Не я ли, Господи? «Один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». Эту фразу обычно относят только к Иуде, но каждый из учеников почувствовал вдруг, что вопрос касается его лично. Почему? Почему каждый вдруг почувствовал угрызение совести и страшное ощущение вины? 11 апреля, 2012 «Один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». Эту фразу обычно относят только к Иуде, но каждый из учеников почувствовал вдруг, что вопрос касается его лично. Почему? Почему каждый вдруг почувствовал угрызение совести и страшное ощущение вины? В Великую Среду Церковь вспоминает помазание Христа миром и предательство Его Иудой, а также готовится к воспоминанию Тайной Вечери. Предлагаем вниманию читателей главу из книги «О чем говорит Христос? Разговор о Евангелии со священником Алексеем Уминским », вышедшей в 2011 году в издательстве «Никея». Беседа к четырнадцатой главе Евангелия от Приближалось празднование иудейской Пас­хи, а вместе с тем — время исполнения про­рочеств о Христе, приближались дни Его ис­купительной жертвы, крестных страданий и воскресения. Иудейская Пасха была празд­ником, установленным в память об освобож­дении еврейского народа из египетского пле­на, в память того, как Господь вывел свой народ из рабства в Землю обетованную. Сам этот переход через Чермное море (которое обычно принято отождествлять с Красным морем, но тем не менее, возмож­но это был какой-то залив Красного моря или одно из озер, располагавшихся между Егип­том и Израилем) обозначается древнееврей­ским словом «ООП» — «песах» — «прохождение мимо», символизирует для нас, сегодняш­них христиан, равно как и для ветхозаветных иудеев, путь от рабства греху к свободе, от смерти духовной — к воскресению, от смерти физической — к жизни вечной. Особым знаме­нием, знаком, символом этого праздника яв­лялся пасхальный агнец — ягненок, которого следовало заколоть и вкушать, не разламывая костей, приправляя горькими травами. Стоит вспомнить о том, что фараон не отпускал еврейский народ из Египта на покло­нение святыням и за это был наказан казнями египетскими. Последняя казнь, призванная окончательно вразумить фараона и предо­ставить евреям возможность уйти от него, была особенно страшна — в Египте погибли все первенцы, от человека до животных. Ев­реям было заповедано помазать двери домов, в которых они жили, кровью однолетнего, чистого ягненка. В ночь, когда истребляющий Ангел прошелся по египетской земле, и все первородное было уничтожено, еврейские дома, помеченные кровью, оказались сохра­нены — искуплены кровью агнца. Это стало прообразом крестной смерти Спасителя, сим­волом Его искупительной жертвы и залогом нашего спасения.

http://pravmir.ru/ne-ya-li-gospodi/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Проскомидия (от греч. προσκομιδ (проскомиди) – принесение; προσκομζω (проскомизо) – приносить) – первая часть литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии. Когда и где совершается проскомидия? Проскомидия совершается при закрытых Царских вратах в алтаре на жертвеннике во время чтения 3 и 6 часов. На Пасху проскомидию совершают до пасхальной полунощницы – перед началом богослужения. Кто может совершать проскомидию? Проскомидия совершается иереем или епископом, помогает им диакон. Какие хлеб и вино используются при совершения проскомидии? Для проскомидии подходят не всякие хлеб и вино. Хлеб, также называемый просфорой, должен быть квасным, пшеничным, круглым, чистым, свежим, двусоставным (то есть состоящим из двух частей: верхней и нижней); вино для проскомидии требуется виноградное, красное, поскольку красный цвет напоминает цвет крови (хотя в Румынской Православной Церкви допускается и белое вино). На практике для проскомидии используется кагор, что, однако, не является уставным требованием. С чего начинается проскомидия? После входных молитв священник вступает в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии священник вполголоса произносит молитвы. Как на проскомидии приготовляется Агнец? Зачем нужны другие просфоры (кроме Агнца)? Из второй просфоры, называемой Богородичной, вынимается частица в память Божией Матери, ее помещают на дискос по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры – девятичинной – вынимаются девять частиц в честь девяти ангельских чинов, а также в память Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и того святителя, Литургия которого совершается в этот день ( Иоанна Златоуста или Василия Великого ). Эти частицы полагаются в три столбца, слева от Агнца. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и кладутся на дискосе ниже Агнца.

http://azbyka.ru/proskomidiya

Свт. Иннокентий Херсонский: Омовение ног и Тайная Вечеря 17.04.2014 11:58:22 Рогожин Алексей Владимирович Праздник Пасхи. — Его отношение к великому предназначению Сына Человеческого. — Опасность, с которой сопряжено было настоящее совершение Пасхи для Иисуса. —Двое из учеников посылаются в Иерусалим для ее приготовления. — Как совершалась она во время Иисуса Христа? — Особенное состояние Его духа на пасхальной вечери. — Спор учеников между собой о первенстве. — Омовение ног. — Пасхальная вечеря. — Многократное указание предателя. — Его удаление. — Учреждение Тайной Вечери.   Наступил 14-й день нисана (марта) — день, вечером которого каждый израильтянин обязан был совершать Пасху, под страхом в противном случае изгнания из среды народа Божьего. Пасхой назывался агнец, которого, после законом предписанного приуготовления, вкушали с различными обрядами, — в память благодеяния Божьего, оказанного народу еврейскому освобождением его из египетского рабства, особенно же в воспоминание чудесного избавления с помощью знамения крови агнчей первенцев еврейских от ангела, погубившего первенцев египетских (Исх. 12,17-27). На другой день, в память того же события, начинался семидневный праздник опресноков, в продолжение которого, равно как и самой Пасхи и навечерия ее, израильтянин, под страхом смерти, должен был хранить себя от всего квасного (Исх. 12, 15). Знаменование Пасхи было так важно, законы касательно совершения ее так строги, самый обряд так знаменателен и поучителен; притом с ней соединено было столько утешительных воспоминаний в прошлом и радостных надежд в будущем, — что празднование Пасхи издревле сделалось главой всех празднеств иудейских, душой обрядового закона, народным отличием еврея, квинтэссенцией его веры и символом упования. Уже одного этого достаточно было для Иисуса Христа, чтобы совершать Пасху (как действительно Он всегда и совершал ее) в определенное законом время, с соблюдением всех обрядов, освященных веками и примером праотцов и пророков: ибо одно из главных правил великой деятельности Сына Человеческого во время служения Его состояло в том, чтобы поддерживать всякое истинно полезное учреждение, ни в каком случае без явной нужды и важных причин не оставлять без исполнения ни одного из законов Моисеевых, усиливать и распространять все, что могло служить пищей для веры и добрых нравов, вести к исправлению сердца и жизни (Мф. 3, 15).

http://radonezh.ru/analytics/svt-innoken...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великого Четверга после богослужения в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре 4 апреля 2018 г. 23:48 Вечером 4 апреля 2018 года, в канун четверга Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы совершили богослужение, которое именуется утреней Великого четверга. Этот день посвящен воспоминанию о Тайной вечере  последнем вкушении пищи Спасителем совместно с Его учениками. Это не была обычная трапеза — это была трапеза пасхальная, и во время этой ритуальной пасхальной трапезы произошли события, имеющие очень важное значение, как прямое, так и символическое. Так, символическое значение имело то, что Господь умыл ноги Своим ученикам. Вообще, умовение ног во время такого рода трапез было в обычае у иудейского народа, однако ноги умывали рабы или слуги. Люди ходили с открытыми ногами, в сандалиях, а то и босиком, и естественно, что на входе в горницу, где предстояло совершить особую ритуальную трапезу, следовало вымыть и руки, и ноги. Поэтому слуги и омывали ноги пришедшим. Но в тот вечер ноги ученикам омыл Господь, Который председательствовал на трапезе. Согласно религиозному ритуалу, предстоятель совершал некие богослужебные действия, потому что трапеза была священная, — все, что происходило, имело символическое значение, связанное с воспоминанием об избавлении израильского народа из египетского плена. На трапезе подавались агнец, разливалось вино; последование и содержание застольных благословений было хорошо известно всем присутствующим. Но Господь отошел от обычного порядка совершения этой трапезы и произнес два благословения, которых апостолы не знали, которых еще никто не знал. Теперь мы повторяем эти благословения всякий раз, когда совершаем Божественную Евхаристию. Когда Господь преломил и благословил хлеб, Он сказал слова, которых не было в чине этой трапезы: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вас ломимое (1 Кор. 11:24) во оставление грехов » (Мф. 26:28). В конце трапезы, когда она уже завершалась, полагалось вознести последнюю чашу с вином.Господь и здесь отошел от традиции и произнес слова, которые мы хорошо знаем: « Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета » (Мф. 26:27-28). И добавил нечто очень важное: « Сие творите в Мое воспоминание » (Лк. 22:19).

http://patriarchia.ru/db/text/5174365.ht...

Смысл Пасхи В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? 9 апреля, 2010 В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение». Но чаще всего — после слов «Христос воскресе» — мы слышим одно слово: « Пасха ». Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю слова. Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота — в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова. А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут. В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел» мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски «шесах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха». Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.

http://pravmir.ru/smysl-pasxi/

Разделы портала «Азбука веры» 2 Май 2023 Санкт-Петербург, 28 апреля. В пасхальные дни Государственный музей истории религии открыл выставку, посвященную образу жертвенного Агнца в ветхозаветных и новозаветных текстах, а также в массовой культуре XIX–XX веков. Во входной зоне музея представлены живопись, графика, мелкая деревянная и керамическая пластика, открытки – всего более 30 экспонатов, сообщает  сайт музея . Среди самых интересных предметов – полотно «Младенец Христос и младенец Иоанн» неизвестного фламандского художника XVIII в. по гравюре с утраченной картины Питера Пауля Рубенса, хромолитография «Добрый пастырь» (Париж. 1880е гг.), картина «Агнец» из скопческой молельни XIX beka. В Библии овцы упоминаются чаще других животных – около 400 раз. Овца часто выступает в роли жертвенного животного. Барашек заменил собой Исаака, которого Авраам готовился принести в жертву, чтобы доказать свою верность Богу. Пророки Иеремия и Исайя сравнивали еврейский народ с беззащитным агнцем, спасение которого находится только в руках Всевышнего. Новый Завет, в основе которого лежит идея искупления человечества крестной жертвой Иисуса Христа, наполнен аллегориями, унаследованными от ветхозаветной традиции. Евангелисты называют Христа Агнцем Божьим, принявшим смерть за грехи мира. Закалываемого на еврейскую пасху ягненка Христос заменил своей кровью, пролитой во имя спасения всего человечества. К образу невинного ягненка обращались апостолы, пророки и богословы. Другой распространенный образ Христа – Добрый Пастырь, направляющий и оберегающий общину верующих: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает свою жизнь за овец» ( Ин10.11 ). Первые изображения Пастыря встречаются в катакомбах и связаны с погребальной обрядностью. Также пастырями названы ближайшие ученики Христа – апостолы и рукополагаемые ими священники, которым Иисус доверил души верующих. Источник: Благовест Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vystavka-agnec-boz...

В Омске прошел молодежный праздник, организованный приходом университетского храма св. мц. Татианы 23 мая 2008 г. 15:40 21 мая, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в храме святой мученицы Татианы при Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского прошел православный молодежный праздник. На богослужение собрались представители епархиального молодежного движения им. Новомучеников Омских: организаторы и участники молодежных просветительских курсов в честь апостола Иоанна Богослова, действующих при храме святой мученицы Татианы, прихожане университетского храма, православная молодежь Технического университета, участники воскресных молодежных встреч при кафедральном соборе. Во второй раз в программу молодежного праздника была включена викторина по катехизису и литургике, в жюри которой в этом году вошли настоятель университетского храма священник Александр Алексеев и священник Олег Бекишев. Также в программе праздничных мероприятий были спектакль «Пасхальный Агнец» и футбольный матч. Вечером все желающие остались на всенощное бдение. Храм святой мученицы Татианы в этом году отметил свое пятилетие. Небольшая домовая церковь в Омском университете была освящена в мае 2003 года. Настоятелем храма со дня его основания является священник Александр Алексеев, выпускник исторического факультета ОмГУ, ныне преподаватель факультета теологии и мировых культур. С момента освящения в храме по воскресным и праздничным дням совершается Божественная литургия. В богослужениях постоянно принимает участие студенческий хор под руководством Елены Михайлюк, выпускницы факультета культуры и искусств ОмГУ. На сегодняшний день приход университетского храма активно занимается  просветительской деятельностью: действует детская воскресная школа, воскресная школа для взрослых, ведут работу молодежные просветительские курсы; выпускается студенческая газета «Русь Святая, храни веру православную!»; идет создание электронной библиотеки. Продолжаются строительные работы и благоукрашение храма: завершается роспись, возводится крыльцо, храмовые ворота. Уже завершено изготовление мозаичных икон в крестильной и притворе храма. Практически весь этот труд лежит на плечах юношей и девушек, студентов и выпускников ОмГУ и других ВУЗов Омска, составляющих дружную приходскую общину. Сайт Молодежного движения Омской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/410600.htm...

Христос воскресе из мертвых! Эта главная весть христианской веры находится в самом центре проповеди, богослужения и духовной жизни Церкви: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15:14). Самую первую проповедь в истории Церкви апостол Петр начал так: Скачать epub pdf Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей было невозможно удержать Его. Смерть и Воскресение Христовы были настоящими и подлинными. Однако, ни Евангелие, ни Церковь не учат, умерший Христос был биологически возвращен к жизни таким же, каким Он был перед смертью. Иисус Христос воскрес в новом и славном образе: Он почти одновременно появляется в разных местах; Его трудно узнать; Он ест и пьет, чтобы показать, что Он – не призрак; позволяет дотрагиваться до Себя; Он появляется посреди учеников, проходя через закрытые двери и делается невидимым для них. Христос воистину воскрес, но Его природа наполнена вечной жизнью Царства Божия. Воскресение Христово – это начало воскресения всего человечества, оно – исполнение Ветхого Завета, где написано: «…Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15 ). Во Христе исполнились все ожидания и надежды: «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос. 13:14 ). Само слово «пасха» означает «исход», «переход». И если первый Исход положил начало Ветхому Завету, то Пасха Христова – это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанный древними пророками. Это – переход от смерти к жизни, от земли к небу. Это – День Господень, ожидаемый святыми праведниками, День Царства Божия, в котором «не будет ночи», ибо «светильник его – Агнец» ( Откр. 21:22–25 ). Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия! Ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя). Это – одно из главных пасхальных песнопений Православной Церкви, вдохновленное пророчеством Исаии и последними главами Книги Откровения, ибо «новое творение», «новый Иерусалим», «Небесный град», «Царство Божие», «День Господень» и «брачный пир Агнца с Невестой Его» – все это празднуется и осуществляется во Святом Духе в пасхальную ночь. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/hri...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в Неделю о Страшном Суде 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя о Страшном Суде Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Страшный Суд уже начался. И Евангелием, которое мы слышим за Литургией в Церкви, Христос пророчески представляет всю историю человечества как Суд Божий. Все катастрофы, страх и уныние народов, их гибель, войны, революции, разделения, болезни, страдания, смерть — Суд Божий, «оброки греха», как говорит апостол Павел (Рим. 6, 23). Но смертью Христа на Кресте завеса церковная разодралась от верхнего края до нижнего, и мы можем войти в новый и вечный Завет с Богом. После Великого поста, в Пасхальную ночь, мы услышим Евангелие от Иоанна о свете, который светит во тьме и тьма не может его объять. О том, что Бог пришел к своим и свои Его не приняли. Суд — в том, что свет пришел в мир, и люди не принимают его! Не свет судит, он не пришел судить мир — но люди судят свет и осуждают его и распинают его. В этом теперь смысл истории. Она есть постоянно начало конца — суда Бога человеком. Страшный Суд — это Пасха, Пришествие Христа во славе и всеобщее воскресение мертвых. И мы видим, что на престоле Страшного Суда восседает в Крестной славе Христос — Агнец, закланный прежде создания мира. Отныне мы уже в царстве любви, и судимы любовью. Все человеческие катастрофы — прежде всего катастрофы, в которых принимает участие Бог. Прежде всего, Бог изгоняем и заушаем, Бог страдает и умирает, — потому что Бог Нового Завета, Бог Креста, Бог Евхаристии, Бог — Агнец, закланный прежде создания мира, — этот Бог проходит через страдания прежде нас за нас. Так настоящая мать, говорит преподобный Силуан Афонский, страдает о своем сыне — прежде него, больше него, за него. Лик Христовой любви открывает нам каждый день, как Бог страдает во всех гонимых, как снова водружается Его Крест, как Он снова судим и осуждаем. И Он будет таким до конца, до Последнего Суда, который будет последним и вечным судом Бога человеком. Суд заключается в том, что Христос на Страшном Суде показывает Свои раны, Свои пробитые гвоздями руки: «Вот суд. Вот, Я умер за вас. Вот, Я умер от любви за тех, кто не любит Меня. Я умираю вечно за тех, кто вечно отвергает Мою любовь». В этом подлинный суд — Суд нового и вечного Завета.

http://moral.ru/слово-в-неделю-о-страшно...

И после этого Христос говорит (16:5–16) о действии Духа в них, через них и обещает, что печаль учеников о разлуке с Ним, их Учителем, о ненависти людской обернётся в радость (16:17–33). И снова говорится о действии Святого Духа. Он утешит учеников в их разлуке со Христом. Он укрепит их в испытаниях. Он исполнит их чувством, что они живут одной жизнью со Христом, и принесёт им такую радость, которой никто никогда не сможет отнять у них. Затем начинается 17-я глава. Христос молится о Себе Самом (ст. 1–5), молится об учениках (ст. 6–19). Он молится о всех, кто поверит по их слову (ст. 20–26). Вот схема этой последней беседы, как её описывает Иоанн Богослов, если принять, что схема этой последней вечери, Тайной Вечери известна по сохранившимся рассказам Апостолов или что она проходила определённым образом согласно еврейскому закону. Я хотел бы теперь обратиться к другому аспекту этих глав, посмотреть на них с другой точки зрения. Как я сказал, с одной стороны, это — молитва, с другой — обмен мыслями, печалью, надеждой, готовностью с Апостолами и их общая беседа с Богом. Всё это непрерывно развёртывается, и в молитве можно видеть несколько элементов. Во-первых, это Первосвященническая молитва. Первосвященник всей твари стоит на пороге последних свершений. Он — Первосвященник, и Он же — Жертва, Он — Агнец заколения. Я уже обращал ваше внимание на то, что в синоптических Евангелиях говорится о чаше, говорится о хлебе, но агнец, непременная принадлежность пасхальной трапезы, не упомянут. И мне кажется, что это не случайно, не потому, что наличие агнца само собой разумеется. Нет, в этот момент символический агнец не имел места, — присутствовал подлинный Агнец, Христос, Агнец заколения, совершенная Жертва. И в одной из молитв на Литургии мы видим молитву и действие Первосвященника, когда произносим: “Ты — приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый” 2 . Первосвященник приносил жертву, на которую возлагались грехи мира. Это одна из самых трагичных вещей в Ветхом Завете, от которой надрывалось сердце многих-многих людей. Потому что они должны были выбрать непорочного ягненка, самого лучшего, самого чистого, самого совершенного, и принести его в жертву за собственные грехи. И таким образом до каждого доводилась повергающая в ужас мысль: грех преступника, того, кто совершает зло, всегда приводит к мучению, к страданию, гибели и смерти невинного.

http://pravmir.ru/molitva-v-evangelii-ot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010