Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 марта 2023 года 20. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 5-й. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба прп. Льва, еп. Катанского, переносится на повечерие в Неделю вечера (см. 21 февраля) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое…» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Триоди: «Моря чермную пучину…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

17: В.мч. Феодора тирона. (Сл. Муч.) Апостол. Евангелие. – Св. Мариамны, сестры Ап. Филиппа. 18. Св. Льва, папы Римского и Св. Флавиана испов., патр. Цареградского. Преп. Агапита, еп. Синадгкого. 19. Апост. Архиппа, Филимона и равноапостольн. Мчц. Апфии. Преп. Досифея. 20. Св. Льва, еп. Катанского. С.мч. Садока, еп. Персидск. 21. Пр. Тимофея, иже в Символех, и св. Евстафия, архиеп. Антиохийск. 22. Обретение мощей св. Муч., иже во Евгения, в числе коих были мощи Ап. Андроника, и Иунии, полощницы его. Мч. Мавриикия и иже с ним. 23. С.мч. Поликарпа, еп. Смирнск. Пр Александра монаха, чина неусыпающих первоначальника. 24+ 1-е и 2-е обретение честныя главы св. Иоанна Предтечи Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Предтечи.) Преп. Еразма Печерского. 25. Св. Тарасия, архиеп. Констант. х 26+ Св. Порфирия, архиеп. Газского. Сл. Святит. 27. Пр. и испов. Прокопия Декаполита. Пр. Фалалея. Преп. Тита, пресв. Печерского. 28. Пр. Василия, спостииика Прокопиева. С.мч. Протерия, патр. Александр. С мч. Нестора, еп. Магидийск. Мучц. Марины и Киры. Преп. Кассиана Римлянина . Преп. Иоанна, нареч. Варсонофия. М. март 1. Пр. мчц. Евдокии. Мчц. Антонины, Муч. Нестора, Маркелла, Антония и др. 2. С.мч. Феодота, еп. Киринейск. Мч. Троадия. Преп. Агафона. Мчц. Евфалии девы. – Прест. св. Арсения, еп. Тверск. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Свят.) 3. Муч. Евтропия, Клеоника, и Василиска. Преп. Пиамы девы. 4. Преп. Горасима, иже на Иордане. Муч. Павла и сестры его Иулиании. Преп. Иакова постника. 5. Муч. Конона, Ироиды и др. Преп. Исихия постника. 6. 42 Муч., иже во Аммории: Константина, Феофила, Феодора, Каллиста, Васоя и проч. Пр. муч. Конона, и сына его Конона. Преп. Аркадия. 7. С.муч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Елпидия, Агафодора и Еферия, в Херсоне епископствовавших. Преп. Емелиана монаха. 8. Пр. и испов. Феофилакта, еп. Никомид. С.мч. Феодорита, пресв. Антиох. 9+ 20 40 В. мучеников, в Севаст. езере мучившихся: Кириона, Каидида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Александра, Николая, Мелитона и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Arhiva Пн În cele trei lavre ale Bisericii Ortodoxe din Ucraina a fost srbtorit hramul 29 august 2021 19:33 28 августа 2021 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в трех лаврах Украинской Православной Церкви — Киево-Печерской , Почаевской и Святогорской — состоялись престольные торжества. Праздничные богослужения совершались при молитвенном участии тысяч верующих — прихожан и паломников из разных регионов Украины. Божественную литургию в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской лавры возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . За богослужением состоялась хиротония архимандрита Агафона (Опанасенко) во епископа Коктебельского, викария Феодосийской епархии . На малом входе священнослужители Лавры были удостоены богослужебных наград .  После чтения Евангелия Блаженнейший митрополит Онуфрий произнес проповедь, посвященную празднику Успения Пресвятой Богородицы. По окончании Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил крестный ход к Ближним пещерам. Торжества престольного праздника в Успенской Почаевской лавре возглавил митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий . Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители митрополит Почаевский Владимир , архиепископ Шумский Иов , братия и гости монастыря в священном сане. Преображенский собор был заполнен молящимися, в том числе паломниками, которые пришли в обитель крестными ходами за два дня до праздника. Литургия совершалась перед украшенной цветами плащаницей Божией Матери, которая накануне была торжественно перенесена из Успенского собора и установлена в центре храма. Праздничные песнопения исполнили братские хоры и студенты Почаевской духовной семинарии. По окончании богослужения состоялся крестный ход по территории обители, во время которого плащаницу Богородицы перенесли в Успенский собор. Праздничная Литургия в Успенской Святогорской лавре началась после молебна в Успенском соборе обители. Богослужение совершили наместник Лавры митрополит Святогорский Арсений и епископ Иннокентий (Шестопаль) в сослужении братии в священном сане.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5839738...

20. Понедельник. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах. Служба прп. Льва, еп. Катанского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Виждь моего сокрушеннаго сердца стенания...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» Богородичен Октоиха, глас тот же: «Архангельски воспоим...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же . По 6-й песни – кондак преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Архангельское слово...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь и кондак преподобного. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобного; кондак дня, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак дня, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-04/

Тело преподобного Корнилия было положено в монастыре, в стене некоей пещеры, и пребывало здесь невредимо 120 лет; в 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским, со священным собором было перенесено из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлено в новом гробе к стене. В 1872 году, 17 декабря, при Павле, настоятеле Печерского монастыря, епископе Псковском и Порховском, мощи преподобного были переложены в медно-посеребренную раку, из которой при настоятеле Иннокентии были переложены в другую, подобную, но более благолепную. Память преподобному Корнилию совершается Церковью местно 20 февраля/4 марта, в день его мученической кончины. Преподобный Корнилий, так много при жизни заботившийся о преуспеянии православной веры в родном крае, был ходатаем за него и по смерти. Так, в 1581 году, во время нашествия на Псков польского короля Стефана Батория, одному благочестивому старцу, жившему в Пскове, в монастыре Покрова Пречистой Богородицы, было открыто в видении, как преподобный Корнилий вместе с преподобным Антонием, Киевским подвижником, сопутствовал Царице Небесной, шедшей на защиту Пскова, как умолял он Ее простить грехи людей и спасти виновный Псков. Молили также пощадить город и святые князья псковские Всеволод и Довмонт, святой князь Владимир Киевский и блаженный Николай Псковский. Молитва святых была услышана, и город Псков, несмотря на все усилия Батория, не был им взят. Агафон, чудотворец Печерский, преподобный В «Полном христианском месяцеслове» (Киев. 1875 г.) под 20-м числом февраля положена память «прп. Агафона, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах почивающего». О жизни сего святого ничего неизвестно. В сказании о святых, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, замечено, что он был целитель болезней и имел дар пророчества. Он предузнал день своей кончины. Память его совершается совокупно с преподобными Дальних пещер, и в общей службе сим святым в 3-й песни канона упоминается прп. Агафон: «Агафоне блаженне, благости вещания имените, постников красото, пророче неложный и целителю недужных… настави ны молитвами твоими на путь вечен». 20 февраля/4 марта память его положена, вероятно, ради тезоименитства его с св. Агафоном, Римским епископом († 682), а также с Собором преподобных Дальних пещер — 28 августа/10 сентября. Февраль, 23 Моисей Белозерский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки). Святой преподобномуч. Параскевы Св. Параскева была единственною дочерью благочестивых родителей Агафона и Политии. Так как она родилась в пятницу, то ей и дали имя Параскевы (Параскева по русски значит пятница). Пришедши в возраст, Параскева была схвачена язычниками, и ее принуждали отречься от Христа. Св. исповедница осталась твердою в своей вере, за что и была брошена в котел с маслом и смолою; оставшись невредимою, Параскева бросила жидкости в глаза любопытствовавшему царю Антонину (138–161), которого и ослепила; но потом, по его просьбе, даровала ему зрение и многих своим чудом обратила ко Христу. В 1200 году русский паломник Антоний видел мощи св. Параскевы в Царьграде. Церковь во имя Параскевы и в настоящее время находится в Царьграде, в местности Хас-Киой, на левой стороне Золотого Рога (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки. Душ.Чт. 1882 г. окт. Стр. 218–221) Преп. Моисея Угрина «Подвиг Моисея – кровавый подвиг за целомудрие, чудное мужество, не уступившее шагу пред нападением самой неистовой похоти женской» (слова Поликарпа, архим. печерского). Подлинно, замечательна и поучительна жизнь этого угодника Божия! Моисей в борьбе с тяжкими искушениями обнаружил непоколебимую твердость и необыкновенное мужество, не уступавшее мужеству мучеников-христиан первых веков; Моисей прославился в подвиге целомудрия и хранения обета своего девства, не смотря на тяжкие соблазны, долгое время преследовавшие его, по действию вражию. Принужденный вести брань не только с внутренним влечением плоти, но и с насильственным прельщением от людей, преподобный вышел победителем из этой брани, злопострадав, как добрый воин, и нам показав пример, достойный подражания. Моисей, родом угрин (венгерец), был брат Георгия и Ефрема и вместе с ними служил у св. князя Бориса (сына вел. кн. Владимира). В 1015 году, когда злодеи, подосланные Святополком (окаянным), умертвили св. Бориса и его свиту, только Моисей успел спастись и скрылся у Предиславы, сестры свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26 . Свт. Порфирия, архиеп. Газского, мч. Севастиана. 27 . Прпп. Прокопия Декаполита исповедника, Тита, пресвитера Печерского, и Фалалея. 28 . Прп. Василия исповедника, спостника св. Прокопия; прпп. жен Марины и Киры, сщмчч. Протерия, патр. Александрийского, и Нестора, еп. Магиддийского. 29 . Прпп. Кассиана, Иоанна, нареч. Варсанофием, мч. Феоктириста. Март 1 . Прмц. Евдокии, мчч. Нестора, Тривимия, Маркелла и Антония, мц. Антонины, прп. девицы Домнины Сирийской. 2 . Сщмч. Феодота. еп. Киринейского; преставление свт. Арсения, еп. Тверского, прп. Агафона, мч. Троадия, мц. Евфалии девы, 440 мучеников, в Италии убиенных лангобардами. 3 . Мчч. Евтрония и дружины его: Клеоника и Василиска, св. Зинона и Зоила, прп. Пиамы девы. 4 . Прп. Герасима, иже на Иордане; мчч.: Павла и сестры его Иулиании и с ними: Кодрата, Акакия и Стратоника; свт. Григория, Констанции, града Кипрского; прп. Иакова постника, св. Даниила, блгв. кн. Московского; св. Вячеслава, кн. Чешского; блаж. кн. Василия Ростовского, иже и Василько. 5 . Мчч. Конона Исаврийского, Конона градаря (огородника), Ироиды, Евлогия Палестинского, Евлампия и Онисия; прпп. Исихия постника, Марка, постника Египетского; перенесение мощей св. блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина (от мест погребения их в соборную церковь Спасо-Преображенского Ярославского монастыря). Пример мч. Канона градаря († в: III в.) ясно показывает, что можно спастись и в мир, занимаясь самым обычным и простым делом, а не в пустыне только, как думают странники-бегуны. 6 . Свв. 42 мученик, иже во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Милиссена, Каллиста, Васоя и проч.; прп. Аркадия Кипрского, прпмчч. Конопа и сына его Конона. Обретение Честного Креста и честных его гвоздей св. Еленою. 7 . Сщмчч.: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора; свт. Павла исповедника, прпп.: Павла Препростого и Емилиана монаха. 8 . Прп. Феофилакта, еп. Никомидийского; прп. Дометия, сщмч. Феодорита, ап. Емра. 9 . 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия или Екдита, Лиспмаха, Александра, Илии, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Аглая; мч. Урпасиана, св. Кесария.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Официально кирпичный храм Илии пророка был открыт и освящён в 1787 г. До закрытия храма было три придела: пророка Илии, вмчц. Параскевы Пятницы и прп. Нила Столобенского. На данный момент храм имеет летнюю часть (расположенную в четверике) и зимнюю (расположенную в южном нефе трапезной части храма). Храм был закрыт в 1929 году. В храме были МТС, кузница. Рядом с храмом расположена часовня, освящённая в честь блгв. кн. Александра Невского (пока не действует). Богослужение возобновлено в 2000 г. Иконы: список иконы Богородицы Всецарица с частичкой, освящённой на св. Поясе Пресвятой Богородицы, уменьшенная копия иконы блж. Матроны Московской с частицей мощей, прп. Сергия Радонежского. Мощи: частица, освящённая на поясе Пресвятой Богородицы, прп. Нила Столобенского, блж. Матроны Московской, свт. Спиридона Тримифунтского, прп. Агафона Печерского, св.прав. Иоанна Кормянского, св. равноап. Константина, царя. hram-ilya1787@yandex.ru           Ведомость о церкви Угличского уезда села Ильинского что в Поречье за 1875 год 1. Построена в 1787 году тщанием прихожан, освящена в 1800 году октября 28 дня. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Святого Пророка Ильи, в трапезной теплой: первый с правой стороны – Преподобного Нила Столбенского, освящен в 1820 году мая 17 дня, второй с левой стороны – Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, освящен в 1787 году октября 28 дня. 4. Утварью достаточна. 5. Причта прежде положено было по штату: священников три, дьяконов два, дьячков и пономарей по три, а ныне предположено быть настоятелю, его помощнику и двум псаломщикам. 6. Земли при сей церкви: усадебной под селением, оградами и огуменниками 8 десятин 132 сажени, пахотной – 56 десятин 191 сажень, лесу кустарнику и дровяного 33 десятины2272 сажени, покосу – 15 десятин 378 сажен, под большой дорогой 1500 сажен, под проселочными дорогами 1770 сажен, под полуречкой и полупотоком 1401 сажень, под церковью и кладбищем 900 сажен. Всего 115 десятин 1344 квадратных сажени, а за исключением дорог, речки и потока, под церковью и кладбищем 113 десятин 573 квадратных сажени. При той же церкви в отхожей пустоши Благовещенского Погоста пашни 2 десятины 503 сажени, лесу кустарника 7 десятин 1132 сажени, под дорогами 1020 сажен, под полуречкой 305 сажен, всего 10 десятин 560 сажен, на которую всю землю планы и межевые книги имеются и хранятся в церковной ризнице. Сею землей владеют священно-церковно-служители сами.

http://sobory.ru/article/?object=06678

Муч. Памфил (IV в.) сличал тексты (т. е. чтения) Нового Завета, исправлял места, испорченные переписчиками, сам переписывал рукописи и раздавал желающим. 17. Вм. Феодора тирона, обр. мощ. м. Мины калликелада; мц. Мариамны; п. Феодосия и Романа болгарских. Спустя 50 лет после кончины св. великомуч. Федора († ок. 306 г.), римский император Отступник, желая осквернить христианский пост в первую седмицу св. четыредесятницы, приказал епарху Константинопольскому тайно в следующие дни кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Св. Феодор явился ночью к Константинопольскому архиеп. Евдоксию и велел ему объявит всем христианам, чтобы они не покупали на рынках въездных припасов, а питались коливом, т. е. вареною пшеницею с медом. Отсюда видно, что если бы пост имел маловажное значение и даже был излишним, как неправильно учат сектанты, то святую неприкосновенность его не охраняли бы так небожители, и св. великомуч. Федор Тирон не оставил бы обителей Отца небесного для того только, чтобы указать земным братьям на средство избежать нарушения поста. Пр. Феодосий († 1362 г.) особенно прославился, как ревностный защитник православия против ересей-богомилов и жидовствующих. 18. П. Льва папы римск., Агапета, еп. синадск., Флавгана исповедн., патриарха Константиноп., п. Космы яхромского. 19. Ап. Архиппа и Филимона, м. Исихия; мц. Асклипиодоты, св. Апфии; п. Досифея, Равулы; исп: Евгения, Макария антиох. м.: Максима, Феодота. 20. Пр. Льва, еп. катанского; свм. Садока, еп. персидского и с ним 128 мучеников; п. Агафона, папы римск., пм. Корнилия, игумена псково-печерского. 21. П. Тимофея, Евстефия, архиеп. антиохийск. Георгия, еп. амастридского. 22. Обр. мощей мучеников, иже во Евгении; п: Петра, Афанасия испов.; Фалассия, Лимния, Варадата; м. Маврикия и с ним: Фотина, Феодора, Филиппа. 23. Свм. Поликарпа, еп. смирнск.; п: Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, 3евина, Полихрония, Моисея, Дамиана сирийских Александра, Поликарпа брянского, св. Горгонии. Св. Горгония († ок. 372 г.), по словам брата ее Григория Богослова , с супружеством совместила добродетели девства и тем показала, что ни девство, ни супружество не соединяет и не разделяет нас всецело с Богом или с миром. Послужив Богу и природе в немногом и сколько того требовал закон плоти, она всецело посвятила себя Богу. Самый плод тела, т. е. детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо всех их очистила и приобрела Богу. Этот пример св. Горгонии обличает суемудрие раскольников, известных под именем странников, которые утверждают, что для спасения души необходимо оставить попечение о жене, о чадах и удалиться в пустыню, а также и сектантов-хлыстов, которые отвергают брак, ненавидят детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

После Михаила начались сильные раздоры между князьями Тверского княжества. Эти раздоры, сами по себе столько противные духу христианскому, вносили ещё раздор в дома боярские, а для народа были сущим бедствием. – Много надобно было трудиться святому пастырю, чтобы сколько-нибудь ослаблять, если не совсем погасить, этот пагубный дух вражды. И труды его не были бесплодны. В 1403 г. он успел примирить Кашинского князя Василия с Тверским князем Иваном Михайловичем, и вслед затем сам венчал сына князя Ивана с дочерью князя Василия. И однако опять поднимались раздоры кровавые. В 1406 году в день Св. Троицы блаж. архипастырь окончательно примирил враждовавших. Сильно волновавшиеся страсти князей и бояр их усмирены влиянием страха Божия, который внушал святитель Арсений 17 . Жизнь блаж. пастыря служила назиданием для всех. – Всегда тихий и кроткий, он ни от кого не отходил с гневом или враждой; был бескорыстен и не ласкал ничем своего самолюбия; дышал любовью ко всем, забывая себя 18 . «Раб Господа, говорит Апостол о епископе, не должен ссориться, по быть приветлив ко всем, учителен, незлобив; должен с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог обратиться к познанию истины» ( 2Тим.2:24 ). Так и поступал блаж. Арсений. Выполняя волю Небесного Владыки, он усердно «искал заблуждших и вводил в ограду покаяния» 19 . Заботливый о славе имени Божия, святитель построил несколько храмов в Твери и её окрестностях и возобновил кафедральный Спасский собор 20 . Им освящены знаменитые каменные храмы архангела Михаила в Микулине 21 и в Новом городке (в Кожевках) 22 , и во имя свят. Николая в Твери 23 . Первосвятитель Киприан любил блаженного святителя, три раза вызывал его в Москву для соборных совещаний 24 . Тяготясь делами страстей людских, пустынно-любивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на реке Тмаке, полюбилось ему место, и он построил здесь храм в честь преп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь Богомыслием, молитвами и трудами пустынника 25 . – В 1404 г. святитель основал и в следующем году освятил в любимой обители своей каменный храм в честь Успения Богоматери – новое напоминание о близкой к душе его Печерской обители 26 . Памятником того же благоговения к Печерским подвижникам, а вместе и заботы о назидании других примерами благочестия, служит Печерский патерик, списанный в 1406 г. «замышлением (пожеланию) Боголюбивого епископа Арсения Тверского» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010