Богородичен: Пресвятая Богородице, упование наше и похвало,/Тя едину ведуще, верою покланяющеся, молим:/радуйся, Неискусобрачная Святая Марие, покрове и ограждение наше/и Помощнице сущим в бедах./Моли Христа, Сына Твоего, за рабы Твоя, на Тя бо надеемся. На хвалитех стихиры на 4, глас 4. Подобен: Званный свыше: Яко светозарное солнце,/блаженнии, от запада возсиявше,/всю Российскую землю просветисте/и к свету веселия настависте;/и ныне о поющих вас, Владимире блаженне с премудрою Агриппиною,/и славящих людех, и просящих исцеления,/и ко Христу искренно притекающих/молите спасти и просветити души наша. О, великое и несказанное чудо/Божественныя благодати,/Владимира блаженнаго с премудрою Агриппиною/како возможем воспети или изглаголати?/Оваго яко храбра и богочестива,/ову же яко мудру и благоверие хранящу./Ов убо гордаго врага победи,/ова же смирение любляше;/и ныне Христу Богу молятся/спасти и просветити души наша. Всечестный приспе праздник святых чудотворцев,/ходатайствуя всем спасение,/в немже, тайно восплескавше, к ним сице рцем:/радуйтеся, светила темным мысленнаго Солнца;/радуйся, Владимире, купно с супружницею твоею/благоверие храняще во Единстве Святыя Троицы,/Юже молите спасти и просветити души наша. Первее убо, прехвальнии,/от юности своея Христу поработавше,/сущаго в мире сем/яко прехвальна познавше/и сего ради милостынею и молитвами/добре Тому угодивше./Темже и по смерти исцеление подаваете всем,/верою вас почитающим, Владимире и Агриппино,/и велию милость. Слава, глас 2. Самогласен: Приидите, вси языцы,/восплещите руками и ликовствуйте,/приидите, вси российстии святителие и священницы,/монаси же и простии,/духовне возвеселимся/в нарочитый день праздника новых чудотворцев Ржевских,/Владимира блаженнаго и Агриппины прехвальныя./И сих, яко цветы, хвалами и песньми почтим,/сице глаголюще:/радуйтеся, преславнии,/Небеснии человецы, земнии ангели,/Духа Святаго обителище,/евангельскому гласу убо возследницы,/тем и приясте вместо тленных нетленная./И ныне в памяти вашей молите Христа Бога/сохранити отечество ваше,/и помиловати град и люди, почитающия вас,/и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля) . Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (Б) . Богослужение совершается по уставу великого праздника . При совершении богослужения можно руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец...», и главой Типикона под 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, и равноап. Владимира, глас 4-й – 4; «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», или равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3. На литии стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий...», и равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОАНН († 2-я четв. XIV в.?), блгв. кн. путивльский, мч. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

В наст. время место древнего храма определяется по ц. св. Андрея Стратилата, к-рая в кон. XVI в. была приделом Б. ц. и под стенами к-рой находятся остатки юго-зап. лестничной башни. Облик Б. ц. известен по рисункам XVII в. и данным раскопок, проведенных А. А. Строковым и В. А. Богусевичем в 1940 г. (материалы этих работ считались утраченными, но обнаружены в городском архиве Вел. Новгорода) и М. К. Каргером в 1969 г. Здание не уступало по размерам Георгиевскому собору Юрьева мон-ря, представляло собой 6-столпную церковь, имело 3 апсиды и прямоугольную лестничную башню, примыкавшую к юго-зап. углу. Наружные стены были расчленены лопатками с сильным выносом. В технике кладки сохранялись визант. элементы: деревянные лежни-субструкции под основанием, ленточные фундаменты и раствор с добавлением цемянки. Раскопки показали, что храм был расписан фресками, его стены украшало множество вкладных каменных крестов; внутри и снаружи было открыто множество погребений, в алтаре - остатки епископского седалища и горнего места. Лит.: Строков А. А. Раскопки в Новгороде в 1940 г.//КСИИМК. Вып. 11. 1945. С. 65-73; Янин В. Л. Церковь Бориса и Глеба в новгородском Детинце: (о новгородском источнике «Жития Александра Невского»)// Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 125-135; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. 98. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/153187.html

Димитрия Солунского и свв. благоверных князей Бориса и Глеба (мотивы уподобления)//Искусство христ. мира. М., 2002. Вып. 6. С. 115-122. Э. С. Смирнова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/153171.html

В настоящее время почитание святых Владимира и Агриппины нашло свое выражение в росписи храма Оковецкой иконы Божьей Матери во Ржеве, выполненной палехской мастерской «Лик». В Вознесенском соборе Ржева также находится чтимые святыни - иконы нашей княжеской четы. Русская церковно-историческая наука давно указала, что князь Владимир Ржевский - это Владимир Мстиславич, ближайший родственник известных русских князей: сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого. Кстати, оба эти князя также почитались и почитаются Русской церковью, как святые. К такому выводу, основываясь на списках русских святых, относящих Владимира и Агриппину Ржевских к XIII веку, пришел все тот же академик Е.Е. Голубинский. Вот что он пишет: «В старое время Ржев назывался... Ржевой Володимеровой. По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой... со всей вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее... своему родному брату, который помимо Пскова, бывшего лишь временным и так сказать случайным его владением (ибо занятие Псковского стола зависело от избирания и призывания его Псковичами), мог быть совсем безземельным.» В.Л. Янин уточняет, что Торопецкая и Ржевская земля были вотчиной потомков Мстислава Храброго, и утверждает, что ржевскими князьями были и Владимир Мстиславич и его потомки. Москва придавала Ржеву большое значение как крепости, охранявшей её западные границы от польско-литовского вторжения. В Смутное время во Ржеве бывали самозванцы, поляки, шведы. Первого самозванца жители Ржева поддерживали, «предались тени Лжедмитрия», как видно из летописи. С поляками Лисовского они вели активную борьбу. Осаждённый поляками город под командованием боярина Фёдора Шереметева оказал врагам достойный отпор, хотя сам очень пострадал, а многие его защитники погибли. С изгнанием поляков город начинает восстанавливаться. Границы Руси отодвигаются от Ржева, но ещё несколько десятилетий он продолжает оставаться надёжной тыловой базой и крепостью. При первых Романовых в крепости Ржева сохраняется большой гарнизон, сам город остаётся сборным пунктом дворянского ополчения и стрелецких полков во время военных действий.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/2/800_...

До середины XII века Ржев входил в состав смоленских земель, что подтверждается уставной грамотой Ростислава Мстиславича, князя Смоленского, за 1150 год (первое официальное упоминание о городе в письменном источнике). От князя Ростислава Ржев переходит к его сыну Мстиславу Храброму, а от того к Мстиславу Мстиславичу Удатному. С ним связано летописное свидетельство о событиях 1216 года, где город был назван «Ржева, город Мстиславль на верхе», то есть находящийся в верховьях Волги. В тот год владимиро-суздальский князь Святослав Всеволодович осадил Ржев. Мстислав Удатный вместе с братом Владимиром Псковским выступил на помощь осаждённому городу и освободил его. В. Л. Янин составил подробное описание географии Ржевской земли , принадлежавшей в этот период потомкам Мстислава Храброго и входившей в состав Торопецкого княжества . Долгое время святым покровителем города Ржева почитался князь Владимир, похороненный с женой Агриппиной в Успенском кафедральном соборе. Ещё в начале XX века каждый житель города мог рассказать легенду о защитнике Ржева князе Владимире: «Каждый раз, когда враги подходили к крепостным стенам, на крутом волжском берегу на белом коне возникал безмолвный воин-князь Владимир. И каждый раз по взмаху его руки враги бежали от города. Каждую ночь князь дозором обходил свой город, и каждый вечер горожане у стены ставили новую пару сапог. Множество новых сапог износил князь, но однажды поленились горожане или забыли поставить новые княжеские сапоги... С той поры осерчал князь на своих подданных и покинул город». Древнее почитание наших святых несомненно подтверждается тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володим иров, а также древним преданием о том, что и по успении святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Несмотря на распоряжение тверского архиерея многие иконы святой четы продолжались храниться в домах. Кроме того, две их иконы сохранились в Покровской старообрядческой общине. В современных церковных календарях, изданных Московской патриархией, день памяти святых, как и в древности, установлен 15 (28 н. ст.) июля. Правда, в календаре ошибочно время жизни княжеской четы отнесено к XVI веку. Видимо, это вызвано тем, что в период Макариевских соборов середины XVI века сведения о канонизации наших святых отсутствуют. Но это недоумение легко объясняется тем, что почитание святых было только местное.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/2/800_...

АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой 271-272 АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АГРИППИНА кнг. ржевская, св. (пам. 15 июля, 23 июня) - см. Владимир и Агриппина, святые благоверные кн. и кнг. ржевские АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 273-274 274-277 АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер 278-279 АДАЛЬБЕРТ († 1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (c 1043), церк. и полит. деятель средневек. Германии 279-280 АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского 280-283 АДАМ (Дубец Александр; род.в 1926), архиеп. Перемышльский и Новосондецкий Польской автокефальной Православной Церкви АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский 283-284 АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ 284-285 286-287 287-288 АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции AD BENEPLACITUM NOSTRUM в католич. канонич. праве клаузула, использ. в папских рескриптах и др. церковных документах 288-290 ADVENIAT (лат.), благотворительная орг-ция нем. католиков (резиденция в г. Эссене), созданная в 1961 290-291 291-295 АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде 295-296 AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI АДДАЙ в сирийской традиции один из 72 апостолов, посланный после Вознесения Иисуса Христа в Эдессу

http://pravenc.ru/vol/i.html

Мисаил, Епископ Олонецкий Никанор, Епископ Пермский Нестор, Епископ, бывший Смоленский Серафим, Епископ Можайский Тихон, Епископ Пензенский и Саранский Трифон, Епископ Дмитровский Алипий, Архимандрит, настоятель Московского Златоустого монастыря Андреев, Василий Алексеевич, потомственный почетный гражданин Астрова, Юлия Михайловна, вдова доктора Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Богородский, Сергей Николаевич, Действительный Статский Советник Бухарев, Иоанн Ник., протоиерей Московский —21— Воздвиженский, Дмитрий Михайлович, священник Московский Воронец, Евстафий Николаевич, потомственный дворянин Глаголев, Сергей Сергеевич, ординарный профессор Московск. Духовной Академии Грузов, Сергей Феодорович Донской, Александр Варсанофиевич Дружинин, Николай Николаевич, Московский купец Евгений (Мерцалов), Архим., ректор Тверской духовной семинарии Знаменский, Петр Васильевич, заслуженный ординарн. профессор Казанской Духовной Академии Исаев, Иван Петрович, секретарь Университета св. Владимира Кабанов, Димитрий Иванович, Московский купец Карякин, Михаил Иванович, Московский купец Клириков, Ал-др Васильевич, священник Московский Лебедев, Димитрий Александрович, преподаватель Единецкого дух. учил. Лепешкина, Агриппина Ник., вдов. Статского Советника Мальцев, Алексей Петрович, протоиерей, настоятель посольской, в Берлине, церкви Машкина, Екатерина Михайловна, вдова Коллежского Советника Металлов, Василий Михайлович, священник Московский Модестов, Михаил Васильевич, Московский протоиерей Монина, Анна Александровна, вдова потомственного почетного гражданина Морковин, Иоанн Михайлович, свя- —22— щенник, инспектор классов Ржевского епархиального училища Мошкин, Афанасий Андреевич, Московский купец Некрасова, Александра Николаевна, вдова Моск. протоиерея Нечаев, Димитрий Степанович, Коллежский Ассессор Никольская, Екатерина Гавриловна, вдова протоиерея г. Симбирска Орлов, Николай Алексеевич, священник Московский Орлов, Сергей Николаевич, священник Московский Павлов, Иван Иванович, преподаватель Архангельского епархиального женского училища

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Попытка наладить мирные отношения с Ливонским орденом путем брака дочери с Дитрихом Буксгевденом, братом католич. Рижского еп. Альберта I , стоила Владимиру псковского стола - в 1211 г. он был изгнан псковичами и до 1215 г. (с коротким перерывом) был в качестве вассала Альберта «судьей Идумеи» - области к северо-востоку от Риги. Вернувшись в 1215 г. в Псков, он участвовал в 1216 г. на стороне брата Мстислава и ростовского кн. св. Константина Всеволодовича в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве, разорил В. Поволжье), а также в битве на Липице против младших братьев кн. Константина Всеволодовича - блгв. вел. кн. владимирского Георгия (Юрия) и блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовичей. В 1217 г., после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе к-рого Владимир получил ее вост. часть с Ржевой, а его брат Давыд - западную с центром в Торопце. Кроме Ржевской вотчины Владимир Мстиславич держал еще в Новгородской земле Нов. Торг, судя по тому, что зимой 1225/26 г. он отражал набег литовцев на торопецкие земли во главе отряда новоторжцев. На этом летописные известия о Владимире Мстиславиче прекращаются, вероятно, вскоре он умер. Из этих данных трудно получить четкое представление о его политике. Складывается, однако, впечатление, что Владимир Мстиславич был сторонником ограничения влияния владимиро-суздальских князей на северо-западе Руси, проводя в качестве псковского князя линию на самостоятельность от Новгорода путем союза с Ригой, к-рая позже привела к тому, что Ярослав, сын Владимира Мстиславича, после смерти отца принимал активное участие в захвате ливонцами Пскова (1240), к-рый он рассматривал как свою отчину. Со 2-й пол. XVI в. Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой (напр., в Бельском летописце - памятнике 30-х гг. XVII в. западнорус. происхождения). Возможно, к этому времени относится начало местного почитания В. и А.

http://pravenc.ru/text/159124.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010