Далее преподобный Иоанн, интерпретируя свт. Григория Богослова, говорит об исполнении во Христе ветхозаветных требований к пасхальной жертве: Иисус как человек – мужеского пола, первенец (ибо раскрыл девственную утробу); непорочный, как «не вкусивший скверны» (т.е. непричастный нечистоте греха); как человек (букв. снедь, βροτς) назван агнцем (т.е. предлагаемым в пищу) и стал нашей пасхальной трапезой («наша Пасха»); как истинный Бог назван совершенным ( 1-й тропарь ). Св. Никодим поясняет, что песнописец для составления тропаря взял у свт. Григория основные аллегории: ягненок, приносимый в жертву и съедаемый на праздник Ветхозаветной Пасхи, был образом нашей Пасхи – Христа: «Христос есть и снедь, то есть то, что съедается нами, каким образом и тот древний агнец съедался, – ведь Господь говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный”» (Ин. 6, 54). Требование к жертве – ягненку – быть совершенной (без порока и изъяна) исполняется во Христе двояко: Он совершенен как Бог и «по человечеству, потому что оно от самого зачатия было помазано Божеством и стало тем, чем было помазавшее, то есть благодаря обожению стало Богом и подобным Богу» . Господь как совокупность совершенств есть «венец лета благости» Божией (Пс. 64, 12) и Солнце правды (Мал. 4, 2), «исполняющее и завершающее круг добродетелей», а потому Он стал для нас предуказанным в Ветхом Завете однолетним Агнцем (Исх. 12, 5). Он добровольно «за всех заклан», явившись не только Пасхой, но и очистительной жертвой (1Кор. 5, 7) . Это можно понимать так: «единый год” земной жизни Спасителя закончился со смертью Его на Кресте, но в Воскресении начинается для нас новый год” Его бытия – в нашем следовании путем Его праведности» ( 2-й тропарь ). Поэтому Дамаскин призывает христиан – святой Божий народ (1Петр. 2, 9; Еф. 1, 4; 18), увидевший исполнение древних прообразований – возвеселиться боговдохновенно («божественне») о воскресшем Христе, подобно Давиду, скакавшему в пляске перед Ковчегом Ветхого Завета, бывшего лишь тенью Нового («сенным Ковчегом») (3-й тропарь).

http://pravoslavie.ru/120836.html

Имеющий поразить всех первенцев в Египте от человека до скота и тем самым, поскольку некоторые породы последнего считались за богов, доказать бессилие их ( «произведу суд над богами Египетскими») ( Исх.12:12 ), Господь пройдет мимо домов еврейских. Отсюда «песах», Пасха – прохождение мимо. Исх.12:14 .  И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Значением праздника объясняется его постоянное совершение за все то время, в течение которого будет сохранять свою силу ветхозаветный культ. Только в этом смысле Пасха – «установление вечное» (см. 1Кор. 5:7 ). Подобно другим праздникам и установлениям, ветхозаветная Пасха является тенью, прообразом будущего ( Кол.1:15–17 ). В пасхальных постановлениях тень будущего прозревали еще ветхозаветные писатели. Грядущему Мессии они усвояли такие названия, которые, очевидно, заимствованы от пасхального агнца. Так, пророки Исайя и Иеремия уподобляют Его агнцу ( Ис. 53:7 , Иер. 11:19 ), и в этом уподоблении новозаветные писатели видят ясное указание на Иисуса Христа ( Деян.8:32–35 ). Сообразно с этим название агнца прилагается к Нему и в Новом Завете ( Ин. 1:29 , 1Пет. 1:19 ), а святой Иоанн Богослов, рассказывая, что воины не перебили голеней Христа, замечает: «сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:33–36 , Исх.12:10 ). Более подробно раскрывают прообразовательное значение Пасхи отцы и учители Церкви. «Агнец, – говорит Кирилл Александрийский , – долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен к страданию за род человеческий». От пасхального агнца требовалось, чтобы он был совершен, без порока, мужеского пола, однолетен ( Исх. 12:5 ). Все эти черты, по указанию отцов Церкви, ясно изображают Иисуса Христа. Совершенство агнца – совершенство Христа не только по божеству, но и по воспринятому естеству, которое помазано божеством. Непорочность агнца – непорочность Христа, потому что Он врачует от позора и недостатков и скверн: сам Он воспринял на Себя наши грехи и болезни, но сам не подвергся ничему требующему врачевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Конечно, все это имело символическое значение. Агнец был искупительной жертвой Господу, принесенной за избавление израильтян из египетского рабства, и закалывался он как раз в ту ночь, когда у египтян погибло «все перворожденное», от людей до скота. Кровью агнца следовало помазать дверные косяки в знак избавления самих израильтян от этой казни. Горькие травы обозначали горечь египетского рабства, а пресный хлеб — поспешность исхода (некогда было сквашивать тесто), равно как и повеление немедленно доесть все мясо до рассвета. На рассвете израильтяне уже должны были выступить в дорогу… Обрядовая пасхальная трапеза сохранилась у иудеев и по сей день, она называется «седер» (букв. «распорядок»). Христиане не празднуют ветхозаветную Пасху, но вспоминают Тайную Вечерю, которая, по сути, и была последней пасхальной трапезой Иисуса с Его учениками. Евангелисты, правда, нигде не упоминают пасхального барашка или козленка. Само по себе это не значит, что такого барашка на столе не было, но Таинство Евхаристии, которое совершается теперь в память об этой Вечери, обходится без закалывания жертвенных животных, поскольку Жертва была принесена Христом единожды и навсегда. Акриды и дикий мед Если трапеза Авраама с его Гостями и пасхальная трапезы похожи друг на друга, то «меню» Иоанна Крестителя резко от них отличается. Согласно Евангелистам (Матфей 3: 4; Марк 1: 6), в него входили « акриды и дикий мед». Что за странные вкусы были у этого человека? Акриды — это саранча или кузнечики, и Моисеев Закон разрешал употреблять в пищу этих и только этих насекомых. Вряд ли они бы пришлись нам по вкусу, но в разных странах мира их охотно едят и по сей день, особенно при недостатке другой белковой пищи. Более того, при периодических нашествиях саранчи, когда она пожирала буквально всю растительность в округе, не оставалось ничего другого, как есть саму саранчу — благо хотя бы она тогда бывала в изобилии. Мед, конечно, выглядит для нас куда привлекательнее. В те времена он тоже высоко ценился, ведь обычных для нас пчелиных пасек просто не существовало — мед добывали у диких пчел. Его не так-то просто было найти, а найдя, у пчел отнять, ведь они собирают его не в улей, где все для того приспособлено. Например, сын Саула Ионафан, найдя диких пчел, ткнул в их соты палкой, а потом облизал ее (1 Царств 14: 27).

http://pravmir.ru/tri-biblejskie-trapezy...

22. Исшествие Израиля из Египта, агнец пасхальный, как образ Мессии, переход через Чермное море, манна, вода из камня, медный змий стал прообразом Мессии, распятого на Кресте и спасающего верующих в Него от вечной смерти, – все явления и события в жизни Израиля были прообразом Мессии. Закон обрядовый с жертвоприношениями, очищениями, окроплением, празднествами, как обрезание всех детей мужеского пола, прообразовало духовное обрезание и оправдание верой в Мессию; вхождение первосвященника во Святая Святых было прообразом жертвы на Голгофе, а закон нравственный вел ко Христу. 23. Бог язычников вел к познанию великой тайны спасения через закон естественный, и разум в деле богопознания порождал философию, которая вела язычников ко Христу, а общение с избранным народом Божиим, чудеса в Египте и обетованной земле, и в Ассирии, и в Вавилоне, и странах Востока открывало свет. И пророки, и Закон Божий для всей вселенной, как в училище благочестия, возвещали Бога истинного; и священные книги, переведенные мудрецами и философами с еврейского языка на греческий за 200 лет до Рождества Мессии, явили тайну богоявления и спасения язычников. 24. Избавление и спасение возвещалось и язычникам еще в древние времена – в сказании о Мелхиседеке, истории Иофора, тестя Моисеева, истории Иова, Валаама, пророчествовавшего о Мессии, и Соломона, просившего в молитве милости для язычников, истории Неемана сириянина, в сказании о пророке Ионе, проповедовавшем покаяние язычникам Ниневии. 25. Бог явился во плоти, и Дух вещает: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя ( Пс. 2, 7 ); из чрева, то есть из существа Моего, прежде денницы, то есть прежде всякого времени, родих Тя ( Пс. 109, 3 ); и исходы Мессии вечные – исходы Его из начала от дний века ( Мих. 5, 2 ). 26. Иисуса Христа Дух Святой называет Богом, Господом, Адонаи, Елогим и Иегова. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих ( Пс. 44, 7–8 ). Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене ( Пс. 109, 1 ). и в пророчестве Малахии: Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезапу приидет в Церковь Свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел Завета, егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал. 3, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В конце литургии вместо пения «Благословен грядый во имя Господне», «Да исполнятся уста наша», «Видехом свет истинный», «Буди имя Господне», вместо псалма «Благословлю Господа» – поется «Христос воскресе». И священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше» поет начало тропаря «Христос воскресе». Отпуст говорит иерей с крестом, как на утрени. Молитва «Царю небесный» не поется до дня Пятидесятницы ни на какой службе. Вечерня дня Пасхи имеет следующие особенности: настоятель облачается во всю священную одежду, бывает вход с Евангелием, и потом читается Евангелие о явлении Господа апостолам в тот вечер «сущу позде» (Ип. 20:19). Евангелие читает настоятель в алтаре, обратясь к народу. Отпуст говорит иерей с крестом. К особенностям богослужения дня Пасхи и всей седмицы пасхальной принадлежит то, что царские врата, северные и южные двери в алтарь не затворяются в изображение того, что Господь воскресением Своим открыл нам врата Царствия Божия. К празднику Пасхи приготовляется хлеб, артос, иначе – «всецелая просфора с крестом, на ней изображенным», а иногда с изображением воскресения Христова. Как в Ветхом Завете, в воспоминание освобождения людей от рабства фараонова, закалывался агнец, который вместе с тем прообразовал Агнца, вземлющего грехи мира – Спасителя, так в Новом Завете, в воспоминание воскресения Господа нашего Иисуса Христа, которым мы избавились от вечной работы вражией, приносится артос – хлеб, изображающий собою ангельский хлеб, хлеб живота вечного, сшедший с небес – Господа нашего Иисуса Христа, Который напитал нас духовною пищею божественных Своих благодеяний, соделался для нас истинным хлебом жизни. В самый день Пасхи бывает освящение артоса. Артос в день Пасхи и во всю Светлую седмицу полагается или в алтаре, или в храме на аналое, нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Господня, в приходских церквах во время крестного хода с хоругвями, образами Воскресения Христова, Богородицы, обносят обыкновенно и артос. Крестный же ход полагается в каждый день Светлой седмицы после утрени. Но в приходских церквах он обыкновенно совершается после литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

—Возглас действительно означает, что Святые Дары предназначены святым; но слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости. После «Святая святым» хор поет «Един Свят, един Господь» — только Он, Единый Безгрешный, может очистить нас от наших грехов — и затем причастны, или, по-гречески, киноники. Причастен, как правило, стих псалма (хотя есть и исключения, то есть причастны, взятые не из псалмов, например, пасхальный «Тело Христово приимите…»), который следовало бы петь медленно все то время, пока причащается духовенство. В Средние века действительно пели этот стих (или два стиха, если положено по Уставу) на протяжении пяти-семи минут, пока причащались клирики. Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают. —Теперь — о Причащении духовенства и затем мирян. —Диакон, войдя в алтарь, обращается к священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник разделяет Агнец на четыре части по крестообразному надрезу, сделанному на проскомидии. Затем, взяв частицу, именуемую Иисус (на ней сокращенно написано имя Божие — IC), он творит ею крестное знамение над Чашей и опускает ее в Чашу с Кровью Христовой. Диакон вливает в Чашу теплоту — горячую воду — со словами «Теплота веры, исполнь Духа Святаго». Священник берет вторую из четырех частей Агнца, «Христос» (печать «ХС»), и раздробляет ее на частицы по числу причащающихся в алтаре священно­служителей. Наступает минута их Причащения. Они молятся, поклоняются Святым Дарам, испрашивают прощения друг у друга и у народа.

http://pravoslavie.ru/78257.html

Вторая важная проблема – Кто совершает Евхаристию. Христос – Жертва, но Он же и Первосвященник и Ходатай будущих благ, согласно св. апостолу Павлу (см. послание к Евреям), Входящий во Святая Святых со Своею Кровию. Св. Косма Маиумский решает эту проблему в духе молитвы «Никтоже достоин» , точнее, ее завершения: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый». Сам Себе священнодействуеши. Итак, Христос как Бог священнодействует Себя как Человека. Он – Пасха, пасхальный агнец как Человек и в то же время – приносящий Его в жертву Бог. Для богословия прп. Космы Маиумского характерно то, что он созерцает Евхаристию, как приобщение к Телу и Крови Христовой, Тому же Телу, Что было распято и Той же Крови, Что была пролита на Голгофе. В то же время таинство Евхаристии для него неразрывно связано с Воплощением и в связи с этим он проводит глубокую экзегезу: Всевиновная и содержащая жизнь Неизмерная Мудрость Божия Созда дом Себе От Чистыя Неискусомужныя Матере. Во храм телесный облекийся Славно бо прославися Христос Бог наш . Тайноводствуя други Своя Душепитательную уготовляет трапезу растворяет чашу верным. Приступим благочестно и возопим. Славно бо прославися Христос Бог наш . Святой Косма Маиумский следует в русле традиции свт. Афанасия Александрийского: «Ибо Сей Логос и Бог, Отчая мудрость и сила, будучи бестелесен, как Бог и Отец Его, ради нашего спасения создал дом во чреве Марии Богородицы без общения мужа и стал, как я сказал, Человеком и сделал Себя образцом для всякой добродетели, чтобы желающие следовать Ему по пути имели запечатление божественной добродетели, уподобляясь которому, становились причастниками Божественной природы. Предлагает Трапезу, то есть святой жертвенник, и на нем Хлеб Небесный и Нетленный и Дарующий жизнь всем причащающимся от Него, Священное и Всесвятое Его Тело, а также Вино, веселящее сердце и создающее трезвение во всякой душе отведывающих от Него, и как в чаше смешав Свою Кровь, созвав званных и избранных чрез Своих апостолов, тех, кто оставил всякое безумие, указанных граждан царствия небесного, послушных голосу Его» .

http://pravoslavie.ru/61288.html

Ешьте его, совсем одевшись в путь, с посохами. Это – Пасха Господня (прохождение Господа мимо, пощада). Я пройду по земле Египетской в эту ночь и поражу всякого первенца у египтян от человека до скота, а когда увижу кровь на домах у вас, пройду мимо вас. В последующее время вы празднуйте этот день во все роды и семь дней ешьте пресный хлеб». Агнец пасхальный должен был прообразовать Иисуса Христа распятого, кровью Которого мы спасаемся от вечной погибели 185 . Израильтяне сделали так, как повелел Господь. В полночь Господь поразил смертью всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных из скота. И встал фараон ночью и все египтяне, и подняли великий плач; потому что не было дома, где бы не было мертвеца. Фараон призвал ночью Моисея и Аарона и сказал: «Выйдите из Египта вы и все израильтяне со всем скотом вашим, совершите служение Господу и благословите меня». И египтяне понуждали израильтян выйти, и давали им серебряные и золотые вещи и одежды. Рано утром в 15-й день месяца авива израильтяне вышли из своих домов с такою поспешностью, что не успели заквасить теста, понесли его в квашнях на плечах своих и уже в дороге напекли себе опресноков. Они собрались в Раамсесе. Отсюда до 600000 мужчин 186 , не считая женщин и детей, отправились к Красному морю 187 . И множество разноплеменных людей вышли с ними. Моисей взял с собою кости Иосифа и других патриархов 188 . Когда израильтяне на пути к Красному морю остановились в Сокхофе, Бог дал заповедь, в память избавления от смерти первенцев еврейских, посвящать ему всякого первенца мужского пола от человека до скота; первенцев от людей выкупать 189 , первенцев от скотов чистых приносить в жертву, а от скотов нечистых заменять агнцами или выкупать. Во время путешествия евреев из Египта Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им ( Исх. 12, 13 ). Переход израильтян через Чермное (Красное) море Когда донесли фараону, что народ израильский бежал из Египта, фараон и рабы его сказали: «Что это мы сделали? Зачем отпустили израильтян, чтобы они не работали нам?» Собрал фараон войско и погнался за израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Моисей, великий законодатель Израиля, был посредником ветхого завета, посредником же нового завета стал Иисус Христос, Сын Божий ( Иер. 31,31–34 ). В то время как ветхий завет был написан на каменных скрижалях, Христос записывает новый завет посредством Духа Святого на скрижалях человеческого сердца ( 2Кор. 3,3 ). Ветхий Завет основывался на обещании Израиля: «Мы будем слушать и исполнять» (5,27; Исх. 19,8; 20,19 ), а новый основывается на лучшем обетовании Божием «И на сердцах их напишу его» ( Иер. 31,33 ; Евр. 9,11–28 ). Ветхий завет взывал к сердцу человека, однако он оказался бессильным из-за человеческой слабости, т. е. неспособности соблюдать его условия, и в результате он потерял силу «обветшал» ( Рим. 8,3 ; Евр. 8,13 ). Только Иисус Христос посредством Святого Духа может изменить человеческие сердца (10,16 и ком.; Ин. 3,1–15 ). На Него указывает в своих прообразах и пророчествах книга Второзаконие: Он есть пасхальный Агнец (16,1–17 и ком.) и грядущий Пророк (18,15–22 и ком.). Русское название книга Второзаконие получила из Септуагинты, которая называет ее deuteronomion, что означает «второй закон», или «повторение закона». Содержание I. Введение (1,1–5) II. Первое обращение Моисея (1,6 4,40) А. Путешествие от Хорива до потока Арнон (1,6 2,23) Б. Войны в Трансиордании и заселение этой земли (2,24 3,29) В. Увещевания Моисея исполнять Божий закон (4,1–14) Г. Богу следует поклоняться не как идолу, но как Духу (4,15–40) III. Промежуточный эпизод: города-убежища в Трансиордании (4,41–43) IV. Второе обращение Моисея (4,44 –11,32) А. Повторение Десяти Заповедей (4,44 5,22) Б. Посредничество Моисея при передаче законов и постановлений (5,23–33) В. Единый Бог и требования любить Его, повиноваться Ему и учить этому своих детей (6,1–25) Г. Обетования победы и призыв к отделению от нечестивых (7,1 –10,5) Д. Отделение левитов для ношения ковчега и служения Господу (10,6–9) Е. Увещевание Моисея любить Великого и Истинного Бога и повиноваться Ему (10,10 11,25) Ж. Первое упоминание о богослужениях на горах Гевал и Гаризим (11,26–32) V.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На проскомидии вспоминается рождество и страдание Господа нашего Иисуса Христа. Священник, вспоминая пророчества и прообразования, а частью и самые происшествия, относящиеся до рождества и страдания Иисуса Христа, вынимает из просфоры часть, потребную для совершения таинства, и полагает на дискосе, круглом блюде на подставке. Эта часть называется Агнцем, потому что она представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в ветхом завете представлял Его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели, в память избавления от погибели в Египте при Моисее. При этом потребная часть вина, соединенная с водою, вливается в чашу. Из второй просфоры, называемой Богородичною, вынимается частица в честь Божией Матери; из третьей, называемой девятичинною, вынимаются девять частиц в честь. Св. Иоанна Предтечи, Пророков, Апостолов, Святителей, Мучеников, Преподобных, Бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, Святых, память которых празднуется в день совершения литургии, и того Святителя, которого совершается литургия; из четвертой просфоры (заздравной) вынимаются частицы за Св. Синод, царствующий дом и православных христиан; из пятой (заупокойной) – вынимаются частицы за умерших православных христиан. Все эти частицы полагаются в порядке на дискосе около частицы, называемой Агнцем. Здесь полагаются также и частицы, вынутые из просфор, подаваемых верующими от себя, за здравие и за упокой православных христиан. Такое расположение частиц около Агнца на дискосе означает то, что около Иисуса Христа, как Главы своей, собрана вся Церковь Христова и небесная и земная. В конце литургии, по причащении, все эти частицы влагаются в св. чашу с Кровью Христовою при молитве: отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровью Твоею честною, молитвами Святых Твоих. По приготовлению даров, священник поставляет на дискосе звездицу для сохранения частиц в том порядке, в каком они положены, и для напоминания звезды, явившейся при рождении Спасителя, покрывает дискос и чашу покровцами, совершает каждение и в молитве просит Бога благословить дары, принять их в пренебесный жертвенник, помянуть принесших и за кого они принесены и удостоить священнослужащих неосужденно совершить божественные тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010