Очевидно, тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви. Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Темир-Аксака совершался крестный ход из Вознесенского собора в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Талица, но незадолго до 1899 г. он был отменен (по нек-рым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь» ( Назаров. 1899. С. 71). На 8 июля приходится также празднование Казанской иконе Божией Матери. Возможно, совпадение дат привело к подмене Е. и. Казанской, к-рая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады» (Там же. С. 71; фотография кон. 80-х или 90-х гг. XIX в. (Фотоархив ИИМК РАН)). Однако в XIX в. именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесенным в Елец в 1395 г., что невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти 2 столетия, в 1579 г. Елецкая икона Божией Матери. Кон. 90-х гг. XX в. (Вознесенский собор, Елец) Елецкая икона Божией Матери. Кон. 90-х гг. XX в. (Вознесенский собор, Елец) В Талице был храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Сооружение деревянного храма можно отнести ко времени ок. 1638 г. (дата фигурирует в надписи на напрестольном Евангелии, вложенном в храм царем Михаилом Феодоровичем), каменного - к 60-м гг. XVIII в. ( Назаров. 1899. С. 76-77). Согласно метрике Вознесенского собора 1887 г. из ОР ИИМК РАН (Ф. P-III. Д. 4332. Л. 10), «на прежней сребропозлащенной ризе, которою обложен был сей образ, вырезана на серебряной с чернью дощечке следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасен от нашествия Темир-Аксака в 1395 году из острога Талицы и перенесен в церковь г. Ельца»». Икона с подобной табличкой не выявлена, на фотографии XIX в. с интерьером Вознесенского собора видно, что Казанская икона украшена ризой, соответствующей иконографии образа; неизвестно, была ли эта табличка на данной иконе. Е. и., спасенную от нашествия Темир-Аксака, связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери, принесенной 26 авг. 1395 г. по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) для всенародного моления из Владимира в Москву (ПСРЛ. Т. 25. С. 222). Согласно преданию, во сне Темир-Аксаку явилась Пресв. Богородица и он повернул войска вспять.

http://pravenc.ru/text/189783.html

На Елецкой Черниговской иконе изображена ель, среди зеленых ветвей которой помещается сам образ Богоматери с Предвечным Младенцем на коленях. Величина всего изображения — 1 аршин и 14 вершков в вышину (если измерять посередине, так как вверху икона полукругла) и 1 аршин 1 вершок в ширину. Длина же самой иконы, находящейся в ветвях дерева, составляет 10 3/4 вершка, а ширина — 51/2 вершков. Вся лицевая сторона образа покрыта серебряной вызолоченной ризой, а венец Божией Матери украшен дорогими камнями. Елецкая икона Богородицы в летнее время находится в главном Успенском соборном храме обители, а на зимнее время переносится в теплый Петровский, где и занимает особое место в киоте, с правой стороны за клиросом. Перенесение это совершается с особенной торжественностью, при соборном участии братии в священных облачениях, с пением тропаря Богоматери и при колокольном звоне. В Черниговском Елецком монастыре с очень давних времен существует обычай каждую среду пред литургией служить молебен Богоматери с акафистом. К этому молебному пению и акафисту, совершаемым пред чудотворной иконой, усердные богомольцы, несмотря ни на какую погоду, всегда стекаются в значительном числе. Жители Чернигова имеют обыкновение брать этот чудотворный образ в свои дома. Икона Богоматери, называемая Елецкая-Черниговская, имеется также в Харьковском Успенском соборе. Окольничий князь Даниил Барятинский, находившийся под начальством князя Василия Голицына и командовавший новгородскими полками, в 1687 году возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и, находясь уже при смерти, отдал бывшую при нем в походе Елецкую икону Богоматери в харьковский Успенский собор, где она и находится до сего дня. Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая-Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

создать елецкий аналог Киево-Печерского патерика и др. патериков «знаменитых монастыров руских». Так, в 1-м «чуде» повествуется о Крещении Руси, о постройке первых храмов, проводится параллель: кн. Ярослав Владимирович в Киеве построил церкви Св. Софии и Благовещения, а его сын Святослав возле Чернигова на горах Болдиных создал ц. Успения Пресв. Богородицы. Тут же представлены собранные И. в 1676 г. версии происхождения названия монастыря (преимущественно устного бытования): «Поведают в Чернегове обиватели давнии, же на том месцу… образ Пресвятой Богородицы знайденый за давних часов на дереве еловом» (на поле помета: «Григорий Яхимов, войт чернеговский, и старший брат его Исаак тое поведали»); «Никита Иванович князь Одоевский поведал такии слова: близко Чернегова на дереве еловом знайденый образ Пресвятои Богородицы; для того збудованая там церков ся называет Богородица Елецкая, зачим од елины, альбо елю, ест названа». Из письменных источников 1-го «чуда» в маргиналиях указаны: Матвей Стрыйковский, «Синодик, албо поминник Пресвятои Богородицы Елецкои» Черниговского еп. Зосимы (Прокоповича) , Киево-Печерский патерик в редакции Сильвестра (Косова) . Мн. использованные И. легенды - фольклорного происхождения. «Чудо» 2 охватывает большой период в истории Елецкого мон-ря: от его основания при кн. Святославе Ярославиче до реконструкции при И. Автор проводит параллели между Киево-Печерским и Елецким монастырями: устройство прп. Антонием Печерским на склонах Болдиных гор возле Чернигова пещеры способствовало тому, что он «приоздобил и прославил» не только Печерский монастырь, но и Елецкий. Похожим был архитектурный облик главных храмов названных обителей: «...як в Киеве Печерская, так в Чернегове Елецкая церков докола каплицами была оточена». Оба мон-ря были разрушены и опустели во времена нашествия хана Батыя, потом восстанавливались князьями: «...церков Печерскую Симеон Олелкович, князь восстановил, а Елецкая церковь была «направлена од кого з великих князей московских». Кроме разорения Елецкого мон-ря монголами упоминаются также разрушения, нанесенные войсками кн.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Елецкая Лозовка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1874. Адрес: Россия, Липецкая область, Хлевенский район, село Елецкая Лозовка Координаты: 52.259116, 39.182892 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм была построена в 1874 г. на средства прихожан. По некоторым другим данным, Свято-Введенскую церковь построили в 1879 году. Табличка же на самом храме указывает на 1885 г. Кирпичное здание на фундаменте из пиленого камня включает квадратный в плане основной объем с полуциркульной апсидой, увенчанный цилиндрическим световым барабаном, перекрытым полусферическим куполом с главкой, прямоугольную в плане трапезную в шесть световых осей и примыкающую к ней с запада трехъярусную колокольню. По периметру фасадов здание обработано филенчатыми пилястрами, барабан – обычными пилястрами. Ризалиты северного и западного фасадов увенчаны треугольными фронтонами. Оконные проемы церкви, трапезной и первого яруса колокольни – прямоугольные с полуциркульным завершением, обработанные профилированными наличниками. Первый ярус колокольни – прямоугольный в плане, второй и третий – квадратные. Второй ярус прорезан по сторонам света лучковыми оконными проемами, третий ярус – арочными проемами звона, декорированными килевидными архивольтами. Купол светового барабана и завершение колокольни новые. В архитектуре храма объемно-пространственная композиция позднего классицизма сочетается с элементами стилевого декора эклектики. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Строилось здание 10 лет, на народные средства и за счет денег, вырученных за проданный лес и сданную в аренду землю. Сельским попечителем по постройке был Воронин Лазарь из рода Балахонцевых. Он нанял только мастеров – специалистов из Усмани и села Замятина, а все остальные подсобные работы выполняли сами елецлозовцы. Строили только летом, зимняя кладка считалась не прочной. Старики рассказывали, что для крепости раствора и для того, чтобы здание стояло века, в раствор добавляли яичные белки так, что елецлозовцы в течение 10 лет летом не кушали яиц. И действительно, церковь и сегодня стоит как монолит. Десять лет подряд корчевали лес селяне. Строевую древесину и дрова продавали, а пни использовали для выжигания кирпичей. Кирпич делали тут же недалеко от новостройки, до сих пор сохранилась огромная яма на выгоне. На стороне покупали только кирпич особой формы для сводов, и украшения окон и закомар.

http://sobory.ru/article/?object=17456

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVIII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 18-м томе «Православной Энциклопедии» значительное место отведено статьям о важнейших понятиях христианского вероучения, церковной организации, духовной жизни:  «Единородный сыне», «Елеопомазание», «Елеосвящение», «Ектения», «Епархиальное собрание», «Епархиальное управление», «Епархия», «Епископ», «Епископия», «Единоверие», «Ересь», «Епитимия» и др. В статьях, посвященных чудотворным иконам Божией Матери: Египетская, Елеоточивая (Элеовритисса), Елецкая Аргамаченская, Елецкая, Елецкая Черниговская, — даны описания икон, история их прославления и бытования в России и других странах, основанные на последних исторических и искусствоведческих исследованиях. Статьи о епархиях, находящихся в юрисдикции как Русской Православной Церкви, так и других Поместных Церквей, содержат обширные исторические сведения о них, описание их современного состояния, обзор церковно-исторических памятников и действующих монастырей, расположенных на их территориях. В частности, в 18-м томе представлены: Единецкая и Бричанская епархия митрополии Кишиневской и всея Молдавии, Екатеринбургская и Верхотурская епархия, Екатеринодарская и Кубанская епархия и др. Среди наиболее значимых и обширных статей следует выделить статьи о ветхозаветных  персонажах, отцах Церкви, других святых и их творениях, играющих важную роль в духовном развитии человечества: «Ездра», «Езекия», «Екатерина, великомученица, Александрийская», «Екклесиаста книга», «Елена, равноап.», «Елисавета Феодоровна, преподобномученица, великая княгиня»,  «Елисей, пророк», «Енох», «Епифаний Кипрский», «Есфири книга» и др. Выделяется статья «Екатерины великомученицы монастырь на Синае», в которой  впервые на русском языке в столь полном объеме изложен материал о всемирно известных святынях христианского мира, сохраняемых в обители. Подробная библиография на русском и иностранных языках, сопровождающая энциклопедические статьи, дает читателям представление о научных изысканиях по данной теме и является подспорьем в дальнейшей разработке изложенных проблем.  

http://pravenc.ru/shop/657822/

Блаженная Мелания, Елецкая затворница, и ее сподвижницы (Память 11 июня). Девица Мелания родилась в 1759 году от бедных, но благочестивых и православных родителей. Это были – Елецкого уезда, подгородней Ланской слободы однодворцы – Памфил и Феодосия Пахомовы, которые, пожив добродетельно немного лет в честном супружестве, отошли ко Господу, оставив по себе наследника дому своего старшего сына. Перед кончиной своей вручили ему весь дом и своих малолетних дочерей – Меланию и Екатерину, завещав ему воспитывать их в страхе Божием, и самому, паче всего, стараться быть благочестивым христианином. Девица Мелания, еще прежде совершенных лет, почувствовала в себе влечение к иноческой жизни. Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою, она часто ходила в храм Божий и чаще всего на Каменную гору; там она слушала душеполезные беседы стариц, и, возвращаясь в дом, уговаривала брата отпустить ее на жительство в монастырь. Каменная гора находится при городе Ельце, в Орловской епархии. Предание говорит, что сначала здесь жили монахи, а в 1675-м году здесь был уже монастырь Курской иконы Божией Матери с малыми кельями для монахов. Но не было приличного приюта для стариц и монахинь, которые, за неимением обители, с болезнью сердца и воздыханиями скитались по домам благочестивых жителей Ельца, и для слушания богослужения приходили то в ту, то в другую приходскую церковь г. Ельца. Такое грустное положение благочестивых стариц, – между которыми в то время Иулита была уже игуменией, – обратило на себя сердобольное внимание первого епископа Воронежского и Елецкого, святителя и чудотворца Митрофана. Проникнутый отеческой заботливостью о своей пастве, святитель Христов писал о столь безотрадном положении Елецких монашествующих к царствовавшим тогда Иоанну и Петру Алексеевичам с сестрой их Софией; а в 1683 году – монахинь с игуменией Иулитой, не имевших монастыря, св. Митрофан поместил в монастырь Курской иконы Божией Матери, что на Каменной горе, а монахов из этого монастыря перевел в Елецкий Троицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преосвященный Зосима пишет: «То все (и ильинский, и Елецкий монастыри) цело зоставало в Чернигове до пристя незбожнаго Батия царя татарскаго, поганина, который з великими войсками татарскими пришовши в землю русскую, спустошил оную; на той же час и монастырь в Чернигове Пречистой Богородицы Елецкой на горах Болдынских спустошил, року от сотворения света 6748 (1240)». Более чем вероятно, что в то время, когда татары несколько притихли, довольные данями России, хотя главный храм в был в развалинах, Елецкая обитель не оставалась вовсе без иноков. Под управлением восстановленной епископии черниговской, без сомнения, древняя святыня была до некоторой степени восстановлена. С 1445 года Чернигов был в ведении православного можайского князя, а с 1499 года перешёл в полное распоряжение московских великих князей, и они стали присылать сюда своих воевод. Тогда Елецкая обитель, хотя и не в прежнем величии, была восстановлена. Галятовский, в своё время, дошёл до такого убеждения отзывами живых очевидцев. Он пишет: «В селе Сомове, что между Севском в Карачевым, жили два брата: священник Симеон и священноинок Феофан – старый до того, что ему было более 100 лет; в Тупичёве Авдей Дорошович имеет до 150 лет; в Чернигове Максим Костомаха 110 лет. Эти старцы рассказывали нам в 1676 году, что они, будучи ещё молодыми людьми, жили в Чернигове в правление великих князей московских (то есть до 1616 года); тогда на Елецкой церкви было много верхов (куполов) каменных; Елецкий монастырь был окружён палями, как замок черниговский, и жили тут московские иноки... Сила Денисович Вохня, черниговский житель, которому было около 200 лет, от старости слепой и глухой, рассказывал нам в 1676 году, что на Елецкой церкви были верхи каменные, но покрытые не оловом, а дубовыми досками, осмолёнными смолой; монастырь был обставлен палями вокруг, как теперь черниговский замок; кругом церкви были келлии и жили иноки. … Старцы Сила Денисович Вохня, Авдей Дорошович и Максим Костомаха сказывали, что в Елецком монастыре был колодезь и большие колокола висели на двух столбах, а малые на колокольне... Новгородосеверский иеромонах Антоний, человек старый, более 100 лет, писал в 1676 году, что в правление московских князей жил он в Елецком монастыре и тогда был там архимандритом Серапион Высоцкий» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕЦКАЯ И ЛЕБЕДЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ Липецкой митрополии образована решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. путем выделения из состава Липецкой епархии (см. Липецкая и Задонская епархия ). Включена в состав Липецкой митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Елецкий и Лебедянский». Объединяет приходы в административных границах Елецкого, Данковского, Долгоруковского, Измалковского, Краснинского, Лев-Толстовского, Лебедянского, Становлянского и Чаплыгинского районов Липецкой области. Кафедральный город – Елец, кафедральный собор – в честь Вознесения Господня, правящий архиерей Максим (Дмитриев) . Епархия разделена на благочиния: Елецкое, Елецкое районное, Данковское, Долгоруковское, Лебедянское, Лев-Толстовское, Становлянское, Чаплыгинское. В епархиальном управлении работают отделы: информационный, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, религиозного образования и катехизации, паломнический; и комиссии: комиссия по миссионерской и антисектантской деятельности, по канонизации, по пастырской работе в исправительных учреждениях, по пастырской работе среди молодежи, по реставрации и строительству храмов, по церковной благотворительности и социальному служению, попечительская комиссия. Монастыри: Действующие: Елецкий во имя Святой Троицы (мужской, в Ельце; основан ранее 1592, упразднен в 1775, возобновлен на новом месте в 1836, закрыт в 1919, возобновлен в 2006), Елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамения» (женский, в Ельце; основан в 1683, упразднен в 1764, восстановлен в 1822, преобразован в артель в 1919, закрыт в 1928, возобновлен 7 окт. 2004), лебедянский во имя Святой Троицы (в Лебедяни; основан ок. 1621 как мужской, упразднен в 1764, возобновлен 1768, закрыт в 1919, 27 дек. 2005 возобновлен как женский), Раненбургская Петропавловская пустынь (мужская, в поселке Рощинский Чаплыгинского района, основана в1712, закрыта в 1920, возобновлена 6 окт. 2003), Сезёновский в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновский (женский, в с. Сезёнове Лебедянского района; основан как женская община в 1849, монастырь с 1853, закрыт в 1930, возобновлен в 2010), Троекуровский Иларионовский во имя великомученика Димитрия Солунского (женский, в селе Троекурове Лебедянского района; основан как женский община в 1857, монастырь с 1871, закрыт в 1930, возобновлен в 2003).

http://pravenc.ru/text/540849.html

Впрочем, есть еще другое известие, по которому св. икону еще раньше, — когда в 1579 году, в Баториеву войну, Чернигов перешел в руки Польского короля, — взял в Москву князь Барятинский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича. В 1676 году братья Козелы привезли из города Владимира в Чернигов другой образ Богоматери, также называемый Елецким. Ныне эта св. икона находится в Елецкой обители. Она не оригинал, найденный прп. Антонием, а один из многочисленных списков с древней Елецкой иконы, прославленный, подобно древней иконе, многочисленными чудесами. Архимандрит Иоанникий Голятовский, бывший настоятелем Елецкого монастыря в XVII веке, говорит об этом чудотворном образе следующее: «Этот образ Пресвятой Богородицы привез из Великой России, именно из Владимира, Никита Феодорович Козель в январе 1676 года в Чернигов на ярмарку, и этот образ купил у него Константин (Константинович), князь Мазопетта (Острожский), и отдал его (взамен утраченного) в церковь Елецкой Богородицы. Ибо такой образ московские люди называют Богородицей Елецкой, так как он обретен в Чернигове на ели, что они вычитали у какого-то русского летописца». В том же 1676 году Иоанникий посылал своих старцев в Москву для того, чтобы точно установить, почему эта икона именуется Елецкой. На это происходивший от Черниговских князей боярин Никита Иванович Одоевский отвечал: «Слышали мы от своих дедов и прадедов, что близ Чернигова на ели найден был образ Богоматери, а потому и церковь, там основанная, названа Богородице-Елецкая. Кем был поставлен туда образ, неизвестно, но то известно, что это было при князе Черниговском Святославе Ярославиче, как записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича: церковь Елецкая основана в 6568 (т. е. в 1060) году. Из Чернигова во время военное сия икона перенесена в Москву, а в Чернигове сей иконы нет». Архимандрит Иоанникий Голятовский возобновил разрушенный польским полководцем Горностаем Елецкий монастырь Богородицы и поставил в нем пожертвованную князем Острожским св. икону. Кроме того, он описал в своей книге «Скарбница», или «Скравница» (Сокровищница), изданной в 1678 году в Новгороде-Северском, те многочисленные чудеса, которые совершались от этой иконы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

Елецкая Черниговская икона Божией Матери Материал из Азбука паломники История [ править править код ] Икона была обретена в феврале 1060 года, в лесу на окраине Чернигова. На горе, поросшей густым еловым лесом, народ заметил необычное сияние, а когда решили разобраться, что же это за диво, увидели на высокой ели икону Божьей Матери с младенцем на руках. Князь Святослав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, родоначальник черниговской княжеской династии, решил основать здесь монастырь. Назвали его Елецким (по горе, заросшей еловым лесом), а немногим позже в монастыре возвели храм Успения Пресвятой Богородицы, в нём поместили чудесно обретённую икону Божьей Матери, которую тоже назвали Елецкой. По преданию, чтобы спасти икону от монголо-татар, обложивших Чернигов, иноки замуровали её в монастырской стене, а когда завоеватели ушли из разорённого града, вернули её в Успенский собор. Здесь она находилась долгие годы, но потом загадочно исчезла, следы её затерялись. Прошли столетия, лик чудотворной иконы основательно позабылся. Черниговский архимандрит Иоанникий Голятовский (1620—1688) специально отрядил нарочных в Москву к князю Н.И. Одоевскому, потомку Святослава Ярославича, чтобы они разузнали у него историю иконы Елецкой Божьей Матери. И детально рассказал об этом в своей книге «Скарбница потребная…». А в середине XΙX ст., пребывая харьковским епископом, Филарет Гумилевский записал предание, что кто-то из князей Барятинских, посчитав икону Елецкой Божьей Матери своим наследственным достоянием, увёз её из Чернигова, а потом она якобы очутилась в Харькове. Но была ли обретённая в Харькове икона Елецкой Божьей Матерью, теперь трудно судить, потому что она бесследно пропала уже в советские годы. В настоящее время в Успенском соборе черниговского Елецкого монастыря можно увидеть совсем другой чудотворный образ Елецкой Божьей Матери. Более 300 лет назад привезли его на ярмарку в Чернигов из города Владимира два брата, икону у них купил благочестивый черниговец и подарил Елецкому монастырю. Интересна композиция иконы: на дереве помещён образ Богородицы с младенцем на руках, а под ним написана черниговская крепость XVΙΙ ст.. И уже возле этой иконы происходили случаи чудесного исцеления притекающих к ней. Все они были записаны в специальную книгу, которая хранилась в ризнице монастыря до революции 1917 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Елецкая_Черниг...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010