Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГИЛОЛЬФ ИЗ МАЛЬМЕДИ († 31.03.716 или 717), мч. (пам. зап. 9 февр.- перенесение мощей). Происходил из знатной семьи, был настоятелем мон-ря Стабло-Мальмеди (совр. Вост. Бельгия). Препятствовал майордому Карлу Мартеллу узурпировать трон Меровингов . Будучи отправлен с посольством в Люксембург, был предательски убит. Погребен в Мальмеди. В 1068 или 1075 г. мощи перенесены в Кёльн (в наст. время в Кёльнском кафедральном соборе), впосл. А. из М. стали неверно идентифицировать с одноименным епископом Кёльнским. А. В. П. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/63292.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГИЛОЛЬФ [Агилульф; древневерхненем. Agilolf, Agilulf - сильный волк] († ок. 751), св. (пам. зап. 9 июля - перенесение мощей), еп. Кёльнский. Занимал Кёльнскую кафедру после еп. Регинфрида (с 745). Последователь «апостола Германии» Бонифация ; участник общегерм. Собора 747 г. Позднее был ошибочно отождествлен с одноименным мучеником из Мальмеди. Лит.: Levison W. Bischof Agilulf von Köln und seine Passio//Annalen des hist. Vereins für den Niederrhein, insbesondere das alte Erzbistum Köln. 1929. Bd. 115. S. 76-97; Torsy J. Agilulf, hl.//LTK. Bd. 1. Sp. 194. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/82361.html

Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

В 174 году до Р.Х., когда римским консулом был М.Емилий, случилось в Падуе возмущение. Тогда сами падуанцы отправили в Рим посольство и уведомили тамошний сенат, что борьба разных партий у них произвела междоусобие. Сенат послал в ним реченного консула, и он примирил их и возвратился в Рим 291 . Не припоминаю звучных стихов Виргилия (50г. до Р.Х.), в коих он воспел основание Падуи Антенором 292 , поспешая передать известие Страбона о сем городе (в 28–29 году по Р.Х.). «Близ заводей (лагун) находится Падуя. Это – наилучший город в этой стране. По недавней переписи в нем насчитывалось до 500 всадников: а в старые годы он выставлял в поле 20000 войска. Большую населенность сего города и зажиточность доказывает множество товаров и всяких тканей, кои он посылает на рынок Рима. С моря легко доехать до Падуи по реке, которая прорезывает заводи на пространстве 250 стадий. Отправляются туда из порта, называемого Медоакос именем оной реки» 293 . В 182 294 году по Р.Х. жил-был римский сатирик Ювенал. Он, осмеивая тщеславие и хвастовство современников своих, выставлявших у себя портреты и бюсты знаменитых предков своих, запыленные, безносые, безрукие, тогда как житием своим вовсе не походили на них, между прочим подшутил и так: какая слава тебе от портретов стольких витязей, когда ты всю ночь проводишь в игре в кости и ложишься спать в час утренней зари, в который они с знаменами выходили на войну, и когда ты, прихотливый и тщеславный, нежнее падуанской агницы? .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   Effigies quo Tot bellatorum, si luditur alea pernox .   .   .   .   .   .  si dormire incipis ortu luciferi, quo signa duces et castra movebant? .   .   .   .   .   .   .   .   .    si cupidus, si Vanus, et Euganea (Patavina) quantumvis mollior agna? 295 Не знаю, когда Падуя впервые оглашена была евангельским учением. Бич Божий, Аттила, разорил сей город в 452 году, а в 601 лонгобардский король Агилолф после долгой осады взял ее приступом и сожег. В правление немецкого короля Фридриха Барбароссы в ломбардских городах проявилось сильное стремление к независимости от него и к республиканскому самоуправлению. Тогда и Падуя со всем околотком ее восстала против королевского наместника Пагано. Лично обиженные семейства господ Долеслама и Альберта Баоне подняли знамя восстания 28 июня 1164г. Падуя присоединилась к ломбардскому союзу и установила у себя самоуправление. С той поры городские стены ее были отодвинуты далее, возникла знаменитая дума – Pallazo della Ragione, город после пожара, истребившего в 1174 году 2614 деревянных домов, вновь выстроился в лучшем виде. В 1222 году основан был университет по причине упразднения высшего училища в Болоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

С этой целью он выдал замуж свою дочь Теодолинду за лангобардского короля Отари, и затем, когда вспыхнула война между франками и лангобардами, он, хотя и не был в нее вовлечен прямо, поддерживал не франков, но лангобардов. Подобные вольности по отношению к меровингскому протекторату франки терпеть не хотели. Герцогство Гарибальда служило им своего рода форпостом, защищавшим Австразию и Бургундию от угроз со стороны аваров, славян и лангобардов, и франки сочли необходимым прибегнуть к силе, чтобы восстановить свою власть над баварами. Обстоятельства, в которых она была применена, незвестны, но известен результат этих действий: около 590 г. король Австразии и Бургундии Хильдеберт II поставил правителем Баварии сына Гарибальда Тассило I, удостоив его при этом королевского титула. Возможно, что это произошло после естественной смерти его отца, но более вероятно, что Гарибальд был низложен и убит. Существует версия, что Тассило, происходя из династии Агилульфингов, не был сыном Гарибальда. В 592 г. Тассило, при поддержке франков, отправился в поход против славян в Каринтию. Из похода он вернулся победителем и с богатой добычей, но три года спустя, когда бавары снова напали на славян, они были наголову разбиты аварами, от которых эти славяне зависели. В сражении с аварами пало две тысячи баваров. Правление Тассило I продолжалось до его смерти, последовавшей в 610 г. Несмотря на язычество большинства баваров, их правители из династии Агилульфингов были христианами, иначе были бы невозможны их брачные союзы ни с православным домом Меровингов, ни с лангобардской королевской династией, приверженной арианству. Православные и ариане имелись и среди знати, и среди простых баваров, православие исповедовали латиноязычные жители старых римских городов, оказавшихся под властью баваров. При этом, по словам Х. Леве, «ранняя ступень арианского христианства была скоро преодолена влияниями, которые шли от реликтовых римских кафолических областей вокруг Лорха и Зальцбурга, а также благодаря кафолическому герцогскому дому Агилольфингов» 982 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1480-1490, сокровищница собора, Кёльн - Becks, Lauer. 2000. S. 42. N 55). В новом стиле, реалистичном и скупом на украшения, создан бюст-реликварий для мощей мч. Григория из Сполетия (ок. 1500, сокровищница собора, Кёльн - Ibid. S. 57. N 85) - закрытые глаза, складки губ и век, морщины на лбу выражают страдание. Бронзовый позолоченный рельеф с группой святых под роскошным балдахином (ок. 1518, сокровищница собора, Кёльн - Ibid. S. 58. N 84), изготовленный в Брюсселе и посвященный памяти Ж. фон Кроя, бывш. настоятеля собора, ставшего епископом г. Камбре, продолжал популярную в К. тему поклонения волхвов. Драгоценные дары собору, литургические сосуды и детали облачения становились роскошнее и ярче, напр., процессионный реликварий-дарохранительница (Prunkmonstranz) из золота с крупными камнями был сделан по заказу архиеп. Максимилиана Генриха Баварского (1658-1659, мастер К. Швелинг - Ibid. S. 72-73. N 112-114). Для паломников были созданы гравированные изображения с перечислением почитаемых святынь и достопримечательностей собора К. (гравюра «Паломнический листок» (Pilgerblatt), мастер П. Шонеман - Ibid. S. 34-35. N 23). После наполеоновского нашествия (1794) и последовавшей секуляризации были закрыты и разрушены ок. 40 церквей в К. и его окрестностях ( Беляев. 1998. С. 325, 354), утрачены детали убранства раки 3 волхвов, восполненные небольшими панно в стиле академической живописи на сюжеты ВЗ и поклонения волхвов (1807, сокровищница собора, Кёльн - Becks, Lauer. 2000. S. 92-95. N 163, 164). Национальное наследие, средневековые сокровища К. стали неиссякаемым источником вдохновения для мастеров XIX-XX вв. По образцу романских драгоценных реликвариев с эмалями и фигурными рельефами в аркадах была выполнена рака св. Агилольфа, архиеп. Кёльнского (745-752) (Ibid. S. 138. N 286). Произведения церковной утвари создавались в К. после первой мировой войны, напр. в среде художников, обучавшихся в Рабочей (Ремесленной) школе К. (Werkschule), где в особом классе (Paramentenklasse) разрабатывали образцы тканей и вышивки, подражая средневековым ремесленникам.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

(по др. версии, ирл.) проповедника свт. Руперта . Его пребывание в Баварии относится к кон. VII - нач. VIII в. Баварский герц. Теодон II (ок. 680-716) отдал Руперту для миссионерской деятельности разрушенный Ював и территорию вокруг него. Руперт основал мон-рь Санкт-Петер. В книге побратимов мон-ря (784) св. Руперт упомянут как его «епископ и аббат» (аббатство отделено от еп-ства в 987). Тогда же на месте буд. кафедрального собора была возведена церковь, ок. 712-715 гг. в укрепленном поселении (castrum superius) на горе Ноннберг основан жен. монастырь Пресв. Богородицы (руководство мон-рем свт. Руперт поручил своей племяннице Эринтруде). Ноннберг, «монастырь для знатных дам», фактически стал герцогским мон-рем династии Агилольфингов. От баварских герцогов Теодона II и Теодберта (ок. 711-719) Руперт получил богатые земельные пожалования, в т. ч. большую часть солеварен в Райхенхалле, которые впосл. стали основой благосостояния города. С солеварнями связано возникшее в средневековье название «Зальцбург» (впервые упомянуто ок. 755 в Житии св. Бонифация). Преемником Руперта стал свт. Виталий (ок. 718 - до 730), он продолжил проповедовать христианство в окрестностях города. В средние века свт. Виталий был самым почитаемым епископом города, его считали св. покровителем местности Пинцгау, а также детей и беременных женщин. Оформление церковных структур было предпринято в 739 г. св. Бонифацием и стало результатом договоренности между герц. Теодоном II и папой Римским Григорием II (715-731), достигнутой в 716 г. и подтвержденной папой Римским Григорием III (731-741). Епископские кафедры были основаны в Регенсбурге, З., Пассау и Фрайзинге. Первым епископом З. был Иоанн. При свт. Виргилии (см. Виргил ; 749-784) З. превратился в центр образования, искусства и культуры. Тогда же был построен первый кафедральный собор, задуманный, вероятно, как коронационная церковь герцогской династии Агилольфингов. В 774 г. к освящению собора из Вормса торжественно доставили мощи свт. Руперта, к-рый сначала стал почитаться как св.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Некоторые исследователи рассматривали Житие К. как источник сведений по ранней истории монашества в Баварии (в т. ч. о т. н. ирландско-франк. монашестве; см.: Prinz. 1988. S. 389-391). При этом нет точных свидетельств об основании К. монашеских общин, а также о введении им в Баварии т. н. смешанного Правила святых Бенедикта и Колумбана. В Житии упоминается об основании К. «малого дома» (domus exigua), «келейки» (cellula) во Фрайзинге (Vita Corbiniani. 27-28), а также «жилища (обители)» (habitaculum) на территории совр. г. Мерано (Сев. Италия), где был погребен свт. Валентин , еп. Реции (Ibid. 25). Согласно хронисту Оттону, еп. Фрайзингскому (XII в.), К. основал церковь в честь прп. Венедикта Нурсийского и «собрал там святую общину монахов» (monachorum ibi sacrum conventum adunavit - Otto Frisingensis. Chronica V 24/Hrsg. A. Hofmeister. Hannover, 1912. P. 250-251. (MGH. Script. Rer. Germ.; 45)). Нек-рые исследователи указывали на то, что в грамоте 765 г. «дом святой Марии» (кафедральный собор во Фрайзинге) упомянут как мон-рь (monasterium sanctae Mariae - Die Traditionen. 1905. S. 52. N 23; см.: Reindel. 1967. S. 154-155), однако точных сведений о существовании при соборе монашеской общины нет. Следует учитывать многозначный характер понятий «monasterium» и «cellula»: они могли использоваться для обозначения любых церковных общин, в т. ч. общин клириков при кафедральных соборах и церквах, к-рые были местами особого почитания местных святых ( Усков. 2001. С. 81-84). В грамотах, составленных при епископах Эремберте, Иосифе (747/748-764/765) и Арбеоне, кафедральный собор и служившее в нем духовенство именовались «дом» (domus), «церковь» (ecclesia) и «община» (familia) (Die Traditionen. 1905. S. 27-56). «Дом святой Марии» во Фрайзинге также называли «епископский дом» (domus episcopalis). По всей видимости, «дома», «кельи» и «обители», основанные К. при важнейших храмах, были общинами клириков, а не монахов. В Житии К. отразилось критическое отношение агиографа к баварским герцогам из династии Агилольфингов. Считается, что такое отношение было вызвано напряженными отношениями Арбеона и герц. Тассилона III (749-788) ( Wood. 2001. P. 153). Однако сведения о конфликте К. с герц. Гримоальдом также могли иметь основание, т. к. святой, по-видимому, пользовался поддержкой франкских майордомов из династии Пипинидов ( L ö we. 1951. S. 416; Prinz. 1988. S. 388-394). Согласно Арбеону, К. обличал герц. Гримоальда за то, что он женился на Пилитруде, вдове своего брата Теобальда († 719). Из-за конфликта с Гримоальдом и Пилитрудой, к-рая пыталась организовать убийство святого, К. был вынужден на нек-рое время покинуть Фрайзинг и вернулся туда только после 725 г., когда Гримоальд был взят в плен Карлом Мартеллом (это событие представлено в Житии как кара за гонения на К.). Святой скончался во Фрайзинге и в соответствии со своим желанием был похоронен на территории совр. Мерано.

http://pravenc.ru/text/2057226.html

В отношениях с дуксами Алеманнии и правителями Баварии из рода Агилольфингов Пипин II не достиг серьезных успехов. В пограничных районах участились нападения племен васконов (басков), саксов и фризов. Занимавшие земли в дельте Рейна фризы захватили пограничную крепость в Ультраекте (ныне Утрехт, Нидерланды). Со 2-й пол. VII в. среди язычников-фризов проповедовали христианство англосакс. миссионеры. Самым известным из них был св. Виллиброрд, к-рый прибыл на земли фризов ок. 690 г. и действовал при поддержке Пипина II. Майордом начал военные действия против фризов и нанес поражение их правителю Радбоду, вернув под власть франков Ультраект и старую рим. границу по р. Рейн. В то же время Пипин II попытался установить с Радбодом союзнические отношения: дочь правителя фризов вышла замуж за сына франк. майордома, Гримоальда. В Ультраекте была основана епископская кафедра, к-рую занял св. Виллиброрд. По настоянию Пипина II он отправился для рукоположения в Рим. Папа Сергий I (687-701) даровал Виллиброрду титул архиепископа фризов. В более поздней каролингской историографии, представленной, напр., Старшими Мецскими анналами (Annales Mettenses priores/Ed. B. de Simson//MGH. Script. Rer. Germ. T. 10. P. 1-98), Пипин II прославлен как мудрый и благочестивый правитель. Майордом отличался справедливостью, защищал христ. Церковь. В офиц. каролингской историографии приход к власти К. объяснялся тем, что слабые короли из династии Меровингов оказались неспособны управлять гос-вом, реальная власть сосредоточилась в руках Пипина II. Однако есть основания полагать, что на рубеже VII и VIII вв. Меровинги вовсе не были политическими марионетками, которые действовали по указанию майордома. Король управлял гос-вом, делал земельные пожалования, устанавливал внешнеполитические связи. Должностные лица приносили клятву на верность королю, и только он считался законным правителем франков. Пипин Короткий. Миниатюра из Анонимной императорской хроники. Ок. 1112–1114 гг. (Cantabr. Corp. Chris. MS 373.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Он вразвалку направился к своему креслу; кривоватые ноги увеличивали его сходство с завсегдатаем скачек. Его разбирали тревога и нетерпение. Из Амстердама он вылетел в 12:30. Продажу акций удалось остановить, цена даже немного подскочила, и из своих источников он узнал, что закулисных сделок не ожидается. Он рассчитывал попасть на ночной поезд из Мальме в Стокгольм. Но сейчас ему уже хотелось застать Крога на ногах. В Копенгаген самолет прилетает в 5:25, в Мальме – в 5:40. Он решил, что раз Крог велел возвращаться сразу по окончании дел в Амстердаме, то стоимость авиатакси можно будет поставить в счет компании. Радист нацепил наушники, пилот надел фуражку с золотым шитьем, моторы замолкли, и через вату в ушах тишина сдавила барабанные перепонки. Прорезая толстый слой облаков, самолет спускался к темно-зеленому морю, к сверканию вечерних огней на водной ряби, к желтому пятну посадочного поля на плоской вершине утеса. Дания была похожа на искромсанную и в беспорядке перетасованную картинку. Опустив нос, самолет описал широкий круг над морем, утесом, опять над морем, потом выровнялся, сбрасывая сопротивление ветра, включил двигатели и поднялся чуть выше, пошел на посадку, коснулся блеклой травы и подскочил, дал «козла» и замер. Десять минут в Копенгагене показались Фреду Холлу целым часом, он буквально рвал и метал, вразвалку вышагивая по летному полю. В Мальме снова задержка – в порту ни одного свободного гидросамолета; сказали, что вызовут из Стокгольма, надо ждать. Он прошел в буфет и взял несколько пирожных с кремом и чашку крепкого кофе с каплей коньяку. Море потемнело, на стеньгах зажглись фонари. От нечего делать Фред Холл стал писать матери в Доркинг. Он достал химический карандаш, вырвал листок из блокнота. «Дорогая мама, – писал он, – я возвращаюсь на пару дней в Стокгольм. В Амстердаме видел Джека, но поговорить не удалось. Как наша кошка – еще не окотилась? Не мучайся приучать ее к этому ящику: если ей хочется котиться в уборной, она все равно сделает по-своему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

  001     002    003    004    005    006