Примечания: 1 Со временем – после разделения единой Церкви на западную и восточную – эта функция иконы приобретает и еще один оттенок: икона становится свидетельницей Православия, аккумулирует в себе особенности православного вероучения и православного церковного искусства, начинает выступать как наглядный символ православного вероисповедания. 2 Перед иконой Спасителя молился в ночь накануне убийства в своем шатре св. князь Борис с отроком Георгием Угрином. Перед походной иконой изображается Борис и на миниатюрах. Новгород-Северский князь Игорь, как сообщает Лаврентьевская летопись, в ночь перед побегом из половецкого плена также молился перед иконой и крестом и взял их с собой в дорогу. 3 Описание труда иконописцев содержится во многих работах. 4 Конечно, возникли они гораздо раньше XVI века. 5 Мы имеем в виду жаргон офеней, который дал название воровскому жаргону – «феня», «по фене ботать». 6 Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы (описано в Киево-Печерском патерике), Елецкая-Черниговская, Царевококшайская, Жировицкая, Ахтырская. 7 Елеоточивая и многие другие. 8 Писидийская (об этой иконе говорится в материалах VII Вселенского собора), Устюжское Благовещение, Толгская. 9 Знамение (Новгородская), Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Каплуновская, Плачущая (Сокольская-Румынская), Страстная-Плачущая (Нью-Йоркская). 10 Иверская, Закланная, Ченстоховская, Кипрская, Нечаянная Радость и др. 11 Касперовская, Серафимо-Понетаевская и около трехсот икон, обновившихся в 20х годах ХХ века. 12 Лиддская-Римская, Иверская, Тихвинская и др. 13 Владимирская, Казанская, Курская-Коренная, Елецкая и др. 14 Скоропослушница, Югская, Смоленская-Соловецкая, Нечаянная Радость и др. 15 Иногда, правда, в таких работах заметно стремление вытеснить православное богословие с иконы (назвав его идеологией) с помощью якобы незаинтересованного научного подхода; на деле же получается вольная или невольная попытка вытеснить богословие методами марксистской идеологии или научного атеизма.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя

http://pravenc.ru/rubrics/123062_30.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ Мелания (Пахомова), затворница елецкого Знаменского мон-ря. Фрагмент портрета. 3-я четв. XIX в. (Елецкий КМ) Мелания (Пахомова), затворница елецкого Знаменского мон-ря. Фрагмент портрета. 3-я четв. XIX в. (Елецкий КМ) (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759, г. Елец Воронежской губ.- 11.06.1836, елецкий Знаменский мон-рь), затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря . Сведения о жизни М. Е. собрала насельница Знаменской обители схим. Магдалина (Иванова; 1827-1869). Могила Мелании Елецкой. Фотография. 2008 г. Могила Мелании Елецкой. Фотография. 2008 г. М. Е. род. в семье однодворцев Памфила и Феодосии Пахомовых. В детстве избегала развлечений, часто посещала храм. После смерти родителей старший брат М. Е. и др. родственники заставляли ее вступить в брак, но она тайно покинула дом и осенью 1778 г. стала послушницей елецкого Знаменского мон-ря. Узнав о местонахождении М. Е., родные настойчиво просили ее вернуться домой и выйти замуж за богатого человека, в противном случае грозились лишить наследства, но она осталась непреклонна. В Знаменской обители М. Е. подвизалась 58 лет в посте и непрестанной молитве, стяжала дар прозорливости, врачевания телесных и душевных недугов. Питалась лишь хлебом и водой, носила ветхую одежду с заплатами. Пользовалась духовными наставлениями елецкой старицы Василиссы Ивановны Кожуховой († 1849). С 80-х гг. XVIII в. младшая сестра М. Е. Екатерина Пахомова († 1804) по несколько дней проживала в обители в одной келье с подвижницей. Когда Екатерине исполнилось 18 лет, она окончательно поселилась в монастыре. Екатерина не приняла постриг, но М. Е. называла ее Исидорой, «по сходству образа жизни ее и беспрекословного послушания» с прп. Исидорой (IV в.), подвижницей Тавеннисийского женского монастыря в В. Фиваиде. Во время Великого поста сестры по 5 дней не вкушали даже хлеба.

http://pravenc.ru/text/2562802.html

Елецкая икона изображена: В церкви прор. Илии во 2-м Обыденском переулке в Москве находится больших размеров икона второй половины XVIII века в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной. В Елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. , ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери. Появление в Ельце начиная со второй половины XIX в. посвященных Елецкой иконе храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г. Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется древний град Елец,/поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/икону Ея чудную людие московстии сретаху,/тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/грозное его нашествие вспять обрати./Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/умильно Ей взываем:/и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая. Литература Использованные материалы   построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого района Липецкой обл.   Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях//Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58   Геронтий (Кургановский). 1894. С. 17   Воскресенский. 1911. С. 96   Назаров. 1899. С. 71   Назаров. С. 71; фотография кон. 80-х или 90-х гг. XIX в. (Фотоархив ИИМК РАН)   Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71, 1715-1716 гг.)   Новгород-Северский, 1676   Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659   РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472

http://drevo-info.ru/articles/8622.html

Список Е. А. и. упоминается среди святынь ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери ( Клоков, Найдёнов, Новосельцев. 2007. С. 236). По сведениям настоятеля Вознесенского собора прот. Василия Романова, полного извода икона живописного письма была найдена «в груде старых икон» в 2006 г. и помещена в Великокняжеской ц. Ельца. Появившиеся со 2-й пол. XIX в. в Ельце посвящения храмов и престолов в честь Елецкой иконы, очевидно, связаны с прославлением Е. А. и. В Вознесенском соборе Ельца, построенном по проекту К. А. Тона (1845-1889), в честь Елецкой иконы был освящен придел. К храму Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе (1789) было пристроено 2 придела, один из к-рых освящен в честь Елецкой иконы (1871-1875). В окт. 1890 г. в городскую думу ельчанами было подано прошение о возведении в преддверии 500-летия со дня явления в 1395 г. в Ельце Богородицы храма с главным престолом в честь Елецкой иконы. В 1892 г. архит. А. С. Каминским был создан проект храма. Его возведение в районе устья р. Лучок началось в 1893 г. и окончено только в 1913 г. (в 1929 закрыт, в 1989 передан РПЦ, в 1991 возобновились богослужения, в 1992 присвоен статус памятника регионального значения). Главный престол в расхождение с первоначальным замыслом был освящен 26 нояб. 1915 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а правый - в честь Елецкой иконы и прор. Осии. Тем не менее для ельчан храм, 2-й по величине в городе, до сего дня остается ц. в честь Елецкой иконы. В сер. 90-х гг. XX в., после возобновления богослужений в храме, главный престол был освящен иерейским чином в честь Елецкой иконы. Лит.: Шубин Н., прот. Ист. описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце, Орловской губ. Орел, 1889. С. 69-79; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Елецкого Св.-Троицкого муж. 3-кл. мон-ря. Спб., 1894; он же. Ист.-стат. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895; Назаров Е. И. История ц. во имя Елецкой иконы Божией Матери в г. Ельце Орловской губ., сооружаемой в память чудесного избавления России от нашествия Тамерлана. СПб., 1896; Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка//Елецкая быль. Елец, 1999. Вып. 8. С. 94, 151-152; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Елец. Липецк, 2006. С. 79, 94, 211-213, 299-307. Ил. на с. 80, 93.

http://pravenc.ru/text/189781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография Божией Матери ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ) ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.) КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение которых по преданию или исторически было связано с островом Кипр КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празднование 21 февр.), прославилась чудесами в 1881 г. в 1881 г. в имении графов Капнистов Козельщина Кобелякского у. Полтавской губ. (ныне пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл., Украина) КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского КОРЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице, 20 марта и 11 июня), чудотворная, находится в корецком во имя Св. Троицы женском мон-ре Ровненской епархии КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом)

http://pravenc.ru/rubrics/123210_3.html

ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя

http://pravenc.ru/rubrics/123208_9.html

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события Русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г. Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Церкви. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Елецкая-Владимирская» Тропарь, глас 4: Днесь светло красуется древний град Елец,/поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/икону Ея чудную людие московстии сретаху,/тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/грозное его нашествие вспять обрати./Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/умильно Ей взываем:/и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая. Елецкая икона Божией Матери. Празднование этой иконе установлено в память о явлении Пресвятой Богородицы в 1395 году в городе Ельце во время нашествия татаро-монгольских полчищ на Русскую землю. Предводителю вражеских войск Тамерлану в сонном видении явилась Пресвятая Богородица, о чем сам Тамерлан впоследствии рассказывал, что он видел Светоносную Жену, запретившую ему идти дальше. В страхе и смятении Тамерлан повелел войскам отступить от города. Так была спасена Русская земля от опасного нашествия благодаря заступничеству Царицы Небесной. Святых мученик Адриана и Наталии НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры святых, глас 4. Подобен: Яко добля: Пречестное страдание,/доблественная борения мучеников, славне, узрев,/самовольне вдался еси к подвигом мужеским умом,/не пощадив плоти любве ради Божественныя./Темже прошел еси доблественныя подвиги,/смирив гордость сопротивнаго,/Адриане терпеливодушне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Долинская, 13 февраля Домницкая, 1696 г., 8 сентября + Домостроительница, или Экономисса, 5 июля + Донская, 1380 и 1591 гг., 19 августа + Достойно есть – Милующая, 335 г., 11 июня Дубенская Дубовичская, 13 сентября Думницкая Дуниловская-Казанская, 29 июня + Египетская, 1060 г., 11 января Елеоточивая, 17 ноября + Елецкая, 1060 г., 11 января + Елецкая-Черниговская, 1060 г., 5 февраля + Ерманская, 12 октября + Ефесская, или Корсунская, 988, 1170 г. и 1239 г., 9 октября + Жадовская Живоносная Источница + Живоносный Источник, 450 г., в пятницу Св. Пасхи 559 Живоносный Источник – в Саровский пустыни + Живоприятная, или Предвозвестительница, 382 г. Животодательница, в неделю Всех святых + Жировицкая, 1191 г., 7 мая + Закланная, IV века, 21 января Заоникисвская, 1588 г., 23 июня Зимаровская-Боголюбская, 1771 года, 25 марта + Знамение – Абалацкая, 20 июля Знамение – Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Знамение – Албазинская, 27 ноября Знамение – в Златоустовском монастыре, 27 нояб. Знамение – в Соловецком монастыре, 27 ноября Знамение – Владимирская, 27 ноября Знамение – Вологодская, 27 ноября Знамение – Каменская, 16 сентября + Знамение – Курская, 1295 г., 8 сентября Знамение – Московская, 27 ноября + Знамение – Новгородская, 1170 года, 27 ноября Знамение – Павловская, 27 ноября Знамение – Серафимо-Понетаевская, 27 ноября Знамение – С.-Петербургская, 27 ноября + Знамение – Царскосельская, 1645 года, 27 ноября И Тебе Самой душу пройдет оружие, 13 августа + Иверская, 999 и 1648 гг., 12 февраля Иверская, 999 г., 31 марта Иверская, 1648 г., 13 октября + Иверская – в Моздоке, 12 февраля Иверская – в Нижнем Новгороде, 12 февраля Иверская – в Смоленске, 1700 г., 12 февраля Иверская – в Софрониевой пустыни, 1713 г., 12 февраля + Иверская на Афоне, IX века, 27 апреля Иверская, на Пасху + Игоревская, 5 июня + Игрицкая-Песоченская, 1624 г., 28 июля + Иерусалимская + Иерусалимская, 998 г., 12 октября + Иерусалимская – в Измайловской богадельне, 12 октября Иерусалимская – на Волыни, 12 октября

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: Техника, 1998 г. Один из самых древних монастырей Северщины основан на Елецкой горе правого берега р. Десны, чуть дальше к западу от древнерусского Детинца Чернигова. Есть предположение археологов, что на Елецкой горе в Х–в начале XI веков был княжеский двор. Этому предположению противоречит легенда об основании монастыря, зафиксированная Елецким игуменом Иоанникием Галятовским в XVII веке. " На том городе монастыря от людей, идущих образ Пресвятой Богородицы лучами светлыми, как огнем окруженный, есть виденный и найден на дереве еловом! " Чудотворная икона посреди елового леса была найдена 3 февраля 1060 года, тогда же князь черниговский Святослав Ярославич, сын великого князя Киевского Ярослава Мудрого, основал на месте явления иконы монастырь Успения Богородицы, который в народе прозвали Елецким. С этими событиями связана и чудотворная икона Елецкой Богородицы. До наших времен дошла и хранится в Черниговском историческом музее одна из копий иконы, сделанная в XVII веке. Более древняя копия, вряд ли оригинал, в 1860 году была передана в Харьковский Успенский собор. Уже упоминавшийся нами, Галятовский описывает Елецкую Богородицу, которую он видел в середине XVII века: " нарисованное дерево еловое с зелеными ветвями, между теми отраслями зелеными высоко сидячая, на своих коленях младенца Христа, сидящего под мышки левой рукой держачая, правой рукой Христа за ноги держит, а Христос в руки держит хартию звитую " . Если сравнить это описание с иконой " Елецкая Богородица – неувядаемый цвет " , которая осталась в Чернигове, увидим почти полное тождество, за исключением хартии в руках Христа. По мнению доктора искусствоведения Григория Логвина, тип лица Богородицы, рисунок глаз и губ, весь образ Марии, стилистика иконописи очень близки к образу Ильинской Богородицы в 1654 году мастера Григория (Геннадия) Дубенского. О том, что Черниговская Елецкая Богородица является, хотя и достаточно свободным, и все же копией иконы древнерусского периода, свидетельствует характер изображения на ней сооружений Елецкого монастыря: видим два типичных древнерусских соборы со спицевыми покрытиями закомар, перспективными арочными порталами, аркатурными фризами на фасадах и другими характерными приметами.

http://sobory.ru/article/?object=01653

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010