Аристотель в «Никомаховой этике» пишет: «прошедшее не может стать не бывшим, и поэтому прав Агафон: Ведь только одного и Богу не дано: Не бывшим сделать то, что было сделано» Эту мысль повторяет бл. Августин: «Чтобы бывшее стало не бывшим, не подлежит всемогуществу Бога» Л.И. Шестов в книге «Афины и Иерусалим» рассуждает: «Может ли Бог сделать бывшее не бывшим? - Если, например, раз навсегда установлено, что девушка обесчещена, не возможно ли, чтобы она вновь стала невинной? Это, поскольку дело идёт о природе, конечно, верно и неопровержимо, что противоречия в одном и том же субъекте не могут существовать. И это справедливо считается невозможным, поскольку это относится к бессилию природы, но от этого далеко до применения того же к Богу. Тот именно, кто есть творец источников природы, тот легко может, если хочет, уничтожить эти законы природы» Пророк Иеремия говорит: «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою твоею и простертою мышцею; для тебя ничего нет невозможного» [Иер. 32:17]. Бог отдаёт своего возлюбленного Сына на мучительную и позорную смерть. Разве такое возможно? Исаия в пророчестве говорит о том, в ком «не было не вида не величия». «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его». Он «понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» [Ис. 53:2,3,12]. Как можно взять на себя чужой грех? Как можно отдать свой грех? Безгрешный взял на себя грехи мира и победил грех, то есть сделал однажды бывшее не бывшим. Он имеет власть отпускать грехи, исцелять больных и воскрешать умерших. Он воскрешает Лазаря, разбойника вводит в рай, а рыбаков делает своими первыми апостолами. Тертуллиан пишет: «Сын Божий пригвождён ко кресту; я не стыжусь этого, потому что этого должно стыдиться. Сын Божий и умер; это вполне вероятно, потому что это безумно. Он погребён и воскрес; это достоверно, потому что это невозможно». Для Бога всё возможно, а «познание» пассивно и равнодушно. Оно не имеет любви. Смерть и страдания одинаково необходимы и для праведника и для злодея. Но ведь истины возникали во времени. Почему не может настать момент, когда эти истины существовать перестанут? Что может помешать? Отец Павел Флоренский называет закон недопустимости противоречия законом греховного мира, говоря, что христианская, духовная философия опирается на возможность преодоления этого закона. «Я=Я» - это эгоизм, делание из себя идола. Самоотрицание, самопожертвование, способность выйти из себя и перенести своё я в не-Я, в другое, в зримое - это любовь. Похожую мысль находим и у Достоевского: «Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. Это-то и есть рай Христов».

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как апостол Фома отнёсся с недоверием к рассказам своих товарищей о том, что к ним приходил Воскресший Христос. И тогда Господь явился им вторично. «Когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:26-27 ). К слову, всегда болезненно отношусь к утвердившейся, увы, в обиходе традиции прибавлять к имени этого святого апостола обидную – если не оскорбительную – характеристику неверующий. Главное, что это позволяем себе мы, унылые и грешные, забывая о том, что этот ученик Христа окончил свою жизнь мученически: его, живого, подняли на пять копий язычники в Индии, куда он дошёл с благовестием. Это он-то неверующий?! И кто тогда мы? Мне же хотелось сказать сейчас всё же о другом: читая это место в Евангелии, всякий раз содрогаюсь от мысли о том, что он всё-таки вложил перста в рёбра, в рану (!) своего Учителя. Какое несвоевременное послушание, Ему ведь больно! «Устами нечестивых разрушается град» Энергия слова В проповеди, произнесённой в 1945 году, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его». И далее святой и великий учёный продолжает свою мысль: «Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: “Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается” ( Прит. 11 ). Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Еретические учения и лжесвятых проповедников проклинаю, и то же самое делают те, кто со мною. Всякий еретик да будет нам чужд. Многие благоговейные братия приходили ко мне, чтобы со мной остаться, но я, чувствуя себя грешным и слабым человеком, долго им отказывал, взывая: дайте мне немного покоя, ибо одолевает меня волнение и возрастает тяжесть. По неотступности же их рассудили мы, что те, кому есть Божия воля прийти к нам, должны всецело принять учение святых отцов и творить Божии заповеди. Цель и суть писания сего состоит в том, чтобы показать, как иноку, который действительно в наше время хочет спастись, подобает совершать свое аскетическое делание, согласуя внутренние и внешние свои упражнения со Священным Писанием и житием святых отцов. Если мы будем так действовать, то достигнем вечной жизни в Иисусе Христе, Ему же подобает всякая слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков! Аминь». Из предисловия Из писания св. отцов о мысленном делании, о хранении сердца и ума, о том, зачем это нужно и как мы об этом стараться должны Многие св. отцы свидетельствуют о том, что хранение сердца и ума полезно тому, кто по благодати Божией желает быть духовно воспитан. Во-первых, мы знаем слова Самого Господа, Который сказал: Из сердца исходят злые помыслы… и это оскверняет человека ( Мф. 15:18 ). Он учил, что нужно очищать внутреннее сосуда ( Мф. 23:26 ) и что поклоняться Господу следует в Духе и истине ( Ин. 4:24 ). О том же говорил и апостол: Когда я молюсь языком, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… стану молиться духом, буду петь и умом ( 1Кор. 14:14–15 ). Так сказал апостол о духовной молитве, и еще сильнее сказал: Я хочу лучше пять слов сказать умом, нежели десять тысяч языком ( 1Кор. 14:19 ). Св. Агафон замечает: «Внешнее делание подобно листу, внутреннее, то есть духовное, подобно плоду». И далее у него же находим устрашающие слова: Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ). И еще сказали отцы: «Кто только устами молится, а об уме забывает, тот молится в воздух, в то время как Бог обращает внимание на ум».

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

И если это служение мое я прохожу не к пользе Своей, не к благоугождению Твоему и почитанию, то благоволи мне сподобиться его и только оплакивать грехи свои, и иметь попечение об одном праведном Суде Твоем и о том, как я буду отвечать Тебе, много раз Тебя прогневлявший. О сострадательный Пастырь, добрый и кроткий, хотящий всем верующим в Тебя спастись, помилуй и услыши эту мольбу мою: не прогневайся и не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнять Твою волю. Ибо я не ищу, чтобы была моя воля, но Твоя, дабы и я послужил Тебе, Милостивый. Заклинаю Тебя, помилуй меня, по естеству милостивый (Пс. 85, 15), и сотвори полезное жалкой душе моей, ибо Ты-Бог человеколюбивый, один несозданный, бесконечный, поистине всемогущий. Ты- Жизнь всех и свет всех возлюбивших Тебя и Тобою, Человеколюбец, весьма возлюбленных. О если бы и меня к ним сопричел Ты, Владыко, и соделал общником и сонаследником Твоей Божественной славы! Ибо Тебе подобает слава. Отцу с безначальным Сыном и Божественным Духом во веки веков. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 241-243). ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ " Возлюби ближнего твоего, как самого себя " (Мф. 22, 39) Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни (82, 280). Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин (82, 280). Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание-ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов (82, 288-289). Авва Агафон говорил: " Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Когда при взятии Иерихона, Ахан, сын Зары, из колена Иудина, украл из военной добычи Израиля, преданной заклятию, прекрасную Сеннаарскую одежду, двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей, то Иисус Навин и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор… И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем… И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня (Нав. VII, 24–26). Так строго каралось иногда воровство в древности. Православная Церковь за некоторые формы воровства, например, за похищение свечей и елея из храма, отлучает от общения Церковного (Апост. пр. 72). Люди высокой духовной жизни, христианские подвижники, строго хранили восьмую заповедь и чрезвычайно осторожно относились к чужой собственности, старательно оберегая себя даже от случайного присвоения того, что им не принадлежало. Однажды авва Агафон и его ученик нашли на дороге брошенный кем-то пучок гороху. Авва! Благослови поднять… — сказал ученик. Ведь не ты это положил! — отвечал старец. — Как же ты хочешь взять то, что тебе не принадлежит? И они прошли мимо. Когда преподобному Исааку случалось проходить полем и ему хотелось сорвать колос, он сначала просил позволения у владельца поля и, если не находил его поблизости, то никогда не решался сделать это самовольно. Однажды святой Зенон в жаркий, удушливый день, томясь жаждой, сорвал и съел огурец с чужого огорода. Но затем почувствовал такие сильные угрызения совести, что в наказание заставил себя три дня стоять неподвижно под палящими лучами южного солнца. К концу третьего дня святой старец изнемог совершенно и уже не мог продолжать свой покаянный подвиг. Тогда он сошел с места, сделав самому себе нравоучение: " Зенон не может вынести не только геенского огня, но даже солнечного тепла… Итак, Зенон не должен брать ничего чужого!.. " В жизнеописании преподобного Иоанна Персянина рассказывается такой случай.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2313...

Когда при взятии Иерихона, Ахан, сын Зары, из колена Иудина, украл из военной добычи Израиля, преданной заклятию, прекрасную Сеннаарскую одежду, двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей, то Иисус Навин и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор... И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем... И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня (Нав. VII, 24-26). Так строго каралось иногда воровство в древности. Православная Церковь за некоторые формы воровства, например, за похищение свечей и елея из храма, отлучает от общения Церковного (Апост. пр. 72). Люди высокой духовной жизни, христианские подвижники, строго хранили восьмую заповедь и чрезвычайно осторожно относились к чужой собственности, старательно оберегая себя даже от случайного присвоения того, что им не принадлежало. Однажды авва Агафон и его ученик нашли на дороге брошенный кем-то пучок гороху. Авва! Благослови поднять... — сказал ученик. Ведь не ты это положил! — отвечал старец. — Как же ты хочешь взять то, что тебе не принадлежит? И они прошли мимо. Когда преподобному Исааку случалось проходить полем и ему хотелось сорвать колос, он сначала просил позволения у владельца поля и, если не находил его поблизости, то никогда не решался сделать это самовольно. Однажды святой Зенон в жаркий, удушливый день, томясь жаждой, сорвал и съел огурец с чужого огорода. Но затем почувствовал такие сильные угрызения совести, что в наказание заставил себя три дня стоять неподвижно под палящими лучами южного солнца. К концу третьего дня святой старец изнемог совершенно и уже не мог продолжать свой покаянный подвиг. Тогда он сошел с места, сделав самому себе нравоучение: " Зенон не может вынести не только геенского огня, но даже солнечного тепла... Итак, Зенон не должен брать ничего чужого!.. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

– «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9, 10 ). – «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» ( Притч. 15:16 ). 2. Чужое добро «Похищенное чужое добро, – говорит святитель Тихон Задонский , – как огонь, в дом вшедшее всё прочее имение поедает, ибо, где неправда, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему воду решетом: из рук их вытекает всё, что они похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же знай, что всё из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, потребит» (Твор. св. Тихона Задонск. т. IV, стр. 70). 3. Примеры строгого отношения к чужой собственности 1 . Авва Агафон шел однажды с своими учениками. Один из них, нашедши на дороге небольшой зеленый чечевичный стручек, говорит старцу: " Отче! велишь ли мне взять его?» Старец с удивлением посмотрел на него и сказал: «Разве ты положил его тут?» Брат отвечал: «Нет». Старец сказал: «Как же ты хочешь взять то, чего не клал?» (Дост. сказ. о подв. св. блаж. отцев § 11). 2 . Некто из святых, именем Филагрий, живя в пустыне иерусалимской, прилежно занимался работою, и тем снискивал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на рынке и продавал свое рукоделие, кто-то уронил кошелек с тысячью монет. Старец, нашедши его, остановился на том же месте, говоря: «Конечно, потерявший воротится». И вот, потерявший идет и плачет. Старец отдал ему кошелек и никакой благодарности от него не принял. 3 . Когда авва Арсений жил в скиту, был там послушник, который воровал у старцев корзины. Авва Арсений взял его к себе в келью, желая исправить его и успокоить старцев. Говорит он послушнику: чего ты ни захочешь, я всё тебе дам: только не воруй. И дал ему всё, что нужно было для него. Но тот ушел от него, и опять начал воровать. Старцы, видя, что он не перестал воровать, выгнали его. Они говорили: если найдется брат, который имеет грехи слабости, то его должно терпеть. Но если он будет воровать, то изгоните его; ибо он и душу свою губит, и безпокоит всех живущих с ним (оттуда же). (Прот. Г. Д-ко). 4. Не должно брать чужого

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нередко говорят: что же худого в том, что мы позволяем себе иногда сказать лишнее слово, пошутить, посмеяться, конечно, без злого умысла; ведь мы не святые, не монахи, живем в мире, и кто не погрешал языком своим ( Сир.19 ?17)? И однако св. Церковь молит Господа от лица нашего: дух празднословия не даждь ми! Ведь сами же мы придаем важное значение слову человеческому; а если это так, то можно ли тратить слова даром, понапрасну? Своим празднословием мы опустошаем душу, делаемся чрез это легкомысленными, неосновательными и неустойчивыми. Кто, говорит прем. Соломон, хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко раскрывает свой рот, тому беда: при многословии не миновать греха ( Притч.13:3; 10:19 ); от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб (14,23). Не следует также упускать из виду и того, что слова наши, хотя бы и незначительные, не исчезают бесследно в воздухе, не пропадают, а собираются и сохраняются на день страшного суда, где мы дадим отчет о всяком праздном слове и где от слов своих оправдимся или осудимся ( Матф.12:36–37 ). Как же после этого не быть нам осторожными в словах своих?! И подлинно ли в наших шутках нет ничего обидного для ближних? Не заключается ли в них иногда «яд аспидов» и «стрелы разжженныя», ударяющие сильнее бича ( Сир.28:20 )? Оттого из-за них и возникают споры и ссоры между людьми самыми близкими, и иногда из-за одного слова расстраивается многолетняя дружба, как от одной искры загорается целое здание. «Кто исчислит, спрашивает св. Григорий Богослов , все те огорчения, которые причиняет язык? Если он захочет, без всякого труда в одну минуту заставит враждовать дом с домом, город с городом, народ с властелином, царя с подданными, как искра, воспламеняющая солому». Все это, братие, заставляет нас обратить внимание на язык наш, подумать и принять меры к обузданию его. Какие же это меры? Св. подвижники благочестия для обуздания языка иногда по целым годам предавались «безмолвию», молчанию, в котором видели, по изречению ныне воспоминаемого церковию преподобного Иоанна Лествичника , «хранение в себе огня, неприметное преспеяние и тайное восхождение к лестнице добродетелей». Чтобы приучить себя к строжайшей сдержанности языка они нередко принимали исключительные меры: напр., препод. Агафон для сего три года держал камешек во рту. Конечно, при слабости нашей трудно нам подражать этим «героям духа». Зато хотя поучимся наставлениям и советам их касательно обуздания языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но что на практике означают все эти слова о старании и страдании? Они значат, что каждый день мы должны возобновлять отношения с Богом посредством живой молитвы; и молитва , как напоминает нам авва Агафон, – труднейшая из всех задач. Если молитва не кажется нам трудной, то, возможно, потому что мы и не начинали по-настоящему молиться. Они значат также, что каждый день мы должны возобновлять наши отношения с другими людьми через образное взаимопонимание, через действия практического сострадания и через подавление собственного своеволия. Они значат, что мы должны поднять Крест Христа, но не для всех сразу в качестве единовременной грандиозной акции, а каждый день сызнова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Лк. 9:23 ). И подобное ежедневное ношение креста в то же время есть соучастие в Преображении Господнем и Воскресении: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем... нас почитают умершими, но вот, мы живы» ( 2Кор. 6:9, 10 ). Изменение ума Такова в общих чертах деятельная жизнь. Она кроме того отмечена четырьмя качествами: раскаянием, бдительностью, проницательностью и охранением души. Давайте вкратце остановимся на каждом из них. «Начало спасения есть осуждение себя» (Евагрий). Раскаяние знаменует точку отсчета нашего пути. Греческое слово metanoia, как мы уже отмечали, обозначает прежде всего «изменение ума». Покаяние, верно понимаемое, не отрицательно, но положительно. Оно значит не жалость к себе или угрызения совести, а перерождение, обновленное сосредоточение всей нашей жизни вокруг Троицы. Оно есть обращение не назад с сожалением, но вперед с надеждой, не книзу на наши собственные недостатки, но вверх – на Любовь Божью. Оно значит видеть не то, кем мы не смогли быть, а кем по Божьей милости мы теперь можем стать; и оно значит действие в соответствии с тем, что мы видим. Каяться – значит открывать глаза на свет. В этом смысле покаяние не просто единичный акт, первый шаг, но непрерывное состояние, склад души и воли, который нужно беспрестанно обновлять вплоть до последних дней жизни. Как говорит святой Исайя Отшельник: «Бог требует, чтобы мы продолжали каяться до последнего своего издыхания». «Жизнь сия дана была тебе для покаяния, – говорит св. Исаак Сирин . – Не трать ее на другое».

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Он отвечал: " Неведение славы Божией и ненависть к ближнему " . Сперва, лично ли или заочно, примирись с оскорбленным тобой братом своим и потом приступай к Богу с чем-либо Ему благоугодным; примирись скорее, дабы смерть не постигла тебя непримирившимся Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Мф. 5, 23–26 Помни, что иначе ты найдешь в Боге не Отца милосердного, а только Судию строгого, и когда умрешь (а смерть может неожиданно постигнуть тебя), будет уделом твоим вечная смерть. Судия Бог предаст тебя Своим Ангелам для ввержения тебя в темницу духовную, где ты лишишься света и блаженства. Авва Ор говорил: " Если ты злословишь брата своего и совесть твоя мучит тебя, то пойди, поклонись ему и скажи: " Я злословил тебя " ,– и уверь брата, что не будешь более оскорблять его. Злословие есть смерть души " .Авва Витимий спросил авву Пимена: " Если кто будет иметь на меня вражду, и я попрошу у него прощения, а он не простит меня – что мне тогда делать? " .– " Возьми с собой двух братьев,– отвечал старец,– и проси у него прощения. Если опять не простит, возьми других пять; если и при сих не простит, возьми священника. А если и тогда не простит, молись спокойно Богу, да Сам Он вразумит его, а ты не заботься " .Авва Агафон говорил: " Я никогда не ложился спать, имея что-либо против другого, и сколько мог не допускал также, чтобы кто-либо отходил ко сну, имея что-нибудь против меня " .Авва Исаак говорил: " Никогда не вносил я в келию мою помысла против брата, который оскорбил меня; также старался не оставлять брата в келии его с помыслом против меня " . Не любодействуй и душой своей, не только телом

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010