гом смысле эпос, чем гомеровский; и на переходе от Аполлония к Нонну содержание самой этой жанровой категории меняется еще раз. Но эпиграммы Паллада (IV— V вв.), Павла Силентиария и Агафия Схоластика (VI в.), Иоанна Геометра (X в.), Иоанна Мавропода (XI в.), Никифора Григоры (XIV в.) суть эпиграммы точно в таком же смысле, что творения Асклепида или Посидиппа (IV—III вв. до н. э.). И этой более чем полуторатысячелетней временной дистанции мало; если мы перейдем границы грекоязычной поэзии и обратимся к латинской стиховой традиции, эпиграммы Авзония (IV в.) и поэтов Салмазиева сборника (V—VI вв.), Венанция Фортуната (VI в.) и стихотворцев каролингской поры (VIII—IX вв.), Хильдеберта Лавардинского (XI—XII вв.), но также Анджело Полициано (XV в.), Томаса Мора, Филиппа Меланхтона, Марка Антония Мурета (XVI в.), Юлия Цезаря и Юста Иосифа Скалигеров (XVI—XVII вв.), Гуго Гроция и Каспара Барлея (XVII в.), Лаврентия Ван Сантена (XVIII в.) и так далее, вплоть до таких любопытных анахронизмов, как, скажем, латинская «Надпись к портрету моему» папы Льва XIII на самом исходе XIX в., тоже не знаменуют ни малейшего принципиального сдвига в жанровых установках. Меняется топика (и то очень мало), но способы ее рассудочного препарирования не меняются. Парадоксы христианской доктрины о вочеловечении Бога трактуются эпиграмматистами совершенно так же, как в свое время трактовался парадокс вооруженной Афродиты. Если тема — вифлеемские ясли, можно сказать, что они обширнее небес: небеса, по Библии, Бога не вмещают  90 , а ясли вместили  91 . Положим, христианин на свои деньги построил книгохранилище: спрашивается, как связать этот его поступок с догматами его веры? Медиация между понятием «книгохранилище» и понятием «Христос» осуществляется через лексему λγος («слово»): поскольку христианин верует, что Христос есть Бог-Слово, для него естественно построить жилище для слов, т. е. для книг.  92 Некогда языческие эпиграмматисты представляли как парадокс изображение наготы Афродиты у Праксителя; но, если смертным глазам недоступна нагота олимпийской богини, им тем более недоступна бестелесность христианских ангелов, изображение которых на иконе христианские эпиграмматисты превращают в такой же логически формализованный парадокс. Другое дело, что на сей раз

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЕПИФАНИЙСКИЙ Иоанн Епифанийский [греч. Ιωννης κ Επιφνειας] (кон. VI - нач. VII в.), визант. историк. По происхождению из г. Епифания (ныне Хама) в Сирии, был родственником церковного историка Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 24), ритором (схоластиком), вероятно, занимал чиновничьи посты при патриаршем престоле Антиохии. В 590 г. И. Е., как советник Антиохийского патриарха Григория I (570-593), участвовал во встрече с персид. шахом Хосровом II, который во время начавшейся в Персии междоусобной войны бежал из Ктесифона и просил поддержки у византийцев для возвращения на престол. И. Е. написал историю византийско-персид. войны 571-591 гг., продолжение труда Агафия Миринейского. Работа была завершена И. Е., по-видимому, позже 593 г., поскольку Евагрий Схоластик, писавший «Церковную историю» в это время, упоминал, что труд И. Е. был ему еще недоступен. От сочинения И. Е. сохранился фрагмент в кодексе Vat. gr. 1056, к-рый посвящен предыстории и событиям первых лет войны (до 573); содержит вступление и начало повествования. Вероятно, рассказ историка Феофилакта Симокатты (нач. VII в.) о бегстве Хосрова II в Византию и о его возвращении на престол с помощью войск имп. Маврикия в 590-591 гг. основан на тексте истории И. Е. ( Theophyl. Sim. Hist. IV-V). Изд.: FHG. 1851. Vol. 4. P. 272-276; Historici Graeci Minores/Ed. L. Dindorf. Lipsiae, 1870. Vol. 1. P. 375-382. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 244-245; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 312-313; ODB. Vol. 2. P. 1064-1065. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471177.html

   Дыша гордынею, Гонория ответствовала: «я ли, благородная девица, приму на себя крест, знамение рабской и бесчестной казни? Знаменитые ораторы говорят, что крест не только не должен быть участью благородного человека, но что и самое имя креста навсегда должно удалиться от его памяти, зрения и слуха. Не только испытание крестных страданий, но самое ожидание и память о них недостойны свободного человека. Зачем же я буду носить крест как бы некое почетное отличие?»    СТАВРОФИЛА. Что ты говоришь сестра? Разве ты не знаешь, что крест от страдания на нем Господа прославился, что он теперь не бесчестное и смертоносное древо, но честнейшее и благословеннейшее из всех древ, древо прекрасное и пресветлое, как прикоснувшееся пресвятым членам тела Господня? Зачем считаешь неблагословенным древо, которое поистине блаженно и благословенно, на котором пригвождена цена всего мира? Не лучше ли тебе с мудрейшими из язычников сказать: «О преблаженное древо, на котором распростерт был Бог!» (Сивилла, по сказанию Созомена, кн. 2, гл. 1) и с Святою церковью славить преблаженное древо креста? Древо «крестное» врагам «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). Что величаешься благородством своим? Истинное благородство состоит в том, чтобы быть рабами Христовыми, как сказала Св. Агафия (день памяти — 5 февраля). Сия блаженная дева, происходившая от благородных родителей, с радостью предала себя на безчестное заключение в темницу, и мучителю своему говорила: «я раба Христова, и потому являюсь в виде рабском». Посмотри, кому ты служишь: Христу или сатане, добродетели или греху? Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Если же никого нет без греха, «ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:2); то почему тебе бегать креста под тем предлогом, что это рабское знамение?    ГОНОРИЯ. Ты очень усердная проповедница Ставрофила, но ничего не успеешь. Можешь, если тебе угодно, быть крестотерпицею и крестоносицею и ученицею креста, а я этого бесчестия никогда не приму.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   СТАВРОФИЛА. Охотно верю, что в самом кресте есть причина для радости, если кто внимательно размышляет о будущих воздаяниях; но радоваться в минуты самых испытаний Божиих это очень трудно; и я думаю, что немного таких, которые бы в страданиях веселились.    АНГЕЛ. Напротив, я многих представлю тебе. Апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Какой радости быль исполнен Апостол Павел, сказавший: «исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (2Кор.7:4). «Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Фил.2:17—18). Также и прочие Святые «другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр.11:36—37). И что иное были они, как не Псалмопевцы, бряцавшие на гуслях своих, и воспевавшие свидетельство Божьей Истины? Каким весельем исполнялись никогда эти мученики среди мучений! Много подобных примеров есть и в немощнейшем женском поле. Св. мученица Агафия в великой радости, как бы на пире и веселие, шла в темницу, вручая себя Господу своему (Память ее 5 февр.). Агния, тринадцатилетняя девица, еще слишком юная для страданий, созрела для победы, и превосходя свой возраст ревностью к добродетели, спешила на место казни с большею радостью, нежели шла бы в чертог брачный (Св. Амврос., кн.1 о деве. Память ее 21 янв.). Св. Фекла, восторжествовавши над зверями, огнем и узами говорила так: „если бы мне и всякий день должно было страдать в огне, от зверей, в узах и темнице, все страдания, и самая смерть ради веры во Христа казались бы мне приятнее самых изысканных наслаждений в жизни, лишь бы мне сподобиться ради Тебя за святое имя Твое, Господи, достойно понести мучения (Василия Селевк. Житие св. Феклы). Видишь ли Ставрофила, с какою радостью, с каким веселием сердца Святые претерпели страдания свои!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Батюшка подошел к нам, посмотрел на нас своим лучезарным, в душу проникающим взглядом, и благословил нас. Затем он окропил нас Святой водой. Приехав в Петербург, Безбородов стал спокойно дожидаться желанного ответа. Через 10 дней пришло письмо, из которого счастливый отец узнал об исцелении больной. Исцеление произошло 11-го сентября, в 2 часа пополудни. Так показал Господь чудо Свое через чудодейственную силу молитвы великого праведника, отца Иоанна Кронштадтского . Святый Первоверховный апостол Петр так говорит: Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме. ( Деян.10:37–39 ). Милостивый Государь, Господин Редактор! Покорнейше Вас просим не отказать поместить в Вашем уважаемом журнале нижеследующее наше удостоверение о событии, происшедшем на наших глазах, по молитве пастыря стада Христова отца Иоанна (Кронштадтского). Во вторник, 13 февраля сего 1907 года, на квартиру Ивана Аверьяновича Лебедева (Петербургская сторона, Плуталова улица, д. 7, кв. 11) был приглашен отслужить молебен досточтимый батюшка, отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Ко времени прибытия батюшки, около 4 часов пополудни, собрались в указанную выше квартиру Лебедева желающие получить благословение от нелицемерного ходатая и доброго пастыря стада Христова, о. Иоанна: дворянка София Федоровна Адлер, крестьянин Тверской губернии, Калязинского уезда, Талдомской волости, деревни Дулова Иван Давыдов, крестьянка С.-Петербургской губернии, дер. Первое Парголово Агафия Андреевна Бурова, дворник означенного выше дома Иван Дмитриев Грибков, и брат дворника – Тихон Дмитриев Грибков. Ровно в 4 часа прибыл отец Иоанн и со свойственной ему лаской, со всеми поздоровавшись, – приступил к благословению всех присутствующих, которых – жена квартирохозяина Ивана Аверьяновича, Анна Никитична, объясняла батюшке просьбы и нужды, имеющиеся к молитвеннику, отцу Иоанну. Благословив всех присутствующих, батюшка предложил помолиться Господу и, встав на колени пред образом, начал горячо молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Песнописец Иосиф Песнописец (греч. Ιωσφ μνογρφος; + 883 / 886 ), преподобный Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес . В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила (829-842) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III , неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит . Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

http://drevo-info.ru/articles/10027.html

И в явлениях жизни обыкновенной мы видим силу любви. Вот нежная мать несет на руках своего младенца в сильный полуденный зной и идет по неровному, жесткому пути. Спросите ее: приходит ли ей мысль бросить свою драгоценную ношу и все это не тягостно ли ей и трудно? С уверенностью можно сказать, что всего этого она как будто и не замечает по любви к своему младенцу: тяжесть ноши, сильный зной, неровный, жесткий путь – все поглощено любовью! Если так сильна и действенна любовь естественная, то что сказать о любви божественной? Мученики, исполненные любовью ко Христу, не только не боялись страданий, но еще с радостью желали принять их. Силу этой любви так изображает апостол Павел: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8, 35). г)  Особенное действие божественной благодати. Самая решимость страдать за Христа была плодом упования на благодатную помощь. «Надеюсь, – говорила св. мученица Агафия, – на Христа Бога моего, яко имать с высоты смотрети на подвиг мой со множеством св. Своих ангелов и помогати мне немощней будет» (Четьи Минеи, 5 февраля). Подобное чувство упования на благодатную помощь Божию было у всех христианских мучеников. Они никогда с самообольщением не опирались на свои силы и дарования. В духе глубокого смиренномудрия они начинали великий свой подвиг. Каждый из них мысленно говорил с апостолом: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). д)  Чудесное явление Иисуса Христа. Иногда Сам Господь Иисус Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их, так что они без малейшего смущения, с невозмутимым миром душевным принимали казнь. Так, в книге Деяний апостольских о св. первомученике архидиаконе Стефане повествуется, что он в то время, когда враги его рвались сердцем и скрежетали на него зубами, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящаго одесную Бога (7, 54–55), и объятый радостью божественного видения, он, побиваемый камнями, мирно перешел в вечно блаженный мир, среди коленопреклоненной молитвы (См.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И так, братие, по наставлению Христа Спасителя нашего, будем прежде всего и более всего искать царствия Божия и правды Его, жить и трудиться до закону Христову. А что нужно нам для земной нашей жизни, за наши праведные труды и за добрые деда, приложится нам от Господа. Аминь. Поучение в неделю 4ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды Иисус Христос пришел в город Капернаум; к Нему подошел сотник и просил Его, говоря: Господи! слуга мой лежит дома расслаблен, и жестоко страдает. Иисус Христос говорит ему: Я приду исцелю его. Но сотник, ответствуя Ему, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, а только скажи слово, и слуга мой выздоровеет. Услышав сие, Господь удивился и оказал идущим за Ним: и во Израиле Я не нашел такой веры. И сказал Господь сотнику: иди, и как ты веровал, так и будет тебе. И слуга его выздоровел в тот же час ( Мф.8:5-13 ). Добрые мои слушатели! Нередко и между нами много бывает больных. Мы и сами болеем, болеют и наши домашние. И каких только болезней не испытываем мы? И наши больные также нередко страдают жестоко. А больному иногда и свет Божий не мил и никакие радости не радуют его. Что же делать нам во время болезней? Как поступать нам тогда, чтобы и Бога не прогневить и милость от Него получит? Поступать так, как поступал Капернаумский сотник, когда слуга его был болен. Нужно со смирением обращаться с молитвою ко всемогущему Иисусу Христу, на Него единого возлагать все свое упование, с покорностью воле Его переносить свою болезнь и укрепляться св. верою в Бога. А вера в Бога каких только не делает чудес? Вера в Бога и болезни наши облегчает, и врачует скорее лекарства. Св. мученица Агафия была в темнице, измученная и израненная за веру Христову. К ней явился св. ап. Петр и предложил ей врачебное пособие. Что же св. мученица? Она не приняла никакого лекарства и сказала: „я имею Господа моего Иисуса Христа, Который во мгновение ока исцеляет“, — и тотчас исцелилась (Чет.-Мин. 5 февраля). И верно слово Господне: вся возможно верующему ( Мк.9:23 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Крестьяне, вооруженные кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять верст. Пока шли, решимость многих растаяла, и они стали возвращаться домой. Нашлись и такие, которые поспешили в город, чтобы предупредить большевиков. Когда оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпущена очередь из пулемета, установленного на колокольне. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась. Инцидент был исчерпан, но большевики никогда не прощали тем, кто выступал против них, и в Агломазово был направлен карательный отряд. Известие о карательном отряде достигло села, и священник благословил домашних уйти в соседнее село Калиновец, где служил брат жены отца Николая. Тревожные предчувствия томили его душу, и жена, видя это, сказала: — Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих. — Да, — сказал священник. И, помолившись, наугад открыл Апостол и прочел: «Верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Слово Священного Писания, как ничто другое, утешило и укрепило душу. Ко времени прихода карателей отец Николай совершенно успокоился, предав свою жизнь в волю Божию. Крестьяне говорили ему: — Беги, батюшка, убьют! — Я никогда не бежал и сейчас не побегу. Домашние ушли, остался только старший сын Александр. Отец Николай предложил и ему уйти, тем более что матери, возможно, потребуется помощь, но Александр не пожелал оставить отца. Священник надел теплый ватный подрясник и вышел из дома. Издалека показался отряд карателей. — Римские легионы идут, — покачав головой, сказал отец Николай. Карательный отряд приближался, и вскоре слышна стала песня, которую пели идущие: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...» Каратели расположились неподалеку от храма, в большом кирпичном доме, принадлежавшем некоему Седухину. Всех арестованных сводили в подвал дома. Списки на аресты составлял сельский учитель, Петр Филиппович, местный безбожник, не любивший храм и священника.

http://pravicon.com/info-1640

Она расправит выпрямленное покаянием звонкое тело свое — очи ко Христу — и взмоет ввысь, оставляя позади вопросы, сомнения, причины и следствия, вобрав в себя, дай Бог, лишь безусловную любовь; и мужество, смирение, надежда подхватят ее и понесут дальше, до тех самых глубин, где все откроется и объяснится… Господи, не дай мне забыть о том часе ни на минуту. — Простите, мадам, вам срочная телеграмма, — красивая стюардесса наклонилась, протягивая листок. — Мне? Телеграмма? — Да, вам. Вы — Ванесса Файнс? Значит, вам. Я развернула и прочла, там было несколько строк. «Родная моя, я вернулся сегодня. Спасибо Майклу, через него узнал о твоем отъезде, опоздал на несколько минут к отправке. Ни на секунду не переставал любить тебя. Еду вслед. Где ты, там и я. Прошу, оставайся в Домодедово. Вылетаю следующим рейсом. Твой Артур». Я читала телеграмму и перечитывала. Соседка — женщина со спящим розовым младенцем на руках поглядывала на меня с любопытством, и наконец не выдержала, спросила на ломанном английском: — You speak Russian? — Да, я — русская. — Что-нибудь случилось? — спросила уже по-русски. — Случилось, мой муж вернулся… — А где он был? — Далеко, где-то в Эквадоре… Ко мне вернулся. Простил… — Аа-а, — сказала женщина, и, видимо, ей еще сильнее захотелось узнать подробности, но она не решилась, боясь, наверное, показаться нетактичной. Только вздохнула и сказала: «Слава Богу!» — Слава Богу! — ответила я, и мы улыбнулись друг к другу. Я взяла из сумки Евангелие, которое матушка Агафия положила мне в дорогу. Открыла на странице с красной атласной лентой и начала читать. «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к товарищам, говорят: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не плакали». Ибо пришел Иоанн, не ест, не пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись; горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010