Кто есть Тот, о Ком говорил Иоанн, стало известно на следующий день: «Видит он Иисуса, идущего к нему, и говорит: Вот Агнец Божий, который берет грех мира. Это Тот, о Ком я сказал: за мною идет Муж, Который впереди меня стал, потому что прежде меня был» (1:29 – 30). Евангелист Иоанн сообщает, что Иисус Христос был распят в то время, когда в Иерусалимском храме закалывали пасхальных агенцев. Для него Он стал Агнцем, кость которого не сокрушится (19:36). Ап. Павел также называет Иисуса Христа пасхальным приношением 31 . Но трудность здесь в том, что, хотя кровь заколотого ягнёнка защитила дома иудеев в ночь исхода из Египта, пасхального агнца не приносили в качестве искупительной жертвы (его закалывали, чтобы есть). Поэтому, перенеся представление об агнце на человека, Иоанн Креститель скорее всего имел в виду слова пророка Исаии 32 , когда тот сравнивал Мессию с овцой, ведомой на заклание ( Ис 53:5 – 8 33 ). Объявив, что Иисус – Агнец Божий, Иоанн ссылается на то откровение, которое он получил перед началом своего служения: «И я не знал Его, но для того пришел я крестить водою, чтобы Он явлен был Израилю» (1:31). Назначение своего служения он видит в том, чтобы опознать Мессию и указать на Него людям. Через крещение водою будет открыто, Кто же будет крестить Духом Святым: «И я не знал Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне сказал: “на Ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Он есть крестящий Духом Святым " » (1:33). Хотя Иоанн и Иисус были родственниками ( Лк 1:36 ), повидимому, они не общались между собой до встречи на Иордане. Иоанн говорит, что понял, Кто перед ним, лишь в момент крещения 34 : «И засвидетельствовал Иоанн, говоря: я увидел Духа, сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на Нём» ( Ин 1:32 ). Это сообщение дополняет повествование синоптиков, которые указывали, что Духа видел только один Иисус. Но Св. Дух не только сошёл на Иисуса, но и пребывает на Нём. Глагол «пребывать» (греч. меинен) означает непрерывно и всеобъемлюще соединиться с кем–то, остаться, поселиться. Такое неотъемлемое обладание Св. Духом возможно лишь для того, Кто Сам имеет божественное достоинство: «И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» (1:34), – говорит Иоанн Креститель, повторяя слова, которые он услышал при крещении. Первые ученики

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Мы радуемся поэтому, что пречистое тело Спасителя таким образом сохранилось от этого посягательства и, волею Божиею, Его не коснулось поругание, которое приготовили Ему враги Его даже после смерти. Мы видим здесь исполнились слова и обетования Господни, открытые людям в Священном Писании . Когда Иисус Христос предпринял Свое последнее путешествие в Иерусалим перед Своими страданиями и смертью, тогда Он сказал своим ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом» ( Лк. 18, 31 ). И как Он сказал, так и случилось. Обетования Божии, как звезды небесные, светят во мраке и темноте, которыми окутаны страдания и смерть Спасителя. Предатель, который возлежал с Ним за одной трапезой и вкушал Его хлеб; бегство учеников при взятии Иисуса; покупка земли крови за тридцать сребреников; мучение Спасителя перед духовным и светским судом, распятие между двумя разбойниками; деление Его одежды; напоение Его уксусом с желчью: все это ясно и определенно до этого было написано и предвозвещено пророками. В Слове Божием было также предусмотрено и предсказано и то, что голени Иисуса не будут перебиты и что воин пронзит ему бок. Поэтому и евангелист Иоанн нарочито и прибавляет: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «Воззрят на Того, Которого пронзили». Господь Бог заповедал народу иудейскому относительно пасхального агнца: «Костей его не сокрушайте» ( Исх. 12, 46 ; Числ. 9, 12 ), или, как передает Апостол: «Кость Его да не сокрушится». И это, по определению воли Божией, должно было исполниться на нашем Спасителе. Через это было подтверждено и засвидетельствовано, что Он в своей смерти был истинным и пасхальным Агнцем. Поэтому Иоанн Креститель предсказывал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ). Поэтому и ап. Петр писал о Нем: «Нетленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Петр. 1, 18–19 ). Поэтому и ап. Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5, 7 ). Будем созерцать и прославлять в вере и мы Распятого, как Агнца Божиего, который взял на Себя грехи всего мира и наши грехи, доколе мы не сопричислимся к лику святых и ангелов Божиих, которые непрестанно воспевают перед престолом славы Его: «достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» ( Откр. 5, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

«Но страдал добровольно и не открывал уст своих». Здесь пророк Исаия впервые с такой определенностью говорит о добровольном характере искупительных страданий Мессии, в чем и заключалась их спасающая сила. Правда, намеки на это попадались у него и раньше, например, в том месте, где он, описывая кроткий образ Отрока Господня, говорит о нем, что «Он не возопиет и не возвысит голоса и не даст услышать Его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:2–3 ); или еще более прикровенно в другом месте: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился» ( Ис.50:5 ). Но не говоря уже о том, что смысл этих текстов довольно прикровенен, они больше говорят или об общем характере учения и жизни Мессии, или об Его полном послушании воле Небесного Отца. В рассматриваемом же нами месте ясно и определенно говорится, что страдания Мессии имели не один пассивный, но активный характер, были не только покорным подчинением чужой воле, но вместе с тем и живым изъявлением Его собственной воли, актом высочайшего личного самопожертвования. Вторая половина этого стиха – «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» – является прекрасной иллюстрацией к только что высказанной мысли – о добровольном характере и безмолвном перенесении Мессией всех ужасных и совершено незаслуженных Им страданий. Самый образ взят пророком из обихода повседневной жизни; но и он, по-видимому, не лишен прообразовательного характера, так как и он намекает или на пасхального агнца, или на жертвенного агнца, которого перед закланием обыкновенно связывали, причем он все это переносил терпеливо и кротко. И та и другая жертва имела прообразовательное значение по отношению к великой Голгофской жертве ( 1Кор.5:7 ; Ин.1:29 ; Откр.5:6, 12 ). Данный образ почти буквально встречается еще раз у пророка Иеремии ( Иер.11:19 ): «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание». Относительно исполнения пророчеств этого стиха, почти все комментаторы согласны видеть в нем удивительно точную картину того поругания и глумления над Невинным Страдальцем, которое Он безропотно и терпеливо переносил во время пристрастного первосвященнического суда над Ним ( Мф.26:62–63, 67–68 ; Мф.27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:9 ; Ин.19:9–10 ). Этот же трогательный момент отмечен и у Апостола Петра в следующих словах: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:23 ). У самого же пророка Исаии ближайшей параллелью к этому стиху является уже известное нам место: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». ( Ис.50:6 ). Наконец, нельзя умолчать и о том, что именно это место из пророка Исаии послужило благодарной темой для огласительной речи апостола Филиппа, обращенной им к вельможе эфиопской царицы – Кондакии и закончившейся крещением последнего ( Деян.8:28–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но тщетно стали бы мы искать на это ответа в богословии, его нет и не было в течение веков. Событием этим овладела благочестивая легенда о Св. Граале, которою отозвался на него религиозный гений западного христианства, преимущественно Англии. Ей именно усвоила легенда честь принятия в свою землю святой чаши, в которую, согласно преданию, излилась честная Кровь, излившаяся из ребра Иисусова. В эту чашу собрал ее у Креста, согласно преданию, св. Иосиф Аримафейский. Восточное христианство до сих пор оставляет также без истолкования эту черту повествования о смерти Спасителя, которая, конечно, по меньшей мере, так же важна и драгоценна, как и все остальные. Правда, упоминание о нем введено в евхаристическую символику, именно: в последовании проскомидии эти евангельские слова произносятся при «прободении» Агнца копием, что сопровождается вливанием вина в евхаристическую чашу. Однако очевидно, что эта символика берет событие лишь с внешней стороны, само же по себе оно евхаристического значения не имеет и с Тайной Вечерей не связано. Спрашивается, что же содержится в автентичном (автентичный (устар.) — аутентичный. — Прим. ред. ) истолковании рассматриваемого события, в истинности которого с такой исключительной настойчивостью заверяет Евангелист на основании приводимых им двух ветхозаветных текстов. Первый из них, из 12-й главы Исход, целиком относящийся к установлениям относительно пасхального агнца, очевидно, имеет подтвердить жертвенный характер смерти Христовой как Агнца Божия: «Христос — новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грех мира» (пасхальный гимн). В символике же несокрушения костей здесь можно прозревать и указание на то, что каждый состав, определяющий собой строение тела, сохраняется нерушимым, даже когда съедается мясо. Агнец-Христос пребывает в каком-то особом смысле в среде народа Своего. Другой же текст относится к мессианскому пророчеству об Израиле и его прославлении, именно царственному величию дома Давида и его служению: Дом Давидов будет как Бог, как Ангел Господень пред ними. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенц е (Зах 12:8, 10). Общий контекст, из которого берется пророчество, относится к земному царству Израиля, дома Давидова, который как бы воплощается в одном лице, и таковым для Евангелиста является Христос.

http://blog.predanie.ru/article/svyatyj-...

Передний план иконы призывает молящихся к участию в этой встрече Спасителя: или на стороне учеников и искренних детей, или — радостно ожидающей скорого удовлетворения всех своих потребностей и желаний еврейской толпы. Многие из жителей Иерусалима впоследствии, не получив ожидаемых благ от Христа, предадут Его, своего Бога, и будут требовать Его распятия. Праздник исполнен радости о любви Христовой к нам и грусти о человеческой неверности Богу, доходящей до предательства. 36. Тайная Вечеря Пасха была у иудеев самым главным и торжественным праздником, установленным в память спасения еврейских детей-первенцев (первых детей у родителей) при выходе израильского народа из Египта во главе с Моисеем. Тогда египетский фараон препятствовал уходу евреев из страны, и никакие знамения, посылаемые Богом, не могли его вразумить. И вот Господь решил наслать на Египет самую страшную кару. Для того чтобы Ангел-губитель не тронул еврейских детей, Бог повелел каждой еврейской семье совершить жертвоприношение. Для этого выбирался лучший ягненок — агнец. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского (мужского) пола ( Исх.12:5 ). Этого агнца приносили в жертву — закалывали. Евреи, выходившие под предводительством Моисея из Египта в Землю Обетованную, кровью жертвы мазали косяки окон и дверей тех домов, где жили. И в одну ночь во всей Египетской земле погибли все первенцы и у людей, и у скота. Лишь еврейских домов в ту страшную ночь не коснулась смерть. По закону, данному Богом, в воспоминание об этом событии ежегодно все поколения евреев должны были совершать пасхальные жертвоприношения. Ягнята-агнцы являлись прообразами Иисуса Христа, Истинной Жертвы, Агнца Божия, Который будет убит за грехи всех людей. Жертву пекли на огне. Ели ее целиком с пресным хлебом и горькими травами. Вкушая мясо жертвы, костей ее не сокрушайте, — заповедал Бог через Моисея ( Исх.12:46 ). То, что жертву надо есть, не ломая костей, упоминается в Библии дважды. Описывая смерть Иисуса Христа в Евангелии, апостол Иоанн вспоминает это пророчество: Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода ( Ин.19:32–34 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Получается, прав Иоанн? Но что тогда делать со свидетельствами синоптических Евангелий? По-видимому, стоит предположить, что они говорили не столько о начале непосредственно пасхальной трапезы, сколько о приготовлениях к Пасхе вообще. Вот уже пекутся опресноки, вот уже кто-то отправляется в Храм, чтобы успеть зарезать барашка… «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим» ( Мк.14:12 , ср. Лук.22:7–9 ). Как мы уже выяснили, в «первый день опресноков», если понимать это выражение строго терминологически, готовить поздно: пасхальный агнец уже должен быть съеден. А вот в канун праздника задавать такой вопрос куда как уместно! Тем более, что этого самого барашка еще, вероятно, предстоит купить, равно как и прочие припасы к празднику… Мы читаем, правда, не у синоптиков, а у Иоанна: когда Христос отправляет Иуду прочь, «как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим» ( Ин.13:29 ). Ясное указание, что в ту ночь люди только еще начинали приготовления к празднику. Итак, можно представить себе такую сцену: накануне праздника ученики спрашивают Иисуса, где они встретят сам праздник. Еще бы, нужно столько всего приготовить заранее! С их стороны было бы крайне непредусмотрительно задавать такие вопросы в тот час, когда уже пора приступать к самому празднеству. Неожиданно Иисус посылает их в дом, где, оказывается, всё давно готово. Необычным был сам ориентир: мужчина, несущий воду ( Мк.14:13 , ср. Лук.22:10 ), ведь эта обязанность всегда считалась женской. Точно так же неожиданностью оказалась и «готовая горница» ( Мк.14:15 ): оказывается, не надо ничего покупать, ни о чем заботиться, осталось только возлечь и насладиться пиром! Причем прямо сейчас. У Луки ( Лк.22:15–16 ) Христос говорит ученикам: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Может быть, это и есть ответ на невысказанный вопрос: почему Он так поторопился с пасхальной трапезой? Почему Он позвал своих учеников на нее заранее, до того, как к ней приступили остальные жители Иерусалима? И тогда становится понятно, почему никакого барашка не упоминают и синоптические Евангелия. В эту ночь Агнец был среди Своих учеников. Плотью Агнца стал хлеб, который Он Сам преломил. А обычные пасхальные барашки еще только блеяли где-то около храма…

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Потому-то для всех жертв и употреблялись всегда животные совершенные и беспорочные, что они служили прообразом Христа. И жрецам Бог повелел быть вполне совершенными и неповрежденными телом, потому что они были прообразом истинного Жреца. Затем, пасхальный агнец должен быть мужеского пола, потому что этому полу по природе принадлежит главенство и преимущество, как и у людей мужчина имеет телесное преимущество перед женщиной. И Христос по природе и в действительности есть Глава и Царь, так как, будучи небесным человеком, соединился с нами, как брат, по телесной природе, но стоит выше нас, как Господь, по духовной стороне, по Своей божественности. Поэтому и женихом является только Он один, если считать невестой все человечество; даже Иоанн, величайший из пророков, не был женихом, как видно и из его слов о Христе и о себе: о Христе он говорил: «имеющий невесту есть жених», а о себе: «а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» ( Иоан. 3:29 ). И апостолы все – не женихи Церкви, хотя без сомнения они и приняли по благодати подобие Христу, сделавшись сынами Христа через Христова Духа. Но что говорит блаженный Павел? «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11:2 ). Итак, Господь – поистине Глава, Владыка и Царь, не только потому, что был Богом среди людей, но и по предвечному Божеству, потому что по природе Он – Царь всякого создания, не по благодати получивший царство, но имеющий его поистине и по рождению от Отца. Агнец, заметь, был однолетним; это означало, что Господь будет новым на земле и совершенно непричастным той ветхости, какая возобладала в людях. Поэтому, если кто называет Господа простым человеком и полагает, что Христос был нашей природы, для того Он уже не будет агнцем совершенным и непорочным, потому что никто из людей не беспорочен, не будет агнцем мужеского пола, потому что никто из людей не имеет прирожденного и всецелого телесного превосходства в сравнении с одинаковыми по природе людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сильный восточный ветер, посрамляя своего «хозяина» Сета, приносит в дельту Нила саранчу, поедающую все уцелевшее от града. Фараон опять раскаивается, но потом вновь ожесточается. Осязаемая тьма – хамсин – покрывает Египет, посрамляя самого солнечного бога Ра, не могущего дать света «покровительствуемому» им народу и своему «сыну» – фараону. Последний ставит условие – народ может выйти на служение, но без имущества, чтобы потом вернуться к нему в дом рабства. После отказа Моисея три триады казней, имевших природные, но направляемые волей Бога Израилева причины, прекращаются. Наступает время для сверхъестественной кульминации всего повествования – избиения первенцев. Установление Пасхи Последняя казнь и связанное с ней установление Пасхи связана с требованием Единого Бога об освобождении Своего первенца среди народов земли – ветхозаветной общины спасения. Невыполнение его приводит к гибели всех первенцев в земле египетской: от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице ( Исх. 12:29 ). От погибели избавлены лишь первенцы израильские, дома которых, отмеченные кровью жертвенного агнца, обошел стороной ангел-губитель: откуда наименовался праздник – Пасха (др.-евр.: песах – «Он миновал, пропустил, переступил»). Приносимый в жертву агнец символизировал выкуп за еврейских первенцев, опресноки – быстрый выход из Египта, горькие травы – четырехвековое рабство. Ветхозаветная Пасха имела и нравоучительное значение: святитель Григорий Нисский видит в смерти первенцев умерщвление греха, а святитель Димитрий Ростовский изводит из этого события следующую аккомодацию: «В тяжкие грехи впал некогда богопротивник фараон, не хотевший отпускать из Египта людей израильских, однако и нехотя отпустил. Кто же уговорил столь ожесточенного? Кто умягчил каменное сердце? Кто научил отпустить их? Смерть первородных египтян, в одну ночь умерщвленных повсюду рукою Ангела; смерть была его учителем» 208 . Важнейшим, однако, является прообразовательное значение ветхозаветной Пасхи. О том, что Пасха ветхозаветная прообразовала новозаветную, а заколаемый агнец – Христа, Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (см.: Ин. 1:29 ), мы имеем согласное свидетелство, восходящее к апостолам. Подобно тому, как кровь пасхального агнца спасла от истребления еврейских первенцев, так все человечество, по словам святого апостола Петра, избавлено от суетной жизни драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас (ср.: 1Пет. 1:18 – 20 ). По словам же апостола Павла, Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Скачать epub pdf Тайная вечеря ( Мф. 26:26–30 ) Когда Господь освободил Свой народ от египетского рабства, то Он заповедал им, чтобы они, вкушая пасхальный агнец, праздновали этот день вечные времена и чтобы при этом прославляли могущество и милость Своего Бога. Причем Он велел им сказать: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», скажите (им): «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 25–27 ). Мы, христиане, тоже имеем Пасхального Агнца ( 1Кор. 5, 7 ), и этот Агнец есть Христос, ради нас закланный. Но мы имеем еще и нечто другое, что гораздо лучше и величественнее освобождения ветхозаветного народа, так как Единородный Сын Живого Бога избавил нас не от земного рабства, но освободил нас от всех наших грехов, смерти и власти диавола. Об этом великом даре, который мы получили через Него, мы должны вспоминать в своих тихих комнатах, с верою обращая наши молитвенные взоры на первосвященническую Жертву. Об этом мы должны свидетельствовать в своих домах, читая и рассказывая истории святых страстей нашим детям и прислуге. Это спасение мы должны праздновать в наших храмах, воспевая здесь наши чудные церковные песнопения и слушая проповеди о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это же спасение мы должны также возвещать и в Святом Таинстве Евхаристии, к чему усиленно приглашает нас ап. Павел, когда говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ). Перенесемся же мысленно в убранную горницу, находящуюся в городе Иерусалиме. Там мы застаем небольшой, близких друг другу кружок людей, собравшихся сюда, по обычаю своих отцов, вкусить пасхального агнца. Среди них сидит удивительный Муж. Он одет в простую без всяких украшений одежду и не отличается внешним, земным лоском и величием. Но, несмотря на это, в Его глазах и на лице отражается небесное величие и божеское могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Тогда Господь послал Петра и Иоанна, сказав им: «При входе вашем в город встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в которой войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе – где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими». И он покажет вам горницу большую, устланную; там приготовьте». Враги Христа тщательно следили за Ним, чтобы схватить Его без народа, когда Он будет наедине с учениками. Пасхальная ночь была бы для этого очень удобным моментом, т. к. все в это время были заняты приготовлением к празднику. Поэтому, даже апостолам, среди которых уже находился предатель, Господь не сказал места, где совершит свою последнюю Великую Вечерю. Это была совершенная тайна. В последний момент апостолы Петр и Иоанн нашли комнату у неизвестного человека, как указал Господь, и там приготовили все, что требовалось по закону. И когда настал вечер, Христос пришел и возлег и двенадцать апостолов с Ним. Еврейская пасха праздновалась в 14-й день Нисана (Марта). К вечеру этого дня каждый израильтянин обязан был совершить пасхальный обряд, иначе он отлучался от народа Божия. «Пасхой» назывался агнец, которого, после предписанного законом приготовления, не ломая костей, съедали с различными обрядами в память исхода евреев из Египта и освобождения их от рабства Фараонам ( Исх. 12:17–27 ). Пасхальный агнец, служа напоминанием бывшего благодеяния Божия израильскому народу, в то же время служил пророческим прообразом Агнца Божия , т. е. Христа, Который добровольно пойдет на заклание ради освобождения рода человеческого от рабства греху, смерти и диаволу. И теперь, когда настало время заменить кровь пасхального агнца Собственной Кровью, Христос пришел в Сионскую горницу, чтобы наедине с апостолами в предсмертный Свой час, положить конец Ветхому Завету и утвердить Новый 37 . Христос ждал этого момента. «Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания – сказал Он, – «ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» ( Лк. 22:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010