По словам Пиотровского, согласие Эрмитажа передать шедевр мирового искусства в пользование Александро-Невской лавре является «продолжением традиционной музейной дипломатии внутри страны и за её пределами». «Эрмитаж исходит из того, что в данный геополитический момент для судеб страны и социального мира в ней соединение мощей с гробницей на территории Лавры приобретает особый смысл. Сегодня сакральное значение памятника важнее его художественной ценности... Эрмитаж в очередной раз предлагает миру конкретный рецепт решения одной из острейших глобальных проблем — реституции культурных ценностей, вносит свой вклад в дискуссию, на острие которой находится знаменитый фриз Парфенона в Британском музее», - отметил Пиотровский. «Мы всегда выступали за индивидуальный подход к каждому случаю реституционных требований, будь то картины из Мальмезона, Пергамский алтарь, ритуальный котел из Мавзолея Ахмада Ясеви, кубок святой Ядвиги или витражи из Мариенкирхе. Наше решение не должно стать прецедентом для новых веерных исков. Каждый случай уникален, в частности, в отношении понятия справедливости и эмоциональной составляющей», - добавил он. Ранее Святейший Патриарх Кирилл заявил о необходимости вернуть раку для мощей князя Александра Невского из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру Петербурга. Он также подчеркнул, что возвращение святыни должно проходить «при соблюдении требований специалистов по обеспечению ее сохранности». С XVIII века рака находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1922 году она была насильно изъята из собора и помещена в Концертном зале Эрмитажа. Мощи святого благоверного князя Александра Невского были переданы в Музей религии и атеизма. В 1989 году они были возвращены из запасников музея в Троицкий собор Лавры. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/15/za...

Свт. Ремакл Святитель Ремакл (Remaclus) сменил святителя Аманда на епископской кафедре Маастрихта (ныне в Нидерландах). Он тоже был французского происхождения, родом из Аквитании. Как и его предшественник, он был ориентирован на миссионерство. Угодник Божий основал монастыри в Ставло (Stavelot) и Мальмеди (Malmedy) в области Валлония (южная часть нынешней Бельгии). Помогал ему преподобный Гаделин (Hadelin), который был монахом у святителя Ремакла в Ставло; преподобный Гаделин также основал монастыри, в том числе один в Селе (Celles; ныне во Франции), где позже скончался, прожив остаток дней пустынником неподалеку. Святитель Ремакл был наставником многих других святых, а также проповедовал Евангелие в своей епархии, главным образом через распространение монашества. Один из его учеников, священномученик Теодард (Theodard; † ок.670; память: 10 сентября), сменил его на посту епископа. Святитель Ремакл скончался в Ставло, где до сих пор хранятся его мощи. Среди других выдающихся святых учеников святителя Ремакла был преподобный Трудо (Trudo), который прославился тем, что проповедовал Благую Весть в регионе Эсбе. В некотором смысле он тоже был продолжателем трудов святителя Мартина Тонгеренского, о котором мы говорили выше. Он неустанно распространял Евангелие и основывал церкви и обители. Самый известный из его монастырей, расположенный в провинции Лимбург, на территории нынешней восточной Бельгии, позже носил его имя – Синт-Трёйден (Sint Truiden). Он также основал женский монастырь. Герард Зегерс. Мученичество св. Ливина. Национальный музей в Варшаве Следует также упомянуть священномученика Ливина из Гента (Livinus of Ghent), который проповедовал Евангелие во Фландрии и Брабанте. Он был ирландского происхождения и некоторое время учился в Англии, где его наставником был святитель Августин Кентерберийский (Augustine; † 604). Далее Ливин отправился в область Зеландия на западе нынешних Нидерландов, где его до смерти замучили язычники, которым он проповедовал. Впоследствии его мощи были перенесены в Гент (ныне город в Бельгии).

http://pravoslavie.ru/156192.html

В 843 г. по Верденскому договору нидерланд. земли вошли в состав гос-ва Лотаря I; после его смерти (855) и раздела Лотарингии к Западнофранкскому королевству отошли еп-ства Теруан, Аррас, Турне и часть еп-ства Камбре. Большая часть еп-ства Камбре и земли Льежского и Утрехтского еп-ств вошли в состав Восточнофранкского королевства и позднее - Свящ. Римской империи. В 925 г. герм. кор. Генрих I Птицелов включил в состав Восточнофранкского королевства герц-ство Лотарингия, одно из крупнейших владений региона, и, т. о., распространил власть королей, а позднее и императоров из Саксонской и Салической династий на земли до Валансьена (ныне на территории Франции) и Камбре. В каролингскую эпоху Н. неоднократно подвергались набегам скандинавов. В 810 и 814 гг. норманны напали на Фрисландию, в 820 г.- на Фландрию. С 834 по 849 г. почти вся территория Исторических Н. и такие ее крупнейшие центры, как Утрехт, Дорестад, Тил и др., практически ежегодно грабились викингами, преимущественно из Дании. В 850 г. Рорик Ютландский (Фрисландский) подчинил себе Теруан и др. прибрежные области на юге Н., в 851 г. он поднялся по Шельде до Гента, разоряя прилегающие к реке земли. В 881 г. был разграблен один из крупнейших мон-рей региона Сент-Аман, нападениям подвергались Маастрихт, Утрехт, Льеж, Тонгерен, аббатство Ставло-Мальмеди и др. Епископы Утрехтские Хунгер (854-866), Одильбольд (870-899) и Радбод (900-917) были вынуждены жить в изгнании в Синт-Одилиенберге близ Рурмонда и в Девентере. Ряд поражений от правителей Западнофранкского и Восточнофранкского королевств в 881-891 гг. значительно ослабили военную мощь викингов. В нач. XI в. набеги норманнов полностью прекратились. Еп. Бальдерик (918-975) вновь отстроил разрушенный собор и монастырь в Утрехте. Норманнские набеги способствовали развитию в Н. феодальных отношений: правители, заинтересованные в защите от викингов, передавали местным сеньорам земельные владения, наследственные права, титулы и т. д. Укрепление положения местных феодалов происходило также за счет присвоения владений мон-рей, разграбленных скандинавами.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Ко времени его правления относятся первые сведения о распространении христианства в дельте Рейна. Наиболее известными епископами Моза-Траекта меровингской эпохи были Монульф († 597), Иоанн Агнус (623-629?, † ок. 647) и св. Ламберт (ок. 700). Епископскую кафедру Моза-Траекта часто занимали представители местной знати, стремившиеся сохранять контакты с меровингским королевским двором. В отличие от них епископы в Южных Н. были выходцами из областей Галлии: из Тулла (ныне Туль, Франция) происходил Ведаст († ок. 540), еп. Атребата (ныне Аррас, Франция) и придворный франк. кор. Хлотаря I; в г. Эпозий (ныне Кариньян, Франция) в Арденнах род. Гаугерих , еп. Камарака († ок. 625); Ахарий († 639) и Элигий († ок. 660) происходили из Аквитании; Аудомар, еп. Тарвенны († ок. 670), был выходцем из Бретани. При Дагоберте I ведущую роль в христианизации региона стали играть миссионеры из Аквитании, Британии и Ирландии. Монастыри, основанные ими, становились опорой епископов и местных аристократов и получали от последних большие земельные дарения. Из Аквитании происходил св. Аманд , «апостол Бельгии», основавший обители в Эльноне (впосл. переименован в Сент-Аман в честь основателя, ныне Сент-Аман-лез-О, Франция), Маршьене (ныне на территории Франции) и др., его ближайшими соратниками были монахи из монастырей Боббио и Люксёй Иона и Ахарий (впосл. еп. Турнака (ныне Турне, Бельгия)). Монахами Люксёя были также Аудомар, 1-й еп. Тарвенны, и Ремакль, еп. Моза-Траекта (650-669), позднее основавший аббатство Ставло-Мальмеди (ныне в пров. Льеж, Бельгия). Ученик Аудомара Бертин недалеко от Тарвенны основал обитель, позднее названную в его честь - Сен-Бертен. Выходцем из Ирландии был св. Фоллиан, глава ирл. монашеской общины в мон-ре в Фоссе (ныне Фос-ла-Виль). Важнейшими письменными памятниками меровингской эпохи, созданными на территории Н., являются Жития святых Гаугериха, Ведаста, Аманда, Гертруды, Ламберта, Губерта и др. Посвящение св. Виллиброрда в сан архиепископа Утрехта в 695 г. в Риме. Фрагмент мантии. Ок. 1510 г. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, Утрехт) Посвящение св. Виллиброрда в сан архиепископа Утрехта в 695 г. в Риме. Фрагмент мантии. Ок. 1510 г. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, Утрехт)

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Царь потребовал от патриарха, чтоб он устроил для него пир в одном монастыре вне Константинополя и хотел присутствовать у него (на пиру). Патриарх согласился на это и вышел в указанный монастырь, чтобы сделать то, что сказал император. Затем император отправил в монастырь сборище из Русов и Булгар и приказал им убить тайно патриарха. Они отправились ночью в монастырь и здесь осаждали его. Тогда он (патриарх) раздавал им большие деньги и вышел тайком. Затем, отправившись в город, патриарх велел звонить в колокола и поднял народ». Дальнейший рассказ вполне согласен с византийскими источниками, да и самое участие патриарха в восстании, низвергнувшем Михаила V, есть несомненный исторический факт. Кедрин (II, 537) сообщает, что Калафат смотрел на патриарха Алексея как на приверженца дочерей Константина VIII и сделал попытку «извергнуть его из церкви», и что при разгаре смятения народ устремился в Софийскую церковь , «где нашел себе убежище патриарх, который поносил императора и был за возвращение императрицы». Из «великой церкви», действительно, вышла толпа, которая, не удовольствовавшись возвращением Зои, отыскала сестру ее Феодору и провозгласила ее также императрицею (Cedren. ibid.; ср. Psell. p. 96). Нужно заметить сверх того, что роль, приписываемая в рассказе Ибн-эль-Атира Русским, вполне согласна с поведением Тавроскифов у Пселла: те и другие не тверды в своей верности императору или даже прямо ему изменяют. Как же согласить все эти данные с сагой о Гаральде, а если не с нею, то с отрывками современных событию песен, сложенных скальдами? Кто захочет ловить мелькающие признаки исторической правды в подробностях саги, не опасаясь увлечься призраками, тот может, конечно, думать, что Гаральд находился в числе тех освобожденных мятежниками узников, о которых говорится у Атталиоты. Можно будет тогда удержать и другую черту известия, сообщаемого Вильгельмом Мальмесберийским, именно – что Гаральд попал в тюрьму за бесчестие, нанесенное знатной византийской даме. Чудесное явление Олафа, равно как и лев, задушенный Гаральдом, конечно, будут оставлены в области мифа и легенды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В правление О. был дан новый импульс развитию мон-рей. Самостоятельным центром монашеской реформы стало аббатство Горце близ Меца. Как и клюнийская реформа , реформа Горце предполагала возвращение монахов к строгому соблюдению Устава св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ), сосредоточенности на внутренней созерцательной жизни. С 30-х гг. Х в. реформированный устав аббатства Горце стал распространяться в Лотарингии, а затем и на др. землях (в т. ч. вокруг Меца, Трира, Майнца, в аббатствах Ставло-Мальмеди, Жамблу, Эхтернах, Лорш, Санкт-Галлен, Райхенау и др.). Реформу активно поддержал еп. Адальберон Мецский (929-962), к-рый в 939 г. принял участие в выступлении против О., но уже в 940 г. примирился с ним и впосл. пользовался его покровительством и оставался верным союзником. Реформаторскому движению Горце способствовал и архиеп. Бруно Кёльнский. В то время как клюнийская реформа предполагала стремление мон-рей к независимости от светских правителей и подчинение аббатству Клюни как главному центру, обители, реформированные в духе Горце, не были включены в подобную централизованную сеть. Эти мон-ри нередко оказывались вовлечены в политику О. Так, напр., Иоанн из Горце (аббат в 967-973) в 953 г. возглавил посольство в Кордову, ко двору халифа Абд ар-Рахмана III (891-961). Важными составляющими символической репрезентации власти государя были нововведения в литургической сфере, касавшиеся образа короля и императора как христ. властителя. Майнцский коронационный чин, входивший в Римско-германский понтификал (его создание датируется периодом между 950 и 963/4), по-видимому, отображал реальную практику эпохи О. В формулах, которые в Майнцском чине предписывалось произносить в ходе коронационной церемонии, государь неоднократно сравнивался с Христом и прямо уподоблялся Ему, именовался «typus Christi». Перед помазанием и коронацией король вместе с сопровождавшими его епископами и священниками крестообразно простирался перед алтарем, что сближало коронационную церемонию властителя с обрядом принятия духовного сана. В формулах, произносимых, согласно Майнцскому чину, при вручении королю инсигний , подчеркивался прежде всего долг властителя выступать в качестве защитника Церкви ( Schramm. 1935).

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Швеции общину РПЦ выгнали из арендуемого храма 20.06.2023 В шведском Мальме общину РПЦ выгнали из храма, который она арендовала у Шведской церкви, сообщает tt.omni.se. Как говорится в тексте сообщения, с 2020 года община РПЦ арендовала храм Локарпа, принадлежащий Шведской церкви. Однако из-за поддержки РПЦ войны в Украине владельцы заявили, что аренда должна быть немедленно расторгнута по «идеологическим причинам». Глава церковного комитета по недвижимости Карина Нильссен заявила журналистам, что ранее в Христианском совете Швеции сообщали, будто община в Мальме не связана с Московским Патриархатом, но «в течение прошедшего года появились заявления, которые вызвали у нас сомнения». В то же время на сайте РПЦ в Швеции нет упоминания про общину в Мальме. Spzh.news / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.06.2023 17:59:22

http://drevo-info.ru/news/29139.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Клемент, первый епископ Мецский (†ок. 300, память 23 ноября) Святой Климент (Clément de Metz), по одному из преданий был направлен святым апостолом Петром вместе со священником Селестом (или Селестием) и диаконом Феликсом на проповедь Евангелия. Считается, что святой Климент был дядей святого Климента I, папы Римского. Предание об олене. По преданию олень спрятался меж его ног, преследуемый собаками местного короля Ория (Orius). Предание о Граулли. Святой Климент Мецский часто изображается покоряющим дракона. Покорителями драконов также почитают святого Меркуриалиса (Mercurialis), первого епископа Форли (Forli), (Италия), святого Иулиана из ле Манса (Julian of Le Mans), святого Верана (Veran), святого Бьеноре (Bienheure), святого Крескентия (Crescentinus), святую Маргариту Антиохийскую, святую Марфу, святого Квирина из Мальмеди (Quirinus of Malmedy) и святого Леонарда из Ноблака (Leonard of Noblac). В предании о святом Клименте дракона именуют «Граулли» или «Грауилли». Согласно тому же преданию, дракон Граулли со множеством иным змиев обитал в местном амфитеатре. Змеиное дыхание столь отравляло местность, что обитатели города были заперты в нем. После того, как местные жители обратились в христианство, чтобы защитить их от дракона, святой Климент отправился в амфитеатр и сотворил крестное знамение, как только змеи атаковали его. Они были тотчас приручены. Святой Климент подвел Граулли к берегу реки Сейль и повелел исчезнуть в том месте, где не живут люди и звери. Король Орий не принял христианство после того, как святой Климент приручил дракона. Однако, когда его дочь умерла, святой Климент воскресил ее из мертвых, после чего король обратился ко Господу. Главный монастырь в Меце назван в его честь. Храм святого Климента в Меце. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006