Как однолетний агнец пасхальный, которого Евреи должны были съедать с строгим соблюдением узаконенных правил, изображал безлетного Агнца Иисуса Христа: так опресноки, которыми Евреи питались, празднуя пасху, в продолжение седьми дней, предызображали чистоту и святость жизни, какая требуется от верующих в Иисуса Христа. Евреи закаляли агнца пасхального каждогодно, и каждый раз, празднуя пасху, питались опресноками только в продолжение седьми дней: а Иисус Христос, как всесовершенный Агнец, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ), однажды был заклан за грехи мира, «с своею кровию однажды вошел во святилище», как учит Апостол «и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ). Кровь агнца пасхального, которою, по Божию повелению, помазаны были пороги домов еврейских, однажды спасла от погубления всех первенцов народа еврейского в то время, когда Ангел истребил всех первенцов египетских (Исход. глав. 12): а кровь Иисуса Христа, однажды пролитая на кресте за грехи мира, всегда спасает от вечной смерти всех верующих в Него, Спасителя мира. Так и мы должны праздновать «новую пасху», прославлять Христа Спасителя непорочною и святою жизнию не семь дней, но всегда, во все дни нашей жизни, в надежде совершеннее прославлять Его в нескончаемой вечности. 8. Темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в бесквасиих чистоты и истины. «Посему станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». «Посему станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства». Будем служить Господу Иисусу Христу, будем прославлять Его, вечного Агнца, закланного за грехи мира, будем веселиться и радоваться, воспоминая о величайших Его благодеяниях, будем восхвалять Его, нашего Спасителя, нашего вечного Ходатая ( Евр.7:24 ), «не с старою закваскою», удаляясь общения с худыми людьми, и бегая всякого нарушения заповедей Божиих; «не с закваскою порока и лукавства», удаляясь всякого худого дела, всякой злобы, коварства, обмана, хитрости, лицемерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Крест в руке Иоанна соотносится с одним из главных предметов его свидетельства о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). В этих словах просматривается указание на Искупительную Жертву Христа: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет. 1:18–19 ). Кроме того, данным свидетельством очерчивается прообразовательная связь между ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем и Новозаветным Агнцем – Сыном Марии, Иисусом Христом. (В общих чертах эта связь обнаруживается в следующем. Как ветхозаветный пасхальный агнец был чист и непорочен, так и Мессия был нравственно чист, чужд изъяна греха, Совершенный Бог и Человек. Как кровь пасхального жертвенного агнца избавила сынов Израиля от поражения ангелом губителем, так и драгоценною Кровью Христа мы спасены. Как сыны Израиля, потребив в пищу плоть пасхального агнца, при содействии благодати избавились от плена, так и сыны Матери-Церкви, питаясь духовно Телом и Кровью Новозаветного Агнца, в Таинстве Евхаристии, освобождаются от уз и оков греховного плена. Как поедание общим Собранием ветхозаветного агнца объединяло еврейский народ, так и совместное потребление христианами Плоти и Крови Мессии объединяет их в единое тело, единый организм: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). Как потребление ветхозаветного агнца сопровождалось поеданием горьких трав, так и последователи Христовы на пути к Небу испытывают горечь скорбей). На некоторых изображениях Крещения Господня возле Его Предтечи отмечены: дерево и секира (топор). Этот предостерегающий символ обязан возникновением проповеди Иоанна Крестителя о грядущем суде: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Лк. 3:9 ). Обозначаемый в верхней части композиции сегмент Небесной сферы с лучами знаменует разверзшиеся над Христом Небеса. Этим художественным решением высвечивается идея о Царственном достоинстве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. Прежде всего, Евангелист говорит о нежелании иудеев оставлять на кресте тела в субботу. Ранее он упоминал о том, как иудеи «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18:28 ). Теперь же, по его свидетельству, они более всего озабочены тем, чтобы ненужными хлопотами о телах, оставшихся на кресте, не был нарушен их субботний покой. Они хотят, чтобы ничто не омрачало их праздник. Жуткий обычай перебивать голени у распятых, по-видимому, был одним из способов ускорить их смерть, если они висели на кресте слишком долго. Для Евангелиста, однако, тот факт, что у Иисуса не перебили голеней, имеет прежде всего богословское значение. Слова «кость его да не сокрушится» являются почти буквальным цитированием ветхозаветного предписания, касающееся пасхального агнца ( Исх. 12:10, 46 ; Числ. 9:12 ). В начале четвертого Евангелия Иоанн Креститель указал на Иисуса: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). И в то самое время, когда распявшие Иисуса иудеи готовятся к торжественному вкушению пасхального агнца, истинный Агнец Божий принесен в жертву, и кость Его не сокрушилась. В словах Евангелиста видят также аллюзию на слова псалмопевца о праведнике: «Он хранит все кости его, ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ). Вторая цитата заимствована из Книги пророка Захарии, где говорится: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах. 12:10 ). Этот пророческий текст Евангелистом и последующей церковной традицией истолкован в мессианском смысле. Прежде чем снять тело распятого с креста воины должны были удостовериться, что он умер. Проверить, жив человек или нет, можно было, ударив его копьем. Однако для автора четвертого Евангелия истечение крови и воды из бока Иисуса имеет таинственный богословский смысл. В своем 1-м послании он пишет: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» ( 1Ин. 5:6 ). Под водой и кровью здесь может пониматься крещение от Иоанна и пролитие крови на кресте; под Духом – Утешитель, Которого Иисус обещал послать ( Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7 ) и послал Своим ученикам ( Ин. 20:22 ; Деян. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пред десятою казнью Бог сказал Моисею и Аарону: «еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян, и тогда они с поспешностью будут гнать вас отсюда. Я пройду ночью по Египту и поражу всех первенцев от человека до скота». При этом Господь повелел евреям выбрать для каждой семьи однолетнего агнца, без всякого недостатка, в 14-ый день месяца нисана заколоть его, испечь на огне и есть, не сокрушая костей, с пресным хлебом и горькими травами; кровью же агнца помазать косяки и перекладины дверей. Есть агнца евреи должны были совершенно готовыми в путь, подпоясавшись, и с посохами в руках. В полночь, когда евреи вкушали пасхального агнца, Ангел Господень поразил всех первенцев египетских, от первенца царя фараона до первенца узника, сидевшего в темнице, и все первородное из скота, и прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта. Египтяне также понуждали евреев скорее отправиться в путь, «а то», говорили они, «и мы умрем». Евреи должны были выступить с такою поспешностью, что не успели испечь хлебов, и взяли с собою тесто не вскисшее, из которого уже дорогою испекли себе опресноки. С Моисеем вышло из Египта до 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным, и указывал им путь. День выхода из Египта Господь повелел евреям праздновать ежегодно. Праздник этот назван был Пасхою, что значит: прошел мимо. Вечером, в 14-ый день нисана, евреи закалывали пасхального агнца и семь дней ели опресноки. Вместе с тем Господь повелел посвящать Ему, в благодарность за избавление от смерти первенцев еврейских, каждого первенца, от человека до скота: первенцев от людей выкупать принесением за них жертвы, первенцев от чистых животных приносить в жертву, а от нечистых животных заменять агнцами или выкупать. Агнец пасхальный прообразовал Господа Иисуса Христа. Агнец был избираем без всякого телесного недостатка; Иисус Христос чужд всякого греха. Костей агнца велено было не сокрушать; Господу на кресте не были перебиты голени. Кровь агнца спасла первенцев еврейских от смерти; кровь Спасителя спасает нас от вечной гибели. Посему Господь Иисус Христос называется в церковных песнопениях Агнцем и Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Прежде всего евангелист говорит о нежелании иудеев оставлять на кресте тела в субботу. Ранее он упоминал о том, как иудеи не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть Пасху ( Ин.18:28 ). Теперь же, по его свидетельству, они более всего озабочены тем, чтобы ненужными хлопотами о телах, оставшихся на кресте, не был нарушен их субботний покой. Они хотят, чтобы ничто не омрачало их праздник. Жуткий обычай перебивать голени у распятых, 558 по-видимому, был одним из способов ускорить их смерть, если они висели на кресте слишком долго. Для евангелиста, однако, тот факт, что у Иисуса не перебили голеней, имеет прежде всего богословское значение. Слова кость Его да не сокрушится являются почти буквальным цитированием ветхозаветного предписания, касающегося пасхального агнца ( Исх.12:10, 46 ; Чис.9:12 ). В начале четвертого Евангелия Иоанн Креститель указал на Иисуса: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). И в то самое время, когда распявшие Иисуса иудеи готовятся к торжественному вкушению пасхального агнца, истинный Агнец Божий принесен в жертву, и кость Его не сокрушилась. В словах евангелиста видят также аллюзию на слова псалмопевца о праведнике : Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:21 ). Вторая цитата заимствована из Книги пророка Захарии, где говорится: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Зах.12:10 ). Этот пророческий текст евангелистом и последующей церковной традицией истолкован в мессианском смысле. Прежде чем снять тело распятого с креста, воины должны были удостовериться, что он умер. Проверить, жив человек или нет, можно было, ударив его копьем. Однако для автора четвертого Евангелия истечение крови и воды из бока Иисуса имеет таинственный богословский смысл. В своем Первом послании он пишет: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина ( 1Ин.5:6 ). Под водой и кровью здесь может пониматься крещение от Иоанна и пролитие крови на кресте; 559 под Духом – Утешитель, Которого Иисус обещал послать ( Ин.14:16, 26; 15:26; 16:7 ) и послал Своим ученикам ( Ин.20:22 ; Деян.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1,25). Эта дата является отправной для нового, третьего уже рассказа в этой же 1 -главе о свидетельстве Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: Се Агнец Божий δε μνς το Θεο вземляй грех мира τν μαρταν το κσμου (1, 29)». Евангелист Иоанн свидетельствует здесь как очевидец, ибо он был одним из учеников Иоанна, присутствовавших при происходящем и потрясавшихся слышанным. Отсюда и такая конкретность и (вопреки рационалистической критике) такая историчность в данном случае его рассказа. Заслуживает внимания, что евангелист, богослов и тайновидец, в орлином взлете своего богословствования не только повествует о предвечном Слове, но и о Предтече, именно как служитель Слова. Можно сказать, что, в то время как прочие евангелисты рассказывают о Предтече, евангелист-богослов показывает нам самого Предтечу в сокровенности его души, и в этом именно и заключается отличительная особенность четвертого Евангелия в отношении Предтечи. Оно содержит исповедание последнего. И в этих словах Предтечи о Христе: «се Агнец Божий, вземляй грех мира» – выражена такая полнота ведения о Христе, такое постижение его крестного искупительного подвига, что, можно сказать, в этих немногих словах содержится все Евангелие. Предтеча знал крестную тайну искупления и ее возвещал. Он возвещал ее словами того «ветхозаветного евангелиста»-пророка, которому дано было из тьмы веков зреть и постигать Голгофу: 53 глава, пророка Исайи, это чудо чудес в пророческих книгах 30 , конечно, целиком содержится в словах Предтечи, но уже как исполнение: агнец пасхальный, прообраз Агнца Божия, закалается в снедь верных. Предтеча здесь является истинным Второ-Исайей. Пророчество Исайи является чудесным не только по полноте проникновения в тайну искупительного страдания, но и по своему несоответствию и противоречию всем обыденным иудейским чаяниям царствующего, а не страждущего Мессии, Которого Царство есть не от мира сего. И Иоанн в свидетельстве своем является воистину евангелистом, каковым и именует его св. Церковь («проповедниче еси Христов, ангеле, апостоле», гл. 2, подобен). Во всем четвероевангелии нет более сжатой и исчерпывающей формулы для выражения искупительного дела Христова, нежели эти слова Предтечи (Ио. 1, 29). И далее Предтеча продолжает свое свидетельство: «Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который предо мною был, ибо первее меня был. Я не знал Его, но для того пришел я, крестя в воде, дабы Он явлен был Израилю». И свидетельствовал Иоанн, говоря (это новое повторение еще более усиливает значение слов), что «я видел Духа, сходящего с неба как голубь, и Он пребывал на Нем. И я не знал Его, но Пославший Меня крестить в воде, сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». (1, 29–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Возражение 3. Далее, главная сила этого таинства состоит в том, что оно, будучи своего рода «viaticum», приводит нас в царствие небесное. Но это в первую очередь прообразуется таинством искупления, когда, по словам апостола, «однажды в год один только первосвященник, не без крови» входил во «Святое Святых» ( Евр. 9 ). Следовательно, похоже, что эта жертва была более значимым образом этого таинства, чем пасхальный агнец. Этому противоречат следующие слова апостола: «Пасха наша», Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать... с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор. 5, 7, 8 ). Отвечаю: в этом таинстве мы можем усматривать три вещи: то, что является только таинством, а именно хлеб и вино; то, что является действительностью и таинством, а именно истинное тело Христа; и, наконец, то, что является только действительностью, а именно следствие этого таинства. Со стороны того, что является только таинством, главным образом этого таинства было приношение Мельхиседека, который предложил хлеб и вино. Со стороны содержащегося в этом таинстве распятого Христа образами были все жертвы Ветхого Завета, но в первую очередь – искупительная жертва, самая священная из всех жертв. Со стороны же следствия главным образом была манна, имевшая «всякую приятность по вкусу каждого» ( Прем. 16, 20 ) (ведь и благодать этого таинства во всех отношениях укрепляет душу). Пасхальный же агнец прообразовывал это таинство во всех трех отношениях. В первом отношении постольку, поскольку его ели вместе с пресным хлебом, согласно сказанному [в Писании]: «Пусть съедят мясо его... с пресным хлебом» ( Исх. 12, 8 ). Во втором отношении постольку, поскольку он приносился в жертву всеми сынами Израилевыми в четырнадцатый день месяца, что прообразовывало страсти Христа, Которого называют Агнцем по причине Его невиновности. В отношении же следствия постольку, поскольку благодаря крови пасхального агнца сыны Израилевы были спасены от ангела-губителя и вызволены из египетского плена. Следовательно, главным образом этого таинства является пасхальный агнец, поскольку он представляет его во всех отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Другим знамением избавления от египетского рабства стало празднование пасхи (Исх. 12:13). В пасхальный день Бог наказал египтян-поработителей истребив всех первенцев мужского пола, а Своих людей, «народ избранный» пощадил. Отмечая пасху народ Израильский воспоминал обретенную от тяжелого труда свободу, покой и помилование в день Божия суда. Ежегодно каждая семья собралась в домашнем кругу за общим столом с опресноками, горькими травами и испеченным ягненком. Всем отцам надлежало объяснять сыновьям смысл праздника (Исх. 13:8) – вместо первенцев людских Бог забрал в жертву непорочных агнцев. Это – выкуп: вместо крови людской Богу была отдана кровь животных. И это с одной стороны – дорогая жертва, ведь пастухи уделяли много времени ягнятам: день и ночь охраняли их, поили, кормили, лечили и любили их. С другой стороны, эта жертва – милость Божия, ведь весь агнец целиком был съедаем семьей, Бог не забирал Себе от жертвы ничего.   Совпадение пасхи с субботним днем было явлением не частым. И потому такая суббота могла называться «великой» (Ин. 19:31). В одну из таких «великих» суббот почти два тысячелетия назад совершилось нечто совершенно необыкновенное. Это были дни той пасхи, когда Господь Иисус Христос пострадал на Кресте. В тот год, пасху иудейскую отмечали в субботу, накануне – в пятницу вечером заколали жертвенных ягнят. Но хотя жертвенных животных было много, они были не в состоянии искупить грехи всего человечества. Тем более что люди со временем приобрели склонность грешить постоянно. Потому однажды, накануне «великой субботы», Бог благоволил, чтобы заклался Особый, Великий Агнец – Христос (1Кор. 5:7), Сын Божий. Этот «Сын Человеческий» Кровью Своею искупил род людской от рабства греху, давая в снедь Новую Пасху – Свои Тело и Кровь, Свою Евхаристию. Осознание того, что Спаситель – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29) было настолько важным для древних христиан, что и «Воскресению Христову», и Самому Христу было усвоено ветхозаветное именование «Пасха». О Спасителе как Пасхе так писал апостол Павел: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5:8).

http://pravoslavie.ru/30115.html

На это, будто бы, Дух Святый сказал: «для чего же Ты хочешь творить человека, когда знаешь, что он согрешит пред Тобою?» Бог отвечал: «придет время, что тьма греховная, помрачившая людей, побеждена будет светом: но и тьма не вполне потеряет существование свое; ибо тьма укрепится в мире сем». Далее говорит раввин, что хотя и явится Спаситель рода человеческого, Которой победит диавола; но диавол не перестанет искушать людей, поэтому и сказано о нем, что он блюсти будет пяту человека. А вот и еще весьма замечательное сказание раввинов, читаемое торжественно евреями во время пасхального вечера, о том, что Мессия сокрушит главу змия. 1. «Хадгадью, хадгадью», так поет еврей в день пасхи, «агнец, которого приобрел Отец небесный за две златницы». Кто этот ангец? Ангец сей, говорит еврейский толковник, есть Иосиф. Затем еврей поет: 2. «И пришел пес, и укусил хитрую кошку, кусавшую агнца, которого приобрел себе Отец небесный. 3. «И явился жезл, и ударил пса, кусавшего кошку, которая кусала агнца». Некто этот пес и что это за жезл? Еврейский толковник говорит, что пес этот есть Валаам, проклинавший израиля, а жезл этот есть жезл Моисеев, творивший чудеса. 4. «Явился огонь, и сожег жезл», продолжает петь еврей, «вода же потушила огонь». Вода эта, по словам толкователей, есть море. 5. «Затем пришел вол, и выпил воду». Вол представляет того вола, как говорят толкователи, который должен быть принесен Израилем в ясертву во Иерусалиме. 6. «Пришел резник и зарезал вола, а за резником явился 7. «Ангел смерти и умертвил резника». Ангел смерти, по уверению толковника, есть злой дух диавол, который явился некогда, в виде змия, искусить прародителей. Наконец 8. «Явился сам Гакудаш борху – Господь и зарезал ангела смерти (малаха гамовоса). Главную роль играет здесь агнец, – и не простой, а тот, которого приобрел Себе Господь; хотя раввин и толкует, что этот агнец есть Иосиф, но так как Иосиф только прообразовал Христа, то мы вправе отнести приведенное сказание к Мессии, тем более, что из него видно, что Господь Сам заступится за агнца и Сам истребит злого духа, так долго кусавшего агнца и всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Тайнозритель слышит о льве, но видит «агнца, как бы закланного». Г. Кэрд, Р. Бокхэм, Г. Осборн и другие исследователи обращают внимание на ярчайшую трансформацию образов – воинственный лев оказывается кротким агнцем 248 . Тем самым приведенные ветхозаветные мессианские пророчества получают принципиально новое толкование: Иисус Христос действительно есть победитель зла, но Он достигает этой победы именно через Свою жертвенную смерть 249 . На жертву указывает слово σφαγμνον (закланный), употреблявшееся в описаниях жертвенного культа. Возможно, оно взято из Ис 53: 7 (LXX): «Как овца, веден он был на заклание (греч. σφαγ), и как агнец пред стригущим его безгласен, так и он не отверзал уст своих». Это известнейшее мессианское место Исаии, по всей видимости, явилось одним из источников именования Христа Агнцем. Но в первую очередь это именование является указанием на пасхального агнца – это один из элементов образности нового Исхода, широко используемой по всему Откровению Иоанна Богослова (ср. Откр 1: 5 с 5: 9–10) 250 . Именование Христа Агнцем сближает Апокалипсис с традицией Евангелия от Иоанна, согласно которому жертва Христова была прообразована ветхозаветным пасхальным агнцем ( Ин 19: 33, 36 ) 251 . Агнец имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю». Семь рогов символизируют полноту власти и силы ( Числ 23: 22 ; Втор 33: 17 ), а также царственности ( Дан 7: 7; 8: 3 ). Образ семи очей Божиих присутствует у пророка Захарии ( Зах 4: 6–10 ), он символизирует не только всеведение, но и вездеприсутствие Божие, Его власть действовать повсюду. Когда Агнец подходит к престолу и берет книгу из десницы Сидящего, четыре животных и 24 старца падают пред ним в поклонении. Затем Агнцу воссылаются три гимна. В целом можно отметить, что «величественный покой» видения Откр 4 контрастирует с диалогическим построением Откр 5 252 . 24 старца и четыре животных поют Агнцу «новую песнь»: «Достоин Ты 253 взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать 254 на земле» ( Откр 5: 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010