижником в Петропавловском монастыре, в XIII в., князь Олег Романович Брянский (20 сентября). III. Преподобная Евфросиния Полоцкая (23 мая) была внучка полоцкого князя Всеслава и ушла в монастырь даже тайно, не желая выходить замуж (XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда Ржевский окончил романс, из сада блеснула дальняя молния. Дамы испуганно разом поднялись со своих мест и принялись торопливо искать шляпы и накидки. Они не слушали приглашений Рязанцева поужинать, быстро одевались, целовали одна за другой Варвару Михайловну и поспешно уходили, с оханьем и выкрикиваньями, как всегда женщины перед грозой. Варвара Михайловна рассеянно прощалась с гостями. Ее мучила и волновала мысль, что Ржевскому и Андрею Лукичу, приехавшим из Москвы, муж ее, по всей вероятности, предложит переночевать на даче. «Ни за что! Ни за что! – нетерпеливо повторяла она себе. – Если муж будет просить, я не скажу ни одного слова, и, я думаю, у него не хватит дерзости остаться». Смутное, зародившееся где-то в сокровенных тайниках души предчувствие говорило ей, что если только Ржевский проведет эту ночь под одной с ней кровлей, то все ее семейное счастье, накопленное четырьмя годами тихой, ничем не омраченной жизни, должно грубо рушиться и погибнуть. Когда все гости разошлись, Ржевский, до сих пор медливший, взял с подоконника свою легкую соломенную шляпу. Но Рязанцев тотчас же запротестовал: – Неужели вы хотите ехать в город? Да я вас ни за что не пущу. Вы даже извозчика теперь нигде не достанете. Ржевский повернул голову к Варваре Михайловне. Она видела, что его глаза просят и в то же время выражают покорную готовность подчиниться ее решению. Она быстро отвернулась от него и, делая вид, будто не слышит слов мужа, вышла на террасу. Но, лицом к лицу с жутким молчанием деревьев, застывших в тягостном томлении, среди душной темноты, ей сделалось страшно, и вместе с тем она почувствовала жалость к Ржевскому. Варвара Михайловна воротилась в комнату. – Через полчаса разразится страшная гроза, – сказала она сухо и избегая глядеть на Ржевского. – Вам придется остаться. Он молча поклонился ей и положил шляпу. Варвара Михайловна решила не оставаться больше с гостями ни одной минуты. Ей хотелось поскорее уйти в свою комнату, лечь, успокоиться, забыться сном. – Разве ты не будешь ужинать? – спросил ее Рязанцев, когда она подошла к нему, чтобы поцеловать его в лоб, что она всегда делала, прощаясь с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010